Представление собственного инновационного опыта
статья по географии по теме

Использование групповых форм обучения на уроках географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty.docx43.99 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного опыта

Учителя географии Левиной  Татьяны Алексеевны по теме

 «Использование групповых форм обучения на уроках географии»

  1. Актуальность и перспективность опыта.

     Основными задачами современного образования являются становление личности ребёнка, раскрытие его индивидуальных возможностей, развитие творческого потенциала.

     Задача предмета географии сформировать мировоззрение в основе которого лежит географическое мышления, целостная картина мира, взаимосвязь природных, социальных и экономических факторов, а также формирование ответственного отношения к своим действиям по природопользованию.

     Федеральные Государственные Стандарты 2 поколения акцентируют внимание  не на формирование ЗУН по предмету как это было раньше, а на развитие личности школьника.

    Мы понимаем, что будущее России сегодня заключается в сегодняшней школе. Школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но умеет общаться и обладает внутренней культурой.

     В связи с этим меняется и позиция учителя. Сегодня учитель должен  по новому понимать свою профессиональную деятельность. Если раньше от нас требовали, чтобы мы дали знания, умения по предмету, то сейчас мы должны развивать личность ученика средством предмета.

2.Концептуальность опыта.

В современном информационном обществе целью образования является не передача опыта, накопленного предыдущими поколениями, а подготовка человека, способного к непрерывному обучению. Групповые формы позволяет, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее. Необходимо отметить, что групповые формы обучения дают возможность современным детям идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации.

     Примеров приводить можно огромное количество, однако из этих примеров становится ясно одно — использование групповых форм обучения позволяет заинтересовать ученика, интерес это один из элементов мотивации. Кроме того, работа в группах позволяет делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как, их использование повышает возможность применения проектного метода обучения.

3.Ведущая педагогическая идея  заключается в создании на уроках условий для успешной, активной и сознательной деятельности обучающихся, основанной на использовании  работы в группах.

Были определены следующие цели и задачи.

Цель: подробно  изучить организацию  групповой формы  деятельности на уроке.

Задачи:

1. Определить значение групповой формы обучения.

2. Рассмотреть этапы организации работы в группах.

3. Выделить положительные  стороны данной формы обучения.

4.  Назвать возможные трудности.

4.Технология опыта.

     Групповая форма работы  напрямую способствует развитию всех качеств личности, необходимых для полноценного общения. Идея групповой работы не нова, она успешно применялась в  20-х годах прошлого столетия в образовательном процессе в виде  бригадного метода. Но сегодня ей уделяется огромное внимание и говорится о том, что данная форма должна стать одной из основных на современном уроке.

    Групповые технологии обучения позволяют решать комплекс задач, и прежде всего, повышать интенсификацию урока, развивать самостоятельность учащихся, их самоуправление, способствовать углубленному усвоению программного материала, отрабатывать комплекс практических умений и навыков.

       Групповая форма обучения должна одновременно решать три основных задачи:

1.  конкретно-познавательную,  которая связана с непосредственной учебной ситуацией;

2. коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;

3. социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.

       Данная технология применима при решении всех дидактических задач на всех этапах урока: на этапе изучения нового материала, закрепления, проверки знаний, итоговом контроле, а также во внеклассной работе по предмету.  Наиболее применима и целесообразна она при проведении практических работ. Групповые формы работы  успешно применимы при  проведении  нетрадиционных уроков:  урок-конференция, урок-путешествие, интегрированный урок, урок-ярмарка, географический марафон.

     К наиболее часто используемым мною  групповой формы работы в учебном процессе относятся:

  • изучение нового материала;
  • уроки - путешествия;
  • интегрированные уроки;
  • уроки обобщающего повторения;
  • в проектно-исследовательской деятельности.

      Главное условие групповой работы заключается в том, что непосредственное взаимодействие учащихся осуществляется на партнерской основе. Это создает комфортные условия в общении для всех, обеспечивает взаимопонимание между членами группы.

     Используя групповые технологии в образовательном процессе, преподаватель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Таким образом, групповая форма работы – это форма самостоятельной работы учащихся при непосредственном взаимодействии их между собой.

5.Оптимальность и эффективность средств.

          При формировании групп учитываю психологическую совместимость учащихся, их личные симпатии. Нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать.

     Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы, от 3 до 5 чел. Опыт работы показывает, что в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы.

