Практические работы 9 класс
учебно-методический материал по географии (9 класс) на тему

Горбачева Светлана Андреевна

Здесь представлены задания для выполнения программных практических работ по географии Население и хозяйство России, 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая  работа  № 1

«Выявление  особенностей  положения  России  на  политической  карте  мира»

        В  географии  под термином «геополитическое положение» понимают

        место  страны на политической карте мира и  отношение  ее к

        различным государствам.

  1. Отразите своеобразие геополитического положения России на контурной карте:
  1. выделите определенным цветом соседей России – новые независимые государства, ранее входившие в состав СССР:

а)интенсивной окраской укажите непосредственных соседей  - соседей 1-го порядка (Эстонию, Латвию, Беларусь, Украину, Грузию, Азербайджан, Казахстан); менее ярким цветом – соседей 2-го порядка (Литву, Молдову, Армению, Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан)  и  совсем слабой окраской – соседа 3-го порядка (Таджикистан) ;

б)подчеркните названия тех государств, которые входят в СНГ.

2) Укажите на контурной карте другие пограничные государства.

11. Подсчитайте количество пограничных с Россией государств и сравните его с количеством бывших соседей Советского Союза.  

   

   Практическая  работа  № 1

«Выявление  особенностей  положения  России  на  политической  карте  мира»

        В  географии  под термином «геополитическое положение» понимают

        место  страны на политической карте мира и  отношение  ее к

        различным государствам.

1.Отразите своеобразие геополитического положения России на контурной карте:

  1. выделите определенным цветом соседей России – новые независимые государства, ранее входившие в состав СССР:

а)интенсивной окраской укажите непосредственных соседей  - соседей 1-го порядка (Эстонию, Латвию, Беларусь, Украину, Грузию, Азербайджан, Казахстан); менее ярким цветом – соседей 2-го порядка (Литву, Молдову, Армению, Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан)  и  совсем слабой окраской – соседа 3-го порядка (Таджикистан) ;

б)подчеркните названия тех государств, которые входят в СНГ.

2) Укажите на контурной карте другие пограничные государства.

11. Подсчитайте количество пограничных с Россией государств и сравните его с количеством бывших соседей Советского Союза.  

           Практическая  работа  № 3

«Определение  по  статистическим  материалам  тенденции  изменения  числа  занятых  в  сферах  народного  хозяйства»

ЗАДАНИЯ.

1. Изучите  таблицу «Распределение населения, занятого в народном  хозяйстве, по отраслям и сферам»:

 

    Отрасль

  Доля занятых от численности экономически активного населения,  %

   1940 г.

   1960 г.  

   1980 г.

   1990 г.

   1993 г.

Промышленность  и  строительство

  26

   37

   42

   41

   40

Сельское и лесное хозяйство

  50

   32

   15

   14

   15

Транспорт и связь

  6

   8

   10

   10

   8

Сфера обслуживания

  18

   23

   33

   35

   37

  1. Определите, какие отрасли относятся к  производственной сфере.
  2. Какие изменения в занятости населения можно наблюдать среди отраслей производственной сферы?  Почему?
  3. Как изменился процент занятости населения в непроизводственной сфере?  Чем это вызвано?
  4. Какова общая тенденция изменения числа занятых в сферах народного хозяйства?
  5. Сделайте выводы.

                       

          Практическая  работа  № 3

«Определение  по  статистическим  материалам  тенденции  изменения  числа  занятых  в  сферах  народного  хозяйства»

ЗАДАНИЯ.

1. Изучите  таблицу «Распределение населения, занятого в народном  хозяйстве, по отраслям и сферам»:

 

    Отрасль

  Доля занятых от численности экономически активного населения,  %

   1940 г.

   1960 г.  

   1980 г.

   1990 г.

   1993 г.

Промышленность  и  строительство

  26

   37

   42

   41

   40

Сельское и лесное хозяйство

  50

   32

   15

   14

   15

Транспорт и связь

  6

   8

   10

   10

   8

Сфера обслуживания

  18

   23

   33

   35

   37

  1. Определите, какие отрасли относятся к  производственной сфере.
  2. Какие изменения в занятости населения можно наблюдать среди отраслей производственной сферы?  Почему?
  3. Как изменился процент занятости населения в непроизводственной сфере?  Чем это вызвано?
  4. Какова общая тенденция изменения числа занятых в сферах народного хозяйства?
  5. Сделайте выводы.

