Календарно-тематическое планирование географии 6 класс учебник Алексеев
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Дзагурова Светлана Тимофеевна

Программа составлена с учетом ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_geografiya_dokument_microsoft_word_2.docx71.49 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

        Предлагаемая рабочая программа реализуется в учебниках  по географии для 5 – 6 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева. В рабочей программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.

        Вклад  географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно – общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:

- комплексного представления о географической среде как среде обитания ( жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями   жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно – общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся   по определенным законам;

- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств  (план, карта и тд.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими  и другими принципами как основными ценностями географии;

- предпрофильной ориентации.

Цели географии:

- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;

- формирование целостного географического обзора планеты Земля на разных его уровнях ( планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);

- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учетом исторических факторов;

- познание основных природных, социально – экономических, экологических, геополитических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России в мире;

- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;

- формирование общечеловеческих  ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;

- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенных человечеством  научные общекультурные достижения ( карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;

- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве  с помощью различных способов ( план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных  потребностей, интересов, проектов;

- формирование опыта творческой  деятельности по реализации познавательных, социально – коммуникативных потребностей на основе создания собственных  географических продуктов (схемы, проекты, карты, компьютерные программы, презентации);

- понимание закономерностей размещения населения  и территориальной  организации хозяйства в связи природными, социально – экономическими, экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;

- всестороннее изучение географии России, включая  различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости, ориентацию в разнообразных природных, социально – экономических процессах и явлениях, их пространственной дифференциации, понимание истоков, сущности и путей решения проблем для устойчивого развития страны;

- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических  знаниях, а также,  формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.

Общая характеристика курса географии.

        География в основной  школе формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле  как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально – экономических, политических процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

        Построение учебного содержания курса осуществляется  последовательно от общего к частному с учетом реализации внутри предметных  и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

         Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих  развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия ,как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.

Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

Содержание  курса  географии 6  класса нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородности  и целостности Земли,  как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо – картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.

Место географии в базисном учебном плане.

География  в основной школе изучается с 5  класса. Общее число учебных часов  в 6 классе 34 часов (1 час в неделю). В соответствии с базисным  учебным планом  курсу географии на ступени основного общего образования  предшествует курс « Окружающий мир», включающий  определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

        В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе.

        Таким образом, содержание курса в основной школе  представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

Описание ценностных ориентиров

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и  настоящее многонационального  народа России;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;

- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

- формирование основ социально – критического мышления;

- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни,  уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.

Результаты освоения курса географии

Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих  взглядов, ценностных ориентаций, идейно - нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает  достижение следующих результатов личностного развития:

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному  многообразие современного мира;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной  работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;

- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно– исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

Метапредметными результами освоения географии являются:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;  

- умение овладевать  навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

-  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

-  умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;

- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;

-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке  общего решения  в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;

-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;

- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;

- формирование осознанной адекватной  и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.

Предметными результатами освоения географии являются:

-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных  практических задач  человечества и своей страны;

- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном. Многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование умений и навыков  использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

Содержание курса

 Тема 1. Гидросфера  -  (11ч).

Состав и строение гидросферы.   Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе.  Единство вод Мирового океана. Моря, заливы, проливы.  Острова и полуострова. Рельеф дна Мирового океана. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане   Речная система. Питание и режим рек.

Озера. Виды озёр. Хозяйственное значение озёр и болот.  Подземные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Охрана гидросферы. Обобщение по теме «Гидросфера».

Тема 2. Атмосфера - (11 ч).

 Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Состав воздуха.  Части атмосферы.

Тепло в атмосфере.  Атмосферное давление.  Ветер.  Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Облака и их виды. Погода.

Климат   и   климатические   факторы.  Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Обобщение по теме «Атмосфера».

Тема 3. Биосфера - (6 ч)

 Биосфера. Состав и роль биосферы, связь с другими сферами Земли. Почва как особое природное образование.

Человек - часть биосферы. Обобщение по теме «Биосфера».

