Рабочая программа по географии. 6 класс коррекционной школы 8 вида.
рабочая программа (6 класс) по теме

Данькина Марина Анатольевна

Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор Т.Г. Лифанова). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013 г. Содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx42.6 КБ
Файл kalendarno-tematicheskoe_planirovanie_6_kl.docx39.9 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание программы.

1.Титульный лист.

2. Пояснительная записка.

3. Основное содержание обучения.

4. Тематическое распределение количества часов.

5. Календарно-тематический  план.

6.Список рекомендуемой учебной литературы.

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «География 6-9 классы» автор Т.Г. Лифанова). – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013 г. – Сб. 1;

Программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю).

Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью

В 6 классе учащиеся познакомятся с географией как самостоятельным предметом, с явлениями природы, обобщат географические представления, полученные в начальных классах («Введение» 4 ч.) Научатся ориентироваться на местности,  познакомятся с компасом и сторонами горизонта («Ориентирование на местности» 5ч.)При изучении темы  «План и карта»(9ч.) осуществляется постепенный переход от черчения плана стола, класса к чтению плана школьного участка  и местности ,а затем к знакомству с географической картой.  Познакомятся с формами поверхности Земли (4ч.) При изучении темы «Вода на Земле»(10ч.) учащиеся знакомятся с видами водоёмов, их различием, с мерами по охране воды от загрязнений. В программу включена тема «Земной шар»(16ч.), что позволит своевременно начать формирование географических  знаний в тесной связи с физическими и астрономическими.  Это создаёт наиболее полное представление о планете Земля.Тема «Карта России» (20ч.)даёт учащимся  элементарные,но научные и систематические сведения о географическом положении, морских и сухопутных границах, климате и водоемах России.

Географический  материал  обладает значительными  возможностями  для  развития и коррекции познавательной деятельности учащихся: они учатся анализировать,сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать  причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются план и карта, учит абстрагироваться, развивает воображение. Поэтому в планировании нашли отражение коррекционно-развивающие  задачи.  Планируется  выполнение практической части программы, где предполагается проведение экскурсий, зарисовка схем,  работа с контурными картами, заполнение таблиц, моделирование из пластилина,упражнения в измерении расстоянии,  в определении сторон горизонта. Предусматривается  раздел «Основные понятии,  словарь» с которыми  дети знакомятся на уроке,так как систематическая  словарная работа расширяет лексический запас детей, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи. Раздел «Экологические проблемы.Охрана природы.» показывает ,как на уроках раскрываются экологические проблемы  и какие принимаются  меры по охране природы.;  особенности  взаимодействия человека и природы

Задачи начального курса физической географии:

-- дать элементарные физико-географические знания о земной поверхности.

 -- сформировать основные общие предметные физико-географические понятия и представления;

 -- обеспечить усвоение достаточно полных и относительно завершенных знаний о компонентах природы и природных комплексах своей местности, о населенном пункте, где находится школа, о его  хозяйственной деятельности, о связях между природой и человеком;

 ---сформировать определенную систему топографо-картографических знаний, которая должна  создать условия для изучения индивидуальных особенностей географических объектов и явлений, в том числе их положения в пространстве.

 --- формировать  ответственное отношение  к окружающей природной среде, положить  начало развитию экологического сознания.

Личностными результатами изучения курса являются:

  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению курса географии;
  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
  • воспитание ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды;
  • развитие мотивации к изучению предмета.

Метапредметными результатами изучения курса являются:

  • овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: с помощью учителя ставить цели и планировать личную учебную деятельность; по возможности оценивать свой вклад в деятельность класса (группы); с помощью учителя проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
  • формирование приемов работы с информацией: поиск и отбор с помощью учителя источников информации (справочные издания на печатной основе и в виде CD, Интернет и т.д.), в соответствии с учебной задачей или жизненной ситуацией, ее понимание;

формирование учебно-логических умений и навыков: с помощью учителя делать выводы и анализировать материал, сравнивать, исключать и обобщать учебный материал

Требования к уровню подготовки учащихся:

Учащиеся должны знать:

Что изучает география;

Горизонт, линию и стороны горизонта;

Основные формы земной поверхности;

Виды водоемов, их различия;

Меры по охране воды от загрязнения;

Правила поведения в природе;

Отличие плана от рисунка и географической карты;

Масштаб, его обозначения;

Основные направления на плане, географической карте;

Условные цвета и знаки географической карты;

Расположение воды и суши на Земле;

Материки и океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий;

Солнце как ближайшую к Земле звезду и его значение для жизни на Земле;

Значение запусков в космос искусственных спутников Земли и людей в космос, имена первых космонавтов;

Различия в нагревании и освещении земной поверхности Солнцем;

Расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий;

Основные типы климатов;

Географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.

Учащиеся должны уметь:

Определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу, местным признакам;

Выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

Делать схематические зарисовки, простейшие модели и макеты изучаемых форм земной поверхности;

Читать планы местности (для начальных классов массовой школы);

Ориентироваться по плану, на географической карте, глобусе;

Читать географическую карту;

Составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и картины;

Показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их на контурной карте.

