Уро географии 6 класс Природные зоны мира
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

 Природные зоны мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока географии в 6 классе

«Природные зоны Земли»

Цель:

Сформировать у учащихся представление о природных зонах.

Задачи урока:

1.Образовательные:

   -познакомить с географическим положением природных зон;

   -познакомить с особенностями природы и типичными представителями растительного и животного мира.

2. Развивающие:

   - развивать познавательный интерес у учащихся, внимание;

   - продолжить формирование умений и навыков работы с картой, учебником, атласом.

3.Воспитательные:

  - воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения;

  - формировать убежденность в необходимости сохранения природы.

Методы и приемы:

  -словесный( рассказ учителя, беседа);

  -наглядный (компьютерный);

  - частично-поисковый и исследовательский);

  - работа в парах.

Тип урока: изучение новой темы с использованием ИКТ.

Оборудование: презентация «Природные зоны Земли», фрагменты видеофильмов о животных и растениях разных природных зон (пустыни, саванн и редколесий, экваториальных лесов), карта природных зон мира.

 «Помни! Нельзя защитить то, чего не любишь.
  Нельзя любить то, чего не знаешь!»

Ход урока

1.Организационный момент.

Учитель:                    Я спешу  сказать вам - «Здравствуйте»,

Чтоб пожелать здоровья доброго.

  Я спешу  сказать вам – «Благости»,

  Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам - «Радости»,

                                      Удач, успехов и везенья!

                                      Чтоб пожелать всем в этом зале

                                       Прекраснейшего настроения!

 Доброе утро, дорогие ребята!  Я счастлива, видеть ваши сияющие глаза, и начинаем наш   урок географии!

2. Актуализация знаний.

Учитель: Проведем экспресс - опрос. На листочках записываем ответы да или нет.

- Путешественники ходили друг к другу в гости с острова на остров пешком.

- Уральские горы разделяют Европу и Азию.

- Волга, Обь, Енисей, Амур, Лена – реки России.

- На политической карте нанесены горы и равнины.

- Луна – звезда, ведь она светится.

- Земля делает оборот вокруг Солнца за сутки, а вокруг оси - за год.

- Природные зоны сменяются с запада на восток.

- Самое глубокое озеро – Каспийское.

- В озере Байкал пресная вода.

- Карта – модель Земли.
Учитель:
Сверьте свои ответы с ключом. Оцените себя
10-9 верных ответов «5»

8-7  верных ответов «4»

6-5  верных ответов  «3»

4     верных ответа «2»
(На доске «ключ» : нет, да, да, нет, нет, нет, нет, нет, да, нет)

Учитель:-  Везде ли на Земле одинаковый климат? (Нет) Слайд 4 

-  От чего зависит различие климат? (От количества тепла, температуры, о угла падения солнечных лучей. Чем ближе к экватору, тем выше температуры, чем дальше от экватора – ближе к полюсам, тем ниже температуры.)  Слайд 5 

- Что такое широтная зональность? (Изменение природных зон с широтой) 

-  Как на Земле изменяется широтная зональность? (От экватора к полюсам, по широтам) 

3. Изучение новой темы.

Учитель: Чтобы определить тему сегодняшнего урока воспользуемся методом «Ассоциации».

(Просмотр музыкальных фрагментов «Песенка эскимоса», «Учкудук, три колодца…».)

Задание: Назовите по одному слову, которое означает вызванную ассоциацию. (природа, север, пустыня, мираж, холод, жара и т.д)

Учитель: Как вы думаете, о чем речь пойдет на нашем уроке?

Ученики: О природных зонах

Учитель:   Чтоб урок пошел вам впрок,

                   Активно включайся в работу, дружок.

                    Мы сегодня с вами будем наблюдать ,

                    Делать вывод, рассуждать

                     Природные зоны изучать.

Учитель:   Подумайте, пожалуйста, чему бы вы сами хотели сегодня на уроке научиться, что нового узнать? (каждый ученик на отельных листках записывает свои цели изучения темы)Эти листки размещаются на «Дереве ожиданий».       

Учитель:    Это будет не простой урок, мы вместе с вами  совершим увлекательное путешествие. Вы время путешествия вы узнаете много  и услышите много интересного о природе нашей земли.

Скажите, ребята какие знания нужны будут в путешествии? (правильное умение работать с картой, наблюдательность,знания)  

Учитель: Собрав, свой багаж мы отправляемся  в путешествие по природным зонам Земли, и будем говорить не только о том, что климат влияет на количество видов, обитающих в разных природных зонах, но и о том, как животные и растения приспособились к этим внешним условиям среды.

    Но, как и все путешественники и исследователи, во время нашей экспедиции мы будем собирать информацию о природных зонах и делать  записи в черновиках, чтобы вернувшись назад, обработать все собранные материалы, просмотреть их, и затем оформить в виде плакатов, тем самым навсегда запечатлеть наше путешествие.

