рабочая программа по географии 8 класс
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) на тему

Кулешова Ирина Юрьевна

Данная рабочая программа составлена на основании примерной программы для основного общего образования по географии и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004г., а также на основе программы курса «География России. Природа» для 8-го класса, автор И.И.Баринова  // География. – М.: Дрофа, 2011 – 63 ст., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geografii_8_klass_2014-15.doc346.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №26» г Брянска

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «СОШ №26»

_____________Э.Н.Потапкина

«_____» сентября 2014г.

Рабочая программа
по географии

для 8 класса

на 2014-2015 учебный год
учителя Кулешовой Ирины Юрьевны

«Согласовано»

Зам. директора по УВР

_________ Соболь Н.В.

«____» сентября 2014г.

«Рассмотрено»
на заседании МО

Протокол №____
от « ____»  сентября 2014 г.

Руководитель МО ___________

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании примерной программы для основного общего образования по географии и соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004г., а также на основе программы курса «География России. Природа» для 8-го класса, автор И.И.Баринова  // География. – М.: Дрофа, 2011 – 63 ст., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» завершает блок основного общего образования в средней школе.

Главные цели данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.

Основные задачи курса — формирование географического образа своей страны, представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства; показать практическое значение изучения взаимосвязей всех явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших социально-экономических проблем России и ее регионов; формирование необходимых практических умений и навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации; создание образа своего родного края.

Цели. Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

        В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  1. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  2. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; определения поясного времени; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

              Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География. Природа России», из расчета 2-х учебных часов в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов.

Критерии и нормы оценок знаний учащихся:

Оценка «5» - знать основные понятия, термины, легко ими пользоваться; свободно ориентироваться по картографическим и статистическим данным, без помощи учителя выполнять практическую работу; давать полную характеристику изученным объектам; понимать взаимосвязь природных компонентов, исторического развития территории и хозяйственной деятельности людей,  делать выводы, прогнозы.

Оценка «4» - знать основные понятия и термины, пользоваться ими при рассуждениях; ориентироваться по картографическим и статистическим данным, выполнять практическую работу и давать характеристику изученным объектам при дозированной помощи учителя или ученика – консультанта; понимать основные процессы взаимодействия природы и общества.

Оценка «3» - пользоваться основными понятиями и терминами, выполнять практическую работу в группе или в паре, давать неполную характеристику изученным объектам, испытывать затруднения при работе с картографическими и статистическими данными.

Оценка «2» - не знать (понимать) основных понятий и терминов, не выполнять практическую работу в группе или паре, не давать хотя бы не полную характеристику изученным объектам, не находить изученные географические объекты на карте.

Оценка знаний в форме тестов:

Оценка «5» - 90 – 100% правильных ответов;

Оценка «4» - 70 – 90% правильных ответов;

Оценка «3» - 50 – 70% правильных ответов;

Оценка «2» - менее 50% правильных ответов.

Содержание программы.

ВВЕДЕНИЕ (__8__ ч).

Что изучает география России. Роль географической информации в решении социально-экономических и экологических проблем страны. Методы географических исследований.

Россия на карте мира. Географическое положение России. Оценка размеров территории, физико-географического, экономико-географического, геополитического и военно-стратегического положения. Сравнение географического положения России и других государств. Сухопутные и морские границы России.

Моря, омывающие территорию России. Физико-географическая характеристика морей. Ресурсы морей. Экологические проблемы морей.

Россия на карте часовых поясов. Различия во времени на территории России. Часовые пояса. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Формирование, освоение и изучение территории России.

Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь.

Географические открытия конца XVI — начала XVII в.

Открытия нового времени (XVII—XVIII вв.).

Исследования XIX—XX вв.

Экспедиции Русского географического общества.

Практические работы. 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. 2. Определение поясного времени для разных пунктов России.

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России 

Тема 1. РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ и ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ

(8 часов)

Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Геологическое строение территории России. Геохронологическая таблица. Основные тектонические структуры. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых.

Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Движения земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Деятельность текучих вод. Деятельность ветра. Стихийные природные явления. Изменение рельефа человеком.

Проявление основных закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Практическая работа. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Тема 2. КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ( 7 часов)

Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Солнечная радиация и радиационный баланс. Циркуляция воздушных масс, циклоны и антициклоны.

Типы климатов России. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения).

Климатические пояса и типы климатов. Полюс холода Северного полушария. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.

Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Неблагоприятные климатические

явления. Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение. Агроклиматическая карта. Агроклиматические ресурсы своего региона.

Практические работы. 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. 2. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Тема 3. ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (6 часов)

Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток и ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Стихийные явления, связанные с реками.

Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Водные ресурсы. Неравномерность распределения. Необходимость мелиорации. Искусственные водоемы.

Стихийные явления, связанные с водами, предупреждение их последствий.

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Использование вод, пути сохранения их качества и объема.

Практические работы. 1. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. 2. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны, их зависимости от рельефа и климата. 3. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.

Тема 4. ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ ( 3 часа)

Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Закономерности распространения почв.

Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Мелиорация земель. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Особенности почв своего региона и своей местности.

Практическая работа. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.

Тема 5. РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ

 (4 часа)

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона, своей местности.

Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного и культурного наследия. Природно-ресурсный потенциал России.

Практическая работа. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.

Раздел II. Природные комплексы России 

Тема 1. ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ ( 6 часов)

Формирование природных комплексов — результат длительного развития географической оболочки Земли. Разнообразие ПТК. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Физико-географическое районирование России. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние и изменение ПТК в результате деятельности человека.

Природные зоны России. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах.

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепи и степей, полупустынь и пустынь. Высотная поясность. Зависимость природных комплексов от рельефа и высоты места. Жизнь в горах. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.

