Рабочая программа по географии 10-11 кл
рабочая программа по географии (10 класс) на тему
Рабочая программа по географии 10-11 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии в 11 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы авторов - составителей: А. А. Летягин, И. В. Душина, В. Б. Пятунин, О. А. Бахчиева, Е. А. Таможняя. География: Программа. 6 – 10 классы общеобразовательных учреждений. Сборник программ: М.: Вентана - Граф, 2007.. Программа конкретизирует содержание разделов, дает допустимое распределение часов, определяет перечень практических работ. Эта программа рассчитана на 1 час в неделю. Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мира.М. «Просвещение»,2010г.
Курс географии в 10 - 11 классах «Экономическая и социальная география мира» имеет комплексный характер и включает основы различных географических наук. География — дисциплина, синтезирующая естественное и общественное направления в науке. Данный курс занимает важное место в системе географического образования, формирует широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивает географическое мышление, позволяет усвоить необходимые и достаточные, доступные всем учащимся знания и умения. Структура курса «Экономическая и социальная география мира» следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе — теоретических знаний и приемов самостоятельной работы.
Темы раздела «Общий обзор современного мира» — «Природа и человек в современном мире», «Население мира», «Мировое хозяйство и география отдельных отраслей» — создают теоретическую базу для последующего изучения регионов, субрегионов и отдельных стран. Теоретические положения применяются и конкретизируются в региональной части курса. В региональной части курса группировка регионов и стран построена на основе принципа географической смежности.
Важно обратить внимание на место изучения традиционно завершающей темы «Глобальные проблемы человечества». Усвоение основных глобальных проблем рассматривается в соответствующих разделах курса. Так, демографическая проблема изучается в теме «Население», а пути решения проблемы отсталости ряда стран усваиваются в региональном блоке. В завершении курса глобальные проблемы структурируются и обобщаются. Таким образом, учащиеся имеют возможность видеть результаты взаимодействия общества и природы в современных условиях.
Цель и задачи курса
Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.
Указанная цель раскрывается в основных задачах курса «Экономическая и социальная география мира»:
• сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;
• научить сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;
• развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
• формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;
• вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.
В процессе изучения курса идет опора на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. В качестве основных форм организации учебной деятельности используются лекции, семинары, практикумы, зачеты и т. д. Большое внимание уделяется практическим работам. Кроме этого, необходимо помнить о принципиально новом построении материала в учебнике, в связи с этим большое внимание уделяется организации работы с учебником и ИКТ-технолгиям
Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса будут использованы во всех сферах будущей деятельности, толерантного отношения и уважения к другим народам и культурам.
В процессе обучения постоянно сочетаются федеральный и НРК стандарта. Так как очень многие географические явления наблюдаются и объясняются на местном материале, происходящие в обществе.
В курсе «География 10 – 11 » реализуются все содержательные линии НРК.
Планируемые результаты обучения.
1.Прогнозировать и оценивать (формулировать гипотезы, предвидеть): изменения политической карты мира под влиянием международных отношений; ресурсообеспеченность стран и регионов мира различ. Видами ресурсов суши; роль ресурсов Мирового океана, климатических и космических ресурсов на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы; последствия опустынивания, обезлесения и пр.; последствия антропогенного загрязнения геосфер и в целом всей окружающей среды; темпы роста народонаселения Земли в целом, в отдельных регионах и странах мира; тенденции изменения возрастного состава населения; темпы урбанизации и ее влияние на окружающую среду; тенденции создания единых энергетических, транспортных и информационных систем в мировом хозяйстве; изменения в терр. структуре хозяйства крупных регионов и отд. стран.
