Рабочая программа по географии 10-11 кл
рабочая программа по географии (10 класс) на тему

Потапова Ирина Леонидовна

Рабочая программа по географии 10-11 кл

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_programma_10-11_kl_geo.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

           Рабочая программа по географии в 11 классе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы авторов - составителей: А. А. Летягин, И. В. Душина, В. Б. Пятунин, О. А. Бахчиева, Е. А. Таможняя. География: Программа. 6 – 10 классы общеобразовательных учреждений. Сборник программ: М.: Вентана - Граф, 2007.. Программа  конкретизирует содержание разделов, дает допустимое распределение часов, определяет перечень практических работ. Эта программа рассчитана на 1 час в неделю. Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.П. Максаковский Экономическая и социальная география мира.М. «Просвещение»,2010г.

   Курс географии в 10 - 11 классах «Экономическая и социальная география мира» имеет комплексный характер и включает основы различных географических наук. География — дисциплина, синтезирующая естественное и общественное направления в науке. Данный курс  занимает важное место в системе географического образования, формирует широкие представления о социально-экономической составляющей географической картины мира и развивает географическое мышление, позволяет усвоить необходимые и достаточные, доступные всем учащимся знания и умения. Структура курса «Экономическая и социальная география мира» следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе — теоретических знаний и приемов самостоятельной работы.

  Темы раздела «Общий обзор современного мира» — «Природа и человек в современном мире», «Население мира», «Мировое хозяйство и география отдельных отраслей» — создают теоретическую базу для последующего изучения регионов, субрегионов и отдельных стран. Теоретические положения применяются и конкретизируются в региональной части курса. В региональной части курса группировка регионов и стран построена на основе принципа географической смежности.

  Важно обратить внимание на место изучения традиционно завершающей темы «Глобальные проблемы человечества». Усвоение основных глобальных проблем рассматривается в соответствующих разделах курса. Так, демографическая  проблема изучается в  теме  «Население»,  а пути решения проблемы отсталости ряда стран усваиваются в региональном блоке. В завершении курса глобальные проблемы структурируются и обобщаются. Таким образом, учащиеся имеют возможность видеть результаты взаимодействия общества и природы в современных условиях.

Цель и задачи курса

    Главной целью курса является формирование у школьников законченных широких представлений о социально-экономической составляющей географической картины мира.

   Указанная цель раскрывается в основных задачах курса «Экономическая и социальная география мира»:

• сформировать систему знаний об экономических и социальных проблемах современного мира для целостного осмысления единства природы и общества на планетарном и региональном уровнях;

•   научить сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

•   развить у школьников познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

•   формировать географическую культуру и географическое мышление учащихся, воспитывать чувство патриотизма;

•   вооружить учащихся специальными и общеучебными умениями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.        

   В процессе изучения курса идет опора на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. В качестве основных форм организации учебной деятельности используются лекции, семинары, практикумы, зачеты и т. д. Большое внимание уделяется практическим работам. Кроме этого, необходимо помнить о принципиально новом построении материала в учебнике, в связи с этим большое внимание уделяется организации работы с учебником  и ИКТ-технолгиям

   Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса будут использованы во всех сферах будущей деятельности, толерантного отношения и уважения к другим народам и культурам.

   В процессе обучения постоянно сочетаются федеральный и НРК стандарта. Так как очень многие географические явления наблюдаются и объясняются на местном материале, происходящие в обществе.

В курсе «География 10 – 11 » реализуются все содержательные линии НРК.

Планируемые результаты обучения.

  1.Прогнозировать и оценивать (формулировать гипотезы, предвидеть): изменения политической карты мира под влиянием международных отношений; ресурсообеспеченность стран и регионов мира различ. Видами ресурсов суши; роль ресурсов Мирового океана, климатических и космических ресурсов на качественно новом этапе взаимодействия общества и природы; последствия опустынивания, обезлесения и пр.; последствия антропогенного загрязнения геосфер и в целом всей окружающей среды; темпы роста народонаселения Земли в целом, в отдельных регионах и странах мира; тенденции изменения возрастного состава населения; темпы урбанизации и ее влияние на окружающую среду; тенденции создания единых энергетических, транспортных и информационных систем в мировом хозяйстве; изменения в терр. структуре хозяйства крупных регионов и отд. стран.

