Инновационный опыт
материал для подготовки к егэ (гиа) по географии на тему

Благинина Марина Анатольевна

Методы и приемы работы по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnaya_karta_innovatsionnogo_opyta.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета

Стаж работы

в должности

Благинина Марина Анатольевна

МБОУ СОШ № 100

350059 г. Краснодар,

ул. Школьная, 15/6

учитель географии

15 лет

II. Сущностные характеристики опыта

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Методы и приемы работы по подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в новой форме.

2. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образова-тельных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

Позитивные результаты могут быть достигнуты в том случае, если на протяжении всего учебного процесса большое внимание уделяется развитию активной познавательной деятельности учащихся, работе со всеми видами учебной информации, формированию аналитических, классификационных умений, систематизации знаний.

3. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

В подготовке школьников в равной мере значимы как знания базового, фактического, понятийного материала, так и умение работать с географической информацией, применять знания для решения познавательных, проблемных задач. Поэтому рекомендуется уделять внимание этим элементам подготовки на всех этапах обучения в ходе текущего и итогового контроля.

Таким образом, успешная сдача экзамена в немалой степени зависит от организации в процессе обучения активной и разносторонней познавательной деятельности школьников в целях овладения ими всеми элементами подготовки.

4. Результат изменений

При подготовке к экзамену  формируется географическая компетентность:

•        умение в конкретной ситуации распознавать и формулировать проблемы, которые могут быть решены средствами географии;

•        владение языком географии (термины, понятия, умение читать географические карты);

•        умение привязывать событие к конкретному месту в пространстве;

•        умение выделять географическую информацию, необходимую для решения данной проблемы;

•        умение сделать вывод и сформулировать правильный ответ.

5. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

Русское географическое общество, Краснодарское региональное отделение. Вестник Краснодарского регионального отделения Русского географического общества / отв. ред. И.Г. Чайка, Ю.В. Ефремов. – Краснодар: Платонов.

III. Педагогическое эссе  Описание инновационного опыта

В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования стали актуальными проблемы подготовки учащихся и успешного прохождения ими итоговой государственной аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии.

География является важным и интересным предметом в школьной программе, к изучению которого ученик, как  правило, подходит с интересом и задача учителя заключается в том, что бы сделать эту подготовку интересной и увлекательной, а не мучением и пыткой. Для успешной подготовки к ГИА необходимо, прежде всего, просто повторить весь школьный материал, который входит в содержание программы и необходимый для сдачи экзамена. Чтобы получить максимальный результат при подготовке к ГИА, начинать готовиться нужно заблаговременно, в чем часто заключается существенная проблема. Системный подход к повторению изученного материала - вот одна из главных задач  при подготовке к экзамену. Самостоятельное повторение и тренинг выполнения заданий, систематические консультации по контрольно- измерительным материалам (КИМ) способствует систематизации комплексных знаний по предмету и формированию навыков выполнения заданий на бланках. Таким образом, учащиеся знакомятся с требованиями и структурой экзаменационных материалов в новой форме, привыкает к формулировке заданий и типам тестов, используемых в 1 и 2 части КИМ, учатся коротко и логично отвечать на задания 3 части. Целесообразно предлагать учащимся задания из контрольно- измерительных материалов в проверочные работы всех школьных курсов географии, начиная с 6 класса, с учетом тематики изучаемого раздела, тест должен быть привычной формой работы на уроке, а формировать привычку необходимо постепенно, с возрастом усложняя требования.

   С появившейся  возможностью использования в школе современного оборудования: мультимедийные проекторы, интерактивной доски, компьютеров, уроки  стали еще интереснее, современнее, продуктивнее, на более высоком уровне. Это позволяет не только учителю наглядно представлять материал, в виде презентаций, слайд-шоу,  но и ребятам составлять свои проекты и презентации в электронном виде. Использование мультимедиа изданий включающих в себя теоретический материал в виде кратких текстов, иллюстраций, схем, интерактивных карт, анимационных моделей и тренажёров так же способствует формированию более прочных знаний курса географии.

IY. Экспертное заключение***

Лысенко Надежда Борисовна, учитель высшей квалификационной категории МБОУ гимназия №23, руководитель МО учителей географии города Краснодара, тел. 8 (918) 398-51-10

                                           

                                               Директору МКУ КМНЦ

                                                     Ваховскому Ф.И.

                                                     Благининой М.А., учителя геогафии

                                                                  МБОУ СОШ № 100

ЗАЯВКА

Прошу внести в муниципальный банк результативного инновационного педагогического опыта работу Благининой Марины Анатольевны учителя географии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования город Краснодар средней общеобразовательной школы № 100 имени академика В.С. Пустовойта , статью по теме «Методы и приемы работы по подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в новой форме».

