Цикл уроков по теме "Африка"
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему

Левченко Галина Геннадьевна

В данном файле размещены конспекты уроков по теме "Африка": "Рельеф и полезные ископаемые", "Климат Африки", "Внутренние воды", " Обобщение  по теме «Африка».    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспекты уроков по теме " Африка"41.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Рельеф и полезные ископаемые Африки.

Цели:

Образовательная: сформировать знания о рельефе и полезных ископаемых материка; показать их зависимость от строения земной коры.

Развивающая: формировать навыки самостоятельной работы.

Воспитывающая: воспитывать добросовестное отношение к выполняемой работе.

Оборудование: карта «строение земной коры», физическая карта Африки, атласы, презентация «Рельеф Африки».

Тип урока:  комбинированный.

Ход урока.

1.Организационный момент  (проверка готовности к уроку, мобилизация внимания).

2.Повторение географической номенклатуры по теме “Географическое положение Африки”.

Игра “Воображаемое путешествие вокруг Африки”.

Один  ученик у доски по памяти, стоя спиной к физической карте, рассказывает, какие географические объекты он будет встречать, огибая Африку. Путешествие начинается от Гибралтарского пролива по часовой стрелке. Учащиеся следят за ответом, при необходимости исправляют или дополняют ответ учащегося (можно опросить 3-4 ученика).

3.Активизация знаний учащихся

  • Что такое рельеф?
  • Как на карте изображают формы рельефа?
  • Как определить высоту рельефа?

Сегодня на уроке мы будем изучать рельеф и полезные ископаемые Африки. Запишите  тему в тетрадях.

3.Изучение нового материала.

Тектоническое строение Африки.

Работа с тектонической картой мира. Фронтальная беседа по вопросам.

  • На какой литосферой  плите лежит Африка?
  • Что входит в состав этой плиты, кроме Африки?
  • Попадает ли  материк  на стык литосферных плит? Где? С какой плитой происходит столкновение?
  • Какие явления наблюдаются на стыке литосферных плит?
  • Что лежит в основании остальной части материка?
  • Что такое платформа? Какая платформа лежит в основании Африки?
  • Какая форма рельефа соответствует платформам?
  • Какая форма рельефа будет занимать большие площади в Африке?

Рельеф Африки.

Работа с физической картой Африки, сопоставление ее с тектонической картой. Фронтальная беседа по вопросам.

  • Мы установили, что на северо-западе материка происходит столкновение литосферных плит, формируется складчатая область. В рельефе складчатой области соответствуют горы. Есть ли здесь горы? Как они называются?
  • Составьте характеристику этих гор на основании карты и слайда “Атласские горы” по плану (на партах карточки-инструкции, работа в парах).

План описания гор.

1.В какой части материка находятся.

2.Направление и протяженность горных хребтов.

3.К какой группе гор по высоте относятся.

4.Наибольшая высота.

  • Есть ли еще горы в Африке?
  • Назовите эти горы. Где они расположены?
  • Чем объяснить наличие гор на юге и юго-востоке Африки?
  • Посмотрите слайды “Драконовы горы”, “Капские горы”.

Индивидуальная работа. Составьте характеристику этих гор аналогично Атласским горам по физической карте, используя слайды и план характеристики (1вариант-Драконовы, 2 вариант - Капские горы).

 Физ. минутка

Теперь всех приглашаю на зарядку,
Мелкие шажки – раз, два, три.
Легкие прыжки - раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка - раз, два, три.

  • Какой формой рельефа представлена остальная Африка?
  • Какие типы равнин по абсолютной высоте вы знаете?
  • Какие из них преобладают на материке?
  • Где размещаются на материке низменности?
  • Где размещаются нагорья (назвать их) и плоскогорья (назвать их)?

4.Практическая работа. Используя карты атласа, заполните таблицу (таблица выведена на слайд).

Зависимость полезных ископаемых от строения земной коры

Вид полезных ископаемых

Место расположения

Тектоническая структура

Каменный уголь

Нефть        

Природный газ        

Железная руда        

Медные руды        

Золото        

Алмазы                 

  Используя текст учебника на стр.116,  сделайте выводы.

