Обеспечение преемственности в обучении как условие повышения его качества
методическая разработка по теме

Коростелева Елена Юрьевна

Одним из важных направлений преемственности в обучении  является педагогический мониторинг и диагностика качества обучения. Анализ процесса внедрения вариативных систем начального образования свидетельствует, что их реализация невозможна без диагностико-технологического обеспечения, которое позволяет определить проблемы и трудности в обучении и организовать необходимую коррекционную работу с применением эффективных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ОБУЧЕНИИ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ ЕГО КАЧЕСТВА

Т.Е.  Платонова, ИУЭиП г. Зеленодольск, РТ

Одним из важных направлений преемственности в обучении  является педагогический мониторинг и диагностика качества обучения. Анализ процесса внедрения вариативных систем начального образования свидетельствует, что их реализация невозможна без диагностико-технологического обеспечения, которое позволяет определить проблемы и трудности в обучении и организовать необходимую коррекционную работу с применением эффективных технологий.

Как писал Аристотель «… развитие навыков должно предшествовать развитию ума». Навык здесь рассматривается как необходимое условие развития ума, а их совершенствование - как важная составляющая развития детей, в итоге приводящая к успешности их в обучении. Из множества определений обучения наиболее точным, по нашему мнению, является «формирование умений и навыков, усвоение знаний». Последнее обстоятельство определяет выбор характера упражнений. На этапе обеспечения эмоционального настроя лучше использовать самые простые упражнения по уяснению цели, ориентировке в предстоящей деятельности, накоплению словарного запаса, освоению терминологии, основных понятий; для развития речи надо использовать рассказ и пересказ, то есть репродукцию материала; прежде чем самостоятельно усваивать знания, надо поработать над учебными умениями, что способствует развитию воли; только после названных ступенек можно успешно усваивать знания, одновременно работая над развитием мышления и воспитанием нравственности. Задавшись определенными критериями для оценки признаков преемственности в обучении, можно рассчитать частоту проявления каждого из них для любой совокупности учащихся, то есть количественно оценить состояние общего образования в классе, школе, городе. Такая работа была проведена под научным руководством В.Н. Зайцева для учеников 1-4-х классов, учеников 5-6-х классов школ города.

В начале 90-х годов педагоги г.Зеленодольска включились в поиск возможности создания ситуации успеха. Анализ состояния качества обучения показал, что наибольшие потери его приходились на 1, 5, 7 и 9-е классы. Поднимать сразу четыре параллели оказалось  непосильном, нужна была концентрация усилий в какой-либо одной точке. Девятые классы не подходили, так как усилия, затраченные на реализацию ситуации успеха, не могли быть в дальнейшем использованы: после 9-го класса многие ученики уходили продолжать обучение в СПТУ. Первые и седьмые классы также оказались неподходящими из-за слабой изученности причин спада качества обучения. Наиболее удобными представлялись пятые классы: ясно было, что спад качества обучения здесь обуславливался низким уровнем преемственности между начальными и пятыми классами, поэтому начинать создание ситуации успеха следовало в начальных классах. На этой ступени обучения в школах Зеленодольска оказалось много высококвалифицированных учителей, к тому же учительский труд здесь не носит коллективного характера и не требует согласования действий учителей, как это потребовалось бы в классах второй или третьей ступени. Теоретическая педагогика тех лет безнадежно путалась, чему отдать предпочтение: творчеству учеников, развитию их мышления или ЗУНам, в том числе, общеучебным умениям. На самом деле, здесь нет альтернативы. Педагоги-практики прекрасно понимали это и серьезно относились к любым возможностям улучшения состояния общеучебных умений. Из множества рекомендаций особым внимание среди учителей пользовалась в ту пору рекомендация В.Н. Зайцева о необходимости достижения к концу начального обучения уровня общеучебных умений 129/60/30. Это означало, что для успешного обучения в пятом классе дети должны читать со скоростью 120 слов в минуту, писать 60 букв в минуту, вычислять 30 цифр в минуту. Сам В.Н. Зайцев проводил корреляционную оценку влияния 42 признаков на успешность обучения пятиклассников и пришел к выводу, что решающее значение имеет состояние общеучебных умений. Это совпало с мнением учителей, создавших в своих классах ситуацию успеха.  Сомнения возникали только относительно рекомендованных цифр, которые сильно отличались от официальных нормативов. Поэтому была проведена тщательная оценка состояния общеучебных умений в течение трех лет: в 1991-92 учебном году было проведено широкое ознакомление учителей, завучей и методистов с технологиями СОУ; в 1992-93 учебном году применение технологий СОУ во 2-4-х классах приобрело массовый характер, проводился общегородской смотр-конкурс достигнутых результатов; в 1993-94 учебном году применение технологий СОУ было распространено на 5-6-е классы. К концу рассматриваемого периода качество обучения составило в пятых классах 38%, что выше среднемассового уровня на 6%; в шестых классах результаты оказались более скромные – 29%, но и они на 3% выше среднемассовых. Можно было уверенно считать, что ситуация успеха переросла локальный уровень и достигла общегородских масштабов. Тем не менее, обучение в 1-6-х классах еще требовало совершенствования.