Образовательные и воспитательные  цели и задачи:

Введение(4ч.)

1.Формировать  представления о географии как науке.

2.Познакомить  с влиянием высоты солнца на погоду.

3. Расширить и обобщить  знания об явлениях природы.

4. Пробудить  интерес  к предмету.

Ориентирование  на  местности (5ч.)

1.Познакомить с понятием «горизонт» «линия горизонта».

2.Формировать  умения  называть  и определять  стороны  горизонта.

3. Познакомить со строением компаса; учить пользоваться им.

4. Систематизировать знания о природных ориентирах; учить пользоваться ими.

План и карта (9.)

1. Познакомить с отличием  плана от рисунка.

2.Формировать  умение  вычерчивать простейший  план, пользоваться  масштабом.

3. Познакомить с условными знакам, условными цветами физической карты; читать карту.

4.Воспитывать

Форма  поверхности  Земли (4ч.)

1. Познакомить с понятиями: рельеф  равнина  холм  горы.

2. Формировать умение определять горы   равнины  на карте  используя условные цвета.

3.Систематизировать знания об оврагах об их образовании  о вреде.

4.Воспитывать бережное отношение к природе.

5.Обобщить знания о природных явлениях в горах.

Вода на Земле(10ч.)

1.Познакомить со значением воды на Земле , сформировать представление о круговороте воды в природе.

2.Обобщмть  знания о водоёмах , об охране их от загрязнения , о пользе , приносимой людям.

3.Формировать  представление об образовании родника , частях реки , о строении колодца , об отличии океана от моря.

4.Воспитывать бережное отношение к воде.

Земной шар (16ч.)

1. Формировать представление о Земле как планете Солнечной системы.

2.Расширить знания об освоении космоса.

3.Познакомить   с  глобусом , картой полушарий , поясами освещённости.

4.Установить зависимость климата от географического положения.

Карта России (20ч.)

1. Формировать представление о положении России на карте, сухопутных и морских границах, о рельефе,  реках  и  морях.

2.Познакомить с месторождениями полезных   ископаемых,  их условными  знаками.

3.Продолжить формирование навыков  работы с физической   и  контурной  картой.

4.Воспитывать бережное отношение к природе,  чувство гордости за свою страну.

Формы и методы:

- общеклассные, групповые, индивидуальные, работа в парах

- словесные (рассказ, беседа), наглядные (иллюстрации, демонстрации), практические (выполнение практических работ, самостоятельная работа с литературой, самостоятельная работа; самоконтроль,

Формы и средства проверки и оценки результатов обучения.

Контроль за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляется в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ.

В конце года проводится итоговая контрольная работа (итоговый контроль) по изученному материалу.

После изучения блока тем спланирован  тестовый контроль за уровнем усвоения знаний по разделам и темам, а так же письменные проверочные работы и практические занятия

Тесты:   -   « Ориентирование»

               -   « Вода в природе»

                -  «План и карта»

               -   « Положение России на физической  карте»

              -    « Карта России»

Коррекционная работа.

     Коррекционная работа на уроках географии – это не отдельные, обособленно взятые упражнения в совершенствовании психической деятельности ребенка, а система средств, которая пронизывает процесс  всей учебно-воспитательной работы в школе и в частности на уроках географии.

     Коррекционные задачи при проведении уроков географии:

  1. Усилие мотивации учебной деятельности учащихся;
  2. Углубление понимания учащимися причинно-следственной зависимости;
  3. Изучение соотношения интеллекта и аффекта в процессе учебной деятельности;
  4. Целенаправленное формирование географических понятий;
  5. Совершенствование организационных форм и методики обучения географии с учетом познавательных возможностей.

Основные темы программы

Количество часов по теме

Коррекционная работа

1

Введение

4

Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия.

Коррекция пространственной ориентировки.

Активизация мыслительных процессов: анализ, синтез.

Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.

Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.

Коррекция процесса запоминания и воспроизведения учебного материала.

Коррекция связной устной речи при составлении устных рассказов.

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

2

Ориентирование на местности

5

Коррекция внимания (объем и переключение).

Коррекция пространственного восприятия (ориентирование на плане).

Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

Коррекция мыслительных процессов: обобщения и исключения.

Коррекция и развитие точности и осмысленности восприятия.

3

План и карта

9

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.

Развитие способности обобщать и делать выводы.

Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.

Коррекция и развитие наглядно-образного мышления.

Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.

Развитие пространственного восприятия.

4

Фомы поверхности Земли

4

Коррекция познавательной деятельности обучающихся.

Развитие наблюдательности, умения сравнивать предметы, объекты по данному учителем плану.

Коррекция и развитие способности понимать главное в воспринимаемом учебном материале.

Коррекция пространственной ориентировки.

Развитие умения соотносить и находить объекты физической и контурной карты.

Коррекция восприятия времени.

5

Вода на Земле

10

Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.

Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.

Коррекция мыслительных процессов обобщения изучаемого материала.

Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.

