Вешенские пески: раньше и теперь
план-конспект урока по географии (5 класс) по теме

Сидорова Анжелика Александровна

Урок или внеклассное мероприятие о проблеме засыпания песками станицы Вешенской. Значение сосновых насаждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Сценарий урока60 КБ
Office presentation icon Презентация к уроку2.9 МБ

Предварительный просмотр:

Вешенские пески: раньше и теперь

Цели: формирование знаний о природе родного края, его уязвимости, зависимости от человека, значение для хозяйственной деятельности, об экологических проблемах, воспитание чувства ответственности за будущее родной природы, патриотизма, бережного отношения к окружающей среде, формирование экологической культуры, приобщение к богатой казачьей культуре.

Планируемые результаты – формирование УУД

Познавательные

Коммуникативные

Личностные

Анализировать, выделять главное из текста, обобщать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения;

выдвигать версии.

Излагать свое мнение, подтверждая фактами; использовать правильные речевые средства; организовывать работу в группе; сплочение коллектива.

Оценивать свои и чужие поступки; осознавать свои эмоции; вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к товарищам; развитие логического мышления; развитие аккуратности, чувства ответственности.

Сценарий урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников.

Оргмомент

Посмотрите на фотографии нашей станицы Вешенской. Первая – это современная станица. Вторая – столетней давности. Чем отличалась старая станица от современной? Какой вид вам больше нравится?

Тема нашего урока: «Вешенские пески: раньше и теперь». Мы отправляется в экспедицию для изучения прошлого и настоящего песчаных массивов.

Старые Вешки – неуютные, неприглядные, без зелени, в отличие от современных.

Читают цитату М.А.Шолохова из романа «Тихий Дон».

Формулировка проблемного вопроса

Почему Вешенская имела такой вид? Откуда взялся песок в таких огромных количествах? Почему наша станица такая цветущая и зеленая сегодня?

На эти вопросы ты ответим в ходе сегодняшней экспедиции.

Изучение нового материала

Посмотрим, какие стадии прошли наши песчаные массивы.

Пески имеют речное происхождение. После ледника было огромное количество обломочного материала и река была особенно полноводна. Поэтому песок откладывался на более низком левом берегу и разносился ветром.

Со временем на нем появляется травянистая растительность: тимьян Палласа (чабрец), тмин песчаный (бессмертник), лапчатка серебристая, коровяк скипетровидный, песчаные осоки. Затем создаются благоприятные условия для прорастания семян древесных пород: березы, ольхи, осины, дикой груши, яблони, затем дуба. Леса эти были достаточно богатыми и дремучими. Некторые из них остались по берегам ендов, в балках. Напоминанием о них является название хутора Дубровского и гордость нашего края многовековой дуб. Растет он сегодня среди песчаных массивов. Старики говорят, что раньше развилка ствола дуба находилась на такой высоте, что казак, сидя на лошади, едва доставал до нее острием шашки.

 Почему сейчас даже ребенок свободно достает до развилки?

Т.е., укрепленные со временем пески вновь начинают двигаться. Почему?

В 1893 году вешенцы всем обществом засадили красноталом 1 000 десятин песка, но за насаждениями не следили, не берегли от скота, и они пропали. В 1898 снова засадил 500 десятин.

С конца 19 века придумали сажать на таких землях сосну. Первый опыт создания таких насаждений был применен казаком Климовы в хуторе Климовка близ города Михайловка. В нашем районе этот опыт стал внедряться с начала 20-го века.

Какую пользу приносят пески людям и природе в целом.

Сейчас у нас состоится встреча с фармацевтом аптеки________ и грибником _______ (прил.1)

Это означает, что дерево занесено песком на 1,5-2 метра.

Из текстов авторов Н.И.Краснова и И.В.Тимощенкова выбирают три причины: вырубка лесов, хлебопашество, скотоводство (главная причина).

Сверяют с доской.

Комментируют данные В.Н.Королева о количестве голов домашних животных.

Читая отрывки текстов формулируют проблему, с которой столкнулись вешенцы и жители ближайших сел.

Ищут пути выхода:

1. Покинуть эти места.

2. Бороться с песком.

Выступление учащегося с докладом об истории лесопосадок сосны (прил 1)

Заполнение дневника 5 минут с использование материла текста из очерка А.В.Бережного «Песчаные буруны»

Проверка.

