Рабочая программа по географии
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Чибисов Алексей Александрович

Рабочая программа по географии  8- 9классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya_8-9_klassy.docx80.1 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

По географии для 8-9 классы.

   Цель: формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

  Изучение  географии в  8-9 классах направлено на  развитие следующих  задач:

 освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;  

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать  географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Законом Тамбовской области  от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте  государственного образовательного стандарта  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;
  • приказом Минобразования России от 05.03.2004  № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (с изменениями и дополнениями);
  • приказом Минобразования России  от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (с изменениями и дополнениями);
  • постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);
  • Приказ №1067 от 19 декабря 2012 г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014 /15 учебный год».

На основе какой программы составлена:

Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии, авторской программы по географии (6-10 классы) под редакцией И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2006.  

Обоснование выбора программы для разработки рабочей программы:

  Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает  распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов географии с учетом межпредметных и  внутрипредметных связей, логики учебного процесса,  возрастных особенностей учащихся, определяет определенный набор практических работ, выполняемых учащимися.Реализация предложенной программы обеспечивает выполнение требований государственного образовательного стандарта, требования к уровню подготовки учащихся, заданные федеральным компонентом государственного стандарта, основного общего образования, определяет базовый уровень содержания и объём часов, отвечает требованиям Министерства образования.

Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование:

Пересмотрены практические работы, внесены в рабочую программу только наиболее важные, посильные к выполнению и  наиболее актуальные.

Определение места и роли учебного курса:

 Программа содержит новые направления географического образования:

- комплексные подходы к характеристике территории России и ее отдельных регионов;  

-  изучение крупных природных комплексов;

-  изучение  природы, населения, особенностей культуры и быта народов  мира.

 Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре находится человек. На нём замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ним. Это позволяет учащимся по-другому взглянуть на свою страну и на своё ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса  формирования и освоения территории России, преобразования её природы и хозяйства. Курс служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов, экономического и эстетического образования  учащихся.

Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач. 

Информация о количестве учебных часов:

Согласно учебного плана и календарного плана-графика школы на изучение географии России в 8-9 классах отводится 136 часов: в 8 классе на изучение природы и населения России отводится 68 часов из расчёта 2 часа в неделю и в 9 классе на изучение хозяйства и географических районов – 68 часов (2 часа в неделю). Учебным планом на изучении  географии в 8 классе предусмотрено 2 часа в неделю, всего 68 часов в год. Практических работ- 10. Контрольных работ -8. Учебным планом на изучении  географии в  9классе предусмотрено 2 часа в неделю, всего 68 часов в год. Практических работ- 5. Контрольных работ -5.      

Формы организации образовательного процесса:

    Фронтальные, индивидуальные, групповые, индивидуально-групповые, практикумы, семинары.      

Технологии обучения:

 Информационно-коммуникационные технологии, проектное обучение, проблемное обучение, игровые технологии, развивающее обучение, индивидуальная работа со слабоуспевающими, здоровьесберегающие технологии.

 Механизмы  формирования ключевых компетенций обучающихся:

Рабочая программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, формирование умений различать факты, причины, следствия.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

         Виды и формы контроля:

    Устный опрос (УО), письменный опрос (ПО), тестирование (Т),  фронтальная беседа (ФБ),

  фронтальный опрос (ФО), работа с  картой( К) групповой контроль (ГК) ,самостоятельная работа (СР), контрольная работа (КР), практическая работа (ПР), семинар (С), географический диктант (ГД),        

Планируемый уровень подготовки:

Результаты обучения:

Знать/ понимать:

  • предмет изучения географии России;
  • основные средства и методы получения географической информации:
  • субъекты Российской Федерации;
  • пограничные государств;
  • особенности   географического  положения,   размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;
  • границы часовых поясов:
  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
  • климатообразующие факторы, особенности  погоды в циклонах и антициклонах;
  • распределение рек страны  по бассейнам  океанов;
  • основные  области  современного  оледенения  и крупные ледники:
  • зональные   типы   почв,   их   главные   свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;
  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;
  • народы, наиболее распространенные языки, религии;
  •  примеры рационального и нерационального размещения производства;
  • объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);
  • районы, подверженные воздействию стихийных природных   явлений   (засухи,   наводнения,   сели, землетрясения и т. д.);
  • экологически неблагополучные районы России:
  • маршруты и территории  первооткрывателей и исследователей территории России.

Уметь:

определять (измерять):

  • географическое положение объектов;
  • разницу в поясном времени территорий;
  • погоду по синоптической карте;
  • параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

описывать:

  • географическое  положение   страны,   отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);
  • образы    природно-хозяйственных   объектов,    в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;
  • особенности быта и религии отдельных народов.