Тема 4. Географическая оболочка Земли (6 ч)

Понятие «географическая оболочка».  Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Природные зоны — зональные природные комплексы. Ландшафт – природный, промышленный, сельскохозяйственный. Понятие «культурный ландшафт».  Обобщение по теме «Географическая оболочка Земли».

Контрольных работ- 3;

1.Гидросфера

2.Атмосфера

3.Георафическая оболочка Земли

Тематическое планирование учебного материала

Академич.

сроки

обучения

Темы

программы

Кол-во

часов

по

программе

Проектные работы

Практическая

работа

Контрольная

работа

1 – 2

четверть

Гидросфера

14

№1 (оц)

№2 (оц)

№3(оц)

К.Р. №1

2-3

четверть

Атмосфера

13

№4 (оц)

№5-

№6 (оц)

№7 -

К.Р. №2

4 четверть

Биосфера

3

№8 -

4 четверть

Географическая оболочка

5

№9 (оц)

№10-

К.Р. №3

35

10 (6 оц)

3

Тематическое планирование

п/п

Тема урока

Планируемые результаты

личностные

предметные

УУД

1

Состав и строение гидросферы

-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

Сравнивать соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме.

Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды, в природе».

Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека.

Познавательные

Регулятивные

Уметь выделять внутренние оболочки Земли и выявлять их особенности.

2-3

Мировой океан.

ПР№1

«Свойство вод мирового океана»

ПР№2

«Лист путешественника»

Раскрыть понятие» Мировой океан», его составные части

Показать значение океана.

Сформировать представление об островах и полуостровах.

Познакомить с особенностями дна Мирового океана.

Регулятивные

Работа с картой, сравнение современной карты с древними.

Систематизировать информацию о формировании океанов.

Познавательные

Поиск информации по накоплению географических знаний.

Коммуникативные

Самостоятельный анализ, умение слушать другого выступающего.

4

Воды океана

Сформировать знания  о свойствах вод:

Солености, температуры вод  с широтой и глубиной.

Выявить географические закономерности температуры и солености вод океана

Раскрыть, чем обусловлено движение вод в Океане.

Раскрыть опасные явления в Океане.

Познавательные

Описание по карте океанов и обозначение их контурной карте.

Описание по картам маршрутов путешествий и обозначение на контурной карте.

коммуникативный

Обсуждение значения открытий океанов.

5-6

Реки-артерии Земли.

Сформировать понятие о реках, ее частях. Речной системе, питании реки, смысловое чтение при описании реки.

Показать роль рек в жизни человека.

Составлять описание реки по плану на основе анализа карт.

характеристику равнинной и горной рек.

Познавательные

Описание по карте крупных рек обозначение их контурной карте.

коммуникативные. Оценить действия партнеров.

7

Озера и болота

Сформировать понятие «озеро».

Классифицировать озера по различным признакам.

Выяснить, как образуются болота.

Показать роль озер и болот  для жизни на Земле.

Давать описание озера по плану.

Познавательные

Описывать озера и болота.

коммуникативный

работа в группах.

Регулятивные

Сравнивать  озера различного происхождения.

8

Практическая работа №3

«Части Мирового океана»

Обозначить на к/к границы океанов, крупных морей, заливов. Подписать крупные реки

Познавательные

Регулятивные

Уметь подбирать критерии для составления сравнения морей. Формировать умения работать с контурной картой.

коммуникативные. Работа в паре.

9

Подземные воды и ледники

Сформировать понятие  «подземные воды»

Выявить причины образования подземных вод

Выявить причины образования ледников

Провести беседу по обсуждению значения подземных вод и ледников на Земле

Познавательные

Регулятивные

Выявлять  закономерности в размещении подземных вод. Участвовать в обсуждении значения ледников.  

коммуникативные. Организовывать работу в паре.

10

Гидросфера и человек

Обобщить знания о значении человека и всего живого на Земле

Показать источники загрязнения гидросферы, необходимость ее охраны

Репродуктивные

Готовить  информацию для обсуждения проблемы воздействия деятельности человека на земную кору

коммуникативные.  Формировать компетентности в общении.