Коррекция устойчивости внимания.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

6

Земной шар

16

Коррекция внимания (объем и переключение).

Коррекция зрительного и слухового восприятия.

Коррекция пространственного восприятия (расположение предметов, объектов на карте).

Коррекция процессов запоминания и воспроизведения учебной информации.

Развитие и коррекция грамматического строя речи, расширение и обогащение словаря.

Развитие способности обобщать и делать выводы.

Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости.

7

Карта России

20

Коррекция и развития устойчивости внимания и умения осуществлять его переключение.

Развитие слуховой, зрительной памяти, умения использовать приемы запоминания и припоминания.

Коррекция эмоционально-волевой сферы (способности к волевому усилию).

Коррекция и развитие умения работать в группе.

Коррекция, обогащение и расширение активного и пассивного географического словаря.

Коррекция памяти: быстроты и прочности восприятия.

Коррекция пространственного восприятия, восприятия физической карты.

Развитие мыслительных процессов анализа, синтеза.

Развитие умения отвечать полными, развернутыми высказываниями на вопросы учителя.

Коррекция познавательной деятельности обучающихся.

Содержание начального курса физической географии.

Введение (4 ч)

1. География — наука о природе Земли, населении и его хозяйственной деятельности.

2-3. Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды. Компоненты погоды: осадки, ветер, облачность, температура. Признаки времен года. Явления природы. Меры предосторожности.

4. Географические сведения о своей местности и труде населения. Экскурсия для выяснения запаса элементарных географических представлений, проверки знаний, умений и навыков, полученных в 1-5 классах.

Межпредметные  связи

Сезонные изменения в природе, высота солнца и продолжительность дня в разное время года («Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» 1-4 классы, «Природоведение» 5 класс).

Практические работы

Чтение и обобщение календарей природы и труда за 1-5 классы. Знакомство с новым учебником.

Ориентирование на местности (5 ч.)

5. Горизонт. Линия горизонта.6. Стороны горизонта.7. Компас и правила пользования им.8. Ориентирование. Определение основных направлений по Солнцу, компасу, местным признакам и природным объектам.9. Экскурсия для закрепления понятий о горизонте и основных направлениях.

Межпредметные  связи

Горизонтальное и вертикальное положение (математика).Рисунок компаса и линия горизонта (изобразительная деятельность).Изготовление звездочки ориентирования (ручной труд).

Практические  работы

Зарисовка линии, сторон горизонта. Схематическая зарисовка компаса. Упражнения в определении сторон горизонта по солнцу и компасу

Упражнения в определении сторон горизонта по местным признакам.

План и карта  (9 ч.)

10. Рисунок и план предмета.11. Масштаб. Измерение расстояний и их изображение на плане по масштабу. Использование плана в практической деятельности человека.12. План класса.13. План школьного участка.14. Условные знаки плана местности.15. План и географическая карта. Основные направления на карте. Масштаб карты.16. Условные цвета физической карты.17. Условные знаки физической карты (границы, города, моря, реки, каналы и т.д.).18. Физическая карта России. Значение географической карты в жизни и деятельности людей.

Межпредметные  связи

Меры длины, измерение отрезка, масштаб (математика).Вид сверху, сбоку, масштаб (трудовое обучение).Различие цвета и оттенков (изобразительная деятельность).

Практические  работы

Упражнения в определении направлений на местности, плане и карте.Упражнения в умении обозначать направления на плане и контурной карте. Вычерчивание простейших планов (нескольких предметов, класса). Зарисовка в тетрадях и изготовление таблицы условных знаков плана, условных знаков и цветов физической карты.Чтение простейших планов по условным знакам (школьного участка, местности).Прикрепление на магнитной карте к цвету или знаку соответствующих иллюстраций. Изготовление топографического лото.

Формы поверхности Земли  (4 ч.)

19. Экскурсия для ознакомления с формами рельефа своей местности.20. Рельеф местности, его основные формы. Равнины (плоские и холмистые), холмы.21. Овраги, их образование.22. Горы. Понятие о землетрясениях и извержениях вулканов.

Межпредметные  связи

Сравнение объектов (холмы, горы) по высоте (математика).Поверхность нашей местности (развитие устной речи 5 класс).Работа с глиной, пластилином, природным материалом (ручной труд).Предметы и явления неживой природы (естествознание).

Практические  работы

Моделирование из сырого песка, глины или пластилина равнины, холма, горы, оврага, вулкана.Зарисовки различных форм земной поверхности, схема вулкана в разрезе. Показ на физической карте России форм поверхности (не давая точных названий равнин, гор и т.п.)

Вода на Земле (10 ч.)

23. Вода на Земле.24. Родник, его образование.25. Колодец. Водопровод.26. Река, ее части. Горные и равнинные реки.27. Как люди используют реки.28. Озера, водохранилища, пруды. Разведение рыб, птиц.29. Болота, их осушение.30. Океаны и моря. Явления природы: ураганы, штормы.31. Острова и полуострова.32. Водоемы в нашей местности. Охрана воды от загрязнения.