объяснять:

  • роль   географических   знаний   в   решении   социально-экономических,   экологических   проблем
  • страны;
  • влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
  • образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
  • образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
  • как составляют прогноз погоды;
  • распространение    многолетней    мерзлоты,    ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
  • почвообразовательные    процессы,    особенности растительного и животного мира природных зон;
  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
  • разнообразие природных комплексов на территории страны;
  • различия  в  естественном  приросте  населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории,  направления  миграций, образование и развитие разных форм  городского  и сельского расселения;
  • изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов,  факторы  и условия  размещения предприятий;
  • особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;
  • роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
  • уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
  • причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;
  • особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;

оценивать и прогнозировать:

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;
  • экологическую ситуацию в стране, регионе
  • изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;
  • изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;
  • развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности.
  1. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • ориентирования на местности, определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  • определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  • решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшении.: принятии. необходимых мер в случае природных стихийных и техногенных катастроф.

Информация об используемом учебнике.

 И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс Учебник для общеобразовательных учебных заведений  – М.: Дрофа, 2012 г.

В.П.Дронов, В.Я Ром, География России. Население и хозяйство.  9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений  – М.: Дрофа, 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ   ПРОГРАММЫ,

ГЕОГРАФИЯ  8 класс (68 часов, 2 ч в неделю)

Введение (8 ч)

Что изучает география России  Крайние точки России. Расположение в двух частях света, межокеаническое, северное положение. Соседи России, их политическая и экономическая оценка, роль во внешней торговле России. Выгоды и недостатки транспортно-географического положения страны.

Особенности геополитического положения России и ее отдельных частей. Положение России в системе цивилизаций и его влияние на формирование и развитие страны. Влияние соседей на экологию России. Воздействие российской экономики на экологическую ситуацию в других странах.

 Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации. Роль природы в формировании Российского государства. Экономически активная территория. Российская Зона Севера и проблемы ее освоения. Типы и виды российских границ. Сухопутные соседи России. Различия сухопутных границ на северо-западе, западе и юге страны. Морские соседи России. Различия в геополитическом и экономическом значении морских границ России в Атлантическом бассейне, Северном Ледовитом и Тихом океанах. Местное и поясное время. Линия перемены дат. Летнее время.

Этапы и методы географического изучения территории. Путешествия и открытия новгородцев и поморов. Открытие и освоение Сибири и Дальнего Востока. Великая Северная экспедиция. Изучение территории России отечественными учеными. Экспедиции Российского Географического общества. Современные географические исследования.

Практические работы.

Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России и других стран. Определение поясного времени для разных пунктов России. Обозначение на контурной карте субъектов РФ.  

Учащиеся должны знать: специфику географического положения России, понятие «государственная территория», связь между географическим положением, природными условиями и хозяйством страны, основные типы и виды границ,  в каких часовых поясах лежит Россия,  результаты географических открытий.

Учащиеся должны  уметь:  определять местное, поясное, декретное, летнее время, находить и анализировать информацию в разных источниках

Особенности природы и природные ресурсы России (34 ч)

Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры.

Рельеф России: основные формы, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Влияние литосферы и рельефа на другие компоненты природы. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры.   Влияние на современный рельеф морей, текучих вод, ледников, ветра. Древнее и современное оледенения.

Виды стихийных природных явления в литосфере, причины, порождающие их, меры по борьбе с ними. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны. Изменение рельефа человеком. Влияние литосферы на жизнь и хозяйственную деятельность людей.   Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности. Факторы, определяющие климат России: географическая широта, циркуляция воздушных масс, подстилающая поверхность, рельеф, близость морей и океанов, океанические течения, антропогенные воздействия. Фронты. Циклоны и антициклоны.Закономерности распределения тепла температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.

Оценка природных условий России для проживания человека. Основные показатели. Характеризующие уровень комфортности климата. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения. Здоровье. Опасные т неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Климат своего региона.

Вода – один из важнейших видов ресурсов. Внутренние воды – основные источники пресной воды. Важнейшие особенности российских рек.

Озера: размещение по территории страны, их различия по происхождению озерных котловин. Влияние озер на другие компоненты природы. Болота: причины возникновения. Роль в природе. Крупнейшие заболоченные районы. Подземные воды: происхождение многолетней мерзлоты на территории России. Ее влияние на природу и хозяйственную деятельность людей. Ледники.

Понятие водных ресурсов и водного кадастра. Неравномерность размещения водных ресурсов. Рост потребления и загрязнения воды человеком.