2.Объяснять: причины изменений политической карты мира; различия в истории заселения, освоения и развития терр.; закономерности размещения осн. видов природных ресурсов; различия в естественном приросте населения, темпах и уровнях урбанизации отд. терр.; образование и развитие разных форм городского расселения (агломераций, мегалополисов); различия в степени заселенности отд. терр., обусловленные экономическими, историческими и природными причинами; миграционные процессы на примере отд. стран и регионов; направления миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отд. стран и регионов; причины наибольшего распространения китайского, английского, испанского, русского, арабского языков и языка хинди; причины демографического взрыва в ряде стран и регионов мира, роста народонаселения и их последствия; распространение мировых религий на Земле; особ. размещения осн. отраслей хозяйства; особенности отраслевой и терр. структуры мирового хозяйства; различия в уровнях экономического развития стран и регионов ; изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышл. и с\х, добывающей и обрабатывающей отр. Промышленности в структуре хозяйства; причины возникновения региональных и отраслевых группировок в системе МГРТ; осн. специализацию районов старого и нового освоения; геогр. особенности стран «новой индустриализации», «переселенческого типа», «нефтедоллара»; специализацию хозяйства отдельных стран и регионов мира, особенности состава и структуры их хозяйства, участие в географическом разделении труда; уникальность и общечеловеческую ценность объектов, занесенных в межд. Реестры памятников природы и культуры; причины возн. глобальных проблем человечества ; применение в процессе учебного познания понятий: политико-географическое положение страны географическая среда, природопользование, ресурсообеспеченность, воспроизводство населения, урбанизация, НТР, мировое хозяйство, международное географическое разделение труда, «зленная революция» и глобальные проблемы человечества.
3.Описывать:одну из отраслей мирового зозяйства; один из районов старого или нового промышленного, с/х ,городского, транспортного или рекреационного строительства; географическую специфику страны ( по выбору).
4.Определять (измерять):принадлежность объектов природы к определенным видам природных ресурсов; ресурсообеспеченность отдельными видами ресурсов; рациональность или нерациональность использования минеральных, почвенных, водных, биологических ресурсов; особенности ЭГП объектов; общие тенденции развития объектов и явлений; крупнейших экспортеров и импортеров важнейших видов промышленной и с/х продукции; функции крупнейших городов мира; условия возникновения и развития крупных зон туризма и рекреации.
5.Называть и показывать: крупнейшие по площади и населению страны мира и их столицы; осн. виды природных ресурсов; мировые центры и районы: месторождений пол. ископаемых, промышленные, с/х, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные; основные средства и методы получения географической информации; основные регионы повышенной плотности населения на Земле; крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно-исторические центры; меры по охране вод Океана и суши; тенденции изменения структуры мирового хозяйства; осн. формы международных экономических отношений; крупнейшие индустриальные страны мира; примеры районов нового освоения; примеры свободных экономических зон мира.
Распределение учебных часов по разделам программы.
Название темы | Количество часов |
Раздел 1 Общая характеристика мира.(изучается в 10 лассе) Тема1.Современная политическая карта мира. Тема 2.География мировых природных ресурсов. Тема 3.География населения мира. Тема 4.Научно-техническая революция и мировое хозяйство. Тема 5. География отраслей мирового хозяйства. Раздел 2.Региональная характеристика мира.(изучается в 11 классе) Тема 6.Зарубежная Европа Тема 7 .Зарубежная Азия. Тема 8.Африка. Тема 9. Северная Америка. Тема 10. Латинская Америка. Тема 11. Австралия и Океания. Тема 12.Глобальные проблемы человечества. Мир в XXI веке | 3 5 5 4 13 7 9 3 5 3 2 2 1 |
Всего 70 часов, 35ч в 10 классе, 35 ч в 11 классе.
Практических работ - 29, из них оценочных -12 (6 работ в 10 классе, 4 работы в 11 классе)
Оценочные практические работы
1. Составлен. Политико-геогр. комментариев к событиям, происх. на политической карте мира. Характеристика ПГП страны, его изменений во времени (форма выполнения: графическая, картографическая, словесная)
2. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира
3. Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений пол. иск. и районов их выгодных территориальных сочетаний
4. Объяснение процессов воспроизводства населения в 2-х регионах мира (по выбору)
5. Создание картосхемы размещения основных промышл. районов мира.