Межпредметные  связи

Вода в природе (природоведение).Соленая и пресная вода в природе; использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве, охрана воды от загрязнения (естествознание).Работа с глиной, пластилином и природным материалом (ручной труд).Цвета и оттенки при изображении водоемов на карте (изобразительная деятельность).

Практические  работы

Моделирование из пластилина и воды реки, озера, острова, полуострова или изготовление макетов.Зарисовки схем реки, озера, колодца, острова, полуострова.Проведение опытов, показывающих:а) растворение морской соли в воде и сравнение ее по вкусу с пресной водой;б) очистка воды фильтрованием.Упражнения в определении направления течения реки, различение берегов и других ее частей.Показ на физической карте России различных водоемов (не требуются знания конкретных названий рек, озер и т.п.)

Земной шар (16 ч.)

33. Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.34. Планеты.35. Земля — планета. Доказательство шарообразности Земли. Освоение космоса.36. Глобус — модель Земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Особенности изображения суши и воды на глобусе.37. Физическая карта полушарий.38. Распределение воды и суши на Земле.39. Океаны на глобусе и карте полушарий.40. Материки на глобусе и карте полушарий. Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида.41. Первые кругосветные путешествия.42. Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании солнцем земной поверхности (отвесные, наклонные и скользящие солнечные лучи).43. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.44. Пояса освещенности: жаркий, умеренные, холодные. Изображение их на глобусе и карте полушарий.45. Природа тропического пояса.46. Природа умеренных и полярных поясов.

Межпредметные  связи

Точка, линия, круг, окружность, шар, полушарие; положения: горизонтальное, вертикальное, наклонное (математика).Причины смены дня и ночи, времен года (природоведение).Эпоха географических открытий (история).Рисунок земного шара и глобуса (изобразительная деятельность).Работа с глиной и пластилином, с картонными (линолеумными) контурами материков.

Практические  работы

Изготовление из пластилина или глины модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.Показ с помощью теллурия смены дня и ночи.Оформление таблицы названий океанов и материков.Обозначение на контурной карте материков и океанов; первых кругосветных путешествий.Вычерчивание в тетради схемы расположения поясов освещенности на земном шаре.«Опоясывание» глобуса лентами красного, зеленого и белого цветов. Прикрепление контуров растений и животных к соответствующим поясам освещенности.Оформление альбома с иллюстрациями картин природы и жизни людей в различных климатических поясах земного шара.Знакомство с последними публикациями об освоении космоса в периодической печати.

Карта России (20 ч.)

47. Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица России — Москва.48. Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.49. Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. Моря Северного Ледовитого океана.50. Моря Тихого и Атлантического океанов.51. Острова и полуострова России.52. Работа с контурными картами.53. Поверхность нашей страны. Низменности, возвышенности, плоскогорья.54. Работа с контурными картами.55. Горы: Урал, Кавказ, Алтай, Саяны.56. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых (каменного угля, нефти, железной и медной руд, природного газа).57. Работа с контурными картами.58. Реки: Волга с Окой и Камой. Водохранилища, каналы, ГЭС.59. Реки: Дон, Днепр, Урал. Водохранилища, каналы, ГЭС.60. Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой, ГЭС.61. Реки Лена, Амур.62. Озера Ладожское, Онежское, Байкал.63. Работа с контурными картами.64. Наш край на карте России.65. Повторение начального курса физической географии.66. Контрольная работа.

Межпредметные  связи

Наша страна. Москва — столица нашей Родины. Города. Наша местность (природоведение).Вода, полезные ископаемые (естествознание}.Различение цвета и его оттенков (изобразительная деятельность).

Практические  работы

Обозначение границ нашей Родины, пограничных государств, нанесение названий изученных географических объектов на контурную карту России.Изготовление условных знаков полезных ископаемых и прикрепление их к магнитной карте.Изготовление планшетов: условный знак полезного ископаемого — образец из коллекции — его название — основные месторождения.Путешествия (на карте) по нашей стране.

Учебно-методическое обеспечение учебного курса.

Учебно-дидактический материал для учащихся:

 Лифанова   Т . М ., Соломина Е.Н. Начальный курс физической географии: 6 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. –  М .: Просвещение, 2006

 Лифанова   Т . М . Рабочая тетрадь по физической географии 6 класс.  М .: Просвещение,     2001

Атлас 6 класс.

Методические пособия для учителя:

География. Энциклопедия для детей.  М .: «Махаон», 2000

Петрова Н.Н. География начальный курс: 6 класс.  М .: Дрофа, 1997

Воробьёва  Т .Н. География 6 класс : поурочное планирование к учебнику. Волгоград, «Учитель – АСТ»2002

Чичерина О.В. Тематический тестовый контроль по начальному курсу географии 6 класс.  М .: Сфера, 2000

Каткова Е.Г. Сборник тестовых заданий и итогового контроля природоведения 4 класс. М . : «Интеллект – Центр», 2001

Природоведение. 5 класс: Поурочные планы./ Авт.-сост. Т.В. Козачек.-Волгоград: Учитель, 2003.