Почва – особый компонент природы. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения. Почва – национальное богатства. Факторы образования почв, их основные типы. Свойства, различия в плодородии.

Главные типы почв России, особенности их географии.

Человек и почва. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования. Мелиорация земель и охрана почв: борьба с их эрозией и загрязнением. Особенности почв своего региона и своей местности.

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Формирование природно-территориальных комплексов (ПТК) – результат длительного развития географической оболочки Земли. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние ПТК  изменение его в результате деятельности человека. Природные и антропогенные ПТК.

Понятие о природной зональности. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В. Докучаева и Л.С. Берг в создании учения о природных зонах. Природная зональность – всеобщий закон природы. Что такое природно-хозяйственные зоны.  

Приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны, взаимосвязи природных компонентов. Основные виды природопользования.

Разнообразие лесов. России: тайга, смешанные и лиственные леса. Географическое положение. Приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны, взаимосвязи природных компонентов. Образ русского леса. Основные виды природопользования.

Безлесные зоны юга России: географическое положение. Приспособительные особенности растений и животных к природе данной зоны. Взаимосвязи природных компонентов. Основные виды природопользования.

Закономерности смены природных зон в горах. Сравнение высотной поясности разных гор России. Основные виды природопользования. Памятники Всемирного природного наследия. Заповедники.

Практические работы.

 Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений  полезных ископаемых от строения земной коры.

Оценка климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

 Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей её хозяйственного использования.

Знакомство с образцами почв своей местности, выявление условий их почвообразования и оценка плодородия.

 Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору).

 Учащиеся должны знать: основные формы рельефа, их связь со строением земной коры. Горы и  равнины России, стихийные природные явления, связанные с литосферой, закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и  месторождения, факторы, определяющие климат России, характеристику типов климатов, особенности внутренних вод России,  понятия, касающиеся работы реки, понятие «почва», факторы почвообразования. Основные свойства почв, закономерности распространения почв,  зональные типы почв, их главные свойства,растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и  животного мира природных зон России.

Учащиеся должны  уметь : показывать на карте эти объекты, закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и  месторождения, объяснять образование циклонов и антициклонов, показывать  объекты на карте, распределение рек по бассейнам ,объяснять  существенные признаки почв, размещение по природным зонам живых организмов

Природа регионов России (21 ч)

Русская равнина – общая характеристика.ФГП. Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды Русской равнины. Природные комплексы и памятники Русской равнины. Северный Кавказ. Своеобразие природы. Природные комплексы и памятники Северного Кавказа. Урал. Особенности географического положения и его влияния на природу. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. Западно-Сибирская низменность: особенности природы. Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения. Восточная Сибирь. Величие и суровость природы. Природные районы Восточной Сибири. Жемчужина Сибири – Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. Дальний Восток – край контрастов. Особенности природы. Природные комплексы Дальнего Востока: Приморье, Приамурье, Сахалин, Курильские острова. Природные уникумы. Камчатка. Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

Практические работы.

Оценка природных условий и ресурсов Русской равнины. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности.

Характеристика взаимодействия природы и общества на примере Урала

Учащиеся должны знать: понятие ПТК, уровни ПТК. Физико-географические районы России, характеристику арктических пустынь, тундр и лесотундр,   природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы, характерные черты лесостепей, степей, полупустынь, пустынь, их хозяйственное использование и экологические проблемы  заповедники России.

Учащиеся должны  уметь: объяснять  разнообразие природных и антропогенных комплексов.  

Человек и природа-5 часов.  

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека Стихийные природные явления. Антропогенное воздействие на природу. Использование природных ресурсов. Объекты всемирного природного и культурного наследия в России. Сохранить и улучшить среду своего обитания – задача современного человека. Экологические проблемы и экологическая ситуация в России.

Практические работы.

Характеристика экологического состояния одного из регионов России

Учащиеся должны знать:  влияние природных условий на жизнь и здоровье человека, основные  стихийные природные явления, экологические проблемы и пути их решения.

Учащиеся должны  уметь: объяснять причины и пути решения экологических проблем.

ГЕОГРАФИЯ  9 класс, (68 часов, 2 ч в неделю)

Введение (4ч)

 Визитная карточка России: территория, население. Виды и уровни географического положения.

Крайние точки России. Расположение в двух частях света, межокеаническое, северное положение.

Соседи России, их политическая и экономическая оценка, роль во внешней торговле России.

Учащиеся должны знать:  крайние точки России, специфику географического положения России, понятие «государственная территория», связь между географическим положением, природными условиями и хозяйством страны

Учащиеся должны уметь: находить крайние точки и границы России.

