Почему я выбрала УМК издательского центра «Вентана-Граф»?!
статья по географии (5 класс) на тему

Орехова Ольга Николаевна

Уже два года наша гимназия является экспериментальной площадкой по опережающему введению ФГОС ООО. Поэтому основной задачей каждого педагога являлся выбор УМК, по которому мы должны работать в рамках эксперимента. Администрация нашей школы дала полную свободу при выборе УМК, самое главное условие: соответствие федеральному государственному стандарту основного общего образования и федеральному перечню учебников. Изучив нормативные документы по новым стандартам, я поняла, что основой федеральных стандартов является системно-деятельностный поход, то есть на уроках с ребятами мы должны совершать какую-либо деятельность и проводить данные уроки в системе. В данной статье говорится о приемах использования учебника А.А. Летягина, под редакцией Дронова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orehova_perehod_na_umk_ventana_graf.docx686.17 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт регионов по переходу на УМК "ВЕНТАНЫ-ГРАФ"

Орехова Ольга Николаевна,

учитель географии высшей категории

 МОАУ Гимназии № 1

города Белогорска Амурской области

Почему я выбрала УМК издательского центра «Вентана-Граф»?!

       Уже два года наша гимназия является экспериментальной площадкой по опережающему введению ФГОС ООО. Поэтому основной задачей каждого педагога являлся выбор УМК, по которому мы должны работать в рамках эксперимента. Администрация нашей школы дала полную свободу при выборе УМК, самое главное условие: соответствие федеральному государственному стандарту основного общего образования и федеральному перечню учебников. Изучив нормативные документы по новым стандартам, я поняла, что основой федеральных стандартов является системно-деятельностный поход, то есть на уроках с ребятами мы должны совершать какую-либо деятельность и проводить данные уроки в системе. Подобрать нужный УМК мне помогла Людмила Георгиевна Груздева, методист кафедры естественнонаучного образования Амурского ИРО. Она приехала к нам в Белогорск на семинар с огромными коробками учебников, где каждый учитель смог подержать в руках учебники, методические пособия разных издательств. Людмила Георгиевна на семинаре рассказала о каждом издательском центре, что они предлагают нам для введения нового федерального стандарта. Из всех учебников мне по душе пришелся учебник А.А. Летягина, под общей редакцией В.П. Дронова «География. Начальный курс: 5 класс», «Алгоритм успеха», к нему прилагалась программа 5-9 классом с диском. На диске в электронном виде прилагается календарно-поурочный план, который можно скорректировать, при этом экономя время. Также к УМК прилагалась рабочая тетрадь «Дневник географа-следопыта», где даны разные задания по развитию наглядно-образного и логического мышления учащихся, познавательного интереса к объектам и процессам окружающего мира, а также изучения своей местности и по приобретению навыков по применению географических знаний и умений на практике. Ведь теория это одно, а практика это совсем другое. Самое главное мне понравилось содержание самой программы, особенно как распределены разделы и темы. В 5 классе изучаются все геосферы Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера, а в 6 классе уже изучаются более сложные темы для учащихся – это азимут, географические координаты, определение расстояний и высот, изображение рельефа. Я считаю, авторы удачно распределили данные темы по классам, потому что во многих других УМК разных издательств изучаются темы, связанные с географическими картами и планами, в 6 классе ребята многие не понимают данные темы, а в 5 классе у них будет отсутствовать мотивация к  изучению географии. При переходе на УМК издательского центра «Вентана-Граф» я не испытала никаких трудностей при составлении своей рабочей программы и календарно-поурочного планирования, так как данный материал был доступен благодаря Амурскому ИРО и курсам, которые проводились в рамках ФГОС ООО. Учебник и атлас я приобрела через знакомых в г. Хабаровске, так как у нас еще в продаже они отсутствовали, а через Интернет я не успела бы приобрести к новому учебному году. В школе также учебники пришли не вовремя, но детям я скачала учебник и атлас в электронном виде, спасибо «Вентана-Граф», что дал такую возможность. При построении урока мне очень помог не только данный учебник, но и «Дневник географа-следопыта», который подарил мне на семинаре в г. Благовещенске (на базе БГПУ) А.А. Летягин. Данный УМК мне здорово экономит время на подготовку к урокам. В рубрике «ВидеоГеография» даны ссылки на видео к каждому уроку, не надо долго искать подходящие ролики (использую для постановки познавательной задачи, проблемы, введение в тему урока, при изучении раздела параграфа; примеры заданий: прокомментируйте, сделайте вывод, отметьте неправильные ответы и т.д.).  Для постановки целей и задач урока помогают основные термины и понятия, которые выделены в рамочке в каждом параграфе учебника. Это подсказки для обучающихся, с какими терминами мы должны познакомиться. Для того  чтобы узнать, что обозначает данное понятие мы обращаемся к словарю терминов в конце учебника и составляем в виде кратких записей или схемы, что требуется в рамках ФГОС ООО.