Природная зона своей местности, ее экологические проблемы.

Практические работы. 1. Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору). 2. Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории России.

Тема 2. ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ. КРУПНЫЕ ПРИРОДНЫЕ РАЙОНЫ

 (16 часов)

Русская (Восточно-Европейская) равнина. Географическое положение. Особенности природы. Природные комплексы и природно-ресурсный потенциал. Самый освоенный регион России. Проблемы рационального использования природных ресурсов. Памятники природы.

Северный Кавказ. Географическое положение. Особенности геологического строения и рельефа. Полезные ископаемые. Природные комплексы Северного Кавказа, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Урал. Особенности географического положения и его влияние на природу Урала. Различия природы Предуралья и Зауралья, Северного, Среднего и Южного Урала. Геологическое строение и полезные ископаемые. Природные уникумы. Экологические проблемы.

Западно-Сибирская равнина. Особенности географического положения. Своеобразие природы. Плоский рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые. Континентальность климата. Причины заболоченности территории.  Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ресурсы и условия их освоения.

Восточная Сибирь. История освоения. Специфика природы Средней Сибири, Северо-Востока Сибири и пояса гор Южной Сибири. Суровость природы территории. Господство континентального климата. Природные районы. Крупнейшие реки России. Жемчужина Сибири — Байкал. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. История освоения края и открытия его богатств. Природные уникумы.

Дальний Восток. Географическое положение. Особенности рельефа и геологического строения территории. Горы Камчатки и Курильских островов — самые молодые горы России. Муссонный климат. Реки и озера. Причины своеобразия природных зон. Стихийные природные явления. Природный ресурсный потенциал. Природные уникумы.

Практические работы. 1. Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений в результате хозяйственной деятельности человека. 2. Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из природных регионов.

Раздел III. Человек и природа ( 6 часов)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Освоение территорий с экстремальными условиями. Стихийные природные явления и их причины. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество». Географический прогноз. Мониторинг.

Экологическая ситуация в России. Геоэкологический потенциал России. Экологическая ситуация в своей области (крае).

Практические работы. 1. Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов России.

Составление   карты   «Природные   уникумы   России».

Характеристика экологического состояния одного из регионов России (по выбору).

Раздел III. География родного края. ( 4 часа)

          Природные условия и ресурсы Брянской области. Рациональное использование  ресурсов. Экологическая ситуация в области.


Календарно - тематическое планирование (68 часов, 2 часа в неделю)

8 класс

п/п

Дата

Тема урока

Практические работы, экскурсии

Форма урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Основные понятия на уроке, номенклатура

Виды и формы контроля

Дом.

задание

По плану

факт

            Тема 1. Введение. Россия на карте мира  (8 часов)

Что изучают в курсе географии  8 класса. Источники географической информации. Методы географических исследований.

Урок изучения нового материала

Знать: Что изучает география России. Роль географической информации в решении социально-экономических и экологических проблем страны. Методы географических исследований, способы обработки, передачи информации

Уметь  пользоваться источниками гео информации

Вводная беседа

§1

Географическое  положение России. Границы России.

Пр.р. №1-2

Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с другими государствами.

 практикум

Знать Россия на карте мира. ГП России. Оценка размеров территории, физико-географического, экономико-географического, геополитического и военно-стратегического положения. Сравнение ГП России и других государств. Сухопутные и морские границы России

Уметь показывать на карте пограничные государства, крайние точки.

Крайние точки России, Балтийская коса, мыс Дежнева,

 мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзю.

Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.

Фронтальный индивидуаальный   контроль

§2

Пр. работа на конт. карте

Работа с атласом

Зачет по теме «Географическое положение России».

Закрепление и систематизация картографифических знаний

Уметь показывать на карте пограничные государства, крайние точки.

 тематический

контроль

Работа с картой

 Физико-географическая  характеристика морей России.

 

Урок –путешествие, практикум

Знать Моря, омывающие территорию России. Физико-географическая характеристика морей.

Уметь  показывать на карте моря, заливы, давать им ФГ характеристику

Моря внутренние , окраинные,  Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское. Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.

письменный   контроль

§2-3

Работа с атласом, письм. в тетр

Экологические проблемы и охрана морей. Ресурсы морей.

Урок формирования новых знаний

 

Знать: Ресурсы морей и их виды. Экологические проблемы морей. Значение Северного морского пути.

Северный морской путь, биологические, минерально-сырьевые ресурсы, Кислогубская

ПЭС, Дальневосточный морской заповедник в заливе Петра Великого

Выборочный , тематический

контроль

§3

Работа с картой

 России на карте часовых поясов. Разница во времени РФ

Пр.р. №3

Определение пояс-ного вре-мени для разных пунктов России.

Урок формирования новых знаний

 

Знать: Россия на карте часовых поясов. Различия во времени на территории России. Часовые пояса. Местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

 Уметь решать задачи на определения поясного времени

Местное время, поясное время, нулевой часовой пояс, линия перемены дат, летнее , декретное время.

Выборочный , тематический

контроль

§4

Работа с картой

Освоение и изучение территории России. Открытия 12-17 веков.

Пр.р. №4

Этапы открытия и освоения земель.  

Урок –путешествие, практикум

Знать Формирование, освоение и изучение территории России.

Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. Походы русских в Западную Сибирь. :  Географические открытия конца XVI — начала XVII в.

Уметь показывать пути русских землепроходцев на побережье СЛО, Сибири

Югорский Шар, Карские ворота,

Мангазея, Шпицберген,

 С.В. Обручев, Н.М. Прживальский, И.Ю. Москвитин, В. Атласов,

.

Составление сводной таблицы, письменный   контроль

§5

Работа с атласом

Открытия и исследования Нового времени. Экспедиции Русского геогр. общества.