    Каждый из вас получает листы-путеводтели. Это ваши черновики, в которых вы можете во время нашего виртуального путешествия (при просмотре презентации и по ходу моего рассказа) записывать названия животных, растений и особенности климата разных природных зон.

Слайд 7. Учитель раздает листы-путеводители по природным зонам.

Таблица 1. Путеводный лист по природным зонам

Природные зоны

Климатические особенности

Животный мир

Растительный мир

Экваториальные леса

Лесная зона

Степная зона

Зона пустынь

Зона саванны

Арктические пустыни и тундра

Учитель: Ребята, давайте исследуем карту и познакомимся с природными зонами.

Учащиеся знакомятся с картой природных зон, каким цветом изображены природные зоны, выясняют, как от экватора к полюсам сменяются зональные природные комплексы – природные зоны.

     Есть пространства  на Земле, которые получают от Солнца примерно одинаковое количество тепла и света, а с осадками- влаги. В этих местах одинаковые природные условия и живут приспособившиеся  к ним одинаковые растения  и животные.

Природная зона - обширная территория с разнообразным рельефом, на который формировался определенный климат. В зависимости от климата в природной зоне произрастают определенные типы растений и обитают разные животные.

Учитель: Историческая справка

Наличие закономерности смены природных зон обнаружил немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт. Устанавливая и анализируя изменения климата и растительности, установил, что между ними существует тесная связь. Изменение климата (в первую очередь, тепла и влаги) вызывает зональное размещение не только растений, но и животных, почв, водного режима рек и т.д.

А в XIX веке Василий Васильевич Докучаев доказал, что зональность это общий закон природы. Следствием зональности является существование природных или как еще их называют, географических зон.

Учитель: От чего зависит разнообразие природных зон?

 (от географической широты, соотношения тепла и влаги, рельефа, от типа почвы и др.)

Учитель: Познакомимся с первой природной зоной 

Слайд №9   Арктические пустыни и тундра    

   Учитель: Найдите эти зоны на карте. Дополните предложение

Слайд№ 10  Расположены за Северным полярным кругом, на побережье и островах... океана

Слайды:№ 11-17

Слайд №18  Леса 

Учитель:  На какие две группы делятся леса ? (Работа с учебником на стр147)

(Хвойно-широколиственные и  (смешанные) и тайга).

Учитель: Исследуйте карту природных зон и ответьте : Лесная зона встречается на материках… (Евразия и Северная Америка.)

Слайды:№19-22

. Смешанные леса встречаются также в Северной Америке, на Дальнем Востоке, в умеренном поясе Азии, в Карпатах и на Кавказе

Учащиеся заполняют бортовой журнал.

Слайд № 23     Степи

Учитель: Найдите на картах зону степей. На каких материках расположена зона степей?

Слайды №24-26

Учащиеся заполняют бортовой журнал.

 Слайд №27  Пустыни

Учитель: Определите географическое положение. На каких материках расположена зона пустынь?

Слайды № 28-30

Просмотр фильма «Пустыни»[6]

Учащиеся заполняют бортовой журнал.

Слайд  №31  Саванны. 

Учитель: Определите географическое положение . На каких материках расположена зона саванн?

Слайды№ 32-33

Просмотр фильма «Саванны»

Учащиеся заполняют бортовой журнал.

Слайд № 34  Влажные экваториальные леса. Учитель: Найдите эту зону на карте. Определите географическое положение.

   (  По обе стороны от экватора, между северным и южным тропиком расположен влажный экваториальный  лес.)

Слайды №35-37

Просмотр фильма

Учащиеся заполняют бортовой журнал

4.Обобщение

  Учитель Мы вернулись из нашего путешествия и сейчас нам предстоит обработать  всю информацию и материалы, которые мы собрали в нашем путешествии.

1 ряд: арктические пустыни и тундра, и редколесий, лесная зона

2 ряд: , зона саванн степная зона.

3 ряд: зона пустыни, зона экваториальных лесов.

– У вас есть ваши бортовые журналы с записями, которые вам помогут..

– Теперь ваша задача выбрать представителей, которые  рассказывать об особенностях ваших природных зон.

(Выступление представителей от каждого ряда)

  Учитель:  Необходимо обратить внимание на то, что многие природные зоны мира сильно изменены человеком: леса вырубаются, луга и пашни истощаются. Во всех природных зонах возникают крупные города, прокладываются дорожные трассы, ведется добыча полезных ископаемых. Воздействие человека на природные зоны приводит к  тому, что многие растения и животные находятся под угрозой вымирания

5. Физминутка Слайд №38-39 (1 минута)

Я по природным зонам иду (ходьба на месте),
Замечаю на ходу,
Как над морем буйных трав
Шею вытянул жираф (руки вверх, потягивание).
У меня над головой (наклоны в стороны с поднятыми руками)
Пальма зашуршит листвой,
Но придется приседать (приседания),
Чтобы нам грибов набрать.
Вот лисица пробежала (рукой провести слева вправо)
Тут же белка проскакала (другой рукой провести справа влево)
А огромный серый слон (круг руками)
Посылает нам поклон (наклоны вперед).
Мы прогулку завершим (ходьба на месте)
И за парты поспешим (садятся на свои места) .

