Программа по рисованию песком в технике «Sand-Art» «Волшебство песком»
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Прошичева Анна Игоревна

Программа по рисованию в технике «Sand-Art»«Волшебство песком» для детей. Интересное направление в искусстве: рисование песком позволяет ребёнку проявить свою фантазию не боясь допустить ошибку, снимает стресс и напряжение (особенно у гиперактивных детей).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №369

Красносельского района Санкт-Петербурга

Программа по рисованию в технике «Sand-Art»

«Волшебство песком»

общекультурного направления.

Автор-составитель:

учитель по изобразительному искусству

Прошичева Анна Игоревна

Санкт-Петербург

2016

Пояснительная записка.

Рабочая программа по рисованию песком составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

         Программа «Волшебство песком» предназначена для детей в возрасте от 6 до 8 лет с разной степенью одаренности, имеющих интерес к художественной деятельности и направлена на знакомство и овладение техникой по рисованию песком.

Педагогическая целесообразность: содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество. Содержание программы расширяет представления учащихся о способах и приемах изображения, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. 

Актуальность:  программа имеет практическую значимость. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при выполнении творческих работ. Освоение техники рисования песком позволяет обогащать и развивать внутренний мир ребенка. Проявить творческое воображение – значит, обрести способность создать чувственный образ, адекватно и выразительно раскрывающий замысел автора. Рисование песком, как средство коррекции психики, позволяют преодолеть чувство страха. Можно сказать, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, изображения традиционными материалами, выразить в рисунке свои чувства и эмоции. Рисунок на песке дает возможность применять анимацию, изменяющийся за сюжетом рисунок.

В процессе рисования песком повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Нет ни одного отрицательного фактора, который бы мог быть против того, чтобы рисовать песком на стекле.

Направленность: художественная.

В настоящее время абсолютной ценностью  личностно - ориентированного образования является ребёнок, и в качестве глобальной цели рассматривают человека культуры, как личность свободную, гуманную, духовную и творческую.  «Чтобы у младшего школьника развилось творческое мышление, необходимо,  чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил  с аппетитом возникшие потребности   в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества» (М. Р. Львов).  Полюбив то, что тебя окружает, лучше поймешь и оценишь то, что присуще всему народному искусству, что объединяет все виды, увидишь то, что их отличает друг от друга в зависимости от природных условий, занятий местных жителей, их вкусов. Рисование песком объединяет в себе природный материал и творчество художника.

Цель программы - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, психологическая стабилизация и гармонизация личности ученика.

Обучающие задачи программы:

•         изучение свойств художественных средств рисунка на песке.  Освоение различных приемов выразительности в рисунке песком.

•         обучение основам композиции и изобразительной грамотности.

•         через методы проблемного обучения, а именно: проблемный метод, частично – поисковый метод и исследовательский метод, научить учащихся алгоритму построения изображения и ведения всей работы в целом.

•         овладение основами насыпания и прорисовывания пальцами и предметами;

•         умение грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;

Развивающие задачи программы:

•         развитие творческих способностей на основе знаний, умений и навыков детей;

•         развитие памяти, внимания, глазомера, мелкой моторики;

•         развитие образно – логического мышления, художественного вкуса;

•         улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

•         развитие художественного вкуса;

•         развитие колористического видения;

•         развитие коммуникативных навыков;

•         развитие инициативности, любознательности, активности.

•    тренировка мелкой моторики рук, координации движения, пластики,       которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, развивает речь (логопедия).

Воспитательные задачи программы:

•         воспитание креативности;

•         формирование уважения к труду;

•         выработка усидчивости, терпения, самостоятельности;

•         воспитание бережного отношения к культурным ценностям;

•         воспитание способности к самореализации и саморазвитию;

•         воспитание бережного отношения к инструментам, приспособлениям, материалам.

     

Материал  курса «Волшебство песком» представлен в программе следующими содержательными линиями:

- «Волшебный мир рисунка песком»,

- творческие композиции «Традиции праздников»,

- «Мифы народов мира»,

-«Моя сказка» (песочная анимация)

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса. Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.

Данная программа имеет художественную направленность и рассчитана на 1 год начального образования. Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Программа для детей в возрасте 6-7 лет, поэтому при распределении заданий учитывается возраст детей, их индивидуальные физические способности, подготовленность, существующие навыки и умения. Навыки в изображении с помощью песка развиваются по мере усложнения заданий программы.

            Условия реализации программы.

1-й год обучения: 34 часа, форма обучения: групповая, индивидуально-групповая.

Формы проведения занятий.

•        индивидуально-групповая;

•        групповая;

•        мастер-классы;

•        беседа с игровыми элементами;

•        заочная экскурсия;

•        коллективное творческое дело (КТД);

•        игра-путешествие;

•        защита творческой работы;

•        выставка творческих работ;

•        викторины, соревнования, конкурсы, состязания и др.

Формы подведения итогов.

•        участие в школьных, городских, региональных выставках;

•        наблюдение за выполнением поставленных задач в работах;

•        беседа, защита учениками выполненной работы.

