" Изображения земной поверхности и их использование"
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Сидорова Татьяна Анатольевна

Урок-практикум проведен на Вороньей горе( Дудергофские высоты). Памятник природы, истории, интересный геологический объект. С высоты 176м фашисты обстреливали наш город, нашу школу(Невский пр.,14)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_praktikum.docx23.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- практикум

 География  6 класс

Тема: " Изображения земной поверхности и их использование "

Объект изучения «Воронья гора» ( п. Можайский)

      Учитель : Татьяна Анатольевна Сидорова

Цель урока: закрепить навыки работы с компасом, нивелиром,  с планом местности; показать значение умения ориентироваться на местности; формировать умение определять азимут.

Задачи урока:

Предметная: овладение навыками использования различных приборов и инструментов  для решения учебных и прикладных задач.

Метапредметные: ставить учебные цели и задачи и планировать способы и пути достижения учебных и прикладных целей; работать в группе по решению общих учебных задач.

Личностные: воспитание патриотизма и любви к своей Родине; обучение навыкам коммуникативной компетентности; воспитание экологической культуры и развитие экологического мышления.

Учащиеся получат географические знания: «ориентирование», «стороны горизонта», «азимут», «план местности», «топографическая карта», «аэрофотоснимок»,  «космический снимок», «нивелир».

Учащиеся получат географические умения: ориентироваться по компасу, «живым ориентирам», определять азимут, практически познакомятся с особенностями план местности, повторят условные знаки, научатся работать с нивелиром.

Учащиеся осознают: необходимость умения ориентирования в пространстве для сохранения жизни и здоровья.

Оборудование: компасы, план местности, планшеты, нивелиры.

Обязательный минимум: ориентирование на местности, стороны горизонта, компас,  азимут, ориентирование по Солнцу, и другим природным ориентирам, план местности.

Тип урока: итоговый.

Ход урока

  1. Историческая справка. Сообщение учащегося на ст. Можайская.  

- Воронья гора — холм высотой 147 м над уровнем моря, расположенный в Красносельском районе Санкт-Петербурга, у самой железнодорожной платформы Можайская.  Она расположена рядом с Ореховой горой. Они и другие возвышенности образуют Дудергофские (дудер-гора) высоты. Воронья  гора появилась в результат деятельности последнего ледника . Именно он принес с севера материал, из которого и образовалась Воронья гора и другие высоты. В ясную погоду с вершины Вороньей горы открывается обзор в радиусе до 30-40 км.

2. Практическая работа №1.

Учитель: -У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Что же делать?

(отвечают на вопрос)

- Какие ориентиры в природе вы знаете?

Вывод: необходимо научиться ориентироваться, т.е. определять свое местонахождение в пространстве относительно сторон горизонта. По маршруту движения вы  должны условными знаками нанести на лист А-4 на планшете объекты, которые мы пересекаем. Сориентируйте свой планшет по сторонам света. Начинаем движение по маршруту.  На первой остановке вы сдаете  лист с условными  знаками. Не забудьте подписать свой  «План местности».

3 .Историческая справка. Сообщение  2- ого учащегося у памятника «Авроровцам»

-  В июне 1941 легендарный крейсер "Аврора" потерял из-за поломки машин ходовые свойства. И стоял на рейде Финского залива у Ораниенбаума. 9 130-миллиметровых орудий сняли с корабля и установили на линии Воронья гора - Лужское шоссе, обозначив эту линию "Батарея А".  Вот так уже к 22 июня укреплялись высоты перед городом. И укреплялись не зря. В сентябре 1941 г. после ожесточённых боев немецко-фашистские войска заняли Воронью гору и превратили её в укреплённый опорный пункт.

«Весь Ленинград, как на ладони,

  С Горы Вороньей виден был.

  И немец бил С Горы Вороньей.

