Урок обобщения, систематизации знаний и умений по теме "Гидросфера" в 6 классе
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Шальнова Ирина Геннадьевна

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Гидросфера", в 6 классе. На уроке закрепляются основные понятия темы, развиваются УУД. Формы работы на уроке: фронтальная, парная, индивидуальная. Методы и методические приемы: тренинг внимания, "термины в загадках", "ассоциативный ряд", "географический аукцион", "рассказ из терминов", "найди ошибки"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon povtoritelno-obobshchayushchiy_urok_gidrosfera.zip2.46 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка конспекта урока географии на тему «Гидросфера»

При разработке урока учитывались программы и учебник классической линии

Тема: Обобщение, систематизация  знаний  и умений по теме «Гидросфера»

Цели:

  • обобщить и проверить уровень знаний по данной теме;
  • закрепить знание основных понятий;
  • развивать навыки работы  с картами атласа;
  • развивать логическое мышление, формировать грамотную речь;
  • развивать познавательный интерес к предмету, воспитывать чувство товарищества, дисциплинированности, ответственности;
  • формировать учебно-познавательные компетентности школьников

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование: атласы для 6 класса, глобусы, учебник, раздаточный материал (пакет с интерактивным заданием «Круговорот воды в природе», географический диктант, текст с ошибками, слова для составления рассказа), учебная презентация по теме «Гидросфера»

Структура урока:

  1. Мотивация,  Постановка цели урока (3-4 мин)

А) Слайд 1

Эмоциональный настрой на урок: прослушивание слов песни «Не крутите пестрый глобус не найдете вы на нем...»

Ребята! Сегодня мы на уроке крутим пестрый глобус, листаем страницы атласа, учебника, обобщаем, систематизируем, анализируем уровень усвоения темы «Гидросфера»

 Б) Слайд 2

Прокомментируйте слова известного французского писателя.

Используется методический прием «ответ-взаимодействие», учащиеся всего класса в логической последовательности, дополняя друг друга, составляют рассказ о значении воды для жизни на Земле

В) Слайд 3

Ученики +Учитель совместная постановка целей урока

Короткий организационный момент, объяснение правил оформления «Оценочного листа» урока

  1. Воспроизведение и коррекция опорных знаний (10-12 мин)

Слайд 4

А. Ответы на вопросы                         (Фронтальная работа с классом)

 Что такое «Гидросфера»?

 Где на планете Земля есть вода?

 Какая вода есть на нашей планете?

 Почему наша планета  из космоса кажется голубой?

Слайд 5

Б. Почему вода на планете Земля не иссякает?             (Фронтальная работа с классом)

  • Испарение;
  •  Перенос водяного пара в атмосфере;
  • Конденсация пара;
  • Выпадение осадков;
  • Образование  стока

О каком природном процессе пойдет разговор?

Работая в парах смоделируйте этот процесс

Слайды 6-7

В. Выполнение интерактивного упражнения                             (Работа в парах)

«Моделирование круговорота воды в природе». Самоанализ, самооценка.

Слайды 8- 17

Г. Используется методический прием «гимнастика ума», работа с географическими терминами, которые выражены в загадках              (Фронтальная работа с классом)

а) Пляшут волны на просторе,

Берегов не видно в море;

б) Кто бежит по горным склонам,

Тараторя сам с собой,

И в густой траве зеленой

Прячет хвостик голубой  ручей

в) Рядом, рядом острова

Не один, и  не два,

А десятки островов.

Жить в соседстве им охотней,

Все родные как никак,

Значит здесь архипелаг           и др. (см Презентацию)

  1. Выполнение заданий прикладного характера (20-22 мин)  Развитие аналитических умений

Предложенные задания имеют практическую направленность. Учащиеся могут выполнять задания индивидуально, работая в паре или мини-группе по 3-4 человека, при слабой подготовке класса количество заданий можно уменьшить.

1) Слайды 18-19  «Географический диктант» Индивидуальная работа, самоконтроль и самооценка

1. Морена

А. Волны, вызванные подводными землетрясениями

2. Полуостров

Б. Граница между двумя соседними речными бассейнами

3. Пролив

В. Ежегодный подъём воды в реке во время весеннего таяния снега

4. Река

Г. Участок материка, глубок вдающийся в океан или моря

5. Половодье

Д. Часть океана, моря, вдающаяся в сушу

6. Устье

Е. Ледниковые отложения

7. Залив

Ж. Озеро, образованное в старом русле реки

8. Цунами

З. Водный поток, текущий в выработанном им углублении

9. Старица

И. Узкое водное пространство между берегами материков или островов

10. Водораздел

К. Место впадения реки в море, океан, озеро или другую реку

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Е

Г

И

З

В

К

Д

А

Ж

Б

2) Слайд 20  «Ассоциативный ряд», использование приема «гимнастика ума», ученикам предлагается задание узнать природный объект, явление природы, анализируя известные слова.                                                                          Фронтальная работа

  • ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ, ВОЛНА, СКОРОСТЬ, ОПАСНОСТЬ, РАЗРУШЕНИЯ (цунами)
  • ГОРЫ, ВЫСОТА, УСТУП, ВОДА, ЗРЕЛИЩЕ (водопад)
  • ОКЕАН, ГОРА, ЛЕД, КОРАБЛЬ, ОПАСНОСТЬ, ТИТАНИК (айсберг)
  • МОРЕ, СКОРОСТЬ, ТЕПЛО, ПОЧТА, ЖЮЛЬ ВЕРН (течение)
  • РАЗЛОМ, ГЛУБИНА, ЗАМКНУТОЕ, УНИКАЛЬНОЕ, РИФТ (Байкал)

