рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Кравченко Юлия Владимировна

************************

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_6_klass.doc222 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Статус документа

       Рабочая программа по географии (6 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования  (2004 г.).

     Нормативно-правовая  основа  рабочей программы по географии:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  3. Федеральный базисный учебный план для основного  общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004;
  4. Приказ Минобрнауки  «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»
  5. Базисный учебный  план для общеобразовательных  учреждений Брянской области, утверждённый приказом Департамента общего и профессионального образования Брянской области.
  6. Учебный план образовательного учреждения на 2014-2015 год.

Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного  общего образования, примерной программы основного  общего образования по географии для 6 класса, (Сборник нормативных документов. География. Примерные программы по географии. . – М.:  Дрофа, 2008).

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Рабочая программа по географии для 6 класса призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.

Структура рабочей программы для 6 класса полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая  перечень практических работ.

Общая характеристика учебного предмета

Настоящая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учетом новой Концепции географического образования.

Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества.

Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит национально-региональный компонент по географии своей области,  изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.

Цели:

Изучение географии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

     Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит  для обязательного изучения учебного предмета «География»  в VI классе — 70 часов. Согласно действующему в ОУ учебному плану рабочая программа предусматривает обучение  географии в объеме – 68 учебных  часов в год, из расчёта 2 учебных часа  в неделю (всего – 68 час, практических работ – 10, из них оценочных – 7).

Оценочные практические работы:

  1. Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдению за погодой, фенологическими явлениями; измерению высоты Солнца над горизонтом, ориентированию по Солнцу.
  2. Топографический диктант.
  3. Ориентирование на местности.
  4. Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.
  5. Определение по картам географических координат и обозначение на к/к местоположения Брянска
  6. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.
  7. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

 Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

— познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей;

— сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования;

— ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах;

— соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

    Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки », который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности.

Содержание программы

Тема 1. Введение (3 часа)

     Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности.    Выдающиеся географические открытия и исследования. Современные научные исследования. Наблюдения в природе.

     Земля- планета Солнечной системы.

Раздел 1. Изображение поверхности Земли. (15 часов)

Тема 2. План местности (7 часов)

Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Масштаб и его виды. Ориентирование и измерение расстояний  на местности и плане. Азимут. Компас. Способы ориентирования на местности. Изображение холма с помощью горизонталей. Способы изображения земной поверхности на плане. Условные знаки. Чтение плана. Составление плана местности.

Тема 3. Географическая карта (8 часов)

Форма и размеры Земли. Изображения поверхности Земли на глобусе и карте. Географическая карта. Градусная сеть на глобусе и  карте. Географическая широта и долгота. Географические координаты. Измерение расстояний по карте с помощью масштаба и градусной сетки. Ориентирование по карте. Изображение высот и глубин на физических картах.  Определение абсолютных высот по карте. Значение планов местности и географических карт.

Практические работы

Определение элементов градусной сетки на глобусе и карте; географических координат по карте полушарий и физической карте России; направлений и расстояний.

Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, Солнцу, азимуту, расстояний на местности и плане.

Определение расстояний на плане в масштабе, движение по азимуту, осуществление его привязки к местным объектам.

Измерение относительной высоты точек местности, изображение рельефа местности горизонталями.

Решение практических задач по топографическому плану; описание маршрута; составление простейшего плана местности.

Раздел 2.Строение Земли. Земные оболочки.( 41 час)

Тема 4. Литосфера (9 часов)

  Литосфера, строение земной коры.  Внутреннее строение Земли. Изучение земной коры. Горные породы магматического, метаморфического и осадочного происхождения.

    Движения земной коры. Образование вулканов. Основные зоны землетрясений и вулканизма. Горячие источники, гейзеры.

    Главные формы рельефа. Различие равнин и гор по высоте. Изменение гор и равнин во времени. Рельеф дна Мирового океана. Человек и земная кора. Геологическое строение и рельеф Брянской области.

