Рабочая программа по географии 7 класс
рабочая программа по географии (7 класс) на тему

Чехова Инна Анатольевна

Рабочая программа по географии 7 класс (базовый уровень)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_geogrfii_7_klass.docx92.87 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано

Зам. директора МБОУ «СОШ №32»

Энгельсского муниципального района

Саратовской области

__________/_______________/

Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №32»    Энгельсского  муниципального района

Саратовской области

__________/С.А.Рогачева/

Приказ № ____  от ________________г.

                                

Рабочая учебная программа

                            по учебному предмету «география»

для обучающихся 7 класса МБОУ «СОШ №32»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

                                

                                                 на 2014/2015 учебный год

                                                                  Составитель:                                                                    

                                                         Чехова Инна Анатольевна,

                                       учитель второй

                                                                  квалификационной категории

Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе примерной программы для среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  • примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта: Душина И.В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2009 г.
  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования.

     География материков и океанов продолжает географическое образование  учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне.

     В соответствии со Стандартом основного общего образования, в котором определен обязательный минимум географического содержания, и согласно новой концепции среднего географического образования курс 7 класса открывает страноведческий блок школьной географии. В Стандарте этот содержательный блок представлен разделом «Материки, океаны, народы и страны». В содержание программы включены элементы знаний из других разделов Стандарта – «Источники географической информации», «Природа Земли и человек», «Природопользование и экология». Содержание программы опирается на традиции школьного страноведения, служит укреплению комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников интереса к географии. Основная цель курса — раскрыть закономерности земледельческого характера с тем, чтобы школьники в разнообразии природы, населения и его хозяйственной деятельности увидели единство, определенный порядок, связь явлений. Это будет воспитывать убеждение в необходимости бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды. Другая важная цель курса — создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.                                               Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.

     География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.

    Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.

      Специфика курса состоит в широком использовании картографических источников информации. Поэтому изучение материков и океанов поможет освоению картографического метода изучения нашей планеты. 

Цели и задачи курса:

        Главная цель курса – развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие учебно-методические задачи:

  • расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации ( от планетарного до локального);
  • создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;
  • усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых – человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;
  • способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры;
  • на основе историко-географического подхода раскрыть изменения  политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде;
  • продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
  • учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;

          Программа содержит новые направления географического образования:

  • комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;
  • изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;
  • изучение население, особенностей культуры и быта народов  мира.

      Содержание программы полностью соответствует образовательному стандарту в области географии и концепции географического образования в основной школе. Информационный объем данного курса довольно велик, особое место в нем занимает географическая номенклатура, все это делает его довольно насыщенным. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека. География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.

      Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках учебной, познавательной, информационно-коммуникативной, творческой, практической, рефлексивной деятельности.

      В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.

Место предмета в базисном учебном плане

     Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68  учебных часов для обязательного изучения географии в 7-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

     Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

      Программой и тематическим планированием предусмотрено 19  практических работ, из которых обучающих – 8, оценочных – 11.


                                                                       Учебно-тематический план

№ п/п

              Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

               В том числе

                Дата

Коррек-ка

уроки

пр. раб.

сам. раб.

7в, 7е

Раздел 1. Введение.

3

3

2

1.1

Что изучают в курсе «Материки, океаны, народы и страны»

Практическая работа. Обозначение на к/к материков,

океанов, частей света и крупных островов.(обучающая)

1

1

5.09

2.09

2.09

1.2

Как люди открывали мир.

1

8.09

5.09

8.09

1.3

Методы географических исследований и источники

географических знаний.

Практическая работа №1. Определение по карте и

глобусу расстояний между точками в градусной мере

и км. Характеристика карт по плану.

1

1

12.09

9.09

9.09

Раздел 2. Земля – уникальная планета.

12

12

2

4

Тема 1. Литосфера и рельеф Земли

2

2

1

2.4.

Литосфера

1

15.09

12.09

15.09

2.5

Рельеф

1

тестирование

19.09

16.09

16.09

Тема 2. Атмосфера и климаты Земли

3

3

1

1

2.6

Свойства и роль атмосферы в жизни Земли. Климатические

карты.

1

22.09

19.09

22.09

2.7

Климатообразующие факторы.

Практическая работа. Характеристика типов воздушных

масс.(обучающая)

1

1

26.09

23.09

23.09

2.8

Климатические пояса Земли.

1

тестирование

29.09

26.09

29.09

Тема 3. Гидросфера.

3

3

1

2.9

Роль гидросферы в жизни Земли.

1

3.10

30.09

30.09

2.10

Мировой океан – главная часть гидросферы.

1

6.10

3.10

6.09

2.11

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

1

тестирование

10.10

7.10

7.09

Тема 4. Географическая оболочка

2

2

2.12

Свойства и строение географической оболочки.

Закономерности географической оболочки.

1

13.10

10.10

13.09

2.13

Природные комплексы. Географическая зональность.

1

17.10

14.10

14.09

Тема 5. Земля – планета людей

2

2

1

2.14

Расселение человека по материкам.

1

20.10

17.10

20.09

2.15

Религии мира. Страны мира.

1

тестирование

24.10

21.10

21.09

Раздел 3. Материки и океаны

50

50

15

7

Тема 1. Африка

10

10

6

1

3.16

Географическое положение. Из истории исследования.

Практическая работа № 2. Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с

запада на восток в градусах и км.

1

1

27.10

24.10

27.09

3.17

Рельеф.

Практическая работа №3. Обозначение на к/к крупных

форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

1

1

31.10

28.10

28.09

3.18

Климат.

1

10.11

31.10

10.11

3.19

Внутренние воды.

