Календарно-тематическое планирование география 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Татаркина Татьяна Викторовна

Календарно-тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geogarfiya_8_klass.doc283.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «География России. Природа и население. 8 класс» составлена на основе:

- примерной программы для основного общего образования по географии (базовый уровень) 2010 г.

- сборника нормативных документов География М., «Дрофа», 2007 г.

- стандарта основного общего образования по географии

Цель программы – освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйствах разных территорий; о своей родине – России во всем ее разнообразии и целостности, об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.

Задачи программы:

- освоить  знания об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

- овладеть умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

- воспитывать любовь к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

Для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой используется следующий учебно-методический комплект:

  1. Учебник «География России. Природа и население» 8 класс, автор А.И.  Алексеев, Москва, Дрофа, 2009.
  2. Атлас «География России» 8-9 класс с комплектом контурных карт, составлены и подготовлены ФГУП «Производственное картосоставительское объединение «Картография», 2003 г.
  3. Учебник «География Белгородской области» 8-9 класс, издательство Московского университета, 2008 г.
  4. Пособие для учителя «Практические работы по географии» 6-10 класс, под редакцией В.И. Сиротина, 2005 г.

Количество учебных часов, на которые рассчитана Рабочая программа – 70. В связи с тем, что авторская программа рассчитана   на 68 часов, для оптимизации базы знаний на повторение темы «Пространства России» дополнительно отведено 2 часа.

Количество практических работ – 22, из них оценочных – 12 работ, тренировочных – 10 работ.

Форма текущего контроля знаний, умений и навыков

Текущий контроль осуществляется в форме оценочной практической работы по материалам практикума, самостоятельных работ.  

Тематический контроль предполагает проведение контрольного тестирования по завершению темы.

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме, определяемой Положением образовательного учреждения - контрольной работы.

Основные требования к уровню подготовки обучающихся

                                     

         1. Называть (показывать):

- численность населения и площадь страны; географические районы страны; субъекты РФ;

- морские и сухопутные границы РФ;

- народы РФ, основные языковые группы;

- крупнейшие города, исторические и промышленные центры; сельскохозяйственные районы страны;

- важнейшие транспортные магистрали, морские порты;

- особенности тектонического и геологического строения территорий;

- основные формы рельефа и месторождения полезных ископаемых; крупнейшие реки и озера страны;

- распространение основных типов почв; природно-хозяйственные зоны;

- моря, омывающие РФ;

- климатообразующие факторы и типы климата;

- распространение многолетней мерзлоты.

2. Определять (измерять): 

- географическое положение объектов: местное и поясное время;

- коэффициент увлажнения (Кувл.);

- необходимые источники географической информации; количество и плотность населения;

- динамику движения населения по статистическим данным; уровень урбанизации;

- показатель специализации по статистическим данным.

3. Объяснять:

- сущность основных научных понятий и терминов;

- значение географического разделения труда;

- территориальные различия в условиях жизни и хозяйственной деятельности населения;

- особенность современной демографической ситуации в России;  

- влияние хозяйственной деятельности населения на природу и природных условий на хозяйственную деятельность;

- влияние факторов на размещение промышленности и отраслей сельского хозяйства по территории России;

- причины и основные направления миграций населения РФ; значение внешних социально-экономических и политических связей для развития стран;

- причины возникновения опасных природных процессов и явлений.

4. Прогнозировать и оценивать:

- изменение состояния природной среды под воздействием хозяйственной деятельности населения;

- влияние природы на хозяйство, бытовые условия, образ жизни населения;

- изменение демографической ситуации в РФ в настоящее время и в будущем;

- влияние урбанизации на образ жизни населения и его здоровье;

- современное состояние и перспективы социально-экономического развития РФ;

- составлять географическое описание и характеристики территории на основе чтения карт и других источников информации;

- объяснять особенности природы, населения и хозяйства на основе географических карт с использованием разных источников информации.

Календарно – тематическое  планирование

п/п

Раздел и тема урока

Практические работы

Домашнее задание

Подготовка

к  ГИА

Сроки

план  / факт

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

Введение – 1 час.

Что изучает география России.

стр. 6-10

к/карта

Раздел 1.   Пространства России – 7 часов.

Россия на карте мира.