Население и  географические особенности экономики России (9ч)

Исторические особенности заселения и освоения территории России. Численность и естественный прирост населения. Национальный и языковой  состав населения России. Миграции  населения. Расселение населения. Сельское  и городское население России. География основных типов экономики на территории России. Проблемы природно-ресурсной основы экономики России. Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России.

Учащиеся должны знать:  численность населения страны, факторы, влияющие на численность, своеобразие возрастного и полового состава населения, среднюю продолжительность жизни, народов , населяющие  страну, языковые семьи и группы. особенности: населения России, урбанизации, концентрации населения в крупнейших городах и обострения в них социально-экономических проблем,  городские агломерации, малые города и проблемы их возрождения , понятие «миграция» и ее основные виды , основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Учащиеся должны уметь: объяснять различия в естественном приросте по отдельным территориям.

Хозяйство России (19 ч.)

Особенности развития хозяйства России. Предприятие – первичная основа хозяйства. Условия и факторы размещения предприятий.  Отраслевая структура функциональная  и территориальная структуры хозяйства, их особенности.

 Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в  хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов.

Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы.  Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.

Машиностроение. Состав, место и значение в  хозяйстве.  Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо-  и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.

Металлургия. Состав, место и значение в  хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов.   Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.  Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.  Факторы размещения предприятий, особенности географии  важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве.

Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие  лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.

        Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля - главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.

Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.

Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.

Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы.

Связь. География социальной сферы. Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном обществе. География жилищного  и рекреационного хозяйства. Жилье – одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Практические работы.

Определение по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения.

Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности. 

Определение эффективности приближения обрабатывающих производств пищевой промышленности к сельскохозяйственным предприятиям. 

Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану.

Учащиеся должны знать:  состав и специфику хозяйства России, называть основные проблемы и перспективы его развития.

Учащиеся должны уметь:  показывать на карте  основные центры  хозяйства России, анализировать экономические карты и статистические данные.

География крупных районов (36 ч.)

Районирование России. Задачи, принципы и проблемы.  Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).

 Районы и крупные регионы России. Типовая характеристика может использоваться при изучении каждого района с учетом его географической специфики. Экономическое районирование. Центральный район. ЭГП. Природные условия и ресурсы. История развития. Центральная Россия. Состав, географическое положение, природные ресурсы. Население и трудовые ресурсы Центральной России. Население и хозяйство Центрального района. Экономика Центральной России. Москва – административный, культурный и научный центр России. Узловые районы Центральной России. Центрально-Черноземный район. Северо-Западная Россия. Калининградская область. Европейский Север. Природа. Народы. Хозяйство Европейского Севера. Северный Кавказ. ГП, природные условия и ресурсы, население Северного Кавказа. Хозяйство Северного Кавказа. Поволжье.  ГП, природные условия и ресурсы, население Поволжья. Хозяйство Поволжья. Урал. ЭГП, природные ресурсы, население. Хозяйство и проблемы Урала. Восточный макрорегион. Западная Сибирь. Восточная Сибирь. Дальний Восток.

Практические работы.

Изображение на контурной карте схемы внешних территориально-производственных связей районов Центральной  России

Учащиеся должны знать:  особенности ГП региона, основные этапы освоения,

состав района, этапы и факторы формирования района.

Учащиеся должны уметь: давать оценку географическому положению региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения

  УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  8  класс

№ п/п

Темы разделов

Кол-во часов

Виды контроля

Практические работы

Контрольные работы

1.

Введение

8

 2

1

2.

 Особенности природы и природные ресурсы России

        34          

 5

4

3.

 Природа регионов России

21  

2

1

4.

 Человек и природа

5

1

 1

Итого:

68

 10

 7

  

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН   9  класс

№ п/п

Темы разделов

Кол-во часов

Виды контроля

Практические работы

Контрольные работы

1.

 Общий обзор России

 4

 -

-

2.

  Население и  географические особенности экономики России

         9          

 -

 1

3.

  Хозяйство России

 19

5

1

4.

  География крупных регионов России

 36

1

2  

Итого:

66+ 2 резерв

 6

 4

Требования к уровню

подготовки учащихся, заканчивающих 8 класс.

Знать/ понимать:

-распределение рек страны по бассейнам океанов;

-основные области современного оледенения и крупные ледники;

- зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

- основные виды растительности и животного мира;

Уметь:

называть и (или) показывать:

- предмет изучения географии;

- основные средства и методы получения географической информации;

- пограничные государства;

- особенности географического положения, размеры территории, морские и сухопутные границы России;

- субъекты Российской Федерации;

- границы часовых поясов;

- основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

- климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;

- народы, наиболее распространенные языки, религии.