Природоведение. 5 класс: Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды) /Сост. Н.А. Касаткина - Волгоград: Учитель, 2004

Тематическое планирование.

Раздел программы.

Кол-во часов

1.

Введение.

4

2.

Ориентирование на местности.

5

3.

План и карта

9

4.

Формы поверхности Земли

4

5.

Вода на Земле

10

6.

Земной шар

16

7.

Карта России.

20



Предварительный просмотр:

Тема   урока

Тип урока

Д/З

Дата

Ожидаемый

результат.

ЗУН

Практическая

часть

Основные понятия.

Словарь.

Экологические

проблемы.

Охрана природы.

Введение  (4ч.)

1.

География- наука о природе Земли,населении и его хозяйственной деятельности.

(изучения нового материала)

c. 4-7

Знать, что изучает география.

Знакомство  с кабинетом, учебником.

География,природа Земли, хоз.деятельность.

Понятие «экология».

2.

Наблюдения за изменениями высоты Солнца и погоды.Признаки времён года.

(комбинированный)

с.

 7-13

Уметь наблюдать за Солнцем в течение дня.

Чтение и обобщение «Календаря погоды». Таблица «Народные приметы».

Равноденствие,метеорологи, высота Солнца.

3.

Явления природы.

(закрепления новых знаний.)

с.

13-16

Знать явления природы.

Уметь называть явления природы.

Ураган,шторм,смерч.

Использование силы ветра в экологически чистых электростанциях.

4.

Географические сведения о своей местности и труде людей.

(комбинированный)

с. 17

Уметь рассказывать о своей местности.

Заполнение таблицы «Мой город».Рассказ по  плану.

Промышленность, занятость   населения.

Экологические проблемы г. Рязани.

5.

Ориентирование  на  местности

Горизонт. Линия  горизонта.

(изучения нового материала)

(5ч.)

с.

 18-19

Знать горизонт, линию горизонта.

Зарисовка линии горизонта.

Горизонт, линия горизонта.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

.

Стороны горизонта.

Компас и правила

пользования им.

(выработки практических умений)

Ориентирование по местным признакам.

(закрепление нового)

Экскурсия для закрепления понятий о горизонте.

План и  карта (9ч.)

Рисунок и план предмета.

(изучение нового материала)

Масштаб. Измерение расстояний по масштабу.

(закрепление нового)

План класса.

(закрепление нового)

План школьного участка.

(урок-практикум)

Условные знаки плана местности.

(комбинированный)

План и географическая

карта.

(комбинированный)

Условные  цвета  физической

карты.

(комбинированный)

Условные знаки физической

карты.

(закрепление нового)

Физическая карта России.

Значение в жизни и деятельности людей.

(обобщения и систематизации)

Форма  поверхности  Земли(4ч.)

Экскурсия для ознакомления с формами поверхности рельефа своей местности.

Рельеф местности, его основные  формы. Равнины и холмы.

(комбинированный)

Овраги, их образование.

(комбинированный)

Горы. Понятие о землетрясении

извержении  вулкана.

(обобщения и систематизации)

Вода  на  Земле (10ч.)

Вода в природе.

(изучения нового)

Родник,его образование.

(закрепления нового)

Колодец. Водопровод.

(комбинированный)

Река, её части.Горные и равнинные реки.

(комбинированный)

Как люди используют реки.

(комбинированный)

Озёра, водохранилища,пруды.

(комбинированный)

Болота, их осушение.

(комбинированный)

с.

20-21

с.

 22-24

с.

24-27

с.

69-72

c.

 72-74

с.

74-76

с.

76-78

с.

78-80

с.

 81-83

с.

83-86

с.

86-88

с.

88-90

с.

 28-30

с.

 31-32

с.

33-38

с.

 39-42

с.

43-44

с.

 45-47

с.

47-51

с.

51-53

с.

 54-57

с.

 57-60

Знать стороны горизонта.

Уметь определять стороны горизонта.

Уметь определять стороны горизонта по Солнцу и компасу.

Уметь определять стороны горизонта по местным признакам природы.

Уметь находить линию горизонта; определять стороны горизонта по компасу и местным признакам природы.

Знать отличие плана от рисунка.

Уметь ориентироваться по плану

Знать масштаб, его обозначение.

Уметь составлять план класса

Уметь составлять план школьного участка

Знать условные знаки. Уметь читать простейший план местности.

Знать отличие плана от географической карты; основные направления на плане, географической карте.

Знать условные цвета физической карты.

Уметь читать по условным цветам физическую карту.

Знать условные знаки географической карты.

Уметь читать по условным знакам географическую карту.

Знать значение карт в жизни людей.

Знать основные формы поверхности своей местности

Знать основные формы земной поверхности.

Уметь делать схематические зарисовки равнин, холмов.

Уметь делать схематическую зарисовку оврага, его макет.

Уметь делать схематическую зарисовку гор, вулкана в разрезе; показывать на физической карте России формы поверхности Земли

Знать правила экономного использования воды.

Знать виды водоемов.

Уметь различать виды водоемов; схематически зарисовывать родник.