Тема 5. Гидросфера (13 часов)

Гидросфера — водная оболочка Земли. Мировой круговорот воды. Части гидросферы: Мировой океан,  воды суши. Части Мирового океана. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане: ветровые волны, цунами, приливы и отливы. Океанические течения. Изучение Мирового  океана.

Воды суши. Происхождение подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от количества осадков, характера горных пород. Минеральные воды. Использование и охрана подземных вод.

    Реки. Речная система. Бассейн реки, водораздел. Питание и режим реки. Половодье, паводок. Равнинные и горные реки. Пороги и водопады.

     Озера. Озерные котловины. Хозяйственное значение озер, водохранилищ.

    Ледники горные и покровные. Многолетняя мерзлота. Значение ледников. Загрязнение вод суши и Мирового океана. Охрана вод гидросферы от загрязнения. Внутренние воды Брянской области.

Тема 6. Атмосфера (13 часов)

Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав атмосферы, ее структура. Изучение атмосферы.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление.

Ветер. Направление и сила ветра. Виды ветров: бризы, муссоны. Роза ветров. Водяной пар в атмосфере. Насыщенный и ненасыщенный воздух. Влажность воздуха абсолбтная и относительная. Облачность, ее влияние на погоду. Виды облаков.     Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека.

Погода и причины ее изменения. Воздушные массы. Прогнозы погоды.

Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Тропики, полярные круги, пояса освещенности.

Климат, его характеристика, влияние на природу и жизнь человека. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров. Климат Брянской области.  

Практические работы

Составление и объяснение схем: а) «Положение Земли в Солнечной системе»; б) «Движение Земли вокруг Солнца (в ключевых положениях в дни равноденствий и солнцестояний)»; в) «Рельеф дна Мирового океана», «Строение атмосферы»; г)  «Части реки»; д) «Различия гор и равнин по высоте» и т. д.

Описание по карте географического положения (ГП) гор и равнин, морей, рек, а также описание погоды и климата.

 Определение по карте высоты гор и равнин, глубин морей и океанов, направлений морских течений, течений рек, других объектов, явлений и процессов, необходимых для объяснения учебного материала.

Нанесение на контурную карту основных зон землетрясений и вулканизма, географических объектов, необходимых для изучения соответствующих тем, а также ряда месторождений полезных ископаемых. Организация наблюдений за погодой;

Построение графика температуры и облачности, розы ветров, диаграммы облачности,  выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач  на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности.

Тема 7. Биосфера (5 часов)

Биосфера: разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности  распространения растений и животных на Земле. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Организмы в Океане. Распространение организмов в Мировом океане. Воздействие организмов на другие оболочки Земли. Почва как особое природное образование. Плодородие почвы. Почвы, растения и животные Брянской области.

Тема 8. Взаимосвязи земных оболочек (1 час)

    Понятие «природный комплекс». Особенности взаимодействия компонентов природы. Географическая оболочка.

Раздел 3. Население.( 4 часа)

Тема 9. Население Земли (4 часа)

Человечество – единый биологический вид. Основные человеческие расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек – часть биосферы.

Тема 10. Влияние природы на жизнь и здоровье людей (2 час)

 Влияние природы на жизнь людей. Стихийные природные явления.

                

Изучение Брянской области  (17 уроков)

Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Особенности физико-географического положения. Особенности геологического строения. Рельеф и полезные ископаемые Брянской области. Внутренние воды. Хозяйственное использование вод. Погода и климат. Растительный и животный мир. Почвы. Воздействие человека на природный комплекс. Современная экологическая обстановка. Охрана природы.  Население и населённые пункты области.

Тема урока

№ урока

1. Наблюдения в природе

5

2. Физико-географическое положение Брянской области

17

3.Особенности  геологического строения.

22

4. Рельеф и полезные ископаемые

28

5. Особенности рек.

37

6. Озёра, болота, подземные воды

40

7.Особеннсти погоды.

49

8. Особенности климата.

50

9. Сезоны года

53

10. Растительный и животный мир Брянской области

58

11. Почвы

59

12. Растительный мир

56

13. Животный мир.