Практическая работа № 1

Оценка особен-ностей географии-ческого положения России. (оценочная)

§ 1

к/карта

Положение стран на карте

Границы России.

Практическая работа № 2

Обозначение на контурной карте пограничных госу-дарств, выделение цветом государств, ранее входивших в состав СССР. (оценочная)

§ 2

к/карта

Физико - географическое положение Белгородской области.

Практическая работа            

Физико – геогра-фическое  положе-ние Белгородской области.                          

Б.о.   стр.4-5

Россия на карте часовых поясов.

Практическая работа № 3

Определение разницы во времени отдельных территорий. (Решение задач на определение поясного времени).

(оценочная)

Определение поясного время.

Формирование территории России.

§ 4

Исследование территории России.

Географическое изучение терри-тории России.

§ 5

Тематический контроль по те-ме «Прос-транства Рос-сии». Тест.

пов. § 1-5

карта

Раздел  2.  Природа и человек – 47 часов.

Тема  1.     Рельеф и недра России -8 часов.

Строение зем-ной коры (лито-сферы) на тер-ритории России

§ 6

Строение Земли.

Важнейшие  особенности  рельефа России.

Практическая работа № 4

Обозначение на к/к крупных форм рель-ефа, главных текто-нических структур. (оценочная)

§ 7

к/карта

Рельеф.

Важнейшие   особенности  рельефа России.

Практическая  работа № 5

Сравнительная ха-рактеристика гор-ной и равнинной территорий с выяв-лением возможного влияния рельефа на жизнь и хозяйствен-ную деятельность людей. (Восточно-Европейская рав-нина – Урал, Сред-нерусская возвы-шенность – Хибины или Кавказ).

§ 7

Современное развитие рельефа.

§ 8

Землетрясение

Вулканы.

 Использование недр.

§ 9

Особенности геологического строения. Полезные ископаемые Белгородской области.

Б.о. § 1-2

Горные породы и минералы.

Рельеф территории  Белгородской области.

Практическая работа № 6

Установление взаимосвязей тектонических структур, рельефа и полезных ископаемых на основе работы с различными источниками географической информации на примере своего края. (оценочная)

Б.о.  §  3

Тематический контроль по теме: «Рельеф и недра России».

пов.§ 6-9

конспект

Тема  2.   Климат – 8 часов.

Общая характеристика климата России.

§ 10

Суточное и годовое движение Земли.

Закономерности циркуляции воздушных масс.  Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны.

§ 11

Атмосферное давление.

Распределение температур и осадков.

§ 12

Типы климата нашей страны.

§ 13

Пояса освещенности.

Климат Белгородской области.

Б.о. § 4

Агроклиматические ресурсы   Белгородской области.

Практическая работа № 7

Характеристика климатических областей с точки зрения условий жизни и хозяйственной деятельности людей. Работа с картой и оценка степени благоприятности климатических условий для жизни населения. (оценочная)

Б.о. § 5

Климат и человек.

Практическая работа № 8

Оценка влияний климатических условий на географию сельскохозяйственных культур. Работа с таблицей, агроклиматическими картами (атлас, карты учебника).

§ 14

КИМ

Индивидуальные задания.

Обобщающее повторение по теме: «Климат».

пов. § 10-14, карта

Тема  3.   Богатство внутренних вод России – 6 часов

Реки.

Практическая работа № 9

Обозначения на контурной карте крупных рек. (оценочная)

§15 к.карта              

Определение по карте основных речных систем.

Реки.

Практическая работа № 10

Характеристика реки с точки зрения возможностей хозяйственного использования. (оценочная)

§ 15

Озёра, подземные воды, болота, многолетняя мерзлота и ледники.

Практическая работа № 9

Обозначения на контурной карте крупных озер.

§ 16

к/карта

Подземные воды.

Внутренние воды Белгородской области.

Нанести на к. карту крупные реки и речные бассейны  области.

Б.о. §  6-8

Человек и вода.

Практическая работа № 11

Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами отдельных территорий России.

§ 17

Охрана вод.

Итоговое тестирование  № 1  «Климат», «Внутренние воды».

§ 10-17

повторить

Тема  4.   Почвы – национальное достояние страны – 5 часов

Почвы – «особое природное тело».

§ 18

с. 115-116

География почв России.

§ 19

Основные типы почв.

Почвы Белгородской области. Земельные ресурсы и их использование.

