География 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Шумихина Ирина Ивановна

Рабочая программа по географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_6_klass_34_chasa.doc197.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА д. САВИНОВО

УРЖУМСКОГО РАЙОНА КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассмотрена:

На заседании методического совета

Протокол №    «   » _________2014 года

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

_______________ И.И. Шумихина

«   »____________2014 года

Утверждено:

Директор МКОУ ООШ д. Савиново

________________О.М. Гуровских

Приказ №        «   » _________2014 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 6 КЛАССА

На 2014-2015 учебный год

Составитель: Шумихина И. И.- учитель географии, 1 кв. кат.

д. Савиново

2014

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного  стандарта 2004 года и примерной программы по географии для 6 класса А.А. Лобжанидзе «География. Планета Земля». Программа рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.  Курс «География. Планета Земля» — это первый из самостоятельных курсов в системе географического образования. Его содержание в значительной степени опирается на материал пропедевтических курсов начальной школы: «Природоведение» и «Естествознание». Начальный курс географии должен не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении дальнейших курсов географии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций. Программой предусмотрено изучение на уроках краеведческого материала — местных, наиболее типичных и интересных в географическом отношении объектов, что позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, способствует организации их самостоятельной работы на уроках и во внеурочное время.

Главная цель курса заключается в том, чтобы показать основные этапы географического освоения Земли как планеты людей, ее целостность и неоднородность в пространстве и во времени на основе комплексного изучения нашей планеты. Изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:

•   сформировать у учащихся знания об основных географических понятиях; о Земле как планете Солнечной системы; географических особенностях природы Земли, ее геосферах; целостности, взаимосвязи  и взаимодействии  геосистем;   влиянии природы  Земли на жизнь и деятельность людей, их зависимости от состояния окружающей среды, путях ее сохранения и рационального использования;

•   научить приемам ориентирования на местности, работы с картой и статистическими материалами, приборами и инструментами, геоинформационными системами для сбора, обработки и систематизации данных о состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека;

•   продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний;

•  продолжить воспитание любви к своему краю, своему региону, своей стране; взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

Курс рассчитан на 34 учебных часа.

В результате освоения данного курса, согласно стандарту школьного географического образования учащийся должен:

Знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические следствия движения Земли,  географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

Уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съёмок её участков; чтения карт различного содержания;
  • учёта фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения географии ученик 6 класса должен

знать/понимать

•  основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

•   географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

уметь

•   выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

•   находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений,

   определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

•   применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природыиспользовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•   ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;

•  учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами

•   наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

Учебно-тематический план.

ВВЕДЕНИЕ — 1 ч

Что такое география. Почему необходимо изучать географию. Объекты изучения географии.

Тема 1. ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ — 6 ч

Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта.

Географическая карта — особый источник информации. Основные виды карт, различия карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Атласы, геоинформационные системы. Масштаб. Условные знаки плана и карты, их сходство и различия. Градусная сетка и географические координаты. Параллели и меридианы. Определение направлений и измерение расстояний на глобусе и географической карте.

Ориентирование. Азимут. Различные способы съемки местности.

Определение направлений и измерение расстояний на местности.

Построение простейших планов.

История создания карт: от древности до наших дней. Многообразие современных географических карт и их классификация. Значение картографического метода исследования. Другие методы и источники получения географической информации.

Практические работы.

1.Ориентирование по карте;

2.Чтение географических карт, космических и аэрофотоснимков, анализ статистических материалов;

3.Составление простейшего плана местности.

Тема 3. ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ — 3 ч

Солнечная система. Земля часть Солнечной системы. Земля и Луна. Форма и размеры нашей планеты. Виды движения Земли и их следствия. Сутки, часовые пояса. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей: солнечная активность, метеоры, метеориты, кометы.

Практические работы.

4. Сравнение Земли с другими планетами Солнечной системы.

5. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.

Тема 4. ЛИТОСФЕРА — КАМЕННАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 4 ч

Минералы и горные породы. Происхождение и превращения горных пород: магматические, осадочные, метаморфические породы.

