Рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Дёмина Елена Юрьевна

Рабочая программа по географии 6 класс (УМК "Полярная звезда")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass2.docx68.69 КБ

Предварительный просмотр:

КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ШКОЛА-ЛИЦЕЙ» № 2

КРАСНОПЕРЕКОПСКОГО ГОРОДСКОГО СОВЕТА

                «СОГЛАСОВАНО»            

Руководитель ГМО

_________________ Савченко Н.И.

Протокол № ____

от «___» сентября 2014 года

                «СОГЛАСОВАНО»            

                                                                                               Заместитель директора                                                                                                          

           по УВР _______________ Л.А. Бувина                                                                          

«___» сентября 2014 года

«УТВЕРЖДАЮ»

   Директор КУВК                                

«школа-лицей» № 2________________

                                        М.Г. Калашникова

Приказ № ____

от «___» сентября 2014 года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ

6 КЛАСС

2014-2015 учебный год

Дёмина Елена Юрьевна

учитель высшей квалификационной категории,

«Старший учитель»

Срок реализации программы – 1 год

г.Красноперекопск

Пояснительная записка

          Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

        1. Федеральный Закон РФ № 273-ФЗ от 01.09.2013г. "Об образовании в Российской Федерации".

        2. Федерального государственного образовательного стандарта основного среднего образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897.

        3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом МИН РФ от 17.05.2012г. № 413.

        4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений».

        5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010г. № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».

        6. Приказ Управления образования Красноперекопского городского совета от 05.09.2014г. № 488 об утверждении Положения «О порядке разработки и утверждения рабочей программы учебного предмета (курса)».

        7. Примерная основная образовательная программа общеобразовательного учреждения, утвержденная педагогическим советом Красноперекопского учебно-воспитательного комплекса «школа-лицей» № 2.

        8. Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы. – 3-е издд. – М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения).

        9. Рабочая программа предметной линии учебников «Полярная звезда» 5-9 классы / сост. В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. – М.: Просвещение, 2011.

        10. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.

          В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся: комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях; целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.

          Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве.

          Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень практических работ.

          Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

          Начальный курс географии – это первый по счету школьный курс географии. Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний. При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топографо–картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе. Именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

          Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Программа содержит перечень практических работ (18) по каждому разделу. Курс состоит из двух разделов:  “Источники географической информации” – 8ч. и “Природа Земли и человек” – 24ч.

          Главная цель курса заключается в том, чтобы показать основные этапы географического освоения Земли как планеты людей, ее целостность и неоднородность в пространстве и во времени на основе комплексного изучения нашей планеты. Систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

Задачи курса:

1. Актуализировать знания и умения школьников, сформированные у них при изучении курсов «Окружающий мир» и «Природоведение».

2. Содействовать формированию у учащихся знаний об основных географических понятиях, о Земле как планете Солнечной системы и географических особенностях её природы, о законах геосфер и вызванном ими влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, их зависимости от состояния окружающей среды.

3. Создать условия для освоения приемов ориентирования на местности, работы с картой и статистическими материалами, приборами и инструментами, геоинформационными системами для сбора, обработки и систематизации данных о состоянии окружающей среды, ее возможных изменениях в результате деятельности человека.

4. Продолжить развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, самостоятельного приобретения новых знаний.

5. Содействовать воспитанию любви к своему краю, стране; экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде.

6. Развивать познавательный интерес учащихся 6 классов к объектам и процессам окружающего мира.

7. Научить применять знания о своей местности при изучении природы Земли и человека.

8. Научить устанавливать связи в системе географических знаний (геолого-геоморфологических, гидрологических и др.), а также между системой физико-географических и общественно-географических знаний.

8. Включать учащихся в практическую деятельность по применению изучаемого материала с целью составления схем, раскрывающих связи между природными объектами и явлениями.

9. Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире.

10. Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения

11. Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе.

Метапредметные связи:

На протяжении всего курса реализуются метапредметные связи с курсами «Окружающий мир», «Природоведение», ботаники и истории. Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 5-6 классов («География Земли»).

Формы организации образовательного процесса:

  • Общеклассные формы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, смотр знаний, конференция, урок-игра, зачетный урок.
  • Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.
  • Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером, работа с тетрадями на печатной основе для практических работ.

