Урок. Ценральная Россия. Факторы формирования района
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

 

 

Установить значение Центральной России в судьбе России. Сформировать знания о составе Центральной России

Дать оценку экономико-географического положения, определить его значение для экономического развития России, формирование познавательного интереса, самостоятельного поиска знаний.

Развивать умение работать по типовому плану с целью выявления особенностей Центральной России

Познакомить с приемом составления логического опорного конспекта, созданием “образа территории” через графические рисунки и символы.

Воспитывать чувство патриотизма через географическую информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_kl._tsentralnaya_rossiya_2012_god.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Центральная Россия. Факторы формирования района

Класс:9

Тип урока: интегрированный

Цели урока:

  • Установить значение Центральной России в судьбе России.
  • Сформировать знания о составе Центральной России
  • Дать оценку экономико-географического положения, определить его значение для экономического развития России
  • формирование познавательного интереса, самостоятельного поиска знаний.
  • Развивать умение работать по типовому плану с целью выявления особенностей Центральной России
  • Познакомить с приемом составления логического опорного конспекта, созданием “образа территории” через графические рисунки и символы.
  • Воспитывать чувство патриотизма через географическую информацию.

Оборудование:  карты: политико-административная,  федеральных округов, атласы,  учебник, раздаточный материал, выставка литературы, песня «Березовый сок»,  эмблемы гербов городов

Ход урока 

  1. Организационный момент
  2. Актулизация знаний
  3.  Основная

Мотивация учащихся:

 Предварительно учащиеся получили домашнее задание:

  • подготовить стихи, найти материал об истории развития, экономико-географического положения  Центральной России
  •  подготовить презентации по Центральной России
  •  учащиеся принимают участие в оформлении кабинета, доски, столов  

Эпиграф урока

«Умом России не понять. Аршином общим не измерить. У ней особенная стать – в Россию можно только верить»

                            (Ф.И. Тютчев)

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы приступаем  к изучению Центральной России. Это крупный межрайонный комплекс, столичный регион, индустриальное и научное ядро России. Уважаемые гости, учащиеся!  Сегодня необычный урок. Вы встретитесь с учеными из разных областей науки.  Это:  историки,  литераторы,  группа географов – экономистов,  присутствуют  журналисты (они будут освещать в прессе итоги нашего урока), оператор.  Материал урока будет представлен в виде составления логического опорного конспекта, созданием “образа территории” через графические рисунки и символы.  На последующих уроках мы продолжим его заполнение и в конечном итоге, я надеюсь, этот конспект вам поможет во время проверочной работы.      По ходу изучения вопросов учащиеся делают краткую запись в тетради.

Географы – 2 чел.                                                                                                                                Историки – 2 чел.                                                                                                                             Литераторы – 2 чел.                                                                                                                                                                                                                                                             Оператор  - 1 чел.                                                                                                                                         Секретарь  - 1 чел.                                                                                                                            Журналисты -1 чел.

(3 стола полукругом по 2 человека)  На столах на подставке написаны слова:

у историков: «Ты припомни  Россия как  все это было»

У  литераторов: «Я люблю Россию до боли сердечной»

У географов: «Вести» о современной России  

на  доске или проекторе план – урока.  

Учитель:  перед вами

План работы

  1. Историческое развитие Центральной России
  2. Состав Центральной России
  3. Экономико – географическое положение

Учитель:  после выступлений специалистов нужно написать заметку для программы «Вести, можно задать  вопросы, которые вас интересуют, их подаете в письменном виде секретарю

Учитель: в тетрадях записываем  число,  месяц, тему урока и первый пункт плана.

 Изучение районной части в экономической географии традиционно начинается с Центральной России.  Она назван так в первую очередь потому, что содержит на своей территории центр всей страны – столицу России, город - Москву.  