Внутреннее строение Земли. Литосфера каменная оболочка Земли, ее строение и состав. Земная кора. Рельеф Земли. Абсолютная и относительная высота. Рельеф суши и дна Мирового океана. Крупные формы рельефа суши. Изображение рельефа на планах и картах. Внутренние силы, создающие рельеф Земли. Вулканы и землетрясения. Внешние факторы формирования рельефа: выветривание, действие силы тяжести, деятельность текучих вод, ветра, ледников, человека. Человек и мир камня: строительный материал, полезные ископаемые, драгоценные и поделочные камни. Деятельность людей по преобразованию рельефа Земли. Охрана литосферы.

Практические работы.

6. Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых.

   Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.

Тема 5. ГИДРОСФЕРА — ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 4 ч

Гидросфера — водная оболочка Земли, ее состав и строение. Свойства воды. Мировой круговорот воды и роль воды в природе. Мировой океан и его части. Свойства вод: температура и соленость. Движение вод в Мировом океане: волны, течения, приливы и отливы. Воды суши. Реки. Части реки, речная система, бассейн реки. Равнинные и горные реки. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Охрана рек. Озера. Водохранилища — искусственные озера. Болота. Подземные воды. Грунтовые и межпластовые воды. Источники. Значение и охрана подземных вод. Ледники и многолетняя мерзлота.

Горные и покровные ледники. Значение ледников. Оледенения. Человек и гидросфера. Водный голод планеты: объемы потребления воды, загрязнение воды.

Практические работы.

7. Анализ карт температуры и солености вод Мирового океана.

8. Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте.

9. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.

Тема 6. АТМОСФЕРА — ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 6 ч

Атмосфера — воздушная оболочка Земли, ее состав, строение.

Значение атмосферы. Температура воздуха. Распределение тепла на поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Изменение температуры воздуха в течение года и в течение суток. Амплитуда температур. Парниковый эффект. Влажность воздуха и атмосферные осадки. Относительная и абсолютная влажность воздуха. Туман. Виды облаков. Атмосферные осадки.

Атмосферное давление и движение воздуха. Различия в атмосферном давлении на разных участках Земли. Ветер. Постоянные и сезонные ветры. Местные ветры. Значение ветров. Погода и ее предсказание. Причины изменения погоды. Элементы погоды. Прогноз погоды. Погода и климат. Климат и климатообразующие факторы. Разные климаты Земли. Оптические атмосферные явления. Явления, связанные с отражением солнечного света. Явления, связанные с электричеством в атмосфере. Человек и атмосфера. Опасные атмосферные явления. Антропогенное воздействие на атмосферу.

Практические работы.

     Наблюдение за погодой, ее описание.

10. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов.

     Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера.

     Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты.

11. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.

Тема 7. БИОСФЕРА — ОБОЛОЧКА ЖИЗНИ — 3 ч

Биосфера — оболочка жизни, ее границы. Разнообразие растений и животных. Особенности распространения растений и животных. Приспособление живых организмов к среде обитания на суше и в Мировом океане. Процессы, происходящие в биосфере. Круговорот веществ. Взаимосвязь биосферы с другими геосферами Земли. Человек — часть биосферы. Распространение людей на Земле. Человеческие расы. Зависимость человека от биосферы. Экологические проблемы в биосфере. Экологические кризисы в истории развития человечества. Современные проблемы. Охрана биосферы.

Практические работы.

      Наблюдения за растительным и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды.

12. Описание растительного и животного мира на примере своей местности и по картам атласа.

Тема 8. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 7 ч

Географическая оболочка Земли, ее границы и составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Свойства географической оболочки. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: различие по размерам, природные, природно-антропогенные и антропогенные.

Почвы как особый природный комплекс. Условия образования почв различного типа. Состав и строение почв. Типы почв.

Особенности растительности, животного мира и хозяйственной деятельности человека в пределах различных природных зон. Арктические и антарктические пустыни, безлесные пространства тундры. Лесотундра. Леса: тайга, смешанные и широколиственные леса, переменно-влажные и экваториальные леса. Степи и саванны. Пустыни и полупустыни.