По ходу выступлений дополняют список. Отгадывают загадки.

Закрепление изученного материала

Заполните таблицу в дневниках (прил.2), расставив природные комплексы в порядке их возникновения на нашей территории. Подсказки: лиственный лес, сосновый лес, песчаные массивы, степь.

Назовите причины их смены.

Заполнение таблицы.

1. Песчаные массивы.

2. Степь.

3. Лиственные леса.

4. Песчаные массивы.

5. Сосновые леса.

Создание мини-проекта

Какие опасности угрожают нашему лесу?

Создайте предупреждение отдыхающим в лесу, используя материал урока.

Заполнение дневника

Создание проекта в форме плаката, предупреждающего знака, слогана.

Подведение итогов

Защита проектов

Приложение 1

Славную страницу в истории борьбы с песками составила деятельность учителя хутора Антиповского Степана Андреевича Кондрашова. Он выписал семена. На школьном дворе разбили питомник. Потом сосны сажали за хутором в горячих песках. Эти деревья сажались вручную с использованием клина Колесова. Работа очень тяжелая. Но молодые леса принялись, поднялись и слава о кондрашовских лесах пошла по всему Верхнему Дону.

Первые сосны у станицы Вешенской посадили в 1912 г. в северо-западной, потом в восточной стороне до Отрога. Но засаживались выровненные участки, лишенные кустарников.

В 1936г. при активном участии депутата Шолохова в Вешенском районе было организовано механизированное лесничество, а в 1949 г. создана Донская научно-исследовательская лесоопытная станция, главной задачей которой стала лесомелиорация песков. Лесопосадки приняли огромные масштабы и наш район стал самым лесистым в Ростовской области. В лесхозе был построен цех, где из древесины делали полезные вещи: бочки, тару, деревянные ложки, пиломатериалы, хвое-витаминную муку. Зеленели наши пески, а сколько пользы стали приносить. Завезли зверей и птиц, которые хорошо прижились. Теперь в наших лесах живут лоси, дикие козы, кабаны, олени, белки, фазаны.

Фармацевт.

Сосна – хороший строительный материал.

Любят сосну за ту огромную пользу, которую приносит она человеку. Сосна лечит, дарит красоту и здоровье. Сосна – одно из древнейших растений. Ее хвою включали в состав компрессов и припарок еще 5 тысяч лет назад. Естествоиспытатель П.С.Паллас писал: «Собираемые по концам веток молодые сосновые и кедровые вершинки похваляются от мореходов как лучшее противоцинговое и бальзамическое средство и составляют в лечебной науке преизрядное лекарство». В 19 веке каждая экспедиция брала с собой эти «снадобья жизни». А витаминному препарату из хвои сосны обязаны жизнью многие ленинградцы, пережившие блокаду. В хвое – масса полезных элементов, а витамина С в 6 раз больше, чем в лимонах и апельсинах.

Грибник.

Сосновые леса сегодня – это излюбленное место для грибника. Только собирать их без взрослых нельзя.

Отгадайте, о каких грибах я вам принес загадки?

Пока дети – каждый в берете,

Повзрослели – шляпы надели.

                        (Грибы)

Коренастый, в шляпе новой

Гриб в бору растет сосновом.

Рады бабушка и дед:

- Будет праздничный обед!

                        (Боровик, белый)

Нет грибов дружней, чем эти, -

Знают взрослые и дети –

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

                        (Опята)

Скромный, тоненький и бледный…

Этот гриб, представьте, вредный.

Попадет грибочек в суп –

Вас в больницу увезут.

Потому что ядовитый,

И на всех вокруг сердитый.

Мы оставим на полянке

Эту …

                        (Бледная поганка)

Не спорю – не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В березовой роще.

                        (Подберезовик)

А вот кто-то важный

На беленькой ножке.

Он с красною шляпкой,

На шляпке горошки.

                        (Мухомор)


ДНЕВНИК

участников экспедиции

«Вешенские пески: раньше и теперь».

Группа №1.

Состав участников.

________________________________

________________________________

________________________________________

_________________________________________

Причина движения песков.

1.

2.

3.

Польза, которую приносят

песчаные массивы людям и природе.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

Стадии формирования ПК около ст.Вешенской

Причины смены природного комплекса

Тип природного комплекса

Опасности, которые угрожают нашему лесу.