Учитель: слово  предоставляется литераторам (на фоне музыки о России литераторы читают стихи)

  1. литератор

 Строчки из стихотворения Валерия Брюсова:

Нет тебе на свете равных,

Стародавняя Москва!

Блеском дней вовеки славных

Будешь ты всегда жива!  

  1. литератор

Град, что строил Долгорукий

Посреди глухих лесов,

Вознесли любовно внуки

Выше прочих городов!  

  1. литератор

Здесь Иван Васильич Третий

Иго рабства раздробил

Здесь за длинный ряд столетий,

Был источник наших сил.  

  1. -литератор

Здесь нашла свою препону

Поляков надменных рать

Здесь пришлось Наполеону

Зыбкость счастья разгадать  

  1. литератор

Здесь, как было, так и ныне –

Сердце всей Руси святой,

Здесь стоят ее святыни

За кремлевскою стеной!  

  1. литератор

      Здесь пути перекрестились

Ото всех шести морей,

Здесь великие учились

Верить Родине своей!  

  1. Историческое развитие Центральной России

Учитель: 

Центральная  России – наиболее освоенная часть. Это район-ядро, с которого начиналось формирование территории России. Сюда, как в головной мозг сходятся транспортные, информационные, финансовые, культурные связи со всех концов страны.

Учитель: слово  предоставляется ученым-историкам

1 – историк  

История Центрального района уходит в далекий  9 век, когда сильное славянское государство еще было только на карте – Киевская Русь. Но впоследствии появляется Московское государство, которое защищает население центральной Европы и объединяет вокруг себя славян. Возникший в 12 веке как небольшая крепость на окраине Владимирско - Суздальской Руси, Москва уже через сто лет стала претендовать на роль общерусского центра, а затем и столицы страны. Москва выступила собирательницей русских земель в единое централизованное государство. В 1326 году в Москву переезжает глава русской православной церкви – митрополит и Москва становится главным религиозным центром России.                                                                                                              В период возвышения северной столицы – Санкт – Петербурга Москва сохраняет многие функции столичного города. В 1918 году столица возвращается в Москву.

2 – историк  

Вот как описывал социально- экономическую историю района Н.Н. Баранский:

Центральное положение обеспечивало максимальную безопасность от внешних нападений и удобство сношений со всеми окраинами через расходящиеся во все стороны речные пути. Благодаря центральному положению, территория нечерноземного Центра стала посредником между окраинами, заняла с 14 века командное положение среди других регионов и стала зародышевым ядром Русского государства.  В силу сравнительно малоблагоприятных для зернового хозяйства природных условий (обилие лесов, отсутствие чернозема, неудобное распределение осадков к концу лета) при низкой технике того времени сельскохозяйственные возможности стали быстро исчерпываться и населению пришлось «промыслити себе пропитание» другими способами, т. е. заняться разными промыслами.  Важнейшим из этих промыслов был льяной  (холсты и полотна), затем к нему присоединилась обработка кожи, шерсти, древесины, железа.  Сырья для всех этих промыслов было достаточно на месте, а топлива при кустарной технике и не требовалось.

1 – историк

       Обмен промысловой продукции на сырье и хлеб обеспечивался центральным положением и наличием ряда водных путей, имевших в прежнее время (до железных дорог) несравненно большее значение, чем теперь.                                                              Торговый капитал Москвы и всего Нечерноземного Центра, наживавшийся на использовании выгод центрального, командного положения, стал затем и организатором промышленности, используя трудовые навыки кустарей. Сырье использовалось как местное, так и привозное с окраин. Топлива на первоначальный размах промышленности хватало своего, древесного.

2 – историк

В дальнейшем, по мере развития железнодорожной сети, промышленность Центра перешла на привозное сырье (хлопок, шерсть, шелк, металл и прочее) и на привозное топливо донецкий уголь и бакинская нефть), отбирая для себя отрасли, требующие прежде всего квалифицированной рабочей силы. Традиционно сложившийся облик Центрального района противоречив. С одной стороны – это наиболее передовой из районов России,  район - «локомотив», центр инноваций (нововведений) –  (написать на доске) во всех областях жизни: хозяйстве, науке, культуре, политике. С другой стороны, как и всякий старопромышленный район, где индустриализация началась боле века назад, он отягощен проблемами устаревших производств.