Практическая работа. Характеристика речной системы с установлением связей: река-рельеф-климат. Обозначение

на к/к рек и озер.(обучающая)

1

1

14.11

11.11

11.11

3.20

Природные зоны.

Практическая работа. Описание по картам одной из ПЗ

по типовому плану. Обозначение на к/к ПЗ. (обучающая)

1

1

17.11

14.11

17.11

3.21

Население и политическая карта.

1

21.11

18.11

18.11

3.22

Страны Северной Африки.

Практическая работа. Описание географического

положения страны по политической карте. (обучающая)

1

1

24.11

21.11

24.11

3.23

Страны Судана и Центральной Африки.

Практическая работа. Описание природных условий,

населения и хоз.деятельности одной из стран. (обучающая)

1

1

28.11

25.11

25.11

3.24

Страны Восточной Африки.

1

1.12

28.11

1.12

3.25

Страны Южной Африки.

1

тестирование

5.12

2.12

2.12

Тема 2. Австралия и Океания

4

4

2

1

3.26

Географическое положение. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые.

Практическая работа№4. Сравнение географического

положения Австралии и Африки.

1

8.12

5.12

8.12

3.27

Климат. Внутренние воды. Органический мир.

Природные зоны.

Практическая работа. Обозначение на к/к крупных форм

Рельефа и месторождений полезных ископаемых, рек и

озер Австралии. (Обучающая)

1

12.12

9.12

9.12

3.28

Австралийский Союз.

15.12

12.12

15.12

3.29

Океания.

тестирование

19.12

16.12

16.12

Тема 3. Южная Америка

7

7

3

1

3.30

Географическое положение. История открытия и

исследования материка.

1

22.12

19.12

22.12

3.31

Рельеф.

Практическая работа №5. Определение сходств и

Различий в рельефе Южной Америки и Африки.

1

1

26.12

23.12

23.12

3.32

Климат. Внутренние воды.

Практическая работа №6. Сравнительное описание

Крупных речных систем Южной Америки и Африки.

1

1

29.12

26.12

29.12

3.33

Природные зоны. Изменение природы человеком.

1

12.01

13.01

12.01

3.34

Население и политическая карта.

1

16.01

16.01

13.01

3.35

Страны Востока материка. Бразилия. Аргентина.

1

19.01

20.01

19.01

3.36

Андские страны. Перу.

Практическая работа №7. Описание природных условий,

Населения и хоз.жизни одной из стран материка.

1

1

тестирование

23.01

23.01

20.01

Тема 4. Антарктида.

2

2

1

3.37

Географическое положение. Открытие и исследование.

1

26.01

27.01

26.01

3.38

Природа материка.

1

тестирование

30.01

30.01

27.01

Тема 5. Океаны

3

3

1

3.39

Северный Ледовитый океан.

1

2.02

3.02

2.02

3.40

Тихий и Индийский океаны.

1

6.02

6.02

3.02

3.41

Атлантический океан

1

тестирование

9.02

10.02

9.02

Тема 6. Северная Америка

7

7

2

1

3.42

Географическое положение. История открытия и

исследования.

1

13.02

13.02

10.02

3.43

Рельеф Северной Америки

1

16.02

17.02

16.02

3.44

Климат. Внутренние воды.

Практическая работа №8. Сравнение климата отдельных

частей материка, расположенных в одном

климатическом поясе.

1

1

20.02

20.02

17.02

3.45

Природные зоны. Изменение природы человеком.

1

23.02

24.02

23.02

3.46

Население и политическая карта.

Практическая работа №9. Описание географического

положения страны по политической карте, описание

природных условий, населения, хозяйства одной из стран.

1

1

27.02

27.02

24.02

3.47

Канада. США.

1

2.03

3.03

2.03

3.48

Страны Средней Америки. Мексика.

1

тестирование

6.03

6.03

3.03

Тема 7. Евразия.

17

17

2

1

3.49

Географическое положение. История открытия и

Исследования.

1

9.03

10.03

9.03

3.50

Рельеф и полезные ископаемые.

1

13.03

13.03

10.03

3.51

Климат Евразии.

Практическая работа №10. Сравнение климата Евразии с

климатом Северной Америки; определение типов климата

по климатограммам, оценка климатических условий для

жизни.

1

16.03

17.03

16.03

3.52

Внутренние воды.

1

20.03

20.03

17.03

3.53

Природные зоны.

Практическая работа №11. Сравнение ПЗ по 40-й параллели

в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и

различия в чередовании зон, в степени их антропогенного

изменения.

1

3.04

3.04

6.04

3.54

Население и политическая карта.

1

6.04

7.04

7.04

3.55

Политическая карта Европы. Урок-практикум.

1

10.04

10.04

13.04

3.56

Страны Северной Европы.

1

13.04

14.04

14.04

3.57

Страны Западной Европы.

1

17.04

17.04

20.04

3.58

Страны Восточной Европы. Украина.

1

20.04

21.04

21.04

3.59

Страны Южной Европы.

1

24.04

24.04

27.04

3.60

Страны Юго-Западной Азии.

1

27.04

28.04

28.04

3.61

Страны Центральной Азии.

1

4.05

5.05

4.05

3.62

Страны Восточной Азии. Китай.

1

8.05

8.05

5.05

3.63

Япония.

1

11.05

12.05

11.05

3.64

Страны Южной Азии.

1

15.05

15.05

12.05

3.65

Страны Юго-Восточной Азии.

1

тестирование

18.05

19.05

18.05

Раздел 4. Земля – наш дом

2

2

3.66

Взаимодействие человеческого общества и природы.