Учителя высказывали озабоченность, что достигнутые результаты существенно стираются в период летних каникул. Нужна была количественная оценка данного явления. Для этого были проведены замеры скорости чтения, письма и вычислений у одних и тех же учеников в конце третьего и в начале пятого класса. Результат превзошел наши ожидания, общеучебные умения ухудшились у большинства учеников: чтение – у 50-60%, письмо – у 60-70%, вычисление – у 70-80%, таблицу умножения после летних каникул полностью помнили только 24% пятиклассников. Природа этого спада носила психофизиологический характер и не могла пройти мимо внимания зарубежных исследователей. Во многих европейских странах, например, используются для сохранения умений специальные летние задания. Нам удалось по европейскому образцу создать и затем апробировать два варианта тетради «Мамина школа». Эксперимент подтвердил их высокую эффективность: теперь общеучебные умения ухудшались лишь у 10% учеников, обеспечивалось 90%-ное их сохранение. Разработка тетрадей «Мамина школа» стала началом нового трехлетнего периода методической жизни городских школ:

1994-95 учебный год – применение ТПО «Мамина школа» в 3-4-х классах, проведение диагностики классных коллективов в 5-9-х классах;

1995-96 учебный год – начало применения технологий Е.Ю. Коростелевой;

1996-97 учебный год – широкое использование летних заданий в 4-5-х классах, технологий СОУ; организация «малышкиной школы».

Диагностика классных коллективов проводилась с целью определения основных резервов работы в классах второй ступени. К примеру, раньше слабо обнаруживалась связь между успешностью обучения и воспитанностью учеников. Можно было предположить, что из-за низкого уровня умений возникали отрицательные эмоции, разрушающие мотивацию, и не позволяющие не только полноценно обучить, но и воспитать детей. Надо было четко уяснить, насколько изменилась ситуация после трех лет работы. Проведенные общегородские исследования и расчет корреляционных матриц показали, что теперь основные резервы в классах второй ступени связаны с воспитательной работой. Естественно, что возник вопрос: какие признаки воспитанности следует оценивать и по каким критериям. Группой психологов города была проведена диагностика пятиклассников. Отметим, что решающими критериями для оценки воспитанности оказались: доброта по отношению к одноклассникам, внимательность к окружающим людям, аккуратность в работе, взаимопомощь, наставничество. С этой информацией были ознакомлены все педагоги города.

Уменьшение охвата дошкольников садиками, имеющее место во всей России, не обошло и Зеленодольск. В первых классах школ оказалось много детей с задержкой эмоционально-речевого развития. Для исправления положения использовалась технология психолога из города Тольятти Самарской области Е. Ю. Коростелевой. Эта технология позволяет быстро (за 2-3 месяца) развить ассоциативную и зрительную память первоклассников и улучшить накопление словарного запаса. Было предложено использовать технологию Коростелевой не только в первом классе, но и в детских садах. На последнем году трехлетнего периода все новшества уже использовались системно, в большинстве школ были организованы «малышкины школы», где проводились регулярно занятия для дошкольников с мамами. Итог всего периода можно оценить по достигнутому качеству обучения: в 5-х классах – 46%, в 6-х классах – 37%. В пятых классах был превзойден среднегимназический уровень – 42%. Можно было уверенно прогнозировать, что на следующий год это произойдет и в 6-х классах.  

