Рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

Козлов Михаил Агафонович

Рабочая программа по географии 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_pr.po_geografii_8_klassa_.doc375.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Урывская основная     общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края

       Рассмотрено на заседании                            Принято                                            Утверждаю

  методического объединения                      на заседании педсовета                     Директор школы                         В.В.Калачева

  Протокол №                                                  Протокол №                                      Приказ №____ от «____»_________20 14   г.                 «____»______ 2014 г.                         «____»______ 2014 г.                      

 

 

 

Рабочая программа по учебному предмету

«География России. Природа»

И.И.Баринова

Уровень основной,  класс восьмой

на 2014 – 2015  учебный год

Программа составлена на основе программы по географии классической линии для 6-11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией С.В.Курчиной, авторской программы  И.И.Бариновой – М: Дрофа, 2010.  

                                                    Составитель: учитель  Козлов М.А.

                                                                     квалификационная категория вторая

                                                                                                          Урывка 2014 г.

                                                                            Пояснительная записка

     Настоящая рабочая программа с пояснительной запиской и развёрнутым  тематическим планированием разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта 2004 г, примерной программы и программы по географии классической линии для  6-11 классов общеобразовательных учреждений  под редакцией С.В.Курчиной,  авторов И.И.Бариновой, В.П.Дронова – М: Дрофа,  2010 г. применительно к учебнику И.И.Бариновой География России. Природа. 8  класс.  – М: Дрофа, 2009 г, использованию рабочей тетради автора И.В. Сиротина. 8  класс.  – М.: Дрофа, 2009 г.

      Согласно авторской  программе и учебному плану тематическое  планирование  предусматривает в 8 классе обучение географии в объёме 2 часов в неделю.  В соответствии с этим реализуется программа классической линии в количестве 68 часов.          

      На основании примерных программ Министерства Образования и науки Российской Федерации, содержащих требования к обязательному минимуму содержания по географии, образовательного стандарта основного общего образования по географии, требований к уровню подготовки выпускников по географии   в 8  классе реализуется базовый уровень классической образовательной линии.

      Важная особенность учебника «География России. Природа»  –  насыщенность наглядными средствами, сочетание текста с картой, схемой, рисунками, таблицами, которые будут не только  обеспечивать понимание и активность учащихся, но и развивать их способности по самостоятельному овладению учебной информацией с использованием различных источников, в том числе Интернет-ресурсов, слайдовых презентаций и сообщений учащихся; проводить частично-поисковую, исследовательскую деятельность.

      Каждый информационный элемент текста учебника содержит не только специально созданную иллюстрацию, но и предполагает дополнительную познавательную работу с ней. При работе с текстом учебника есть хорошая возможность выполнять практические и проблемные задания, которые требуют от учащихся не только знаний географического материала, но умения проводить сравнение, анализ, описание географических объектов и явлений, их признаков, свойств;  описывать наблюдения и оформлять выводы; составлять проекты; владеть всеми видами карт, в том числе контурных.

     Вопросы и задания к параграфу и  итоговой теме предложены таким образом, что дают возможность  проверить обязательный минимум  уровня знаний учащихся 8 класса и  оценить их знания на более высоком уровне.

    Количество разнообразных практических заданий в учебнике достаточно много, что позволит учителю и учащимся работать и индивидуально, и коллективно. Хорошим подспорьем для самостоятельной подготовки учащихся являются справочные материалы с планами, таблицами, приложениями, кратким топонимическим словарём и словарём понятий и терминов, расположенными в конце учебника.

    Программа курса сориентирована на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, частичному отбору с элементами анализа и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с рабочей тетрадью печатной основы к учебнику География России. Природа.  автора И.В. Сиротина. 8  класс.  – М.: Дрофа, 2009 г, которая является хорошим дополнением для закрепления практических знаний, умений, получаемых в процессе изучения тем предмета.  В тетрадь включены вопросы и задания  в форме практических работ, познавательных задач, таблиц, схем, рисунков. Работа с тетрадью позволит диагностировать сформированность умения учащихся узнавать и описывать  изученные объекты, а также их характеристики, наблюдения и обработку их результатов, составление графиков, диаграмм, выполнение заданий на контурной карте. Эти задания могут выполняться как по ходу урока, так и в качестве домашнего задания. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и (или) отработки навыков сравнения, сопоставления,  выполняются в качестве домашнего задания.

      В целях решения задачи формирования географически образованной личности в учебник Географии России. Природа. 8 класс  включены материалы об уникальных местах России, природных богатствах, величии и суровости природных зон; предложены практические работы, в том числе и на местности, которые направлены на развитие познавательных интересов, воспитание любви к своей местности, региону, своей Родине. Задания для практических работ требуют использование краеведческого материала, знаний и наблюдений своей местности. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов и охрану окружающей среды.  