1.

2.

3.

4.

5.

Создайте предупреждение отдыхающим в лесу.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

Раньше развилка ствола дуба находилась на такой высоте, что казак, сидя на лошади, едва доставал до нее острием шашки. Многовековой дуб. Возраст более 400 лет.

Слайд 7

… … …

Слайд 10

На 1860 год у вешенцев насчитывалось: 21 000 голов крупного рогатого скота; 5 000 лошадей; 43 000 овец.

Слайд 11

Безнаказанно и неотвратимо, со змеиным шипением, ползли с востока гибельные пески, из года в год поглощая своим ненасытным зевом плодородную почву. М.А.Шолохов Песок подходит под самые поселения станиц, окружая их почти со всех сторон. В таком положении находятся станица Вешенская и Гугнинская. Последняя принуждена уже искать другого места под поселение. Н.И.Краснов. 1868 г.

Слайд 12

И.В.Тимощенков 1899 г.: «Несчастнейшая и погибшая местность, которая представляет собой совершенную пустыню. Многие озера и болотистые места, а также речки Черная, Зимовная и Гороховка уничтожены, и на тех местах, где они находились, только кое-где существуют плесы, болота и мочажины, больше же возвышаются песчаные бугры».

Слайд 13

Искать новое место под поселение. Вести борьбу с надвигающимися песками.

Слайд 14

В 1893 году вешенцы засадили красноталом 1000 десятин песка; В 1898 году – 500 десятин.

Слайд 15

Первый сосновый бор был посажен учителем Антиповской школы Кондрашовым Степаном Андреевичем и носит название Решетовского.

Слайд 19

В природе есть много явлений, которые однозначно (полезны или вредны они для человека) оценивать невозможно. К таким природным образованиям могут быть отнесены террасовые песчаные массивы левобережий. Говоря о них, почти всегда подчеркивают низкую хозяйственную ценность и потенциальную опасность при сельскохозяйственном использовании, но почему-то забывают то обстоятельство, что они являются своеобразной «губкой», которая впитывает влагу, снижая тем самым интенсивность весеннего половодья. При этом поддерживается уровень воды в реке летом, а также пополняются запасы важных в хозяйственном отношении грунтовых вод. Пескам обязаны своим существованием сосновые боры левобережий рек. Но лесные насаждения — не всегда самый лучший вид мелиорации песков. В связи с этим мне припоминаются бескрайние бахчи песчаных левобережий Хопра, где осенью созревают одни из самых вкусных арбузов. На легких супесчаных почвах надпойменных террас при внесении удобрений собирают хорошие урожаи картофеля.

Слайд 20

Сосна – одно из древнейших лекарственных растений От ревматизма, заболеваний суставов, дыхательных путей и почек, от нервного истощения, ран и язв

Слайд 22

Впитывают влагу, снижая половодье, поддерживая уровень воды в реках. Пополняют запасы подземных вод. Песчаные почвы подходят для бахчевых культур и картофеля. Сосна – источник древесины, строительный материал. Сосна – лекарственное растение. Места отдыха. Грибные места. Места охоты на зверей и птиц. Польза, которую приносят пески человеку сегодня

Слайд 23

Речные наносы песка Зарастание травой Зарастание деревьями Деятельность человека Посадки сосны Стадии формирования природных комплексов ст. Вешенской


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

научно-практическая ученическая конференция "На вешенской земле"

Конференция региональной направленности  знакомсит с историей малой Родины, природой ее окружающей, с картинами художников, которые изображали красоту родного края. В материале представлен сценар...

Программа по рисованию песком в технике «Sand-Art» «Волшебство песком»

Программа по рисованию в технике «Sand-Art»«Волшебство песком» для детей. Интересное направление в искусстве: рисование песком позволяет ребёнку проявить свою фантазию не боясь допустить ошибку, снима...

Вешенское восстание

Материал может быть использован на уроках истории и литературы при изучении романа М.А.Шолохова "Тихий Дон"...

Праздник: " Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики!"

Праздник посвящен окончанию 1 класса. Вместе с героями из мультфильма  "Смешарики" дети показывают свои знания и весело проводят время....

Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики

Сценарий внеклассного мероприятия по окончанию подготовительного класса....