Следующий трехлетний период посвящен проблеме трудных предметов. Раньше этим заниматься было не рационально, прежде надо было исключить разрушение мотивации, снизить количество троек по более легким предметам, вывести пятые классы на гимназический уровень. Теперь же появилась возможность взяться за математику и русский язык с надеждой на успех. По данным диагностики в центре внимания оказались: 1997-98 учебный год – математика (диагностика и контрольные работы), 1999 – 2000 учебный год – контрольные работы по математике в выпускных классах. В основу диагностики математических умений было положено условие, при котором умение считалось сформированным при условии доведения до автоматизма. В основу повышения орфографической грамотности было положено использование игровых словариков. К концу последнего периода 5-6-е классы преодолели 50% рубеж качества обучения, школы города вышли на уровень выше среднегимназического. Ниже приведены два графика. Первый из них позволяет оценить степень превышения среднего качества обучения по Зеленодольску в сравнении со среднегимназическим уровнем по стране. Второй график подтверждает, что успех не случаен: он демонстрирует надежность (сохранность качества) обучения в конце 9-летнего эксперимента по диагностико-технологическому обеспечению преемственности.

г. Зеленодольск

Класс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

р%, 1999-2000 уч.г.

 

68

62

62

51

51

45

42

36

45

61

р%, 2000-2001 уч.г.

 

69

65

64

52

49

48

38

42

42

61

с.г.

60

52

48

48

42

43

32

30

25

с.м.

50

46

40

44

32

26

20

16

16

 

В цепочке обучения наибольший сбой произошел в 5-6-х классах при накоплении словарного запаса и воспроизведении материала. Только 25% учеников 5-6-х классов могут нормально рассказывать и пересказывать, следовательно, надо позаботиться о технологичности обучения пересказу.

Конечно, разные классные коллективы будут характеризоваться разными значениями достигнутых результатов. Разброс значений настолько велик, что из двухсот обследованных классов не нашлось двух одинаковых. Это обстоятельство сыграло решающую роль для вывода о необходимости перехода на диагностико-технологический уровень мышления. Последний трехлетний период исследований был посвящен преемственности 4-5-х классов. Наблюдения за характером изменений в подготовленности и развитии выпускников начальных классов в последние годы показывают существование ряда достаточно распространенных проблем, сказывающихся на успешности усвоения школьниками курса математики и русского языка на следующем этапе. В центре внимания становится педагогическая диагностика учебных умений по математике и русскому языку в 2-4-х классах и 5-6-х классах.

Ниже приводится сравнительная таблица показателей качества обученности учащихся 4-5-х классов по русскому языку на основе диагностики преемственности общеучебных умений и навыков.