                 

5. Рефлексия.

         Сегодня на уроке  мне было сложно….

         Сегодня на уроке мне было легко…

6. Домашнее задание: § 25, обозначение на контурной карте форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Подборка  образного описания  погоды,  интересных  фактов  о погоде  в Африке.

Литература.

1.Учебник. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 класс. –  М.: Дрофа, 2011 г.

2.География материков и океанов,  7 класс.  кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2013.

3.По материкам и океанам. Сост.: Смирнова Н.П., Шибанова А.А.. – М.: Просвещение, 1998.

4. Разумовская  О.К. Веселая география.- Ярославль: Академия развития, 1997.

5. Постникова М. В. – Контрольные вопросы, занимательные задания, тесты: 7 класс.  – М.: НЦ ЭНАС, 2006.

Тема: Климат Африки.

Цели:

Обучающие: формирование знаний о климатических поясах Африки, их особенностями и признаками.

Развивающие: развивать познавательный интерес и географическое мышление, выявлять причинно-следственные связи.

Воспитывающие: воспитать бережное отношение к природе не только своего края, но и  других стран 

Оборудование: климатическая карта Африки, атласы.

Тип урока:  урок-практикум.

Ход урока.

1.Организационный момент  (проверка готовности к уроку, мобилизация внимания).

2.Создание проблемной ситуации.

В Африке пустыня есть,

Вся в песках – Сахара,

Редкие колючки здесь,

Ведь воды-то мало!

А к экватору пойдешь –

Лес тропический найдешь.

Львы, слоны, жирафы там,

Носорог, гиппопотам.

Ох, и жарко здесь, друзья,

Вот так чудная земля!

3.Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

  • Какую особенность природы Африки отмечает в своем стихотворении поэт? (Африка – самый жаркий материк Земли, на материке есть и пустыня и тропический лес).
  • Как вы думаете, почему в Африке такие разнообразные  природные условия: и пустыня, и джунгли? (разный климат).
  • Давайте выясним, почему же Африка стала самым жарким материком? Какие факторы повлияли на формирование климата этого континента?

Откройте тетради тему сегодняшнего урока: «Климат Африки».

4.Поиск решения.

  • Вспомним климатообразующие факторы.
  • В чем главная особенность географического положения Африки, влияющая на климат? (пересекает экватор и тропики, расположена в жарком поясе).

5. Изучение нового материала.

Класс делится на три группы. В группе назначается «научный руководитель», который руководит работой и делает сообщение по результатам работы.

А). Работа с климатической картой Африки (группа, готовая ответить поднимает флажок).

  • Назовите климатические пояса Африки.
  • Какие из них основные, какие переходные?
  • Назовите климатические пояса, которые занимают самые большие площади.
  • Назовите климатические пояса, которые занимают самые маленькие площади.
  • Определите самые жаркие и влажные, самые холодные и сухие  части материка. Объясните их размещение.

Подводится итог активности групп и оценка  ответов.

Физ. минутка

Теперь всех приглашаю на зарядку,
Мелкие шажки – раз, два, три.
Легкие прыжки - раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка - раз, два, три.

Б).  Практикум.

Каждая группа  составляет характеристику «своего» климатического пояса. Для облегчения работы учащиеся заполняют таблицу. 1-я группа – экваториальный, 2- субэкваториальный, 3- тропический.

пояс

Воздушные массы

ветры

температура

осадки

летом

зимой

летом

зимой

кол-во

режим

После завершения работы, «научный руководитель»  дает характеристику  своего климатического пояса. После его выступления остальные члены группы дополняют характеристику  образным описанием погоды,  интересными фактами, заранее приготовленными дома.  На выступление каждой группы отводится около 5 минут.

В). Анализ  климатограмм на стр.119 учебника.

На побережье Средиземного моря и юго-западной оконечности Африки сформировался субтропический климат с сухим жарким летом  и теплой влажной зимой.

Задание.  Проанализируйте климатограммы. Какой вывод можно сделать?

6. Рефлексия.

Я сегодня узнал о том, что…

7. Итог урока. Выставление оценок по практикуму.