Урок формирования новых знаний

 

Знать: Открытия нового времени (XVII—XVIII вв.).

Исследования XIX—XX вв.

Экспедиции Русского географического общества.

Уметь  показывать пути и объекты русских мореплавателей

В. Беринг, Командорские острова, Северная земля, Острова Арктического Института

Выборочный , тематический

контроль

§6

Работа с картой

                                                                         

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы России 

Тема 1. РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ и ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ  (8 часов)

Главные особенности рельефа России.  Геологическое строение территории России.

Урок изучения нового материала

Знать: значение рельефа в природе и жизни человека, крупные формы рельефа на территории России, Особенности геологического строения территории

Уметь показывать основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны и наносить на КК

Рельеф. Восточно-Европейская (Русская ), Западно-Сибирская,

 Кавказкие горы, Уральские

горы. Геотектоника, палеонтология, минералогия, петрография.

Фронтальный, индивидуальный контроль

§7

 конспект

в тет.

 Минеральные ресурсы страны, закономерности размещения. Меры по сбережению полезных ископаемых.

Прак. р. на

 карте №5

Размещение крупных форм рельефа и зависимость расположения месторождений  на территории страны

Изучение нового материала

практикум

Знать: Основные месторождения полезных ископаемых и закономерности их распространения по территории страны. Проблемы рационального использования минресурсов.

Уметь: оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства и их условия добычи, знать расположение месторождений на карте.

Полезные ископаемые, месторождения, бассейны Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский ( Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта ), Волго-Уральский ( Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское ), Западно-Сибирский ( Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург ).

Каменноугольные бассейны: Донецкий ( Шахты ), Кузнецкий ( Кемерово, Новокузнецк ), Ленский ( Сангар ), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский ( Норильск ), Южно-Якутский ( Нерюнгри ).

Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский ( Ирша-Бородинское, Назарово ), Подмосковный ( Щёкино

Фронтальный, индивидуальный контроль

§8

карта,

конспект

Зачет по теме  «Рельеф России».

Актуализация знаний и

умений

Уметь показывать на карте основные формы рельефа.

 Контроль по карте

Работа

с картой,

подг. К

зачету

Геологическое летоисчисление.

Геохронологичес-кая таблица.

Урок формирования новых знаний

Знать. Основные этапы геологической истории формирования земной коры, геологические науки, устройство геохронологической таблицы

Уметь. Выявлять информацию, находящуюся в геохронологической таблице, пользоваться геологической и тектонической картой

Фронтальный, индивидуальный контроль

§9

Пр. работа на конт. карте (

Горы складчатых областей. Платфор-менные равнины.

Комбинированный урок

Знать .взаимозависимость тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых, строение и основные виды гор, особенности строения платформы

Уметь показывать на карте основные тектонические структуры

плато Путорана, Среднерус-ская возвышенность, Среднесибир-ское плоскогорье. Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ ( Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.

Фронтальный

§10

повтор

Движение земной коры. Внутренние процессы, формирующие рельеф и связанные с ними стихийные явления.

Изучение нового материала

Знать Области современных землетрясений и вулканизма. Их влияние на рельеф и облик территории.

Уметь  показывать на карте районы интенсивных неотектонических движений, называть меры безопасности при стихийных явлениях

Новейшие неотектонические движения, вулканизм, землятресения

Выборочный контроль

Работа с картами

§11

Работа с

 конт картой

сообщения

Внешние процессы формирующие рельеф. Стихийные природные явления и изменение рельефа человеком.

комбинированнйр

Знать  влияние деятельности древнего и современного оледенения, текучих вод, моря, ветра, энергии солнца на формирование рельефа

Морена, конечно-моренныеи гряды, водно-ледниковые равнины, троги, эрозия, аккумуляция, оползни, сели, обвалы, терриконы

Работа с картами, групповой контроль

§ 11,

Карта

сообщения

Повтор

7-11

Контрольная работа №1  по теме «Рельеф России».

Актуализа-

ция знаний

 и умений

 

Письменный контрольс

                  Тема 2. Климат России. Климатические ресурсы (7 часов).

 Факторы, определяющие климат России:

Урок формирование новых знаний

Знать: Климатообразующие факторы: ГП, солнечная радиация, циркуляция атмосферы.

Уметь:  определять климатические показатели для различных пунктов по клим. картам.

Суммарная, отраженная, излученная, поглощенная  радиация, радиационный баланс, циркуляция ВМ, азиатский максимум, трансформация,

Фронтальный

§12

доклад

Циклоны и антициклоны. Атмосферные фронты

Изучение нового материала

Знать строение циклона,  антицикло-на, их влияние на  изменение погоды в данной местности, особенности атмосферных вихрей в различные сезоны года. Роль атмосферных фронтов и их виды. 

Уметь:  определять на клим карте циклоны и антициклоны и прогнозировать изменение погоды

Циклон, антициклон, подстилающая поверхность, атмосферные фронты: теплый и холодный,

Фпронтальный, индивидуальный

§13

сообщения

Распределение температур и осадков, давление на территории России. Синоптическая карта

Пр. р. № 6

Определе-ние законо-мерностей распределе-ния солне-чной радиации, годового количества осадков. Распределение средних температур по сезону.

Изучение нового материала, практикум

Знать Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения).

Уметь выявлять закономерности в распределении клип показателей на территории России. Определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов.

Изотермы, изобары, изогиеты, испарение, испоряемость, коэффициент увлажнения, достаточное,

 избыточное, скудное увлажнение

 Синоптическая карта.

Контроль по карте

§14

Сообщ.

Работа с

атласом

Типы климатов на территории России.