Методы обучения:

1. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядные (иллюстрационных, демонстрационных и презентационных), практические,  проблемно-поисковые под руководством преподавателя и самостоятельная работа учащихся.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные игры, деловые игры.

3. Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуальный опроса, фронтальный опроса, выборочный контроль, работа с зачётными тетрадями на печатной основе, письменные работы.

Технологии обучения:

        Дифференцированное, модульное, проблемное, развивающее, разноуровневое и технология критического обучения;

классно-урочная технология обучения, групповая технология обучения, игровая технология (дидактическая игра).

        Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, схемы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал), презентации.

        В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами, творческие задания.

          Рабочая программа для 6 класса рассчитана на 35 часов (1 час в неделю). Преподавание курса ориентировано на использование учебника  География. 5-6 классы: учеб. для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе (DVD) / А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.Г. Липкина и др. – Полярная звезда, 192с.

Метапредметные умения и навыки:

1. Учебно-организационные:

- определять учебную задачу;

- выстраивать рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи;

- осуществлять самоконтроль учебной деятельности;

- сотрудничать при решении учебных задач;

- планировать собственную деятельность.

2. Учебно-информационные:

- различать научный, художественный и публицистический тексты;

- создавать тексты различных типов: описание, повествование, рассуждение;

- составлять на основе текста графики, схемы, таблицы;

- осуществлять цитирование;

- задавать вопросы разного вида;

- определять необходимость использования наблюдения или эксперимента;

- наблюдать за изучаемым объектом в различных условиях.

3. Учебно-логические:

- определять понятия по существенным признакам;

- выявлять свойства объекта;

- выделять критерии для сравнения и осуществлять сравнение;

- систематизировать информацию;

- доказывать утверждение, тезис;

- формулировать вывод.

4. Учебно-коммуникативные:

- продолжить и развить мысль собеседника;

- использовать структурирующие фразы;

- соотносить собственную деятельность с деятельностью других;

- вести диалог;

- кратко формулировать свои мысли.

Место предмета в базисном учебном плане:

         Рабочая программа по географии для 6 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 35 учебных часов для обязательного изучения начального курса географии в 6-м классе основной школы из расчета 1 учебного часа в неделю.

       Планируемые результаты обучения:

Знать /понимать/ и показывать:

- существенные признаки плана местности, географической карты, виды масштабов картографических изображений;

- форму и размеры Земли (длина окружности);

- на глобусе и карте: полюсы, линии градусной сетки, экватор, начальный меридиан;

- основные земные сферы и части внутреннего строения Земли;

- основные формы рельефа суши и дна океана и их различия по высоте;

- основные части земной коры, гидросферы, атмосферы;

- характерные природные явления, изменяющие рельеф земной коры;

- части Мирового океана;

- среднюю соленость вод океана;

- воды суши подземные и поверхностные;

- речную систему, речной бассейн;

- компоненты ПТК;

- правила поведения в природе;

- причины изменения температуры воздуха в течение суток, года;

- главную причину образования ветра;

- главную причину образования облаков, осадков;

- пояса освещенности Земли;

- географические координаты своей местности;

- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- географические следствия движений Земли.

Приводить примеры:

- характерных природных явлений в земной коре, гидросфере, атмосфере;

- связей между элементами погоды;

- изменения погоды в связи со сменой воздушных масс;

- воздействия организмов на компоненты неживой природы;

- влияние климата на водоемы, растительный и животный мир в природе;

- меры по охране природы в своей местности;

- горных пород и минералов, их использования человеком;

- влияния природы на отрасли промышленности, сельского хозяйства, транспорт, отдых населения в своей местности.

Определять:

- атмосферное давление, температуру воздуха, виды облаков, осадков, направление ветра;

- стороны горизонта (ориентироваться) на местности, стороны света по плану местности и географическим картам;

- абсолютные и относительные высоты;

- объекты на плане и карте, расстояния, обозначать их на контурной карте;

- по карте географическое положение объектов;

- по образцам: осадочные и магматические горные породы;

- фенологические сроки начала времен года.