57

14. Естественные и антропогенные ландшафты.

60

15 Население

64

16. Охраняемые природные территории и объекты.

67

17. Современная экологическая обстановка.

68

Учебно-тематическое планирование

«Начальный курс физической географии»

тема

Кол-во часов

Кол-во практических работ

Введение. География как наука.

3

1

План местности

7

1

Географическая карта

8

1

Литосфера

9

2

Гидросфера

13

2

Атмосфера

13

5

Биосфера

5

1

Население Земли

4

2

Влияние природы на жизнь и здоровье людей

1

Повторение и обобщение основного материала

3

Итого

66

15

Итоговый контроль

2

-

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 6 КЛАСС

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по масштабу, результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  1. географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений.
  2. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;
  1. определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
  1. учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  1. наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  1. проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Т.П. Герасимова ,Н.П. Неклюкова. География. Начальный курс. 6 кл, учебник для общеобразовательной школы. М.: Дрофа 2009 -2014
  2. Атлас.Физическая география. Начальный курс 6 кл.
  3. Контурные карты для 6 класса.
  4. Ю.П.Пармузин, Г.В.Карпов. Словарь по физической географии. М- Просвещение, 1994 г
  5. Энциклопедия География.,М- Аванта+ ,2004
  6. Энциклопедия «Я познаю мир» География М.:ООО «Фирма «Издательство АСТ»1998 г.
  7. Ресурсы ИНТЕРНЕТ

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  1. Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова. География. Начальный курс. 6 кл, учебник для общеобразовательной школы, М.: Дрофа 2009-2014
  2. Лиознер В.Л. Митрофанова И.Б.Тесты по географии.:6класс. К учебнику Т.П.Герасимовой, Н.П.Неклюковой «Начальный курс географии.6 класс.»-М.: «Экзамен», 2011.
  3. ресурсы ИНТЕРНЕТ

Календарно – тематическое планирование

№ урока

Тема урока

 Дата

Элементы обязательного минимума образования

Требования к уровню подготовки обучающихся

Практические работы

Введение (3)

1.

География как наука.

Пр.р. Наблюдение за погодой, высотой солнца над горизонтом, сезон-ными изменениями сос-тояния растительности и водоемов.

Развитие географии-ческих знаний о Земле. Представле-ние о мире в древ-ности. Эпоха Вели-ких географических открытий. Выдаю-щиеся географичес-кие открытия и ис-следования в России и в мире. Современ-ные научные иссле-дования космичес-кого пространства.

Знать: предмет изучения географии

Уметь: называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности

Наблюдение за по-годой, высотой солнца над горизон-том, сезонными из-менениями состоя-ния растительности и водоемов. Нанесе-ние на контурную карту маршрутов путешествий Ф.Ма-геллана. Х.Колумба. Надписать названия материков и океанов.

2.

Путешествия и географические открытия.

3.

Земля – планета Солнечной системы.

Виды изображений поверхности Земли (13)

План местности(6)

4.

Понятие о плане местности.

Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План Местности. Масштаб; градусная сеть на плане и карте. Ориентирование на местности. Составление плана местности.

Знать: содержание понятий: план местности, масштаб; особенности различных видов изображения местности.

Уметь: определять по плану объекты местности, стороны горизонта по компасу, плану, солнцу; направления, расстояния; читать план местности.

Определение на местности направлений, азимутов, расстояний. Построение простейших глазомерных планов небольших участков местности. Чтение плана местности: определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты.

5.

Масштаб.

 Пр.р. Топографический  

 диктант

6.

Стороны горизонта. Ориентирование.

7.

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

8.

Составление простейших планов местности.

Пр.р. Ориентирование на местности

9.

Пр.р. Составление пла-на школьного двора. (Определение объектов местности по плану, направлений, расстоя-ний между ними.)

Географическая карта(8)

10.

Форма и размеры Земли. Географическая карта.