11

Контроль знаний по теме: «Гидросфера»

Обобщить знания о значении человека и всего живого на Земле

Показать источники загрязнения гидросферы, необходимость ее охраны

12

Состав и строение атмосферы.

(начать дневник погоды)

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

Показать  значение атмосферы в жизни на планете

Сформировать понятие «атмосфера», показать ее состав и строение

Сформировать понятие о тропосфере как о части атмосферы, наиболее важной для людей

Реализовать принцип связи изучаемого на уроке  с жизнью.

Научить замечать и понимать окружающие природные явления

Познавательные

Регулятивные

Уметь выделять атмосферу как оболочку Земли и выявлять её особенности.

13-14

Тепло в атмосфере.

Сформировать представление о нагревании воздуха от земной поверхности

Сформировать представление об изменении температуры воздуха с высотой

Вычислять средние температуры и амплитуду температур

Устанавливать  причинно – следственные связи между изменениями температуры воздуха и высотой Солнца над горизонтом.

Познавательные

Определять температуру с помощью термометра, вычислять среднесуточную температуру.

Коммуникативные

Самостоятельный анализ, умение слушать другого выступающего.

15

Атмосферное давление.

Сформировать представление об атмосферном давлении и величине нормального атмосферного давления

Выяснить, от чего зависит атмосферное давление

Измерять атмосферное давление

Использовать знания об атмосферном давлении

Познавательные

Определять взаимосвязь между давлением и температурой воздуха.

коммуникативный

Обсуждение значения открытий океанов

16

Ветер.

Сформировать  понятие -    « ветер»

Раскрыть причины его образования

Сформировать понятие о розе ветров и   розу ветров на основе данных дневника погоды.

Познавательные

Вычерчивать розу ветров по дневнику погоды.

коммуникативные. Оценить действия партнеров

17-18

Влага в атмосфере.

Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, понятие «облака» и раскрыть процесс их образования

Сформировать зависимости между температурой воздуха и его влажностью

Сформировать умение рассчитывать относительную влажность.

Познавательные Регулятивные

Делать выводы о значении влажности воздуха для жизни на Земле.

Коммуникативный

работа в группах

19

Погода и климат.

Сформировать понятия  «погода»,  и «климат»

Сформировать понятие о воздушных массах

Выявить закономерность климата и географической широты, воздушных масс, высоты над уровнем моря, положения по отношению к горным сооружениям

Выявить влияние погодных условий на здоровье людей

Формировать умение давать описания погоды и климата

Познавательные

Регулятивные

Уметь подбирать критерии для характеристики климата в разных регионах

коммуникативные. Работа в паре.

20

Учимся с «Полярной звездой».

Формировать дневник погоды за месяц.

Составлять график температур.

Познавательные

Регулятивные

Выявлять  закономерности в размещении климатических поясов

коммуникативные. Организовывать работу в паре.

21

Атмосфера и человек.

Показать огромное значение атмосферы для человека

Выявить, как погодные условия влияют на быт и здоровье люде.

Составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений.

Репродуктивные

Готовить  информацию для обсуждения проблемы воздействия деятельности человека на атмосферу. Формировать компетентности в общении.

22

Контроль знаний по теме: «Атмосфера».

Обобщить знания по теме «Атмосфера  -   воздушная оболочка Земли»

Атмосфера. Состав, строение циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле

 Погода и климат, элементов погоды.

Биосфера - живая оболочка Земли (4ч)

23

Биосфера – земная оболочка.

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

-умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

-эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования

Выяснить значение биосферы.

Сформировать понятие «биосфера».

Раскрыть роль  живых организмов в биосфере.

Выявить  взаимосвязи в круговороте веществ в биосфере.

Показать необходимость охраны биосферы.

Познавательные

Выявлять значение биосферы.

Регулятивные

Умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Устанавливать основные приемы работы с учебником.

24-25

Почвы.