Практическая работа № 12

Анализ почвенного профиля и описание  условий его формирования.

Б.о. § 9-10

Почвы и урожай.

§ 20

Рациональное использование и охрана почв.

§ 21

Тема  5.   В природе всё взаимосвязано (ПТК) – 4 часа.

Понятие о природном территориальном комплексе (ПТК).

§ 22

КИМ,

индивидуальные задания.

Свойства  природных территориальных комплексов.

§ 23

Природные районы Белгородской области.

Б.о. § 13

Человек в ландшафте.

§ 24

Тема  6.   Природно-хозяйственные зоны – 14 час.

Учение о природных зонах.

§ 25

«Безмолвная» Арктика.

§ 26

Растительный и  животный мир.

42

Чуткая субарктика.

Практическая работа № 13

Выявление взаимосвязей между природными компонентами в природной зоне. (оценочная)

§ 27

Растительный и  животный мир.

43

Таёжная зона.

§ 28

Растительный и  животный мир.

44

Болота.

§ 29

45

Зона смешанных    широколиственно-хвойных лесов.

§ 30

Растительный и  животный мир.

46

Лесостепи и степи.

Практическая работа № 14

Выявление взаимосвязей и взаимозависимости природных условий и условий жизни, быта, трудовой деятельности и отдыха людей в разных природных зонах.

§ 31

Растительный и  животный мир.

47

Растительный мир Белгородской области.

Б.о. § 11

Растительный и  животный мир.

48

Животный мир Белгородской области.

Б.о. § 12

49

Полупустыни, пустыни, субтропики.

Практическая работа № 15

Работа с фрагментами карт и текстом учебника с целью выяснения влияния природных условий на расселение населения в разных природных зонах.

§ 32

Растительный и  животный мир.

50

Многоэтаж-ность  природы гор.

§ 33

51

Человек и горы.

§ 34

52

Обобщающее повторение по теме «Природно-хозяйственные зоны».

КИМ

Индивидуальные задания.

53

Итоговое тестирование № 2  «Природно-хозяйственные зоны».

повторить § 25- 34

Тема  7.   Природопользование и охрана природы – 3 часа.

54

Природная среда, природные условия, природные ресурсы. Рациональное  использование природных ресурсов.

§ 35 - 36

Охрана природы.

55

Охрана природы и  охраняемые территории.

Практическая работа № 16

Работа с картой и таблицей охраняя-емых территорий. Составление опии-сания природных особенностей од-ного из видов охра-няемых территорий. (оценочная)

§ 37

56

Экологическая обстановка. Особо охраняемые территории Белгородской области.

Б.о.     §14-15

Раздел  3.  Население России – 11 часов.

57

Численность и воспроизводство населения России.

§ 38 - 39

58

Половозраст-ной состав населения.

Практическая работа № 17

Характеристика по-лового и возраст-ного состава  насе-ления  на основе    разных    источ-ников информации.

§ 40 - 41

Работа со стат. данными.

59

Миграции  населения. Территориальная подвижность населения Росси.

Практическая работа № 18

Изучение по картам изменения направ-ления миграцион-ных потоков во

 времени и пространстве.

§ 42 - 44

60

География рынка труда.

§ 45

61

Этнический состав населения России.

Практическая работа № 19

Изучение особенностей размещения народов России по территории страны на основе работы с картой, сравнение географии расселения народов и административно-территориального деления России. (оценочная)

§ 46 - 47

КИМ

Индивидуальные задания.

62

Религии народов России.

§ 48

63

Плотность населения.

Практическая работа № 20

Выделение на к/карте главной полосы расселения. Объяснение причин плотности населения отдельных территорий страны,  отбор необходимых тематических карт для выполнения задания.

§ 49

64

Расселение и урбанизация.

Практическая работа № 21

Изучение фрагментов карт с целью выявления факторов, определяющих своеобразие рисунка заселения территорий.

§ 50

КИМ

Индивидуальные задания.

65

Города России.

Практическая работа № 22

Нанесение  на  к / карту городов - миллионеров,   объяснение особенностей  их  развития. (оценочная)

§ 51

66

Сельская Россия.

§ 52

67

Тематический контроль по разделу «Население России». Зачет-тест.

повторить

§ 43-57

68

Итоговое занятие по географии России.

Природа и население.