Природные комплексы Мирового океана.

Практические работы.

       Наблюдение за изменением почвенного покрова. 

13. Описание почв на местности и по карте.

14. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли.

      Описание природных зон Земли по географическим картам.

15. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.

16. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.

Содержание изучаемого курса

Раздел, тема

Количество часов

Содержание в соответствии с ФКГО ОО

Требования к уровню подготовки учащихся

Введение

1

Что такое география. Почему необходимо изучать географию. Объекты изучения географии. География как наука.  Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.

знать/понимать основные географические понятия и термины: география – как наука, объекты изучения географии,

уметь объяснять, почему необходимо изучать географию.

1

Изображение земной поверхности и их использование

6

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сетка).

Ориентирование по карте; чтение карт, космических и аэрофотоснимков, статистических материалов.

знать/понимать основные географические понятия и термины: план, глобус, карта, условные знаки, градусная сетка,  географические координаты, ориентирование, азимут, правила чтения карт;

уметь определять по плану направление и расстояние до объекта, читать условные знаки и статистический материал, определять по карте направление и расстояние до объекта, географические координаты объекта.

3

Земля-планета Солнечной системы

3

Солнечная система. Земля часть Солнечной системы. Земля и Луна. Форма и размеры нашей планеты. Виды движения Земли. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей

Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.

знать/понимать основные географические понятия: солнечная система, форма и размеры нашей планеты, виды движения Земли и их следствия, влияние Космоса на Землю и жизнь людей;

уметь сравнивать Землю с обликом других планет Солнечной системы, объяснение географических следствий движения Земли

4

Литосфера - каменная оболочка Земли

4

Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие. Горные породы; изменение температуры в зависимости от глубины залегания. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых. Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте.

знать/понимать основные географические понятия и термины: минералы и горные породы, их происхождение, литосфера, ее строение и состав, рельеф суши и дна Мирового океана, крупные формы рельефа суши, изображение рельефа на планах и картах, абсолютная и относительная высота, внутренние и внешние факторы формирования рельефа, деятельность людей по преобразованию рельефа Земли;

уметь наблюдать за объектами литосферы, описывать на местности (красный лог) и по карте Кировской области.

5

Гидросфера – водная оболочка Земли

4

Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли, их размещение и качество. Природные памятники гидросферы.

Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов  Земли.

знать/понимать основные географические понятия и термины: гидросфера — водная оболочка Земли, ее состав и строение, свойства вод, мировой океан и его части, движение вод в Мировом океане, воды суши, экологические проблемы гидросферы и вод своей местности;

уметь наблюдать за объектами гидросферы, их описывать на местности и по карте Кировской области, анализировать карты температуры и солености вод Мирового океана, оценивать обеспеченность водными ресурсами разных регионов Земли (в том числе Кировской области).

6

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

6

Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры и давления воздуха с высотой. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Адаптация человека к разным климатическим условиям.

Наблюдение за погодой, ее описание. Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов.

Объяснение устройства и применения барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера.  Выявление зависимости температуры и давления воздуха V от высоты. Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата.

знать/понимать основные географические понятия и термины: атмосфера — воздушная оболочка Земли, ее состав, строение, значение атмосферы, распределение тепла на поверхности Земли, относительная и абсолютная влажность воздуха, различия в атмосферном давлении на разных участках Земли, ветер, погода, элементы погоды, климат и климатообразующие факторы, влияние климата на условия жизни людей;

уметь наблюдать за погодой, ее описывать, измерять количественные характеристики элементов погоды с помощью приборов и инструментов, читать климатические и синоптические карты

7

Биосфера – оболочка Земли

3

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды. Описание растительного и животного мира на местности и по карте.

знать/понимать основные географические понятия и термины: биосфера, ее границы, разнообразие растений и животных, приспособление живых организмов к среде обитания на суше и в Мировом океане, распространение людей на Земле, человеческие расы, кризисы развития человечества, современные проблемы в биосфере;

уметь описывать растительный и животный мир на примере своей местности и по картам атласа.

