Методические рекомендации по обеспечению преемственности в обучении информатике в школе и вузе
материал по информатике и икт на тему

Демержеева Татьяна Викторовна

В статье приводятся методические рекомендации школьным и вузовским преподавателям информатики по обеспечению преемственности в обучении информатике и информационным технологиям в школе и вузе для эффективного формирования и повышения информационно-коммуникативной компетентности учащихся и студентов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по обеспечению преемственности в обучении информатике в школе и вузе

Демержеева Т.В.

Аннотация

в статье приводятся методические рекомендации школьным и вузовским преподавателям информатики по обеспечению преемственности в обучении информатике и информационным технологиям в школе и вузе для эффективного формирования и повышения информационно-коммуникативной компетентности учащихся и студентов.

Вычислительная техника, компьютерные программы, информационные и коммуникационные технологии развиваются в последние годы настолько стремительно, что школьное и вузовское содержание учебных дисциплин  по информатике всегда будет отставать от них. Специалисту  для успешной профессиональной и жизненной деятельности в современных условиях необходимо обладать высоким уровнем информационно-коммуникативной компетентности, а именно: иметь глубокие фундаментальные теоретические знания, технологический и практический опыт работы с информационными и коммуникационными технологиями. Для эффективного формирования и повышения уровня информационно-коммуникативной компетентности учащихся и студентов необходима преемственность в обучении информатике в школе и вузе. Для обеспечения преемственности в обучении информатике в школе и вузе мы предлагаем выполнение следующих методических рекомендаций.

Содержание учебных программ по информатике в школе и вузе должно  строиться по концентрическому принципу, для этого разделить содержание школьного учебного материала на логически завершенные части и продолжить их изучение в  вузе, что систематизирует знания,  совершенствует его навыки, опыт деятельности. Содержание  мы предлагаем разделить на следующие пять самостоятельных логически связанных блоков:

–  Информация. Информационные процессы.

–  Компьютер. Вычислительная техника.

– Моделирование. Алгоритмизация. Программирование.

– Информационные и коммуникационные технологии.

– Социальная информатика

На теоретических занятиях осуществлять связь нового материала с пройденным, нацеливать на его применение в будущем, связывать с практической частью. Обучаемые должны делать подробные записи  в тетрадь с пометкой «проверить» или «отработать» на практике,  теоретическую часть следует закреплять на практических занятиях за компьютером с соответствующими самостоятельными записями в эту тетрадь.

При проведении практических заданий применять элементы проблемного, поискового, исследовательского характера, использовать проектные методы с целью обобщения знаний по пройденным темам, курсам, что способствует внутреннему пониманию, осмыслению, систематизации знаний.

(Знакомство с обобщением опыта по теме «Метод проектирования на уроках информатики», а также с приложениями – разработками проектных работ учащимися разных классов).

Для проведения мониторинга информационно-коммуникативной компетентности учащихся и студентов для данного этапа обучения целесообразно использовать знакомые обучаемым методы контроля знаний, умений, навыков: фронтальный опрос, экспресс-опрос, проведение бланочных и компьютерных тестов, самоконтроль, письменный контроль, диагностическое тестирование, при этом учитывать важность проверки результатов, возрастную категорию.

Для учащихся и студентов с разным уровнем знаний, способностями,  опытом работы с вычислительной техникой необходим индивидуальный, дифференцированный подход при выполнении практических и лабораторных  работ, что позволит снять психологический барьер, адаптировать процесс обучения к особенностям учащихся и студентов,   заинтересовать их при дальнейшем обучении.

Необходимо осуществлять связь информатики с другими учебными дисциплинами и учебно-воспитательными мероприятиями, с будущей профессиональной деятельностью обучаемых. Широко использовать современные средства в обучении, а именно: электронные учебники, разнообразные обучающие, демонстрационные, контролирующие мультимедийные программы, поиск полезной информации из сети Интернет.

 Для постоянного взаимодействия школьных и вузовских преподавателей информатики, усилия которых направлены на решение общей проблемы – формирование высокого уровня  информационно-коммуникативной компетентности учащихся и студентов, следует проводить совместные объединения, конференции, семинары для выработки эффективных единых методов, форм, средств и принципов обучения информатике в школе и вузе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение преемственности в обучении математики между 1 и 2 ступенями общеобразовательной школы

Основным принципом, положенным в основу программы начальной школы, является принцип преемственности между 1 и 2 ступенями, который предполагает следующие направления: 1....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КАЧЕСТВА РЕЗУЛЬТАТА ЕГЭ

Рекомендации нацеливают руководителей образовательных учреждений и учителей как на обеспечение повышения эффективности их профессиональной деятельности при работе с обучающимися всех параллелей, так и...

Обеспечение преемственности в обучении как условие повышения его качества

Одним из важных направлений преемственности в обучении  является педагогический мониторинг и диагностика качества обучения. Анализ процесса внедрения вариативных систем начального образования сви...

Методические рекомендации по обеспечению проверки, достоверности и использованию результатов диагностических работ в образовательных организациях.

Проведение диагностических работ различного уровня прочно вошло в практику работы систем оценки качества образования. При проведении таких работ важно не только получить объективные результаты, но и п...

Обеспечение преемственности в обучениии английскому языку

В учебной работе хороших результатов учитель достигает тогда, когда, используя предыдущие знания, строит обучение с учетом перспективы, подготавливая учеников к восприятию более трудного материала. Эт...