- важнейшие природно-хозяйственные объекты страны;

- основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования;

  объяснять:

- роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;

- влияние географического положения на природу, хозяйство;

- образование и размещение форм рельефа, закономерности наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

- образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды;

- влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

- как составляют прогноз погоды;

- распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

- почвообразовательные процессы;

- особенности растительного и животного мира природных зон;

- разнообразие природных комплексов на территории страны;

- различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского населения, роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ.

- изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства;

  определять:

-географическое положение объектов;

- разницу в поясном времени на территории;

- погоду по синоптическим картам;

    описывать:

- географическое положение страны (экономико-географическое, геополитическое и др.);

- особенности быта и религий отдельных народов;

 

оценивать:

-  изменение природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

- изменения в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений;

- природно-ресурсный потенциал страны, региона.

Требования к уровню

подготовки учащихся, заканчивающих  9 класс.

 В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать:

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь:

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
  • географические районы, их территориальный состав;
  • отрасли местной промышленности.

 описывать:

  • природные ресурсы;
  • периоды формирования хозяйства России;
  • особенности отраслей;
  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
  • экономические связи районов;
  • состав и структуру отраслевых комплексов;

объяснять:

  • различия в освоении территории;
  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
  • размещение главных центров производства;
  • сельскохозяйственную специализацию территории;
  • структуру ввоза и вывоза;
  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Литература.

1.И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2012.

2.В.П.Дронов, В.Я Ром, География России. Население и хозяйство.  9 класс – М.: Дрофа, 2012.

3.Е. А. Жижина. Поурочные разработки по географии 8-9 класс.- М. : «ВАКО», 2010

4.О.В. Антушева. География России. Природа. Поурочные разработки. 8 класс. – Волгоград: «Учитель», 2007.

5.Асонова Г. С. Система самостоятельных работ по курсу физической географии СССР (Из опыта работы). - М.: Просвещение 1974.

6.Баринова И И, Ром В. Я. География России. 8 - 9 кл.: метод. пособие. - М.: Дрофа, 1997.

7. Ермошкина А. С. Уроки географии. 8-9 кл.: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993.

8. Карпов Г. В  Хрестоматия по физической географии СССР. - М.: Просвещение, 1974.

9. Лисенкова Г. Я. и др. Тематическое планирование по географии. - М.: Просвещение, 1989.

Средства обучения:

  • Компьютер, проектор, принтер, экран,  географические карты, коллекции для изучения отраслей хозяйства, презентации, мультимедийные программы, Интернет.  

Географическая номенклатура 8-9 классы.

         Тема «Географическое положение России»: мыс Флигели, мыс Челюскин, полуостров Таймыр, гора Базардюзю, Кавказ, Гданьский Залив, Балтийская коса, город Калининград, мыс Дежнева, Берингов пролив, Кольский полуостров, Финский залив, пролив Лаперуза, пролив Кунаширский; моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Беригново, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро; архипелаги: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Новосибирские острова, острова Северная Земля, острова Врангеля, остров Сахалин, острова Курильские; полуостров Камчатка, Ямал.  

Тема «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы»: Восточно-Европейская равнина (Прикаспийская низменность, Среднерусская возвышенность, Приволжская возвышенность; Западно-Сибирская равнина; Среднесибирское плоскогорье (плато Путорана), Кумо-Манычская впадина; горы: Кавказ (Большой Кавказ, гора Эльбрус), Урал, Алтай (гора Белуха), Западный и Восточный Саян, Становой Хребет, Верхоянский хребет, Черского хребет, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь. Бассейны нефтегазоносные: Баренцево-Печорский, волго-Уральский, Западная Сибирь с шельфом Карского моря. Бассейны каменноугольные: Подмосковный, Печорский, Донецкий, Кузнецкий, Канско-Ачинский, Ленский, Тугнусский, Южно-Якутский. Месторождения железных руд:  КМА, Урал (Качканар), Карелия, Приангарье, Горная Шория. Месторождения цветных металлов: Кольский полуостров, Урал, Алтай, юг Сибири, Путорана и северо-восток Сибири, Сихотэ-Алинь. Фосфатные месторождения: Кольский полуостров, Южная Сибирь. Месторождения солей: Прикаспий, Предуралье.

Тема «Климат»: Оймякон.

Тема «Внутренние воды и водные ресурсы»: реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Енисей, лена, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур. Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал. Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское. Подземные воды: Московский, Западно-Сибирский артезианские бассейны.