Объяснять и описывать:

- географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение человеком;

- особенности рельефа, климата, вод, биокомплекса, окружающей среды, влияющей на жизнь, труд, отдых населения (на примере своей местности).

Уметь:

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости. 

          Критерии и нормы оценки ЗУН составляются применительно к различным формам контроля знаний (устный опрос, решение географических задач, практическая работа, тестирование, контрольная работа, творческая работа (реферат, сообщение, доклад, иллюстративно-наглядный материал изготовленный учащимися, проект и т.д.), зачет, экзамен).

Нормы оценки знаний и умений по географии

          Исходя из поставленных целей и возрастных особенностей учащихся, учителю географии необходимо учитывать:

        правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей, точность употребления географической терминологии;

        самостоятельность ответа;

        логичность, доказательность в изложении материала;

        степень сформированности интеллектуальных, общеучебных и географических умений.

Примерные нормы оценок:

«5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.

«4» - ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

«3» - ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко определяет понятия и закономерности; затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.

«2» - ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий, неумение работать с картой.

Примерные нормы оценок за умение работать с картой и другими источниками географических знаний:

«5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

«4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

«3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

«2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов

Примерные нормы оценок за выполнение практических работ по географии:

«5» - ответы по содержанию даны правильно, нет погрешностей в оформлении.

«4» - имеются погрешности в оформлении, несущественные недочеты по содержанию.

«3» - имеются погрешности в раскрытии сути вопроса, неточности в измерениях, небрежность в оформлении.

«2» - присутствуют серьезные ошибки по содержанию, отсутствуют навыки оформления.

Использовать приобретенные знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков;

- чтения карт различного содержания;

- учета фенологических изменений в природе своей местности;

- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных

- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников: картографических, статистических, информационных ресурсов Интернета.

Содержание программы

ГЕОГРАФИЯ. ПРИРОДА И ЛЮДИ. 6 класс

Тема 1. На какой Земле мы живем (3 ч)

        Значение географических знаний в современной жизни. Профессии, связанные с географией. Методы географической науки. Развитие географической науки от древности до наших дней. Аристотель, Эратосфен, Птолемей — ученые, стоявшие у истоков географии. Великие географические открытия: открытия X. Колумба, Ф. Магеллана и их влияние на судьбы мира. Как были открыты и исследованы материки. Современные географические открытия. Источники географической информации. Географические информационные системы (ГИС). Значение космических исследований для развития науки и практической деятельности людей.

Практикум.

1. Анализ источников географической информации.

2. Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни».

Тема 2. Земля как планета (2 ч)

        Земля — одна из планет Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Солнце — источник тепла и жизни на Земле. Как устроена наша планета. Уникальные условия жизни на Земле. Земля — обитаемая планета. Материки и океаны. Формы и размеры Земли. Движение Земли вокруг своей оси.

Смена дня и ночи. Вращение Земли вокруг Солнца. Смена сезонов года. Северный полюс. Южный полюс. Экватор, тропики, полярные круги. Распределение тепла и света на Земле.

Практикум.

 1. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной».

2. Обозначение на контурной карте материков и океанов Земли.

3. Составление схемы «Тепловые пояса Земли».

Тема 3. План и карта (5 ч)

        Ориентирование человека в пространстве. Способы ориентирования по компасу, Солнцу, Полярной звезде, местным признакам. Определение азимута. План местности. Особенности изображения Земли на плане. Масштаб. Условные знаки. Изображение неровностей земной поверхности. Горизонтали. Абсолютная высота. Относительная высота. Чтение плана местности. Профессии топографа и геодезиста. Съемки местности. Глобус — модель Земли. Географическая карта. Древние карты. Эратосфен, Птолемей. Способы отображения поверхности Земли на древних картах. Глобус и географическая карта — достижения человечества. Свойства географической карты. Масштаб. Легенда карты. Градусная сетка. Параллели и меридианы. Географическая широта и долгота. Определение географических координат, направлений и расстояний по карте. Современные способы создания карт.

Практикум.

1. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута.

2. Топографический диктант.

3. Ориентирование по плану города.

4. Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений.

 5. Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков.