6. Составлен. Экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира ( форма вып.-реферат, сочинение, картосхема).
7. Создать экономико-географическое обоснование размещения 2-3 отраслей промышленности в одной из стран.
8. Составить сравнительную экономико-географическую характеристику стран «большой семерки»
9. Для каждого из макрорегионов США объяснить влияние природных факторов на развитие их хозяйства, особенности жизни и быта населения
10. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата
Тематическое планировании е 10 кл.
№ п\п | Тематика проводимых уроков | Вид урока | Формы контроля | ИКТ | Количество часов | ||
По программе | Фактически проведено | ||||||
1. | Раздел 1 Общая характеристика мира. Введение. | вводный | 1 | ||||
2. | Тема1.Современная политическая карта мира. Многообразие стран мира. Пр.р.2 «Составлен. Политико-геогр. комментариев к событиям, происх. на политической карте мира. Характеристика ПГП страны, его изменений во времени (форма выполнения: графическая, картографическая, словесная) | Изучения нового материала | опрос | ИКТ | 1 | ||
3. | Влияние международных отношений на политическую картину мира. | Изучения нового материала | Опрос, практическая работа | 1 | |||
4. | Государственный строй стран мира. Пр.р.1 «Составление систематизирующей табл. «Госуд. строй стран мира». | Изучения нового материала | зачет | 1 | |||
5. | Тема 2.География мировых природных ресурсов. Взаимодействие общества и природы: качественно новый этап. | Изучения нового материала | опрос | ИКТ | 1 | ||
6. | Мировые природные ресурсы. Понятие о ресурсообеспеченности. Классификация природных ресурсов.Пр.р.3 «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира». | Изучения нового материала | Опрос, практическая работа | 1 | |||
7. | Пр.р.4 «Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений пол. иск. и районов их выгодных территориальных сочетаний». | практикум | опрос | 1 | |||
8. | Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы. | Изучения нового материала | практическая работа | ИКТ | 1 | ||
9. | Пути решения экологических проблем. Экологическая политика. Пр.р.5 «Обсуждение проблемы Средиземноморье в прошлом , настоящем и будущем. Ресурсы и экология»и пути ее решения». | Изучения нового материала | Опрос | ИКТ | 1 | ||
10. | Тема 3.География населения мира. Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика.Пр.р 10«Объяснение процессов воспроизводства населения в 2-х регионах мира (по выбору)» | Изучения нового материала | Опрос, практическая работа | ИКТ | 1 | ||
11. | Состав (структура) населения (половой, возрастной; трудовые ресурсы).Пр.р.7 «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира». | Изучения нового материала | Опрос, практическая работа | ИКТ | 1 | ||
12. | Размещение и миграции населения (внешние, внутренние, трудовые) Пр.р.9 «Объяснение причин миграционных процессов в пределах Европы, С.Америки и евроазиатского пространства». | Изучения нового материала | Опрос, практическая работа | ИКТ | 1 | ||
13. | Пр.р.8 «Объяснение (на основе изучения материалов учебника) региональных и межотраслевых различий в занятости населения в сферах материального и нематериального производства». | практикум | Опрос, практическая работа | 1 | |||