8

Географическая оболочка Земли

7

Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов.

Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли.  Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.

знать/понимать основные географические понятия и термины: географическая оболочка Земли, ее границы и составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития, широтная зональность и высотная поясность, территориальные комплексы: различие по размерам, природные, природно-антропогенные и антропогенные природные комплексы, почвы, условия образования почв различного типа, особенности растительного, животного мира и хозяйственной деятельности человека в пределах различных природных зон

уметь описывать почвы на местности и по карте, описывать природные зоны Земли по географическим картам, выявлять и объяснять географическую зональность природы Земли.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

ВВЕДЕНИЕ 1 ч.

Дата

Тема урока

Практическая часть

Тип урока ( по Шамовой) и форма урока

Информационное сопровождение

Элементы  содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС ОО

1

  09

Введение.

Т: Урок изучение нового материала и первичного закрепления

Ф:

География как наука.  Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.

Тема 1. ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ — 6 ч

Дата

Тема урока

Практическая часть

Тип урока ( по Шамовой) и форма урока

Информационное сопровождение

Элементы  содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС ОО

2

09

Картографическое изображение земной поверхности

Т Урок изучение нового материала и первичного закрепления

Ф: эвристическая беседа на основе анализа плана, глобуса и карт.

http://www.national-geographic.ru

http://www.unknownplanet.ru

Карта, глобус, план

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности.

 их основные параметры и элементы

3

09

Географические координаты.

Определение географических координат

Т: Комбинированный урок

Карта полушарий

Градусная сетка. Параллели и меридианы

4

09

Географические координаты.

Приёмы ориентирования на карте.

Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними. Пр.№ 1.

Т: Урок комплексного применения знаний

Ф:

Карта полушарий

Градусная сетка. Параллели и меридианы. Определение направлений и измерение расстояний на глобусе и географической карте. Чтение карт Ориентирование на карте

5

09

Ориентирование на местности. Построение  плана местности

Ориентирование на местности.  Пр № 2

Т: Урок комплексного применения знаний

Ф:

Азимут. Различные способы съемки местности. Определение направлений и измерение расстояний на плане местности

6

09

Практическое занятие на местности

Составление  плана  территории школы (комнаты). Пр. № 3

Т: Урок комплексного применения знаний

Ф: практикум

Ориентирование на местности

7

10

Карта – «язык» географии 

Т: Комбинированный урок

Ф: семинар

Карта полушарий, атлас

Географическая карта — особый источник информации. Основные типы карт, различия карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Атласы, геоинформационные системы..

Тема 3. ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ — 3 ч.

Дата

Тема урока

Практическая часть

Тип урока ( по Шамовой) и форма урока

Информационное сопровождение

Элементы  содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС ОО

8

11

Земля - планета  Солнечной системы.

Сравнение Земли с другими планетами Солнечной системы. Пр.№ 4

Т: Урок изучение нового материала и первичного закрепления

Ф:

http://www.gao.spd.ru/russian

Солнечная система. Земля часть Солнечной системы. Земля и Луна..

Форма и размеры нашей планеты

Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы.

9

11

Географические следствия движения Земли 

Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. ПР. № 5

Т: Комбинированный урок    

Ф:

Карта полушарий, атлас

Виды движения Земли.

Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси.

10

11

Влияние Космоса на Землю и жизнь людей

Обобщающий урок.

Т: Комбинированный урок

Ф:

Карта полушарий, атлас

Влияние Космоса на Землю и жизнь людей

Тема 4. ЛИТОСФЕРА — КАМЕННАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ 4ч.

Дата

Тема урока

Практическая часть

Тип урока ( по Шамовой) и форма урока

Информационное сопровождение

Элементы  содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС ОО

11

11

Минералы и горные породы.

Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых (Кировской области).

