Рабочая программа по географии, 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Косенкова Жанна Александровна

Настоящая программа по географии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта образования для основной школы, примерной программы по географии для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов, в соответствии с требованиями программы развития МОУ лицея №29 г.Тамбова, регионального компонента.

В программе предусмотрено изучение регионального компонента «Географическое краеведение».

Используемый УМК:

В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География. Землеведение – М.: Дрофа, 2008.

Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.

Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.

Мультимедийная программа: География 6-10 класс. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_geografii_2014-2015.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

лицей №29

Рассмотрена на заседании
МО
.биологии, географии, химии

протокол №______

от «_____» _________________20__ г.

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МАОУ лицея №29

_____________А.И. Мексичев

приказ № ____от______20__ г.

Рекомендована к утверждению

педагогическим советом

протокол № __

от «_____» ____________ 20__ г.

Рабочая программа по
географии                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Для 6 класса

на 2014-2015 учебный год

  1. Пояснительная записка.

Настоящая программа по географии для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта образования для основной школы, примерной программы по географии для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов, в соответствии с требованиями программы развития МОУ лицея №29 г.Тамбова, регионального компонента.

В программе предусмотрено изучение регионального компонента «Географическое краеведение».

Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний.

При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе.

Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Цели:

 освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Цель курса:

 заложить основы географического образования учащихся.

Задачи:

  • показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
  • приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире;
  • познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
  • научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе, лаборатории;
  • показать школьникам что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,

составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Используемый УМК:

В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. География. Землеведение – М.: Дрофа, 2008.

Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс – М.: Дрофа, 2007.

Атлас. Физическая география, начальный курс. 6 класс.

Мультимедийная программа: География 6-10 класс.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 35 часов для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1-го учебного часа в неделю.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов.

Количество часов

Всего 35 часов; в неделю 1 час.

В рабочей программе предусмотрено следующее распределение часов:

1

Введение. Земля во Вселенной

2

2

Географические модели Земли

7

3

Земная кора

6

4

Атмосфера

5

5

Гидросфера

4

6

Биосфера

4

7

Географическая оболочка

2

8

ОБЖ

5

              Перечень практических работ:

1.

Практическая работа «Составление простейших  планов местности»

2.

Практическая работа «Определение географических координат»

3.

Практическая работа:

 « Обозначение на  к/к крупнейших гор и равнин мира Определение г. п. гор и равнин по плану».

4.

Практическая работа: «Нанесение на к/к объектов гидросферы»

Требования к уровню подготовки учащихся

  1. Введение. Земля во вселенной.

Содержание

Земля и космос. Земля – часть Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.Движение Земли Форма и размеры Земли 

Знать:

- длину окружности Земли и ее средний радиус;

- как изменялись представления людей о форме и природе Земли в древнем мире, путешествия Х.Колумба и Ф.Магеллана;

- состав Солнечной системы;

- причину смены времен года, дня и ночи;

- размеры Земли.

Уметь:

- ориентироваться по Солнцу, звездам;

- различать планеты земной группы и планеты-гиганты

  1. Географические модели Земли.

Содержание

Глобус Градусная сеть. Географические координаты. Изображение земной поверхности на плоскости. Аэрофотоснимки и космические снимки Географические планы и карты. Глазомерная съемка   

Знать:

- как изменялись представления о форме и природе Земли в древнем мире;

- различие в изображении местности на рисунке, космическом снимке, плане;

- условные топографические знаки;

- способы изображения абсолютных высот точек (отметками и горизонталями);

- линии градусной сетки – меридианы и параллели;

- способы изображения неровностей земной поверхности.

Уметь:

- определять по плану направления, расстояния, объекты местности, абсолютную высоту отдельных точек;

- выполнять на местности элементы глазомерной съемки;

- определять направление, географические координаты и высоту точек;

- выполнять задачи на ориентирование в данной точке по плану местности, карте, на местности.

  1. Земная кора.

Содержание

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры Разнообразие горных пород Земная кора и литосфера – каменная оболочка Земли. Разнообразие рельефа Земли Движение земной коры Землетрясение Вулканизм Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание Работа текучих вод, ледников и ветра Главные формы рельефа суши.

Рельеф дна океанов Человек и земная кора

Знать:

- основные формы рельефа Земли;

- виды движения земной коры;

- виды выветривания;

- влияние на рельеф суши выветривания, текучих вод, ледников, ветра;

- положение на карте полушарий: влк. Ключевская сопка, Кавказских, Уральских, Скандинавских гор, Памира, Гималаев, Анд, Кордильер; в океане – хребта Ломоносова и Среднеокеанического, равнин – Восточно-Европейской с Волдайской и Среднерусской возвышенностями; Амазонской и Западно-Сибирской низменности; плоскогорий – Среднесибирского и аравийского;

- своеобразие рельефа, горных пород своей местности и причин их обусловивших;

- значение особенностей рельефа своей местности для человека.

Уметь:

- различать по внешним признакам осадочные и магматические горные породы;

- показывать по карте , определять географическое положение гор и равнин, их высоту;

- обозначать и подписывать географические объекты на контурной карте;

- определять по карте глубины океанов.