69

70

Повторение темы «Пространства России»

                                             Содержание программы                                                                                                              

Введение  1  час

    Изучение географии как один из способов познания  окружающего мира. Главная задача географии – выяснение того,  чем живут люди, как они взаимодействуют  с окружающей средой и изменяют  её.

Раздел  -  1.  Пространства  России.

     Россия на карте мира. Географическое положение и размеры территории. Крайние точки территории и её протяжённость. Административно – территориальное  устройство России. Субъекты Российской Федерации. Границы России: сухопутные и морские. Россия на карте часовых поясов. Время поясное, декретное и летнее.

     Формирование территории России. Расширение территории Московского княжества на север. Присоединение восточных территорий. Дальний  Восток на рубеже  19 – 20 вв. Географическое изучение территории России. Задачи географии на первых этапах  освоения новых территорий. Современные задачи географии.

Раздел  -  2.  Природа  и  человек.

Тема  1.   Рельеф  и  недра.

     Строение земной коры на территории России. Значение и влияние рельефа на жизнь людей. Возраст горных пород. Геологическое летоисчисление. Основные тектонические структуры.

     Важнейшие особенности рельефа России. Их влияние на  природу,  хозяйство,  жизнь населения. Современное развитие рельефа. Вулканизм, землетрясения, цунами – опасные проявления внутренних сил.

     Рельефообразующая деятельность древних покровных ледников. Моренный и водно  – ледниковый рельеф. Карстовые процессы.  Деятельность ветра, влияние хозяйственной деятельности на рельеф.

      Богатства недр России.  Место России в мире по запасам и добыче полезных ископаемых.  Месторождения основных полезных ископаемых. Исчерпаемость минеральных ресурсов. Влияние добычи полезных ископаемых  на окружающую среду. Рекультивация  земель.

Тема   2.   Климат.

     Климат и человек. Общие особенности климата. Влияние географического положения и рельефа   на количество тепла.

Основные климатообразующие факторы. Солнечная радиация, суммарная  солнечная радиация, их  различия на разных  широтах.

     Закономерности циркуляции воздушных масс.  Атмосферные  фронты, циклоны, антициклоны. Распределение тепла и влаги по территории страны.

      Разнообразие типов климата  нашей страны  и разнообразие  условий жизни людей. Умеренно – континентальный. Континентальный, резко  континентальный, муссонный, арктический, субарктический, субтропический  климат. Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта. Требования важнейших сельскохозяйственных культур к  климатическим условиям. Значение прогнозирования погоды.

Тема   3.  Богатство  внутренних  вод  России.

     Роль воды на Земле. Реки.  Значение рек в заселении и освоении  территории  России. География российских рек. Сточные области.  Формирование  и строение речной долины. Базис эрозии. Речные  бассейны и водоразделы.  Падение и уклон рек, скорость течения, водоносность рек.  Гидроэнергетические ресурсы. Паводки, половодье, наводнения – их причины и последствия.

     Разнообразие и значение озёр России.  Происхождение озёрных котловин.  Грунтовые и артезианские подземные воды. Многолетняя мерзлота. Распространение современного оледенения  по территории  страны.

     Вода в жизни человека. Водные ресурсы.  Реки – транспортные артерии страны.  Каналы – рукотворные  реки.  Подземные воды – ценнейшее полезное ископаемое.  Проблемы рационального  использования водных ресурсов.

Тема  4.  Почвы – национальное достояние страны.

    Значение почвы для становления человеческого общества. Земельные ресурсы, земельный фонд России. Почвы – особое природное тело.  В.В.Докучаев – основатель научного почвоведения. Строение почвы. Понятие о почвенных горизонтах и почвенном  профиле.

    География почв России.  Их особенности,  распространение по территории  России.  Почвенная  карта.  Почвы и урожай.  Плодородие – главное свойство почвы. Механический состав. Структура почвы.  Агротехнические мероприятия, механические приёмы обработки почвы, внесение удобрений. Рациональное использование и охрана почв. Основные системы земледелия.  Мелиорация почв.   Меры предупреждения и борьбы с почвенной эрозией и загрязнением почв.

Тема  5.  В природе  всё  взаимосвязано.

      Природный территориальный комплекс. Факторы формирования ПТК. Зональность и азональность природных комплексов России. Природное районирование.