      Учебник «География России. Природа. 8 класс» автора И.И.Бариновой  по своему содержанию отвечает решению триединой цели образовательного процесса: обучению, воспитанию и развитию географически грамотной личности гражданина России.

                                          Цели изучения предмета:

  • Освоение географических понятий,  географических знаний о пространствах России, особенностях природы и природных ресурсах, природных комплексах России, о влиянии особенностей природы на жизнь и хозяйственную деятельность людей; о рациональном природопользовании и охране природных богатств;
  • овладение исследовательскими умениями проводить наблюдения, описывать их результаты, формулировать выводы; описывать географические объекты и природные комплексы по плану; составлять характеристики географических объектов; овладение навыками практической деятельности в работе с картами атласа, контурными картами;
  • развитие интереса к изучению географии России и её природе, природным уникумам,  памятникам Всемирного природного культурного наследия в нашей стране; практической работе, исследованиям, решению проблемных заданий; интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к изучению географии России и её природе, своей местности;
  • формирование географического образа России в её многообразии и целостности на основе комплексного подхода  взаимодействия природы, населения и хозяйства;
  • создание образа своего края, сравнение его с другими регионами России;
  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач, навыков самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.),  так и современными (компьютерными), прогностическими, природоохранными и поведенческими.

Задачи данного курса: формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважение к истории и культуре своей страны и населяющих её народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве, развитие географического мышления.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

1

 Введение

3

2

Раздел I. Особенности природы и природные  ресурсы: 

35

Тема 1. Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые

6

Тема 2. Климат и климатические ресурсы

7

Тема 3. Внутренние воды и ресурсы

10

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы

5

Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.

7

3

Раздел II. Природные комплексы России:

27

Тема 1. Природное районирование

7

Тема 2. Природа регионов России

20

4

Раздел III. Человек и природа

3

Итого

68

 

Из 68 часов по географии России предполагается провести 17 практических работ. Для оценки и  контроля качества знаний учащихся планируется провести  3 урока контрольно-обобщающих уроков.

Методическая литература и дополнительная литература для учащихся:

1.Учебник: И.И. Баринова.  География России. Природа. 8 класс. – М.: Дрофа, 2009.

2. Рабочая тетрадь печатной основы  «География России. Природа 8 класс» автора И.В. Сиротина.  – М.: Дрофа, 2009 г.

3. Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа, 2009 г.

4.Книга для чтения по охране природы под редакцией А.Н.Захлебного – М: 1986 г

Требования к уровню подготовки:
ученик 8 -ого класса должен
знать/понимать:

  • основные географические понятия, средства и методы получения географической информации;
  • пограничные государства;
  • особенности географического положения, размеры территории, протяжённость границ России;
  • границы часовых поясов;
  • основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;
  • климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах;
  • распределение рек по бассейнам океанов;
  • области обледенения и крупные ледники;
  • зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земли в регионах;
  • основные виды природных ресурсов и примеры их рационального использования;
  • объекты Всемирного и культурного наследия России;
  • районы, подверженные воздействию стихийных природных явлений;
  • экологически неблагополучные районы;
  • маршруты первооткрывателей и исследователей территории России.

                                                   определять (измерять)

  •  географическое положение объектов;
  • разницу в поясном времени;
  • погоду;
  • параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации;

                                                     описывать

  • географическое положение страны, отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.).

                                                      объяснять

  • роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;
  • влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;
  • образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;
  • образование атмосферных фронтов, циклонов, антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;
  • влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;
  • прогноз погоды;
  • распространение многолетней мерзлоты, её влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;
  • почвообразовательные процессы, особенности растительного и животного мира природных зон;
  • причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;
  • разнообразие природных комплексов на территории страны;
  • роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;
  • уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;
  • причины географических явлений на основе применения понятий: геологическое летоисчисление, циклон, антициклон, солнечная радиация, испарение, испаряемость, мелиорация, географическое положение, природные ресурсы, экологический кризис.

                                      оценивать и прогнозировать

  • природно-ресурсный потенциал страны, региона;
  • экологическую ситуацию в стране, регионе;
  • изменения природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов.

       использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для чтения карт различного содержания;
  • для наблюдения за погодой, изменением климата,  климатических условий своей местности и зависимость человека от климатических условий;
  • для решения практических задач, определения правил поведения на природе, создание проектов по охране окружающей среды своей местности,  использованию, сохранению и улучшению водных, лесных  ресурсов, растительного и животного мира, природных ресурсов и уникумов, Всемирных памятников природного и культурного наследия в нашей стране; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • для формирования способности и готовности рационального природопользования и способности и готовности личности к социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания и самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды; меры по решению  экологической ситуации в России и своём регионе;
  • для проведения самостоятельного поиска географической информации о своей местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

     

                                                                                 Критерии оценивания учащихся

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы. Устный ответ.

                                                                     Оценка "5" ставится, если ученик: 

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументированно делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик: 

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений; 9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик: 

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

                                       

            Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).

Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.

                                                                                                 Тематическое планирование

Введение (3 часа)

№/п

Тема урока

Кол-

во ча-

сов

Вид деятель-ности

Планируемый образовательный результат

Вид контроля

Домашнее задание

Примечание

Элементы содержа-ния. Элементы обя-зательного миниму-ма образования

Требования

к уровню подготовки обучающихся

1

Введение. Что изучает  геогра-фия России.

Россия на карте мира.

Практическая работа № 1.

1

Практи-ческая ра-бота.

Что изучает  геогра-фия России. Роль географической ин-формации в реше-нии социально-экономических проблем страны. Методы географи-ческих исследова-ний.

Географическое положение России. Оценка размеров территории, физико-географического, экономико-геогра-фического, геополи-тического и военно-стратегического по-ложения. Сравнение географического положения России и других государств. Сухопутные и мор-ские границы России.

Пр/р № 1. Харак-теристика геогра-фического поло-жения России. Сравнение геогра-фического поло-жения России с географическим положением других стран.

Уметь использовать различные источ-ники географичес-кой информации;  

показывать и назы-вать факторы, оп-ределяющие гео-графическое поло-жение России;

показывать на карте крайние точки страны, границы России и погранич-ные страны; оце-нивать значение границ для связей с другими странами.

Письменный, фронтальный

Стр 6-13, задание 4, стр 13

2

Моря, омываю-щие территорию  России.

Россия на карте часовых поясов. Практическая работа № 2.

1

Практи-ческая работа

Моря, омывающие территорию России. Физико-географи-ческая характерис-тика морей. Ресурсы морей. Экологичес-кие проблемы мо-рей. Россия на карте часовых поясов. Различия во време-ни на территории России. Часовые по-яса. Местное, пояс-ное, декретное, лет-нее время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

Пр/р № 2 Определение пояс-ного времени для разных пунктов России

Знать моря, омыва-ющие территорию России.

Уметь давать характеристику морей; определять экологические проблемы морей.

Знать разницу во времени по карте часовых поясов, приводить примеры воздействия раз-ницы во времени на жизнь населения.

Письменный индивидуаль-ный

§ 2, 3, стр 14- 25. 2 вопроса по выбору, стр 21, 25

3

Формирование, освоение и изу-чение террито-рии России.  Открытие и освоение Севера

1

Сообще-ния уча-щихся.

Практическая работа

Формирование, освоение и изучение территории России. Открытие и освое-ние Севера новго-родцами и помо-рами. Походы рус-ских в Западную Сибирь.

Географические открытия конца  

XVI-XVIII вв, исследования XIX-XX вв. Открытия нового времени  (XVII – XVIII вв). Экспедиции Рус-ского географи-ческого общества.

Знать об освоении и изучении террито-рии России, откры-тиях нового вре-мени и исследо-ваниях XIX-XX вв.

Фронталь-ный

§ 4, стр 25-31, задание 5, стр 31

                                      Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы (35 часов)

                                 Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (6 часов)

№/п

Тема урока

Кол-

во ча-

сов

Вид деятель-ности

Планируемый образовательный результат

Вид контроля

Домашнее задание

Примечание

Элементы содержа-ния. Элементы обя-зательного миниму-ма образования

Требования

к уровню подготовки обучающихся

4

 Главные черты рельефа России, их связь со стро-ением лито-сферы. Горы и равнины.

1

Практи-ческая работа

Рельеф, геологи-ческое строение и полезные ископа-емые. Главные чер-ты рельефа России, их связь со строе-нием литосферы. Горы и равнины.

Знать особенности рельефа.

Уметь отмечать на контурной карте  горы и равнины.

Фронтальный

§ 5, стр 34-37, рассказ о рельефе своей местности.

5

Геологическое строение терри-тории России. Геохронологи-ческая таблица.

1

Практи-ческая работа

Геологическое  строение террито-рии России. Геохронологическая таблица. Основные тектонические структуры.

Уметь читать тек-тоническую, геоло-гическую, геохро-нологическую таб-лицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопостав-ления карт.