Школы

№1

№7

№9

№10

№11

№12

№14

№15

№16

№17

тат. гимн

город

4 кл.-вход

84

74

92

90

83

69

83

85

100

нет

61

83

4 кл.-выход

89

72

89

90

68

58

85

80

83

нет

72

80

5 кл.-вход

98

74

57

95

63

82

88

63

92

81

85

77

5 кл.-выход

70

72

66

64

55

70

84

68

66

61

46

67

На основе анализа корреляционных матриц выделена группа проблем: несформированность у учащихся представления об отличном устном ответе; большие проблемы в понимании текста учащимися из-за обедненного лексического запаса у части детей; неумение делить текст на смысловые части и анализировать его; неумение отделять существенное от несущественного; отсутствие у учащихся умения  обращаться к энциклопедиям, справочникам, словарям, научно-популярной и дополнительной учебной литературе. Найдены возможные пути их решения или коррекции. Учителям было предложено использовать технологии овладения репродуктивным языком учебного предмета: пересказом при ослабленной памяти, логическим пересказом, лаконичным пересказом; обучение на уровнях понимания, усвоения, применения знаний, рациональной организации учения, воспитания и развития. Диагностика математических умений дала основу рассматривать умения как функционирующие знания и подразделять их на элементарные и сложные. Элементарные умения можно довести до уровня навыка, когда действие выполняется автоматически. Для того чтобы выйти на уровень сложных умений, необходимо проследить закономерность их формирования по следующей технологичной цепочке: ЭУ - УН - СУ. Смысл ее заключается в том, что элементарные умения успешнее включаются в состав сложных тогда, когда они доведены до уровня навыка (расширение и углубление знаний учащихся). Выстроенная дидактическая система содержит несколько видов упражнений на усвоение умений. Одним из видов являются тренировочные. Тренировочные упражнения, необходимые для доведения элементарных умений до уровня навыка, выполняются, как правило, индивидуально или в домашних условиях. К таким упражнениям относятся упражнения на развитие оперативной памяти, карточки технологического тренажа. Закономерность выполнения тренировочных упражнений состоит не в длительности, а частоте их выполнения. Технологичный тренаж – такой способ организации упражнений, который позволяет увеличить частоту тренировок учеников без перегрузки учителя подготовительной и проверочной работой. Итак, учителями применяются карточки многократного использования на умножение, деление, сложение и вычитание на множестве натуральных чисел как для развития вычислительных умений и навыков, так и для развития оперативной памяти. При этом особенно важен учет состояния эмоционально-волевой сферы учащихся 4-5-7 классов. Дети не умеют управлять своими эмоциями, направлять их, усиливать, сдерживать. У них еще не сформированы важные волевые качества: настойчивость в преодолении трудностей, самостоятельность, целеустремленность. Систематическая тренировочная работа, помимо решения дидактических задач, помогает еще и воспитанию трудолюбия, воли, без чего не может состояться личность воспитанника. К концу последнего периода 2002-2003 уч. года 5-6-е классы преодолели 60%-ный рубеж качества обучения.

Таким образом, можно говорить о преемственности системы образования на основе надежности формирования признаков каждой ступени, где имеет место частота их проявления. Уменьшение ее значений имеет место, когда нарушается преемственность между ступенями системы образования. Важным свойством преемственности является оценка результатов работы каждой ступени. После обработки полученной информации следует провести диагностику и дать рекомендации для предыдущей ступени, подобрать при этом необходимые технологии. Для решения данных задач нужны диагностические программы, наборы технологий – одним словом, необходимо специальное диагностико-технологическое обеспечение.

Основной задачей диагностики преемственности является определение точек сбоя, то есть тех классов, где происходит резкое изменение значения рассматриваемого признака. Инструментом служит построение графиков-разверток, точки которых отображают значения выбранных признаков по классам. При освоении технологий СОУ в Зеленодольске ежегодно проводилась такая работа. Последовательное использование всех трех видов диагностики позволило выявить и частично изучить характер многочисленных трудностей педагогического процесса. Наиболее удачные пути их преодоления найдены для дошкольной, первой ступеней обучения и учащихся 5-6-х классов.

В аспекте преемственности с учетом особенностей школ и классов отслеживалось качество обучения по всем параллелям, особенно в переходные периоды между ступенями. Исследования и обобщения многих лет такой работы позволили сделать выводы: если работа над учебными умениями и их совершенствование проводятся в логической последовательности начальная школа – основная школа, то потери хороших учеников незначительны, а, следовательно, сохраняется качество обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование процесса обучения как условие повышения качества знаний

Данный материал можно использовать для подготовки выступления на педсовете,методическом семинаре....

Обеспечение преемственности в обучении математики между 1 и 2 ступенями общеобразовательной школы

Основным принципом, положенным в основу программы начальной школы, является принцип преемственности между 1 и 2 ступенями, который предполагает следующие направления: 1....

Методические рекомендации по обеспечению преемственности в обучении информатике в школе и вузе

В статье приводятся методические рекомендации школьным и вузовским преподавателям информатики по обеспечению преемственности в обучении информатике и информационным технологиям в школе и вузе для эффе...

Использование современных технологий обучения как условие повышения качества образования

Использование современных технологий обучения как условие повышения качества образования...

Выступление на МО «Практико-ориентированный подход в обучении как условие повышения качества образования» (Протокол № 4 от 23.03. 2017 г.)

К современному образованию предъявляются новые требования. Одно из основных - сделать образование не только качественным, но и практически целесообразным. Другими словами,  усилить практическую н...