рабочая программа по географии 7 класс
рабочая программа по географии (7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации г. Дзержинска Нижегородской области
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 20»
Рассмотрено ШМО естественнонаучного цикла Протокол №___от «__»____2014 г. Руководитель ШМО_____________ | Утверждаю Директор МОУ СОШ № 20 Тараканова В.Б. ________________________ «__»_____2014 г. | Согласовано Заместителем директора по УВР Степыкина Т.В.______________ «____»__________2014 г. |
Рабочая программа курса
География
для 7 класса
общеобразовательных учреждений
(базовый уровень)
УМК: Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В
Составитель рабочей программы:
учитель географии; МБОУ СОШ №20
первой квалификационной категории
Орлова Татьяна Александровна
г. Дзержинск – 2014 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии в 7 классе разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта, региональным базисным планом Нижегородской области и Программы по географии для общеобразовательных учреждений, 2009 год. Авторы программы – А.И. Алексеев, Е. К. Липкина, В. В. Николина. Используемый учебник: География. Страны и континенты. 7 класс Учебник для общеобразовательных учреждений Под редакцией А.И.Алексеева М «Просвещение». 2011г.
Курс «География материков и океанов» создает у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрывает разнообразие ее природы и населения, знакомит со странами и народами, формирует представления страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи образ страны во всем ее многообразии и целостности. Курс позволяет расширить географический кругозор учеников, повысить уровень их географической и общей культуры. Данное планирование рассчитано на 68 часов (2 часа в неделю).
Основная цель курса –овладение школьниками системой физико-географических, картографических, социально-экономических, экологических, краеведческих знаний, умений, ценностных отношений; освоение путей применения знаний в разнообразных ситуациях; формирование у школьников социальных, коммуникативных, географических компетенций.
Курс «География материков и океанов» состоит из IV разделов – «Население Земли», «Природа Земли», «Природные комплексы и регионы», «Материки и страны». Каждый раздел включает темы, логически следующие друг за другом, практические работы, помогающие отрабатывать навыки работы с картами атласа, контурными картами, статистическими данными, ориентированы они на формирование умений оценивать, прогнозировать, объяснять, описывать, определять, называть и показывать.
В учебный процесс включены следующие типы уроков: изучение нового материала, комбинированный, урок-практикум, обобщающий, проверки знаний, деловой игры, конференции и другие.
Основными видами контроля на уроках являются: тестовый контроль, географический диктант, устный и письменный контроль.
Основные образовательные технологии: Технология развития критического мышления через чтение и письмо, Метод проектов,Игровые технологии, информационные технологии.
Требования к уровню подготовки учащихся
1. Знать/понимать:
- основные источники информации, необходимые для изучения курса;
- различие географических карт по содержанию, масштабу;
- способы картографического изображения;
- основные языковые семьи;
- основные религии мира;
- причины неравномерности размещения населения;
- основные типы стран, столицы, крупные города;
- происхождение материков, строение земной коры;
- основные типы воздушных масс и их свойства;
- закономерности распределения температур воздуха, поясов атмосферного давления и осадков на поверхности Земли;
- причины образования поверхностных течений;
- зависимость характера течения рек от рельефа;
- зависимость режима и водоносности рек от климата;
- происхождение озерных котловин;
- влияние хозяйственной деятельности людей на реки и озера;
- особенности размещения растительного и животного мира, почв на земле;
- что такое природная зона, причина и закономерности смены природных зон на Земле;
- материки и океаны как крупные природные комплексы Земли;
- особенности природы Тихого, Атлантического, Индийского, Северного Ледовитого океанов;
- виды хозяйственной деятельности в океане, меры по охране океанов от загрязнений;
- главные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии: основные формы рельефа, особенности климата, крупнейшие реки и озера, растительный и животный мир; природные зоны материков;
- население материка, его занятия и образ жизни; основные проблемы населения материка.
2. Уметь:
- использовать различные источники географической информации для объяснения изучаемых явлений и процессов;
- анализировать общегеографические и тематические карты;
- анализировать климатические диаграммы, таблицы;
- описывать природные зоны;
- обозначать на контурных картах изучаемые географические объекты;
- выбирать карты нужного содержания и устанавливать по ним особенности природы, населения, занятий и хозяйственной деятельности населения материков, отдельных стран;
- выявлять и описывать на основе карт и других источников информации характерные черты природы, населения, хозяйства отдельных территорий;
- показывать по карте географические объекты, названные в учебнике;
- создавать продукты самостоятельной деятельности (рефераты, доклады).э
3. Оценивать:
- географическое положение материков и отдельных стран;
- изменения природы материков под воздействием хозяйственной деятельности человека;
- жизнь, быт, традиции населения материков и отдельных стран;
- географические путешествия по материкам;
- современные проблемы отдельных стран и материков.
Распределение учебных часов по темам программы
№ | Название раздела, тема урока
| Количество часов | |
По авторской программе | По рабочей программе | ||
1 | Введение | 3 | 3 |
2 | Тема I. Население Земли. | 6 | 6 |
3 | Тема II. Природа Земли. | 13 | 13 |
4 | Тема III. Природные комплексы и регионы. | 4 | 5 |
5 | Тема IV. Материки и страны. | 34 | 41 |
10 ч. резерв | |||
70 | 68 |
Практических работ 33 , из них оценочных – 10
Оценочные практические работы.
- Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем
- Описание одного из климатических поясов по плану.
- Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер
- Описание природных зон по плану
- Описание океана по плану
- Обозначение на контурной карте Африки изучаемых географических объектов
- Определение по карте географического положения Австралии.
- Описание Амазонки по плану.