Фронтальный

§ 6, стр38-43

6

Минеральные ресурсы России и проблемы их рационального использования.

1

Практическая работа

Минеральные ре-сурсы страны и проблемы их рацио-нального исполь-зования. Закономерности размещения место-рождений полезных ископаемых

Уметь объяснять проблемы рацио-нального исполь-зования мине-ральных ресурсов, закономерности размещения место-рождений полезных ископаемых.

Фронтальный

§7, стр 43-49, вопрос 4, стр 49

7

Развитие форм рельефа под влиянием внут-ренних и внеш-них процессов. Движения земной коры.

1

Практи-ческая работа

Развитие форм рельефа под влия-нием внутренних и внешних процессов. Движение земной коры.

 Уметь показывать на карте основные формы рельефа страны, наносить их на контурную карту; определять, как рельеф влияет на жизнь людей.

Фронтальный

§ 8, стр  49-55;

8

Области совре-менного горо-образования, землетрясения, вулканизма. Древнее и со-временное оле-денение.

 

1

Работа с учебником и тет-радью

Области современ-ного горообразова-ния, землетрясений и вулканизма. Древнее и совре-менное оледенение. Деятельность теку-чих вод. Деятель-ность ветра..

Уметь приводить примеры изме-нений в рельефе под влиянием различных факто-ров; показывать на карте и называть районы интенсив-ных тектонических движений.

Фронтальный

Вопросы и задания,

 стр 55

9

Стихийные при-родные явления. Изменение рель-ефа человеком. Практическая работа № 3

1

Практическая работа

Стихийные природ-ные явления. Изменение рельефа человеком. Проявление основ-ных закономер-

ностей формиро-вания рельефа и его современного раз-вития на примере своего региона и своей местности Пр/р № 3. Объяснение зави-симрсти располо-жения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископа-емых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Уметь объяснять меры безопасности при стихийных явлениях, влияние рельефа на природу и жизнь людей; показывать место-рождения полезных ископаемых, при-водить примеры использования полезных ископа-емых, влияния разработки мес-торождений на при-родную среду; оце-нивать значимость полезных ископа-емых для развития хозяйства, оцени-вать условия добы-чи.

Письменный индивидуаль-ный

Задание

 5, 6

стр 56 по выбору

                                                               Тема 2. Климат и климатические ресурсы (7 часов)

№/п

Тема урока

Кол-

во ча-

сов

Вид деятель-ности

Планируемый образовательный результат

Вид контроля

Домашнее задание

Примечание

Элементы содержа-ния. Элементы обя-зательного миниму-ма образования

Требования

к уровню подготовки обучающихся

10

Климат и клима-тические ресур-сы. Климато-образующие факторы.  

1

Практи-ческая работа

Климат и климати-ческие ресурсы. Климатообразую-щие факторы.  

Влияние геогра-фического положе-ния на климат.

Солнечная радиация и радиационный ба-ланс. Циркуляция воздушных масс,  циклоны и анти-циклоны.

Знать климатообра-зующие факторы, солнечную радиа-цию, радиационный баланс, циркуля-цию воздушных масс,  циклоны и антициклоны.  Уметь объяснять влияние географи-ческого положения на климат,  солнеч-ную радиацию, радиационный баланс, циркуля-цию воздушных масс,  циклоны и антициклоны

Фронталь-ный

§ 9, стр 57-63, индиви-дуальные вопросы,

стр 63

11

Типы климатов России. Законо-мерности рас-пределения тепла и влаги на территории страны

1

Практи-ческая работа

Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние темпера-туры января и июля, осадки, испаряе-мость, коэффици-ент увлажнения).

Знать закономер-ности распределе-ния суммарной солнечной радиа-ции.

Уметь приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по полу-чаемому количе-ству тепла.

Фронталь-ный

Вопрос:

Сезонность климата, чем она обуслов-лена.

§ 10, стр 63-68, задание учебника,

стр 68

12

Климатические пояса и типы климатов.

1

Практи-ческая работа

Климатические пояса и типы климатов.

Знать типы клима-тов России.

Уметь давать оцен-ку климатических особенностей России.

Фронталь-ный

§ 10, стр 68-71

13

Полюс холода Северного полу-шария. Измене-ние климата под влиянием есте-ственных и антропогенных факторов.

1

Исследо-вание

Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса.

Полюс холода Северного полу-шария. Изменение климата под влияни-ем естественных и антропогенных факторов.

Знать типы клима-тов России, о полюсе холода Северного полу-шария, изменении климата под влия-нием естественных и антропогенных факторов.

