Урок географии "Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы"
план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

Бражкина Ольга Михайловна

Цель:  Знакомство  учащихся с животным и растительным миром Антарктики.

Задачи: Формирование представлений о способах  выживания животных  в суровых условиях, обогащение  активного  словаря географическими терминами, продолжение развития умения работать с картой.

 Воспитание интереса к изучению животного и растительного мира, бережного отношения к окружающей природе.

Способствование развитию мыслительных процессов, связной устной речи.  Развитие познавательной активности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл антарктида22.62 КБ

Предварительный просмотр:

 «Растительный и  животный мир Антарктиды. Охрана природы»

8 класс. География

Цель:  Знакомство  учащихся с животным и растительным миром Антарктики.

Задачи: Формирование представлений о способах  выживания животных  в суровых условиях, обогащение  активного  словаря географическими терминами, продолжение развития умения работать с картой.

 Воспитание интереса к изучению животного и растительного мира, бережного отношения к окружающей природе.

Способствование развитию мыслительных процессов, связной устной речи.  Развитие познавательной активности.

 Оборудование: 2 обруча, проектор, компьютер, материки (контуры), норвежский флаг (нарисованный), значки полезных ископаемых, картинки животных  Антарктиды, атласы, карточки.

Ход: Проверьте, все ли приготовлено на урок.

Сейчас совершим географическую разминку  по атласу по пройденному материалу:

- Самый большой океан? (Тихий)

- Самый маленький океан? (Сев.Ледов.океан)

- Самый теплый океан? (Индийский)

- Самый холодный океан? (Сев.Ледов.океан)

- Второй по величине океан? (Атлантический)

- Среди океанов есть участки суши, которые называются? (материки)

- Материк похожий на перевернутый треугольник? (Африка)

- Самый засушливый материк? (Австралия)

- Самый жаркий материк? (Африка)

- Материк, который позже всех открыли? (Антарктида)

- Самый холодный материк? (Антарктида)

-Какой материк мы изучаем? (Антарктида)

Сейчас начните свой ответ со слов (слайд1)

Антарктида самый …..

В Антарктиде нет…..

Около 98%......

Все берега Антарктиды…

Антарктида находится…

Практическое задание: на полу 2 обруча(полушария)

 Вставьте материки(контуры) в полушария и названия океанов.

-Покажите мне Антарктиду?

- Как называется материк, острова и окружающие части океанов? (Антарктика)

- Кто открыл Антарктиду?(русская экспедиция)

- Вспомните фамилии главных по экспедиции? (Беллинсгаузен и Лазарев)

- Экспедиция какой страны впервые проникла в глубь Антарктиды? (Норвегия). Вставьте флаг этой страны

- Есть ли полезные ископаемые на этом материке? (есть).

- Какие? (каменный уголь, алмазы, медная руда, алюминиевая руда, железная руда)Вставьте  условные знаки  полезных ископаемых на карту.

- Как можно еще назвать Антарктиду? (ледяная пустыня, полюс недоступности, полюс холода, холодильник Земли)

Молодцы, отвечали активно. Запомнили изученный материал. Эти знания нам пригодятся на следующих уроках.

Сколько много мы уже знаем с вами об этом холодном материке. Но самое интересное еще впереди. Мы с вами еще не знакомы с растениями и животными Антарктиды. И этот урок мы посвятим  именно этой теме. Узнаем о растениях и забавных животных, которым удается выживать в суровых условиях этого материка, посмотрим фрагмент док.фильма. Чтобы все это запомнить, вам нужно быть всего лишь  внимательными.

Открываем тетради, пишем число и тему: «Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы».

Объяснение нового материала

В ясный солнечный день Антарктида выглядит величественно и даже не сурово, но это – холодная красота и обманчивый покой. Снег, лед, холод делают свое дело.

Антарктида – самый суровый материк земного шара. Антарктида на первый взгляд кажется безжизненна, но это не так.  На окраинах материка, у побережья только летом можно увидеть мхи, лишайники, различные водоросли (слайд 2). Водоросли разных цветов создают красочные пятна, издали похожие на лужайки.  Из-за сурового климата растений мало.