- Сравнительная характеристика природных богатств горного пояса и равнин Северной Америки
- Составление по картам сравнительного географического описания стран
7 КЛАСС. ГЕОГРАФИЯ. СТРАНЫ И КОНТИНЕНТЫ
Введение (3 ч)
Как мы будем изучать географию в 7 классе. Что необходимо помнить при изучении географии. Взаимодействие человека с окружающей средой. Природные ресурсы и их виды. Рациональное использование природных ресурсов. Охрана природы. Особо охраняемые территории. Новое в учебнике.
Географические карты. Как Земля выглядит на картах разных проекций. Способы изображения явлений и процессов на картах. Общегеографические и тематические карты.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Анализ фотографий, рисунков, картин.
Практикум. 1. Описание одного из видов особо охраняемых территорий (по выбору) по плану: а) название; б) географическое положение; в) год создания; г) объект охраны (кто или что находится под охраной); д) уникальность объекта или вида; д) меры, принимаемые заповедником (заказником) для сохранения объекта или вида. 2. Анализ карт географического атласа.
Тема 1. Население Земли (6 ч)
Народы, языки и религии. Народы и языки мира. Отличительные признаки народов мира. Языковые семьи. Международные языки. Основные религии мира.
Города и сельские поселения. Различие городов и сельских поселений. Крупнейшие города мира и городские агломерации. Типы городов и сельских поселений.
Страны мира. Многообразие стран мира. Республика. Монархия. Экономически развитые страны мира. Зависимость стран друг от друга.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 2). Изучение населения по картам и диаграммам: численность, размещение и средняя плотность.
Практикум. 1. Анализ карты «Народы и плотность населения мира». 2. Определение на карте крупнейших городов мира. 3. Составление таблицы «Самые многонаселенные страны мира».
Тема 2. Природа Земли (14 ч)
Развитие земной коры. Формирование облика Земли. Цикличность тектонических процессов в развитии земной коры. Геологические эры. Литосферные плиты. Суть гипотезы А. Вегенера.
Земная кора на карте. Платформа и ее строение. Карта строения земной коры. Складчатые области. Складчато-глыбовые и возрожденные горы. Размещение на Земле гор и равнин.
Природные ресурсы земной коры. Природные ресурсы и их использование человеком. Формирование магматических, метаморфических и осадочных горных пород. Размещение полезных ископаемых.
Практикум. 1. Обозначение на контурной карте крупнейших платформ и горных систем. 2. Определение по карте строения земной коры закономерностей размещения топливных и рудных полезных ископаемых.
Температура воздуха на разных широтах. Распределение температур на Земле. Тепловые пояса. Изотермы.
Давление воздуха и осадки на разных широтах. Распределение атмосферного давления и осадков на земном шаре.
Общая циркуляция атмосферы. Типы воздушных масс и их свойства. Пассаты. Западные ветры умеренных широт. Восточные (стоковые) ветры полярных областей. Муссоны.
Климатические пояса и области Земли. Роль климатических факторов в формировании климата. Зональность климата. Основные и переходные климатические пояса. Климат западных и восточных побережий материков.
Практикум. 1. Анализ карты «Среднегодовое количество осадков». 2. Анализ карты «Климатические пояса и области Земли». 3. Описание одного из климатических поясов по плану: а) название; б) положение относительно экватора и полюсов; в) господствующие воздушные массы; г) средние температуры января и июля; д) годовое количество осадков; е) климатические различия и их причины; ж) приспособленность населения к климатическим условиям данного пояса. 4. Изучение климатической диаграммы. 5. Анализ погоды в различных частях земного шара на основе прогнозов Интернета, телевидения, газет.
Океанические течения. Причины образования океанических течений. Виды океанических течений. Основные поверхностные течения Мирового океана. Океан и атмосфера.
Реки и озера Земли. Зависимость рек от рельефа и климата. Крупнейшие реки Земли. Распространение озер на Земле. Крупнейшие озера мира.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Поиск информации в Интернете.
Практикум. 1. Характеристика течения Западных Ветров с использованием карты по плану: а) географическое положение; б) вид течения по физическим свойствам воды (холодное, теплое); в) вид течения по происхождению; г) вид течения по устойчивости (постоянное, сезонное); д) вид течения по расположению в толще вод (поверхностное, глубинное, придонное). 2. Нанесение на контурную карту крупнейших рек и озер Земли.
Растительный и животный мир Земли. Биоразнообразие. Значение биоразнообразия. Биомасса. Закономерности распространения животных и растений. Приспособление растений и животных к природным условиям. Основные причины различий флоры и фауны материков.
Почвы. Почвенное разнообразие. Закономерности распространения почв на Земле. В. В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности. Типы почв и их особенности. Охрана почв.
Тема 3. Природные комплексы и регионы (5 ч)
Природные зоны Земли. Понятие «природная зона». Причины смены природных зон. Изменение природных зон под воздействием человека.
Практикум. 1. Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны Земли». 2. Описание природных зон по плану.
Океаны. Мировой океан как природный комплекс Земли. Океаны Земли — Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый. Особенности природы океанов. Освоение Океана человеком. Экологические проблемы Мирового океана. Использование и охрана Мирового океана.
Практикум. 1. Описание океана по плану. 2. Сравнение океанов (по выбору).
Материки. Материки как природные комплексы Земли. Материки — Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия. Последовательность изучения материков и стран. Описание материка. Описание страны.
Практикум. Установление сходства и различия материков на основе карт и рисунков учебника.
Как мир делится на части и как объединяется. Материки и части света. Географический регион. Понятие «граница». Естественные и условные границы. Объединение стран в организации и союзы. Организация Объединенных Наций (ООН). Сотрудничество стран. Диалог культур.
Тема 4. Материки и страны (34 ч)
Африка: образ материка. Географическое положение, размеры и очертания Африки. Крайние точки. Береговая линия. Особенности земной коры и рельефа материка. Полезные ископаемые. Особенности климата. Особенности внутренних вод, их зависимость от рельефа и климата.
