Главные вкладки

    Рабочая программа по географии 9 кл специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида
    рабочая программа (география, 9 класс) по теме

     

    Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник 1» изд. «Владос» 2011 г.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_po_geografii_9_kl.docx24.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка.

    Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник 1» изд. «Владос» 2011 г.

    Программа  разработана с учетом изменений, происходящих в современном обществе и новых данных географической науки.

    При изучении курса 9 класса реализуется опора на уже имеющиеся знания учеников, учитывается, уровень возрастных и познавательных возможностей детей с нарушением интеллекта.  Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся  у них специфических нарушений.

    Цель:  всестороннее развитие учащихся со сниженной мотивацией к познанию, расширить кругозор об окружающем мире.

    Задачи:

    образовательные

    1. Дать элементарные научные  и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве  России, зарубежных стран, своего края.
    2. Показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов.
    3. Помочь усвоить правила поведения в природе.                                      

     воспитательные:

    1. Содействовать  патриотическому, эстетическому, экологическому воспитанию.
    2. Содействовать профессиональной ориентации, путём знакомства с миром профессий, распространенных в нашем регионе.

     корреционно-развивающие:

    1. Учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
    2. Содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение.
    3. Расширять лексический запас. Развивать связную речь.

    Принципы:

    1. принцип коррекционной направленности в обучении;
    2.  принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;
    3. принцип научности и доступности обучения;
    4.  принцип систематичности и последовательности в обучении;
    5.  принцип наглядности в обучении;
    6.  принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

    Методы:

    1. Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой, картой
    2. Наглядные - наблюдение, демонстрация 
    3. Практические – упражнения, работа с контурными картами
    4. Методы изложения новых знаний      
    5. Методы повторения, закрепления знаний    
    6. Методы применения знаний 
    7. Методы контроля

    Занятия провожу  в классно урочной форме.

    Типы уроков:

    1. Урок сообщения новых знаний (урок первоначального изучения материала)
    2. Урок формирования и закрепления знаний и умений (практический урок)
    3. Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков (контрольно-проверочный урок) 
    4. Урок обобщения и систематизации знаний (повторительно-обобщающий урок)
    5. Комбинированный урок
    6. Урок-экскурсия

    Применяю ТСО: фрагменты кино (видео,DVD) мультфильмов, мультимедиа, музыкальные фрагменты.

    Контроль  за знаниями, умениями и навыками обучающихся осуществляю в ходе устных опросов, проведения тестов, контрольных работ. Тексты контрольно-измерительные материалы созданы в соответствии с психофизическими особенностями каждого класса. Контроль осуществляю в конце каждого раздела (промежуточный контроль). На тестовые,  самостоятельные работы отвожу 15 минут на уроке. В конце четверти  провожу итоговый контроль знаний по изученным темам.

    География как учебный предмет в специальной коррекционной школе имеет большое значение для всестороннего развития учащихся со сниженной мотивацией к познанию. Изучение географии нашей страны и материков расширяет кругозор детей об окружающем мире, позволяет увидеть природные и социально-экономические явления и процессы во взаимосвязи.

    Основные задачи современного школьного курса географии - дать элементарные, но научные и систематические сведения о природе, населении, хозяйстве Амурской области, России и зарубежных стран, показать особенности взаимодействия человека и природы, познакомить с культурой и бытом разных народов, помочь усвоить правила поведения в природе.

    География дает благодатный материал для патриотического, интернационального, эстетического и экологического воспитания учащихся.

    Содержание курса географии существенно отличается от содержания и построения курса географии массовой школы: сокращен объем получаемой учебной информации, уменьшено количество специальных терминов и номенклатуры географических названий, изменена структура построения курсов и т. д. Географический материал в силу своего содержания обладает значительными  возможностями для развития и коррекции познавательной деятельности умственно отсталых детей.  Обучающиеся  учатся анализировать, сравнивать изучаемые объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости. Работа с символическими пособиями, какими являются  план  и географическая карта, учит абстрагироваться, развивает воображение учащихся.                                Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет лексический запас детей со сниженным интеллектом, помогает им правильно употреблять новые слова в связной речи.

    Познание мира предполагает изучение системы взаимосвязанных дисциплин, обеспечивающих преемственность содержания. Курс географии имеет много смежных тем с естествознанием, историей, русским языком, чтением, математикой, изобразительной деятельностью, социально-бытовой ориентировкой и другими предметами, а также предусматривает опору на знания, полученные в курсах «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и «Природоведение».

    Учитывая общие и специальные задачи коррекционной школы, программа и методика преподавания географии предусматривают повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 6 к 9 классу, что способствует более прочному усвоению элементарных географических знаний и умений.