Изучение нового материала

знать Климатические пояса и типы климатов. Полюс холода Северного полушария. характеристику основных клим поясов

Уметь: определять районы распространения разных типов климата по карте клим поясов

 Арктический, субарктический, умеренный, умеренно-континентальный, континентальный, резкоконтинентальный, муссонный

Индивидуальный контроль

§15

 Сообщ.

Типы климатов на территории России. Изменение климата под влиянием различных факторов

Пр.р. №7

Оценка климатических показа-телей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хоз.деятельности людей

Изучение нового материала

Практикум

Знать. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов

Уметь:  определять особенности климата своего региона прожива-ния, подготавливать презентации о роли клим явлений в жизни человека

Проверка контурных карта

§15

Сообщения

таблица

Зависимость человека от климата. Неблагоприятные климатические условия. Агроклиматические ресурсы

Изучение нового материала, Презентация ИПК

Знать Зависимость человека от климата. Агроклиматические ресурсы. Неблагоприятные климатические явления. Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение. Агроклиматическая карта. Агроклиматические ресурсы своего региона

Уметь оценивать условия жизни и хоздеятельности на данной территории, выявлять особенности опасных и неблагоприятных клим. явлений

Агроклиматические ресурсы, засуха,

Пыльная буря, ураган. град,

гололед, суховей.

Фронтальный Индивидуальный контроль,

§16

Сообщ.

Презента-

ция ИКТ

Обобщающий урок по теме «Климат». Контрольная работа №2

Урок обощающего контроля

 

Индивидуальный контроль

 Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы России ( 6 часов)

Внутренние воды,  их виды и значение. Реки России

Пр.р. №8      Составление харак-теристики одной из рек с использованием тематических карт.

Изучение нового материала

знать Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних вод для человека. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов

уметь  показывать на карте главные речные системы и их бассейны, наносить их на КК, давать характеристику реки по карте.

Исток, устье, бассейн, водораздел,

Русло, уклон и падение, долина,

Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.

Фронтальный Индивидуальный контроль,

§17

Прак на

кон. карте

Питание и режим рек. Стихийные явления, связанные с реками.

Комбинированный

Знать Питание, режим, расход, годовой сток и ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Стихийные явления, связанные с реками.

Уметь  приводить примеры использования реки в хоз. целях, определять падение, уклон реки

Снеговое, дождевое, грунтовое, ледниковое, смешенное. Межень, наводнение, половодье, годовой

 сток.

Иидивидуальныйфронтальный опрос

§17

доклады

Озера России и их происхождение.

Комбинированный,

путешествие

Знать Важнейшие озера, их происхождение, значение

Уметь  определять типы озер по происхождению озерных котловин, солености, размеру, наносить на КК

Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.

Тектонические, вулканические, ледниковые, карстовые, термокарстовые

Завальные, лиманы, водохранилища,

Сточное, бессточное.

Фронтальный. индивидуальный

§18

Работа с

 картой,

 атласом.

Болота, ледники, подземные воды, многолетняя мерзлота.    

Комбинироваанй урок

Знать закономерности размещения  болот, виды болот и их значение. Районы горного и покровного оледенения, многолетной мерзлоты, их значение в жизни человека.

Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московс-кий.

Верховые, переходные, низинные болота

Фронтальный. индивидуальный

§18

Повторить номенклатуру

Водные ресурсы. Охрана вод. Искусственные водоемы

Пр. р. №9

Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России

  Урок -практикум

Знать Водные ресурсы. Неравномерность распределения. Необходимость мелиорации. Искусственные водоемы.

Стихийные явления, связанные с водами, предупреждение их последствий. Знать значение каналов и водохранилищ.

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона. Использование вод, пути сохранения их качества и объема

Уметь показывать на карте, приводить примеры использования в хозцелях, оценивать обеспеченность водными ресурсами отдельных территорий страны

Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

 

Учебное исследование

§19

Сообщения, карта

Обобщающий урок по теме «Внутренние воды России». Зачет №1 по теме «Реки и озера».

Урок обощающего контроля

Уметь показывать на карте номенклатуру реки и озера. Подготавливать презентации о влиянии разных видов внутренних вод и стихийных природных явлений, связанных с водами, на жизнь населения

Фронтальный. индивидуальный

Повтор темы

     

     Тема 4. Почвы России. Почвенные ресурсы. (3 часа)

Почвы. Разнообразие почв. В.В. Докучаев – основоположник почвоведения.

Изучение нового материала,

Знать. Почва — особый компонент природы. В. В. Докучаев — основоположник почвоведения. Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии. Структура и состав

Уметь  выявлять основные факторы почвообразования, определять почвенные горизонты, сравнивать их строение по типовым схемам.

Почва, факторы почвообразования, глинистые, суглинистые, песчаные. Супесчаные, скелетные, почвенный профиль.

Фронтальный контроль

§20

Карта, доклад

Главные типы почв на территории России. Закономерности распространение почв.

Пр. р №10 Выявление условий почвообразования основных типов почв. Знакомство с образцами почв совей местности

Комбинированный урок практикум

Знать  Закономерности распространения почв по природным зонам России. Учение Докучаева о зональном распространении почв.

Уметь характеризовать почвенную карту, описывать образцы почв своей местности, выявлять их свойства и особенности хоз.использования

Тундрово-глеевые, мерзлотно-таежные, подзолистые, дерново-подзолистые, чернозем, серые лесные, каштановые, бурые пустынь и полупустынь, солончаки

Индивидуальный опрос,

Письменный контроль по проверке ПР работы

§21

 карта, сообщ.

Почвенные ресурсы России и их охрана. Мелиорация почв.

Комбинированный

Знать Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Мелиорация земель. Изменение почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Особенности почв своего региона и своей местности.