Африка в мире. История освоения Африки. Население Африки и его численность. Расовый и этнический состав. Мозаика культур. Крупные города. Занятия африканцев. Африка — беднейший материк мира.
Путешествие по Африке. Путешествие с учебником и картой — способ освоения географического пространства. Географические маршруты (траверзы) по Африке.
Маршрут Касабланка — Триполи. Узкая полоса африканских субтропиков, страны Магриба, Атласские горы: особенности природы. Занятия населения. Культура. Карфаген — памятник Всемирного культурного наследия. Сахара — «желтое море» песка. Особенности природы Сахары. Занятия населения. Кочевое животноводство. Проблемы опустынивания, голода. Маршрут Томбукту — Лагос. Саванна: особенности природы.
Маршрут Лагос — озеро Виктория. Лагос — крупнейший город Нигерии. Население. Нигер — одна из крупнейших рек континента. Особенности влажных экваториальных лесов. Река Конго. Пигмеи. Массив Рувензори. Маршрут озеро Виктория — Индийский океан. Как образовалось озеро Виктория. Исток Нила. Килиманджаро. Национальные парки Танзании. Занятия населения. Маршрут Дар-эс-Салам — мыс Доброй Надежды. Особенности природных зон. Полезные ископаемые. ЮАР.
Египет. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Древнейшая цивилизация. Население. Происхождение египтян, занятия, образ жизни. Река Нил. Египет — мировой туристический центр. Столица Каир. Памятники Всемирного культурного наследия.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 4). Разработка проекта «Создание национального парка в Танзании».
Практикум. 1. Определение: а) географических координат крайних точек Африки; б) протяженности Африки в градусах и километрах (по градусной сетке) по 20° в. д. 2. Обозначение на контурной карте Африки изучаемых географических объектов. 3. Описание по климатической карте климата отдельных пунктов (температура января и июля, продолжительность зимы и лета, господствующие ветры, годовое количество осадков и распределение их по временам года). 4. Описание Египта по типовому плану. 5. Работа с картами путешествий.
Австралия: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Крайние точки. Береговая линия. Остров Тасмания. Особенности рельефа Австралии. Большой Водораздельный хребет. Полезные ископаемые. Климат. Распределение температур и осадков. Воздействие пассатов на восточные районы Австралии. Речная сеть. Подземные воды. Природные зоны. Своеобразие органического мира Австралии и прилегающих островов. История освоения материка. Австралийский Союз. Столица Канберра. Население. Занятия населения.
Путешествие по Австралии. Маршрут Перт — озеро Эйр-Норт. Особенности природы. Занятия населения. Маршрут озеро Эйр-Норт — Сидней. Особенности растительного и животного мира. Река Дарлинг. Сидней. Маршрут Сидней — Большой Водораздельный хребет. Большой Барьерный риф — памятник Всемирного природного наследия. Океания. Меланезия. Микронезия. Полинезия. Особенности природы островов Океании. Папуасы. Н. Н. Миклухо-Маклай.
Практикум. 1. Определение по карте географического положения Австралии. 2. Обозначение на карте географических объектов маршрута путешествия.
Антарктида: образ материка. Особенности географического положения. Размеры материка. Ледовый материк. Строение Антарктиды. Особенности климата. Открытие материка Ф. Ф. Беллинсгаузеном и М. П. Лазаревым. Растительный и животный мир. Условия жизни и работы на полярных станциях. Проблемы охраны природы Антарктиды.
Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Как использовать человеку Антарктиду?».
Практикум. Определение по карте крайних точек Антарктиды.
Южная Америка: образ материка. Географическое положение Южной Америки в сравнении с географическим положением Африки. Крайние точки Южной Америки.
Строение земной коры и рельеф Южной Америки в сравнении со строением земной коры и рельефом Африки. Высотная поясность Анд. Особенности климата Южной Америки. Внутренние воды. Амазонка — самая длинная река мира. Ориноко. Водопад Анхель. Растительный и животный мир. Южная Америка — родина многих культурных растений.
Латинская Америка в мире. Влияние испанской и португальской колонизации на жизнь коренного населения. Латиноамериканцы. Метисы. Мулаты. Самбо. Крупнейшие государства. Природные ресурсы и их использование. Хозяйственная деятельность.
Путешествие по Южной Америке. Маршрут Огненная Земля — Буэнос-Айрес. Аргентина — второе по площади государство на материке. Особенности природы. Река Парана. Маршрут Буэнос-Айрес — Рио-де-Жанейро. Рельеф. Водопад Игуасу. Растительный и животный мир. Население и его занятия. Бразильское плоскогорье. Полезные ископаемые. Город Бразилиа.
Амазония. Амазонская сельва. Особенности растительного и животного мира. Проблема сокращения площади влажных экваториальных лесов. Маршрут Манаус — Анды. Амазонка — самая длинная и самая полноводная река мира. Уникальность фауны Амазонки. Перу: особенности природы. Население и его хозяйственная деятельность. Памятники Всемирного культурного наследия. Маршрут Лима — Каракас. Особенности природы Эквадора, Колумбии, Венесуэлы.
Бразилия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Бразильцы: происхождение, занятия, образ жизни. Особенности хозяйства.
Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Хозяйственное освоение Амазонии с учетом сохранения ее животного и растительного мира».
Практикум. 1. Описание Амазонки по плану. 2. Описание страны (по выбору) по плану.
Северная Америка: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и его влияние на рельеф. Климатические особенности Северной Америки. Внутренние воды. Крупнейшие реки. Великие озера. Водопады (Йосемит, Ниагарский). Природные зоны. Почвы. Растительный и животный мир. Памятники Всемирного природного наследия.