Поселяют этот материк и  бактерии невидимые нашему глазу. По мнению ученых бактерии первые заселили нашу Землю, они есть даже в космосе. Бактерии живучи, они долго могут находиться в неблагоприятных условиях, обвалакивая  себя в спору. А как же там живут животные?

Животные покрыты густым пухом, перьями. Их защищает и толстый слой подкожного жира, он помогает им сохранить тепло тела. В Антарктиде нет летающих насекомых, птиц, зверей, которые добывают корм на суше. Все животные , обитающие на материке находят пищу в море.

На побережье материка живут пингвины (слайд 3)

Пингвины – нелетающие птицы. У пингвинов есть крылья,  они широкие, но короткие и поэтому для полета они не могут обеспечить достаточную тягу и размах. Но зато пингвин их использует как весла, как ласты, удобные для ныряния и плавания. Да и зачем им крылья, от кого улетать, ведь в Антарктиде на месте их гнездования нет хищников-зверей.

А вот в виде весел и ласт крылья им нужны в воде. Они развивают скорость до 40 км\ч и нырять на глубину до 175 метров, да еще выпрыгивают на берег из воды до 2 метров и могут приземляться на обе лапы или живот. В воде могут оставаться от 20 секунд до 20 минут.

Ходят неуклюже, переваливаясь. По гладкому льду и плотному снегу катаются на брюхе лежа, отталкиваются крыльями-ластами.

Тело покрыто густым непромокаемым оперением, а толстый слой жира защищает от морозов. А нас что защищает от мороза: шуба, жир или человеческое тепло? (Воздух, который находится между одеждой и телом плохо проводит тепло и задерживает его под одеждой. Чем просторнее  объемнее  одежда, тем  теплей. Не надо надевать тугую плотную обувь и одежду , в них  неудобно, быстрее начинаете мерзнуть. Не бойтесь мороза, чаще гуляйте, это полезно для здоровья. У нас нет таких сильных морозов, как в Антарктиде. А вот пингвинам надо всю свою жизнь проводить на холоде, большую часть проводят в холодном море. Могут уплыть далеко от берегов за пищей. Питаются пингвины крилем (словарная работа) это мелкие рачки, рыбой, моллюсками.

Живут пингвины колониями (хоровое произношение)- это большие птичьи стаи.

В Антарктиде живет несколько видов пингвинов. Наиболее распространенные – это пингвины Адели и императорские пингвины.

Адели (слайд 4)– небольшие пингвины, их рост 50 см, вес 4-5 кг. Они приплывают на побережье только летом для гнездования, а зиму проводят на антарктических островах. Питается крилем, креветками. Гнездо строят из мелких камушков, которые насыпают кучкой. В кладке бывает 2 яйца, высиживает 36 дней.

Императорские пингвины  (слайд 5)-  живут на побережье круглый год. Это крупные птицы, рост выше 1 метра, вес до 40 кг. Голова и горло окрашены в черный и оранжевый цвета. Питается мелкой рыбой и головоногими моллюсками. Самка откладывает 1 яйцо, которое носит на ногах самец. Он согревает яйцо складкой жира внизу живота. Высиживает два месяца, когда вылупляется птенец приходит самка (с кормежки) и птенец передается самке. Птенцы пингвинов растут медленно, но с приходом весны корма становиться больше и рост их ускоряется. Кормят птенца по очереди «птичьим молоком». Когда у пингвинов птенцы подрастают их собирают в большие группы. Во время  больших морозов они сбиваются в плотные кучки, тесно прижавшись, греют друг друга, в окружении взрослых пингвинов. В воспитании птенцов принимают участие все взрослые пингвины.

Измерение линейкой роста пингвинов на себе, сравнение.

На острова и побережье Антарктиды прилетают разные птицы (слайд 6): альбатросы, буревестники, крачки, чайки, поморники. Эти птицы питаются планктоном и рыбой.

На зимовку в Антарктиду  из Арктики прилетают  полярные крачки (слайд 7).Эти птицы

Два раза в год совершают гигантские перелеты над океанами, через весь земной шар.

