факультатив "Растения в жизни человека"
элективный курс по биологии (7 класс) по теме

Олеся Александровна Акулова

Программа факультатива для 7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fak-tiv.doc292.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Курежская основная общеобразовательная школа

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА

Для 7 класса

«Растения в жизни человека»

Программа составлена на основе программы В. В. Васильевой

                                                                         

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В рамках реализации этнокультурного компонента, по биологии для 7 класса разработаны факультативные занятия «Растения в жизни человека» по следующим темам: «Многообразие растений», «Дикорастущие растения», «Пищевые растения», «Лекарственные растения», «Ядовитые растения», «Масличные растения», «Декоративные растения», «Растения в легендах и мифах».

Изучение роли растений в жизни человека способствует обогащению, расширению знаний по биологии, формированию познавательного интереса, практических умений, ответственного отношения к природе.

Цель курса – расширение, структурирование и конкретизация знаний учащихся о роли растений в жизни человека.

Цели и задачи факультативных занятий «Растения в жизни человека» заключается в углублении имеющихся биологических знаний учащихся.

В результате освоения данного курса, происходит органическое проникновение учащихся в мир растений с помощью научной литературы. Это не только расширяет общий кругозор учащихся, но и способствует осознанию необходимости овладения новыми знаниями.

Курс «Растения в жизни человека» включает использование разнообразного демонстрационного материала.

Программа факультативных занятий, предполагает и самостоятельную работу учащихся с дополнительной литературой.

Программа факультативных занятий рассчитана на 17 ч для учащихся 7 классов основной школы.


Ожидаемые результаты

В результате  посещения   факультативных  занятий у учащихся будут сформированы представления:

  1. О многообразии растений;
  2. О появлении первых растений на Земле;
  3. О дикорастущих растениях;
  4. О пищевых растениях;
  5. О лекарственных растениях;
  6. О ядовитых растениях;
  7. О масличных растениях;
  8. О декоративных растениях;
  9. О сорных растениях

Учащиеся овладеют следующими способами деятельности:

  1. Работать с дополнительной литературой;
  2. Самостоятельно готовить доклады и сообщения;
  3. Работать с определителем растений;
  4. Изготавливать гербарий;
  5. Подводить итоги и делать выводы;
  6. Различать ядовитые растения от лекарственных;
  7. Различать пищевые растения от сорных.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Многообразие растений.

Ботаника – наука о растениях. Как возникла наука о растениях? Как появились первые растения на Земле? Сколько живут растения? Хакасские сказки, загадки, стихи. Демонстрация: картинки, фотографии растений.

  1. Дикорастущие растения.

Однолетние и многолетние дикорастущие растения. Правило сбора растений для создания гербария. Правило заполнения этикеток для гербарных листов. Определение собранных растений. Подготовка гербария. Хакасские сказки, загадки. Демонстрация: гербарные экземпляры, плакаты.

  1. Пищевые растения.

Основные пищевые растения: пшеница, рожь, овес, ячмень, кукуруза, рис, просо. Многообразие сортов, особенности их выращивания, пищевая ценность злаков. Картофель в России. Виды растений, используемых в хакасской кухне. Демонстрация: таблицы с изображением растений, гербарные коллекции растений.

  1. Лекарственные растения.

В чем целебная сила растения? Лекарственные растения – источник здоровья. Что такое фитотерапия? История народной фитотерапии. Содержание различных химических соединений в растениях, их комплексное воздействие на организм. Правила сбора, хранения и использование лекарственных растений. Перец как лекарство. Лекарственное значение растений у хакасов. Демонстрация: фотографии, картинки лекарственных фотографий.

  1. Ядовитые растения.

Описание ядовитых растений и их воздействие на организм человека. Причины отравлений. Распознавание ядовитых растений по их изображениям. Начальные признаки отравлений, меры доврачебной помощи пострадавшему. Хакасские сказки, загадки, поговорки. Демонстрация: фотографии, плакаты, картинки ядовитых растений.

  1. Масличные растения.

Отличия растительных жиров от жиров животного происхождения. История возделывания оливы. Оливковая ветвь. Арабская легенда об оливе. Подсолнечник. Другие масличные культуры: рапс, горчица, соя, кукуруза. Хакасские сказки, загадки. Демонстрация: фотографии, картинки растений.

  1. Декоративные растения.

Огромное количество видов, культур, сортов, форм декоративных растений. Как почитают цветы в разных странах. «Цветок городской бедноты». Хакасские сказки, загадки. Демонстрация: плакаты, картинки растений.

  1. Растения в легендах и мифах.

Фиалка – символ жизни и смерти. Гранат – символ власти и плодородия.  Божественная гвоздика. Мак – слезы Венеры. Незабудка – цветок памяти. Хакасские сказки, загадки. Демонстрация: фотографий, картинок.

Учебно–тематический план

Темы курса

Форма проведения занятий

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1. Многообразие растений.