Тема 4. Человек на Земле (2 ч)

        Расселение людей по Земле. Влияние природных условий и ресурсов на расселение. Приспособление людей к условиям жизни на разных этапах развития общества. Создание человеком материальных и духовных ценностей в процессе освоения территории Земли. Расы и народы мира. Их отличительные особенности. Языки. Государства на земном шаре. Практикум.

1. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира, их столиц.

2. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.

Тема 5. Литосфера (5 ч)

        Литосфера — каменная оболочка Земли. Значение литосферы для жизни на Земле. Строение литосферы. Горные породы. Минералы: их свойства, происхождение. Полезные ископаемые. Охрана земных недр. Движения земной коры: вертикальные, горизонтальные. Литосферные плиты. Землетрясения и их причины. Вулканы, причины их образования. Строение вулкана. Горячие источники. Гейзеры. Сейсмические районы Земли. Рельеф Земли. Основные формы рельефа. Горы и равнины. Особенности их образования. Различия равнин по размерам, характеру поверхности, абсолютной

высоте. Крупнейшие равнины мира и России. Жизнь людей на равнинах. Горы. Различия гор по высоте, возрасту, размерам. Крупнейшие горные системы мира и России. Жизнь человека в горах. Изменение гор и равнин под воздействием воды, ветра, живых организмов, хозяйственной деятельности людей. Выветривание. Овраги, сели. Барханы. Исследование и охрана литосферы. Описание рельефа своей местности.

Практикум.

1. Изучение свойств горных пород и минералов.

 2. Обозначение на контурной карте крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов.

 3. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных явлений.

4. Описание по карте равнин и гор по плану.

5. Описание рельефа своей местности.

Тема 6. Гидросфера (5 ч)

        Гидросфера — водная оболочка Земли. Значение гидросферы. Состав и строение гидросферы. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе. Качество воды и здоровье людей. Охрана гидросферы. Мировой океан, его части, его взаимодействие с сушей и атмосферой. Единство вод Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения океанских глубин. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане. Стихийные явления в Океане. Правила обеспечения личной безопасности на воде. Воды суши. Реки — артерии Земли. Речная система. Питание и режим рек. Равнинные и горные реки, их особенности. Изменения в жизни рек. Значение рек для человека. Крупнейшие реки мира и России. Рациональное использование ресурсов рек. Озера. Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озера мира и нашей страны. Пруды и водохранилища. Хозяйственное значение озер и болот. Подземные воды. Их происхождение, возможности использования человеком. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Природные памятники гидросферы. Наблюдение за водным объектом.

Практикум.

1. Описание реки и озера по плану.

2. Обозначение на контурной карте крупнейших рек и озер мира.

3. На примере местной реки, озера установление связи гидросферы с другими оболочками Земли.

4. Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках (газеты, журналы, Интернет), и написание аннотации по одному из источников информации.

Тема 7. Атмосфера (5 ч)

        Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав воздуха. Охрана воздуха — охрана жизни. Пути повышения качества воздушной среды. Части атмосферы. Тепло в атмосфере. Температура воздуха. Термометр. Суточный ход температуры воздуха. Средняя суточная температура. Амплитуда колебаний температуры воздуха (суточная, годовая). Атмосферное давление. Изменения атмосферного давления. Барометр. Ветер. Причины образования ветра. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон. Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Абсолютная и относительная влажность. Гигрометр. Облачность. Облака и их виды. Осадкомер. Погода. Элементы погоды. Воздушные массы. Типы воздушных масс: арктические, умеренных широт, тропические, экваториальные; их свойства. Климат и климатические факторы. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.

Практикум.

1. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды.

2. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра.

3. Построение и анализ розы ветров.

4. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

5. Анализ погоды на ближайшие два-три дня.

Тема 8. Биосфера (2 ч)

        Биосфера. Состав биосферы, связь с другими сферами Земли. Особенность биосферы. В. И. Вернадский о биосфере. Границы распространения жизни на Земле. Человек — часть биосферы. Этапы взаимоотношения человека с биосферой. Круговорот веществ в биосфере. Единство человека и природы. Почва как особое природное образование. В. В. Докучаев — основатель науки о почвах — почвоведения. Свойства почвы. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия образования разных типов почв. Охрана почв. Наблюдение за почвенным покровом своей местности. Описание почвы. Разнообразие растений и животных и их распространение на Земле. Сохранение человечеством биоразнообразия на Земле.