ПРАКТИЧЕСКАЯ    РАБОТА   № 4

«Обозначение  на  контурных картах важнейших районов размещения природных ресурсов России»

1. На контурную карту соответствующими условными знаками нанесите следующие месторождения и районы распространения минеральных ресурсов:

   - каменноугольные бассейны: Кузнецкий, Донецкий, Печорский, Южно-Якутский;

   - буроугольные бассейны: Подмосковный,  Канско-Ачинский;

   - железные руды: Урала, КМА, Карелии, Кольского  п-ва;

   - медные  руды: Урала, Норильска,  Кольского п-ва;

   - алюминиевые руды: Урала, Кольского п-ва;

   - полиметаллические руды: Алтая, Забайкалья, Дальнего Востока, Салаирского кряжа;

   - никелевые руды: Норильска, Кольского п-ва;

   - оловянные руды: Дальнего Востока;

   - нефтегазоносные районы: Западной Сибири, Поволжья, Северного Кавказа, Сахалина;

   - поваренная, калийная соли: Эльтон, Баскунчак, Соликамск, Березники;

   - апатиты и фосфориты: Кольского п-ва, Подмосковья, Брянска;

   - золото: Дальнего Востока, Восточной Сибири;

   - платина: Норильска;

   - алмазы: Якутии.

2. Заштрихуйте богатые лесом районы России.

3. Заштрихуйте район распространения черноземных почв.

4. Условными знаками обозначьте районы, богатые рыбными ресурсами.

5. Заштрихуйте соответствующим цветом легенды вашей карты основные санаторно-курортные зоны России.

ПРАКТИЧЕСКАЯ    РАБОТА  № 4

«Обозначение  на  контурных картах важнейших районов размещения природных ресурсов России»

1. На контурную карту соответствующими условными знаками нанесите следующие месторождения и районы распространения минеральных ресурсов:

   - каменноугольные бассейны: Кузнецкий, Донецкий, Печорский, Южно-Якутский;

   - буроугольные бассейны: Подмосковный,  Канско-Ачинский;

   - железные руды: Урала, КМА, Карелии, Кольского  п-ва;

   - медные  руды: Урала, Норильска,  Кольского п-ва;

   - алюминиевые руды: Урала, Кольского п-ва;

   - полиметаллические руды: Алтая, Забайкалья, Дальнего Востока, Салаирского кряжа;

   - никелевые руды: Норильска, Кольского п-ва;

   - оловянные руды: Дальнего Востока;

   - нефтегазоносные районы: Западной Сибири, Поволжья, Северного Кавказа, Сахалина;

   - поваренная, калийная соли: Эльтон, Баскунчак, Соликамск, Березники;

   - апатиты и фосфориты: Кольского п-ва, Подмосковья, Брянска;

   - золото: Дальнего Востока, Восточной Сибири;

   - платина: Норильска;

   - алмазы: Якутии.

2. Заштрихуйте богатые лесом районы России.

3. Заштрихуйте район распространения черноземных почв.

4. Условными знаками обозначьте районы, богатые рыбными ресурсами.

5. Заштрихуйте соответствующим цветом легенды вашей карты основные санаторно-курортные зоны России.

  ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА   № 5

«Определение  по  картам  размещения  трудоемкого  и  металлоемкого  машиностроения  России»

  1. Используя карту «Машиностроение и металлообработка»  привести примеры отраслей, относящихся к трудоемким и металлоемким.
  2. Определить центры размещения трудоемких и металлоемких производств. Заполнить таблицу:

Группа отраслей машиностроения

Название  отраслей

Крупные промышленные центры

Принципы размещения

Трудоемкие и наукоемкие

Металлоемкие

3. Нанести на контурную карту крупнейшие центры машиностроения по группам отраслей.

  ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА  № 5

«Определение  по  картам  размещения  трудоемкого  и  металлоемкого  машиностроения  России»

  1. Используя карту «Машиностроение и металлообработка»  привести примеры отраслей, относящихся к трудоемким и металлоемким.
  2. Определить центры размещения трудоемких и металлоемких производств. Заполнить таблицу:

Группа отраслей машиностроения

Название  отраслей

Крупные промышленные центры

Принципы размещения

Трудоемкие и наукоемкие

Металлоемкие

3. Нанести на контурную карту крупнейшие центры машиностроения по группам отраслей.

Практическая   работа  № 6

«Характеристика  одного из районов  добычи  угля  по  картам  и                                            

                               статистическим   данным».

                                                 ПЛАН

  1. Географическое  положение.
  2. Хозяйственная оценка: запасы, качество, условия залегания и эксплуатации, себестоимость  добычи.
  3. Добыча.
  4. Использование угля данного месторождения в хозяйстве.
  5. Охрана окружающей среды в данном угольном бассейне.
  6. Перспективы развития бассейна.

  Практическая   работа  № 6

«Характеристика  одного из районов  добычи  угля  по  картам  и                                            

                               статистическим   данным».