 1 – историк  

Центральный район – это классический пример ранней (для России) индустриализации на базе импортируемой техники и технологии.  В середине XIX века наиболее быстро развивалась и была технологическим лидером текстильная промышленность.  Специфика Центральной России выражена в его названии: на протяжении столетий территория была центром Русского государства. Этому способствовало географическое положение района – в центре Восточно-Европейской равнины, на великом водоразделе (между бассейнами Черного, Балтийского, Белого и Каспийского морей). Именно отсюда берут начало все крупные реки Восточно-Европейской равнины. Эта “центральность” позже была усилена строительством железных дорог практически во всех направлениях.  В советский период район стал главной базой индустриализации всего народного хозяйства – «локомотивом индустриализации» (индустриализация – (лат. – усердие, деятельность) создание крупного машинного производства во всех отраслях хозяйства, особенно в промышленности; в результате происходит превращение страны из аграрной в индустриальную)  

 Запись на доске: Работа оператора и журналиста

  1. 9 век – Киевская Русь
  2. 12 век  крепость на окраине Владимирско - Суздальской Руси  
  3. 1326 год -  Москва становится главным религиозным центром России.      
  4.  В 1918 году столица возвращается в Москву      
  5.  14 век  Москва ядро Русского государства    
  6. По мере развития железнодорожной сети,  переход промышленности  на привозное сырье  
  7. На протяжении столетий территория была центром Русского государства.                                                                                             

2.  Состав Центральной России

Учитель: слово  предоставляется ученым-географам

1 – географ

Состав Центральной России очень сложен. Это огромный межрайонный комплекс из трех районов: Центрального, Центрально – Черноземного и Волго – Вятского.  Каждый из них включает в свой состав несколько субъектов Российской Федерации.  Центральный и  Центрально – Черноземный районы объединяются в  Центральный федеральный округ, а Волго – Вятский район включен в состав  Приволжского федерального округа. Рассмотрим состав Центральной России  (см. с. 131 в учебнике, таблица 18), также находим  данные объекты в атласе.

2 – географ

В состав Центрального района входят 12 обл., и 1 город  федерального значения

Запись на доске: Работа оператора и журналиста

 - Москва (город федерального значения) и

12 областей:

 -  Московская область     -   I порядок

 - Калужская область

- Смоленская область        

- Владимирская область

- Тверская область

- Тульская область

- Ярославская область

- Рязанская область

- Костромская область    -  II порядок

- Орловская область

- Брянская область

- Ивановская область

3 – географ

-Волго-Вятского района –

3 республики                  2 области

 1. Марий-Эл,         1. Нижегородская

2. Мордовия,         2. Кировская.

3. Чувашия

-Центрально-Черноземного района: - Липецкая область

    - Воронежская область

   - Курская область

   - Тамбовская область

   - Белгородская область

1 – географ

Каждый из районов имеет свое «лицо», занимает определенное место в хозяйстве России. Однако у всех трех экономических районов много общего в исторических судьбах, природных условиях, особенностях хозяйства, проблемах развития. Очень давно проявилась у них большая потребность во взаимосвязях. Развивая свою экономику, районы дополняют друг друга.

  Площадь территории: Центрального района - 483,0 тыс. кв. км

                                        Волго – Вятского района – 167,7 тыс. кв. км.

                                       Центрально – Черноземного района – 265,4 тыс. кв. км

3.Экономико – географическое положение

Учитель:  

На формирование Центрального района оказали воздействие  прежде всего ЭГП и особенности исторического развития.  

- Что же такое ЭГП?