3) Слайд 21 «Стихи на внимание». Использовать стихи можно для проведения физкультминутки, при ответах на задания в стихах, учащиеся могут выполнять упражнения: кивать головой – да, нет; поднимать правую или левую руку; можно предложить при утвердительном варианте встать и др.                       Тренинг внимания, работа с картами

  1. Солнце за день устаёт, на ночь спать оно идёт

На полянку, за лесок, ровно-ровно на восток (на запад)

  1. Каждый с детства твёрдо знает:  Ангара в Байкал впадает  (вытекает)
  2. Шесть океанов на планете, согласны с этим все ли, дети?  (нет, четыре или пять, иногда выделяют Южный океан)
  3. Край снегов, морозов, вьюг называют словом  юг (север)
  4. Знает каждый капитан:  Волга - это океан (река)
  5.  Солнце и небо багряного цвета.  Ночь начинается   после рассвета (заката)
  6. Слышу подсказку Вити-дружка, что Эверест - большая река (гора, наивысшая точка Евразии)

4) Слайды 22-24 «Исправьте ошибки», учащимся предлагается текст с географическими ошибками, при желании ученики могут работать парами, могут индивидуально, самоконтроль и самооценка

История о черепашках – путешественницах

«Гидросфера – это влажная оболочка Земли. Здесь находятся любимые места обитания морских черепашек, которых называют красивым именем – морена. Больше всего эти животные любят плескаться в пресных бессточных озерах вроде Мертвого моря. Летом они собираются большими группами на полуострове Гольфстрим и отправляются на отдых в заросли кораллов, которых всегда в достатке в слабо соленых водах Красного моря. Ближе к осени черепашки начинают путешествовать и нередко заплывают в истоки крупных равнинных рек. Но здесь их поджидает большая опасность – бурное течение этих рек может выбросить путешественниц на камни порогов или вовсе разбить об уступы водопадов. Зимуют же черепашки в горах выше снеговой линии, где круглый год нет снега и льда. А с наступлением весны, когда от вершин горных ледников откалываются айсберги, начинается новое путешествие, но это уже совсем другая история».

5) Слайд 25 «Географический аукцион», учащиеся имеют возможность выбрать вопрос с определенным количеством баллов

1 балл   К бассейну  какой  великой  русской  реки относится  наша  речка  Мардас? (Волги)

2 балла Назовите самый  маленький  материк, который  в 3  раза больше  самого  большого  острова  Земли? Назовите материк и остров (Материк Австралия, остров Гренландия)

3 балла Как  называется  в  океане  то,  что  на суше именуют  равниной? (Океаническая котловина)

4 балла  В  каком  море нельзя  утонуть? Почему? (Мертвом, высокая соленость)

5 баллов По  имени  этой  реки  в  США  назван штат, а  по  имени  штата – насекомое,  картофельный вредитель.  У этой  реки  самый  глубокий  каньон. Что  это  за  река? (Колорадо)

1 балл Какой лес вырастает в школьных классах на тех уроках, к которым ребята хорошо подготовились? (Лес рук)

6) Слайды 26- 28 «Узнайте географический объект». Фронтальная работа с картами атласа. Вниманию учащихся предложено 2 географических объекта: самое глубокое озеро мира – Байкал, самое большое море – озеро мира – Каспий. Третий географический объект – река Теза.

7) Слайд 29 «Составьте рассказ из слов».  При составлении рассказа можно использовать другие слова. Работа в паре, самооценка. 

1. Исток, Ока, Кама, Валдайская возвышенность, приток, Каспийское море, бассейн, Теза, Волга, дельта

2. Исток, Анды, приток, Топажос, Мадейра, устье, бассейн, Атлантический океан, эстуарий, пресноводное море планеты

При выставлении баллов в «Оценочный лист» учитывать количество использованных слов, каждое использованное слово оцените в 0.5 балла.

Пример рассказа.

Исток великой русской реки Волги расположен на Валдайской возвышенности, у деревни Волговерховье. Ока и Кама крупные притоки Волги. На территории волжского бассейна расположена наша река Теза. Матушка Волга впадая в Каспийское море, образует большую дельту.

  1. Подведение итогов урока (3 мин)

Слайд 30 Самоанализ, самооценка

  1.  Рефлексия (2 мин)

Слайд 31 Рефлексия

При подведении итогов урока и рефлексии учащиеся полностью заполняют «Оценочный лист»

Оценочный лист по теме «Гидросфера»

 ученика (цы) 6 класса ________________________

Название задания

Набранные

баллы

Дополнительные

баллы

Общий итог за урок

  1. «Моделирование круговорота воды»

  1. «Термины в загадках»

  1. «Географический диктант»

  1. «Ассоциативный ряд»

  1. «Исправьте ошибки»

  1. Узнай географические объекты

  1. «Составьте рассказ»

Изобразите в своих «Оценочных листах» настроение от сегодняшнего урока:

«Оценочный лист» заполняется в ходе урока, после урока сдается учителю.

В «Оценочный лист» учащийся заносит все набранные баллы за урок. В листе предусматриваются 2 графы: «набранные баллы» и «дополнительные баллы».  В графу «набранные баллы» учащийся заносит оценки по выполненным заданиям, в графу «дополнительные баллы» заносятся оценки за фронтальную работу на уроке, ответы на дополнительные вопросы.  После урока, проводя анализ «Оценочных листов», учитель видит, как работали учащиеся на уроке, как справились с выполнением заданий на воспроизведение знаний, заданий аналитического характера, как оценили себя в новой учебной ситуации.

  1. Постановка д/з (2мин)

Слайд 32  Работа   с учебником и контурными картами