Сформировать понятие   «почва», «типы почв».

Раскрыть значение плодородия почв.

ПР№4 «Описание растительного, животного мира и почвы своей местности».

Познавательные

Работа с образцами почв, выявлять причины разной степени плодородия.

Регулятивные

Поиск информации по учебнику.

Коммуникативные

Самостоятельный анализ, умение слушать другого выступающего.

26

Биосфера - сфера жизни.

Сформировать представление об организмах как компонентах природы.

Определять значение биосферы.

Сформировать представление о неравномерности размещения живых организмов на планете.

Показать значение биосферы для человека  и ее  изменение человеком.

Познавательные

Выявлять значение биосферы в жизни Земли.

Регулятивные

Умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Устанавливать основные приемы работы с учебником.

27

Контроль знаний по теме: «Биосфера».

Обобщить знания учащихся по теме  « Биосфера – живая оболочка Земли».

Биосфера,  ее взаимосвязи с другими геосферами.

Разнообразие растений и животных, особенности их распространения.

Почвенный покров.

Почва, как особое природное образование.

Условия образования  почв разных типов.

Регулятивные

 Работа с учебником, с атласом.

коммуникативный

Обсуждение значения в классе.

28

Итоговая работа за курс географии 6 класс.

Обобщить знания учащихся

Решение проблемных вопросов с использованием информации о состоянии природы

29

Географическая оболочка.

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

 

Сформировать представление о географической оболочке.

Выяснить строение и свойства географической оболочки.

Показать  значение географической  оболочки для жизни человека.

Познавательные

Выявлять понятие географической оболочки.

Регулятивные

Умение работать с текстом, выделять в нем главное.

30-

32

Природные зоны Земли.

Сформировать представление о природной зональности.

Выяснить, как размещаются  природные комплексы на Земле.

Объяснить смену природных зон на Земле.

Показать разнообразие  природных комплексов суши и океанов.

Познавательные

Объяснять закономерность распределения природных зон.

Регулятивные

Устанавливать основные приемы работы с учебником.

33

Культурные ландшафты.

Сформировать понятие «культурный ландшафт».

Показать влияние человека на культурные ландшафты.

Познавательные

Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на ландшафт.

Коммуникативные

Самостоятельный анализ, умение слушать другого выступающего.

34

Контроль знаний по теме: «Географическая оболочка»

Обобщить знания учащихся.

Географическая оболочка Земли.

Широтная и высотная поясность.

Цикличность, ритмичность процессов.

Тема урока

Кол-

во

часов

Тип

урока

Элементы

обязательного минимума

образования

Требования к

уровню

подготовки

обучающегося

Педагогические средства

Практические

работы

Домашнее задание

Гидросфера 14 час

Состав и строение гидросферы

1

Урок изучения нового материала

Гидросфера — водная оболочка Земли. Значение гидросферы. Остов и строение гидросферы. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе. Качество воды и здоровье человека. Охрана гидросферы.

 Мировой океан. Части Мирового океана, взаимодействие с сушей и атмосферой.

Единство вод Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения океанических глубин. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности на воде.

Воды суши. Реки – артерии Земли.  Речная система. Питание и режим рек. Равнинные и горные реки, их особенности.

Изменения в жизни рек. Значение рек для человека. Крупнейшие реки мира и России. Рациональное использование водных ресурсов. Озера, виды озер. Крупнейшие соленые и пресные озера мира и нашей страны. Пруды и водохранилища. Хозяйственное значение болот и озер. Подземные воды. Их происхождение, возможности использования человеком.

Минеральные воды. Ледники – главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Природные памятники гидросферы. Наблюдение за водным объектом.

Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в гидросфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

П.28. вопросы. Стр. 96

Мировой океан

2

Урок изучения нового материала

Комбинированный

Работа с картой,

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

П.29 вопросы стр.99

П.30. вопросы стр.102

Учимся с «Полярной звездой»

Воды океана

2

Урок актуализации знаний и умений

Комбинированный

Работа с картой, индивидуальный, опрос, групповая работа

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Проектное задание  П.31

П.32 Вопросы стр.108

Реки – артерии Земли*.