Практикум.

1. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли.

 2.Описание одного растения или животного своей местности.

Тема 9. Географическая оболочка Земли (4 ч)

        Понятие «географическая оболочка». Состав и строение географической оболочки. Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Закономерности развития географической оболочки. Природные зоны Земли — зональные природные комплексы. Карта природных зон Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Ландшафт — природный, промышленный, сельскохозяйственный. Культурные ландшафты. Природное наследие.

Практикум.

1. Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах».

2. Моделирование возможных преобразований на участке культурного ландшафта своей местности с целью повышения качества жизни населения.

Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса:

Тема ”План и карта”

Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.

Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.

Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.

Тема ”Человечество на Земле”

Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.

Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония

Тема ”Литосфера”

Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская (Русская), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.

Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.

Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма ( Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.

Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские.

Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.

Тема ”Гидросфера”

Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.

Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.

Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.

Рифы: Большой Барьерный риф.

Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.

Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.

Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.

Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.

Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер

Календарно-тематическое планирование по географии 6 класс

урока

Содержание материала

Кол-во часов

Дата

Вид учебной деятельности

Приме-

чание

На какой Земле мы живем - 3 ч.

1-2.

Что такое география и как мы будем ее изучать. Как люди открывали Землю

Пр. работа №1. Анализ источников географической информации.

сформировать представление о форме и размерах Земли в древности;

знать предмет изучения географии, роль географии в жизни и деятельности людей, место географии в кругу других наук, историю развития географических знаний о земле, выдающихся путешественников и ученых, значение современных исследований;

познакомить учащихся с изменениями представлений человека о Земле, с научными и социально-экономическими предпосылками географических открытий;

уметь называть этапы географического познания Земли, ведущих путешественников и их открытия;

показывать практическое значение географических знаний на разных этапах развития человеческого общества, маршруты путешествий.

3.

География сегодня. 

Пр. работа №2. Составление схемы «Источники географической информации в нашей жизни».

Земля как планета - 2 ч.

4.

Мы во Вселенной.

Пр. работа №3. Подготовка сообщения «Земля во Вселенной».

Пр. работа №4. Обозначение на к/к материков и океанов.

сформировать представление о солнечной системе, Земле, Луне, видах движения Земли и их следствиях, о влияниях космоса на Землю и жизнь людей;

уметь показывать часовые пояса, пояса освещённости, тропики и полярные круги;

объяснять географические следствия вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца.

5.

Солнечный свет на Земле.

Пр. работа №5. Составление схемы «Тепловые пояса Земли».

План и карта - 5 ч.

6.

Ориентирование на местности.

Пр. работа №6. Ориентирование на местности при помощи компаса. Определение азимута.

сформировать знания о формах и размерах Земли, о глобусе как модели Земли, представление о географической карте как модели земной поверхности, о разнообразии карт и широких возможностях их использования, о градусной сетке на глобусе и карте, о различии изображения на них меридианов и параллелей.

знать содержание понятий: план местности, масштаб, абсолютная и относительная высота точек, географическая долгота, географическая широта, особенности различных видов изображения местности, форму и размеры Земли, определение карты, градусной сети на глобусе и карте, классификацию карт;

уметь определять по глобусу и карте расстояния и направления, показывать полюса, экватор, читать план местности,  пользоваться масштабом, изображать расстояние в нужном масштабе, определять абсолютную и относительную высоту отдельных точек; определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, Солнцу, направления, расстояния;

называть и показывать полюса, экватор, линии градусной сетки;

определять географическую широту и долготу по физической карте и глобусу, владеть приемом определения по шкале глубин и высот, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности.

7.

Земная поверхность на плане и карте.

8.

Географическая карта. Градусная сеть.

Пр. работа №7. Топографический диктант.

Пр. работа №8. Ориентирование по плану города.

Пр. работа №9. Чтение карт, космических снимков и аэрофотоснимков.

9.

Географические координаты

Пр. работа №10. Определение по карте и глобусу с помощью приборов географических координат, расстояний и направлений

10.