 Тема «География отраслей межотраслевых комплексов»: Научные центры и технополисы: Москва и города Подмосковья, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Владивосток, Хабаровск. Центры трудоемкого машиностроения: Санкт-Петербург, Москва, Воронеж, нижний Новгород, Ярославль, Ульяновск, Саратов, Самара, Казань, Иркутск.Центры маталлоёмкого машиностроения: Волгоград, Пермь, Нижний Тагил, Екатеринбург, Ижевск, Челябинск,   Новосибирск,   Красноярск.

Топливно-энергетический комплекс.  Месторождения: Самотлор, Уренгой, Ямбург, Астраханское. Система трубопроводов с Тюменского севера на запад. ТЭЦ:  Сургутская, Костромская, Рефтинская. ГЭС: Волжский каскад, Красноярская, Саянская, братская, Усть-Илимская. АЭС: Нововоронежская, Ленинградская, Белоярская, Кольская. Единая энергосистема.  

Металлургический и химико-лесной комплексЦентры черной металлургии: Череповец, Липецк, Старый Оскол, Магнитогорск, Нижний Тагил, Челябинск, Новокузнецк. Центры передельной металлургии: Москва, Санкт-Петербург, Ижевск, Златоуст, Комсомольск-на-Амуре. Центры цветной металлургии: Мончегорск, Кандалакша, Волхов, Медногорск, орск, Норильск, Братск, Красноярск, Новосибирск. Центры химико-лесного комплекса: Архангельск, Сыктывкар, Соликамск-Березники, Уфимско-Салаватский, Самара, Усолье-Сибирское, Енисейск,  

 Регионы России. Европейский СеверМоря: Баренцево, Белое. Заливы: Кандалакшский, Онежская губа. Полуострова:  Рыбачий, Канин, Кольский. Острова: Соловецкие, Кижи, Валаам, Колгуев, Вайгач. Возвышенности: Тиманский кряж, Северные Увалы. Горы: Хибины. Низменность:Печорская. Реки: Северная Двина, Печора. Онега, Мезень. Озера: Имандра. Баломорско-Балтийский каналМесторождения: апатитов, руд черных и цветных металлов Кольского полуострова и Карелии, Печорский угольный бассейн. Города: Мурманск, Архангельск, Мончегорск, Кандалакша, Череповец, Воркута. Кислогубская ПЭС. Кольская АЭС.

Центральная РоссияМоря: Балтийское. Заливы: Финский. Окско-Донская равнина. Возвышенности: Среднерусская, Валдайская.Низменности: Окско Донская, мещерская.  Реки: Дон, Ока, Вятка, Кама, Нева. Озера: Ладожское, Онежское, Чудское, Псковское, Ильмень, Селигер. Водохранилища: Рыбинское, Горьковское. Заповедники: Дарвинский, Приокско-Террасный. Подмосковный угольный бассейн, КМА. Города: Москва и подмосковные города науки (Пущино, Дубна, Троицк), Санкт-Петербург, Новгород, Псков, Нижний Новгород, Владимир, Калининград, Ярославль, Воронеж, Липецк.

Календарно-тематическое планирование по географии  8 класс

( 2ч.  в  неделю, 68 часов).

№ урока

Наименование разделов и тем

Даты прохождения тем раздела

Виды,  формы контроля

По плану

По факту

Введение (8 ч)

1

Что изучает география России.

Источники географических знаний.

 ФБ

2

Россия  на карте мира.  Особенности географического положения по сравнению с другими странами.

 ФО

3

Практическая работа №1

«Характеристика географического положения России»

 ПР

4

Моря, омывающие берега России.

Ресурсы морей.

  СР

5

Россия на карте часовых поясов. Различия во времени на территории.

   С

6

Практическая работа №2

«Определение поясного времени для разных пунктов России»

 ПР

7

Как осваивали и изучали территорию России.

 СР

8

Наша Родина на карте мира (обобщение)

 Т  

Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России (34  ч)

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (7 ч)

30.09

9

Особенности  рельефа России.

 ФО

10

Геологическое строение  территории.

Геохронологическая таблица.

  ПО

11

Основные тектонические структуры.

Тектоническая карта России.

  УО

12

Минеральные ресурсы России.

 ГК

13

Практическая работа №3

«Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений  полезных ископаемых от строения земной коры»

 ПР

14

Развитие форм  рельефа.

С

15

Проявление основных закономерностей формирования рельефа и его развития на примере своего региона (обобщение).

 Т

Тема 2. Климат и климатические ресурсы (5ч).

16

Климатообразующие факторы: ГП, солнечная радиация, циркуляция ВМ.

 ФО

17

Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны.