 ( Это положение района или города на экономической карте, его главная составляющая – транспортно-географическое положение, то есть положение на транспортных путях, соединяющих изучаемый объект с основными источниками сырья, энергии, продовольствия с рынками сбыта и т.д.)  

 2 – географ

Описание  экономико-географического положения Центральной России из учебника «География Российской империи» К. М. Курдова и А. А. Ивановского (методика, с. 219-220-зачитать)

Учитель:  

 ЭГП района характеризуется по плану:

•        Положение района на территории страны (окраинное, пограничное, центральное)

•        Экономическое окружение (соседние районы, пограничные государства)

•        Положение относительно крупных  топливно- энергетических и сырьевых  баз страны

•   Положение по отношению к транспортным магистралям (морским, речным и др.)

•        Выводы о влиянии ЭГП района на развитие его хозяйства

(Учащиеся определяют ЭГП Центральной России, работая с картами атласа)

Запись на доске: Работа оператора и журналиста

Ответы:

•        Положение района на территории страны (окраинное, пограничное, центральное)

Район расположен в долинах и водоразделах Волги, Днепра, Оки.  Центральное положение  в  хозяйстве страны (индустриальное  ядро России),  находится в центре  Русской равнины, высокоразвитый транспорт обеспечивает району удобные связи со всеми частями страны).  Столичность  положения  (столица  России –  город   Москва, оказывает сильнейшее влияние на свое окружение, притягивая население и способствуя развитию практически всех сфер хозяйственной деятельности человека.

•        Экономическое окружение (соседние районы, пограничные государства)

На западе и севере границы района совпадают с государственной границей России. На востоке граничит с Уралом и Поволжьем, а на юге с Европейским Югом.

•        Положение относительно крупных топливно-энергетических и сырьевых баз страны. 

Центральная Россия не богата природными ресурсами. Бурый уголь (Подмосковный бассейн), торф, строительные материалы начали активно использоваться в советское время. Важное природное богатство Центральной России

-        железная руда Курской магнитной аномалии. Ориентация на привозное сырье.

•   Положение по отношению к транспортным магистралям (морским, речным и др.)

Густая сеть железных дорог и автомобильных дорог имеет радиально-кольцевой характер (определение: водные пути постепенно дополнялись разнообразными коммуникациями, которые радиусами отходили от Москвы, а радиусы пересекались кольцами).  Москва-порт пяти морей. Развита сеть трубопроводов и линий электропередач

•        Выводы о влиянии ЭГП района на развитие его хозяйства.

ЭГП Центральной России очень выгодно, так как:

  1. Является центром европейской части страны.
  2. Имеет столичное положение.
  3. Расположен на пересечении важнейших транспортных магистралей.
  4. Является историческим и экономическим ядром России.
  5. Оказывает большое влияние на развитие хозяйства региона  

3 – географ

Москва – один из крупных центров международной политики. С  распадом  Советского Союза  экономические  связи регион  с новыми независимыми государствами нарушились,  резко  усложнилось  геополитическое  положение  Центральной  России,  которая “вышла” к государственной границе с Беларусью и  Украиной.  Некогда глубинный регион «вышел» к государственной границе на протяжении более  3000 км. Район исторически складывался как национальное и  культурное ядро Русского государства, то есть занимает Центральность этнокультурного положения. Центральной России присуща центральность эколого-географического положения в пределах Русской равнины, так как обладает мощным производством и густозаселенной территории, существенно влияет на экологическую ситуацию сопредельных территорий.  

- Геополитическое положение – это оценка места страны на политической карте, её отношение к различным государствам.