8. Домашнее задание. Задание № 2 на стр. 120 учебника.

Литература.

1.Учебник. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 класс. –  М.: Дрофа, 2011 г.

2.География материков и океанов,  7 класс.  кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2013.

3.По материкам и океанам. Сост.: Смирнова Н.П., Шибанова А.А.. – М.: Просвещение, 1998.

4. Разумовская  О.К. Веселая география.- Ярославль: Академия развития, 1997.

5. Постникова М. В. – Контрольные вопросы, занимательные задания, тесты: 7 класс.  – М.: НЦ ЭНАС, 2006.

Тема: Внутренние воды.

Цели:

Обучающие: называть и показывать важнейшие реки и озера Африки; источники питания рек; показать зависимость рек от рельефа и климата.

Развивающие: выявлять причинно-следственные связи.

Воспитывающие: воспитать бережное отношение к природе не только своего края, но и других стран.

Оборудование: физическая  карта Африки, атласы, контурные карты, видеоролик «Нил».

Тип урока. Урок ознакомления с новым материалом.

Ход урок.

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания

Определить тип климата:

1.  Этот пояс находится между 2° ю. ш. и 5° с. ш. (экваториальный).

2.  В этом поясе жарко и сухо в течение всего года (тропический).

3. Весь год преобладают влажные воздушные массы (экваториальный).

4. Осадков выпадает мало, летом и зимой менее 100 мм (тропический).

5. Пояс располагается по обе стороны от экватора, на севере, образуя более широкую полосу (экваториальный).

6. Летом влажные воздушные массы, зимой сухие  (субэкваториальный).

7. Одно время года  (экваториальный.)

8. Этот пояс занимает лишь крайний север и крайний юг материка (субтропический).

3. Актуализация знаний.

Вспомните сказку об Айболите, отправившись в путешествие, он постоянно твердил одно слово «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!». Вы знаете, что означает это слово? (река). А где она находится? Так какая у нас сегодня тема урока?

Записываем тему в тетрадях «Воды Африки».

4.Изучение нового материала.

Подводящий диалог.

  • Что относится к внутренним водам?
  • Почему мы изучаем «Внутренние воды» после темы «Климат»?
  • В какой части  материка очень мало рек и озер? Почему?
  • Есть в Африке очень интересная река: она самая половодная на этом материке, дважды пересекает экватор и на всем своем протяжении имеет три названия. Найдите её на карте (Конго).
  • А теперь объясните, почему Конго самая полноводная река.
  • Какие еще крупные реки есть в Африке?  В какой части материка и почему они протекают?

Итак, мы с вами убедились в том, что реки являются «зеркалом»  климата.

  • Следующая проблема. Почему на реках материка много водопадов?
  • При помощи карты назовите самые большие водопады Африки и реки, на которых они находятся.

Самостоятельная работа с  физической картой Африки. Заполнить таблицу, распределив реки материка по бассейнам океанов.

Бассейн Атлантического океана

Бассейн Индийского океана

  • Какой бассейн самый большой?  Почему?

Физ. минутка

Теперь всех приглашаю на зарядку,
Мелкие шажки – раз, два, три.
Легкие прыжки - раз, два, три.
Вот и вся зарядка – раз, два, три.
Мягкая посадка - раз, два, три.

Занимательное задание:

Попав в такое место, судно всей своей массой находится в морской воде, а винты – в лёгкой пресной. Где наблюдаются места с «мёртвой водой»? Ответ: в устье самой многоводной реки Африки Конго. Огромные массы воды, выносимые рекой в Атлантический океан, опресняют его на 75 км от берега.

        Есть в Африке река мировой рекордсмен. Она является символом жизни многих народов, живущих на её берегах, вам она известна из уроков истории. Конечно это Нил. А в чем его рекорд? Давайте совершим небольшое виртуальное путешествие по этой реке (просмотр видеоролика о Ниле).

На материке есть довольно большие озёра. Давайте найдем их на карте. В какой части материка их больше всего. Почему? Ответить на этот вопрос нам поможет учебник (стр.122).