ПР. № 6

Т: Актуализации знаний и умений

Ф: ролевая игра

http://www.sgm.ru/rus

 http://www.fmm.ru

http://www.mchs.gov.ru

Горные породы; изменение температуры в зависимости от глубины залегания. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка

Изучение свойств минералов, горных пород, полезных ископаемых.

12

12

Литосфера 

Т: Актуализации знаний и умений

Ф:

Карта . Строение земной коры

Земная кора и литосфера, их состав, строение и развитие.

13

12

Рельеф поверхности Земли

Наблюдение за объектами литосферы, описание  по карте

Т: Урок комплексного применения знаний

Ф:

Карта полушарий, атлас

Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; их изменение под влиянием внутренних, внешних и техногенных процессов.

Наблюдение за объектами литосферы, описание  по карте

14

12

Внутренние и внешние силы создающие рельеф

Человек и мир камня

Т: Урок комплексного применения знаний

Ф:

рельеф суши, дна Мирового океана; их изменение под влиянием внутренних и внешних сил.

Тема 5. ГИДРОСФЕРА — ВОДНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 4 ч.

Дата

Тема урока

Практическая часть

Тип урока ( по Шамовой) и форма урока

Информационное сопровождение

Элементы  содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС ОО

15

12

Гидросфера

Т Урок изучение нового материала и первичного закрепления

Ф:

http://www.national-geographic.ru

http://www.unknownplanet.ru

http://www.ocean.ru

Гидросфера, ее состав и строение. Роль воды в природе и жизни людей, ее круговорот.

16

01

Мировой океан.

Анализ карт температуры и солености вод океана. Пр.№7

Т: Комбинированный урок

Ф:

Карта полушарий, атлас

Мировой океан и его части

17

01

Реки. Воды суши.

Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте Кировской области. Пр. № 8.

Т: Урок комплексного применения знаний

Ф:

Карта полушарий, атлас

Поверхностные и подземные воды суши.

Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте.

18

01

Человек и гидросфера.

Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли (в том числе Кировской области). Пр. № 9.

Т: Актуализации знаний и умений

Ф:

Карта полушарий, атлас

Водные ресурсы Земли, их размещение и качество. Природные памятники гидросферы.

Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов  Земли

Тема 6. АТМОСФЕРА — ВОЗДУШНАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 6 ч.

Дата

Тема урока

Практическая часть

Тип урока ( по Шамовой) и форма урока

Информационное сопровождение

Элементы  содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС ОО

19

02

02

Атмосфера 

Температура воздуха.

Наблюдение за погодой, ее описание в д. Савиново

Т: Урок изучение нового материала и первичного закрепления

Ф:

http://www.pogoda.ru

http://www.weather.com

Карта, атлас

Атмосфера, ее состав, строение, циркуляция. Изменение температуры  воздуха с высотой. Распределение тепла на поверхности Земли.

Наблюдение за погодой, ее описание.

20

02

Влажность воздуха и атмосферные осадки.

Объяснение устройства и применения гигрометра,  осадкомера.  

Т: Урок комплексного применения знаний

Ф:

Карта полушарий, атлас

Относительная и абсолютная влажность воздуха. Туман. Виды облаков в Кировской области. Атмосферные осадки. Объяснение устройства и применения гигрометра,  осадкомера.  

21

02

Атмосферное давление и  ветер.

Объяснение устройства и применения барометра и флюгера.

Т: Урок комплексного применения знаний

Ф:

Карта полушарий, атлас

Изменение давления воздуха с высотой. Объяснение устройства и применения барометра и флюгера..  Различия в атмосферном давлении на разных участках Земли. Ветер. Пассаты. Муссоны. Местные ветры. Значение ветров в Кировской области. Выявление зависимости температуры и давления воздуха от высоты

22

02

Погода 

Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов. Пр. № 10.

Т: Комбинированный урок

Ф:

Погода. Изучение элементов погоды. Причины изменения погоды. Прогноз погоды. 

Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов

23

02

Климат 

Чтение климатических карт для характеристики  климата

Т: Актуализации знаний и умений Ф:

Карта климата, атлас

Климат

Адаптация человека к разным климатическим условиям.

