Главные вкладки

    Из опыта организации летнего выездного краеведческого лагеря.
    статья по географии на тему

    Черкашина Ирина Владимировна

     

                                                                                             

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Из опыта организации работы  летнего выездного  краеведческого лагеря»

    Черкашина И.В.,

    учитель географии

    МКОУ «Детский дом-школа № 95»

              В нашем учебном заведении за историю его существования  сложились многие традиции. Одной из них стала работа летнего выездного  краеведческого лагеря в поселке Осман, Таштагольского района. Выезд и работа в летнем краеведческом лагере является логическим продолжением деятельности  кружка «Краеведение», который существует в рамках нашего ОУ с 2009 года.

    Цель организации лагеря: создание условий для полноценного летнего отдыха детей, экологического воспитания и формирования у подрастающего поколения  исследовательских умений и навыков, краеведческих знаний  в непосредственном общении с природой.

    Задачи:

    1. Создание условий для развития навыков исследовательской деятельности;
    2. Создание условий для формирования первичных эколого-туристических навыков, умений принимать грамотные решения в области природопользования;
    3. Создание условий для воспитания уважения к истории и культуре своего края;
    4. Создание условий для вовлечения каждого участника смены в процесс организации коллективно – творческой и исследовательской деятельности;
    5. Создание условий для формирования у детей модели здорового образа жизни;
    6. Создание условий для активного отдыха обучающихся.

            

    Программа работы летнего  лагеря

     Программа построена на теоретическом изучении природы и истории, и практической деятельности по изучению  окружающей среды и сбору краеведческого материала. В ходе реализации программы учащиеся овладевают определенным набором знаний, умений и навыков, которые помогают им в дальнейшей исследовательской деятельности. Они узнают историю нашего региона,  знакомятся с природой,  разнообразием животного и растительного мира Кемеровской области обсуждают насущные проблемы. Практическая часть программы реализуется через экскурсии на природные и исторические объекты с целью сбора краеведческого материала, через практические работы на местности. Через активные виды отдыха: утренняя зарядка, игры на местности и на воде, туристические походы и экскурсии ребята приобщаются к здоровому образу жизни. Содержательная часть программы реализуется в течение 7 дней. Каждый день, в течение 1 часа, проводится теоретическое изучение материала образовательной части, которое завершается занятием из практической части (практикум, экскурсия, игра и т.д.), продолжительностью от 1 до 4 часов, большая часть из которых проводится на открытом воздухе, в природе.

    Кадровое обеспечение: учителя  географии, биологии и истории.

    Участники: учащиеся школы 6-11 класс.

    Форма проведения: лагерь с  круглосуточным пребыванием. Количество учащихся: 15-20 человек.

    Работа лагеря осуществляется по трем направлениям: краеведческому, воспитательному и спортивно-оздоровительному.  Предварительная работа по организации работы проводится в течение 4 четверти: составляется программа, разрабатывается содержание деятельности, цель и задачи, формы отчетов. 

    I Краеведческое направление

    Теоретическая часть:

    Теоретическая часть программы краеведческого лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по краеведению, но и формирует у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека. Особую ценность представляет то, что большая часть теоретического материала  дается в ходе экскурсий, практикумов, т.е. непосредственно в деятельности, что способствует  лучшему усвоению информации.

    Лекции:         

            

    • Редкие растения и животные родного края.
    • Красная Книга Кузбасса.
    • Погода и её предсказания.
    • Топонимика Горной Шории.
    •  Минералы и горные породы Кузбасса.
    • Зеленая аптека Кузбасса.
    • Ядовитые растения нашего края.
    • ООПТ Кемеровской области.
    • История освоения Сибири.
    • Коренное население области.
    • Легенды коренных народов края.

    Инструктажи:

    • Правила поведения в природе.
    • Теоретические основы туризма.
    • Техника безопасности во время похода, оказание первой помощи в полевых условиях.
    • Правила поведения на воде в летний период.
    • «Осторожно змеи!»
    • Правила поведения при ж/д перевозках.

    Практическая часть:

    Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, путешествия по заповедным местам, защиту рефератов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Самое ценное в работе лагеря - организация учебно-исследовательской деятельности школьников во время проведения краеведческих экскурсий и однодневных походов.

    •  Практикум «Заготовка лекарственных растений».
    • Экскурсия «Флора и фауна населённого пункта».
    • Практикум «Растения охраняют растения».
    • Игра на местности «Путешествие в страну Шорию».
    • Экскурсия «Достопримечательности  пгт. Мундыбаш и его окрестностей».
    • Экскурсия «Катунские утесы – геологический памятник юга Кузбасса».

     II Воспитательное направление

     Познавательные  мероприятия.