 Уметь приводить примеры изме-нения погоды под влиянием  цикло-нов, антициклонов, атмосферных фрон-тов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат терри-тории.

Фронталь-ный

Индиви-дуальный

вопросы,

стр 72

14

Зависимость человека от климата. Агро-климатические ресурсы. Практическая работа № 4

1

Практи-ческая работа

.

Зависимость челове-ка от климата. Агро-климатические ре-сурсы. Неблагоприятные  климатические явления.

Пр/р № 4. Определение по картам закономер-ностей распреде-ления солнечной радиации, радиа-ционного баланса, выявление особен-ностей распреде-ления средних тем-ператур января и июля, годового ко-личества осадков по территории страны.

Уметь определять по картам темпе-ратуры воздуха, количество осад-ков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать клима-тические пояса и области, давать краткое описание погоды, оценку климатических условий для обес-печения жизни людей.

Письменный

§ 11, 72-75, вопросы

3, 5 стр 75

15

Синоптическая карта, прогноз погоды, их значение. Агро-климатическая карта. Практическая работа № 5

1

Практи-ческая работа.

Синоптическая карта, прогноз по-годы, их значение. Агроклиматическая карта. Агроклиматические ресурсы своего региона.

Пр/р № 5.

 Оценка основных климатических по-казателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной дея-тельности населе-ния.

Знать синоптичес-кую карту, прогноз погоды, их значе-ние,  агроклима-тическую карту,  агроклиматические ресурсы своего региона.

Уметь оценивать основные клима-тические показа-тели одного из регионов для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения

Письменный

Подгото-виться к обобщаю-щему уроку. Стр 57-75

16

Контрольное обобщение по теме «Климат и климатические ресурсы».

1

Контроль знаний

Климат и климати-ческие ресурсы. Агроклиматические ресурсы. Агроклиматическая карта. Агроклимати-ческие ресурсы своего региона.

Знать климат и климатические ресурсы, агрокли-матическую карту.

Уметь характери-зовать климат и климатические ресурсы

Индиви-дуальный, тест

Вопросы, стр 72, 76

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (10 часов)

№/п

Тема урока

Кол-

во ча-

сов

Вид деятель-ности

Планируемый образовательный результат

Вид контроля

Домашнее задание

Примечание

Элементы содержа-ния. Элементы обя-зательного миниму-ма образования

Требования

к уровню подготовки обучающихся

17

Разнообразие внутренних вод России. Значение внут-ренних вод для человека.

1

Диалого-вое обще-ние.

Внутренние воды и водные ресурсы. Разнообразие внутренних вод России. Значение внутренних   вод для человека.

Уметь показывать реки России на карте; объяснять основные характе-ристики реки; приводить примеры использования реки в хозяйственных целях.

Фрон-тальный,  индиви-дуальный

§ 12, стр 77-84;  

18

Виды вод суши на территории страны.

Главные речные системы, водо-разделы, бас-сейны.

1

Докажите, что воду справед-ливо на-зывают «кровенос-ной сис-темой природы» Практи-ческая работа.

Виды вод суши на территории страны.

Главные речные системы, водораз-делы, бассейны..

 

Знать главные реч-ные системы, водо-разделы, бассейны.

Уметь показывать на карте.

Фрон-тальный,  индиви-дуальный

§ 13, задания, стр 89  

19

Распределение рек по бассей-нам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток. Практическая работа № 6

1

Практи-ческая работа

Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим.

Пр/р № 6.

 Составление харак-теристики одной из рек с использовани-

ем тематических карт и климато-грамм, определение возможностей её хозяйственного использования.

Уметь объяснять зависимость рек от рельефа, климата, стихийных явле-ний; составлять характеристику реки с использова-нием тематических карт и климато-грамм.

Индивидуаль-ный

Интернет-материал о наводнениях (слайды

20

Роль рек в осво-ении территории и развитии эко-номики России.

Практическая работа № 7

1

Практи-ческая работа

Роль рек в осво-ении территории и развитии эко-номики России.

Знать о стихийных явлениях, связан-ных с реками.

Пр/р № 7. Объяснение законо-мерностей разме-щения  разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на терри-тории страны, их зависимости от рельефа и климата.

Знать о стихийных явлениях, связан-ных с реками.

Уметь объяснять закономерности размещения  раз-ных видов вод суши и связанных с ними опасных при-родных явлений на территории страны, их зависимости от рельефа и климата.

Фронтальный

§ 14, стр

89-92

21

Важнейшие озёра, их проис-хождение.

 Болота. Подзем-ные воды. Ледники.