  Из дальнобойной "берты" бил.»  М. Дудин

Немецкие корректировщики вели с Вороньей горы наблюдения за обстрелами Ленинграда. Здесь же располагались немецкие орудия разной мощности, обстреливавшие город и позиции советских войск.

  « Белый полдень стоит над Вороньей горой,

    Где оглохла зима от обстрела,

    Где на рваную землю, на снег голубой,

    Снегириная стая слетела » Михаил Дудин

4. Практическая работа №2 «Построение азимута»

- Что такое «азимут»?  (угол,  между направлением  на север и объект на местности)

- Работаем в группах по 3 человека. Обязательно подпишите состав группы на листе.

Построение «азимута». Сдача работ.

5. Практическая работа №3  «Измерение высоты объекта»

Понятие: горизонталь, бергштрих, нивелир.

- Нивелирование Вороньей горы. Работа ведется в группах.

- Построение горизонталей.

- Сдача выполненных заданий.

6. Экологическая  справка. Сообщение  учащегося о природном заказнике

- Территория памятника природы «Дудергофские высоты» представляет собой возвышенность, сложенную двумя крупными крутосклонными холмами — горой Вороньей и горой Ореховой. Абсолютная высота Ореховой горы равна 176 метрам — это высшая точка Санкт-Петербурга и всей юго-западной части Ленинградской области. После Великой Отечественной войны, нанесшей колоссальный урон растительности парка, в благоприятных световых и почвенных условиях началось активное возобновление широколиственных пород, ранее представленных лишь небольшой примесью к коренным хвойным лесам. Одновременно разрослись кустарники, и в результате за несколько десятилетий на Дудергофских высотах сформировался уникальный «островок» широколиственного леса, резко отличающийся от растительности южной тайги, свойственной нашим широтам. Сейчас на территории памятника природы преобладают кленовые и ясеневые леса разнообразного состава. В травянистом ярусе господствуют неморальные виды — спутники широколиственных лесов; произрастает венерин башмачок, занесенный в Красную книгу РФ. Вершины холмов и наиболее крутые участки склонов заняты лугами, небольшую роль в составе растительности парка играют мелколиственные и кустарниковые сообщества.

 Фотографирование  природы, зарисовка, сбор материала для газеты.

 

6. Рефлексия

- Оцените свою работу и работу партнеров на уроке-практикуме. Оформление материала, выпуск газеты мы продолжим в школе.

- Понравились ли вам Дудергофские высоты. Как сберечь нам это уникальное место, ведь город подступил к подножью Вороньей горы? Нуждается ли этот памятник природы защите?

Литература

К.К. Хазанович Геологические памятники Ленинградской области

https://ru.wikipedia.org/wiki

www.deti.spb.ru/books/stihi/dudin_leningrad/

www.villozi-adm.ru/about/5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока : «Изображения земной поверхности», 5 класс

конспект урока "Изображение земной поверхности"  для 5 класса  составлен для классов работающих по ФГОС...

Разработка урока в 5 классе по теме "Изображение земной поверхности на планах и картах".

Технологическая карта урока географии в 5 классе в соответствии с требованиями ФГОСАвтор: Внукова О.В..Тема: Изображение земной поверхности на планах и картах.Класс: 5 ...

Виды изображений земной поверхности

Презентация позволяет познакомиться с видами изображений земной поверхности. Может быть использована на уроках географии в 5-6 классах....

«Изображения земной поверхности и их использование»

«Изображения земной поверхности и их использование»...

Тестовая работа по теме: « Изображения земной поверхности и их использование».

Назначение  диагностической  работы:·          выявление  уровня  достижения планируемых  результатов  освоения  о...

Контрольная работа по теме «Изображения земной поверхности и их использование»

Работа составлена для 2-х вариантов, состоит из практической и теоретической части....

проверочная работа по теме "Изображения земной поверхности и их использование"

проверочная работа по теме  "Изображения земной поверхности и их использование"  5 класс по учебнику А.А. Лобжанидзе...