В результате 1 года обучения школьники должны

уметь:

•        распределять песок по световому столу;

•        пользоваться иллюстративным материалом;

•        применять стилизацию;

•        заполнять песком контуры рисунка;

•        пользоваться различными предметами для проведения разных типов линий;

•        изображать предмет пальцами, создавать фон для изображения;

•        фантазировать на заданную тему;

•        применять вспомогательные предметы в декоре рисунка;

•        добиваться законченности работы;

•        объяснять результаты своей работы;

•        работать в коллективе;

•        пользоваться художественными техниками и средствами;

•        бережно относиться к инструментам, приспособлениям, материалам.

знать:

•        порядок выполнения песочной анимации;

•        основные и составные цвета;

•        теплые и холодные оттенки цвета;

•        основные свойства кварцевого песка, цветного песка;

•        основные средства композиции. А именно: линия, пятно, контрасты цвета, размера, формы, и др;

•        способы рисунка обычным и цветным песком.

                                                1 год

                                 Содержание программы

Волшебный мир рисунка песком.

Просмотр готовых работ, выполненных с помощью песка (аппликации, фото, видео). Знакомство с приемами создания изображения песком на световых столах.

  Сказка «Улитки». Музыка: пение птиц, звуки дождя, песенка из мультфильма Крошка Енот. Упражнение на выполнение линий, кругов.

«Цветы для мамы» Песни о маме.

Изображение цветов разными способами. Сочинение и изображение своего букета.

Традиции праздников.

Новогодние истории. Новогодние песни.

Иллюстрация сказки «Снеговик-почтовик».

 Традиционные праздники в России. Музыка: русские народные заклички.

Масленица. Солнце и древние славянские солярные знаки. Древнерусский город. Народное гуляние.

 Пасха. Традиционные православные праздники. Изображение пасхального натюрморта.

Город мой – Петербург. Песня И. Кваша. «Санкт- Петербург гордая белая птица…». Изображение домов, превращение их в силуэт большой птицы.

Голубь мира (День защиты детей)Музыка: музыка и пение птиц.

. Традиционные праздники в разных странах. Древняя Греция    Музыка :песня Арго.

Изображение сюжетов из жизни древних греков. Фигура человека в движении на древних греческих вазах.

Знакомство с новым видом художественной деятельности, видами орнамента, правилами его построения.

Мифы народов мира.

Рассказ мудрого Сфинкса .Музыка: Пикник «Египтянин».

Верблюды(метод насыпания) идут по пустыне. Караван подходит к пирамидам. Сфинкс рассказывает свою историю сплетенную с историей Египта.

Сокровища Фараона. Рисунок цветным песком.

Знакомство с искусством Египта. Изображение предметов, монет.

 Средневековая легенда Рыцарь и дракон.

Знакомство с работой художника-иллюстратора.

Моя сказка.

Знакомство с новыми техниками. Работа в технике песочной анимации.

Авторские сказки. «Путешествие морской черепахи». Музыка: звуки моря.

Сказка «Чудо-остров». Музыка: «Чунга-Чанга», звуки моря.

Иллюстрации сказок Андерсена: «Старый фонарь», «Русалочка», «Гадкий утенок»

                             

                                           Тематическое распределение часов.

№ п/п

Содержание тематического    блока

Количество часов

Умение, вырабатываемые в результате деятельности учащихся

Волшебный мир рисунка песком (7 часов)

1

Введение в предмет. Волшебный мир рисунка песком.

1

Умение правильно организовать свое рабочее место,

умение засыпать световой стол равномерно, умение применить простые приемы рисунка на песке.

2

Сказка «Улитки».

1

3

Сказка «Путешествие морской черепахи».

1

4

Сказка «Чудо-остров».

1

5

Сказка «Дельфинёнок и черепаха».

1

6

«Остров Сокровищ»

1

7

«Остров Сокровищ»

1

Традиции праздников(7часов)

8

Волшебная флейта

1

Умение самостоятельно рисовать, используя простейшие приемы рисования песком.

9

«Новогодние истории».

1

10

«Олимпиада в Сочи».

1

11

«900 Блокадных дней»

1

12

«Гранитные стражи Невы»

1

13

«Рассказ мудрого Сфинкса» .

1

14

«Сокровища Фараона»

1

                                              Мифы народов мира (10)

15

«Цветы для мамы»

1

Умение передавать в рисунках пространство, выполнять многослойный рисунок,  быть наблюдательным, применять кисть, резиновый шарик.

16

«Традиционные праздники в Древней Греции»    

1

17

Средневековая легенда «Рыцарь и дракон»

1

18

Традиционные праздники в России.

1

19

Пасха

1

20

Мое любимое животное

1

21

«Игрушки» Барто.

1

22

«Игрушки» Барто.

1

23

Петербургские коты.

1

24

Цирк.

1

Моя сказка(10 часов)

25

Дрессированные собаки.

1

Умение видеть и отражать красоту окружающего мира в творческой работе, применять приемы работы с цветным песком.