Обзорная лекция

2

2. Дикорастущие растения, правила их сбора и подготовки гербария

Работа с определителем. Подготовка гербария

1

1

3. Пищевые растения

Праздник «Хлеб – всему голова»

2

4. Лекарственные растения

Чаепитие «У бабушки Травинки»

2

5. Ядовитые растения

«Круглый стол»

1

1

6. Масличные растения

Сообщения; фотографии растений

2

7. Декоративные растения

Лекция, лабораторная работа

1

1

8. Растения в легендах и мифах

Сообщения; гербарные экземпляры, картинки, фотографии

2

Литература

  1. Алтын хыс. Хакасские народные сказки (на русском и хакасском языках). – Абакан: Хак. Издат., 1992 – 80 с.
  2. Биология и анатомия. / Сост. А.А. Воротников. – Мн.: ТОО «Харвест», 1995. – 528 с.
  3. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан:  - 1996
  4. Катанов Н. Ф. Толкование снов, благословения, загадки, пословицы, поговорки.- Абакан: издательский центр ХРИПК и ПРО « РОСА», 1997-56 с.
  5. Максимова Т.А. Растения в мифах и легендах античного мира. - Абакан: Хак. Издат., 2000 – 148 с.
  6. Манке Г.Г. Методика проведения факультативных занятий по биологии.  – М.: Просвещение, 1997 – 275 с.
  7. Мифы и легенды хакасов. / Сост., пер. П. А. Троякова. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 1995 - 184 с.
  8. Общие вопросы методики преподавания факультативных  курсов по биологии в средней школе / Под. Ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Просвещение, 1975 – 126 с.
  9. Хакасская кухня. Обычаи и прием гостей. Фотоальбом. / Сост. Л.Е. Чугунекова – Красноярск: Поликор, 2005 – 104 с.
  10. Черепнин В.Л. Пищевые растения Сибири. – Новосибирск.: Наука, 1987 – 189 с.
  11. Фольклор Саянских тюрков XIX века. Из собрания Н.Ф. Катанова. В 2 тт. Т. 2. / Сост. А.В. Преловский. – М.: Новый ключ, 2003. – 624 с.
  12. Энциклопедия для детей: Т. 2. Биология. – М.: Аванта +, 1997. – 688 с.

Занятие № 1 Лекция.

Тема: Многообразие растений.

Цель: Познакомиться с особенностью растений.

Задачи: Расширить знания учащихся о многообразии растений. Разъяснить, что такое наука о растениях и как возникли первые растения.

Методы: рассказ, объяснение, беседа.

Оборудование: картинки, фотографии растений.

Что изучает ботаника?

Ботаника — это наука о растениях, их жизни, внеш нем и внутреннем строении. Название этой науки про исходит от греческого слова «ботанэ», которое в переводе обозначает «зелень», «трава», «растение». Ботаника изу чает не только жизнедеятельность растений, но и места их распространения на Земле. Ботаника исследует связь растений друг с другом, а также с окружающими их природными условиями. Она изучает возможности ис пользования растений.

Для чего изучают ботанику? Для того, чтобы познать законы жизни растений. Зная эти законы, человек суме ет наиболее полно и выгодно использовать растения на благо себе.

Без знания ботаники невозможно изучить раститель ный покров пастбищ и сенокосов, чтобы улучшить их и повысить продуктивность. Знание ботаники необходи мо для охраны и правильного использования лесов.

Среда, в которой обитает весь растительный мир, называется ФИТОСФЕРА. Среда, в которой живут все люди, называется БИОСФЕРА. Ботаника изучает зако номерности развития и охраны фитосферы и биосферы. В этом её главное предназначение.

Как возникла наука о растениях?

С глубокой древности человек собирал для употреб ления в пищу, а затем и возделывал растения, одновре менно познавая их полезные и вредные свойства. При раскопке свайных построек времени палеолита в Швей царии археологи находили семена различных злаков, льна, мака, гороха. Первыми людьми, которые серьёзно изучали свойства растений, стали древние целители и на родные знахари. Им прежде всего нужно было знать, какие из растений содержат ядовитые вещества, а какие могут излечивать человека. Поэтому долгое время наука о растениях оставалась лишь частью медицины.

Тексты, в которых содержались сведения о пищевых и лекарственных растениях, найдены среди памятников письменности Древнего Египта и Ассирии. В конце 3-го тысячелетия до нашей эры в Древнем Китае была напи сана легендарная книга о травах «Бэнь цао», которая и сегодня считается одним из лучших сочинений по прикладной ботанике.

Древнегреческий учёный Теофраст сделал первую в истории науки попытку классифицировать растения. Он разделил их на деревья, кустарники, полукустарни ки, травы. За это Теофраст был назван потомками «от цом ботаники».

В эпоху средневековья в Европе организуются пер вые ботанические сады. Собираются первые гербарии, которые назывались тогда «сухие сады». Сочинения, в которых описывались разнообразные свойства расте ний назывались «травниками». Со временем число таких «травников» непрерывно увеличивалось, так как возра стало количество изучаемых растений.