  2.Объяснять: причины изменений политической карты мира; различия в истории заселения, освоения и развития терр.; закономерности размещения осн. видов природных ресурсов; различия в естественном приросте населения, темпах и уровнях урбанизации отд. терр.; образование и развитие разных форм городского расселения (агломераций, мегалополисов); различия в степени заселенности отд. терр., обусловленные экономическими, историческими и природными причинами; миграционные процессы на примере отд. стран и регионов; направления миграций, влияние их на состав и структуру трудовых ресурсов отд. стран и регионов; причины наибольшего распространения китайского, английского, испанского, русского, арабского языков и языка хинди; причины демографического взрыва в ряде стран и регионов мира, роста народонаселения и их последствия; распространение мировых религий на Земле; особ. размещения осн. отраслей хозяйства; особенности отраслевой и терр. структуры мирового хозяйства; различия в уровнях экономического развития стран и регионов ; изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами, промышл. и с\х, добывающей и обрабатывающей отр. Промышленности в структуре хозяйства; причины возникновения региональных и отраслевых группировок в системе МГРТ; осн. специализацию районов старого и нового освоения; геогр. особенности стран «новой индустриализации», «переселенческого типа», «нефтедоллара»; специализацию хозяйства отдельных стран и регионов мира, особенности состава и структуры их хозяйства, участие в географическом разделении труда; уникальность и общечеловеческую ценность объектов, занесенных в межд. Реестры памятников природы и культуры; причины возн. глобальных проблем человечества ; применение в процессе учебного познания понятий: политико-географическое положение страны  географическая среда, природопользование, ресурсообеспеченность, воспроизводство населения, урбанизация, НТР, мировое хозяйство, международное географическое разделение труда, «зленная революция» и глобальные проблемы человечества.

  3.Описывать:одну из отраслей мирового зозяйства; один из районов старого или нового промышленного, с/х ,городского, транспортного или рекреационного строительства; географическую специфику страны ( по выбору).

  4.Определять (измерять):принадлежность объектов природы к определенным видам природных ресурсов; ресурсообеспеченность отдельными видами ресурсов; рациональность или нерациональность использования минеральных, почвенных, водных, биологических ресурсов; особенности ЭГП объектов; общие тенденции развития объектов и явлений; крупнейших экспортеров и импортеров важнейших видов промышленной и с/х продукции; функции крупнейших городов мира; условия возникновения и развития крупных зон туризма и рекреации.

  5.Называть и показывать: крупнейшие по площади и населению страны мира и их столицы; осн. виды природных ресурсов; мировые центры и районы: месторождений пол. ископаемых, промышленные, с/х, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные; основные средства и методы получения географической информации; основные регионы повышенной плотности населения на Земле; крупнейшие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно-исторические центры; меры по охране вод Океана и суши; тенденции изменения структуры мирового хозяйства; осн. формы международных экономических отношений; крупнейшие индустриальные страны мира; примеры районов нового освоения; примеры свободных экономических зон мира.

Распределение учебных часов по разделам программы.

Название темы

Количество часов

Раздел 1 Общая характеристика мира.(изучается в 10 лассе)

Тема1.Современная политическая карта мира.

Тема 2.География мировых природных ресурсов.

Тема 3.География населения мира.

Тема 4.Научно-техническая революция и мировое хозяйство.

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства.

 Раздел 2.Региональная характеристика мира.(изучается в 11 классе)

Тема 6.Зарубежная Европа

Тема 7 .Зарубежная Азия.

Тема 8.Африка.

Тема  9. Северная Америка.

Тема 10. Латинская Америка.

Тема 11. Австралия и Океания.

Тема 12.Глобальные проблемы человечества.

Мир в XXI веке

3

5

5

4

13

7

9

3

5

3

2

2

1

Всего 70 часов, 35ч в 10 классе, 35 ч в 11 классе.