Водная , химическая , агрокультурная мелиорация, рекультивация. Противоэрозионная защита.

Земельный фонд.

Учебное исследование. Решение географ задач

§22

Сообщения

Тема 5. Растительный и животный мир России. Биологические ресурсы. (4  часа)

Растительные сообщества России. Факторы, определяющие их облик.

Изучение нового материала

Знать Растительный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Сообщества тундры, тайги, леса, степи, пустыни.

Уметь прогнозировать последствия изменения растительного мира при изменении условий в ПК

Флора, фауна, видовой состав  

растений природных зон

Фронтальный опрос

§23

 Сообщ.

карта

Растительные и животные  ресурсы страны. Их размещение по природным зонам России.

Изучение нового материала

Презентация ИКТ

Знать Особенности растительности и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона.

 Уметь:

видовой состав  

животных  природных зон

Индивидуальный , фронтальный

§24

Работа с картой

Сообщ

Охрана и восстановление биологических ресурсов. Памятники всемирного и культурного наследия. Природно-ресурсный потенциал России

актуализации знаний и умений

Знать. Особо охраняемые природные территории. Памятники всемирного природного и культурного наследия. Природные уникумы. Природно-ресурсный потенциал России

Уметь описывать виды хоздеятельности в разных природных зонах, меры по рациональному природопользованию.

Заповедники, заказники, национальные парки.

Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский, Брянский лес. Водопад Кивач.

Природные ресурсы

Фронтальный. индивидуальный 

контроль

 § 25

доклад

повтор темы

Контрольная работа №3 по теме «Почвы. Органический мир России».

Урок развивающего контроля

Письменный ндивидуальный  конт-роль

.

Раздел II. Природные комплексы России

Тема 6. Природное районирование России (6 часов)

ПТК – результат развитие географической оболочки. Разнообразие ПТК.

 Изучение нового материала,

беседа

Знать. Разнообразие ПТК. Локальный, региональный и глобальный уровни ПТК. Ландшафтоведение- учение о ПТК, основанное  В.В. Докучаевым.

Уметь: приводить примеры естественных и антропогенных ПТК

Фация - элементарная географическая единица.

Фронтальный опрос

§26

 карта

Природное районирование России. Моря как крупные ПК. Изменение ПТК под влиянием деятельности человека.  

 Изучение нового материала,

беседа

Знать. Физико-географическое районирование России:  Русская равнина, С.Кавказ, Урал, З-С. Низменность, Д. Восток. Моря как крупные природные комплексы. Естественное состояние и изменение ПТК в результате деятельности человека.

Уметь: показывать природные районы на карте России.

Антропогенные ПК, физико-географическое районирование

Фронтальный опрос, индивидуальный

§27

Сообщ.

Природная зона, как отдельный природный комплекс. Л.С. Берг – создатель учения о природных зонах. Характеристика зоны арктических пустынь

 Комбинированный,

Знать: Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. ГП, природные условия и ресурсы в арктической пустыне.

Уметь:  объяснять принципы выделения крупных природных регионов на территории России.

Природная зональность,

А. Гумбольдт,

Фронтальный опрос

§28

Доклад,

 карта

Характеристика зоны тундры и лесотундры.  Лесные зоны России

 Комбини рованный, практикум

Знать. ГП, природные условия и ресурсы, их использование, экологические проблемы тундры и лесотундры. Тайга, смешанный и широколиственный леса.

Уметь оценивать и характеризовать природные условия и ресурсы условия  различных природных зон

Фронтальный опрос, индивидуальный

§28-29

Сообщ.

Табл.

Южные безлесные зоны России.

 Высотная поясность

Пр. р. №11

Сравнительная характеристика двух зон.

Урок-путешествие

практикум

Знать. Характеристика зоны лесостепь, степь, пустынны и полупустыня. Высотная поясность. Зависимость природных комплексов от рельефа и высоты места. Жизнь в горах.

Уметь оценивать  природные условия и ресурсы природной зоны на основе анализа карт.

Высотные пояса, вертикальная зональность

Письменный конт-роль Проверка пр.

работы

§30

Доклад,

 карта

табл.

Зачет  №2 по теме «Природные зоны России».

 

Урок развивающего контроля.

Знать. Расположение природных зон на карте, климат, почты, раст. и жив. мир.

Уметь показывать ПЗ на карте.

Фронтальный опрос, индивидуальный

повтор

Тема 7. Крупные природные районы (16 часов )

Русская равнина. ГП, природа.

 

Изучение новогогматериала

Знать Географическое положение. Особенности природы. Европейская Россия – центр формирования территории Российского государства.

Уметь определять особенности ГП, объяснять зависимость природы от географической широты и характера рельефа.

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое.

Заливы: Кандалакшский, Онежская губа, Финский.

Острова: Вайгач, Валаам, Кижи, Колгуев, Соловецкие.

Полуострова: Канин, Кольский, Рыбачий.

Крайние точки: Балтийская коса.

Выборочный опрос, работа по индивидуальным карточкам

§31

карта

Природные ресурсы Русской равнины и проблемы их использования

Пр.р. №12

Характеристика взаимодействия природы и общества в регионе

практикум

Знать. Природные комплексы и природно-ресурсный потенциал. Самый освоенный регион России. Проблемы рационального использования природных ресурсов. Уметь оценивать влияние природных условий и ресурсов на хоздеятельно-сть населения.

Равнины: Кумо-Манычская впадина, Мещёрская низина, Окско-Донская, Печорская низменность, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, Северные Увалы, среднерус-ская возвышенность, Тиманский Кряж. Горы: Хибины

практикум

§32

Сообщ.

Работа с КК

Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы.

Комбинированный урок

беседа

Знать  разнообразие ПК на Русской равнине Памятники природы. Карелия, Валдай, оз. Селигер, р.Волга

Уметь показывать комплексы ПК на карте, наносить их на КК.