    Такое расположение материала в 9 классе позволило больше времени (три четверти) выделить на изучение стран Евразии.  В процессе изучения стран Евразии предусматривается просмотр кино- и видеофильмов о природе достопримечательностях изучаемой страны, культуре и быте ее народа.

                 Интеграционные процессы, происходящие в Европе (отмена виз, введение единой валюты), падение «железного занавеса» приблизили Россию к мировому сообществу, поэтому  курс «Материки и океаны» завершается темами, посвященными России как крупнейшему государству Евразии.

    Заканчивается курс географии региональным обзором, на который отводится четвертая четверть 9 класса. На этих уроках учащиеся не только систематизируют свои знания о природе Амурской области, но и знакомятся с местными экономическими проблемами, узнают о профессиях, на которые имеется спрос в данном регионе.

    Класс

    I четверть

    II четверть

    III четверть

    IV четверть

    Год

    9 кл

    18 ч.

    14 ч.

    20 ч.

    15 ч.

    66 ч.

    Тематический план

    В 9 классе материал представлен следующими разделами:

    1. Введение (1 ч.)
    2. Западная Европа (6 ч.)
    3. Южная Европа (4 ч.)
    4. Северная Европа (3 ч.)
    5. Восточная Европа (10 ч.)
    6. Центральная Азия (5 ч.)
    7. Юго-Западная Азия (7 ч.)
    8. Южная Азия (2 ч.)
    9. Восточная Азия (6 ч.)
    10. Юго-Восточная Азия (2 ч.)
    11. Россия (5 ч.)
    12. Свой край (13 ч.)
    13. Контрольная работа (2 ч.)

    Список литературы:

    1. Ворожейкина Н. И. , Студеникин М. Т. Поурочные разработки к «Рассказам по родной истории». М., 2001.
    2. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
    3. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1994.
    4. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2001.
    5. Коррекционная роль обучения в вспомогательной школе. М., 1971.
    6. Кулагина Г. А. Сто игр по истории  М., 1983.
    7. Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990.
    8. Лифанова Т.М., Соломина Е.М., География материков и океанов (Евразия), 9 кл., М., Просвещение, 2007г.
    9. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2000.
    10. Певзнер М. С.Дети – олигофрены. М.,1959.
    11. Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.,1998.
    12. Петрова Л. В. Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида. М., 2003.
    13. Словарь по коррекционной педагогике  и специальной психологии: Учебное пособие/ Сост. Н. В. Новоторцева. Ярославль,1999.
    14. Учащиеся вспомогательной школы. Под ред. М. С.Певзнер, К. С. Лебединской. М.,1979.

    Основные требования к знаниям и умениям учащихся  9 класса

    Учащиеся должны знать:

    1. Географическое положение, столицы и характерные особенности изучаемых государств Евразии;
    2. Границы, государственный строй и символику России;
    3. Особенности географического положения своей местности, типичных представителей растительного и животного мира, основные мероприятия по охране природы в своей области, правила поведения в природе, меры безопасности при стихийных бедствиях;
    4. медицинские учреждения и отделы социальной защиты своей местности.

     Учащиеся должны уметь:

    1. находить на политической карте Евразии изучаемые государства и их столицы;
    2. по иллюстрациям характерных достопримечательностей узнавать отдельные города Евразии;
    3. показывать Россию на политических картах мира и Евразии;
    4. находить свою местность на карте России (политико-административной, физической и карте природных зон);
    5. давать несложную характеристику природных условий и хозяйственных ресурсов своей местности, давать краткую историческую справку о прошлом своего края;
    6. называть и показывать на иллюстрациях изученные культурные и исторические памятники своей области;
    7. правильно вести себя в природе.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по географии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 6 класс

    Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...

    Рабочая программа по географии 7 кл специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

    Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...

    Рабочая программа по географии 8 кл специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

    Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...

    Рабочая программа по географии для 6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на 2014-2015уч.г.

    Рабочая программа по географии для 6 класса составлена с    учётом возрастных и психофизиологических  особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточно...

    Рабочая программа по истории для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы IV вида.

    Рабочая программа по истории  на ступени основного общего образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе IV вида составлена на основе федерального компонента Государственного...

    «Программа по татарскому языку» Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида ( для русскоязычных учащихся 1- 4 классов)

    «Программа по  татарскому языку в С(К)ОШ VIII вида» (для  русскоязычных учащихся  1- 4 классов), разработана в соответствии с концепцией Специального Федерального государственного образ...

    Рабочая тетрадь по Истории Отечества специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, 7 класс. Автор Юрченко Е.Ф. Рабочая тетрадь была опубликова издательством "Классикс-стиль ", г.Москва-2003 г.

    Тематическая тетрадь по Истории Отечества для 7 класса представляет собой сбоник заданий по всем темам курса, предусмотренным программой по истории для коррекционной школы. Выполнение заданий способст...