  ПО

18

Климатические пояса и типы климатов.

 СР

19

Зависимость человека от климата.

Практическая работа №4

«Оценка климатических показателей одного из регионов страны».

ПР

20

Агроклиматические ресурсы страны  и своего региона (обобщение).

 

 ГД

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (6 ч)

21.11

21

Разнообразие внутренних вод России.

Реки: речные системы, водоразделы, бассейны, падение и уклон.

 К

22

Влияние климата на реки: питание, режим, годовой сток и ледовый режим.

ФО

23

Практическая работа № 5

«Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей её хозяйственного использования»

ПР

24

Озёра, их происхождение. Подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.

 ГК

25

Водные ресурсы. Стихийные явления, связанные с водами.

 СР

26

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности

(обобщение).

Т

Тема 4.Почва и почвенные ресурсы (4ч)

27

Почва - особый компонент природы.

Образование почв, их разнообразие.

ФО

28

Типы почв России. Закономерности распространения почв.

 УО

29

Почвенные ресурсы  страны. Мелиорация земель.

СР

30

 Практическая работа № 6

«Знакомство с образцами почв своей местности, выявление условий их почвообразования и оценка плодородия»

ПР

Тема 5. Растительный и животный мир (5 ч )

23.12

31

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие.

 ГК

32

Биологические ресурсы, их рациональное использование.

ПР

33

Особо охраняемые природные территории. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

 С

34

Природно-ресурсный потенциал России.

 ПК

35

Особенности природы и природные ресурсы России (обобщение темы)

 Т

Тема 6. Природное районирование ( 7 ч )

27.01

36

Понятие о ПТК. Разнообразие природных комплексов России.

 ФО

37

Моря как крупные природные комплексы.

 СР

38

Природные зоны как природные комплексы.

С

39

Характеристика природных зон страны.

 ГК

40

Практическая работа № 7

«Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору)»

 ПР

41

Высотная поясность. Зависимость природных комплексов от рельефа и высоты места.

 СР  

42

Природная зона своей местности, её экологические проблемы (обобщение).

 

 ГД

Раздел 2. Природа регионов России (21 ч)

20.02

43

Русская равнина – общая характеристика.

ФГП. Тектоническое строение, рельеф и полезные ископаемые.

 ФО

44

Климат и внутренние воды Русской равнины.

  УО

45

Природные комплексы Русской равнины.

  ПО

46

Памятники природы Русской равнины.

 ГК

47

Практическая работа №8

«Оценка природных условий и ресурсов Русской равнины».  

 ПР

48

Северный Кавказ. Своеобразие природы.

 ФО

49

Природные комплексы Северного Кавказа.

  ПО

50

Урал. Особенности географического положения и его влияния на природу.

 ГД

51

Своеобразие природы Урала. Природные уникумы.

 ГК

52

Экологические проблемы Урала.

Практическая работа № 9

«Характеристика взаимодействия природы и общества на примере Урала»

 ПР

53

Западно-Сибирская низменность: особенности природы.

 Т

54

Природные ресурсы Западно-Сибирской равнины и условия их освоения.

СР

55

Восточная Сибирь. Величие и суровость природы.

 ФО

56

Природные районы Восточной Сибири.

 ФК

57

Жемчужина Сибири – Байкал.

 ГК

58

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения.

 Т

59

Дальний Восток – край контрастов.  

 ФО

60

Природные комплексы Дальнего Востока: Приморье, Сахалин, Курильские острова.

  УО

61

Природные уникумы. Камчатка.

ГК

62

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком.

ГК

63

Природа регионов России (обобщение)

  Т

Раздел 3. Человек и природа  (5ч)

19.05

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека.

Практическая работа №10

«Характеристика экологического состояния одного из регионов России»

 ПР

65

Антропогенные воздействия на природу. Рациональное природопользование.

 ПР

66

Экологическая ситуация в России, в своей области (мониторинг).

 ГК

67

Повторение изученного в 8 классе.

 ГК

68

Итоговое тестирование.

Т

Календарно – тематическое планирование

по  географии 9 класс (2ч.  в  неделю, 68 часов).

уроков

Наименование разделов и тем

Дата прохождения

Виды, формы контроля

По плану

По факту

Общий обзор России  ( 4 ч)

1.

Политико-государственное устройство Российской Федерации.

ФБ

2.

Географическое положение и границы России.

  УО

3.

Экономико- и транспортно-географическое, геополитическое и эколого-географическое положение России.

 К

4.

Государственная территория России.

 ГК

Население и  географические особенности экономики России (9 часов)

5.

Исторические особенности заселения и освоения территории России.