1

22.05

22.05

19.05

3.67

Уроки жизни. Сохранить окружающую природу.

1

25.05

26.05

25.05


                                      Содержание тем учебного курса

ВВЕДЕНИЕ  (3 ч)

Что изучают в курсе. Возрастающая зависимость состояния природы материков и океанов от деятельности человека. Практическое значение географических знаний. Многообразие источников географической информации.

Практическая работа. Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (картами, дневниками путешествий, справочниками, словарями и др.).

«Открытие» Земли. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении.

Знания о Земле в древнем мире. Первые путешествия, расширяющие представления европейцев о Старом Свете. Эпоха Великих географических открытий. Развитие географических представлений об устройстве поверхности Земли.

Современные географические исследования: Международный геофизический год, исследования Мирового океана, изучение Земли из космоса. Международное сотрудничество в изучении Земли.

Географическая карта — величайшее творение человечества (1 ч)

Из истории создания карт. Роль, свойства и виды карт. Явления и процессы, обозначаемые на картах, способы их изображения. Решение задач с использованием карты.

Раздел I Земля — уникальная планета (12 ч)

Тема 1. ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ

Гипотезы происхождения и теории эволюции литосферы. Сейсмические пояса Земли. Геологическое время. Карта строения земной коры.

Рельеф земной поверхности. Закономерности размещения крупных форм рельефа. Природные катастрофы, происходящие в литосфере. Полезные ископаемые.

Практическая работа. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков и океанов через миллионы лет (на основе теории тектоники плит).

Тема 2. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ

Гипотезы происхождения атмосферы. Пояса освещенности и тепловые пояса. Распределение температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на Земле. Климатическая карта. Воздушные массы. Открытие общей циркуляции атмосферы (А. И. Воейков). Климатообразующие факторы. Климатические пояса и области. Опасные природные явления в атмосфере.

Практическая работа.  Обозначение на к/к климатических поясов Земли и их основных характеристик

     Тема 3. ГИДРОСФЕРА. МИРОВОЙ ОКЕАН

Мировой океан — главная часть гидросферы. Гипотезы происхождения гидросферы. Единство вод Земли. Свойства вод Мирового океана. Водные массы. Система поверхностных течений в океане. Льды.

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши: поверхностные (великие речные системы мира, ледники на Земле, многообразие озер); подземные воды.

Тема 4.  БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА

Гипотезы возникновения жизни на Земле. Пути расселения по Земле растений, человека и животных. Значение связей живого и неживого вещества.

    Строение и свойства географической оболочки. Круговорот веществ и энергии. Природные комплексы, их строение и разнообразие. Природная зона. Географическая зональность. Вертикальная поясность. Карта природных зон.

Практическая работа. Анализ схем круговоротов веществ и энергии.

Тема 5. ЗЕМЛЯ - ПЛАНЕТА ЛЮДЕЙ

Численность населения. Размещение населения по материкам, климатическим поясам, природным зонам. Распределение населения по удаленности от океана. Карта народов и плотности населения. Миграции населения. Основные этносы. Основные религии.

    Основные виды хозяйственной деятельности. Страны мира, их группировка по различным признакам.

Практическая работа. Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения, направлений миграций людей в прошлом и современные перемещения.

Раздел II  Материки и океаны (50 ч)

Тема 1.  АФРИКА (9 ч)

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История исследования материка. Особенности природы. Преобладание равнин; горы и нагорья. Формирование рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Размещение месторождений полезных ископаемых. Факторы формирования климата материка. Климатические пояса и типичные для них погоды. Внутренние воды, их зависимость от рельефа и климата, природные зоны. Характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон материка. Заповедники Африки.

Природные богатства Африки и их использование. Стихийные природные явления.

Практические работы. 1. Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусах и километрах. Обучение определению географического положения материка. 2. Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. 3.  Определение причин разнообразия природных зон материка.

Народы и страны. Гипотеза об африканском происхождении человека. Разнообразие расового и этнического состава населения материка. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое Африки. Современная политическая карта. Деление Африки на крупные регионы: Северная Африка (Египет, Алжир), Центральная Африка (Нигерия, Заир), Восточная Африка (Эфиопия, Кения), Южная Африка (ЮАР). Состав территории и страны региона. Общие черты и особенности природы и природных богатств регионов; влияние на природу региона прилегающих частей океанов. Черты различий между странами, входящими в регион. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции, обряды, обычаи), народные промыслы; религия.

Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Культурные растения и домашние животные. Изменение природы материка под влиянием человека.

Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран региона.

Практическая работа. Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран.

      Тема 2. АВСТРАЛИЯ И ОКЕАНИЯ (4ч)

Австралия. Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования Австралии.

Особенности компонентов природы Австралии (рельеф, климат, внутренние воды, растительный и животный мир). Природные зоны материка, их размещение в зависимости от климата. Природные богатства. Изменения природы человеком и современные ландшафты. Меры по охране природы на континенте.

        Население Австралии. Особенности духовной и материальной культуры аборигенов и англоавстралийцев. Австралия — страна, занимающая весь континент. Виды хозяйственной деятельности и их различия в крупных регионах страны (в Северной, Центральной, Западной и Восточной Австралии). Столица и крупные города.

Практические работы. 1. Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков.  

Океания. Географическое положение. Из истории открытия и исследования Океании. Особенности природы в зависимости от происхождения островов и их географического положения. Заселение Океании человеком и изменение им природы островов. Современные народы и страны Океании.

Тема 3. ЮЖНАЯ АМЕРИКА (7ч)

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент моря и океаны. История открытия и исследования материка.