 Многолетняя мерзлота

1

Практи-кум

Важнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Уметь показывать на карте озёра, ар-тезианские бассей-ны, области рас-пространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного ис-пользования по-верхностных вод и негативного влия-ния на них челове-ческой деятель-ности; давать характеристику крупных озёр стра-ны и области.

Фронтальный

§13, стр 84-89, вопрос по выбору, стр 89

22

Водные ресурсы.

Неравномер-ность распре-деления. Необходимость мелиорации.

1

Практи-кум, диалог

Водные ресурсы. Неравномерность распределения. Необходимость мелиорации. Искусственные водоемы.

Знать роль водных ресурсов для чело-века.

Уметь объяснять о неравномерности распределения водных ресурсов и необходимости мелиорацию.

Фронтальный

§ 14, стр 89-92, вопрос 3, стр 92

23

Стихийные явления, свя-занные с водами, предупреждение их последствий

1

Семинар, диалог, слайды  

Стихийные явления, связанные с водами, предупреждение их последствий

Знать о стихийных явлениях, связан-ных с водами, предупреждение их последствий.

 Уметь рассказы-

вать о стихийных явлениях, связан-ных с водой, приво-дить примеры.

Фронтальный

Вопрос 4,

стр 92

24

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности. Практическая работа № 8

1

Лекция учителя.

Практи-ческая работа

.

Внутренние воды и водные ресурсы страны, своего региона, своей местности.

Использование вод, пути сохранения их качества и объёма.

Пр/р № 8.

Оценка обеспечен-ности водными ре-сурсами крупных регионов России, составление прогно-за их использования

Знать внутренние воды и водные ресурсы страны, своего края, района, села.

Уметь давать оцен-ку обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составлять прогноз их исполь-зования.

Письменный

Задание 7, стр 92

25

Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

1

Практи-ческая работа, сообщения учащихся, слайды

Внутренние воды и водные ресурсы своего края, района, села.

Использование вод, пути сохранения их качества и объёма.

Знать внутренние воды и водные ресурсы своего края, района, села;

как использовать воду, сохранять её качество и объём.

Уметь практически применять получен-ные знания, расска-зывать материал по слайдам.

Индивидуаль-ный

Сравнитель-ная оценка водных ре-сурсов своего региона и Западной Сибири

26

Контрольное обобщение по теме «Внутрен-ние воды и вод-ные ресурсы».

1

Контроль знаний

Внутренние воды и водные ресурсы

Уметь работать с контурной картой, давать характеристику внутренним водам и водным ресурсам

Письменный тест, фрон-тальный опрос

Повторить основные понятия  темы «Внут-ренние воды и водные ресурсы»

                                                       Тема 4. Почва и почвенные ресурсы (5 часов)

№/п

Тема урока

Кол-

во ча-

сов

Вид деятель-ности

Планируемый образовательный результат

Вид контроля

Домашнее задание

Примечание

Элементы содержа-ния. Элементы обя-зательного миниму-ма образования

Требования

к уровню подготовки обучающихся

27

Почва и почвен-ные ресурсы. Почва – особый  компонент природы. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения.

1

Практи-ческая работа, сообщения учащихся

Почвы и почвенные ресурсы. Почва – особый компонент природы. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения. Образование почв, их основные типы, свойства, различия в плодородии.

Знать об основопо-ложнике В.В.Доку-чаеве.

Уметь называть факторы почвооб-разования;  назы-вать свойства основных типов почв, различия в плодородии; да-вать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания.

Фронтальный

§ 15, стр 93-97

28

Закономерности распростране-ния почв

1

Практи-кум

Закономерности распространения почв.

Уметь объяснять понятия: земельные ресурсы, сельско-хозяйственные угодья; объяснять необходимость охраны почв, раци-онального исполь-зования земель.

Фронталь-ный

§ 16, стр 98-100, вопросы и задания, стр 100

29

Почва – нацио-нальное богат-ство. Почвенные  ресурсы России. Мелиорация земель.

1

Работа с рисунками и схемой учебника, картой.

Почва – националь-ное богатство. Почвенные  ресурсы России.  Мелио-рация земель. Изменение почв в процессе их хозяй-ственного исполь-зования, борьба с эрозией и загряз-нением почв.

Знать о типах почв и почвенных ресур-сах России; о необ-ходимости прове-дения мелиорации земель; борьбе с эрозией и загряз-нением почв.

Уметь работать с картой, определять почвы равнинных территорий; пони-мать, какие изме-нения происходят с почвой в процессе хозяйствования, эрозий и загряз-нения почв.

Фронталь-ный

 Индиви-дуальный

§ 17, стр 100-104

30

Особенности почв своего региона и своей местности

1

Практи-ческая работа, слайдовая презента-ция

Особенности почв своего региона и своей местности

Знать условия почвообразования основных типов почв, особенности почв своего регио-на и своей местнос-ти.