Реки Московской области

3

Комбинированный

Практикум

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

1.Описание реки по плану.

Описание реки своей местности по плану

П.33вопросы стр.111 подготовка презентаций о реках Земли

П.34. вопросы стр.114

Озера, подземные воды и ледники.*

3

Урок изучения нового материала

Практикум

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

2.Определение географического положения объектов: океаны, моря, реки, озера, водохранилища, заливы, полуострова (по выбору)

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

П.35. п.36 вопросы стр.121

 Подготовка презентаций об озерах Земли

Гидросфера и человек

Обобщение и закрепление

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос, тестирование

3. «Обозначение на к/к крупнейших частей гидросферы».

Работа с картой, тестирование

П.37. вопросы стр.124

Повторение п.28-37, подготовка к контрольной работе

Обобщающий урок

Контрольная

работа по теме: «Гидросфера — водная оболочка Земли»

1

1

Контроль знаний и умений учащихся

Повторение пройденного

Атмосфера – воздушная оболочка земли – 13 часов

Состав и строение атмосферы

1

Урок изучения нового материала

Изучить строение атмосферы, способы её изучения и проблемы загрязнения.

Научить уч-ся выполнять задания по измерению t воздуха.

Научить уч-ся строить график хода  t.

Выявить виды,  величину и причины А.Д.

Познакомить со способами измерения.

Познакомить с причинами образования ветра.

Выявить содержание и особенности водяного пара  в воздухе Причины образования облаков.

Выявить виды А.О.,. причины и особенности образования.

Рассмотреть механизм предсказания погоды.

Выявить различия между понятием «Погода»  и «Климат».

Познакомить с особенностями  освещения и нагревания Земли.

Выявить факторы, влияющие на климат.

Определить уровень знаний на климат

Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в атмосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

П.38. вопросы стр.128

Тепло в атмосфере

2

Урок актуализации знаний и умений

Комбинированный

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

П.39 вопросы стр.131

П.40 вопросы стр.134

Давление и ветер

2

Урок изучения нового материала

Комбинированный

4.Построение «Розы ветров»

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос, групповая работа

П.41 вопросы стр.136 П.42 вопросы стр.139-140 подготовить сообщение о ветрах

4 четверть

Погода и климат*

3

Комбинированный

5. Характеристика климата своей местности; его влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос, групповая работа

П.45 вопросы стр.149

 П.46 Практическое задание

Учимся с « Полярной звездой»

6.«Наблюдения за погодой. Составление и анализ календаря погоды»

( наблюдений за температурой воздуха, облачностью, видами осадков, направлением ветра).

7. «Анализ погоды на ближайшие 2-3 дня».

Атмосфера и человек.

1

Обобщение и закрепление

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

П.47 вопросы стр.154,

Повторение п.38-47, подготовка к контрольной работе

Обобщающий урок

Контрольная

 работа по теме: «Атмосфера – воздушная оболочка Земли»

1

Контроль знаний и умений

тестирование

Повторение пройденного

Биосфера – живая оболочка Земли – 3 часа

2

Урок изучения нового материала

Комбинированный

Биосфера. Состав биосферы, связь с другими сферами. Особенность биосферы. В. И. Вернадский о биосфере. Границы распространения жизни на Земле. Человек – часть биосферы. Этапы взаимодействия человека с биосферой.

Круговорот веществ в биосфере. Единство человека и природы.

Почва как особое природное образование. В.В. Докучаев – основатель науки о почвах. Свойства почвы. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования разных типов почв. Охрана почв. Наблюдение за почвенным покровом своей местности. Описание почв. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления.  Сохранение человеком растительного и животного мира Земли.

Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду.

8.«Составление схемы взаимодействия оболочек Земли».