        Представленные материалы включают:

-  Описание опыта по теме

- Статья по теме «Методы и приемы работы по подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в новой форме».

-  Презентация по заявленной теме.

Директор МБОУ СОШ № 100                                        Т.В.Казакова

Заявитель, учитель географии

МБОУ СОШ № 100  г. Краснодара                                            М.А.Благинина        

Методы и приемы работы по подготовки учащихся к государственной итоговой аттестации в новой форме.

Начиная с 2014  года, все экзамены по выбору в 9-х классах будут проводиться в новой форме, в форме государственной итоговой аттестации, и я задумалась об изменении системы работы.

Поскольку задания КИМов направлены на проверку умения анализировать и обобщать географическую информацию, соотносить знания и умения из различных курсов школьной географии с жизненным опытом, применять полученные в школе географические знания  и умения в ситуациях, близким к реальным, то и от учителя требуется умение организовать работу по подготовке к ГИА таким образом, чтобы обеспечить успешную сдачу экзамена для учеников.

В настоящее время существует много приемов и методов подготовки учащихся к формату ГИА, но я в своей работе рассмотрю некоторые их них:

1. Психологический подход

2. Систематический тренинг

3. Самообразование

Психологическая готовность – это, прежде всего ориентированность на целесообразные действия. Необходимо провести беседу, сможет ли ученик осилить экзамен по географии, ведь в географии важно пространственное воображение, и не секрет, что не все ученики им обладают. Очень важно в психологическом плане формировать уже в 6 классе тестовую культуру. Тест должен быть привычной формой работы на уроке, а формировать привычку необходимо постепенно, с возрастом усложняя требования. Далее необходимо знакомить учащихся со спецификой процедуры экзамена.

Большая часть вопросов в ГИА связана с топографической картой, умениями читать ее и выполнять различные вычисления и измерения. Поскольку данная тема изучается только в 6 классе  и больше нигде не повторяется, надо постараться сделать так, чтобы информация осталась в памяти детей надолго. В этом могут помочь игры «Юный топограф», «Найди клад», которые можно проводить как в рамках урока, так и как внеклассное мероприятие.

В течение всего времени изучения географии обязательно надо выделять время на изучение географической номенклатуры, использование контурной карты. Это могут быть устные зачеты, которые ребята сдают у стенной карты или проверочные работы на контурной карте без использования атласа. Надо добиться того, чтобы ученик хорошо представлял карту, знал расположение географических объектов на ней. Это надо начинать делать с 6 класса, начального курса географии. Для того чтобы не превратить изучение номенклатуры в зазубривание объектов, надо сделать так, чтобы ребенку этого возраста было интересно учить карту. Учитель может продумать такие задания, которые побудят учащихся заниматься географией. Например, при изучении политической карты мира можно предложить шестиклассникам найти и выписать страны, название которых начинается на букву И, или страны, столицы которых начинаются на букву Б и т.п.  

При подготовке к экзамену необходимо обращать внимание на формирование географической компетентности:

•        умение в конкретной ситуации распознавать и формулировать проблемы, которые могут быть решены средствами географии;

•        владение языком географии (термины, понятия, умение читать географические карты);

•        умение привязывать событие к конкретному месту в пространстве;

•        умение выделять географическую информацию, необходимую для решения данной проблемы;

•        умение сделать вывод и сформулировать правильный ответ.

Поскольку географическая компетентность проявляется в реальных жизненных ситуациях, то необходимым условием реализации компетентностного подхода в обучении является моделирование таких ситуаций – контекстов в 7 классе:

Пример 1. Прочитайте сообщение информационного агентства и ответьте на вопросы:

12 сентября 2007г. у берегов Индонезии в точке с координатами З0 с.ш. 98° в.д. произошло землетрясение силой 8,4 балла по шкале Рихтера, за которым последовала серия повторных подземных толчков. В результате стихии погибли, по меньшей мере, 17 человек. Трехметровая волна обрушилась на рыбацкий поселок на острове Суматра, волна разрушила сотни жилых домов, пострадали около 90 человек.

Вопрос 1. Как называется волна, разрушившая поселок?

Вопрос 2.  Карту какого из материков необходимо выбрать для того, чтобы подробнее изучить место стихийного бедствия?

        1) Африки                                     2) Евразии

        3) Северной Америки                        4) Южной Америки

Вопрос 3. На дне какого океана произошло землетрясение?

