урок в 5классе
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Тема урока: "Движение Земли - и её ритмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvizhenie_zemli_i_eyo_ritmy.docx34.97 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Движение Земли – и её ритмы»

Цели: 1. Выявлять роль различных источников географической информации.

2. Объяснять географические следствия движения Земли.

3. Находить в различных источниках и анализировать географическую информацию и делать обобщающие выводы.

Оборудование: физическая карта полушарий, презентация.

Ход урока: 1. Организационный момент.

Учитель: Ребята , мы с вами продолжаем изучать 3 раздел Географии. Природа Земли и человек.

2. Проверка домашнего задания.

1) Фронтальный опрос:

1.О чем мы с вами говорили  на прошлом уроке?

Отв. Земля – частица Вселенной.

2.У. Какое место в Солнечной системе занимает Земля относительно Солнца и других планет?

Отв. Земля в солнечной системе занимает 3 место..

3.У. Сколько планет насчитывают астрономы в Солнечной системе.

Отв. 8 планет

4.У. Какую форму имеет планета Земля?

Отв. Шарообразную

5.У. Земля по своей орбите движется вокруг Солнца, а какая сила удерживает планету на орбите?

Отв. Сила притяжения.

6.У. Как называется галактика нашей планеты Земля?

Отв. Млечный путь

7.У. В чем уникальность планеты  Земля?

Отв. Главная отличительная особенность, заключается в том, что на Земле есть жизнь.

8.У. Какие условия сложились на планете земля для сосуществования живых организмов?

Отв. -  Достаточное количество тепла, света.

- благодаря постоянному вращению вокруг своей оси, планета Земля удерживает газы, сформировав воздушную оболочку.

- воздушная оболочка способна отражать и задерживать губительные лучи идущие из космаса.

- темпер. условия позволяют огромным массам воды находится в жидком состоянии.

- магнитное поле  внутри планеты – создает особое невидимое пространство вокруг Земли и тоже предохраняет живые организмы от вредного космического илучения.

9.У.Давайте сделаем вывод.

Отв. Земля обладает многими уникальными свойствами, имеющими важное географическое следствие.

  1. Проблемная ситуация

У. Сегодня мы с вами продолжим знакомство с уникальными свойствами  нашей планеты Земля.

Давайте обратимся к учебнику с.67. §12 и узнаем ещё некоторые факты о нашей планете.

Итак, читаем

1уч.: Когда в России лето, то в Австралии – зима. (СЛАЙД 1,1)

2 уч. Верно ли, что если в  Северной Америке осень, то в Южной – весна?                                                                     (СЛАЙД 1,2)

У. Сравните эти два факта. Какой вопрос у вас возникает?      (СЛАЙД 1,3)

Отв. …….

У.Давайте проверим наше предположения , и вновь обратимся к учебнику с. 172, где автор нам предлагает свой вариант вопроса. Нашли? Прочитаем.

Почему, если в Южном полушарии лето, в Северном – зима? (СЛАЙД 1, 6)

У. Совпадает ли наше предположение с вопросом автора?

Итак, давайте ответим на поставленный вопрос.

Какие у вас будут гипотезы? (СЛАЙД 2,1)

Отв. 3-4 гипотезы (записать на доске.)

Для того, ответить на поставленный вопрос, давайте вспомним то, что знаем.

  1. Чем день отличается от ночи. а лето от зимы? (СЛАЙД 2,2),

Отв. день – это светлое время суток, ночь – это темное время суток.

  1. Летом тепло, зимой холодно. (СЛАЙД 2,2),

2.Что такое земная ось - это воображаемая прямая, вокруг которой происходит суточное вращение Земли, (СЛАЙД 2,3)

географические полюса - точка, в которой ось вращения Земли пересекается с поверхностью Земли. Имеется два географических полюса: Северный полюс — находится в Арктике (центральная часть Северного Ледовитого океана) и Южный полюс — находится в Антарктиде.

 экватор - воображаемая линия пересечения с поверхностью Земли

  1. Поиск решения

У.Давайте поработаем на с. 69, с рис.62. Рассмотрите рисунок и определите,  (СЛАЙД      )

Как называется путь движения Земли вокруг Солнца? (СЛАЙД      

Отв.  Орбитальное движение Земли. ( если не ответят обратить внимание на название рисунка)  (СЛАЙД      )

У. Определите  какова величина этого пути? (СЛАЙД      )

Отв.  один год (12 месяцев)   (СЛАЙД      )

У. Определите угол наклона земной оси к земной орбите (СЛАЙД      

Отв. Земная ось наклонена к орбите под углом 66.5 градуса. (СЛАЙД      )

(если не ответят ). Давайте обратимся к тексту учебника на с. 67 и найдем эту информацию.

У. Определите направление движения Земли по орбите и вокруг оси.  (СЛАЙД      )

Отв. По орбите земля вращается с запада на восток, и вокруг своей оси совершает полный оборот за 24 часа, за одни сутки. (СЛАЙД      

(если не ответят)  информация в учебнике на с. 67 - 68

У.  Каково влияние орбитального движения и наклона земной оси?

Отв. Орбитальное движение и наклон земной оси оказывает влияние на смену времен года и смену дня и ночи.