Дополнение.

Площадь озера Виктория, крупнейшего водного резервуара Африки, составляет 75000км2 – это больше, чем Швейцария. В тёплой воде озера хорошо размножаются не только рыбы, но и возбудители бильгарциоза, тропического инфекционного заболевания. Поэтому купаться в озере практически нигде. Кенийский народ луо имеет врождённый иммунитет против малярии.

Озеро Танганьика открыл в 1858 г. английский путешественник Р. Бертон, который объяснял название как «объединение вод».

Чад – «большое пространство воды», «озеро» - на одном из диалектов языка канури, распространённого на берегах озера. В период дождей площадь озера, из которого не вытекает ни одна река, достигает 25900кв.км. при глубине около 8м. В хорошую погоду в результате интенсивного испарения с большой поверхности озеро может сократиться более чем на 10000 кв. км.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание: § 27, на контурной карте Африки подписать реки, озёра Африки, указанные в §.

Литература.

1.Учебник. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 класс. –  М.: Дрофа, 2011 г.

2.География материков и океанов,  7 класс.  кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2013.

3.По материкам и океанам. Сост.: Смирнова Н.П., Шибанова А.А.. – М.: Просвещение, 1998.

4. Разумовская  О.К. Веселая география.- Ярославль: Академия развития, 1997.

5. Постникова М. В. – Контрольные вопросы, занимательные задания, тесты: 7 класс.  – М.: НЦ ЭНАС, 2006.

Тема:   Обобщение  по теме «Африка».    

Цели:

Обучающие: обобщить и систематизировать знания о природе и населении Африки.

Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету география.

Воспитывающие: развитие коммуникативных навыков.

Оборудование: эстафетная палочка, мишень, дротики.

Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний.

Ход урок.

1.Организационный момент.

2.Проведение первого этапа.

Эстафета. Каждый ряд- команда. Начало игры с первой парты. Учитель задает вопрос, дети отвечают и передают палочку на следующую парту. После окончания этапа выявляется команда-победитель. Если есть не отвеченные вопросы, проводится «личный забег».  Итог. Оценки.

Вопросы на эстафету.

1 ряд

2 ряд

3 ряд

Португальский мореход, обогнувший Африку

Известный английский исследователь Африки

Русские исследователи Африки

Горы на юге Африки

Горы на севере Африки

Самая высокая точка Африки

В каком климатическом поясе выпадает 1000-2000 мм. осадков

В каком климатическом поясе сухая зима и влажное лето

В каком климатическом поясе выпадает 100 мм. осадков

Самая длинная река не только в Африке, но и мире

Самая полноводная река в Африке

Река, на которой находится водопад Виктория

Как называется экваториальный лес в Африке

Природная зона, которая занимает 40% площади материка

Пустыня, где огромные площади занимают камни и щебень

3. Проведение второго этапа.

Африканское сафари. Охота за «5». Каждый «охотник» имеет право на три выстрела. На мишени размещены жетоны с номерами вопросов, в какой номер попадает дротик, на тот вопрос отвечает ученик. При правильном ответе «трофей» забирает «охотник», если нет, право выстрела передается другому. В игру вовлечены все ученики класса. На трех жетонах стоит № 5, если «охотник» попадает в этот жетон, то без ответа получает «5». Оценки: за 3 «трофея» - 5.  Ученики могут принять участие в «охоте» 2-3 раза. В конце игры присваивается  титул  «Самый удачливый охотник».

Вопросы для второго этапа.