Обобщение по теме «Земля как планета».

Человек на Земле - 2 ч.

11.

Как люди заселяли Землю.

сформировать представление о составе населения мира, о внешних признаках расовых различий, о численности населения, причинах, влияющих на его изменения;

ознакомить с типами населенных пунктов и их отличиями;

показать влияние условий окружающей среды на человечество;

знать численность населения Земли, основные расы;

уметь приводить примеры крупнейших городов мира (3-4), крупнейших народов мира, наиболее распространенных языков, религий, крупнейших по численности и населению стран.

12.

Расы и народы.

Пр. работа №11,12. Нахождение на политической карте крупнейших государств мира и их столиц. Определение по карте ареалов распространения основных рас, народов, языков.

Литосфера - 5 ч.

13.

Земная кора – основная часть литосферы.

сформировать представление о внутреннем строении Земли и методах ее изучения, о горных породах, о видах равнин, горных системах, хребтах, типах гор по высоте, о вулканах и их строении, горячих источниках, гейзерах и причинах их возникновения, о рельефе дна океана, о видах движения земной коры, определять ГП гор и равнин, их высоту;

называть и показывать основные формы рельефа, крупнейшие горные системы и равнины земного шара, правильно подписывать их на контурной карте;

объяснять понятия «литосфера», «рельеф», «горные породы», «полезные ископаемые», «очаг», «эпицентр», «грабен»,  «горст», «материковая отмель»,  «шельф», «материковый склон», «глубоководный океанический желоб», «котловины»,  «срединно-океанический хребет»;

уметь различать по внешним признакам осадочные, магматические и метаморфические горные породы, различать происхождение горных пород по их свойствам, определять по карте глубину океана по цвету;

формировать умение показывать горы и равнины в контурных картах;

выяснять причины разнообразия рельефа дна Мирового океана. Научить определять по карте глубину океана по цвету.

14.

Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

Пр. работа №13. Изучение свойств горных пород и минералов.

15.

Движения земной коры.

Пр. работа №14. Разработка правил безопасного поведения во время стихийных бедствий.

16.

Рельеф Земли. Равнины.

Пр. работа №15. Обозначение на к/к крупнейших гор и равнин, районов размещения землетрясений и вулканов.

17.

Рельеф Земли. Горы суши.

Пр. работа №16, 17. Описание по карте гор и равнин по плану. Описание рельефа своей местности.

18.

Обобщение по теме «План и карта. Литосфера».

Гидросфера - 5 ч.

19.

Состав и строение гидросферы.

Пр. работа №18. Анализ интересных фактов о гидросфере, собранных в различных источниках, и написание аннотации к одному из источников информации.

сформировать представление о гидросфере ее роли в природе, о принципах различия свойств океанической воды, о солености, изменениях температуры воды на поверхности и с глубиной, о водах Мирового океана, о реке и ее частях, о частях речной системы и долины, о типах питания и режиме реки, о видах искусственных вод, о типах озерных котловин, бессточных и сточных озерах, о ледниках и видах подземных вод, об образовании волн, океанических течений, приливов и отливов, о снеговой линии;

знать состав гидросферы, составные части Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа дна Мирового океана, состав вод суши, особенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране;

объяснять понятия «море», «залив», «пролив», «остров», «полуостров», «архипелаг», «исток», «устье», «речная долина», «речная система», «бассейн реки», «водораздел», «водопад», «пороги»;

уметь определять географическое положение объектов гидросферы, определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависимость направления и характера течения рек от рельефа, определять по форме озерной котловины ее происхождение; 

высчитывать соленость, определять ГП реки;

работать с контурными картами при обозначении океанических течений;

называть и показывать  океаны, моря, заливы, проливы, острова, полуострова, течения, реки, озера;

развивать логическое мышление на основе взаимосвязи (зависимости) внешнего вида озер от происхождения котловин;

воспитывать любовь к рекам, учить видеть красоту равнинной и горной реки, бережное отношение к подземным водам.

20.

Мировой океан

21.

Воды Океана.

22.

Реки – артерии Земли.

Пр. работа №19, 20. Описание реки по плану. На примере местной реки установление связи гидросферы с оболочками Земли.