Практических работ  - 29, из них оценочных -12 (6 работ в 10 классе, 4 работы в 11 классе)

Оценочные практические работы

1. Составлен. Политико-геогр. комментариев к событиям, происх. на политической карте мира. Характеристика ПГП страны, его изменений во времени (форма выполнения: графическая, картографическая, словесная)

2. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира

3. Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений пол. иск. и районов их выгодных территориальных сочетаний

4. Объяснение процессов воспроизводства населения в 2-х регионах мира (по выбору)

5. Создание картосхемы размещения основных промышл. районов мира.

6. Составлен. Экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира ( форма вып.-реферат, сочинение, картосхема).

7. Создать экономико-географическое обоснование размещения 2-3 отраслей промышленности в одной из стран.

8. Составить сравнительную экономико-географическую характеристику стран «большой семерки»

9. Для каждого из макрорегионов США объяснить влияние природных факторов на развитие их хозяйства, особенности жизни и быта населения

10. Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата

Тематическое планировании е 10 кл.

№ п\п

Тематика проводимых уроков

Вид урока

Формы контроля

ИКТ

Количество часов

По программе

Фактически проведено

1.

Раздел 1

Общая характеристика мира.

Введение.

вводный

1

2.

Тема1.Современная политическая карта мира.

Многообразие стран мира. Пр.р.2 «Составлен. Политико-геогр. комментариев к событиям, происх. на политической карте мира. Характеристика ПГП страны, его изменений во времени (форма выполнения: графическая, картографическая, словесная)

Изучения нового материала

опрос

ИКТ

1

3.

Влияние международных отношений на политическую картину мира.

Изучения нового материала

Опрос, практическая работа

1

4.

Государственный строй стран мира. Пр.р.1 «Составление систематизирующей табл. «Госуд. строй стран мира».

Изучения нового материала

зачет

1

5.

Тема 2.География мировых природных ресурсов.

Взаимодействие общества и природы: качественно новый этап.

Изучения нового материала

опрос

ИКТ

1

6.

Мировые природные ресурсы. Понятие о ресурсообеспеченности.

Классификация природных ресурсов.Пр.р.3 «Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран или регионов мира».

 Изучения нового материала

Опрос, практическая работа

1

7.

Пр.р.4 «Составление картосхемы размещения крупнейших месторождений пол. иск. и районов их выгодных территориальных сочетаний».

практикум

опрос

1

8.

Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы.

Изучения нового материала

практическая работа

ИКТ

1

9.

Пути решения экологических проблем. Экологическая политика. Пр.р.5 «Обсуждение проблемы Средиземноморье в прошлом , настоящем и будущем. Ресурсы и экология»и пути ее решения».

Изучения нового материала

Опрос

ИКТ

1

10.

Тема 3.География населения мира.

Численность и воспроизводство населения мира. Демографическая политика.Пр.р 10«Объяснение процессов воспроизводства населения в 2-х регионах мира (по выбору)»

Изучения нового материала

Опрос, практическая работа

ИКТ

1

11.

Состав (структура) населения

(половой, возрастной; трудовые ресурсы).Пр.р.7 «Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира».

Изучения нового материала

Опрос, практическая работа

ИКТ

1

12.

Размещение  и миграции населения (внешние, внутренние, трудовые) Пр.р.9 «Объяснение причин миграционных процессов в пределах Европы, С.Америки и евроазиатского пространства».

Изучения нового материала

Опрос, практическая работа

ИКТ

1

13.

Пр.р.8 «Объяснение (на основе изучения материалов учебника) региональных и межотраслевых различий в занятости населения в сферах материального и нематериального производства».

практикум

Опрос, практическая работа

1

14.

Городское и сельское население. Понятие об урбанизации. Крупнейшие мегалополисы мира. Особенности сельского расселения в разных регионах.Пр.р.6 «Объяснение (на базе источников географической информации)

особенностей урбанизации одной из территорий по выбору (запад США, Великобритания, Юг Италии и др.)

Изучения нового материала

практическая работа

ИКТ

1

15.

Тема 4.Научно-техническая революция и мировое хозяйство.