  1. Что такое гилея
  2. Что такое саванна
  3. Почему в тропиках находится пустыня
  4. Сколько видов деревьев насчитывает гилея
  5. ________
  6. Какой вид растения бананы
  7. Какие растения делают гилею не проходимой
  8. Какая река протекает через гилею
  9. Чем объясняется образование зоны экваториальных лесов
  10. Из плодов, какого растения получают масло
  11. Самое высокое дерево гилеи
  12. В гилеи у берегов водоёмов обитают редчайшие на Земле  животные. Какие?
  13. Самые крупные человекообразные обезьяны
  14. Родственники жирафа, обитающие только в Африке
  15. Насекомое укус, которого вызывает сонную болезнь
  16. В какой природной зоне два сезона года
  17. Какого цвета почвы в саванне
  18. Какой высоты достигают травы в саванне
  19. Что ты знаешь о баобабе
  20. Как называются акации в саванне
  21. Что такое малачай
  22. Почему в саванне такое скопление крупных животных
  23. Самый грозный и сильный хищник саванны
  24. Сколько весит бегемот
  25. Какие животные саванн сильно истреблены человеком
  26. Самый длинный в мире нильский крокодил. Какова его длина
  27. Какая птица охотится за змеями и догнав их, затаптывает ногами
  28. Самая крупная птица на Земле
  29. Какие культурные растения выращивают в саванне
  30. Животное, которое  в шутку сравнивают с телеграфным столбом
  31. В какой части  Африки выпадает 100 мм. осадков
  32. Самая высокая температура воздуха
  33. Часто в Сахаре можно услышать звуки, напоминающие грохот пушек. Почему
  34. Чего в Сахаре больше песка или камней
  35. Как называется место в пустыне, где разрастается пышная растительность
  36. Как называется пустыня в южной части Африки на побережье Атлантического океана
  37. Как называется растение пустыни, листья которого растут не прерывно, а возраст может достигать до 150 лет
  38.  Имеет сочный плод, часто заменяет людям и животным воду, у нас домашний, а в Африке дикий
  39. Какое животное образно называют «кораблем» пустыни
  40. Как называется песчаная гора
  41. Что такое самум
  42. Дерево-царица оазиса
  43. Самые маленькие люди Земли
  44. К какой расе относится большая часть населения Африки
  45. Какая страна имеет одинаковое название с вулканом
  46. Полуостров, на котором живут современные пираты
  47. Какой головной убор носят туареги
  48. Как расшифровать ЮАР
  49. Древнейшее государство Африки
  50. Как с арабского языка переводится слово «Африка»

4.Подведение итогов урока.

5. Домашнее задание:  стр.147 учебника задание № 11.

Литература.

1.Учебник. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География материков и океанов. 7 класс. –  М.: Дрофа, 2011 г.

2.География материков и океанов,  7 класс  кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2013.

3.По материкам и океанам. Сост.: Смирнова Н.П., Шибанова А.А.. – М.: Просвещение, 1998.

4. Разумовская  О.К. Веселая география.- Ярославль: Академия развития, 1997.

5. Постникова М. В. – Контрольные вопросы, занимательные задания, тесты: 7 класс.  – М.: НЦ ЭНАС, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл уроков « Отечественная война 1812 года». Урок с применением технологий: игровой, интегрированной, проектной, компьютерной.

Цикл интегрированных уроков с привлечением учителей географии и английского языка, с тестами и творческими заданиями....

Вышивка. Орнамент и цвет в кубанской вышивке (из цикла уроков «Ремесла Кубани») конспект урока в 7 классе

Цель:  познакомить учащихся с основным видом народного изобразительного искусства славянского населения Кубани – вышивкой. Задачи:углубить эстетические познания учащихся о народном дек...

"Уральские сказы" Бажова. Цикл уроков литературы (4 урока)

Цикл уроков литературы по изучению сказов Бажова является частью комплексного изучения "Уральских сказов" на уроках русского языка и литературы.Цикл состоит из 3 основных уроков и 1 урока внеклассного...

Вводный урок по физкультуре из цикла уроков по разделу "Гимнастика" для учащихся 5 класса с использованием мультимедийных средств

Разработка урока по физической культуре для 5 класса по теме «Гимнастика» относится к уроку изучение нового материала. Учащиеся подготавливаются к восприятию материала на последующих уроках данной тем...

Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" с использованием ИКТ

Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для учащихся 6-х классов с использованием ИКТ...

разработка 1-2 уроков из цикла уроков по теме "Квадратные уравнения" в 8 классе физико – математического профиля

В данной работе представлены разработки 1-2 урока из цикла  16 уроков в 8 классе физико – математического профиля по теме «Квадратные уравнения» Уроки составлены соответственно программе для обще...