В семнадцатом веке швейцарский ботаник Каспар Баугин ввел в обращение порядок, по которому каждое растение именовалось двумя словами. Первое слово обо значает родовое название, второе — видовое. Этот поря док существует в ботанике по  сей день.

В восемнадцатом веке учёными было установлено, что каждое растение в соответствии с характерными для него признаками может быть помещено в какую-то определённую  категорию.   Так  было  положено  начало  системного исследования растительного мира.

В девятнадцатом веке эволюционная теория Чарльза Дарвина оказала огромное влияние на развитие науки о растениях. Ботаники установили, что, как и животные, все растения имели своих примитивных предков в глубо кой древности. Широкое распространение получило изу чение географии растений, их размещения на земном шаре. Учёные выяснили, что растительный мир той или иной части Земли зависит от климата и условий суще ствования.

Русский учёный Николай Вавилов доказал, что все культурные растения имели свои первоначальные цент ры происхождения, а затем уже распространялись по миру.

Развитие всех этих теорий привело к созданию новых разделов и направлений в ботанике. Но сегодня границы между отдельными ее отраслями всё больше стираются. Интересы учёных-ботаников расширяются. Им прихо дится учитывать влияние окружающей среды на поле своей деятельности. Поэтому они проводят исследования в тесном контакте с учёными других отраслей этой нау ки. В тех областях ботаники, где раньше ученые ограни чивались наблюдением, сегодня гораздо чаше применя ется эксперимент.

Как появились первые растения на Земле?

400 миллионов лет назад большую часть поверхности Земли занимали моря и океаны. Первые живые орга низмы появились в воде. Они были похожи на микроско пические комочки слизи. Через  несколько миллионов лет у некоторых живых организмов появилась зелёная окра ска. Они стали похожи на водоросли.

Климатические условия способствовали росту и ши рокому расселению водорослей. Со временем изменялись поверхность земли и дно океанов. Поднимались новые материки, уходили под воду возникшие раньше. Земная кора колебалась. Это приводило к тому, что на месте морей возникала суша.

Отступая, морская вода задерживалась во впадинах. Впадины то пересыхали, то вновь заполнялись водой во время приливов. Водоросли, которые раньше обитали на дне морей, оказались на земной поверхности. Но так, как иссушение происходило медленно и постепенно, то они успели за это время приспособиться к обитанию в наземных условиях. Ведь этот процесс также занял миллионы лет.

Климат  в  это  время  установился   на  земном  шаре влажный и тёплый. Он благоприятствовал переходу растений  от  водного  образа жизни   к  существованию  на суше. Эти условия жизни на суше вызвали усложнение строения растений. Строение древних водорослей изменилось.   От  них  возникли  первые  земные  растения.

ПСИЛОФИТЫ. Псилофиты напоминали небольшие травянистые растения, которые росли по берегам рек и озёр. Они имели стебель, который был покрыт ще тинками. Подземная часть стебля напоминала корневи ще. Но самого корня у псилофитов, как и у водорослей, не было.

От псилофитов произошли мхи и папоротники. А са ми псилофиты позднее полностью вымерли. Произошло это 300 миллионов лет назад.

Влажный климат и обилие воды способствовали бы строму размножению на Земле папоротникообразных растений — папоротников, хвощей, плаунов. Но в конце каменноугольного периода климат Земли начал повсеме стно меняться, становиться суше и холоднее. Гигантские древовидные папоротники начали умирать. Погибшие растения постепенно сгнивали и превращались в камен ный уголь. Этим углем позднее люди отапливали свои жилища.

При размножении у папоротников образовывались на листьях и лежали открыто семена. Отсюда позднее воз никло научное название ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАС ТЕНИЯ. От гигантских папоротников произошли совре менные сосны, ели, пихты, которые считаются голосе менными растениями.

С похолоданием климата древние папоротники окон чательно вымерли. При прорастании в холодной почве их нежные ростки замерзали. На смену их пришли се менные папоротники, которые считаются первыми голо семенными растениями. Эти растения оказались более приспособленными к жизни в условиях сухого и про хладного климата, который сменил влажный и тёплый каменноугольный период. Процесс размножения у них перестал зависеть от наличия воды во внешней среде.

130 миллионов лет назад на Земле появились травы и кустарники, у которых семена были хорошо защищены плодами. Поэтому их назвали ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ. Вот уже 60 миллионов лет покрытосемен ные растения господствуют на Земле.

Органы растений, которые сформировались в эти времена, существенно не изменились и по сегодняшний день.

Сколько живут растения?

Такие растения как дубы или эвкалипты живут свы ше тысячи лет. А такие как яровая пшеница или рожь - меньше года.

Деревья  безусловно живут дольше,  чем кустарники и травянистые растения.  Однако и среди кустарников встречаются долгожители. Например, черника и брусника живут до 25 лет.

Растения, которые живут много лет, называют МНО ГОЛЕТНИМИ. К ним относят деревья и кустарники, многие дикорастущие и культурные травянистые рас тения.

