Урок по географии "Население России"
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Ганеева Регина Юрьевна

Данный урок разработан с использованием учебных структур по сингапурской системе образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_singapur.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Обобщающий урок по теме "Население России". 9-й класс

Цель урока:

1)Обобщение и систематизирование знаний по данной теме и умение их применять.

2)Развитие логического мышления, внимания, самостоятельности, здорового соперничества.

Задачи урока:

  • помочь учащимся обобщить и систематизировать знания;
  • вырабатывать умения выявлять свои пробелы и ликвидировать их;
  • совершенствовать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
  • уметь работать  индивидуально и  в парах;
  • воспитать сознательное отношение к учебному труду;
  • проконтролировать знания учащихся .

I)  Организационный момент.

Здравствуйте, присаживайтесь. Уважаемы ребята! Сегодня мы проводим итоговый урок по теме «Население России».

Семья в жизни человека играет важную роль. В семье человек рождается, живет и умирает. Семья во многом определяет наследственность ребенка., его национальную принадлежность, место жительства, социальный статус, мировоззрение. Многие из этих характеристик изучает география и ее раздел - демография.  И сегодня мы с вами рассмотрим основные характеристики населения.

Сегодня наш урок пройдет с использованием структур сингапурской системы образования, и вы покажите свои знания и умения по данной теме.

Положите пожалуйста МЭНЭДЖ МЭТ, чтобы цифры 2 и 3 смотрели на меня. Настройтесь на работу.

Структура ФИНК-РАЙТ-РАУНД-РОБИН. Ребята, сейчас вы будете работать в своей команде. Я вам задам вопрос, вы обдумаете ответ на этот вопрос, и потом запишите свои ответы в тетрадь. На это вам отводится 45 сек.

Вопрос: Какие термины связаны с темой население России?

А сейчас вы по очереди обсуждаете свои ответы в команде. Начинает партнер №1.

Прошу прочитать партнера свои записи. Молодцы!

Структура ОЛ-РАЙТ-РАУНД-РОБИН.

А сейчас я вас попрошу вспомнить и записать определения каждого написанного вами термина. Вам на это задание отводится 2 минуты. Затем, после того как вы напишите, каждый партнер по одному зачитывают свои ответы по кругу, а все остальные ученики записывают новые определения для них в свои тетради. Время: 90 сек. Начинает партнер №2.

Фронтальная беседа.

Вопросы:

1) Какие причины влияют на численность? (рождаемость и смертность)

2) Что такое рождаемость? (отношение количества рождений за определённый период на 1000 жителей.)

3) Что такое смертность? (отношение числа умерших к общему числу населения)

Структура КОНТИНИУС РАУНД РОБИН. Учащиеся обсуждают вопрос в команде по очереди более одного круга. Вопрос: Назовите факторы, влияющие на рождаемость и смертность, объясните почему. Прошу ответить партнера.

Беседа с учащимися. Вопросы:

1) Как называется разность между рождаемостью и смертностью? (Естественный прирост)

2) Дать определение «естественный прирост». Если рождаемость больше чем смертность, то какой будет естественный прирост, а если наоборот?

3) Вспомните своих бабушек, сколько родных братьев и сестер было в их семьях? У ваших родителей? У вас?

4)  Какую тенденцию мы наблюдаем?

5) Как вы думаете, почему нашей стране рождаемость снизилась? Обсудите этот вопрос с помощью структуры СИНГЛ РАУНД РОБИН (учащиеся проговаривают ответы на вопрос по кругу один раз) . Подумайте в течение 15 сек. На ответы вам 20 сек. Прошу ответить партнера.

Структура МИКС ПЭА ШЭА. Учащиеся смешиваются под музыку, когда музыка прекращается, образовывают пару, и обсуждают вопрос, используя ТАЙМД-ПЭА-ШЭА (для развернутых ответов). Вопросы: 1) Каким образом узнают количество человек в нашей стране?

2) Какова численность населения нашей страны? 3) Какое место Россия занимает по численности населения, и каким странам уступает? 4) С чем связано изменение численности населения?

5) Что такое воспроизводство населения? 6) Какие два типа воспроизводства  существуют? 7) Кого больше в нашей стране, мужчин или женщин? Как вы думаете почему? 8)Что является одним из важнейших показателей качества жизни населения? 9) От чего зависит средняя продолжительность жизни в нашей стране? 10) Как вы думаете, почему  в нашей стране такой маленький средний показатель жизни?

Каждому учащемуся на ответ дается 15 сек. Прошу ответить партнера.

Структура ДЖОТ ТОТС. Участники, громко проговаривают придуманное слово по теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 4 листочка, в центре стола у вас окажется 16 листочков. Тема: этнический, языковой и религиозный состав населения. Время: 20 сек.

Сейчас вы убираете из центра стола 7 листочков и оставляете 9. Складываете в три ряда по три листочка. Затем вам дается 30 сек. и в течении этого времени вы должны составить предложение, используя три слова, расположенных в любом ряду по вертикали, горизонтали и диагонали.

Прошу ответить партнера.

Ну и сейчас для закрепления темы мы выполним еще одну структуру.

КУИЗ-КУИЗ-ТРЭД – сейчас вы проверите и, если это нужно будет, обучите друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами.

Партнеры под №2 каждого стола возьмите лист А4 и поделите его пополам, отдайте половину партнеру по лицу и поделите листок еще на половину, отдайте партнеру по плечу. Ваша задача придумать вопрос по теме, написать его  на свой листочек, а чуть ниже ответ на этот вопрос.
- Встаньте (задвиньте стульчики), поднимите руку и найдите пару (ближайшую), партнер А опрашивает партнера В, партнер В отвечает, партнер А (при затруднении дает 2 подсказки) помогает, хвалит, меняются ролями, далее партнеры меняются карточками и благодарят друг друга (СПАСИБО, БЫЛ РАД УВИДЕТЬ ТЕБЯ!), повторяют все шаги несколько раз.

Спасибо за урок.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блок проблемных уроков по истории России в 10 классе «Россия во времена Ивана IV»

Серия уроков по теме "Россия во времена Ивана IV" разработана с использованием технологии проблемного обучения и включает в себя разные типы уроков: урок изучения нового материала, комбинированный и у...

Презентация "Типы озёрных котловин России" для урока "Внутренние воды России"

В презентации рассказано о происхождении озёр на территории нашей страны.  Работа иллюстрирована фотографиями. Тектонические, ледниково-тектонические, термокарстовые, карстовые, вулканические, ос...

Урок по истории России "Общественное движение в России в 30 – 50 годы XIX века.

30-50-е годы XIX века в России - это зарождение и развитие общественного движения. В частности, первых кружков, которые преследовались. Ну, а после Крымской войны, зарождение движения славянофилов и з...

Конспект урока по теме «Россия. Государственная символика России (флаг, герб). Герб Тулы» с использованием ИКТ

Урок разработан для 9-х классов с целью углубленного изучения Государственных символов родной страны, воспитания патриотизма гражданственности средствами иностранного языка....

Урок по истории России 7 класс по теме "Культура России в 17 веке"

Урок истории России в 7 классе по теме: «Культура и образование в России в XVII веке» по программе А.А. Данилова, Л.Г Косулиной. Учебник История России 7 класс, издательство «Просвещение» 2010 год. П...

Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"

В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...

Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»

Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»...