      Свойства природных территориальных комплексов: целостность, ритмичность, устойчивость и их значение для планирования хозяйственной деятельности..

     Человек и ландшафты. Природно  – антропогенные ландшафты. Сельскохозяйственные, лесохозяйственные и промышленные ландшафты. Городские ландшафты и природно – технические комплексы. Культурные ландшафты.

Тема  6.  Природно – хозяйственные зоны.

     Учение о природных зонах.  В.В.Докучаев и Л.С.Берг – основоположники учения о ландшафтно – географических  зонах. Зональная обусловленность жизнедеятельности человека.

    «Безмолвная» Арктика и чуткая Субарктика. Арктика, тундра и лесотундра – северная полоса России. Вечная мерзлота, полярные дни и ночи, хрупкое равновесие природы.  Редкоочаговое  расселение. Экологические  проблемы.

      Таёжная зона. Характерные особенности таёжных ландшафтов. Разные виды тайги в России. Очаговое заселение и освоение. Последствия индустриального освоения  тайги.

     Болота. Причины образования болот. Низинные и верховые болота.  Торф и его свойства. Роль болот в природе.  Что дают болота человеку?

      Смешанные леса. Факторы разнообразия её ландшафтов. Смешанные леса  Восточно – Европейской  равнины. Муссонные леса Дальнего Востока. Выборочное освоение и расселение.  Современные проблемы освоения этой природно – хозяйственной зоны.

        Лесостепи и степи. Освоение степных ландшафтов.  Характерные лесостепные и степные природные комплексы. Зона сплошного освоения. Значение степной зоны для народного хозяйства России.

        Полупустыни, пустыни и субтропики – южная полоса России. Основные свойства природы.  Жизнь в полупустынных и пустынных ландшафтах.  Редкоочаговое расселение.  Хозяйственная деятельность в экстремальных условиях и её последствия.

       Многоэтажность природы гор. Различия в проявлении высотных поясов  Кавказских и Уральских  гор, гор Сибири и Дальнего Востока.  Человек и горы. Освоение гор. Разнообразие природных условий и ресурсов. Жизнь и хозяйственная деятельность людей в горах. Расселение населения. Опасные природные явления.

Тема   7.  Природопользование и охрана природы.

        Понятие о природной среде, природных условиях и природных ресурсах. Классификация природных ресурсов. Природопользование. Рациональное использование природных ресурсов. Альтернативные источники энергии. Рекреационные ресурсы и их значение для человека. Охрана природы и охраняемые территории.

Раздел  -  3.  Население  России.

Тема  1. Сколько нас Россиян?

        Как изменялась численность населения России в 19 – 20вв. Демографические кризисы. Понятие о воспроизводстве населения. Типы воспроизводства.

Тема  2.  Кто мы?

        Соотношение мужчин и женщин в населении. Факторы, влияющие на продолжительность жизни. Половозрастная пирамида населения России. Доля детей, пожилого населения и трудоспособного.

Тема  3.  Куда и зачем  едут  люди?

       Виды миграций населения. Факторы миграций. Внешние миграции населения: в Россию и из неё. Изменение потоков миграций между Россией и ближнем зарубежьем.  Территориальная подвижность населения. Суточные, недельные и годовые циклы передвижений населения. Картограмма как вид географической информации.

Тема  4.  Человек и труд.

      Экономическая оценка жизни человека, экономическая связь поколений. Трудовые ресурсы, их состав и использование. Рынок труда. География безработицы.

Тема  5.  Народы  и  религии  России.

     Что такое этнический состав населения? Этносы, их отличительные признаки. Этнический состав населения России. Связь географии народов  и  административно – территориального  деления России. География русского языка. Религии России. Роль религий в формировании Российского государства. Влияние религии на  повседневную жизнь людей и на внешнюю политику государства.

Тема  6.  Где  и  как  живут  люди?

       Плотность населения. Сопоставление плотности населения в различных  районах  России  и других странах. Главная полоса расселения. Расселение людей, типы населённых пунктов. Отличие города от села. Понятие урбанизации и её показатели. Причины роста городов и повышение их роли в жизни общества. Города России. Типы городов России. Сельское расселение, его особенности. Сельская местность как хранительница культурных традиций. Условия и образ жизни людей. Люди – главное богатство страны.

Раздел  - 4. География Белгородской области.  Природа.