    Следующая практическая проблема – внутригрупповой распорядок работы. Это связано с выбором в группе руководителя или ответственного, который распределяет обязанности между членами группы, руководит обсуждением и принятием решения. Выбор руководителя является задачей самой группы.

     Использую групповую работу двух видов: единую и дифференцированную. При единой групповой работе все группы учащихся выполняют одинаковые задания в рамках общей темы, дифференцированная же групповая работа предполагает выполнение группами различных заданий.

     Дифференцированно - групповая форма обучения имеет ту особенность, что как постоянные, так и временные группы объединяют учащихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности учебных умений и навыков.

     Групповую форму работы на уроках географии организую поэтапно:

Деление класса на группы для решения конкретных учебных задач.

Формирование заданий для каждой группы, которые могут быть одинаковыми для всех либо дифференцированными. Краткий инструктаж учителя по выполнению заданий. Раздача дидактического материала по группам. Самостоятельная групповая работа учащихся: обсуждение и составление плана выполнения заданий в группе, определение способов его решения, распределение обязанностей. Работа по выполнению учебного задания. Наблюдения учителя и корректировка работы группы. Сообщения учащихся о результатах работы в группах. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы.

        Таким образом, во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

    При отборе учебного материала для групповой работы необходимо уточнить, какие виды заданий будут представлены в предлагаемом для совместного выполнения задания (понятия, факты, законы, методические знания, оценочные знания и т.д.).

    Надо помнить, что не всякий учебный материал подходит для групповой работы. К нему предъявляются, по крайней мере, два требования:

- по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было расчленить на отдельные подзадачи и подпункты;

- содержание материала должно быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать различные точки зрения, не совпадение позиций.

    Чем более трудным является задание, тем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы.

     По мнению отечественного исследователя метода проектов Е. Полата, педагогическая инновация – метод проектов – эффективна лишь в сочетании с «технологией работы в группах сотрудничества».

6. Методологическая  база педагогического опыта.

      Методологическую основу опыта составляют:

--  теоретические труды по психологии и педагогики личности (Г.М. Анохина,  А.Г. Асмолов,  Л.И. Божович,  В.В. Давыдов

В.А. Петровский,  В.Д.Шадриков);

-- теоретические основы личностно-деятельностного подхода (Е.В. Бондаревская,  Л.С. Выготский,  В.В. Давыдов,  А.Н. Леонтьев,  В.В. Сериков,  С.Л. Рубинштейн,  Д.Б. Эльконин,

И.С. Якиманская);

-- основные положения системного подхода (Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько,  А.Б. Орлов,  Н.Г. Свинина,  А.В. Усова,  Б.М. Теплов);

-- теории применения инновационных технологий, в том числе информационно-коммуникационных (В.П. Беспалько,  В.В. Васильев,  В.В. Гузеев,  Т.Ф. Гурова,  М.В. Кларин,  В.И Лещинский,  Е.С. Полат,  Н.Г. Свинина,  Г.К. Селевко  И.С. Якиманская, и др.)

     Созданные психолого-педагогические методические условия, активизируют творческий потенциал учащихся, который способствует повышению качества географического образования. Эти условия заключаются в следующих положениях:

1) применение технологии проблемного обучения, позволило осуществить логического мышления и сформировать устойчивый интерес к изучению географии;

2) широкое применение информационно-коммуникационных технологий в преподавании географии обеспечило условие для развития индивидуальных творческих способностей обучаемого и его ориентации в информационном пространстве; прведение проектной и исследовательской деятельности в сочетании с информационными технологиями позволили развивать познавательный интерес учащихся, проявить инициативу и самостоятельность каждому ученику, продемонстрировать индивидуальные качества;

3) инновационный краеведческий подход при обучении географии позволил, сформировать положительный образ территории, способствовал развитию критического и творческого мышления, воспитанию любви к родному края;

4) использование инновационных средств обучения позволяет учащимся увлекательно и интересно учиться, создает условия для творчества и самоподготовки.

5) разработанная и внедренная система работы создала условия повышения качества географического образования.

7. Теоретическая оснащенность педагогического опыта.

Теоретическую концепцию педагогического опыта составляют положения, которые продуцируются новой образовательной парадигмой и достижениями психолого-педагогической науки, а именно:

1).Одним из эффективных путей обучения учащихся деятельности в учебном процессе является формирование приемов учебной деятельности, владение которыми: 1) вырабатывает и совершенствует умение самостоятельно учиться; 2) повышает уровень решения учебных и языковых задач, тем самым влияя на качество знаний по предмету; 3) дает возможность для решения таких задач, как осуществление межпредметных связей на уровне видов деятельности, для активизации, интенсификации и уровневой дифференциации учебной деятельности; 4) изменяет общий стиль умственной деятельности учащихся.

