Разработка урока географии в 10 классе по теме:" Состав (структура) населения мира".
план-конспект урока по географии (10 класс) на тему

Быкова Ирина Николаевна

Вашему вниманию представляется разработка урока географии по теме " Состав (структура) населения мира". Данная тема входит в раздел "Население мира". Сложность при изучении данной темы состоит в том, что урок очень насыщен новым материалом. Я постаралась соединить в один урок разнообразные формы работы, что не даёт уставать ученикам. Надеюсь, что данная разработка поможет Вам в вашей работе!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок № ___                                                                                                  26.11.2013 г.

Тема. Состав (структура) населения мира.

Цели урока: 1. Сформировать знания основных понятий темы.

                      2. Продолжить формирование умений анализировать, делать выводы,

                          выявлять закономерности.

                      3. Совершенствовать навык сопоставления карт, сопоставлять и

                          анализировать  поло-возрастные пирамиды.

Оборудование: компьютер, телевизор, презентация, карточки, карты урока, атласы.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

Этап урока

Действия учителя

Действия учеников

 I. Орг. момент

 II.Проверка Д/з

А) Тест

Б) Терминологическая разминка «Кто такой? Что такое?»

В) Видео-вопрос

Раздаю распечатанные карточки с тестом

Задаю вопросы , показывая карточки

- Ученики 9 класса приготовили видео-вопрос. Смотрим внимательно и определяем в каком государстве мог произойти данный диалог.

В течении 5 минут выполняют тест

(после выполнения один из учеников проверяет и анализирует)

Дают определения понятий

- Демография

- Рождаемость

- Смертность

- Естественный прирост

- Воспроизводство

- Демографический взрыв

- Демографический кризис

- Старение нации

- Демографическая политика

Анализируют ситуации, примеры стран, тип демографической политики.

III.Изучение нового материала

А) постановка темы и цели урока.

Б) 1 вопрос – Половозрастной состав

- Назовите основные вопросы темы «Население»

(вывешиваю на доске)

- Что уже знаем? (перевешиваю на другую сторону)

- Что изучим сегодня?

(перевешиваю на место темы)

- Почему важно знать состав населения?

- У вас карты урока, в которых вы будете работать в течение всего урока, чтобы к его концу получился опорный конспект всего материала изученного сегодня.

- Первый вопрос темы (вешаю на доску)

Половозрастной состав населения мира.

- Используем графичекий метод, анализируем  половозрастные пирамиды.

- Рассмотрите пирамиду, характеризующую положение в мире. Сделайте выводы.

Называют:

  1. Динамика численности
  2. Состав населения
  3. Размещение и миграции
  4. Городское и сельское население

- Численность населения больше 7 млн. , но все должны жить в мире и согласии, чтобы общение было толерантным.

Анализируют пирамиды в карте урока, используя приём «Незаконченные предложения»

Выступают с анализом.

- Пирамида устойчива, но основную долю ЕП дают развивающиеся страны.

Это интересно.  Половозрастная пирамида Китая.

- Анализ диаграмм полового соотношения в мире, по странам

- Анализируют и заполняют карту

 (примеры стран с преобладанием мужчин и преобладанием женщин и причины этого)

В) 2 вопрос – Этнолингвистичекий состав

- В мире 4-5 тысяч народов или по-другому этносов. Что такое «этнос»?

- Главные показатели – численность и язык. Примеры самых многочисленных этносов и языковых семей.

- По национальному составу государства бывают

Многонациональные, двунациональные, однонациональные. Примеры (слайд)

- Какая проблема может возникнуть в многонациональных государствах

Этнос-  это исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, объединённая языком, хозяйством, культурой, национальным самосознанием.

(работа с атласом)

(заполняют карту)

- Межнациональные конфликты (примеры)

Физминутка  (для глаз)

Г) 3 вопрос – Религиозный состав

«Горячие точки» что это такое, их причины? Примеры?

Выступление учеников с подготовленной презентацией, остальные заполняют карту

IV.Закрепление изученного материала. Рефлекция.

- Чтобы подвести урок, проанализируйте свою деятельность сегодня и заполните последний пункт карты.

Заполняют таблицу, а затем выступают по ней

узнал

понял

научился

вызвало затруднения

V.Д/з

Те кто выполнил тест на «5» и не получил затруднений при изучении нового материала – просмотреть карту урока и выучить новые понятия

Те кто выполнил тест на «4» и  не получил затруднений при изучении нового материала – просмотреть карту урока и выучить параграф 3.2.

Те, кто выполнил тест на «4»  или «3» и  получил затруднения при изучении нового материала – выучить карту урока выучить параграф 3.2. и повторить параграф 3.1.

 

Рефлексия урока

Когда будете выходить с урока, прикрепите на лист человечка зелёного, жёлтого или красного цвета.

Зелёный – ухожу с хорошим настроением, урок понравился, всё понятно.

Жёлтый – есть сомнения и некоторые трудности с изученной темой.

Красный – ничего не понятно, нужна дополнительная помощь.

Резерв урока

  1. Понятие «Русский крест»
  2. Понятие «Кривая дожития»


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Ф.И. _________________________________________

1 вариант.  

  1. Какое из определений понятия «демография» верно?

а) наука о жизни и экономической деятельности людей;

б) наука о закономерностях воспроизводства населения;

в) наука о населении;

г) наука о миграциях.

2. Для какого типа воспроизводства населения характерно сохранение высокой рождаемости,  смертность меньше чем рождаемость и большое увеличение естественного прироста?

а) для второго типа (традиционного);

б) для нулевого прироста;

в) для первого типа(современного);

г) для демографического взрыва.