 Запись на доске: Работа оператора и журналиста

  1. Район расположен в долинах и водоразделах Волги, Днепра, Оки.
  2. Центральное положение.  Столичность положения.  
  3. На западе и севере границы района совпадают с государственной границей России. На востоке граничит с Уралом и Поволжьем, а на юге с Европейским Югом.  
  4. Центральная Россия не богата природными ресурсами.  КМА. Ориентация на привозное сырье.
  5.  Сеть железных  и автомобильных дорог имеет радиально-кольцевой характер.  Москва-порт пяти морей. Развита сеть трубопроводов и линий электропередач.
  6. ЭГП  выгодное.  
  7. Москва – центр международной политики.
  8. Сложное геополитическое положение.
  9. Центральность этнокультурного положения.
  10.  Центральность эколого-географического положения.
  11.   Выгодное транспортное положение на пути «из варяг в греки»

Закрепление

  1. Какой район состоит из 12 областей? (Центральный)
  2. В какой район входит 5 областей? (ЦЧР)
  3. В состав, какого района кроме областей входят 3 республики? (Волго-Вятский)
  4. Назовите крупнейшие города районов? (Центральный - Москва,  Волго – Вятский - Нижний Новгород, ЦЧР – Воронеж.)  
  5. Составление картосхемы Центрального района на контурной карте:  

а) выделить красным цветом государственную границу и границы между экономическими районами Центральной России  

б) обозначить состав районов и крупнейшие города  

в) территорию рассматриваемых районов слегка заштриховать (разным цветом)

г) подписать названия соседних районов и их центров

 д) нанести главные железные дороги, идущие от Москвы и названия водных путей

IΙΙ.  Заключение 

 Уважаемые гости, ребята, вот и подошла к концу работа нашей конференции. Вы познакомились с Центральным районом, узнали много нового и интересного. Напишите ваши отзывы о конференции и вопросы к нашим учёным.  

IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:  § 37, завершить работу в контурной карте,  учебник        с. 168, задание № 1, 2 (устно)

АТ для снятия усталости

Вы плодотворно поработали на уроке, чувствуется усталость, чтобы её снять нужно расслабиться.  

Закройте глаза, сядьте удобно, руки, ноги не скрещены, руки положите на колени, мышцы спины, плечи, голову опустите немного, закройте глаза, то есть примите удобную позу и повторите про себя за мной.

Мой организм набирается сил.
Сонливость рассевается

Я чувствую себя хорошо

Голова отдохнувшая, ясная

Самочувствие отличное

Я полон энергии

Я с удовольствием буду работать на следующем уроке

Откройте глаза, время для отдыха и расслабления было достаточно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по теме: «Духовно-нравственное воспитание учащихся 8 класса на уроках литературы как фактор формирования социальной компетенции».

Проблема, на решение которой направлен проект: Недостаточный уровень сформированности духовно- нравственных качеств личности учащихся,   препятствующий  успешной социальной адаптации....

9 класс - конспект урока по теме: Центральная Россия, факторы формирования.

9 класс конспект Центральная Россия, факторы формирования....

Практические и самостоятельные работы на уроках географии как фактор формирования культурно-географической компетенции

Данная методическая статья поможет молодым специалистам в работе при организации практических и самостоятельных работ. Автор делится опытом, так как системапрактических и самостоятельных работ по геог...

Педагогический проект «Нетрадиционная форма урока истории как фактор формирования познавательной активности учащихся»

Педагогический проект является итоговой работой учителя истории и обществознания ГБОУ СОШ с.Екатериновка м.р.Приволжский Самарской области Васиной Анны Юрьевны  на курсах повышения квалификации п...

«Технология игровой деятельности на уроках географии, как фактор формирования ключевых компетенций учащихся в рамках перехода на ФГОС»

В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в ...

Элементы исследовательской работы на уроках географии как фактор формирования поисковых и аналитических умений учащихся

Практика обучения в школе на сегодняшний день убедительно доказывает, что в содержании обучения существует ряд тем, которые можно и нужно давать учащимся на самостоятельное изучение, научив его предва...

"Элементы исследовательской работы на уроках географии как фактор формирования поисковых и аналитических умений учащихся"

В современной экономике конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиям труда, ориентироваться...