Уметь зарисовывать схему колодца.

Уметь называть части реки по рисунку; различать правый и левый берега.

Уметь по опорным словам составлять рассказ об использовании рек.

Знать изученные виды водоемов.

Уметь зарисовывать схему образования болота.

Зарисовка схем сторон горизонта.

Строение компаса,правила пользования им,определение сторон горизонта.

Работа с таблицей.

Оформление результатов экскурсии  в виде таблицы.

Сравнение рисунка и плана.Зарисовка предметов и их плана.

Составление плана стола в масштабе

1:10

Составление плана класса.

Составление плана

участка.

Зарисовка условных знаков, чтение плана

местности.

Виды карт, их сходство и отличия.

Зарисовка в тетради

таблицы усл.цветов,

чтение физической

карты.

Изготовление топографического

лото.

Чтение физической

карты России по условным обозначениям.

Оформление результатов в виде таб-лицы.

Моделирование из пластилина холма.

Зарисовка схемы.

Зарисовка схемы оврага.

Зарисовка схемы вулкана в разрезе.

Работа с  таблицей

«Круговорот воды в

природе.»

Зарисовка схемы образования родника.

Зарисовка схемы стро-

ения колодца.

Зарисовка схемы «Части реки». Работа с

физической картой.

Зарисовка схемы «Использование рек».

Зарисовка схемы «Польза и вред водохранилищ».

Работа с физической картой,таблицей «Образование болота».

Стороны горизонта,промежуточные, ориентирование.

Компас,шкала.

Полярная звезда,созвездие, природные ориентиры.

Годовые кольца.

План,рисунок,аэрофо-

тосъёмка.

Масштаб,карта,чтение масштаба.

Чертёж, план, масштаб, рулетка.

Условные знаки,

полевой циркуль,

объект.

Картографы, условные

знаки.

Атлас, карта

физическая, геологи-

ческая, зоогеографи-

ческая.

Шкала высот,глубин.

Каналы,ледники,

плоскогорье.

Тоннели,плотины.

Холм,равнина.

Низменность, возвы-

шенность,уровень

моря,плоскогорье.

Овраг,склон,устье.

Горные хребты, доли-

ны,кратер, магма,

лавины.

Круговорот воды,

вода пресная,морская

Источник, известняк,

каменные породы.

Насос,водопровод.

Исток, устье, русло,

приток, водопад.

Орошение,ГРЭС,

водохранилище,кана-

лы.

Озеро сточное, бессточное,пруд.

Болото, трясина, торф.

Правила поведения в природе.

Охрана муравейников.

Карта  заповедников.

Условные знаки заповедников.

Правила поведения в природе.

Вред, наносимый природе оврагами. Борьба с  их  образова-

нием.

Экологические катаст-

рофы после землетря-

сений(аварии на АЭС)

Необходимость экономного использования воды.

Защита родников  от

загрязнения.

Защита колодцев от загрязнений. Очистные

сооружения.Бережное расходование воды.

Вред, наносимый природе использованием рек.

Вред, наносимый природе водохранили-

щами.

Рациональное осуше-

ние болот. Вред, наносимый  бездум-ным осушением.

30.

Окены и моря. Явления природы.

(урок-практикум)

с.

 60-63

Знать, что такое океан и море.

Опыт: растворение морской соли в воде.Сравнение её с морской. Работа с к/к.

Окраинные,внутрен-

ние моря, цунами, шторм.

Экологические катастрофы на море .Морские животные в Красной книге.

31.

Острова и полуострова.

(комбинированный)

с.

 64-66

Знать отличие острова от полуострова.

Уметь выполнить макет острова или полуострова из пластилина и цветной бумаги.

Зарисовка схемы «Берег моря». Работа с к/к.

Полуостров, остров,

залив,пролив, материк.

32.

Водоёмы в нашей местности.

Охрана воды от загрязнения.

(обобщения и систематизации)

с.

 66-68

Знать виды водоемов Рязанской области.

Уметь различать водоемы друг от друга; показывать на физической карте РФ различные водоемы

Составление плана изучения водоёма своей местности.

Экологи, «Гринпис».

Охрана водоёмов от

загрязнения. Необхо-

димость экономного

использования воды.

Земной  шар  (16ч.)

33.

Краткие сведения о Земле, Солнце, Луне.

(изучения нового)

с.

91-93

Знать отличие Земли от других планет Солнечной системы.

Космос, атмосфера, планеты, Солнечная система, астрономия.

34.

Планеты.

(закрепления нового)

с.

94-96

Знать названия планет Солнечной системы.

Зарисовка схемы Солнечной системы (планеты).

Планеты солнечной системы,астероиды.

35.

Земля – планета. Доказательст-

во  шарообразности Земли.

Освоение космоса.

(комбинированный)

с. 96-100

Знать значение запусков в космос искусственных спутников Земли.

Знакомство с последней  информа-

цией об освоении

космоса.

Представление о Земле в древности,

орбитальные станции,

искусств. спутники.

36.

Глобус—модель Земного шара.