Уметь рассказывать об особенностях почв своего регио-на и края.

Индиви-дуальный

Слайд-пре-зентации «Особеннос-ти почв сво-его региона и своей мест-ности»

31

Обобщение по теме «Почва и почвенные ресурсы». Практическая работа № 9

1

Практи-ческая работа

Условия почвооб-разования основных типов почв.

Пр/р № 9. Выявление условий почвообразования основных типов почв (количество тепла и влаги, рель-еф, характер расти-тельности) и оцен-ка их плодородия. Знакомство с образ-цами своей местнос-ти.

Знать условия поч-вообразования ос-новных типов почв.

Уметь определять количество тепла и влаги, рельеф, ха-рактер раститель-ности;  давать оцен-ку плодородию.

Письменный, индивидуаль-ный

Вопрос 4,

стр 104

                                 Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы.  (7 часов)

№/п

Тема урока

Кол-

во ча-

сов

Вид деятель-ности

Планируемый образовательный результат

Вид контроля

Домашнее задание

Примечание

Элементы содержа-ния. Элементы обя-зательного миниму-ма образования

Требования

к уровню подготовки обучающихся

32

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик.

1

Семинар, слайды

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, фак-торы, определяю-щие его облик.

Особенности растительности и животного мира природных зон России.

Знать особенности растительного и животного мира природных зон Рос-сии, видовое разно-образие и факторы, определяющие его облик.

Уметь  приводить примеры видового разнообразия, факторы, опреде-ляющие облик  растительного и животного  мира их значение в жизни людей

Фронталь-ный, индиви-дуальный

§18, стр 105-108

33

Биологические ресурсы, их рациональное использование.

1

Семинар, слайдовая презента-ция

Биологические ресурсы, их рациональное использование

Знать о биологи-ческих ресурсах, их рациональном ис-пользовании.

Уметь приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования без-лесных пространств человеком; пере-числять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тунд-ры под влиянием человека; прогно-зировать послед-ствия уничтожения болот; объяснять значение живот-ного мира в жизни человека.

Фронталь-ный, индиви-дуальный

§19, стр 112 -  115

34

Меры по охране растительного и животного мира России.

Практическая работа № 10

1

Практи-ческая работа.

.

Меры по охране растительного и животного мира России.

Пр/р № 10 Составление прог-ноза изменений рас-тительного и живот-ного мира при за-данных условиях изменения других компонентов при-родного комплекса

Знать меры по охране раститель-ного и животного мира России.

Уметь составлять прогноза измене-ний растительного и животного мира при заданных условиях измене-ния других компо-нентов природного комплекса

Письменный индиви-дуальный

§ 19.

Вопросы и задания,

стр 112

35

Растительный и животный мир своего региона, своей местности.

1

Практи-ческая работа, слайды

Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона, своей местности.

Знать биологичес-кие ресурсы, их рациональное использование; меры по охране растительного и животного мира; растительный и животный мир своего региона, своей местности. Уметь приводить примеры расти-тельного и живот-ного мира своего региона, своей местности

Фронталь-ный

§19, стр 112-114

36

Особо охра-няемые при-родные тер-ритории. Памятники всемирного природного и культурного наследия.

1

Практи-ческая работа, слайды

Особо охраняемые природные терри-тории. Заповедники и национальные парки России. Памятники всемир-ного природного и культурного насле-дия.

Знать особо охра-няемые природные территории,  памят-ники всемирного природного и куль-турного наследия.

Уметь рассказывать о заповедниках и национальных парках России.

Фронталь-ный

§19, стр 114-115

37

Природно-ресурсный потенциал России

1

Практи-ческая работа

Природно-ресурсный потенциал России. Особенности размещения природных ресурсов.

Уметь объяснять особенности разме-щения природных ресурсов.

Фронтальный

§ 20,  вопросы и задания,

стр 120-121

38

Контрольное обобщение по теме «Раститель-ный и животный мир. Биологи-ческие ресур-сы».

1

Контроль знаний

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы

Уметь характери-зовать раститель-ный и животный мир,  биологичес-кие ресурсы

Письменный тест и инди-видуальный опрос

Вопрос 13, стр 121

                                                                       Раздел II. Природные комплексы России (27 часов)

Тема 1. Природное районирование (7 часов)

№/п

Тема урока

Кол-

во ча-

сов

Вид деятель-ности

Планируемый образовательный результат

Вид контроля

Домашнее задание

Примечание

Элементы содержа-ния. Элементы обя-зательного миниму-ма образования

Требования

к уровню подготовки обучающихся

39

Формирование природных ком-плексов –  ре-зультат дли-тельного разви-тия географичес-кой оболочки Земли.