Форма и размеры Земли. Изображение поверхности земли на глобусе и карте.  Географическая карта. Градусная сеть на глобусе и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Географические координаты. Изображение высот и глубин на физических картах.

Физико-географическое положение Брянской области.

Знать: форму и раз-меры Земли; содержа-ние понятий: карта, меридиан, параллель, географическая дол-гота, географическая широта, классифика-цию карт.

Уметь: определять по глобусу и карте расстояния и направлении, показывать полюса и экватор, линии градусной сетки; определять географические координаты; владеть приемом овладения по шкале высот и глубин, абсолютной высоты и глубины точек земной поверхности.

Обучение приемам: показ объекта по карте, оформление контурной карты. Надписи названий объектов. Обучение определению направлений по картам. Определение по картам географических координат точек и обозначение на контурной карте местоположения своего населенного пункта по географическим координатам. Проведение на контурной карте параллелей и меридианов. Характеристика карты. Разнообразие карт и их использование.

11.

Градусная сеть на глобусах и картах.

12.

Географическая широта.

13.

Географическая долго-та. Географические координаты.

Пр.р. Определение гео-графических координат по глобусу и карте

14.

Физико-географическое положение Брянской области.

15.

Изображение на физических картах высот и глубин.

Значение планов местности и географических карт.

16.

Обобщение материала по теме: «План и карта».

Строение Земли. Земные оболочки (41)

Литосфера(9)

17.

Земля и ее строение. Горные породы и минералы

Литосфера, строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры.  Земная кора и литосфера – каменная оболочка Земли. Разнообразие форм рельефа. Движение земной коры. Главные формы рельефа. Рельеф дна океанов. Человек и земная кора. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Брянской области.

Называть и показы-вать: основные фор-мы рельефа, крупней-шие горные системы и равнины земного шара.

Объяснять понятия: литосфера, рельеф, равнина, гора, горные породы, полезные ископаемые.

Объяснять: образо-вание гор, равнин, влияние рельефа на жизнь человека.

Описывать: горы, равнины по плану.

Уметь: правильно подписывать объекты литосферы в контурной карте.

Изучение свойств горных пород и ми-нералов (по образ-цам). Определение по карте географи-ческого положения и высоты гор, рав-нин. Изучение ре-льефа своей мест-ности. Обозначение на контурной карте объектов рельефа.

18.

Особенности геологического строения Брянской области.

19.

Движения земной коры

20.

Вулканы, горячие источники, гейзеры

21.

Рельеф суши. Горы

22.

Равнины суши.

Пр.р. Обозначение на к.к. объектов рельефа

23.

Рельеф дна Мирового океана

24.

Рельеф и полезные ископаемые Брянской области.

25.

Обобщение знаний и умений по теме: «Литосфера»

Гидросфера (12)

26.

Вода на Земле

Гидросфера: океан, море, озеро, река, ледники, подземные воды. Мировой круговорот воды, движение вод в океане. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли. Человек и гидросфера. Реки, озера, подземные воды, болота Брянской области.

Знать: состав гидро-сферы, составные час-ти Мирового океана, среднюю соленость Мирового океана, особенности рельефа Мирового океана, состав вод суши, ос0бенности рек, озер, подземных вод, меры по их бережному использованию и охране.

Уметь: определять географическое поло-жение объектов гид-росферы,  определять по карте глубины океанов и морей, устанавливать зависи-мость направления и характера течения рек от рельефа, опреде-лять по форме озер-ной котловины ее происхождение.

Называть и показывать: океаны, моря,  заливы, проливы, острова, полуострова,  течения, реки, озера.

Характеристика карты океанов. Оп-ределение географического положе-ния объектов: океа-на, моря, залива, по-луострова, реки, озера, водохранили-ща по выбору), обозначение их на контурной карте. Определение по карте расстояния от своего населенного пункта до ближай-шего моря (прибли-зительно). Изучение подземных и повер-хностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в приро-де.

27.

Части Мирового океана

28.

Свойства океанических вод

29.

Волны в океане. Океанические течения

30.

Подземные воды

31.