НТР и мировое хозяйство. Понятие об НТР. Характерные черты и составные части НТР.

Изучения нового материала

Опрос

ИКТ

1

16.

Мировое хозяйство. Понятие о мировом хозяйстве. История его формирования. Географическая «модель» мирового хозяйства.Пр.р.11 «Составление характеристики осн. центров современного мирового хозяйства».

Изучения нового материала

Опрос

1

17.

Отраслевая и терр. структура хозяйства. Региональная политика в экономически развитых и развивающихся странах.Пр.р.12 «Составление типологической схемы терр. структуры хозяйства экономически развитой и развивающейся страны».

Изучения нового материала

Опрос, практическая работа

1

18.

Воздействие НТР на размещение; районы старого и нового освоения; старые и новые факторы размещения Пр.р.13 « Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил».

Изучения нового материала

Опрос, практическая работа

1

19.

Тема 5. География отраслей мирового хозяйства.

Отрасли мирового хозяйства. География промышленности.

Пр.р.14 «Создание картосхемы размещения основных промышл. районов мира».

Изучения нового материала

Опрос, практическая работа

ИКТ

1

20.

Топливная промышленность.

Изучения нового материала

Опрос, практическая работа

ИКТ

1

21.

Электроэнергетика.

Изучения нового материала

опрос

ИКТ

1

22.

Горнодобывающая промышленность. Осн. черты географии черной и цветной металлургии

Изучения нового материала

опрос

ИКТ

1

23.

Особенности географии машиностроения, химической, лесной, текстильной отраслей.Пр.р.15 «Составлен. Экономико-географической характеристики одной из отраслей (по выбору) промышленности мира

( форма вып.-реферат, сочинение, картосхема)».

Изучения нового материала

опрос

ИКТ

1

24.

География с/х и рыболовства.

Изучения нового материала

Опрос, практическая работа

ИКТ

1

25.

Растениеводство.

Изучения нового материала

опрос

ИКТ

1

26.

Животноводство

Изучения нового материала

опрос

ИКТ

1

27.

География транспорта. Сухопутный транспорт.

Изучения нового материала

опрос

ИКТ

1

28.

Морской транспорт: внутренний водный.Воздушный.Пр.16 «Определ. преобладающих видов транспорта в субрегионах мира, оценка степени его развития; составление проекта развития трансп. систем для одного из регионов»

Изучения нового материала

опрос

ИКТ

1

29.

География международных экономических отношений. Международная торговля.

Изучения нового материала

Опрос, практическая работа

ИКТ

1

30.

Международный туризм. Пр.р.17 « Сост. картосхемы осн. районов межд. туризма для старого и нового света, выделение регионов с сочетанием памятников природы и культуры, прокладка на к/карте маршрутов мирового круизного туризма».

Изучения нового материала

проект

ИКТ

1

31.

География непроизводственной сферы.

Изучения нового материала

Опрос, практическая работа

ИКТ

1

32.

Резерв

1

33.

Резерв

1

34.

Резерв

1

Тематическое планирование 11 кл.

№ п\п

Тематика проводимых уроков

Вид урока

Формы контроля

ИКТ

Количество часов

По программе

Фактически проведено

1.

Введение.

вводный

1

2.

Тема 6.Зарубежная Европа

Общая характеристика. Политическая карта. Природ. условия и ресурсы.

Изучения нового материала

опрос

презентация

1

3.

Население.Пр.р.18 «Охарактеризовать проблемы природных и трудовых ресурсов в процессе интеграции стран Зар. Европы».

Изучения нового материала

опрос

1

4.

Хозяйство.Пр.р.19 «Создать экономико-географическое обоснование размещения 2-3 отраслей промышленности в одной из стран»

Изучения нового материала

Опрос, работа на Конт. карте

презентация

1

5.

Географический рисунок расселения и хозяйства.

Изучения нового материала

опрос

1

6.

Восточная Европа.

Изучения нового материала

опрос

презентация

1

7.

Центральная Европа. ФРГ.

Изучения нового материала

опрос

презентация

1

8.

Франция. Великобритания.