Англо-Саксонская Америка. Освоение Северной Америки. США и Канада: сходство и различия. США и Канада — центры мировой экономики и культуры.
Путешествие по Северной Америке. Вест-Индия. Природа островов Карибского моря. Маршрут Вест-Индия — Мехико. Полуостров Юкатан. Древние индейские цивилизации. Мексиканский залив. Мехико. Маршрут Мехико — Лос-Анджелес. Мексиканское нагорье. Река Рио-Гранде. Плато Колорадо. Большой каньон реки Колорадо.
Маршрут Лос-Анджелес — Сан-Франциско. Особенности природы Южной Калифорнии. Большая Калифорнийская долина. Маршрут Сан-Франциско — Чикаго. Сьерра-Невада. Большое Соленое озеро. Великие равнины. Североамериканские степи. «Пшеничный» и «кукурузный» пояса. Маршрут Чикаго - Нью-Йорк. Аппалачи. Вашингтон — столица США. Нью-Йорк — финансовый и торговый центр. Маршрут Ниагарский водопад — река Св. Лаврентия.
Соединенные Штаты Америки. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Американцы: происхождение, занятия, образ жизни.
Практикум. Сравнительная характеристика природных богатств горного пояса и равнин Северной Америки (по выбору).
Евразия: образ материка. Особенности географического положения. Крайние точки. Размеры материка. Строение земной коры и рельеф Евразии. Влияние древнего оледенения на рельеф Евразии. Стихийные природные явления на территории Евразии. Особенности климата. Влияние рельефа на климат материка. Различие климата западных и восточных побережий материка. Крупнейшие реки и озера материка. Природные зоны.
Европа в мире. Географическое положение. Исторические особенности освоения и заселения. Европейцы. Городское и сельское население. Образ жизни европейцев. Северная, Западная, Восточная, Южная Европа. Особенности хозяйства стран Европы. Европейский союз (ЕС). Политическая карта Европы.
Путешествие по Европе. Маршрут Исландия — Пиренейский полуостров. Остров Исландия: особенности природы, населения и хозяйства. Остров Великобритания. Маршрут Лиссабон — Мадрид. Природа. Население. Хозяйство. Португалия, Испания — средиземноморские страны. Атлантическое побережье Европы: особенности природы. Занятия населения. Культурные ценности. Города. Уникальные культурные ландшафты. Маршрут Амстердам — Стокгольм. Северное море. Живописная природа фьордов. Нидерланды, Норвегия. Швеция: особая культура.
Маршрут Стокгольм — Севастополь. Польша, Белоруссия, Украина: особенности природы, население. Занятия жителей. Долина Дуная. Придунайские страны. Маршрут Шварцвальд — Сицилия. Альпы: особенности природы. Рим — мировая сокровищница. Маршрут Мессина — Стамбул. Полуостров Пелопоннес. Греция: особенности природы, истории, культуры.
Германия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Германии: происхождение, занятия, образ жизни.
Франция. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Франции: происхождение, занятия, образ жизни.
Великобритания. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Великобритании: происхождение, занятия, образ жизни.
Азия в мире. Географическое положение и особенности природы региона. Население. Крупнейшие по численности населения государства Азии. Крупнейшие городские агломерации Азии. Культура, традиции и верования народов Азии. Многообразие природных ресурсов. Высокоразвитые страны Азии. Политическая карта Азии.
Путешествие по Азии. Маршрут пролив Босфор — Мертвое море. Средиземноморье: особенности природы. Население и хозяйство. Турция. Иерусалим — центр трех религий. Маршрут Мертвое море — Персидский залив. Саудовская Аравия: природные ландшафты, жизнь населения. Крупнейшие нефтяные месторождения Персидского залива. Маршрут Персидский залив — Ташкент. Особенности природы Иранского нагорья. Полезные ископаемые. Туркмения, Узбекистан: особенности природы. Древнейшие города — Самарканд, Хива, Бухара.
Маршрут Ташкент — Катманду. Тянь-Шань, Памир. Озеро Иссык-Куль. Пустыня Такла-Макан. Тибетское нагорье. Лхаса — религиозный центр ламаизма. Гималаи.
Маршрут Катманду — Бангкок. Непал. Культура выращивания риса. Ганг и Брахмапутра. Бангкок — «Венеция Востока». Маршрут Бангкок — Шанхай. Сиамский залив. Шельф Южно-Китайского моря: месторождения нефти. Дельта Меконга: особенности природы. Занятия населения. Шанхай — многомиллионный город, торговый и финансовый центр. Маршрут Шанхай — Владивосток. Япония — крупнейшая промышленная держава мира. Природа и хозяйство Японских островов. Население, культура Японии.
Китай. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Китайцы: происхождение, занятия, образ жизни. Рост численности населения Китая и меры по его ограничению.
Индия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. Жители Индии: происхождение, занятия, образ жизни.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 5). Участие в проекте «Традиции и обычаи народов мира».
Практикум. 1. Составление по картам сравнительного географического описания стран (по выбору). 2. Знакомство с туристической схемой столицы одного из государств Евразии (по выбору). 3. Установление различий в численности и плотности населения различных регионов Азии.
Россия в мире. Россия — крупнейшая по площади страна мира. Природные ресурсы. Россия — многонациональное государство. Вклад русских писателей, композиторов, художников в мировую культуру.
Резервное время – 8 часов.