6. Закрепление.

Учитель: Ребята, настало время проверить, хорошо ли усвоили новую тему!

1 задание: Расположите природные зоны с севера на юг. Цифра один поставлена. Расставьте вверху цифры 2, 3,4,5,6, 7, 8,9

                                                                                                             1              

Степи, тундра, лесотундра, полупустыни, зона арктических пустынь, тайга, смешанные леса, широколиственные леса, субтропическая зона, лесостепи.

 (Работа в парах.)  

Учитель: 2 задание : Почемучкины вопросы «Угадай природную зону»( по рядам)Слайды№ 40-45


Зимы здесь холодные. Но хвойные деревья: ель, сосна, пихта - приспособились к таким условиям. Из животных встречаются медведь, волк, лось и другие.
(ТАЙГА)


Здесь круглый год тепло и влажно. Это нравится растениям. Эта природная зона самое богатое видами природное сообщество.
(ЭКВАТОРИАЛЬНЫЕ ЛЕСА)


В этой природной зоне всегда низкие температуры, почва скована многолетней мерзлотой. Здесь растут мхи, лишайники, карликовые деревья.
(ТУНДРА)


Самая засушливая природная зона. В ней растут верблюжья колючка, саксаул; из животных встречаются джейран, варан, верблюд.
(ПУСТЫНЯ)


В этой природной зоне растут теплолюбивые лиственные деревья: дуб, клен, липа. Животный мир разнообразен.(ЛЕСА)

Это царство льда и холода  (АРКТИКА)

Учитель: 3 задание. ИГРА «ДА-НЕТ

Ели вы считаете, что я говоря верно хлопайте в ладоши , если нет- молчите.

Самой влажной природной зоной Земли является пустыня. (НЕТ)
В пустынях растут ель, береза, осина, верблюжья колючка, саксаул. (НЕТ)
В Антарктиде   водятся пигвины (ДА)

Зона саван расположена на Северном полюсе? (нет)

В зоне степей много птиц? (Да)

Крокодилы , дегемоты водятся во влажных экваториальных лесах? (ДА)

7. Рефлексия. Слайд №46
 Интерактивная игра «Что-то новенькое»

 Учитель: Каждый ряд получает листок, на котором  каждый ученик должен написать термины и понятия, географические названия, имена географов, названия растений и животных, которые были изучены на уроке. Листок получают учащиеся, сидящие на последних партах. Ученик пишет термин или понятие и передаёт листок впереди сидящему. Побеждает ряд, который запишет наибольшее количество слов по теме урока.

Учитель: А теперь оцените свое эмоциональное состояние с помощью солнышка.

8. Заключение

      Перед нашим путешествием мы ставили цели.   Как вы считаете, достигли ли мы поставленных целей?
Учитель:

Наш урок- путешествие подошел к концу. В заключение мне хочется прочитать вам слова писателя Николая Сладкова, обращенные к нам, людям, с призывом сохранить красоту природы:

«Можно, ли представить себе землю птиц? Mоре без чаек. Степь без  жаворонков, горы без орлов.. Или лес без кукушки и иволги? Луг дергача, поле без перепелки. Речные заросли без соловьев....

Скучно станет, неинтересно. Мертво и глухо.

Все живое пропитано поэзией и красотой. И мы все это можем видеть и ощущать». И чем больше человек видит и чувствует красоту - тем больше он человек.

Любите ребята, природу-

Пустыни, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней мы с тобой родились,

Живем мы с тобой на ней.

Так будем же, люди все вместе

Мы к ней относится добрей

9. Выставление оценок.

Д/З – написать письмо другу о своем путешествии по любой природной зоне.

- нарисовать плакат «Природная зона…..»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по теме "Природные зоны мира" География.7 класс

Итоговый тест в двух вариантах для проверки знаний учащихся 7 класса по теме "Природные зоны мира"....

география 7 класс "Природные зоны Африки"

Открытый урок по географии  7 класс "Природные зоны Африки"...

Разработка урока по географии 6 класс "Природные зоны"

Урок посвящен теме "Природные зоны мира",при изучение природных зон детям читаются стихи русских поэтов о разных природных зонах, которые предают уроку ноты лирики. Урок был показан учителям географам...

Разработка урока географии в 6 классе Природные зоны Земли

Размещение большенства природных комплексов на Земле подчинено закону широтной зональности...

Опорные конспекты на уроках географии. Урок географии в 6 классе "Природные зоны Земли"

В данной методической разработке показано использование технологии опорных конспектов по методике В. Ф. Шаталова на уроках географии.  Тема урока: Природные зоны Земли - зональные природные ...

Презентация к уроку географии.Природные зоны Мира. 6 класс.

Презентация к уроку географии в 6 классе по теме "Природные зоны Мира"....

Презентация по географии"Природные зоны мира".

Данная презентация может быть использована учителями географии в 7 классе при изучении темы "Природная зональность....