Есть растения, которые живут всего одно лето. На пример, мокрица и левкои, редис и просо. Их называют ОДНОЛЕТНИМИ. Весной они появляются из семян, зацветают, образуют плоды с семенами и после этого отмирают.

Такие растения как свекла и редька, капуста и мор ковь живут два года.  Поэтому их называют ДВУЛЕТНИМИ. В первый год у них развиваются только корни, стебли  и листья.   На второй год они зацветают, дают плоды с семенами и к осени отмирают.

Среди деревьев и кустарников нет ни однолетних, ни двулетних. Они все многолетние. Отмирание травяни стых растений после созревания семян чаще всего про исходит осенью. Однако не у всех деревьев и кустарни ков листья меняют осенью окраску, приобретая жёлтый оттенок. Сирень и ольха, например, сохраняют зеленые листья до самых заморозков.

загадки

  1. Зимой бедный,  летом богатый (дерево).
  2. Имеет рост с дерево, а не виден ни луне, ни солнцу (сердцевина дерева).
  3. Русский мальчик сгребает снег (дерево, которое крошат к табаку, чтобы умерить его крепость).
  4. На степи стоит голый парень (дерево, с которого снята кора).
  5. Если окрою шкатулку, то весьма бело; если съем ее содержимое, то весьма сладко (орех, который расщелкивают).
  6. Царский сын надел на себе шубу с каймами (береза).
  7. Сын начальника надел на себя полосатую шубу (тополь).
  8. По галешнику побежал мой соловый конь (древесные листья, разносимые ветром).
  9. Царь ругается, а весь народ кланяется (качение деревьев во время дуновения ветра).
  10. Тело матери отвердело, отец богат бородою, а сын жиром (ореховая скорлупа, шишка, ядро).
  11. – Куда идете вы, широкие мои?    

Когда возратитесь, широкие мои?

- Придем во здравии, высокая наша!  

Будучи живыми, высокая наша! ( «широкие» - листья березы, падающие осенью; «высокая» - береза сама).

Занятие № 2 Лекция.

Тема: Дикорастущие растения.

Цель: Познакомиться с дикорастущими растениями.

Задачи: Научиться правильно собирать растения для создания гербария. Разъяснить как правильно заполнять этикетки для гербарных листов. Определять растения.  

Методы: словесные - рассказ, беседа; наглядный – демонстрация гербария.

Оборудование: Гербарные коллекции растений.

Школьный гербарий.

Перед началом сбора гербария подготавливается необходимое оборудование: гербарная сетка, гербарная папка, копалка, бумага для закладки (на рубашки), бумага для этикеток, нож, фильтровальная бумага, вата.

Гербарная сетка предназначена для сушки растений. Она представляет собой две деревянные рамки с поперечными перекладинами и натянутой на них сеткой, размер рамки примерно 35*50 см. рамка может быть без перекладины, но сетка в таком случае быстрее растягивается, и растения хуже расправляются. Нужна также прочная веревка (не шпагат, а что-нибудь потолще), длиной приблизительно 3,5 м.

Гербарная папка необходима для сбора растений на экскурсии. Размер ее приблизительно тот же что и у сетки. Представляет собой две фанерки или картонки с продетыми в прорези ремешками или веревкой. Должна затягиваться или завязываться и иметь петлю для того, чтобы носить на плече.

Рубашки. Годится любая влагоемкая бумага, чаще всего используются газеты. Сложенный пополам газетный полулист подходит и по формату и по фактуре. Копалкой может служить любой совок из достаточно прочной стали (не детский жестяной), или широкая стамеска. Хорошая копалка получается из обрезка стальной трубы диаметром  4-5 см. и длиной 25-30 см. соответствующим образом отпиленная и заточенная (края ее слегка разгибаются и затачиваются).

На ботаническую экскурсию необходимо взять: гербарную папку с рубашками, копалку, нож, листочки бумаги для черновых этикеток, карандаш, полевой дневник, план местности, компас.

Как выбирать растения для гербаризации. Растения должны быть здоровыми, целыми и средними во всех отношениях. Собирают обычно экземпляры цветущие (или спороносящие). Если растение двудомно (разнополо), то собирают экземпляры и мужские, и женские.

Основные правила закладки растений. Сразу после того как растение собрано его надо заложить в папку, так как подвядшие листья расправлять значительно труднее. Подземные части тщательно очищают от земли.

Затем растению придается та форма, которую вы хотите видеть в готовом гербарии. Главный принцип расположения растения на листе бумаги – чтобы оно выглядело по возможности естественно, но с учетом эстетики. Каждый лист растения расправляется, один или несколько листьев переворачивается нижней стороной вверх, а если листья в естественном состоянии как-либо изогнуты (например, сложены вдоль центральной жилки), то несколько из них оставляют в таком же виде. Если листья или побеги налегают друг на друга, между ними прокладывается кусочек  бумаги, иначе места налегания темнеют.

Длинные стебли и листья, не помещающиеся на лист изгибаются. Сгибы производят под острым углом. Для того чтобы стебель не разгибался, место сгиба вставляется в прорезь в клочке бумаги. Все изгибы должны находиться на одном уровне и доходить почти до краев листа.