Реки: Волга, Вятка, Дон, Кама, Мезень, Нева, Ока, Онега, Печора, Северная Двина,

Озёра: Баскунчак, Ильмень, Имандра, Каспийское море, Ладожское, Онежское, Псковское, Чудское, Эльтон.

Водохранилища: Волгоградское, Куйбышевское, Рыбинское, Цимлянское.

Заповедники: Астраханский, Дарвинский, Кандалакшский, Лапландский, Приокско-Террасный, Самарская Лука.

Фронтальный, индивидуальный опрос

§33

атлас, КК

Общая характеристика Кавказа.

Изучение нового материала

Знать Северный Кавказ. Географическое положение. Особенности геологического строения и рельефа. Полезные ископаемые. Природные комплексы Северного Кавказа, их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность человека.

Уметь показывать ФГО Кавказа на карте , оценивать природно-ресурсный потенциал региона, наносить их на КК.

Фён, бора.

Проливы: Керченский.

Полуострова: Таманский.

Равнины: Кумо-Манычская впадина, Прикубанская низменность, Ставропольская возвышенность, Терско-Кумская низменность.

Горы: Большой Кавказ.

Вершины: Казбек, Эльбрус.

Реки: Дон, Кубань, Кума, Терек.

Озёра: Каспийское море, Маныч-Гудило.

Заповедники: Тебердинский.

индивидуальный опрос

§34

Сообщ.,

КК

Природные условия и природные ресурсы Урала.

Комбинированный,

Знать:  Урал. Особенности географического положения и его влияние на природу Урала.  История освоения.

Уметь   показывать на карте части Урала: Пайхой, Полярный, Приполярный, Северный, Средний и Южный

Горы: Пай-Хой, Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал, Южный Урал.

Эвристическая беседа по результатам групповой работы

§35

Сообщ.

ПК Урала и их сравнение. Природные уникумы Урала Экологические проблемы.

Комбинированный,

Презентация ИКТ

Знать Различия природы Предуралья и Зауралья, Северного, Среднего и Южного Урала. Геологическое строение и полезные ископаемые. Природные уникумы. Экологические проблемы

Уметь наносить на карту рельеф, полезные ископаемые, реки, города Урала

Вершины: Магнитная, Качканар, Народная, Ямантау.

Реки: Белая, Исеть, Северная Сосьва, Тура, Чусовая, Урал.

Заповедники: Башкирский, Ильменский, Печоро-Илычский.

Кунгурская ледяная пещера, река Чусовая.

Выборочный опрос, работа по индивидуальным карточкам

§36,

КК, атлас,

Западная Сибирь: ГП, особенности природы.

Изучение нового материала

практикум

Знать. Особенности географического положения Западно-Сибирской равнины. Своеобразие природы. Плоский рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые.

Уметь  определять особенности ГП, оценивать природные условия и ресурсы для жизни человека.

Моря: Карское.

Заливы: Байдарацкая губа, Енисейский, Обская губа.

Острова: Белый.

Полуострова: Гыданский, Ямал.

Равнины: Барабинская низменность, Васюганская, Ишимская, Сибирские Увалы.

Реки: Иртыш, Ишим, Обь, Пур, Таз, Тобол.

Озёра: Кулундинское, Чаны.

Заповедники: Гыданский, Юганский

Выборочный опрос, работа по индивидуальным карточкам

§37

Сообщ.

Работа с КК

Проблемы освоения природных ресурсов Западной Сибири.

семинар

Знать Континентальность климата. Причины заболоченности территории.  Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ресурсы и условия их освоения. ЗС – уникальная нефтегазоносная провинция Земли

Уметь оценивать проблемы в освоении региона, показывать на карте основные месторождения нефти и газа.

Урманы, колки, гривы. Уренгой, Ямбург, Сургут, саматлор.

Фронтальный, индивидуальный опрос

§38

Атлас

сообщ.

Средняя, Северо-Восточная и Восточная  Сибирь.  Общая характеристика.

 

Комбинированный урок

Знать Восточная Сибирь. История освоения. Специфика природы Средней Сибири, Северо-Востока Сибири и пояса гор Южной Сибири. Суровость природы территории. Господство континентального климата. Природные районы. Крупнейшие реки России. Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения. История освоения края и открытия его богатств. Природные уникумы.

Уметь определять особенности ГП, оценивать природные условия и ресурсы для жизни человека.

Трапы, гидролакколиты, булгунняхи,

Оймякон, тарыны, отуряхи

Горы: Ангарский кряж, Бырранга, Верхоянский хребет, Енисейский кряж,

Вершины: Победа.

Реки: Алдан, Ангара, Вилюй, Енисей, Индигирка, Колыма, Лена, Нижняя Тунгуска, Оленёк, Подкаменная Тунгуска, Хатанга, Яна. Озёра: Таймыр.

Водохранилища: Вилюйское.

Заповедники: Арктический, Таймырский, Усть-Ленский

индивидуальный опрос, контроль по карте

§39

карта

Сообщ.

Горы Южной Сибири

Комбинированный

Знать:  состав территории: Алтай, Саяны, Становой Хребет, Минусинская котловина  и т.д. Особенности рельефа, климата. Обеспеченность водными ресурсами, природные зоны.  

Уметь  показывать ФГ объекты на карте, оценивать зависимость  деятельности человека от рельефа и клим условий местности.

Равнины: Витимское плоскогорье.

Горы: Алданское нагорье, Алтай, Восточный Саян, Западный Саян, Кузнецкий Алатау, Салаирский кряж, Становое нагорье, Яблоновый хребет.

Вершины: Белуха.