14. | Городское и сельское население. Понятие об урбанизации. Крупнейшие мегалополисы мира. Особенности сельского расселения в разных регионах.Пр.р.6 «Объяснение (на базе источников географической информации) особенностей урбанизации одной из территорий по выбору (запад США, Великобритания, Юг Италии и др.) | Изучения нового материала | практическая работа | ИКТ | 1 | ||
15. | Тема 4.Научно-техническая революция и мировое хозяйство. НТР и мировое хозяйство. Понятие об НТР. Характерные черты и составные части НТР. | Изучения нового материала | Опрос | ИКТ | 1 | ||
16. | Мировое хозяйство. Понятие о мировом хозяйстве. История его формирования. Географическая «модель» мирового хозяйства.Пр.р.11 «Составление характеристики осн. центров современного мирового хозяйства». | Изучения нового материала | Опрос | 1 | |||
17. | Отраслевая и терр. структура хозяйства. Региональная политика в экономически развитых и развивающихся странах.Пр.р.12 «Составление типологической схемы терр. структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся страны». | Изучения нового материала | Опрос, практическая работа | 1 | |||
18. | Воздействие НТР на размещение; районы старого и нового освоения; старые и новые факторы размещения Пр.р.13 « Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил». | Изучения нового материала | Опрос, практическая работа | 1 | |||
19. | Тема 5. География отраслей мирового хозяйства. Отрасли мирового хозяйства. География промышленности. Пр.р.14 «Создание картосхемы размещения основных промышл. районов мира». | Изучения нового материала | Опрос, практическая работа | ИКТ | 1 | ||
20. | Топливная промышленность. | Изучения нового материала | Опрос, практическая работа | ИКТ | 1 | ||
21. | Электроэнергетика. | Изучения нового материала | опрос | ИКТ | 1 | ||
22. | Горнодобывающая промышленность. Осн. черты географии черной и цветной металлургии | Изучения нового материала | опрос | ИКТ | 1 | ||
23. | Особенности географии машиностроения, химической, лесной, текстильной отраслей.Пр.р.15 «Составлен. Экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира ( форма вып.-реферат, сочинение, картосхема)». | Изучения нового материала | опрос | ИКТ | 1 | ||
24. | География с/х и рыболовства. | Изучения нового материала | Опрос, практическая работа | ИКТ | 1 | ||
25. | Растениеводство. | Изучения нового материала | опрос | ИКТ | 1 | ||
26. | Животноводство | Изучения нового материала | опрос | ИКТ | 1 | ||
27. | География транспорта. Сухопутный транспорт. | Изучения нового материала | опрос | ИКТ | 1 | ||
28. | Морской транспорт: внутренний водный.Воздушный.Пр.16 «Определ. преобладающих видов транспорта в субрегионах мира, оценка степени его развития; составление проекта развития трансп. систем для одного из регионов» | Изучения нового материала | опрос | ИКТ | 1 | ||
29. | География международных экономических отношений. Международная торговля. | Изучения нового материала | Опрос, практическая работа | ИКТ | 1 | ||
30. | Международный туризм. Пр.р.17 « Сост. картосхемы осн. районов межд. туризма для старого и нового света, выделение регионов с сочетанием памятников природы и культуры, прокладка на к/карте маршрутов мирового круизного туризма». | Изучения нового материала | проект | ИКТ | 1 | ||
31. | География непроизводственной сферы. | Изучения нового материала | Опрос, практическая работа | ИКТ | 1 | ||
32. | Резерв | 1 | |||||
33. | Резерв | 1 | |||||
34. | Резерв | 1 |
Тематическое планирование 11 кл.