Очень важное правило: в каждый лист с растениями необходимо вложить рабочую этикетку.

На этикетке следует указать дату сбора, географическое положение, в каком биотипе рос данный вид. В некоторых случаях указывают и другие данные, например, для мхов и лишайников, растущих на коре   - породу дерева, для паразитов типа заразихи – название растения хозяина.

Монтирование гербария. Готовые растения, высушенные и определенные, монтируются на листе плотной бумаги (типа чертежной, ¼ листа ватмана формата А-3), размером примерно 30*45 см.

Стандартность нужна для обмена образцами между гербариями, а в каждом конкретном гербарии надо только следить, чтобы листья были одного размера, - так их удобнее хранить.

Растения прикрепляются к листу тонкими полосками бумаги, смазанной клеем. Обычно используют рыбный клей, подходит также резиновый, казеиновый, столярный, но не силикатный, от которого коробиться и желтеет бумага. Крупные части растения пришивают нитками. Каждый стежок завязывается отдельно, над растением. Петель снизу не должно быть, они  могут повреждать лежащие ниже листы гербария в стопке. Нельзя мазать клеем само растение, оно от этого портится.

Хранение гербария. Готовый гербарий складывают в пачки по 15-20 листов, причем укладывать их лучше корнями в разные стороны, чтобы пачка была одинаковой толщины, и листья гербария не перегибались.

Пачки удобно хранить в картонных папках. Для удобства работы с гербарием в папку целесообразно складывать растения согласно какой-либо системе, по группам (например, семействам) и делать на папке соответствующую надпись.

Занятие № 3 Лабораторная работа.

Тема: Строение корневых волосков и корневого чехлика.

Оборудование: проростки пшеницы (редиса, подсолнечника, салата), микроскоп, лупа, препаровальная игла, скальпель, предметное, покровное стекла, стакан с водой, пипетка, готовый препарат «Кончик корня пшеницы».

Ход работы:

  1. Рассмотрите рис 1. Какие зоны корня изображены на нем? Какие особенности клеточного строения имеет каждая зона? Какова их протяженность, какие функции они выполняют?
  2. Возьмите проросток пшеницы. Рассмотрите корни невооруженным глазом или при помощи лупы. Обратите внимание на среднюю часть корня, покрытую легким пушком, это корневые волоски.
  3. Отделите скальпелем часть корня с корневыми волосками (не менее 1 см) и приготовьте микропрепарат. Возьмите предметное стекло, капните каплю воды, положите кусочек корня, накройте покровным стеклом.
  4. Рассмотрите приготовленный вами препарат под микроскопом при увеличении в 120 раз. Найдите верхушку корня (его кончик), чехлик, обратите внимание, из каких клеток он состоит. Постепенно двигая препарат, рассмотрите покровную всасывающую ткань с корневыми волосками. Обратите внимание, что корневой волосок – это вырост клетки кожицы (всасывающей ткани корня). Сравните препарат и рис 2.
  5. Зарисуйте корень и обозначьте его зоны. Зарисуйте клетку кожицы корня с корневым волоском и кончик корня с корневым чехликом. Рисунки подпишите.
  6. Ответьте на вопросы: Какие зоны выделяют в корне (перечислите их)? Каковы особенности строения корневого чехлика, и функцию он выполняет? В какой зоне располагается корневой волосок, как он образуется и какую функцию выполняет? По результатам работы сформулируйте вывод и запишите его в тетрадь.        

 

Рис. 1                                                                 Рис. 2

Занятие № 4 Урок – конференция.

Тема: Растения в легендах и мифах.

Цель: Познакомиться с растениями в легендах и мифах.

Задачи: Сформировать знания о биологическом разнообразии растений, о легендах и мифах о растениях.

Оборудование: Гербарные экземпляры растений, картинки и фотографии.

Сегодня на уроке мы постараемся узнать много нового о растениях, которые окружают нас, о том, какое они имеют значение в природе и жизни человека. А ведь о многих растениях слагают мифы и легенды.  

Фиалка - символ жизни и смерти

Бог света Аполлон влюбился в одну из дочерей титана Атланта. С тех пор стал беспощадно преследовать ее своими горячими лучами, и совсем отчаявшаяся бедняжка вынуждена была просить защиты у самого Зевса. Тот внял ее просьбам и превратил девушку в фиалку.

Владыка мира укрыл девушку в тенистой зелени кустов, где лучи Аполлона уже не могли ее достать. И лишь время от времени влюбленный Аполлон все-таки вспоминал о красавице и касался редкими лучиками тела фиалки, своей возлюбленной.

Но не суждено было фиалке долго цвести в небесных садах Олимпа.

Однажды Персефона, дочь Зевса и богини плодородия Деметры, во время прогулки обнаружила под деревом прекрасные цветы.