 ФБ

6.

Численность и естественный прирост населения.

 ФО

7.

Национальный и языковой  состав населения России.

 УО  

8.

Миграции  населения.

  СР

9.

Расселение населения. Сельское  и городское население России.

П

10.

География основных типов экономики на территории России

 УО

11.

Проблемы природно-ресурсной основы экономики России

 ГД

12.

Россия в современной мировой экономике. Перспективы развития России

 К

13.

Контроль знаний по изученной теме.

Т

Хозяйство России (19 ч)

14.

Научный комплекс

 ФБ

15.

Машиностроительный комплекс.  
 Роль, значение и проблемы развития машиностроения

  УО

16.

Факторы  и  география машиностроения.

Практическая работа №1    «Определение по картам размещения трудоемкого и металлоемкого машиностроения»

ПР

17.

Военно-промышленный комплекс.

 УО

18.

Топливно-энергетический комплекс. Роль, значение и проблемы ТЭК.

 

19.

Топливная промышленность  нефтяная, газовая, угольная промышленность Практическая работа  № 1

« Сравнительная характеристика угольных бассейнов по картам».

ПР

20.

Электроэнергетика.

ГК

21.

Отрасли, производящие конструкционные материалы и химические вещества. Состав и значение комплексов. Металлургический комплекс.

ГК

22.

Металлургический комплекс.   Черная металлургия.

 ГК

23.

Цветная  металлургия.

 СР

24.

Химико-лесной комплекс. Химическая промышленность.

 УО

25.

Факторы размещения их   предприятий.

Практическая работа № 2  «Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности».

ПР

26.

Агропромышленный комплекс (АПК)  
  Состав и значение АПК.

 ГК

27.

Земледелие и животноводство.

  ФО

28.

Пищевая и легкая промышленность.

Практическая работа  №3    «Определение эффективности приближения обрабатывающих производств пищевой промышленности к сельскохозяйственным предприятиям».

ПР  

29.

Инфраструктурный комплекс.  
 Состав комплекса. Роль транспорта.

 УО

30.

Железнодорожный, автомобильный  и  
  водный  виды транспорта.
 Практическая работа  № 4   «Характеристика одной из транспортных магистралей по типовому плану».

ПР

31.

Связь. Сфера обслуживания

С

32.

Обобщение знаний по теме: «Хозяйство России».

Т

География крупных регионов России  ( 36 ч)

33.

Районирование территории страны.

К

34.

Западный регион. Общая характеристика.

К

35.

Центральная Россия. Состав, историческое изменение географического положения.  

К

36.

Население и главные черты хозяйства.

 К

37.

Районы Центральной России. Москва и Московский столичный регион.  
 
 Практическая работа  №5    «Изображение на контурной карте   территориально-производственных связей районов Центральной  России».

 ПР

38.

Волго-Вятский и Центрально-Черноземный районы.   Северо-Западный район.

 С

39.

Европейский север. ГП, природные условия и ресурсы.

 УО

40.

Население  Европейского Севера.

 УО

41.

Хозяйство Европейского Севера.

 ПО

42.

Европейский Юг. ГП, природные условия и ресурсы.

 ГД

43.

Население Европейского Юга.

ПО

44.

Хозяйство Европейского Юга.

 ГД

45.

Поволжье. ГП, природные условия и ресурсы.

 К

46.

Население Поволжья.

 ПО

47.

Хозяйство Поволжья.

С

48.

Урал.

 К

49.

ГП, природные условия и ресурсы Урала.

 ФО

50.

Население Урала.

С

51.

Хозяйство Урала.

П

52.

Обобщение знаний по Западному макрорегиону.

Т

53.

Восточный макрорегион — азиатская Россия.  
  Общая характеристика.

 К

54.

Этапы, проблемы и перспективы развития экономики

К

55.

Западная Сибирь. Факторы формирования района.

 УО

56.

Население и  хозяйство Западной Сибири.

С

57.

Восточная Сибирь. Природа Восточной Сибири.

 ПО

58.

Население и хозяйственное освоение   Восточной Сибири.

 ФБ

59.

Дальний Восток. Природа Дальнего Востока.

 К

60.

Население и хозяйственное освоение Дальнего Востока.

 ГД

61.

Обобщающее повторение.

 ПО

62.

Обобщение знаний по теме: «Восточный макрорегион».

 Т

63.

Обобщение знаний по основным темам года.

ФБ

64.

Подготовка и итоговому тестированию. Обобщение разделов.

УО

65.

Итоговое тестирование.

Т

66.

Анализ итогового тестирования.

ФБ

67-68.

Резервные уроки