№ п\п | Тематика проводимых уроков | Вид урока | Формы контроля | ИКТ | Количество часов | ||
По программе | Фактически проведено | ||||||
1. | Введение. | вводный | 1 | ||||
2. | Тема 6.Зарубежная Европа Общая характеристика. Политическая карта. Природ. условия и ресурсы. | Изучения нового материала | опрос | презентация | 1 | ||
3. | Население.Пр.р.18 «Охарактеризовать проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зар. Европы». | Изучения нового материала | опрос | 1 | |||
4. | Хозяйство.Пр.р.19 «Создать экономико-географическое обоснование размещения 2-3 отраслей промышленности в одной из стран» | Изучения нового материала | Опрос, работа на Конт. карте | презентация | 1 | ||
5. | Географический рисунок расселения и хозяйства. | Изучения нового материала | опрос | 1 | |||
6. | Восточная Европа. | Изучения нового материала | опрос | презентация | 1 | ||
7. | Центральная Европа. ФРГ. | Изучения нового материала | опрос | презентация | 1 | ||
8. | Франция. Великобритания. Пр.р.20 «Составить сравнительную экономико-географическую характеристику стран «большой семерки» | Изучения нового материала | опрос | презентация | 1 | ||
9. | Северная и Южная Европа. | Изучения нового материала | Опрос, практическая работа | презентация | 1 | ||
10. | Тема 7 .Зарубежная Азия. Общая характеристика региона( пр. условия, ресурсы, население). | Изучения нового материала | опрос | презентация | 1 | ||
11. | Хозяйство: уровень развития и международная специализация. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. | Изучения нового материала | опрос | презентация | 1 | ||
12. | Субрегионы Зарубежной Азии:Ю-В Азия, Ю-З Азия | Изучения нового материала | опрос | презентация | 1 | ||
13. | Центральная и Восточная Азия. | Изучения нового материала | опрос | презентация | 1 | ||
14. | Китай Пр.р.21 «Характеристика специализации осн. с/х районов Китая, объяснение причин». | Изучения нового материала | опрос | презентация | 1 | ||
15. | Япония. | Изучения нового материала | Опрос, практическая работа | презентация | 1 | ||
16. | Япония.Пр.р.22 Отражение на картосхеме межд. экономических связей Японии». | практикум | опрос | 1 | |||
17. | Индия. | Изучения нового материала | Опрос, практическая работа | презентация | 1 | ||
18. | Индия.Пр.р.23 «Оценка природных предпосылок для развития промышленности и с/х Индии». | практикум | опрос | 1 | |||
19. | Тема 8.Африка. Общая характеристика. Политическая карта. Природные условия и ресурсы. Население. | Изучения нового материала | Опрос, практическая работа | презентация | 1 | ||
20. | Хозяйство.Пр.р.24 « Составление прогноза экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использ. Их природных ресурсов. Страны, кот. имеют наибольшие перспективы успешного развития». | Изучения нового материала | опрос | презентация | 1 | ||
21. | Деление Африки на субрегионы. ЮАР. | Изучения нового материала | Опрос, практическая работа | презентация | 1 | ||
22. | Тема 9. Северная Америка. США:ГП, граница. Население. | Изучения нового материала | опрос | презентация | 1 | ||
23. | Хозяйство. Промышленность | Изучения нового материала | опрос | презентация | 1 | ||
24. | Хозяйство. С/х.Пр.р.25 « Составлен. картосхемы районов загрязнения окр. среды в США, выявление источников загрязнителей, предложение путей решения экологических проблем». | Изучения нового материала | опрос | презентация | 1 | ||
25. | Макрорегионы США.Пр.р.26 «Для каждого из макрорегионов США объяснить влияние природных факторов на развитие их хозяйства, особенности жизни и быта населения». | Изучения нового материала | Опрос, практическая работа | презентация | 1 | ||
26. | Канада. | Изучения нового материала | опрос | презентация | 1 | ||
27. | Тема 11. Австралия и Океания. Общая ЭГХ региона. | Изучения нового материала | опрос | презентация | 1 | ||
28. | Пр.р.28 «Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата». | практикум | опрос | 1 | |||
29. | Тема 12.Глобальные проблемы человечества. Общая характеристика. | Изучения нового материала | Практическая работа | презентация | 1 | ||
30. | Пр.р.29 «Разработка проекта решения одной из проблем (продовольственной, энергетической и др.) с опорой на гипотезы, теории, концепции, существующие в др. областях научных знании». | практикум | опрос | 1 | |||
31. | Мир в начале XXI века. | Изучения нового материала | Практическая работа | презентация | 1 | ||
32. | Резерв 3 часа |
Составитель – Потапова И.Л. учитель 1 квалификационной категории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/11/picture-446631-1399820389.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/11/picture-446631-1399820389.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев
Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/11/picture-446631-1399820389.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/11/picture-446631-1399820389.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником: В...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/04/picture-888937-1486222731.jpg)
Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС
Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/26/picture-626183-1430069827.jpg)
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...