    •  Конкурс загадок о природе.
    •  Игра: "Тайны лесной тропинки".
    •  Комплексное мероприятие "Краеведческая олимпиада".
    •  Составление и отгадывание ребусов о природе.
    • Игра-путешествие "По заповедным уголкам Кемеровской области".
    •  Дискуссии:"Можно ли собирать в букеты красивоцветущие растения?", "Нужны ли заповедники?", "Есть ли в природе вредные животные.

    Просветительская работа.

    • Конкурсы экологического рисунка и плаката.
    • Стихи и сочинения о природе. Статьи для сайта ОУ.
    • Выпуск бюллетеней, листовок, информационных листков, фотостендов.

    Развлекательные  мероприятия.

    • Конкурсы чтецов, певцов, музыкантов /по произведениям о природе/.  
    • Праздник Цветов.
    • Праздник птиц.        
    • Вечер экологической сказки.
    • Лесной карнавал.
    • Конкурс «Мисс лето».

    III Спортивно-оздоровительное направление

    • Ежедневная утренняя зарядка «Мы проснулись!».
    • Ежедневный спортивный час «Все игры в гости к нам!»

    Беседы :

    • «Первая помощь при укусе насекомым»;
    • «Чем опасны клещи»;
    • «Где ты найдёшь витамины»;
    • «Солнце, воздух и вода – ваши лучшие друзья»;
    • Конкурсная спортивная программа «Малые олимпийские игры».
    • Конкурс «Мы - Робинзоны».

    Формы, методы и средства организации работы выездного краеведческого лагеря:

    а) традиционные (лекции, семинары);

    б) активные (экскурсии, походы, практикумы).

    Результативность реализации программы лагеря измеряется:

    • в качественной организации отдыха учащихся;
    • в повышении уровня краеведческих знаний и их применении;
    • в приобретении навыков  простейших  исследований в полевых условиях;
    • в сформированности у школьников понимания ценности природы, умений правильного поведения в природе;
    • в потребности учащихся к знаниям об окружающей их природе;
    • в стремлении к конкретной деятельности по охране окружающей среды;
    • в знании истории родного края;
    • в пропаганде  здорового образа жизни.

     В результате, обучающиеся, принявшие участие в работе краеведческого лагеря, приобрели знания по истории и природе родного края, первичные практические  навыки исследования (ведение дневника, описание объекта исследования, сбор, описание и гербаризация растений, зарисовки и фотографирование), научились выполнять простейшие  исследования в полевых условиях: фенологические наблюдения, изучение видового состава растений данной местности и др. Были выполнены исследовательские работы: «Загадки названий Горной Шории», «Лекарственные растения окрестностей поселка Осман»,  «Народные приметы в предсказании погоды», собран гербарий лекарственных растений. Кроме всего прочего, ребята приобрели практические природоохранные  умения и навыки  правильного поведения в природе. Информация и отчеты о краеведческом лагере были  размещены на сайте ОУ(dd95.ucoz.ru) , исследовательские работы представлены на научно-практических конференциях различного уровня.

            

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Из опыта организации краеведческой работы в рамках летнего лагеря

    В данной статье автор делится своим опытом по организации детского отдыха в летнее время. Как в условиях сельской школы организовать летний лагерь?...

    Методические рекомендации по организации летнего экологического лагеря "Экопрофи" на базе школы

    Методические рекомендации по организации летнего экологического лагеря "Экопрофи" на базе школы предназначены для педагогов-организаторов, вожатых, учителей занятых организацией летнего отдыха....

    "Волшебный мир искусства" - программа профильной смены летнего выездного лагеря

    В летний период педагогическим коллективом ДДТ «Созвездие» была реализована программа профильной выездной смены «Волшебный мир искусства». Осуществлялась она в детском оздоровительном лагере ...

    Организация оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в летнее время в лагере с дневным пребыванием «Точка опоры -2015»

    Цель проекта: развитие личности участников смены путем вовлечения их в творческую, познавательную и проектную и исследовательскую деятельность....

    Авторская программа "Организация оздоровительно образовательных мероприятий в период летних каникул" УЛУСНЫЙ ЛАГЕРЬ «САЙДЫС» (ЦЕНТР КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ)

    Наше государство осознало необходимость целей, ориентированных на личность и ее саморазвитие. Одной из основных задач социально-культурного становления детей и подростков в современном обществе являет...

    Программа организации летнего лагеря "Олимпийская деревня"

    Программа организации летнего отдыха детей...

    Летний палаточный туристско-краеведческий лагерь «Костер»

    Летний палаточный лагерь - в этом есть определенные преимущества перед другими формами и средствами социально-педагогической работы. Прежде всего, они заключаются в том, что обстановка лагеря сильно о...