Реки: Ангара, Аргунь, Бия, Катунь, Обь, Селенга, Шилка.

Озёра: Байкал, Телецкое.

Водохранилища: Братское, Красноярское.

Заповедники: Алтайский, Баргузинский.

Эвристическая беседа по результатам групповой работы

§40

карта.

Озеро Байкал – жемчужина России

Изучение нового материала

Презентация ИКТ

Знать Происхождение, размеры, эндемики Байкала, история освоения и особенности природы озера, значение Байкала.

Эндемики, голомянка. Нерпа,

 сарма

Баргузин, верховик, култук.

Выборочный опрос, работа по индивидуальным карточкам

§41

Сообщ.

Проблемы озера Байкал и пути их решения. Проблема освоения ресурсов Восточной Сибири

Конференция

Знать. Основные проблемы Байкала, источники загрязнения озера, пути решения проблем, трудности освоения территории В.Сибири.

Уметь оценивать природно-ресурсный потенциал в.Сибири,  зависимость освоения территории от  природных условий.

Заповедники: Байкальский, Баргузинский.

Молевой сплав.

Проверка отчетных заданий

§41

Сообщ.

Дальний Восток: ГП, особенности рельефа, климат, воды, природные зоны.

Комбинированный урок

беседа

Знать  ГП. Особенности рельефа и геологического строения территории. Муссонный климат. Реки и озера. Причины своеобразия природных зон.

Д.В. – край контрастов.

Уметь показывать на карте основные ФГ объекты и наносить их на КК.

Моря: Берингово, Охотское, Чукотское, Японское.

Заливы: Анадырский, Пенжинская губа, Шелихова.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза, Лонга, Петра Великого, Татарский.

Острова: Врангеля, Командорские, Курильские, Сахалин.

Полуострова: Камчатка, Чукотский.

Крайние точки: мыс Дежнева, остров Ратманова.

Фронтальный, индивидуальный опрос

§42

атлас, КК

Презентаци

я ИКТ

Природные ресурсы и природные комплексы Дальнего востока. Стихийные явления, природные уникумы Д. Востока

Путешествие

Презентация  ИКТ

Знать Горы Камчатки и Курильских островов — самые молодые горы России. Чукотское нагорье, Приморье, Уссурийская тайга, Долина Гейзеров, о.Ханка.  Стихийные природные явления. Природный ресурсный потенциал. Природные уникумы.

Уметь характеризовать природу ПК Д.Востока, показывать объекты на карте

Равнины: Зейско-Бурейская, Среднеамурская низменность.

Горы: Джугджур, Колымское нагорье, Сихотэ-Алинь, Чукотское нагорье.

Вершины: Авачинская Сопка, Ключевская Сопка.

Реки: Амур, Анадырь, Зея, Камчатка, Уссури.

Озёра: Ханка.

Водохранилища: Зейское.

Заповедники: Кедровая Падь, Кроноцкий, ”Остров Врангеля”.

индивидуальный опрос, учебное исследование

§43

Сообщ.,

карта

Обобщающий урок по теме «Крупные природные районы России».

Пр. р №13

Оценка природных условий одного из районов России. Программирование изменений в результате хозяйственной деятель-ности.

Обобщение и систематизация знаний и умений

Знать:  Повторить и закрепить  знания о крупных природных районах России

Письменный конт-роль , прове-рка прак. работы

Повтор

31-43

Контрольная работа №4 по теме «Крупные природные районы».

Урок развивающего контроля

Письменный конт-роль

 

Раздел III. Человек и природа

Тема 9. . Рациональное использование природных ресурсов (6 часов)

Влияние природных условий на жизнь и здоровье людей. Экстремальные условия.

Пр. р № 14

Сравнительная хара-ктеристика природных условий и ресурсов двух ре-гионов России

Изучение нового материала, рассказ

Знать Связь между природными условиями и здоровьем человека, медицинская география, благоприятные и экстремальные условия различных территорий России.

Уметь оценивать влияние природных условий на жизнь и здоровье людей, показывать территории  с различными условиями проживания на карте.  

благоприятные, экстремальные условия, медицинская география

Фронтальный опрос, эвристическая беседа с исспользованием карт

§44

Сообщ.

 атлас

Стихийные природные явления и их причины

 

Конференция,

Знать География распространения стихийных природных явлений, их причины. Меры борьбы со стихийными явлениями.

Уметь показывать районы распространения наводнений, смерчей, засух, схода лавин, селей.

наводнение, смерч, засуха, сход

 лавин, сель

индивидуальный опрос, практикум

§45

Доклад

Карта,

Антропогенное воздействие на природу.

Комбинированный урок

Знать  Виды природных  ресурсов по признаку исчерпаемости, влияние деятельности человека на природные комплексы. Мероприятия по борьбе с негативными последствиями воздействия человека на природ

Уметь приводить примеры рационального и нерационального природопользования.

 

Исчерпаемые и несчерпаемые, возобновимые и невозобновимые природные ресурсы. Антропогенные ландшафты.

индивидуальный опрос

§646

Сообщ,

карта

Рациональное природопользование

Пр.р. №15

Составление карты природных уникумов России

Изучение нового материала практикум

Знать задачи, направления и принципы рационального природопользования.  Охрана природы- комплекс экономических, научных, административно-правовых мер.

Уметь приводить примеры рационального природопользования в конкретных регионах России.

рациональное природопользование.  Охрана природы,  комплекс экономических, научных, административно-правовых мер.

Фронтальный опрос, проверка пр. р.