(комбинированный)

с. 100-102

Уметь изготавливать из пластилина модели земного шара с обозначением экватора и полюсов.

Изготовление из пластилина модели Земного  шара.

Глобус, земная ось,

полюса, экватор, полушария.

37.

Физическая карта полушарий.

(комбинированный)

с. 103-104

Уметь показывать на карте и на глобусе линию экватора, Южный полюс, Северный полюс.

Работа с физической и

к/к полушарий. Обозна-

чение морей и океанов.

Западное и восточное

полушария, картографы.

38.

Распределение воды и суши на

Земле.

(изучения  нового)

с. 104-105

Знать распределение воды и суши на Земле.

Уметь показывать на карте полушарий океаны и материки.

Оформление таблицы

названий океанов и

материков.

Материки, части света, мировой океан.

Необходимость эконо-

номного  использован-

ния  пресной воды.

39.

Океаны на глобусе и карте по-

лушарий.

(закрепления нового)

с. 106-108

Знать океаны, их расположение на глобусе и карте полушарий.

Уметь подписывать в контурной карте названия океанов.

Работа с картой и гло-

бусом. Обозначение на

к/к океанов. Описание по  плану.

Названия океанов,

Гольфстрим.

40.

41.

Материки на глобусе и карте

полушарий.

(закрепления нового)

с. 109-112

Знать материки, их расположение на глобусе и карте полушарий.

Уметь подписывать названия материков в контурной карте.

Обозначение на к/к

материков.Таблица «Материки и части света».

Названия материков и

частей света.

Австралия—материк-

заповедник.

42.

Первые кругосветные путешест-

вия.

(комбинированный)

с. 112-116

Знать кругосветные путешествия, доказывающие шарообразность Земли.

Уметь обозначать в контурной карте путь кораблей экспедиции Ф. Магеллана.

Обозначение на к/к

 первых  кругосветных  путешествий. Заполнение таблицы.

Ф. Магеллан, Индия,

флотилия, Крузенш-

терн, Лисянский,

экспедиция.

43.

Значение Солнца для жизни на Земле. Различие в освещении и нагревании Солнцем земной поверхности.

(изучения нового)

с. 116-118

Знать различия в освещении и нагревании земной поверхности Солнцем.

Уметь схематически зарисовывать отвесные, наклонные и скользящие лучи.

Показ с помощью тел-

лурия смены дня и ночи.

Жаркий, умеренный,

холодный (полярный) пояс. Отвесные, нак-

лонные, скользящие лучи.

44.

Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата.

(закрепления нового)

с. 119-122

Знать основные типы климатов.

Зарисовка схемы «От чего зависит климат».

Погода, климат, типы климата.

Влияние  хозяйствен-

ной  деятельности человека на измене-

ние климата.

45.

Пояса освещённости: жаркий,

умеренный, холодный. Изобра-

жение  на глобусе и карте полу-

шарий.

(комбинированный)

с. 122-125

 Знать расположение поясов освещенности на глобусе и карте полушарий.

Уметь показывать пояса освещенности на глобусе и карте полушарий.

Заполнение перфокарты и таблицы «Пояса освещённости».

Названия поясов освещённости, границы поясов.

46.

Природа тропического пояса.

(закрепления нового)

с. 125-128

Уметь называть растения и животных тропиков

Прикрепление картинок животных и растений к тропичес-

кому поясу.

Материки тропического пояса. Тропические леса, их обитатели.

Заповедники, нац. парки, Красная книга тропических лесов.

47.

48.

Природа умеренных и полярных поясов.

Обобщающий урок по теме «Земной шар»

(Обобщения и систематизации)

с. 128-131

Уметь прикреплять контуры растений и животных к соответствующему поясу освещенности.

Знать доказательства шарообразности Земли; океаны и материки земного шара; пояса освещенности.

Уметь обозначать в контурной карте материки и океаны.

Работа с зоогеографической картой.

Материки умеренного и полярного  пояса. Океаны и моря. Степь,буран.

Заповедники, нац. парки, Красная книга умеренного и полярного  поясов.

Карта  России (20 ч.)

49.

Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Столица --- Москва.

(изучения нового)

с. 132-138

Знать географическое положение нашей страны на физической карте России и карте полушарий.

Уметь показывать на карте наше государство.

Обозначение границ  на к/к. Описание геог-

рафического положе-

ния по плану.

Россия,столица, госу-

дарство, европейская и азиатская часть  Рос-

сии.

50.

Границы России. Сухопутные границы на западе и юге.

(закрепления нового)

с. 138-140

Знать границы России.

Уметь  показывать и обозначать сухопутную границу России; подписывать названия пограничных государств.

 Обозначение  пригра-

ничных государств.

 Заполнение таблицы.

Границы, приграничные территории.

51.

Морские границы. Океаны и моря, омывающие берега России. (комбинированный)

с. 140-143

Знать морские границы РФ, моря Северного Ледовитого океана.

Уметь обозначать в контурной карте морские границы РФ, показывать на карте моря Северного Ледовитого океана.