Тематическое планирование
№ п/п, № урока в теме | Дата | Тема урока | Практические работы | Тип урока | Виды работ на уроке | Отрабатываемые на уроке навыки, умения | Используемый дидактический материал | Материально-техническое обеспечение | Термины | Текущее повторение |
1. | 1.Как мы будем изучать географию в 7 кл. | 1.(обуч.) Описание одного из видов особо охраняемых территорий ( по выбору) по плану:а) название; б) гео. положение; в)год создания; г) объект охраны (кто или что ); д) уникальность объекта или вида; е) меры для охраны | урок изучения нового материала | Рассказ, беседа, работа с учебником, картами атласа ,выполнение практич. работы | Характеризовать охраняемые территории по типовому плану, приводить примеры | Учебник, доп.литература | атласы | национальные парки, заказник | материки и океаны | |
2 | 2.Географическая исследовательская практика | Пр№1 Анализ фотографий , рисунков, картин | Урок формирования и систематизации знаний | Практическое задание по фотографиям,рисункам | Умение пользоваться разными источниками информации, анализировать их | Учебник, доп.литература | Рисунки, фото учебника. Интернет | |||
3 | 3.Географические карты | 2.(трен.) Анализ карт географического атласа | Урок формирования и систематизации знаний | , беседа, работа с учебником, картами атласа ,выполнение практич. работы | Умение пользоваться разными источниками информации, анализировать карты атласа | Карты атласа | Легенда карты | масштаб | ||
4 | 1.Народы, языки и религии | 3.(трен.) Анализ карты «Народы и плотность населения мира» | урок изучения нового материала | Рассказ, беседа, работа с учебником, картами атласа ,выполнение практич. работы | Умение анализировать карты атласа, характеризовать плотность и народы по картам | Карта народов и плотности населения | плотность, народность, этнос, | |||
5 | 2.Основные религии мира | Урок формирования и систематизации знаний | Беседа, рассказ, работа с учебником, заполнение таблицы | Характеризовать религии, распространенность по земному шару | Кара-схема в учебнике | христианство, ислам, буддизм | ||||
6 | 3.Города и сельские поселения | 4.(трен.) Определение на карте крупнейших городов мира | Урок формирования и систематизации знаний | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа ,выполнение практич. работы | Характеризовать городские и сельские поселения, анализировать карты атласа | Фото и картинки учебника | Город, село | |||
7 | 4.Типы городов и сельских поселений | Урок формирования и систематизации знаний | Опрос, беседа, работа с учебником и картами атласа | Умение работать с различными картографическими источниками информации | учебник | столица | Ферма, | |||
8 | 5.Страны мира | 5.(трен.) Составление таблицы «Самые многонаселенные страны мира» | Урок формирования и систематизации знаний | Опрос, беседа, работа с учебником, заполнение таблицы выполнение практич. работы | Умение анализировать карты атласа, составлять таблицу, называть страны | Карты атласа | диаграмма, республика, монархия. Развитые и развивающие страны | |||
9 | 6. Географическая исследовательская практика | Пр.№2 Изучение по картам и диаграммам: численность, размещение и средняя плотность | Практикум Урок –практикум, актуализации знаний и умений | Опрос, беседа, работа с учебником, заполнение таблицы выполнение практич. работы | Умение работать с различными картографическими источниками информации, проводить анализ | Карты атласа | ГИС ,плотность | |||
10 | 1.Развитие земной коры | урок изучения нового материала | Рассказ, беседа, работа с учебником, заполнение таблицы | Характеризовать внутреннее строение, развитие Земли | Карты атласа и схемы учебника | литосферные плиты, Пангея, Гондвана, Лавразия | литосфера, ядро, мантия, земная кора | |||
11 | 2.Земная кора на карте | 6.(итог.) Обозначение на к/к крупнейших платформ и горных систем | Практикум Урок –практикум, актуализации знаний и умений | Опрос, беседа, работа с учебником, заполнение таблицы выполнение практич. работы | Характеризовать строение земной коры, давать определения понятиям темы, умение оформлять контурн.карту | Карты атласа и схемы учебника | платформа ,складчатые пояса, | Горы, равнины | ||
12 | 3.Природные ресурсы земной коры | 7.(трен.) Определение по карте строения земной коры закономерностей размещения топливных и рудных полезных ископаемых | Урок формирования и систематизации знаний | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа ,выполнение практич. работы | Характеризовать строение земной коры и закономерностей размещения п.и. | природные ресурсы, топливные и рудные п.и. | полезные ископаемые, их классификация | |||
13 | 4.Температура воздуха на разных широтах | 12.(творч.) Анализ погоды в различных частях земного шара на основе прогнозов Интернета, телевидения , газет. | Урок формирования и систематизации знаний | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа ,выполнение практич. работы, заслушивание сообщений. | Умение анализировать карты атласа, составлять прогнозы на основе доп.источников информации | климатообразующие факторы, | Климат, погода | |||
14 | 5.Давление и температура воздуха на разных широтах | 8.(творч.) Анализ карты «Среднегодовое количество осадков» | Урок –практикум, актуализации знаний и умений | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа ,выполнение практич. работы | Умение анализировать карты атласа, составлять по плану характеристику | Пояса атм.давления, тепловые пояса | давление, температура воздуха, осадки | |||
15 | 6.Общая циркуляция атмосферы | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа | Характеризовать типы воздушных масс, ветра, пользоваться схемами | климатическая карта мира | воздушная масса, муссон, пас западный перенос | Ветер, испаряемость | ||||
16 | 7.Роль климатических факторов в формировании климата | 9.(трен.) Анализ карты «Климатические пояса и области Земли» | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа ,выполнение практич. раб | Давать характеристику климатообразующим факторам | Карта климатических поясов | климатическая диаграмма | ||||