Особенности природы: строение поверхности, закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры. Размещение месторождений полезных ископаемых. Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типичные погоды. Внутренние воды.

Своеобразие органического мира континента. Проявление на материке широтной зональности. Природные зоны, характерные представители растительного и животного мира, почвы природных зон. Высотная зональность в Андах. Степень изменения природы человеком. Заповедники Южной Америки. Стихийные природные явления на континенте. Природные богатства и их использование в хозяйственной деятельности населения.

Практические работы. 1. Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки. 2. Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся). 3.Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения бассейнов этих рек. Выявление по картам взаимосвязей между компонентами природы в одном из ПК Ю.А

Народы и страны. История заселения материка. Коренное и пришлое население. Сложность и разнообразие расового и этнического состава населения континента. Размещение населения в связи с историей заселения и природными условиями. Колониальное прошлое материка и современная политическая карта. Деление Южной Америки на крупные регионы — Восточную часть и Андийскую область.

Путешествие по крупным странам каждого из регионов. Особенности географического положения стран (Бразилии, Аргентины, Перу, Венесуэлы, Колумбии, Чили), их природы и природных богатств, особенности материальной и духовной культуры населения стран, основных видов хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные.

Крупные города, столицы, культурно-исторические центры стран Южной Америки.

Практическая работа. Оценивание по картам ареалов и центров наибольшего и наименьшего антропогенного воздействия на природу, выбор мест для создания охраняемых территорий.

Тема 4. ОКЕАНЫ  (2 ч.)

Тихий, Индийский, Атлантический океаны. Географическое положение. Краткая история исследования каждого из океанов. Особенности природы, виды хозяйственной деятельности в каждом из океанов. Охрана природы океанов.

Тема 5.  Полярные области Земли (3)

Антарктида. Из истории открытия и исследования материка. Своеобразие природы ледяного континента. Современные исследования материка.

Северный Ледовитый океан. Географическое положение. Основные этапы исследования природы океана. Особенности природы океана, природные богатства и их использование в хозяйстве. Необходимость охраны природы океана.

Тема 6. СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА ( 7 ч.)

Географическое положение, размеры, очертания и омывающие континент океаны. Открытие и исследование материка.

Особенности природы: строение рельефа в связи с историей его формирования, закономерности размещения полезных ископаемых; климатообразующие факторы, климатические пояса и типичные для них погоды; внутренние воды; особенности проявлений зональности на материке; основные черты природы зон тундры, тайги, смешанных и широколиственных лесов, степей. Уникальные природные ландшафты материка. Заповедники и национальные парки.

Природные богатства материка, использование их человеком. Изменение природы в результате хозяйственной деятельности.

Практическая работа. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.

Народы и страны. Этапы заселения континента. Основные этносы. Размещение населения в зависимости от истории заселения и природных условий. Формирование политической карты, страны Северной Америки.

Краткая характеристика стран Англосаксонской (Канада и США) и Латинской Америки (Мексика и страны Карибского бассейна). Крупные города, столицы.

 Практическая работа. Комплексная характеристика одной из стран (Канада)

Тема 7.  ЕВРАЗИЯ ( 18 ч.)

Географическое положение материка, его размеры и очертания. Океаны и моря у берегов континента, их влияние на природу величайшего массива суши. Отечественные имена на карте Евразии.

Особенности природы: этапы формирования рельефа; горы, нагорья, равнины, размещение месторождений полезных ископаемых; климатообразующие факторы, разнообразие климатов, климатические пояса и области; внутренние воды и распределение их по территории материка в зависимости от рельефа и климата.

Проявление на материке широтной и высотной зональности. Особенности природы континента. Изменение природы материка в результате хозяйственной деятельности. Современные ландшафты. Крупнейшие заповедники.

Практические работы. 1. Выявление по карте особенностей расположения крупных форм рельефа. 2. Определение типов климата по климатограммам.  3. Составление характеристики одной из рек Евразии по плану . 4. Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

Народы и страны. Евразия (наряду с Африкой) — родина человека; расселение его по континенту. Расовый и этнический состав населения. Крупнейшие этносы Евразии. Неравномерность размещения населения: исторические и природные причины, обусловливающие ее. Этапы формирования политической карты Евразии. Современная политическая карта материка.

Крупные регионы Евразии. Состав территории и страны региона. Общие черты природы и природных богатств региона и отдельных стран, входящих в его состав. Черты различий между странами. Главные особенности населения: язык, быт (тип жилища, национальная одежда, пища, традиции народов, обычаи, обряды). Ценности духовной культуры.

Основные виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Территории с опасной экологической ситуацией. Культурные растения и домашние животные.

Крупные города, их географическое положение.

Зарубежная Европа. Северная Европа. Характеристика одной из стран. Западная Европа. Великобритания, Франция, Германия.

Восточная Европа. Польша, Чехия, Словакия, Венгрия и другие страны. Страны Восточной Европы, пограничные с Россией: страны Балтии, Украина, Белоруссия, Молдавия.

Южная Европа. Италия, Испания, Греция.

Зарубежная Азия. Юго-Западная Азия. Страны региона (Саудовская Аравия и др.). Страны Закавказья: Грузия, Армения, Азербайджан.

Центральная Азия. Монголия, Казахстан и другие страны.

Восточная Азия. Китай, Япония.

Южная Азия. Индия.

Юго-Восточная Азия. Индонезия.

Практические работы. 1. Составление «каталога» стран Европы и Азии, группировка их по различным признакам. 2. Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и стран зарубежной Азии.  

Раздел III.  Земля — наш дом (4 ч)

Географическая оболочка, ее свойства и строение. Этапы развития географической оболочки. Роль живых организмов в формировании природы Земли. Почва как особое природное образование.