Пр.р.20 «Составить сравнительную экономико-географическую характеристику стран «большой семерки»

Изучения нового материала

опрос

презентация

1

9.

Северная и Южная Европа.

Изучения нового материала

Опрос, практическая работа

презентация

1

10.

Тема 7 .Зарубежная Азия.

Общая характеристика региона( пр. условия, ресурсы, население).

Изучения нового материала

опрос

презентация

1

11.

Хозяйство: уровень развития и международная специализация. Охрана окружающей среды и экологические проблемы.

Изучения нового материала

опрос

презентация

1

12.

Субрегионы Зарубежной Азии:Ю-В Азия, Ю-З Азия

Изучения нового материала

опрос

презентация

1

13.

Центральная и Восточная Азия.

Изучения нового материала

опрос

презентация

1

14.

Китай Пр.р.21 «Характеристика специализации осн. с/х районов Китая, объяснение причин».

Изучения нового материала

опрос

презентация

1

15.

Япония.

Изучения нового материала

Опрос, практическая работа

презентация

1

16.

Япония.Пр.р.22 Отражение на картосхеме межд. экономических связей Японии».

практикум

опрос

1

17.

Индия.

Изучения нового материала

Опрос, практическая работа

презентация

1

18.

Индия.Пр.р.23 «Оценка природных предпосылок для развития промышленности и с/х Индии».

практикум

опрос

1

19.

Тема 8.Африка.

Общая характеристика. Политическая карта. Природные условия и ресурсы. Население.

Изучения нового материала

Опрос, практическая работа

презентация  

1

20.

Хозяйство.Пр.р.24 « Составление прогноза экономического развития стран Африки на базе эффективного и рационального использ. Их природных ресурсов. Страны, кот. имеют наибольшие перспективы успешного развития».

Изучения нового материала

опрос

презентация

1

21.

Деление Африки на субрегионы. ЮАР.

Изучения нового материала

Опрос, практическая работа

презентация

1

22.

Тема  9. Северная Америка.

США:ГП, граница. Население.

Изучения нового материала

опрос

презентация

1

23.

Хозяйство. Промышленность

Изучения нового материала

опрос

презентация

1

24.

Хозяйство. С/х.Пр.р.25 « Составлен. картосхемы районов загрязнения окр. среды в США, выявление источников загрязнителей, предложение путей решения экологических проблем».

Изучения нового материала

опрос

презентация

1

25.

Макрорегионы США.Пр.р.26 «Для каждого из макрорегионов США объяснить влияние природных факторов на развитие их хозяйства, особенности жизни и быта населения».

Изучения нового материала

Опрос, практическая работа

презентация

1

26.

Канада.

Изучения нового материала

опрос

презентация

1

27.

Тема 11. Австралия и Океания.

Общая ЭГХ региона.

Изучения нового материала

опрос

презентация

1

28.

Пр.р.28 «Составление картосхемы, отражающей международные экономические связи Австралийского Союза, объяснение полученного результата».

практикум

опрос

1

29.

Тема 12.Глобальные проблемы человечества.

Общая характеристика.

Изучения нового материала

Практическая работа

презентация

1

30.

Пр.р.29 «Разработка проекта решения одной из проблем (продовольственной, энергетической и др.) с опорой  на гипотезы, теории, концепции, существующие в др. областях научных знании».

практикум

опрос

1

31.

Мир в начале XXI века.

Изучения нового материала

Практическая работа

презентация

1

32.

Резерв 3 часа

Составитель – Потапова И.Л. учитель 1 квалификационной категории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География материков и океанов.7 класс» УМК: География материков и океанов. В.А.Коринская, И.В.Душина, В.А.Щенев

Данная рабочая программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю. Реализация учебной программы обеспечивается учебником  География материков и океанов. 7 класс: учебник для общеобразовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «Экономическая и социальная география мира» 10-11 класс УМК: Экономическая и социальная география мира. Максаковский В.П.

Рабочая программа  рассчитана на  70 часов: в 10 классе 35 часов по 1часу в неделю; в 11 классе 35 часов по 1часу в неделю.Реализация учебной программы обеспечивается учебником:  В...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...