17 | 8.Зональность климата | 10.(итог.) Описание одного из климатических поясов: а)название; б)положение относительно экватора и полюсов; в)господ. Воздушные массы; г)ср. темпер. Я и И; д)годовое кол. осадков; е)клим. различия и их причины;ж)приспособленность населения | Урок –практикум, актуализации знаний и умений | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа ,выполнение практич. работы | Характеризовать климатические пояса по картам атласа и рисункам учебника | Карта климатических поясов | Основные и суб. климатический пояс и область | |||
18 | 9.Основные и переходные климатические пояса | 11.(обуч.) Изучение климатической диаграммы | Урок формирования и систематизации знаний | Опрос, беседа, работа с учебником, заполнение таблицы выполнение практич. работы | Характеризовать климатические диаграммы учебника, | Карта климатических поясов | Тип климата | диаграмма | ||
19 | 10.Океанические течения | 13.(творч.) Характеристика течения Западных Ветров с использованием карты по плану: а) гео. положение; б) вид течения по физич. Свойствам (холод., теплое); в) вид течения по происхождению; г) вид по расположению в толще вод (поверхностное, глубинное, придонное) | Урок формирования и систематизации знаний | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа ,выполнение практич. работы | Давать характеристику океаническим течениям по типовому плану | Физическая карта мира | Течение,соленость | |||
20 | 11.Реки и озера Земли | 14.(итог.) Нанесение на к\к крупнейших рек и озер Земли | Урок –практикум, актуализации знаний и умений | Опрос, беседа, работа с учебником, заполнение таблицы выполнение практич. Работы | Давать характеристику рекам по типовому плану. Уметь находить на карте, работать с к\к | Физическая карта мира | Бассейн океана, внутреннего стока | Исток, устье, режим, тип питания | ||
21 | 12. . Географическая исследовательская практика | Пр. 3 Поиск информации в Интернете | Урок –практикум, актуализации знаний и умений | Беседа, заслушивание сообщений учащихся | . Умение находить информацию в различных поисковых системах Интернета | интернет | ||||
22 | 13.Растительный и животный мир Земли | Урок формирования и систематизации знаний | Опрос, беседа, работа с учебником, заполнение таблицы | Характеризовать растительный и животный мир Земли | Карта природных зон | Биомасса | природные зоны флора, фауна | |||
23 | 14.Почвы. В. В. Докучаев и закон мировой почвенной зональности | Урок формирования и систематизации знаний | Рассказ,опрос, беседа, работа с учебником, заполнение таблицы выполнение практич. работы | Давать характеристику почвам по типовому плану. Уметь находить на карте, | Карты атласа, портрет Докучаева | Почва, арктические, тундровые, подзолистые, черноземы, красные | плодородие, | |||
24 | 1.Природные зоны Земли | 15.(трен.) Установление закономерностей смены природных зон Земли при анализе карты «Природные зоны Земли» | урок изучения нового материала | Рассказ, беседа, работа с учебником, заполнение таблицы выполнение практич. работы | Давать характеристику природным зонам по типовому плану. Уметь находить на карте, устанавливать закономерности | Карты атласа, карта природных зон | природная зона | ПК, зональные и азональные | ||
25 | 2.Причины смены природных зон | 16.(итог.) Описание природных зон по плану | Урок –практикум, актуализации знаний и умений | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа ,выполнение практич. работы | Уметь объяснять причины и закономерности смены природных зон | Карты атласа, карта природных зон | арктическиетундра, тайга, лес, степи, пустыни | |||
26 | 3.Океаны Земли - Тихий, Северный Ледовитый. | 17.(итог.) Описание океана по плану | Урок –практикум, актуализации знаний и умений | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа ,выполнение практич. работы | Давать характеристику океанам по типовому плану. Уметь находить на карте | Карта океанов | Срединно-океанический хребет | Рельеф дна, течения, | ||
27 | 4. Океаны Земли - Атлантический, Индийский | 18.(трен.) Сравнение океанов (по выбору) | Урок –практикум, актуализации знаний и умений | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа ,выполнение практич. Раб | Сформировать знания об особенностях природы океанов | Ложе, конкреции | срединно-океанические хребты, шельф, желоб | |||
28 | 5.Материки . Как мир делится на части и как объединяется | 19.(трен.) Установление сходства и различия материков на основе карт и рисунков учебника | Урок –практикум, актуализации знаний и умений | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа ,выполнение практич. Работы | Сформировать знания о характеристике материков, умении делить на материки и части света | Карта мира | Части света | Европа, Азия, Америка, Африка, Австралия, Антарктида | ||
29 | 1.(1)Африка: образ материка | 20.(трен.) Определение: а)геогр коодинат крайних точек Африки; б)протяженность Африки в градусах и км (по градусной сетке) по 20◦в.д. | урок изучения нового материала | Беседа, работа с учебником, картами атласа ,выполнение практич. Работы | Сформировать знания об особенностях природы материка, умение определять ГП Африки | Карта мира | Крайние точки, географическое положение | определение координат, широта долгота | ||
30 | 2.(2) Африка в мире | Урок формирования и систематизации знаний | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа , | Сформировать знания об особенностях государственно-поитического устройства и уровня развития хозяйства | Карта народностей и плотности населения | уровня Арфического развития | Этнос,раса | |||
31 | 3.(3)Пр.р.№21 | 21.(итог.) Обозначение на к\к Африки изучаемых географических объектов | Урок –практикум, актуализации знаний и умений | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа ,выполнение практич. Работы | Называть и показывать крупные формы рельефа ,важнейшие реки и озера , омывающие океаны, моря | Карты атласа | Работа с к\к | |||
32 | 4.(4)Путешествие по Африке | 22.(трен.) Описание по климатической карте климата отдельных пунктов(температура Я,И; продолжительность зимы и лета; господ. Ветры; год. Количество осадков и распределение по временам года) | Урок –практикум, актуализации знаний и умений | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа ,выполнение практич. Работы | Называть и полазывать крупные по пощади страны, определять по карте их ГП, столицы, природные особенности, особенности размещения и состав населения | Карта атласа, карта-схема учебника на стр.110-111 | Сахель, мангры, гилея, пигмеи, «магриб» | изотерма, тип климата | ||