                                                 ПЛАН

  1. Географическое  положение.
  2. Хозяйственная оценка: запасы, качество, условия залегания и эксплуатации, себестоимость  добычи.
  3. Добыча.
  4. Использование угля данного месторождения в хозяйстве.
  5. Охрана окружающей среды в данном угольном бассейне.
  6. Перспективы развития бассейна.                                      

Практическая   работа  № 6

«Характеристика  одного из районов  добычи  угля  по  картам  и                                            

                               статистическим   данным».

                                                 ПЛАН

  1. Географическое  положение.
  2. Хозяйственная оценка: запасы, качество, условия залегания и эксплуатации, себестоимость  добычи.
  3. Добыча.
  4. Использование угля данного месторождения в хозяйстве.
  5. Охрана окружающей среды в данном угольном бассейне.
  6. Перспективы развития бассейна.

ПРАКТИЧЕСКАЯ   РАБОТА  № 7

«Определение  по  картам главных  факторов  размещения черной и цветной металлургии»

1. Изучить таблицу «Влияние различных факторов на размещение металлургических производств».

Факторы

       размеще-

                ния

Виды произ-

водств

сырьевой

топливный

электо-

энергетический

водный

трудовой

транспортный

кооперирование и комбинирование

экологический

военно-стратегический

Черная металлургия

(полного цикла)

Цветная металлургия

(легких мет.)

Цветная металлургия

(тяжелых мет.)

Условные обозначения:

2. Объясните, почему влияние выделенных факторов оказалось решающим для отдельных производств. Приведите примеры.

3. Сделайте вывод: где выгоднее размещать предприятия черной и цветной металлургии?

ПРАКТИЧЕСКАЯ   РАБОТА   № 7

«Определение  по  картам главных  факторов  размещения черной и цветной металлургии»

1. Изучить таблицу «Влияние различных факторов на размещение металлургических производств».

Факторы

       размеще-

                ния

Виды произ-

водств

сырьевой

топливный

электо-

энергетический

водный

трудовой

транспортный

кооперирование и комбинирование

экологический

военно-стратегический

Черная металлургия

(полного цикла)

Цветная металлургия

(легких мет.)

Цветная металлургия

(тяжелых мет.)

Условные обозначения:

2. Объясните, почему влияние выделенных факторов оказалось решающим для отдельных производств. Приведите примеры.

3. Сделайте вывод: где выгоднее размещать предприятия черной и цветной металлургии?

   

Практическая  работа   №  8

«Составление  схемы  межотраслевых  связей  химической    промышленности»

    Химическая    промышленность

Задание: впишите  в прямоугольники схемы названия тех отраслей,  которые  имеют тесные производственные связи с химической промышленностью;  на стрелках подпишите виды продукции, которые составляют основу указанных межотраслевых связей.

   Практическая  работа   № 8

 «Составление  схемы  межотраслевых  связей  химической  промышленности»

    Химическая    промышленность

Задание: впишите  в прямоугольники схемы названия тех отраслей,  которые  имеют тесные производственные связи с химической промышленностью;  на стрелках подпишите виды продукции, которые составляют основу указанных межотраслевых связей.

  ПРАКТИЧЕСКАЯ   РАБОТА  № 9

«Составление  типовой схемы агропромышленного комплекса (АПК)»

1. Почему АПК относят к межотраслевым производственным комплексам?

2. Какие сельскохозяйственные предприятия и предприятия, обеспечивающие их работу, транспортировку,  хранение  и переработку продукции, входят в состав АПК?

3. Объединить все предприятия в два звена и составить схему:

                а) отрасли, обслуживающие АПК;

                б) отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье.

  ПРАКТИЧЕСКАЯ   РАБОТА  № 9

«Составление  типовой схемы агропромышленного комплекса (АПК)»

1. Почему АПК относят к межотраслевым производственным комплексам?

2. Какие сельскохозяйственные предприятия и предприятия, обеспечивающие их работу, транспортировку,  хранение  и переработку продукции, входят в состав АПК?

3. Объединить все предприятия в два звена и составить схему:

                а) отрасли, обслуживающие АПК;

                б) отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье.

Практическая  работа  № 10

«Характеристика  одной  из  транспортных  магистралей  по  типовому  плану».

Задание 1. дать характеристику одной из транспортных магистралей  нашей страны по следующему  плану:

  1. Протяженность магистрали.
  2. Направление магистрали.
  3. Природные условия, в которых функционирует магистраль, влияние этих условий на эффективность ее работы.
  4. Крупнейшие транспортные узлы магистрали.
  5. Состав и направление основных грузопотоков.
  6. Перспективы развития и пути повышения эффективности работы данной магистрали.

Задание 2. На контурной карте показать направление грузопотоков, транспортные  узлы  магистрали.

Практическая  работа  № 10

«Характеристика  одной  из  транспортных  магистралей  по  типовому  плану».