Чтение климатических карт для характеристики  климата

24

Человек и атмосфера.

Практические работы Обобщение данных дневника

Определение среднесуточной t воздуха на основании показаний термометра, построение и анализ розы ветров. Пр. № 11

Т: Комбинированный урок

Ф:

Опасные атмосферные явления. Антропогенное воздействие на атмосферу в Кировской области.

Тема 7. БИОСФЕРА — ОБОЛОЧКА ЖИЗНИ — 3 ч.

Дата

Тема урока

Практическая часть

Тип урока ( по Шамовой) и форма урока

Информационное сопровождение

Элементы  содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС ОО

25

03

Биосфера. Значение биосферы

Т: Урок изучение нового материала и первичного закрепления

Ф:

http://www.national-geographic.ru

http://www.unknownplanet.ru

Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах.

26

03

Жизнь в Океане и на суше.

Т: Урок комплексного применения знаний

Ф:

Атлас

Приспособление живых организмов к среде обитания на суше и в Мировом океане.

27

03

Человек — часть биосферы.

Описание растительного и животного мира на примере своей местности и по картам атласа Кировской области. Пр. № 12

Т: Комбинированный урок

Ф:

Распространение людей на Земле. Человеческие расы. Кризисы развития человечества. Современные проблемы 

Наблюдения за растительным и животным миром для определения качества окружающей среды

Тема 8. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 7 ч.

Дата

Тема урока

Практическая часть

Тип урока ( по Шамовой) и форма урока

Информационное сопровождение

Элементы  содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС ОО

28

04

Природные комплексы.

Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения

Т: Урок изучение нового материала и первичного закрепления

Ф:

http://www.national-geographic.ru

http://www.unknownplanet.ru

http://www.nature.com

Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Широтная зональность и высотная поясность.

Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

29

04

Почвы.

Описание почв на местности и по карте Кировской области. Пр. № 13

Т: Комбинированный урок

Ф:

Ката. Почвы.

Почва как особое природное образование. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов.

Наблюдение за изменением почвенного покрова. Описание почв на местности и по карте.

30

04

04

Полярные пустыни и  тундры.

Леса

Выявление и объяснение географической зональности природы Земли.

Т: Комбинированный урок

Ф:

Карта. Природные зоны

Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.

Выявление и объяснение географической зональности природы Земли.

31

05

05

Степи и саванны.

Засушливые комплексы планеты.

Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Пр. № 14

Т: Комбинированный урок

Ф:

Карта. Природные зоны

Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.

Описание природных зон Земли по географическим картам.

32

05

Природные комплексы Мирового океана.

Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах и в Кировской области. Пр. № 15

Т: Урок комплексного применения знаний

Ф:

Карта. Природные зоны

Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах.

33

05

Природные комплексы Кировской области.

Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения. Пр. №  16

Т: Урок комплексного применения знаний

Ф:

Наблюдение и описание состояния окружающей среды, ее изменения, влияния на качество жизни населения.

34

05

Обобщающий урок курса

Т: Урок обобщения и систематизации знаний

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Учебник:  Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. М., Просвещение, 2007 г.

Дополнительная литература:  1. География. Планета Земля. Под ред. Дронова В.П. Электронное приложение к учебнику для 6 класса (СD-ROM)

2. География. Планета Земля. Лобжанидзе А.А. Тетрадь – тренажёр для 6 класса.

3. География. Планета Земля. Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г. Тетрадь – практикум для 6 класса.

4. География. Планета Земля. Барабанов В.В. Тетрадь – экзаменатор для 6 класса.

5. География. Планета Земля. Мишняева Е.Ю. Иллюстративный учебный атлас для 6 класса.

6. География. Планета Земля. Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г.  Контурные карты с заданиями для 6 класса.

7. География. Планета Земля. Под ред. Дронова В.П. Методические рекомендации.

8. Сайт Интернет - поддержки: http://spheres.ru

9. Кугут И.А. Уроки географии с использованием информационных технологий. 6-9 класс., М., Глобус, 2010г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

08.05 география класс

презентация...