33 | 5.(5) Путешествие по Африке | 23.(обуч.) Работа с картами путешествий | Урок формирования и систематизации знаний | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа ,выполнение практич. Работы | Называть и полазывать крупные по пощади страны, определять по карте их ГП, столицы, природные особенности, особенности размещения и состав населения | Карта атласа, карта-схема учебника на стр.110-111 | климатическая Арфима | |||
34 | 6.(6)Египет | 24(трен.) Описание Египта по типовому плану | Урок –практикум, актуализации знаний и умений | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа ,выполнение практич. Работы | Сформировать знания о природе и хозяйстве страны, уметь описывать по типовому плану страну | Комплексная карта Африки | географическ.положение ,рельеф,внутр.воды, природн.зоны | |||
35 | 7.(7) . Географическая исследовательская практика. | Пр.4 Разработка проекта «Создание национального парка в Танзании» | Урок –практикум, актуализации знаний и умений | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа ,выполнение практич. Работы | Сформировать умение работать с различными источниками информации | интернет | национальный парк | |||
36 | 8.(1)Австралия: образ материка | 25(итог.) Определение по карте географиического положения Австралии | урок изучения нового материала | беседа, работа с учебником, картами атласа ,выполнение практич. Работы | Сформировать знания об особенностях природы материка, умение определять ГП | Карта мира | Гондвана | Щит ,платформа,складчатости | ||
37 | 9.(2)Особенности рельефа Австралия. Климат. Речная сеть.Своеобразие органического мира Австралии и прилегающих островов | Урок формирования и систематизации знаний | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа ,выполнение практич. Работы | Называть и показывать основные формы реьефа, определять климатические показатели, объяснять Арние ГП на природу и особенности органического мира | Карта Австралии | эндемик | Области давления | |||
38 | 10.(3)Путешествие по Австралии. | 26.(трен.) Обозначение на карте географич. объектов Аршрута путешествия | Урок –практикум, актуализации знаний и умений | Рассказ,опрос, беседа, работа с учебником, заполнение таблицы выполнение практич. Работы | Карта атласа, карта-схема учебника на стр.132-133 | Скрэб, большой барьерный риф | зональность,саванна, тропики, | |||
39 | 11.(4)Путешествие по Австралии. | Урок формирования и систематизации знаний | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа , | Карта атласа, карта-схема учебника на стр.132-133 | Киви, кенгуру | Климат.диаграмма | ||||
40 | 12.(1)Антарктида: образ материка | 27.(трен.) Определение по карте крайних точек Антарктиды | урок изучения нового материала | беседа, работа с учебником, картами атласа ,выполнение практич. Работы | Сформировать знания об особенностях природы материка, умение определять крайние точки | Карта мира | определение крайних точек | |||
41 | 13.(2)Открытие материка. Особенности природы | Урок формирования и систематизации знаний | Составление по карте маршрута путешествий, работа с учебником | Уметь называть и показывать имена ученых, объяснять основные особенности природы | Карта мира | ледниковый покров | ||||
42 | 14.(1)Южная Америка. Географическое положение. Строение земной коры и рельефа | Урок формирования и систематизации знаний | беседа, работа с учебником, картами атласа | Сформировать знания об особенностях природы материка, умение определять ГП | Карта мира | Желоба, | определение крайних точек,платформа | |||
43 | 15.(2)Особенности климата Южной Америки. Внутренние воды | 28.(итог.) Описание Амазонки по плану | Урок –практикум, актуализации знаний и умений | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа ,выполнение практич. работы | Определять черты сходства и различия в гео.положении, называть и показывать геогр. объекты | Карта Ю.Америки | ||||
44 | 16.(3)Латинская Америка в мире | Урок формирования и систематизации знаний | Рассказ,опрос, беседа, работа с учебником, с картами атласа | Объяснять влияние природы на хозяйство людей | Комплексная карта Ю. Америки | |||||
45 | 17.(4)Путешествие по Южной Америке | Урок формирования и систематизации знаний | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа , | Составлять «образ» природного объекта(горной страны, реки ,прир.зоны) | Карта атласа, карта-схема учебника на стр.152-153 | Кампос, льянос, пампа | конкистодоры | |||
46 | 18.(5) Путешествие по Южной Америке. Географическая исследовательская практика | Пр.6 Разработка проекта «Хозяйственное освоение Амазонии с учетом сохранения ее животного и растительного мира» | Урок –практикум, актуализации знаний и умений | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа ,выполнение практич. работы | Объяснять особенности рельефа материка, различия в климате, особенности режима рек | Карта атласа, карта-схема учебника на стр.152-153, интернет | патогония , | |||
47 | 19.(6)Бразилия. | 29.(трен.) Описание страны (по выбору) по плану | Урок –практикум, актуализации знаний и умений | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа ,выполнение практич. раб | Уметь называть и показывать крупнейшие народы , языки и религии | Карта атласа, карта-схема учебника на стр.152-153 | Метисы, мулаты, самбо | раса | ||
48 | 20.(1)Северная Америка: образ материка | 30.(итог.) Сравнительная характеристика природных богатств горного пояса и равнин Северной Америки (по выбору) | Урок –практикум, актуализации знаний и умений | беседа, работа с учебником, картами атласа ,выполнение практич. работы | Сформировать знания об особенностях природы материка, умение определять ГП | Карта мира и карты атласа | Древнее оледенение | Геогр. положение, крайние точки | ||