В учебнике дано очень много красочных иллюстраций, по которым можно придумать индивидуальные и групповые задания, например, чем отличается горст от грабена (рис.26 из учебника, 5 класс), чем отличается континентальная кора от океанической (рис.25 из учебника 5 класса). Или по рис.35 «План холма (остров Ушакова) можно провести как индивидуальную работу, так и работу в группах, выполнив следующее задание:

Выполни задание по рис. 35

1)Какой тип рельефа: вогнутый или выпуклый? (выпиши правильный ответ)

2)Через сколько метров проведены горизонтали?__________

3) Какова абсолютная высота острова?_____________м

4)Какой берег пологий?_____________________

5) Имеются ли реки на данном острове?__

Если правильно ответили на 5 вопросов –отметка «5», если  на 4 –«4», если на 3 –«3».

Особенно мне нравится рубрика «Школа географа-следопыта» - это готовая практико-ориентированная направленность урока по ФГОС ООО и заодно знакомит с различными профессиями. Можно себя почувствовать палеонтологом, штурманом, геодезистом и т.д. Дети с удовольствием выполняют задания, ведь на практике закрепляются основные географические знания. Практикумы очень просты и практически не затратные, создаются из самого дешевого материала. Ребятам только стоит сказать, что принести на урок, они несут еще и про запас, вдруг кто-то забудет что-то. Моя задача - привлечь учащихся к изучению своего предмета, даже Александр Анатольевич Летягин говорил на своем семинаре, что основная задача географии в 5 классе – это развитие познавательного интереса к предмету.  Существует не менее интересная рубрика «Проектная деятельность», где предлагаются задания по данной деятельности, их я использую как на уроке, так и во внеурочное время. Особой популярностью у меня на уроках пользуются коллажи по темам урока, я беру картинки из старых списанных учебников по географии. Коллажи составляем либо по группам, либо даю опережающее задание одному ученику (или группе).

      В итоге я работаю с УМК Издательского центра «Вентана_Граф» уже второй год и вижу свои ошибки, корректирую конспекты уроков. Проработав полностью учебник 5 класса, увидела много плюсов, которые я описала выше, но также у меня имеются свои рекомендации к авторам. Более сложная тема «Атмосфера» и в ЕГЭ уделяется достаточное внимание, поэтому хотелось, чтобы полностью в тексте учебника в параграфе 12  в разделе «Строение атмосферы» (стр.66) описывалось, какие явления происходят в каждом слое атмосфере: в тропосфере, стратосфере, мезосфере и т.д. В учебнике для 6 класса по географии хочу обратить внимание на очень важный раздел «Изображение земной поверхности», когда мы изучаем азимут, расстояние на карте нам необходимы топографические карты, в учебнике представлена только одна топографическая карта на форзаце учебника и на стр.52-53, в них мало условных знаков, чтобы придумывать задания, поэтому я вынуждена распечатывать дополнительный материал для работы по картам. Также хочется высказать пожелание по условным знакам: в учебнике и в атласах мало представлено условных обозначений, я также распечатываю и даю ребятам как приложение. Можно добавить в данный раздел по теме «Изображение рельефа на топографических картах и планах» фрагмент топографических карт (пример из ЕГЭ и ОГЭ), какой участок подходит для катания на санках, для создания волейбольной площадки, для закладки фруктового сада. Я попробовала дать такое задание детям, они легко справляются с данными заданиями, заодно учатся различать формы рельефа, условные знаки и высоту местности на топографической карте. Хотелось также, чтобы прилагался диск к учебникам, где не только был бы электронный учебник, но и видеофрагменты к урокам (приложение к рубрики «ВидеоГеографии»), потому что не все могут иметь интернет под рукой и не все могут скачивать видеоролики.

        В целом я хочу выразить благодарность всему авторскому коллективу издательского центра «Вентана-Граф» за замечательный УМК, видно, что данный коллектив не стоит на месте, всегда идет в ногу со временем: издает новые методические комплекты для облегчения педагогического труда; организовывают различные семинары, знакомя нас с УМК; издают методический вестник, где можно познакомиться с опытом работы своих коллег; создали мобильный сайт, который все время обновляется новыми материалами.

Я нисколько не пожалела, что перешла на УМК издательского центра «Вентана-Граф».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поурочное планирование. Биология 6 класс. Учебник И.Н Пономарёва, О.Н Корнилова. Растения, грибы, бактерии, лишайники. Москва «Вентана-Граф» 2005 г.

Пояснительная записка.Планирование составлено в соответствии с программой  «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» (68 часов, 2 часа в неделю) Авторы: И.Н. Пономарева, В. С. Кучменко учебник...

Из опыта апробации учебника «Начальный курс географии», 5 класс, автора А.А. Летягина, издательского центра «Вентана-Граф»

Вечный вопрос: какой учебник выбрать? Данная статья  раскрывает все положительные качества данного учебника, каким образом можно использовать его в работеУчебник по географии для 5 класса а...

Дидактические материалы к уроку математики в 5 классе по теме «Деление десятичной дроби на натуральное число» по УМК А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир (М.: Издательский центр «Вента – Граф»)

Дидактические материалы к уроку математики в 5 классе по теме «Деление десятичной дроби на натуральное число» по УМК   А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир (М.: Издательский центр «Вента – Граф...

Календарно – тематическое планирование к учебнику: Математика. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/ Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.– М. : Издательский центр «Вента-Граф», 2018

Календарно-тематическое планирование составлено с домашними заданиями. Так же в нем прописаны основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)...