Реки. Пр.р. Определение географического положения реки

32.

Особенности рек Брянской области.

33.

Озера.  Ледники

34.

Озера Брянской области

35.

Искусственные водое-мы. Загрязнение гидросферы

36

Болота, подземные воды Брянской области.

37.

Обобщение материала по теме: «Гидросфера»

Атмосфера (14)

38.

Атмосфера. Строение, значение, изучение

Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Особенности погоды, климата Брянской области.

Называть и показы-вать: пояса освещен-ности, тепловые пояса Земли, основные при-чины, влияющие на климат (климатообра-зующие факторы).

Объяснять: распре-деление солнечного света и тепла по зем-ной поверхности, сме-ну времен года, дня и ночи, причины обра-зования ветра, атмосферных осадков.

Определять: темпе-ратуру воздуха, ат-мосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, сред-ние температуры воз-духа за сутки и за ме-сяц, годовые ампли-туды температур.

Описывать: погоду и климат своей местности

Наблюдение за по-годой и обработка собранных материа-лов (составление графиков, диа-грамм).

Построение диаграммы осадков для Брянска.

Описание климата своей местности.

39.

Температура воздуха. Годовой ход температуры воздуха

40.

Атмосферное давление

41.

Ветер

42.

Водяной пар в атмосфере. Облака

43.

Атмосферные осадки

44.

Особенности погоды Брянской области.

45.

Погода

46.

Климат

47.

Климат Брянской области.

48.

Распределение солнечного света и тепла на Земле

49.

Причины, влияющие на климат

50.

Сезоны года в Брянской области

51.

Обобщение материала по теме: «Атмосфера»

Биосфера (8)

52.

Разнообразие и распространение организмов на Земле.  Природные зоны.

Биосфера – распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность.  Особенности взаимодействия компонентов природы в природных комплексах. Растительный и животный мир, почвы, естественные и антропогенные ландшафты Брянской области.

Знать: разнообразие и распространение организмов на Земле.

Уметь: объяснять причины неравномер-ного распределения организмов на Земле; воздействие организ-мов на земные оболочки.

Объяснять: понятие «природный комп-лекс», взаимосвязи оболочек Земли и компонентов природы в природных комплексах.

Наблюдение за природой: установ-ление сроков начала времен года. Работа по плану местности: найти природные комплексы и комп-лексы, созданные человеком.

Наблюдение и описа-ние отдельных при-родных объектов. Выявление взаимосвязей природных компонентов.

53.

Растительный мир Брянской области.

54.

Животный мир Брянской области

55.

Организмы в Мировом океане.  Воздействие организмов на земные оболочки

56.

Почвы Брянской области

57.

Природные комплексы

58.

Естественные и антропогенные ландшафты Брянской области.

59.

Обобщение материала по теме: «Биосфера»

Население Земли (4)

60.

Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли

Человечество – единый биологический вид. Основные биологические Расы. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек – часть биосферы. Население Брянской области.

Знать: численность населения Земли, основные расы.

Уметь: приводить примеры крупнейших городов мира (3-4), крупнейших народов мира, наиболее рас-пространенных язы-ков, религий, круп-нейших по численности и населению стран.

Характеристика своего населенного пункта

61.

Население Брянской области.

62.

Основные типы населенных пунктов. Человек – часть биосферы

63.

Населенные пункты Брянской области.

Влияние природы на жизнь и здоровье человека (2час)

64.

Влияние природы на жизнь и здоровье человека.  Стихийные природные явления

Стихийные природные явления. Охраняемые территории и объекты Брянской области.

Знать: стихийные природные явления, охраняемые территории родного края.

Уметь: приводить примеры стихийных природных явлений, давать им характеристику

65.

Охраняемые территории и объекты Брянской области.

66.

Обобщение материала по теме: «Население земли. Влияние природы на жизнь и здоровье человека»

67.

Итоговый урок по курсу

Проверить знания и умения по курсу

68.

Повторение и обобщение. Географическая игра «Геошанс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...