Взаимодействие природы и общества. Значение природных богатств для людей. Виды природных богатств. Влияние природы на условия жизни людей. Изменения природы в планетарном, региональном и локальном масштабах под воздействием хозяйственной деятельности людей. Необходимость международного сотрудничества в использовании природы и ее охране.

Современная география. Роль географии в рациональном использовании природы.

Практическая работа.  Выявление связей между компонентами ПК, описание ПК.  

.

                                     

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

В результате изучения географии обучающийся 7 класса должен:

1.        Оценивать и прогнозировать:

  • по карте литосферных плит изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
  • изменения климатов Земли в целом и на отдельных материках;
  • природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной деятельности людей;
  • основные особенности природы в ее связи с населением и его хозяйственной деятельностью в пределах материков, их крупных регионов и отдельных стран.

2.        Объяснять:

  • особенности строения и развития геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
  • особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
  • особенности расового и этнического состава населения;
  • различия в условиях жизни народов, в степени заселенности материков и отдельных стран;
  • различия в орудиях труда, средствах передвижения, в типах жилищ, видах хозяйственной деятельности, возникшие как результат адаптации человека к окружающей среде;
  • особенности экологических ситуаций на материках, в акваториях океанов, в отдельных странах;
  • основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;

понятия: «платформа», «рельеф», «воздушная масса», «водная масса», «природная зона», «климатообразующие факторы», «географическое положение материка», «режим реки», «природный комплекс», «географическая оболочка», «зональность», «высотная поясность», уметь применять их в процессе учебного познания.

3.        Описывать:

  • основные источники географической информации;
  • географическое положение объектов (по карте);
  • существующие в природе круговороты вещества и энергии (по схемам);
  • компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и крупнейших стран мира;
  • объекты и территории по картам, картинам и другим источникам географической информации, создавая их словесный или графический образ;
  • особенности материальной и духовной культуры крупных народностей.

4.        Определять (измерять):

  • географическую информацию по картам различного содержания (количество осадков, температуру воздуха, годовую амплитуду температур и т. д.);
  • вид и тип карт и других источников географических знаний для получения необходимой информации.

5.        Называть и (или) показывать:

  • важнейшие природные объекты материков, океанов, их крупных регионов, стран;
  • типы земной коры, основные тектонические структуры, мировые центры месторождений полезных ископаемых, сейсмически опасные территории;
  • факторы формирования климата, области действия пассатов, муссонов, западного переноса воздуха, климатические пояса, примеры опасных явлений, происходящих в атмосфере;

крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные регионы мира, крупнейшие по площади и населению страны мира;

  • основные культурно-исторические центры стран, их столицы и крупные города;
  • ареалы распространения основных видов традиционной хозяйственной деятельности;
  • природные ресурсы суши и океана, меры по охране атмосферы, вод океана и суши.

        Перечень учебно-методического обеспечения

Программа

Душина И.В. Программы для общеобразовательных учреждений: География. 6-11 классы / сост. Е.В. Овсянникова. – М.: Дрофа, 2009 г.

Основная литература

Базовый учебник

 Душина И.В.,  Коринская В.А., Щенев В.А. География: География (материки, океаны, народы и страны). 7 класс. –  М.: Дрофа, 2009 г.

Методическое пособие для ученика

  • География материков и океанов,  7 класс.  кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2012.

Инструмент по отслеживанию результатов

 работы

  • Дюкова С.Е. – Тематический контроль, 7 класс. – М.: Творческий Центр, 2000.
  • Дюкова С.Е. – Тесты, 7 класс.  - М.: Экзамен, 2006.
  • Елисеева Р.М. -География. Тесты, 7 класс.  - М.: Просвещение, 1998.
  • Петрова Н.Н.. – Тесты  по географии, 6-11 кл.-М.: Дрофа, 2000
  • Пятунин В.Б. - Контрольные и проверочные работы по географии, 6-7 кл.-М.: Дрофа, 2002.
  • Сиротин В. И. – Сборник задания и упражнения 6-10 кл. - М.: Дрофа, 2003.
  • Элькин Г.Н. – Тесты, 6-7 кл. – С-П .: «Паритет», 2005.

Учебно-методические пособия

для учителя

  • Баринова И.И. - Современный урок географии, Методические разработки уроков для 7 класса: Материки и океаны. - М.: Школьная Пресса, 2003.
  • Бенькович Т.М., Бенькович Д. Л. - Опорные конспекты в обучении географии: Кн. для учителя: 7 кл.: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1995.
  • людей» - М.: Баласс, 2008.
  • Елисеева Р.М. - География. Практическое пособие, 7 класс.  - М.: Издат - Школа, 1977, 2000.
  • Коринская В.А., Душима КВ., Щенёв В.А.- География материков и океанов. 7 кл.: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2000
  • Коринская и др.- Методическое пособие по географии материков и океанов - М.: Просвещение, 1990.
  • Элькин Г.Н. - География материков и океанов. Методич. пособие - СПб.: Паритет, 2001.
  • Элькин Г.Н. - Рабочая тетрадь по географии материков и океанов - СПб.: Паритет, 1999, 2001.
  • Элькин Г.Н. – Твой справочник. Материалы к урокам , 7 класс. – СПб.: Паритет, 2005.

      Дополнительная

   литература

  • Аржанов С. П. – Занимательная география – М.: Просвещение, 2008.
  • Поспелов Е.М. Географические названия мира: Топонимический словарь. – М.: Русские словари, 1998.
  • Смирнова Т.А. -Хрестоматия по географии материков и океанов: Пособие для учителя
  • Америка, Евразия)  Книга для чтения - М.: Просвещение, 1975.
  • Яворовская И.  – Занимательная география – Р.- на - Д.: Феникс, 2007.