Кроме этих птиц еще есть животные, о которых мы узнаем из текста нашей темы  Стр. 96, последний абзац (чтение и слайд 8,9,10).

Океан является домом для многих видов рачков – криля (словарная работа) (слайд11)

Природа Антарктиды охраняется международным договором (слайд 12).

Антарктида не принадлежит никакому государству.

В договоре выделяют особые участки материка, где животный и растительный мир подлежит охране в первую очередь.

Морские богатства сильно Антарктики истощены, т.к ведется промысел на китов, ластоногих, рыбы. Сейчас многие виды животных находятся под охраной, охота и ловля морских животных ограничена. Это необходимо для того, чтобы исчезающие виды могли восстановить свою численность.

Обратить внимание  на стенд «Исчезающие животные России»

Запись в тетрадях. Записываем главную мысль нашей темы из красной рамочки в учебнике.

Просмотр фрагмента док. Фильма «Пингвины».

-Что интересного увидели?

-Какие впечатления остались о пингвинах?

Закрепление пройденного материала.

1) Вставьте в текст пропущенные слова:

Пингвины отлично приспособились к жизни……. Живут пингвины стаями или………. Крылья им служат вместо…. Самый высокий пингвин – это…..Морской …… – хищник и опасен для морских птиц и небольших пингвинов

2) Зачеркни лишнее слово в каждом  ряду

- белый медведь, морской леопард, бобр

- пингвин Адели, страус, тюлень Уэделла

- буревестник, синий кит, криль

-  императорский пингвин, аист, касатка

- крачка, чайка, лебедь

- мох, цветные водоросли, клюква

Сейчас  найдите на карточках изображения незачеркнутых  животных и растений и  расположите на Антарктиде  на нашей карте полушарий.

-О чем мы с вами сегодня узнали?

-Как приспособились животные к суровым условиям Антарктиды?

- Нуждаются ли животные Антарктики в охране?

- Что предпринято  по охране природы в Антарктиде?

Сделаем вывод по уроку.

Вывод: Животный мир в Антарктиде по сравнию с другими материками беден. Но они есть. Этим птицам и животным стоит позавидовать их стойкости, терпению, ведь они живут в самых холодных условиях. Самые распространенные животные – пингвины. В водах обитают киты, тюлени. Летом здесь много птиц. Каждый материк по -своему уникален. Но красота природы зависит от нас. Ведь человек разумный, думающий должен знать, что природу надо беречь, не только что- то брать у нее, но и отдавать, охранять и любоваться.

И хочется закончить наш урок со словами:

Прекрасной быть должна Земля
Она у всех у нас одна.
И охранять её должны.

 Оценки за урок. Д/З стр.95-97 прочитать. Приготовить  сообщение о пингвинах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Редкие и исчезающие виды животных и растений Краснодарского края. Охрана природы».

Цель урока: сформировать представление об исчезающих видах животных ирастений Краснодарского края, проанализировать пути оптимизации взаимоотношений человека и природы. Основные знания: охр...

Методическая разработка урока: Редкие и исчезающие виды животных и растений Краснодарского края. Охрана природы

Данная методическая разработка урока с использованием двух презентаций: Растительный мир Кубани. Редкие исчезающие виды животных Кубани....

Технологическая карта урока географии по теме: "Природная среда. Охрана природы", 5 класс

ФГОС. Технологическая карта урока по теме: "Прродная среда. Охрана природы"....

Конспект урока "Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы"

Данный урок рассчитан на учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида. Главное на уроке – изучение нового материала: поиск, открытие, творчество ребят.Урок состоит из 6 частей, четыре из них являют...

Урок "Природа - наш друг.Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. их охрана.

Урок знакомит учащихся с возникновением и созданием заповедных зон, способстует формированию экологического сознания, расширяет знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области, воспитывае...

Урок географии в 6 классе"Биосфера.Охрана природы".

Урок географии в 6 классе"Биосфера.Охрана природы"....

Технологическая карта урока географии 8 класса по теме "Охрана природы и ООПТ России"

Технологическая карта урока географии 8 класса по теме "Охрана природы и ООПТ России"....