Пока Прозерпина резвилась

В роще, фиалки брала и белые лилии с луга,

В рвенье девичьем своем и подол и корзины цветами

Полнила, спутниц - подруг превзойти старалась усердьем,

Мигом ее увидал, полюбил и похитил Подземный, -

Столь он поспешен в любви! Перепугана насмерть богиня,

Мать и подружек своих - но мать все же чаще! - в смятенье

Кличет. Когда ж порвала у верхнего края одежду,

 Все что сбирала цветы, из распущенной туники пали.

 Что и утрата цветов увеличила девичье горе!

                                                 (Овидий "Метаморфозы")

Ну, конечно же, это были те самые фиалки. Срывая их, она не заметила, как сзади подкрался к ней Аид, владыка преисподней. Крепко схватив полюбившуюся ему деву, Аид повлек ее в свое подземное царство, а дочь Зевса один за другим роняла фиалки, оставляя следы на земле. Вот почему в до древнегреческий период фиалка была посвящена Персефоне и вместе с ней будет олицетворять одновременно и жизнь и смерть.

А позже, когда уже Эллада будет завоевана римлянами, возникнет другая версия появления фиалки.

Как-то Юпитеру (римский аналог Зевса) наскучил Олимп и задумал он для разнообразия спуститься на грешную землю. Дабы не быть узнанным, принял он облик пастушка. Ну и для полной убедительности повел за собой прелестную белую небесную овечку.

Дойдя до аргивских полей, встретил он большое скопление людей. Народ спешил в храм Юноны (кстати, его жены), последовал за ними и "пастушок". А там как раз свершала жертвоприношение красавица Ио, дочь царя Инаха. Юпитер влюбился мгновенно. Забыв о божественном происхождении, положил "пастушок" к ногам девушки белую овечку и тут же открылся Ио в своей любви.

Ревнивая жена громовержца Юнона всегда узнавала о пассиях своего любвеобильного супруга. Узнала и на сей раз. Но Юпитер всегда, как мог, помогал своим возлюбленным. Вот и сейчас он, дабы Юнона не узнала Ио, превратил ее в белоснежную корову. А в качестве корма для нее вырастил... да-да, все ту же фиалку.

По латыни фиалку называют виолой, ну а в русском обиходе она известна под именем анютины глазки.

Гранат - символ власти и плодородия

Аид, бог царства умерших душ, украл прекрасную девушку по имени Персефона. Невольным свидетелем акта умыкания явился бог солнца Гелиос. Он-то и рассказал о том, что произошло с ее дочерью Деметре. Разозлившись (а кража произошла не без согласия Зевса) на богов, Деметра (Церера) ушла с Олимпа, а возвратиться была согласна при условии, если Аид (Плутон) возвратит ей Персефону. И дальше свой рассказ мы продолжим устами Зевса, который произносит словами Овидия:

 Но, коль упорствуешь ты и воля твоя непреклонна

 И коль решила рассечь узы супружества ты

 Я постараюсь помочь, если дочь твоя все голодает,

 Если же нет, то навек быть ей Плутону женой".

 В Тартар, приказ получив, на крыльях летит Жезлоносец

 И, возвратившись скорей, чем ожидали, донес:

 "Девы похищенной пост, - сказал он, - уже разрешился:

  Взявши гранатовый плод, съела она три зерна".

  Впала в отчаянье вновь, точно снова похитили дочку,

  Бедная мать и в себя долго прийти не могла.

  И говорит: "Дольше жить не могу я в небесных чертогах:

  В доле Тенара теперь мне обитать повели"!

  И удалилась бы вглубь, коль не дал бы клятвы Юпитер

  В том, что шесть месяцев в год в небе останется дочь.

  Только тогда прояснилось лицо и душа у Цереры

  И увенчал ей главу вновь из колосьев венок.

  Вновь породили поля на земле обильную жатву

  И поместился едва весь урожай в закромах.

Однако Овидий в других своих произведениях несколько иначе говорит о количестве съеденных гранатовых зерен Персефоной:

Так он сказал, но дочь свою вывесть решилась Церера,

Судьбы, однако, противились: долг свой нарушила дева,

 Пост свой. Бродя в простоте по прекрасному саду, достала

Плод карфагенский, гранат, с наклоненного сорванный древа,

И добыв из коры желтоватой, румяной семь зерен,

Раздавила во рту...

Отправил Зевс в царство Лида своего посланника Гермеса. Пронырливому Гермесу удалось-таки уговорить Аида. Последний действительно согласился отпустить Персефону. Ведь именно семь зерен из плода граната должны были в будущем гарантировать ей супружескую верность. Таково поверье.

Персефона была отпущена Аидом на Олимп. Однако хитрость Аидова состояла в том, что, оказывается, семь зерен соответствовали семи фазам луны, которые проходят с момента сева культурных растений до появления первых ростков. Через этот промежуток времени, верная супружескому обету, Персефона обязана была вернуться в царство Аида. Вот так и получается: когда Персефона находилась в царстве своего мужа Аида - мать ее Деметра от тоски по дочери одевалась в темные одежды. Природа в это время спала. Выйдет дочь на землю - природа оживала. Но все-таки, Персефона, как бы ни любила свою мать, остается верна мужу. Вот почему гранат призван быть символом прочных супружеских уз.