§47

 Доклад

атлас

Экологическая ситуация в России

Пр.р.№16

Характеристика экологического состояния одного из регионов России

Комбинированный урок

практикум

Знать источники экологической опасности, Геоэкологический потенциал России. Контроль  за состоянием природной среды. Ареалы острых экологических ситуаций, районы экологического бедствия

Уметь оценивать экологическое состояние регионов России. Анализировать экологическую карту России

Катастрофическая, критическая. Напряженная. Удовлетворительная, благоприятная экологическая ситуация. Смог.  Геоэкологический потенциал

Индивидуальный контроль

 пр. р

§48

Атлас

Роль географической науки в решении проблем взаимодействия природы и общества. Географические прогнозы. Мониторинг  

Актуализация знаний и умений

Знать Значение географического прогноза, виды прогноза. Мониторинг. Роль географической науки в оптимизации отношений «природа и общество».

 Уметь прогнозировать последствия деятельности человека на природу

 

Мониторинг , долгосрочный. Средне-, краткосрочный

 прогноз,  Глобальный, региональный, локальный.

Фронтальный опрос

§49

Сообщ.

Атлас

 

Тема 1. География родного края.  (4 часа)

Особенности природных условий Брянской области

Изучение нового материала,

беседа

Знать  ГП, геологическое строение, рельеф, климат внутренние воды, почвы, раст. и животный мир Брянской области.

Уметь   определять ГП, показывать ФГ объекты на карте Бр. области

Украина, Республика Беларусь, Орловская, Смоленская, Курская, Калужская области, Десна, Ипуть, Снежеть, Болва,

Судость, Снов, Святое, Бездонное

Выборочный контроль, практикум

Сообщ.

Конспект в тетради

Природные  ресурсы  Брянской области, проблемы их рационального использования

Комбинированный

Знать. Обеспеченность водными, почвенными, агроклиматическими ресурсами Брянской области. Полезные ископаемые и районы их залегания. Характеристика растительных и животных ресурсов.

Заповедники, заказники, памятники природы и природные парки Брянской области.

Уметь оценивать природно-ресурсный потенциал природного края .

 Полпинское месторождение фосфоритов, Козловское, Новозыбковское, Стекольные

Пески. Бежицкое, Хостиловское

(мел). Заповедники, заказники, памятники природы и природные парки Брянской области. Брянский лес, Клетнянский, Карачевский, Клинцовский заказники, Соловьи, Судок.

индивидуальный опрос

Конспект в тетради. сообщения

Экологическая ситуация в Брянской области.

семинар

Знать Последствия аварии  на Чернобыльской АЭС, очаги  напряженной эколог. обстановки в Брянской области, охраняемые природные территории и объекты.

Уметь выполнять правила природоохранного поведения

Критическая, напряженная, удовлетворительные экологические  ситуации, зона отчуждения, отселения, повышенный радиоактивный фон , г. Фокино

Групповой , работа по индивидуальным карточкам

 

Конспект в тетради. сообщения

68.

Итоговый урок по курсу «Природа России». Тестовый срез знаний

Урок обобщающего контроля знаний и умений

Итоговый письменный контроль

Всего: контрольных работ – 4, зачетов- 2, практических работ – 16 (оценочных 12), практических работ на контурной карте -11.


Перечень учебно-методического обеспечения

Используемый УМК:

  1. И.И.Баринова. География. Природа России. 8 класс – М.: Дрофа, 2009.
  2. И.И.Баринова, География. Природа России. Рабочая тетрадь к учебнику И.И.Бариновой „География России. Природа.“. 8 класс – М.: Дрофа, 20013.
  3. В.И.Сиротин. География. Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт „География России. Природа.“. 8 класс – М.: Дрофа, 2009.
  4. Атлас. География России. Природа. 8 класс. М.: Дрофа, 2013.
  5. Контурные карты. 8 класс – М.: Дрофа, 2013.
  6. Мультимедийная программа: География 8 класс.
  7. Баринова И. И. – Сборник заданий и упражнений – 8 кл. – М.: Экзамен, 2007.
  8. Баринова И.И. - Дидактические карточки-задания по географии. 8 кл.:к учебнику И.И. Бариновой  - М.: Экзамен, 2011.
  9.  Баринова И.И. - Дидактические карточки-задания, 8 кл. - М.: Экзамен, 2006.
  10. Баринова И.И. -Дидактические карточки-задания: 8 кл. - М.: Генжер, 1998.
  11. Волобуев Г.П. – Технология тематического тестирования, 8 кл.  – Р-на-Д.: Феникс, 2007. Кошевой В.А., Лобжанидзе А.А. - Тесты 8-9 кл. - М: Дрофа, 2003.
  12. Крылова О. В. - Контрольные работы по геогр.: 8кл. -М.: Новый учебник, 2002.
  13.  Крылова О.В. – Сборник тестовых зданий для подготовки к итоговой аттестации по географии за курс основной школы – М.: Новый учебник, 2008.

 14. Крылова О.В. – Тетрадь итоговых работ по географии, 8 кл. -  М.: Поматур, Новый учебник, 2004.

Перечень обязательной географической номенклатуры

8 класс

Тема: «Географическое положение»России”

Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.

Озёра: Каспийское море.

Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова.

Полуострова: Таймыр, Чукотский.

Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзю.

Тема  «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.

Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ ( Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.

Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.

Районы распространения полезных ископаемых:

Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).

Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский ( Норильск ), Южно-Якутский ( Нерюнгри ).

Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино ).

Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское ), Приангарье ( Коршуновское ), Урал ( Качканар ).

Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск ), Урал ( Сулея ).

Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан )

Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск ), Урал (Верхний Уфалей ).

Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ).

Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье )

Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо ).

Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).

Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла ).

Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).

Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).

Тема «Климат и климатические ресурсы России»

Города: Оймякон, Верхоянск.

Тема «Внутренние воды и водные ресурсы России»

Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.

Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.

Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.

Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Тема  «Природные комплексы России»

Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...