        Территория, границы, физико – географическое положение. Особенности геологического строения. Полезные ископаемые. Рельеф территории области. Общая характеристика климата. Агроклиматические ресурсы. Гидрографическая сеть. Реки, озёра. Водохранилища, пруды. Подземные воды. Почвенный покров. Земельные ресурсы и их использование. Растительность и ботанико – географическое районирование. Животный мир. Природные районы. Экологическая обстановка. Особо охраняемые природные территории.

Формы и средства контроля

Тема: Население  России.

Вариант – 1

1.Численность населения России в настоящее время составляет:

   А - 120 – 125 (млн. чел.);

   Б -  145 - 150 (млн. чел.);

   В – 100 - 120(млн. чел.).

2.Демографическая ситуация в России в последние годы характеризуется:

   А – повышением рождаемости и снижением смертности;

   Б - снижением рождаемости и снижением смертности;

   В - снижением  рождаемости и повышением смертности.

3.Как называется резкое уменьшение численности населения?

   А – демографический  кризис;

   Б – демографический  взрыв;

   В – миграция населения.

4. Какие показатели характерны для традиционного типа воспроизводства населения?:

   А – высокая рождаемость;

   Б – низкая смертность;

   В – высокий естественный прирост населения;

5.Станица является наиболее характерным типом населённого пункта:

   А – в Ставропольском крае;

   Б – в Ярославской области;

   В – в Чукотском  АО.

6.Как называются населённые пункты с численностью населения более 3тыс. человек, но

   менее  12тыс. человек?

   А – города;

   Б -  посёлки городского типа;

   В – сёла.

7.Городами – миллионерами  являются:

   А – Саратов и Санкт – Петербург;

   Б – Пермь  и  Уфа;

   В – Уфа  и  Саратов.

8.К  алтайской языковой семье относятся:

   А – осетины,  тувинцы  и  якуты;

   Б – тувинцы,  русские,  карелы;

   В – чуваши,  татары  и  башкиры.

9.Самый многонациональный район нашей страны:

   А – Урал;

   Б – Северный  Кавказ;

   В – Западная  Сибирь.

10.Структура занятости населения характеризуется:

   А – доля  занятых в сельском хозяйстве сокращается, а в производственной сфере

         возрастает;

   Б - доля  занятых  в сельском хозяйстве  и  в непроизводственной сфере сокращается;

   В – доля  занятых  в сельском хозяйстве растёт, а  в непроизводственной сфере  

         сокращается.

11.В районах длительного оттока населения  основной чертой является:

   А – преобладание мужского населения над женским;

   Б – повышение  доли старшего возраста;

   В – преобладание доли детского населения.

12. Какова плотность населения в Московской области?  

     А – 150 чел./км;

     Б –  25 чел./км;

     В – 330 чел./км.

13.Какое население преобладает   в России?

     А – сельское  над  городским;

     Б – городское  над  сельским;

     В – одинаково.

14.В каком варианте названы только народы  Северного  Кавказа:

     А – ингуши, чеченцы, удмурты;

     Б – адыгейцы, осетины, чеченцы;

     В – калмыки, карелы, карачаевцы.

15.Какие  нарды  исповедуют  буддизм?

     А – чуваши, русские, калмыки;

     Б – буряты, якуты, карелы;

     В – буряты, калмыки, тувинцы.

                                     Тема: Население  России.

Вариант – 2

1.Через сколько  лет в России проводится перепись населения?

   А – через  5 лет;

   Б -  через  10 лет;

   В – через 20 лет.

2.Процесс рождаемости  и  смертности  называется:

   А – естественным движением населения;

   Б – демографическим  кризисом;

   В – механическим движением населения.

3.В азиатской части России плотность населения возрастает:

   А – с севера на юг;

   Б -  с юга  на  север;

   В – с запада  на  восток.

4.В России главная полоса расселения практически полностью расположена в зоне:

   А – тундры и лесотундры;

   Б – тайги и смешанных лесов;

   В – степей  и  лесостепей;

5.Станица является наиболее характерным типом населённого пункта:

   А – в Ставропольском крае;

   Б – в Ярославской области;

   В –  в Чукотском  АО.

6. Отличием городских и сельских населённых пунктов, кроме численности жителей,

   является следующее:

   А – транспортные условия;

   Б -  занятость населения в хозяйстве;

   В – постройки и этажность  зданий.