У. Используя текст учебника на с 68, установите причинно- следственные связи между наклоном оси и количеством солнечной энергии?  (СЛАЙД      )

Причина      _______________ следствие

наклон земной оси                    солнечные лучи в течении года  

                                                      падают на поверхность

                                                      под разными углами (СЛАЙД      )

У. Используя рис. 62  на с. 69, определите, какое количество солнечной энергии получает Северное и южное полушарие в разное время года? (СЛАЙД      )

Отв. Летом  Северное полушарие получает больше солнечной энергии, а зимой меньше, Южное полушарие больше получает солнечной энергии зимой, летом меньше.

У. Используя текст учебника давайте мы с вами заполним таблицу, тем самым выясним, каков угол  падения солнечных лучей в разное время года, в особенные дни года. (СЛАЙД      )

Особенные

дни года

Название

дня

Продолжительность

Дня и ночи

На экваторе

На полюсах

21 марта

День весеннего равноденствия

День и ночь равны

отвесно

скользят

23 сентября

День осеннего равноденствия

День и ночь равны

отвесно

скользят

22 июня

День летнего солнцестояния

День длиннее ночи

скользят

вертикально

22 декабря

День зимнего солнцестояния

Ночь длиннее дня

скользят

вертикально

(СЛАЙД )

У. Давайте определим географическую широту Северного и южного тропика? (СЛАЙД      )

Для этого откройте карты атласа с.     Физическая карта полушарий.

Найдите Северный тропик (показать на карте у доски), Южный тропик (показать на карте у доски) , у рамки карты определите географическую широту Северного и Южного тропика?

Отв. Северный тропик имеет широту 23,5 град. с. ш., и Южный тропик имеет 23, 5 град. ю. ш.

У. Что вы заметили? (СЛАЙД      )

Отв. параллель у Северного и Южного тропика одинаковая 23.5 гра.,а  широта различная. у Северного с. ш. , а у Южного ю.ш.

У.А теперь, давайте выполним задание по тексту учебника на с. 68 и 69.

Читаем  на с. 68. Какое полушарие в январе получает наибольшее количество солнечного тепла и света?

Отв. Наибольшее количество солнечного тепла в январе получает южное полушарие.

У. Читаем на с. 69. задание. В каком полугодии день в Северном полушарии длиннее ночи?

Отв. Летом 22 июня в Северном полушарии день длинее ночи, т.к полушарие получает больше тепла и света из за отвестного падения солнечных лучей.

У. как же мы с вами ответим на вопрос нашего урока? (СЛАЙД      

Почему, если в Южном полушарии лето, в Северном – зима?

Отв. Из за наклона земной оси и вращения Земли вокруг своей оси солнечные лучи в течении года падают на поверхность Земли под разными углами, отсюда различные участки Земли получают разное количество солнечного тепла и света, поэтому времена года в Южном полушарии противоположны временам Северного полушария.

  1. Самостоятельное применение знаний  (СЛАЙД      

У. 1.А теперь я вам предлагаю ответить на вопросы с. 70 учебника с 1 по 4.

2. задание 5-6  на с. 70

4. Итог урока

У. давайте подведем итог нашего урока, сделаем вывод:

Что же еще такого уникального есть на нашей планете Земля: (СЛАЙД      )

Отв. Вывод: 1. Земля вращается вокруг своей оси, делая полный оборот за 24 часа. и вращается с запада на восток.

  1. Вокруг солнца Земля вращается по орбите, земная ось наклонена к плоскости орбиты под углом 66, 5 град.
  2. Орбитальное движение и наклон земной оси приводит к смене дня и ночи и времен года.
  3. 4. Времена года в Южном полушарии противоположны временам года в северном полушарии.
  4. за полярными кругами зимой бывает полярная ночь, а летом полярный день
  5. На экваторе день и ночь всегда равны.

У. Ребята, где в своей жизни вы встречались с ритмами?

Отв.

У.А какие ритмы встречаются в природе?

Отв. Смена дня и ночи, смена времен года..

У. Давайте сравним наш вывод с выводом автора:

учебник с. 70.

Домашнее задание: параграф 12.

  • Какую работу мы с вами сегодня выполнили?
  • Чему научились
  • Что или кто вам помог справиться?
  • Кто доволен сегодня своей работой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 5класс .Обобщение.

Комбинированный урок(математика+природоведение), для учащихся 5класса по учебнику" Математика" Виленкина Н.Я. и др и учебника "Природоведение" В.М. Пакулова по обобщению материала в конце года....

урок математики 5класс Тема Действия с десятичными дробями

Урок предложен в занимательной форме в  виде игры....

Разработка урока литературы 5класс "волшебные сказки"

Технологическая карта урока,презентация....

Разработка Урок в 5классе по географии "Уникальная планета Земля"

Урок расчитан на 40 мин. Соответссвует ФГОС....

Урок математики, 5класс. "История космонавтики"

Урок математики, 5класс. "История космонавтики".  Тема: "Десятичные дроби". Презентация...

Урок природоведения 5класс

Урок природоведения в школе VIII вида. Тема: "Грибы"...

Урок - соревнование (5класс)

Внеклассное занятие...