Исходя из вышеизложенного, я делаю вывод, что необходимыми условиями совершенствования методической системы обучения в школе являются:

I) Деятельностный подход («от ученика») во всех его компонентах:

а) проектирование учителем идеальной траектории деятельности ученика в учебном процессе с помощью перевода заданных извне целей образования, содержания обучения, процессов овладения учащимися самостоятельной учебной деятельностью и процессами саморазвития на язык действий учащихся;

б) деятельность учителя в учебном процессе требует совмещения поля деятельности учителя с полем учебной деятельности учащихся так, чтобы каждый ее элемент был поставлен в условия саморазвития, адекватного саморазвитию ученика в учебной деятельности (эта замкнутость двух пространств деятельности - суть проектирования технологии обучения);                             2) Формирование приемов учебной деятельности.

8.Результаты  инновационного опыта.

Целенаправленная систематическая работа по развитию интереса и творческих способностей учащихся, формированию мотивации учения даёт свои результаты;

•  Рост положительной мотивации на уроках.

• Качественное изменение взаимоотношений между участниками учебно-воспитательного процесса.

Исследование эмоционального благополучия обучающихся на уроке было проведено при использовании анкет для обучающихся и анкет для родителей.

100 % одиннадцатиклассников положительно относятся к урокам. Благодаря интересной и разнообразной подаче материала дети не утратили желания получать новые знания, а значит, в дальнейшем, это положительно скажется на качестве знаний обучающихся. Эмоциональное благополучие личности напрямую связано с самооценкой. Лишь при адекватной самооценке, позитивном отношении к себе человек способен переживать состояние психологического комфорта и уверенности в себе. 85% обучающихся чувствуют себя на уроке успешными. Позитивный интерес у ученика формируется только в том случае, если учебная деятельность успешна, а способности оцениваются позитивно.

В результате применения групповых форм  в процессе обучения учащимися будут достигнуты предметные результаты:

1. охватят все этапы образовательного процесса: получение информации, практические занятия, мониторинг учебных достижений;

2. обеспечат расширение возможностей самостоятельной учебной работы за счет использования активно - деятельностных форм обучения,

В результате применения такой формы обучения в процессе обучения учащимися будут достигнуты следующие метапредметные результаты:

1) в области развития стратегий смыслового чтения и работы с информацией: умение работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию:

- умение структурировать текст (выделять главное и второстепенное: представлять информацию в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем, опорных конспектов);

- заполнять и дополнять таблицы, схемы, тексты;

2) в области освоения методов познания (умение использовать логические действия и операции, такие как сравнение; анализ, синтез; обобщение; конкретизация; классификация)

Использование групповых форм в процессе обучения в школе формирует и стимулирует у обучающихся эмоционально положительное отношение к учебным предметам, повышает мотивацию к учению, формирует интерес к обучению, создает ситуацию успеха.

9. Возможность тиражирования.

Данный опыт представлен мной на заседании МО учителей географии, школы, на педагогическом совете школы, а также опубликован на школьном  сайте.

Используемые источники:

  1. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятель-ности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенско-го. – Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. – 59 с.
  2. Общая психология [Электронный ресурс] // Кабардино-Балкарский государственный университет имени Х.М. Бербекова. URL: http://kpip.kbsu.ru/pd/index.html#did_5
  3. Групповая работа как эффективная форма организации урока [Электронный ресурс] // Межшкольный центр ИКТ. URL: http://sclsadovoe.org.ru/2011/11/групповая-работа-как-эффективная-фор/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного опыта

В данной работе представлен опыт по использованию алгоритмов на уроках русского языка...

Представление собственного инновационного опыта

В данном материале представлен опыт работы учителя мордовского языка, ее актуальность, перспективность, концептуальность, наличие теоретической базы. Ведущей педагогической идеей является "Идея педаго...

Публичное представление собственного инновационного опыта

Формирование коммуникативной потребности у учащихся, мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления - вот проблема, над которой я работаю. И потом...

Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны

Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...

Публичное представление собственного инновационного опыта

В современном, быстро развивающемся технологическом мире, в период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого сов...

Публичное представление собственного инновационного опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны

Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течен...