Вопрос 4.  Объясните, почему в этом районе часто происходят землетрясения.

Вопрос 5. Где в России происходят тектонические процессы, подобные тем, которые вызывают землетрясения у берегов Суматры?

1) Кавказ                                              2) Прибайкалье

3) Урал                                              4) Курильские острова

При изучении страноведения в 7 классе, после изучения каждого материка целесообразно давать задания на определение страны по ее краткому описанию: 

Пример 2. Определите страну по её краткому описанию.

Территория этой страны имеет выход к одному из морей Атлантического океана. На её территории расположена крайняя северная точка материка, на котором находится эта страна. Природа страны разнообразна: здесь можно увидеть пустынные пейзажи, оливковые и апельсиновые рощи, вечнозелёные средиземноморские леса. Страна имеет сухопутную границу лишь с двумя государствами. Название столицы совпадает с названием страны.

Для учащихся оказывается несколько труднее определять по описанию (слогану) регион России, если в этом описании преобладают особенности природы, а не хозяйства. В связи с этим, рекомендуется уделять больше внимания взаимосвязи природных и экономических явлений при изучении географии России, особенно ее регионов. Целесообразно несколько больше акцентировать внимание на уникальности черт природы различных регионов и предлагать учащимся самостоятельно составлять слоганы субъектов РФ.

Пример 3. Туристические фирмы различных регионов России разработали слоганы (рекламные лозунги) для привлечения туристов в свои регионы. Установите соответствие между слоганом и регионом. Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

СЛОГАН

А) Добро пожаловать на побережье

Телецкого озера – горной жемчужины с неповторимой красотой!

Б) Добро пожаловать в национальный парк Валдайский – «жемчужину» средней полосы России! Полюбуйтесь красотой озера Ильмень

РЕГИОН

1) Республика Карелия

2) Краснодарский край

3) Республика Алтай

4) Новгородская область

     Ответ:

А

Б

Вопрос. Какие слоганы можно подобрать для описания оставшихся регионов?

Больше внимания надо обращать на формирование географических понятий, причем проверку их сформированности проводить не в форме воспроизведения определения, а в форме какой-либо деятельности (выделить признаки, узнать проявление, рассчитать показатель и т.п.).

Пример 4.  Рассчитать среднюю плотность населения Германии, зная, что численность населения по итогам переписи 2010 года, составляет более 82 миллионов человек, а территория — 357 тыс. км².

Вопрос. Что такое средняя плотность населения?

Применение новых информационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала. Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации. Необходимо развивать навыки самостоятельной работы ребенка, в том числе проводить тренировочные и проверочные работы в системе Интернет.

Применение информационных технологий при подготовке к ГИА имеет много преимуществ: сочетание звука, изображения и интерактивности позволяет оперативно провести контроль и оценку знаний. Использование Интернета для проведения тестирования в формате ГИА онлайн (приближенному к экзаменационному) позволяет оценить уровень подготовки учащихся. Тестирование проводится во внеурочное время или в домашних условиях, что позволяет учащемуся максимально сконцентрироваться на выполнение заданий.

Литература.

1. Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии.  6 – 9 классы. Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф. 2011

2. Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. Тестовые задания к учебнику. 8 класс М.: Вентана-Граф. 2011.

3. Эртель А.Б., География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы. – Ростов-на-Дону изд-во Легион, 2011

4.  ЕГЭ-2013 География / ФИПИ; авторы-составители: Ю.А. Соловьева, В.В. Барабанов  – М.: Астрель, 2011.

5. Моргунова Ю.А., Чичерина О.В. География. Учебное пособие. Школьный курс за 100 часов  – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2008

6. ГИА-2013. География. Типовые экзаменационные варианты./ФИПИ; авторы-составители: Дюкова С.Е. и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт работы

Использование космических технологий на уроках информатики «Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века...

Инновационный опыт

Инновационный опыт на тему: "Исследование Интернет-зависимости"...

Инновационный опыт

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧАСТНИКАприоритетного национального проекта «Образования»...

Сотрудничество с родителями дошкольников по формированию социального опыта обучающихся: инновационный опыт учреждения.

Необходимо изменить существующую практику работы с родителями, при которой каждой семье навязывалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи, её традиций, опыта. Игнорирование необходимос...

Инновационный опыт. Тема :«Технология проектирования на уроках истории как ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья обучающихся дистанционно»

С 2011 года школа, в которой я работаю, стала базовой, в ней реализуется краевая программа дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим важную часть моей п...

инновационный опыт работы

Опыт работы с одаренными детьми...