Обозначение морских

границ на к/к. Заполнение таблицы.

Моря Северного Ледовитого океана,

морская  держава.

Экологические проблемы морей СЛО.

Охрана животных.

52.

Моря Тихого  и Атлантического океанов.

(комбинированный)

с. 143-147

Знать моря Тихого и Атлантического океанов.

Уметь обозначать в контурной карте и  показывать на  физической карте моря Тихого и Атлантического океанов.

Обозначение морей на к/к. Описание морей по плану.

Моря Тихого и Атлан-

тического океанов,

тайфуны.

Проблема браконьер-

ства в морях Тиххого

океана. Загрязнение

Чёрного и Азовского.

53.

Острова и полуострова России.

(комбинированный)

с. 148-152

Знать названия крупных островов и полуостровов РФ.

Уметь показывать на физической карте и обозначать в контурной карте.

Обозначение на к/к.

Заполнение перфокарт.

Навигация, гейзеры.

Охрана животного и растительного мира.

54.

Работа с контурными картами.

(обобщения и систематизации)

Нанесениена к/к  изученных географичес

ких  объектов.

Повторение и закрепление изученных терминов.

55.

Поверхность нашей страны. Низменности,возвышенности, плоскогорья.

(изучения нового)

с. 152-155

Уметь показывать на физической карте и обозначать в контурной карте равнины, возвышенности плоскогорья.

Работа с к/к.

Осадочные породы, месторождения.

56.

Горы: Кавказ, Урал, Алтай, Саяны.

(закрепления нового)

с.155-158

Уметь показывать на физической карте и обозначать в контурной карте горы России.

Эльбрус, лавины, камнепады.

57.

Крупнейшие  месторождения полезных  ископаемых.

(комбинированный)

с. 159-161

Уметь показывать на физической карте с помощью условных знаков места добычи полезных ископаемых.

Изготовление  услов-

ных  знаков полезных ископаемых (планшеты

Названия полезных ископаемых, месторождения.

Вред, наносимый природе добычей полезных ископаемых.

58.

Работа с контурными картами.

(комбинированный)

Уметь нанасти изученные объекты на к/к

Нанесение на к/к   крупнейших  месторож-

дений  полезных ископаемых.

Названия полезных ископаемых.

59.

Реки: Волга с  Окой и Камой. Водохранилища, каналы,ГРЭС.

(комбинированный)

с. 162-165

Уметь показывать на физической карте реку Волгу, обозначать ее в контурной карте.

Обозначение на к/к. Заполнение таблицы.

Судоходство, Поволжье.

Экологические проблемы этих рек.

60.

Реки: Дон, Днепр, Урал.

(комбинированный)

с. 166-168

Уметь показывать на физической карте реки Дон, Днепр, Урал.

Обозначение на к/к. Заполнение таблицы.

Описание по плану.

Названия рек, каналов.

Экологические проблемы этих рек.

61.

Реки Сибири: Обь с Иртышом, Енисей с Ангарой.

(комбинированный)

с. 168-171

Уметь показывать на физической карте реки Обь, Енисей, обозначать их в контурной карте.

Обозначение на к/к. Заполнение таблицы.

Описание по плану.

Плотины ,порт, ГРЭС.

Вред, наносимый природе региона  использованием  ГРЭС.

62

Реки: Лена и Амур.

(комбинированный)

с. 172-174

Уметь показывать на физической карте реки Лена, Амур.

Обозначение на к/к. Заполнение таблицы.

Описание по плану.

Ленские столбы, тунгусы.Дальний Восток.

Экологические проблемы этих рек.

63.

Озёра: Ладожское,Онежское, Байкал.

(комбинированный)

с. 175-177

Уметь показывать на физической карте изученные озера и обозначать их в контурной карте.

Обозначение на к/к. Заполнение таблицы.

Описание по плану.

Валаам, зодчество, промысловые рыбы.

Экологические проблемы этих озёр.

Заповедники.

64.

Работа с контурными картами.

(комбинированный)

Уметь нанасти изученные объекты на к/к

Нанесениена к/к  изученных географичес

ких  объектов.

Повторение и закрепление изученных терминов

65

66

Наш край на карте России.

(урок-презентация)

с.178

Знать правила поведения в природе, достоприм. Рязани

Презентация «Мой город—Рязань»

Орана природы Рязанской области.

67

Контрольная работа за год.

68.

Повторение  начального курса физической географии.

(обобщения и систематизации)

Путешествие по карте  России.

Повторение и закрепление изученных терминов

Повторение и закрепление природоохранитель-ных мероприятий. Правила поведения в природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии. 7 класс. Школа VIII вида.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, основное содержание, требования к знаниям и умения учащихся, календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по географии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 6 класс

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по географии 7 кл специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по географии 8 кл специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по географии 9 кл специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по Географии 6,7,8,9 класс, школа VIII вида.

Рабочая программа по Географии 6,7,8,9 класс, школа VIII вида. Тематическое планирование. Региональный компонент. Требования к уровню подготовки учащихся. Контрольно-измерительный материал....