26

Сказка Андерсена «Старый фонарь»

1

27

Сказка Андерсена «Русалочка»

1

28

Сказка Андерсена «Гадкий утенок»

1

29

Сказка Э. Успенского «Осьминожки»

1

30

 Город мой – Петербург. Песня И. Кваша.

1

31

.Голубь мира.

1

32

День защиты детей

1

33

Птицы весны

1

34

Цветочная поляна

1

итого

34

               

Перечень основных средств обучения

1. Кабинет, оборудованный техническими средствами обучения:

  • световые столы.

2. Материалы и инструменты:

  • просеянный песок;
  • песок цветной;
  • цветные камни;
  • кисточки.

3. Инструкция по технике безопасности.

4. Специальная литература.

  1. Авсеенко В.Н. История города Санкт-Петербурга. –С-Пб., 1993.
  2. Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 1 класс.- М.: ВАКО, 2008.-212с.-  ( в помощь школьному учителю).
  3. Белоусова, О.А. «Обучение дошкольников рисованию песком»Текст/ – О.А. Белоусова.Журнал«Старший воспитатель» №5/ 2012г.-76с.;
  4.  Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Песочная

игротерапия–Текст /Т.М. Грабенко,Т.Д. Зинкевич-ЕвстигнееваСПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.- 124с.;

  1. Бушкова Л. Ю. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 2 класс.- М.: ВАКО, 2011.-144с.- ( в помощь школьному учителю).    
  2. Голубева О. Л. «Основы композиции», М., «Сварог и К», 2008.
  3. Гордон Л. «Рисунок», М., «ЭКСМО», 2002.
  4. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке. Песочная

игротерапия–Текст /Т.М. Грабенко,Т.Д. Зинкевич-ЕвстигнееваСПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.- 124с.;

  1. Неменский Б.М. Методическое пособие 1-4 класс. Б.М.Неменский.-М.:Просвещение,2005.-188с.
  2. Неменская Л.А. Каждый народ художник. Л.А.Неменская.М.: Просвещение .2007.
  3. Паксёнов Г.И. «Живопись. Форма, цвет, изображение», М., «Академия», 2008.
  4. Яхонтова Е.С. Мировая художественная культура. Учебное пособие. СПб.: ИВЭСЭП., «Знание», 2007.
  5. Журнал «НоМИ (Новый мир искусства.)»
  6. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Программа для школ с углублённым изучением предметов художественно- эстетического цикла (1-4 кл) ред. Шпикалова Т. Я. – М.,1997.
  7. Советы мастеров. Сборник статей. М., 1978.

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

1. http://www.sandpictures.ru

2. http://www.jlady.r

 3. http://www.u-sovenka.ru

4. http://www.vita-studia.com

5. http://www.mc-art.ru

6. http://ru.wikipedia.org

Список литературы, рекомендуемый для чтения ученикам

  1. Авсеенко В.Н. История города Санкт-Петербурга. –С-Пб., 1993.
  2. Н. С. Чернякова Уроки детского творчества «Родничок» г. Тула 2002 г.

3. Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Чудеса на песке.–Текст /Т.М. Грабенко,Т.Д. Зинкевич-ЕвстигнееваСПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.- 124с.

  1. Журнал «Юный художник»
  2. Начинающему художнику, М., «ЭКСМО», 2002


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Волшебство песком» Программа по рисованию в технике « Sand - Art » Автор-составитель : Прошичева Анна Игоревна

Слайд 2

« Волшебный мир рисунка песком » Тема 2. Улитки Тема 3. Черепашки Тема 5. Дельфинёнок и черепаха

Слайд 3

«Традиции праздников» Тема 9. Новогодние истории

Слайд 4

«Мифы народов мира » Тема 14. Сокровища Фараона Тема 16. «Традиционные праздники в Древней Греции» Тема 17. Средневековая легенда «Рыцарь и дракон»

Слайд 5

«Моя сказка» (песочная анимация) Тема 12. Гранитные стражи Невы Тема 23. Петербургские коты Тема 28. Сказки Андерсена


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Рисование песком. Основные приемы рисования."

Конспект занятия "Рисование песком. Основные приемы рисования."...

Мастер-класс "Рисование песком"

Данный материал содержит информацию о нетрадиционном направлении изобразительного искусства «Sand-art» (пескография) и  поможет освоить самые простые элементы данной техники.  ...

Арт-творчество. Рисование песком.

Рисование песком – это сравнительно  молодой и перспективный вид искусства, появившийся примерно в 1970-х годах. На данный момент рисование песком - это арт-терапевтическая, здоровьесберегающая т...

"Развитие мелкой моторики через рисование песком"

У малышей, игры с песком развивают мелкую моторику, а у взрослых улучшается работа мозга, и как, следствие, память, соображение, координация....

Психотерапевтические возможности рисования песком

Морскими пескамиПесочницы полны,...

Эффективность использования светового стола для рисования песком в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.

Статья об эффективности использования светового стола для рисования песком в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ....

Конспект занятия по рисованию песком

Рисовать песком на специальных столах с подсветкой весело и интересно. 99% детей получают на занятии заряд положительных эмоций....