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

П.48. вопросы стр.158

Почвы

Биосфера – сфера жизни

2

Урок актуализации знаний и умений

Комбинированный

тестирование

Работа с картой, тестирование

П.49, вопросы стр. 160 П.50 вопросы стр.164

Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс –  5 часов

Географическая оболочка Земли*

2

Урок изучения нового материала

Комбинированный

Географическая оболочка Земли. Природные зоны Земли. Широтная зональность и высотная поясность — важнейшие особенности природы Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними. Природный комплекс. Ландшафт. Культурные ландшафты. Природное наследие.

Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическая зональность и поясность.

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

П.51 вопросы стр.169

Природные зоны Земли*

2

Урок актуализации знаний и умений

Комбинированный

9.«Описание одного растения или животного своей местности». 10.«Подготовка сообщения на тему «Приспособленность людей к жизни в различных природных зонах».

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос, групповая работа, практическая работа

П.52 вопр.стр.173 Подготовка презентаций о природных зонах Земли

Культурные ландшафты* Итоговое обобщение и повторение

1

Практикум.  Итоговое обобщений знаний и умений

Работа с картой, индивидуальный, фронтальный опрос

П.53. вопросы стр.175

Повторить п.48-53. Подготовка к контрольной работе

Контрольная

работа по теме: «Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс»

1

Обобщение и закрепление

Контроль знаний и умений

Работа с картой, тестирование

тестирование

Задания нет

Материально – техническая база:

Интерактивная доска, проектор, СD диски: образовательная коллекция: География «Библиотека наглядных пособий 6-10 кл.»,  Образовательная коллекция: География начальный курс 6кл; Географическая энциклопедия;  Путешественники и мореплаватели. Географические и археологические  открытия; Атмосфера «Земля, воздух и вода»; Семь чудес света; Занимательная география; набор таблиц: «География – начальный курс»; «География: учебное пособие», тематические карты.

Основные формы контроля:

Беседа, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, контрольная работа, тест, работа по карточкам, самостоятельная подготовка вопросов по теме, подготовка творческих работ, подготовка компьютерных презентаций.

Критерии оценки знаний учащихся:

Оценка устных ответов учащихся:

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы

В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала , умеет применять полученные знания, допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3»

Оценка «1» ставится, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов

Оценка письменных контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» ил правильно выполнено менее 2/3 всей работы

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания

Оценка практических работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме ,самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов

Оценка «1» ставится, если учащийся не выполнил работу

Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты

Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю

Учебно - методическое обеспечение

  1. А.И. Алексеев Академический школьный учебник « Полярная звезда»

 География  5 – 6 класс Москва « Просвещение» 2012 г.

  1. В.В. Николина « Мой – тренажер» 5 – 6 класс/Москва « Просвещение» 2012 г.
  2. В.В. Николина География Поурочные разработки5 – 6 класс Москва « Просвещение» 2012 г.
  3. Диск  к учебнику А.И. Алексеев Академический школьный учебник « Полярная звезда»

 География  5 – 6 класс Москва « Просвещение» 2012 г.

Оборудование:

  1. Физическая карта полушарий
  2. Плотность населения мира.
  3. Карты мира (политическая и физическая).
  4. Домашний репетитор «Физическая география мира»
  5. Интерактивные уроки. КиМ. География 7 класс.
  6. Презентации, глобусы, коллекция полезных ископаемых


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематический план по географии (8 класс) к учебнику автора Домогацких Е.М.

ктп составлен в соответствии с образовательным  Стандартом...

календарно-тематический план по географии (8 класс) к учебнику автора Домогацких Е.М.

Ктп разработан в соответствии с образовательным Стандартом...

Календарно-тематическое планирование 6 класс учебник " Enjoy English"

Календарно-тематическое планирование  с оценочными материалами....

Календарно-тематическое планирование, 4 класс, учебник Кауфман.

Календарно-тематическое планирование рассчитано на 68 уроков, с учетом, что в году 34 учебных недели....

Календарно-тематический поурочное планирование География 5 -6 класс

Календарно-тематический поурочный план ирование География 5 -6 класс УМК "Сферы".Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов текущего контроля...