23.

Озера, подземные воды и ледники.

Пр. работа №21. Обозначение на к/к крупнейших рек и озер мира.

Атмосфера - 5 ч.

24.

Состав и строение атмосферы.

Пр. работа №22. Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды.

составных частях, со способами и средствами изучения атмосферы, о нагревании воздуха, о причинах закономерности изменения температуры в течение года, об атмосферном давлении и закономерностях его изменения, об образовании ветра и с видами ветра; о климате и причинах, влияющих на климат, о климатообразующих факторов, их влияние на климат местности, о влиянии климата и погоды на природу и жизнь человека;

объяснять понятия «атмосфера», «климат», «насыщенный и ненасыщенный пар», «абсолютная и относительная влажность воздуха», «атмосферные осадки»;

выявить причины формирования различных видов атмосферных осадков, зависимость количества водяного пара в воздухе, температуры воздуха и подстилающей поверхности;

развивать наблюдательность, логическое мышление на примерах предсказания погоды,  умение построения графиков годового хода температуры;

называть и показывать пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные и переходные климатические пояса, типы ветров и воздушных масс, пояса давления;

уметь объяснять  распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи,  причины образования ветра, атмосферных осадков;

умение чертить столбиковую диаграмму выпадения осадков, розу ветров и анализировать ее; строить график годового хода температуры;

определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур;

описывать погоду и климат своей местности;

установить взаимосвязь между высотой Солнца над горизонтом и температурой воздуха.

25.

Тепло в атмосфере.

Пр. работа №23. Определение среднесуточной температуры воздуха на основании показаний термометра.

26.

Давление и ветер. Влага в атмосфере.

Пр. работа №24. Построение и анализ розы ветров.

27.

Погода и климат.

Пр. работа №25,26. Анализ погоды на ближайшие 2-3 дня.

28.

Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей.

29.

Обобщение по темам «Гидросфера. Атмосфера».

Биосфера - 2 ч.

30.

Биосфера – земная оболочка.

Пр. работа №27. Составление схемы взаимодействия оболочек Земли.

сформировать представление об организмах как о компонентах природы, к числу которых относятся растения, животные, микроорганизмы, о неравномерном их распространении на земной поверхности, о целостности географической оболочки и о воздействии организмов на гидросферу, атмосферу, земную кору, о взаимосвязи условий внешней среды и биосферы, о географической оболочке и ее части – биосфере, о ПК как закономерном сочетании компонентов природы, составляющих одно целое;

знать разнообразие и неравномерность распространения растений и животных на Земле;

уметь объяснять причины неравномерного распределения организмов по Земле, приводить примеры;

объяснять воздействие организмов на земные оболочки, понятие «природный комплекс», взаимосвязи оболочек Земли и компонентов природы в природных комплексах;

показать взаимосвязь организмов, ПК и географической оболочки, взаимосвязь между условиями жизни и приспособлениями организмов, которые ими вызваны;

познакомить с яркими представителями различных природных зон.

31.

Биосфера – сфера жизни.

Пр. работа №28. Описание одного растения или животного своей местности.

Географическая оболочка Земли – 4ч.

32.

Географическая оболочка Земли.

33.

Природные зоны Земли.

Пр. работа №29. Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах».

34.

Природные зоны Земли

35.

Обобщение по темам «Биосфера. Географическая оболочка Земли».

Информационно-методическое сопровождение:

        Учебно-методическое:

1. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных организаций. - М.: «Просвещение», 2014.

2. Приложение на электронном носителе (DVD)

3. А.В. Матвеев. География. Планируемые результаты: карта прохождения рабочей программы 5-6. - М.: «Просвещение», 2014.

4. А.В. Супрычев. География. 6 класс: тетрадь для практических работ /А.В. Супрычев, А.Л. Григоренко, Н.В Григоренко.- М.: Аркти, Изд-во «Наша школа», 2014.

5. Атлас. География 6 класс. – М.: Дрофа, 2014.

        Информационное обеспечение:

1. Библиотека наглядных электронных пособий. География 6-11 кл. Электронный диск;

2. Интернет – ресурсы: http://fcior.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...