3. Система государственных мер, предпринимаемых с целью воздействия на естественное движение населения, для решения специфических для данной страны социально-экономических проблем называется…

а) демографическим взрывом;

б) демографической политикой;

в) государственным заказом;

г) демографическим переходом.

4. Из предложенных стран выберите страну- гиганта по численности?

а) Алжир;

б) Франция;

в) Китай;

г) Куба.

5. Совокупность процессов рождаемости, смертности, естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений, называют…

а) сохранением фамилии;

б) воспроизводством населения;

в) преемственностью поколений;

г) сохранением генофонда человека.

6. Из предложенных стран выберите страну с первым (современным)типом воспроизводства?

а) Алжир;

б) Великобритания;

в) Индия;

г) Руанда.

Ф.И. ________________________________________

2 вариант.

1. Резкое увеличение прироста населения в результате сохранения высокой рождаемости и быстрого снижения смертности называется…

а) нулевым приростом населения;

б) демографической политикой;

в) демографическим взрывом;

г) демографическим переходом.

2. Система государственных мер, предпринимаемых с целью воздействия на естественное движение населения, для решения специфических для данной страны социально-экономических проблем называется…

а) демографическим взрывом;

б) демографической политикой;

в) государственным заказом;

г) демографическим переходом.

3. Для какого типа воспроизводства населения характерны низкая смертность, превышающая низкую рождаемость, сокращение численности населении?

а) для второго типа (традиционного);

б) для нулевого прироста;

в) для первого типа(современного);

г) для демографического взрыва.

4. Из предложенных стран выберите страну- гиганта по численности?

а) Индия;

б) Мадагаскар;

в) Чили;

г) Куба.

4. Совокупность процессов рождаемости, смертности, естественного прироста, которые обеспечивают беспрерывное возобновление и смену людских поколений, называют…

а) сохранением фамилии;

б) воспроизводством населения;

в) преемственностью поколений;

г) сохранением генофонда человека.

6. Из предложенных стран выберите страну со вторым (традиционным) типом воспроизводства?

а) Индия;

б) США;

в)Дания;

г) Украина.

Ключ   1 вариант

1

2

3

4

5

6

б

а

б

в

б

в

Ключ   2 вариант

1

2

3

4

5

6

в

б

в

а

б

а

Оценивание  6 баллов – «5»

                        5-4 баллов – «4»

                         3 балла – «3»

                         Меньше – «2»

Всего в классе получено:

 «5» -

«4» -

«3» -

«2» -

   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Состав (структура) населения мира.

Слайд 2

1. Половозрастной состав

Слайд 5

Преобладание мужского населения

Слайд 6

Преобладание женского населения

Слайд 7

2 . Этнолингвистический состав

Слайд 8

Одно- и многонациональные государства. с резким преобладанием одной нации (Великобритания, Франция, Испания, Китай, Монголия, Турция, Алжир, Марокко, США, Австралия); двунациональные (Канада, Бельгия); со сложным, но этнически однородным (Иран, Афганистан, Пакистан, Лаос); со сложным и разнообразным национальным составом (Россия, Индия, Швейцария, Индонезия). Одно- национальные Много- национальные основная национальность составляет 90% всего населения . Дания, Швеция, Германия, Польша, Италия, Япония, Саудовская Аравия, Египет, большинство стран Латинской Америки . это страны, в пределах государственных границ которых проживают несколько этносов.

Слайд 9

3. Религиозный состав

Слайд 10

Главные очаги этнорелигиозных конфликтов баски в Испании, корсиканцы во Франции, шотландцы в Великобритании, франко-канадцы в Канаде, Индия, Индонезия, Нигерия, Заир, Судан , индейцы, эскимосы, аборигены Австралии , ЮАР, США , на территориях бывшего СССР и социалистических стран Восточной Европы.

Слайд 11

Рефлексия урока Узнал Понял Научился Вызвало затруднения

Слайд 12

Домашнее задание Те кто выполнил тест на «5» и не получил затруднений при изучении нового материала – просмотреть карту урока и выучить новые понятия Те кто выполнил тест на «4» и не получил затруднений при изучении нового материала – просмотреть карту урока и выучить параграф 3.2 . Те, кто выполнил тест на «4» или «3» и получил затруднения при изучении нового материала – выучить карту урока выучить параграф 3.2. и повторить параграф 3.1.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии по теме Размещение, миграция и структура населения Мира

Урок направлен на изучение нового материала по теме "Размещение, миграция и структура населения Мира". Сопровождается учебной презентацией. Контроль знаний в конце урока осуществляется с помощью теста...

Презентация к уроку по географии в 10 классе на тему: "Состав и структура населения мира"

В презентации приведены ссылки  на интерет-ресуры, первый из них - это онлайн- счетчик населения России, его можно запустить в начале урока и посмотреть в конце на результат, убедиться  в то...

Методическая разработка урока географии 7 класс тема "Население Южной Америки" мБОУ "Астрахановская ООШ" Айчанова М.Б.

Аннотация:Методическая разработка урока с презентацией по теме «Население Южной Америки».Урок проводится в форме изучения новой темы с использованием ИКТ. Используя различные творческие задания, на ур...

план-разработка урока в 5 классе "Супермалай" по Сингапурской структуре обучения (по учебнику Хайдаровой Р.З.)

Урок разработан по Сингапурской структуре обучения. Использованы 7 приемов по Сингапурской системе. Участвуют 4 команды по 4 ученика.У каждой команды есть капитан и девиз....

Разработка урока в 10 классе: мини-проект "Визитная карточка населения страны"

Разработка урока географии в 10 классе "Население мира". Результат исследования будет представлен наглядно. Учащиеся оформят «Визитную карточку» страны. Учителем подготовлены необходимые  иллюстр...

Конспект урока в 9 классе на тему "Состав крови"

Данный конспект урока может применяться как открытый урок....