  1. Гидросфера

Содержание

Воды на Земле. Круговорот воды в природе .Мировой океан – основная часть гидросферы Свойства океанических вод Движение воды в океане. Волны Течения

Реки. Жизнь рек. Озера и болота

Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Человек и гидросфера.

Знать:

- составные части гидросферы: океаны, моря, воды суши, вода атмосферы;

- мировой круговорот воды;

- части океана;

- среднюю соленость вод океана;

- виды движения вод в океане;

- способы изображения вод суши на плане местности и на карте;

- положение на карте морей: Черного, Берингова, Средиземного, Красного; проливов – Берингова, Дрейка, Магелланова; заливов – Бискайского, Бенгальского, Гудзонов; островов – Гренландии, Гавайских; полуостровов – Камчатки, Аравийского, Индостан; впадины – Марианской; течений – Гольфстрим, Лабрадорского, Западных ветров; рек – Волги, Енисея, амазонки, Нила, Оби, Лены; озер – Каспийского, Байкала, Ладожского, Средиземного;

- особенности вод своей местности, их принадлежность к речному бассейну, зависимость от рельефа, причины изменения их состояния по временам года, хозяйственное значение, меры по бережному использованию и охране.

Уметь:

- определять по карте глубины морей и океанов;

- показывать по карте и определять географическое положение объектов;

- обозначать и подписывать географические объекты на контурной карте;

- устанавливать на местности и по картам зависимость направления и характера течения рек от рельефа.

  1. Атмосфера.

Содержание

Из чего состоит атмосфера и как она устроена.Нагревание воздуха и его температура

Зависимость температуры воздуха от географической широты. Влага в атмосфере

Атмосферные осадки. Давление атмосферы Ветры. Погода Климат. Человек и атмосфера.  

Знать:

- суточный и годовой ход температуры воздуха на разных широтах в связи с изменением высоты солнца;

- образование ветра и зависимость его скорости от разницы атмосферного давления;

- основные виды облаков, осадки;

- положение поясов освещенности на глобусе и на карте;

- причины смены времен года;

- зависимость климата от географической широты, значение атмосферы и необходимость охраны воздуха;

- типичные погоды своей местности по сезонам года;

- характеристику климата своей местности.

Уметь:

- наблюдать погоду, фиксировать данные, объяснять изменения погоды;

- измерять при помощи приборов температуру, давление воздуха, направление и скорость ветра;

- вычислять среднюю температуру воздуха и строить график за месяц, год;

- строить розу ветров, диаграммы облачности и осадков;

- составлять описание погоды за сутки, месяц, приводить примеры взаимодействия компонентов природы;

- объяснять причину смены времен года своей местности.

  1. Биосфера. Географическая оболочка.

Содержание

Что такое биосфера. Роль биосферы в природе Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане Жизнь на поверхности суши. Леса Жизнь в безлесных пространствах Почва Человек и биосфера. Из чего состоит географическая оболочка. Территориальные комплексы ПК Тамбовской области. Меры охраны природы

»

Знать:

- строение и состав биосферы;

- особенности сфер земли, связи между ними;

- внешний облик представителей органического мира гидросферы;

- особенности приспособлений к условиям существования отдельных животных и растений;

- строение и типы почв, плодородие почв, типы почв своей местности;

своеобразие природного комплекса своей местности и его причины, использование человеком, меры по охране природы.

Уметь:

- приводить примеры взаимодействия компонентов природы;

- составлять описание природного комплекса своей местности.

Краеведение

План и карта

 Тамбовская область на географической карте. Путешествие по картам области

Рельеф и минеральные богатства Тамбовской области

Строение поверхности территории Тамбовской области. Основные формы рельефа. Горные породы и минеральные богатства

Погода и климат Тамбовской области

Времена года и типы погод. Распределение климатических показателей по территории области. Климат своей области. Климат и человек

Воды суши Тамбовской области.

Разнообразие вод суши тамбовской области. Роль водных ресурсов в жизни человека.

Органический мир родного края.

 Растительный и животный мир. Почвы.  Природные комплексы родного края Меры по охране природы.

Население Тамбовской области

Население , его численность, плотность. Основные типы населенных пунктов Тамбовской области.

Знать:

  • Основные формы рельефа, горные породы и минеральные богатства

  • Как распределяются климатические показатели по территории области
  • Как влияет человек на климат
  • Своеобразие природного комплекса своей местности и его причины
  • Значение особенностей рельефа своей местности для человека.

Уметь: 

  • наблюдать погоду, фиксировать данные, объяснять изменения погоды соей местности;
  •  измерять при помощи приборов температуру, давление воздуха, направление и скорость ветра;
  • вычислять среднюю температуру воздуха и строить график за месяц, год свой местности;
  •  объяснять причину смены времен года своей местности.
  • составлять описание природного комплекса своей местности.

ОБЖ

 Природа и человек .Ориентирование на местности. Опасные погодные явления. Опасные ситуации в природных условиях. Акклиматизация человека в разных климатических условиях. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. Акклиматизация человека в горной местности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...