Электронные издания

  • Интерактивные наглядные пособия по географии. Авторы: О.И. Крылова,

А.И. Крылов, П.А. Корниенко.

                                                   

Приложение к программе

Основные понятия курса 

Литосфера

Океаническая и материковая земная кора, литосферные плиты, тектоника, глубоководный желоб, платформа, внутренние и внешние рельефообразующие процессы.

географическое положение,  тематическая, общегеографическая карта .

Атмосфера и климаты Земли

Климатообразующий фактор, пассаты, муссоны, климатограммы, воздушные массы, западные ветры, климатические пояса, постоянные ветры

Гидросфера

Водные массы

Географическая оболочка

Природный комплекс, антропогенный природный комплекс,  широтная зональность, высотная поясность,  природная зона, круговорот веществ и энергии

Земля – планета людей

Миграции,  раса,  этнос, культура, религия, цивилизация, страна, монархия, республика

Африка

Географическое положение, вади, саванна, пустыня, национальный парк, Сахель

Австралия и Океания

Лакколит, эндемик, аборигены, крики, скрэб

Южная Америка

Сельва,  карст, пустыня, пампа, метис, мулат,  самбо, Вест – Индия, Латинская Центральная Америка

Северная Америка

Прерии, каньон, торнадо, карст, Англо – Америка

Евразия

Стихийные бедствия, многолетняя мерзлота, современное оледенение, тайга, территория внутреннего стока.

Проекты:

  1. Составление проекта использования природных богатств Антарктиды в будущем
  2. Составление проектов маршрутов плаваний у берегов Северной Африки и путешествий по Сахаре.
  3. Путешествие с Ж.И. Кусто на его календарном корабле «Каллипсо»
  4. Земля Колумба
  5. Схема поверхостных течений
  6. Эти разные географические карты
  7. Город будущего
  8. Ошибки Жюля Верна
  9. Покорение Южного полюса

      10. Разноцветные лица  (почему люди на Земле так непохожи друг на друга?  Какие люди живут на разных материках, в разных странах).

      11. Тайны ледяного континента ( почему Антарктида покрыта льдом? Почему это самый холодный материк? Что скрывает ледяной панцирь?).

      12.Этот известный неизвестный Христофор Колумб ( открытия Х.Колумба. Кто он-

Х.Колумб? (страницы биографии, известные и неизвестные факты жизни). Значение открытий Х.Колумба)

Рефераты:

  1. Климаты Земли
  2. Крупнейшие города мира
  3. Теория А.Вегенера.
  4. Мировой океан и его значение для человечества
  5. Река Амазонка
  6. Республика Намибия
  7. Внутренние реки Африки
  8. Бразилия – самое большое государство Южной Америки
  9. Русские имена на карте Океании
  10. Канада- северная страна Нового света

            11. Животные и растения Африки;

      12. Эти удивительные животные Австралии;

      13. Страны Евразии.

Перечень обязательной географической номенклатуры   7 класс

Тема ”Введение”

материки: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия.

континенты: Европа, Азия, Африка, Америка, Антарктида, Австралия.

океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.

Тема ”Общая характеристика природы Земли”

Литосфера

равнины: Амазонская, Великая Китайская, Великие равнины, Восточно-Европейская, Западно-Сибирская,  Среднесибирское плоскогорье.  

горы: Альпы, Анды, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Тибет, Уральские, Эфиопское нагорье.

 вершины: Аконкагуа, Джомолунгма (Эверест), Мак-Кинли, Монблан, Эльбрус.

вулканы: Килиманджаро, Ключевская Сопка, Котопахи, Орисаба, Фудзияма, Эльбрус, Эребус.

Гидросфера

моря: Балтийское, Беллинсгаузена, Берингово, Восточно-Сибирское, Красное, Средиземное, Тасманово, Филиппинское, Южно-Китайское.

 заливы: Бенгальский, Большой Австралийский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Финский. проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Мозамбикский.

острова: Великобритания, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Сахалин, Суматра, Японские.

полуострова: Аравийский, Индостан, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр.

 реки: Амазонка, Волга, Ганг, Дунай, Енисей, Инд, Лена, Миссисипи, Нил, Обь, Парана, Хуанхэ, Янцзы. озёра: Байкал, Великие Американские, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика.

Тема ”Океаны Земли”

Тихий океан:

моря: Берингово, Восточно-Китайское, Жёлтое, Коралловое, Охотское, Тасманово, Уэдделла, Фиджи, Филиппинское, Южно-Китайское, Японское.

 заливы: Аляска, Калифорнийский.

проливы: Басов, Берингов, Дрейка, Корейский, Магелланов, Тайваньский, Торресов.

желоба: Марианский, Перуанский

тёплые течения: Аляска, Восточно-Австралийское, Куросио, Межпассатное противотечение, Северное Пассатное, Северо-Тихоокеанское, Южное Пассатное.

холодные течения: Западных Ветров, Калифорнийское, Курило-Камчатское, Перуанское.

 острова: Алеутские, Бикини, Гавайские, Зондские, Курильские, Новая Зеландия, Пасхи, Самоа, Тайвань, Тасмания, Фиджи, Филиппинские, Японские.

полуострова: Аляска, Индокитай, Калифорния, Камчатка, Корея, Малакка.

Атлантический океан:

моря: Балтийское, Карибское, Норвежское, Северное, Средиземное, Чёрное.

 заливы: Бискайский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский.