49 | 21.(2)Англо-Саксонская Америка | Урок формирования и систематизации знаний | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа , | Уметь показывать и называть имена путешественников, описывать природные компоненты | Карта мира и карты атласа | высокоразвиты государства | народность | |||
50 | 22.(3)Путешествие по Северной Америке | Урок формирования и систематизации знаний | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа ,заслушивание сообщений учащихся | Составлять «образ» природного объекта(горной страны, реки ,прир.зоны) | Карта атласа, карта-схема учебника на стр.176-177 | климатическая диаграмма | ||||
51 | 23.(4)Путешествие по Северной Америке | Урок формирования и систематизации знаний | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа заслушивание сообщений учащихся | Объяснять особенности рельефа Сев. И Южн .Америк, климата, внутренних вод.Изменения природы отдельных террито | Карта атласа, карта-схема учебника на стр.176-177 | «силиконовая долина», «сьерра» | ||||
52 | 24.(5)Соединенные Штаты Америки | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа заслушивание сообщений учащихся | Объяснять место и влияние страны в мире, характеризовать образ жизни и занятие населения | Комплексная карта Сев.Америки | Штат, американец | |||||
53 | 25.(1).Евразия: образ материка. Особенности г.п.Строение земной коры и рельеф Евразии | урок изучения нового материала | Рассказ, беседа, работа с учебником, картами атласа | Сформировать знания об особенностях природы материка, умение определять ГП, характеризовать рельеф | Карта мира | природные контрасты | Геогр.положение, координаты крайних точек | |||
54 | 26. (2).Евразия: образ материка. Особенности климата. Крупнейшие реки и озера материка. Природные зоны. | Урок формирования и систематизации знаний | Рассказ,опрос, беседа, работа с учебником, заполнение таблицы | Объяснять роль географических исследований русских путешественников. Влияние размеров материка на природа | Карта Евразии | континентальность | Части света, муссон, пассат, природные зоны, режим рек | |||
55 | 27.(3.)Европа в мире. | Урок формирования и систематизации знаний | Рассказ, беседа, работа с учебником, картами атласа | Описывать геогр.положение в сравнении с другими материками | Комплексная карта Евразии | Европа ,ЕС, плотность, столица | духовная и материальная культура | |||
56 | 28.(4.)Путешествие по Европе 1. ( Маршрут: Исландия – Пиренейский по-ов) | Урок формирования и систематизации знаний | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа заслушивание сообщений учащихся | Описывать геогр.положение ,климат, реки в сравнении с другими странами | Карта атласа, карта-схема учебника на стр. 202-203 | фьорд | Страны и народы | |||
57 | 29(5.) .Путешествие по Европе 2. | Урок формирования и систематизации знаний | Рассказ, беседа, работа с учебником, картами атласа | Описывать геогр.положение ,климат, реки в сравнении с другими странами | Карта атласа, карта-схема учебника на стр. 202-203 | |||||
58 | 30(6.)Германия | Урок формирования и систематизации знаний | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа заслушивание сообщений учащихся | Объяснять место и влияние страны в мире, характеризовать образ жизни и занятие населения | Карта атласа, карта-схема учебника на стр. 209 | Бавария , | германцы | |||
59 | 31(7.)Франция | Урок формирования и систематизации знаний | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа заслушивание сообщений учащихся | Объяснять место и влияние страны в мире, характеризовать образ жизни и занятие населения | Карта атласа, карта-схема учебника на стр. 213 | Лувр. Шампань, Бордо, Коньяк | ||||
60 | 32(8.)Великобритания | 31.(итог.) Составление по картам сравнительного описания стран (по выбору) | Урок –практикум, актуализации знаний и умений | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа ,выполнение практич. работы | Объяснять место и влияние страны в мире, характеризовать образ жизни и занятие населения | Карта атласа, карта-схема учебника на стр. 217 | Туманный альбион | британцы | ||
61 | 33(9.)Азия в мире | Урок формирования и систематизации знаний | Рассказ, беседа, работа с учебником, картами атласа | Характеризовать отличительные признаки Азии от Европы | Карты мира | |||||
62 | 34(10.)Путешествие по Азии | Урок формирования и систематизации знаний | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа заслушивание сообщений учащихся | Уметь называть и показывать большинство стран континента, столицы , распространенные языки | Карта Евразии ,карта-схема учебника на стр. 228-229 | |||||
63 | 35(11). Путешествие по Азии | 32.(трен.) Знакомство с туристической схемой столицы одного из государств Евразии (по выбору) | Урок формирования и систематизации знаний | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа ,выполнение практич. работы | Определять географическое положение каждой изученной страны, особенности природных компонентов | Карта Евразии ,карта-схема учебника на стр. 228-229 | «поднебесная империя», иероглифы | |||
64 | 36(12).Китай. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. | Урок формирования и систематизации знаний | Рассказ, беседа, работа с учебником, картами атласа | Определять по картам атласа размещение населения, степнь благоприятности | Комплексная карта Азии | |||||
65 | 37(13.)Индия. Визитная карточка. Место на карте. Место в мире. | 33.(трен). Установление различий в численности и плотности населения различных регионов Азии | Урок –практикум, актуализации знаний и умений | Опрос, беседа, работа с учебником, картами атласа ,выполнение практич. работы | Обьяснять особенности природы страны и размещения населения и хозяйства | Комплексная карта Азии | Каста , сари | муссон | ||
66 | 38(14). Географическая исследовательская практика | 5. Участие в проекте «Традиции и обычаи народов мира» | Урок –практикум, актуализации знаний и умений | Обьяснять особенности природы страны и размещения населения и хозяйства | Источники информации за рамками учебни ка | |||||
67 | 39(15.)Россия в мире. | Урок повторения и обобщения | Рассказ, беседа, работа с учебником, картами атласа | Карты атласав | ||||||
68 | Повторение | Урок повторения и обобщения | индивидуальная и фронтальная работа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...