7.Городами – миллионерами  являются:

   А – Саратов и  Санкт – Петербург;

   Б – Нижний Новгород  и  Новосибирск;

   В –  Уфа  и  Саратов.

8.К индоевропейской языковой семье относятся:

   А – осетины  и  тувинцы;

   Б – тувинцы  и  русские;

   В – русские  и  осетины.

9. Какие показатели характерны для  современного типа воспроизводства населения?:

   А – высокая  рождаемость;

   Б – низкая  смертность;

   В – низкий естественный прирост населения.

10.Структура занятости населения характеризуется:

   А – доля  занятых в сельском хозяйстве сокращается, а в производственной сфере

         возрастает;

   Б - доля  занятых  в сельском хозяйстве  и  в непроизводственной сфере сокращается;

   В – доля  занятых  в сельском хозяйстве растёт, а  в непроизводственной сфере  

         сокращается.

11.В районах длительного оттока населения  основной чертой является:

   А – преобладание мужского населения над женским;

   Б – повышение  доли старшего возраста;

   В – преобладание доли детского населения.

12.Соотношение  мужчин и женщин в  России:

     А – одинаково;

     Б – мужчин  больше, чем женщин;

     В – женщин  больше,  чем  мужчин.

13. Сколько % составляет  городское население   в России?

     А – от 80%  до  90%;

     Б –  от 70%  до 80%;

     В –  от 40%  до  50%.

14.В каком варианте названы только народы Поволжья:

     А – ингуши, чеченцы, удмурты;

     Б – чуваши, марийцы, татары;

     В – калмыки, карелы, карачаевцы.

15.Какие  нарды  исповедуют  ислам?

     А – чуваши, русские, калмыки;

     Б – буряты, якуты, карелы;

     В – татары, башкиры, черкесы

                                     

Ответ:

Вариант – 1                     Вариант – 2

1. Б                                                  1. Б

2. В                                                  2. А

3. А                                                  3. А

4. А, В                                              4. В

5. А                                                   5. А

6. Б                                                    6. Б

7. Б                                                    7. Б

8. В                                                    8. В

9. Б                                                    9. Б, В

10. А                                                10. А

11. Б                                                 11. Б

12. В                                                 12. В

13. Б                                                 13. Б

14. Б                                                 14. Б

15. В                                                 15. В

Литература

 1. Учебник «География России. Природа  и  население» 8 класс, А.И.Алексеев,  Москва, Дрофа, 2009 г.

  2. Учебник «География Белгородской     области» (учебное пособие для учащихся). Часть  1.  Природа. Автор Н.Ф.    Лисецкий ,     Петин А.Н.,   МГУ,  2006г.

          3. Методическое пособие для учителей. География Белгородской области. Авторы А. Н. Петин, Т. В. Сластина.

          4. Тесты по географии России 8-9 класс, издательство «Экзамен», Москва, 2009 г.

 5. Тесты. География. 6-10 классы, автор Н.Н. Петрова Москва, «Дрофа», 2006 г.

Оборудование

  1. Атлас «География России» 8-9 класс с комплектом контурных карт, составлены и подготовлены ФГУП «Производственное картосоставительское объединение «Картография», 2003 г.

  1. Видеофильмы:

- Географические закономерности

- Горы, леса, реки и равнины России

- Животный мир и другие богатства страны.

  1. Карты:

- Арктика. Физическая карта

- Восточно-Европейская равнина

- Геологическая карта России

- Западная Сибирь и пояс гор Южной Сибири

- Климат России

- Курская и Белгородская область

- Почвы России

- Природные зоны России

- Россия (физическая карта)

  1. Таблицы:

- Культурные растения

- Озеро Байкал

- Отечественные путешественники

- Северный морской путь

- Сибирская тайга

- Состав народного хозяйства

- Схемы теплого фронта

- Схемы холодного фронта

- У истока Волги

- Урал


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематический план по географии с региональным компонентом в 6 классе

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1-го учебного часа в не...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

календарно-тематический план по географии (8 класс) к учебнику автора Домогацких Е.М.

ктп составлен в соответствии с образовательным  Стандартом...

календарно-тематический план по географии (8 класс) к учебнику автора Домогацких Е.М.

Ктп разработан в соответствии с образовательным Стандартом...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...