 проливы: Гибралтарский, Гудзонов, Датский, Дрейка, Магелланов, Флоридский.

желоб: Пуэрто-Рико.

тёплые течения: Антильское, Бразильское, Гвианское, Гвинейское, Гольфстрим, Северное Пассатное, Северо-Атлантическое, Фолклендское, Южное Пассатное.

холодные течения: Бенгельское, Западных Ветров, Канарское, Лабрадорское.

острова: Большие Антильские, Бермудские, Великобритания, Гренландия, Ирландия, Исландия, Огненная Земля, Фолклендские (Мальвинские).

полуострова: Аппенинский, Лабрадор, Малая Азия, Пиренейский, Скандинавский, Флорида, Юкатан.

Индийский океан:

моря: Андаманское, Аравийское, Красное, Тиморское.

заливы: Аденский, Бенгальский, Большой Австралийский, Персидский.  

проливы: Баб-эль-Мандебский, Малаккский, Мозамбикский, Ормузский.

желоб: Зондский.

тёплые течения: Мозамбикское, Муссонное, Мыса Игольного, Южное Пассатное.

холодные течения: Западно-Австралийское, Западных Ветров, Сомалийское.

острова: Большие Антильские, Бермудские, Великобритания, Гренландия, Ирландия, Исландия, Огненная Земля.

острова: Зондские, Коморские, Мадагаскар, Мальдивские, Сейшельские, Шри-Ланка.

полуострова: Аравийский, Индостан, Малакка, Сомали.

Северный Ледовитый океан:

моря: Баренцево, Бофорта, Белое, Восточно-Сибирское, Гренландское, Карское, Лаптевых, Чукотское.

проливы: Берингов.

тёплое течение: Северо-Атлантическое.

острова: Большие Антильские, Бермудские, Великобритания, Гренландия, Ирландия, Исландия, Огненная Земля.

острова: Врангеля, Гренландия, Канадский Арктический архипелаг, Новая Земля, Северная Земля, Шпицберген.

полуострова: Таймыр, Чукотский.

Тема ”Африка”

океаны: Атлантический и Индийский.

 моря: Средиземное и Красное.

заливы: Гвинейский и Аденский.  

проливы: Гибралтарский, Баб-эль-Мандебский и Мозамбикский.

тёплые течения: Гвинейское, Мозамбикское.

холодные течения: Канарское, Бенгельское, Сомалийское.

острова: Канарские, Коморские, Мадагаскар и Занзибар.  

 полуостров: Сомали. 

канал: Суэцкий.

крайние точки: мыс Бен-Секка (Рас-Энгела, Эль-Абъяд), мыс Игольный, мыс Альмади, мыс Рас-Хафун.

равнины: Восточно-Африканское плоскогорье.  

горы: Атлас, Драконовы, Эфиопское нагорье.

вулкан: Килиманджаро.

реки: Нил, Белый Нил, Голубой Нил, Конго, Нигер, Сенегал, Замбези, Лимпопо, Оранжевая.  

озёра: Виктория, Чад, Танганьика, Ньяса.

водопады: Виктория, Ливингстона, Стэнли.  

пустыни: Сахара, Ливийская, Намиб, Калахари.

страны: Алжир, Ангола, Египет, Демократическая Республика Конго, Замбия, Мадагаскар, Марокко, Намибия, Нигерия, Сенегал, Судан, Танзания, Чад, Эфиопия, ЮАР.

города: Абуджа, Аддис-Абеба, Алжир, Антананариву, Виндхук, Дакар, Додома, Каир, Киншаса, Луанда, Лусака, Нджамена, Претория, Рабат, Хартум.

Тема ”Австралия и Океания”

океаны: Индийский и Тихий.

моря: Арафурское, Коралловое и Тасманово.

заливы: Большой Австралийский и Карпентария.  

проливы: Басов и Торресов.

тёплое течение: Восточно-Австралийское.  

холодное течение: течение Западных Ветров.

острова: Новая Гвинея и Тасмания.  

полуострова: Арнемленд и Кейп-Йорк.

крайние точки: мыс Йорк, мыс Юго-Восточный (Саут-Ист-Пойнт), мыс Стип-Пойнт и мыс Байрон. равнины: Центральная низменность.

 горы: Большой Водораздельный хребет.

вершину: гора Косцюшко.

реки: Муррей, Дарлинг, Купер-Крик.

озеро: Эйр.   пустыни: Большая Песчаная, Большая пустыня Виктория.

страны: Австралия, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея. города: Веллингтон, Канберра, Порт-Морсби.

Тема ”Антарктида”

океаны: Атлантический, Индийский и Тихий, Южный

 моря: Амундсена, Беллинсгаузена, Росса, Уэдделла.

пролив: Дрейка.  холодное течение: Западных Ветров.  остров: Петра I

. полуостров: Антарктический.

крайняя точка: мыс Сифре.  горы: массив Винсон.  

вулкан: Эребус.

 шельфовый ледник: Росса.

полярные станции: Беллинсгаузен, Восток, Амундсен-Скотт.

Тема ”Южная Америка”

океаны: Атлантический и Тихий.  море: Карибское.   залив: Ла-Плата.  проливы: Дрейка и Магелланов.

тёплые течения: Гвианское, Бразильское и Наска. холодные течения: Перуанское, Фолклендское и течение Западных Ветров.  канал: Панамский. острова: Огненная Земля, Фолклендские (Мальвинские), Тринидад, Галапагос. крайние точки: мыс Гальинас, мыс Кабу-Бранку, мыс Фроуэрд, мыс Горн и мыс Париньяс. равнины: Амазонская, Ла-Платская и Оринокская низменности, Бразильское и Гвианское плоскогорья, Патагонское плато. горы: Анды.  вершина: гора Аконкагуа.   вулкан: Котопахи.