В какой период времени и как появился фанат на нашей земле?

История донесла до наших дней древнегреческую легенду из более раннего периода.

В ней говорится о том, что по приказу Геры титаны украли новорожденного сына Семелы и Зевса - Диониса. Это был не просто страшный, а очень страшный ребенок, увенчанный змеями, и, несмотря на его превращения, титаны разорвали его на куски, разбросав их во все стороны, а из пролитой на землю крови выросло гранатовое дерево. Его бабка Рея разыскала внука и составила его из кусков, вернув к жизни, а гранатовое дерево так и осталось жить на Земле.

Существует и еще одна легенда о появлении граната, но она относится к более позднему древнегреческому периоду. В ней говорится о том, что сама Афродита посадила это дерево на острове Кипр, а уже оттуда гранат расселился по всему побережью Средиземного моря. Римляне давно полюбили плоды этого растения и познакомили с этой культурой местных жителей при завоевании территории Средней Азии. 

Божественная гвоздика

Богиня Артемида очень неудачно поохотилась в тот день.Рассерженная на всех и на все, она повстречала на своем пути юного пастушка. Тот весело играл на свирели, а радостные птахи своим многоголосьем вторили его пению. Возмущенная Артемида крикнула ничего не подозревавшему мальчику: ''Это ты распугал всех моих птиц и зверей, негодный мальчишка! Так ответь же за это!" Напрасны были оправдания. Богиня и слушать его не хотела. Она бросилась к нему и вырвала оба глаза, а когда поняла всю меру своей жестокости, было уже слишком поздно. Глаза пастушка покатились по земле и в тот же миг превратились в трепещущие живые цветы. Красные, словно кровь, они лишь в середине имели желтое пятнышко, словно человеческий зрачок. Так объясняли появление гвоздики на Земле древние греки.

В некоторых регионах это растение посвящали самому владыке Олимпа, не отличавшемуся излишней скромностью. Ему достался как раз весьма скромный цветок. Название гвоздики происходит, по мнению некоторых мифологов, от еще одного греческого и латинского имени отца богов-Зевса (Дий). Вот откуда проистекает родовое латинское название гвоздики -Diantus.

Запах цветов у гвоздики определен присутствием составной части >ф ирного масла - эвгенола. Благодаря этому маслу растение активно используется в парфюмерии.

Гвоздика - одно из самых древних культурных растений, а поэтому почти все народы мира этот цветок очень любили. Жестокость и несправедливость богов по отношению к смертным всегда находили сочувствие людей. Жители Эллады не были исключением, а поэтому также благосклонно относились к гвоздике, которая олицетворяла образ незаслуженно уничтоженного пастушка.

Мак - слезы Венеры

Горько и долго оплакивала своего погибшего возлюбленного Адониса богиня любви Афродита. Слез при этом вылилось превеликое множество. Но не будем забывать, что это были слезы не простой смертной, что слезы эти были божественные. Вот почему там, где они падали, появлялось удивительно красивое и нежное растение - мак.

Мак считался необходимым атрибутом бога сна Гипноса и его родного брата, бога смерти Танатоса. Бог сна у древних греков изображался в виде сидящего или лежащего юноши с маковыми головками в руках. Иногда его голову украшал маковый венок. А вот бога смерти Танатоса греки изображали, хотя тоже с венком из цветов мака, но уже в виде старика с черными крыльями, одетого во все черное и гасящего опрокинутый горящий факел. Точно так же мать Гипноса и Танатоса богиня ночи Никта изображалась обвитой гирляндами все из тех же маковых цветов. В Летнем саду в Санкт - Петербурге можно видеть статую богини ночного неба. Ее голову обрамляет венок из цветов мака.

Имеется еще одна версия происхождения мака. Фригийская легенда рассказывает, что в одном из боев под Троей Аянт был ранен Гектором. В бою непобедимый, но побежденный своим страданием Аянт, не желая попасть в руки неприятеля, просил его добить. Но рука друзей не поднялась, и тогда Аянт произнес:

Кровью фригийской теперь оросится, хозяина кровью, -

Чтоб Аянта никто не осилил, кроме Аянта!" –

Так, где проходит клинок, вонзил острие роковое.

Сил не достало руке вонзенное вынуть оружье.

 Вышибло кровью его. А земля обагренная вскоре

 Алый цветок родила на зеленом стебле, что когда - то

 Был уж из крови рожден, излитой эвбалийскою раной,

 На лепестках у него посредине начертаны буквы –

 Жалобы отрока в них сливаются с именем мужа.

Овидий рассказывает, что Деметра вылечила посредством мака бессонницу сына Келея, и с тех пор ее часто изображают   художники с головкой мака в руке.