Задание 1. дать характеристику одной из транспортных магистралей  нашей страны по следующему  плану:

  1. Протяженность магистрали.
  2. Направление магистрали.
  3. Природные условия, в которых функционирует магистраль, влияние этих условий на эффективность ее работы.
  4. Крупнейшие транспортные узлы магистрали.
  5. Состав и направление основных грузопотоков.
  6. Перспективы развития и пути повышения эффективности работы данной магистрали.

Задание 2. На контурной карте показать направление грузопотоков, транспортные  узлы  магистрали.

Практическая  работа   № 10

«Характеристика  одной  из  транспортных  магистралей  по  типовому  плану».

Задание 1. дать характеристику одной из транспортных магистралей  нашей страны по следующему  плану:

  1. Протяженность магистрали.
  2. Направление магистрали.
  3. Природные условия, в которых функционирует магистраль, влияние этих условий на эффективность ее работы.
  4. Крупнейшие транспортные узлы магистрали.
  5. Состав и направление основных грузопотоков.
  6. Перспективы развития и пути повышения эффективности работы данной магистрали.

Задание 2. На контурной карте показать направление грузопотоков, транспортные  узлы  магистрали.

Практическая   работа №  12  «Характеристика   Самарского  промышленного  узла»

                   ПЛАН     ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. Состав  промышленного  узла.
  2. ЭГП   промышленного  узла.
  3. Природно-ресурсная  база.
  4. Отрасли  специализации  и  их  центры.

           Отрасль

   Условия (факторы)  развития

             Центры

  1. Проблемы  и  перспективы  развития  узла.

Практическая  работа  № 12   «Характеристика   Самарского  промышленного  узла»

                   ПЛАН     ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. Состав  промышленного  узла.
  2. ЭГП   промышленного  узла.
  3. Природно-ресурсная  база.
  4. Отрасли  специализации  и  их  центры.

           Отрасль

   Условия (факторы)  развития

             Центры

  1. Проблемы  и  перспективы  развития  узла.

Практическая  работа  №  12  «Характеристика   Самарского  промышленного  узла»

                   ПЛАН     ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. Состав  промышленного  узла.
  2. ЭГП   промышленного  узла.
  3. Природно-ресурсная  база.
  4. Отрасли  специализации  и  их  центры.

           Отрасль

   Условия (факторы)  развития

             Центры

  1. Проблемы  и  перспективы  развития  узла.

Практическая  работа №  12   «Характеристика   Самарского  промышленного  узла»

                   ПЛАН     ХАРАКТЕРИСТИКИ

  1. Состав  промышленного  узла.
  2. ЭГП   промышленного  узла.
  3. Природно-ресурсная  база.
  4. Отрасли  специализации  и  их  центры.

           Отрасль

   Условия (факторы)  развития

             Центры

  1. Проблемы  и  перспективы  развития  узла.

Практическая  работа  № 13

 «Составление по различным источникам характеристики одного из ТПК  Восточного макрорегиона»

Задание 1.  Используя карты атласа, картосхемы в учебнике, назвать и выписать в тетрадь или нанести на контурную карту крупнейшие ТПК Восточного макрорегиона.

Задание2. Дать характеристику одному из ТПК, используя карты атласа и текст учебника. Оформить работу в виде таблицы:

Название  ТПК

Используемые ресурсы и энергия

  Отрасли  специализации

Выпускаемая   продукция

Проблемы и перспективы развития

Практическая  работа  № 13

«Составление по различным источникам характеристики одного из ТПК  Восточного макрорегиона»

Задание 1.  Используя карты атласа, картосхемы в учебнике, назвать и выписать в тетрадь или нанести на контурную карту крупнейшие ТПК Восточного макрорегиона.

Задание2. Дать характеристику одному из ТПК, используя карты атласа и текст учебника. Оформить работу в виде таблицы:

Название  ТПК

Используемые ресурсы и энергия

  Отрасли  специализации

Выпускаемая   продукция

Проблемы и перспективы развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с учебником «Литература. 6 класс» А.В. Гулина, А.Н. Романовой в условиях внедрения нового стандарта. (практическая работа)

Работа с учебником «Литература. 6 класс» А.В. Гулина, А.Н. Романовой в условиях внедрения нового стандарта: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому...

Практическая работа по теме: Географические координаты для 6 класса. Работу создала Барбашова Наталья Алексеевна учитель МКОУ СОШ № 251 ЗАТО г. Фокино Приморского края

Практическая работа по теме: Географические координаты для 6 класса имеет сформулированную цель, два варианта для прямого и обратного определения координат и пять дополнительных заданий, а так же отве...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов

Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России

Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...

УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА

Актуальность темы:         Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...

Домашние практические работы из серии "Нестандартные лабораторные (исследовательские) работы по физике, 7-9 классы "

Одним из важных направлений в работе учителя физики является приобщение учащихся к исследовательской деятельности. Выполнение таких работ способствует более глубокому пониманию учебного материала, раз...