реки: Амазонка, Мараньон, Укаяли, Риу-Негру, Мадейра, Тапажос, Ориноко, Парана, Парагвай, Уругвай, Сан-Франциску.  озёра: Маракайбо и Титикака. водопады: Анхель и Игуасу. пустыня: Атакама.  страны: Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Гвиана, Колумбия, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор. города: Асунсьон, Богота, Бразилиа, Буэнос-Айрес, Джорджтаун, Кайенна, Каракас, Кито, Ла-Пас, Лима, Монтевидео, Сантьяго.

Тема ”Северная Америка”

океаны: Атлантический, Тихий и Северный Ледовитый. моря: Баффина, Берингово, Бофорта, Карибское, Чукотское. заливы: Аляска, Гудзонов, Калифорнийский, Мексиканский, Святого Лаврентия.

проливы: Берингов, Гудзонов, Датский, Девисов, Флоридский, Юкатанский. тёплые течения: Аляскинское, Антильское, Гольфстрим. холодные течения: Калифорнийское, Лабрадорское.

канал: Панамский. острова: Алеутские, Баффинова Земля, Ванкувер, Гаити, Гренландия, Канадский Арктический архипелаг, Куба, Ньюфаундленд, Святого Лаврентия, Ямайка. полуострова: Аляска, Калифорния, Лабрадор, Флорида, Юкатан. крайние точки: мыс Мёрчисон, мыс Марьято, мыс Принца Уэльского, мыс Сент-Чарльз. равнины: Большой Бассейн, Миссисипская, Приатлантическая и Примексиканская низменности, Великие Центральные равнины. горы: Аппалачи, Береговой хребет, Береговые хребты, Кордильеры, Мексиканское нагорье, Скалистые горы, Сьерра-Невада. вершина: гора Мак-Кинли. вулкан: Орисаба. реки: Арканзас, Колорадо, Колумбия, Макензи, Миссисипи, Миссури, Огайо, Рио-Гранде, Святого Лаврентия, Юкон. озёра: Атабаска, Большое Медвежье, Большое Невольничье, Большое Солёное, Верхнее, Виннипег, Гурон, Мичиган, Онтарио, Эри. водопад: Ниагарский. страны: Канада, Куба, Мексика, Панама, США.города: Вашингтон, Гавана, Оттава, Мехико, Панама.

Тема ”Евразия”

океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

моря: Аравийское, Балтийское, Баренцево, Берингово, Восточно-Китайское, Восточно-Сибирское, Жёлтое, Карское, Норвежское, Охотское, Северное, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Чукотское, Южно-Китайское, Японское.

заливы: Бенгальский, Бискайский, Персидский.

проливы: Баб-эль-Мандебский, Берингов, Босфор, Гибралтарский, Корейский, Ла-Манш, Малаккский, Ормузский. тёплые течения: Куросио, Муссонное, Северо-Атлантическое.

холодные течения: Курило-Камчатское, Сомалийское.

канал: Суэцкий.

острова: Великобритания, Ирландия, Исландия, Калимантан, Кипр, Сахалин, Суматра, Сулавеси, Тайвань, Филиппинские, Шри-Ланка, Ява, Японские.

полуострова: Апеннинский, Аравийский, Индокитай, Индостан, Камчатка, Корея, Крымский, Малакка, Малая Азия, Пиренейский, Скандинавский, Таймыр.

крайние точки: мыс Челюскин, мыс Пиай, мыс Рока, мыс Дежнева.

равнины: Великая Китайская, Восточно-Европейская (Русская), Декан, Западно-Сибирская, Индо-Гангская низменность, Месопотамская низменность, Среднесибирское плоскогорье, Туранская низменность.

горы: Альпы, Гималаи, Иранское нагорье, Кавказ, Куньлунь, Памир, Тибетское нагорье (Тибет), Тянь-Шань Уральские.

вершины: гора Джомолунгма (Эверест), гора Монблан.

вулканы: Ключевская Сопка, Кракатау, Фудзияма, Эльбрус.

реки: Амударья, Амур, Брахмапутра, Волга, Ганг, Дунай, Евфрат, Енисей, Инд, Лена, Меконг, Обь, Рейн, Сырдарья, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

озёра: Аральское море, Байкал, Каспийское море, Мёртвое море.

пустыни: Большой Нефуд, Гоби, Каракумы, Руб-эль-Хали, Такла-Макан, Тар.

страны: Бангладеш, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Иран, Италия, Казахстан, Китай, Монголия, Пакистан, Россия, Саудовская Аравия, Франция, Япония.

города: Астана, Берлин, Дакка, Дели, Джакарта, Исламабад, Лондон, Москва, Париж, Пекин, Рим, Тегеран, Токио, Улан-Батор, Эр-Рияд.

Интернет ресурсы

http: //www.gao.spb.ru/russian

http: //www.fmm.ru                                  

http: //www.mchs.gov.ru

http: //www.national-geographic.ru

http: //www.nature.com

http: //www.ocean.ru

http: //www.pogoda.ru

http: //www.sgm.ru/rus

http: //www.unknowplanet.ru

http: //www.weather.com

http: //www.gao.spb.ru/russian

http: //www.fmm.ru

http: //www.mchs.gov.ru

http: //www.national-geographic.ru

http: //www.nature.com

http: //www.ocean.ru

http: //www.pogoda.ru

http: //www.sgm.ru/rus

http: //www.unknowplanet.ru

http: //www.weather.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...