У древних римлян бытовала иная версия происхождения мака. Церера обходит свои владения, любуясь колыханием налитых колосьев. Но вспомним, что шагает богиня не так, как простая смертная: каждый шаг ее рождает цветущие маки. Богиня собирает цветы и, набрав букет, высыпает их прямо у края хлебного поля. Показала она как - то головки мака брату своему Юпитеру. Они ему очень понравились. Все дело было в приятной ассоциации: головки мака напоминали владыке мира о детских головках, что приносили ему люди в храм в качестве жертвоприношений.

 

Незабудка - цветок памяти

Когда - то, давным-давно, в Древней Греции жила пастушка по имени Кале. Ничего не скажешь, красива была девушка: стройная 1ка, легкая поступь. Даже имя ее - Кале - означало "прекрасная". Но главное, что сразу же обращало на себя внимание, - ее красивые, но-голубые глаза. Был у девушки и любимый - пастух по имени Ликас. Очень любила его Кале, так любила, что с трудом расставалась и всякий раз, когда он уходил в горы пасти стада, изнывала от тоски. Как - то особенно не возвращался ее любимый. Сидя на пригорке, вспоминала она своего Ликаса  и горько плакала. Там, где из ее прекрасных голубых глаз на землю и горячие слезы, вырастали столь же голубые, как очи тоскующей девушки, цветы.

Эхом отозвалась эта древнегреческая легенда в поэтическом творчестве с разных народов.  У древних греков этот цветок стал своего рода символом тоски и эмблемой верной любви не только между возлюбленными, но между супругами.

Однажды проводила Кале своего возлюбленного Ликаса до опушки, сорвала нежно - голубой цветок и подарила ему со словами: "Не забудь меня! и помни меня".

Идут дни за днями, а любимого все нет и нет... Вот уж и весна прошла, ушло. Каждый день девушка приходила на ту самую заветную опушку, выходящего из-за гор юношу. Наклонился он к незабудкам и, сорвав цветок, долго вдыхал в себя аромат. Да, это был он! Увидели любимые друг друга и поняли, что ни на один день они не забывали друг друга.

Но есть и еще один из вариантов древнегреческого мифа о незабудке. Чтобы с ним познакомиться, надо вновь обратиться к античности. Но теперь к античности римского периода. В дни флоралии Флора щедро одаривала цветы окраской, запахом. Некоторым цветам богиня давала имена. Не обидела никого. И вдруг послышался слабый голосок: "Флора, не забудь и меня! Ну, дай и мне, пожалуйста, имя!"

Оглянулась богиня - не видно никого. Снова собралась уходить. Ненова

- слабый голосок: "Не забудь меня, Флора! Ну, дай мне, пожалуйста, имя!"

Всмотрелась богиня в то место, откуда исходил слабый звук, и увидела-  таки, наконец, маленький голубой цветочек с глазком в центре, окрашенным в желтый цвет. Глядя на этот милый цветок, ну просто нельзя не улыбнуться. И решила Флора: "Хорошо, будешь ты отныне зваться незабудкою. Но вместе с именем этим наделю я тебя чудесной силой: будешь ты отныне возвращать память тем, кто начнет забывать свою родину и родных".

До чего же правильно дано ему название - нежное и доброе!

В те давние времена незабудка считалась волшебным цветком, с помощью которого можно узнать имя будущих мужа или жены. Для этого нужно было сорвать на поляне незабудку и, не говоря ни слова, идти домой. Имя первого встречного человека и будет именем суженого или суженой.

О деревьях карагасской земли.

Здесь есть много деревьев: лиственница, береза, кедр, ель, ива, молодая ива (короткая и тонкая), шиповник, пихта, осина, черемуха, сосна и альпийская роза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»

Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его  лирике.Кто-то должен разбираться  в  сумятице  повседневной  жизни.Но кто-то ...

Янушкявичене Ольга Леонидовна, доктор педагогических наук. «Что есть человек, что Ты помнишь его», или главная задача каждого возрастного периода жизни человека

Психологи, рассматривая возрастные особенности человека, обычно выделяют какую-то основную характеристику возрастного этапа.В статье введено понятие главной задачи духовного воспитания для каждого воз...

ОТКРЫТЫЙ УРОК элективного курса «Стиль жизни – здоровье». Занятие по теме: «Мораль и нравственность в жизни человека»

В текущем учебном году после прохождения курсов повышения квалификации на кафедре НИПКПиПРО г. Новосибирска, я взялась за апробацию программы «Стиль жизни – здоровье», авторы: И.В. Габер, М.П. Радченк...

Биография Луи Пастера (К уроку биологии в 11 классе из раздела «Клеточный уровень жизни» по теме «Бактерии в природе и жизни человека» )

К уроку биологии в 11 классе из раздела «Клеточный уровень жизни» по теме «Бактерии в природе и жизни человека»...

ОТКРЫТЫЙ УРОК в 5 Б классе Тема: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Одежда «говорит о человеке». Западная Европа 17 век (эпоха барокко).»

Познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства разных стран. На примере Западной Европы  XVII в..Формирование духовно-нравственного развития; сформировать понимания роли декорат...