1

Практи-ческая работа, диалог

Природное райони-рование.

Формирование при-родных комплек-

сов –  результат длительного разви-тия географической оболочки Земли. Разнообразие ПТК. Локальный, регио-нальный и гло-бальный уровни ПТК. Физико-геог-рафическое райо-нирование России.

Знать о формиро-вании  природных комплексов.

Уметь различать ПТК; объяснять физико-географи-ческое райониро-вание.

Фронтальный

§ 21, стр 124-126, вопросы, стр 126

40

Моря как крупные природные комплексы

1

Практи-ческая работа, слайдовая презента-ция

Моря как крупные природные комплек-сы.

Естественное состо-яние и изменение ПТК в результате деятельности чело-века.

Знать моря как крупные природ-ные комплексы.

Уметь приводить естественное состо-яние и изменение ПТК в результате деятельности чело-века.

Фронталь-ный, индиви-дуальный

§ 22, стр 127-129, вопросы, стр 129

41

Природные зоны России. Природная зона как природный комплекс.

1

Практи-ческая работа, диалог

Природная зона как природный комп-лекс: взаимосвязь и взаимообусловлен-ность её компонен-тов.

Роль В.В.Докучаева и Л.С.Берга в соз-дании учения о природных зонах.

Знать взаимосвязь компонентов при-родной зоны как природного комп-лекса.

 Уметь описывать природные условия и ресурсы природ-но-хозяйственных зон на основе чте-ния тематических карт; приводить примеры рацио-нального и нераци-онального природо-

пользования.

Фронталь-ный, индиви-дуальный

§ 23, стр129-135

42

Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр.

Практическая работа № 11

1

Беседа. Практи-ческая работа

Характеристика арктических пус-тынь, тундр и лесо-тундр.

Пр/р № 11.

Сравнительная характеристика двух природных зон России (по выбору

Знать характерис-тику арктических пустынь, тундр и лесотундр. лесов, лесостепей и сте-пей, полупустынь и пустынь.

Уметь давать срав-нительную  харак-теристику двух природных зон России (по выбору

Письменный, индивидуаль-ный

§ 24, стр 135-139, вопросы, стр 139 (по выбору)

43

Характеристика  лесов, лесосте-пей и степей, полупустынь и пустынь.

1

Практи-ческая работа, диалог

Характеристика лесов, лесостепей и степей, полупус-тынь и пустынь.

Зона смешанных и широколиственных лесов, лесостепной зоны.

Знать зону смешан-ных и широколист-венных лесов, лесо-степной зоны, по-лупустынь и пус-тынь.

Уметь объяснять причину смены тайги смешанными и широколиствен-ными лесами, роль человека в разнооб-разии природных зон.

Фронтальный

§ 25, стр 139-144, вопросы по выбору, стр 144

44

Высотная пояс-ность. Зависи-мость природ-ных комплексов от рельефа и высоты места.

1

Практи-ческая работа

Высотная пояс-ность. Зависимость природных комп-лексов от рельефа и высоты места. Жизнь в горах.  

Знать и уметь объяснять высот-ную поясность, природные ресурсы зон  и их исполь-зование, от чего зависит набор высотных поясов; роль гор на жизнь и здоровье человека.

Фронтальный

§ 26, стр 144-148, вопросы 6,7 стр 148

45

Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы.  Практическая работа № 12  

1

Практи-ческая работа

Природное райони-рование. Природные ресурсы зон, их ис-пользование, эколо-гические проблемы.

Природная зона своей местности, ее экологические проблемы.

Пр/р № 12.

 Объяснение прин-ципов выделения крупных природных регионов на терри-тории России

Знать и уметь вы-делять природное районирование, принципы выделе-ния крупных при-родных регионов территории России; характеризовать природную зону своей местности и ее экологические проблемы.

Письменный индиви-дуальный

Итоговые задания по теме, стр 148-149

Тема 2. Природа регионов России (20 часов)

№/п

Тема урока

Кол-

во ча-

сов

Вид деятель-ности

Планируемый образовательный результат

Вид контроля

Домашнее задание

Примечание

Элементы содержа-ния. Элементы обя-зательного миниму-ма образования

Требования

к уровню подготовки обучающихся

46

Природа регио-нов России. Русская (Восточно-Европейская) равнина

1

Практи-ческая работа

Русская (Восточно-Европейская) рав-нина. Географическое

положение. Особен-ности природы.

Уметь определять особенности геог-рафического поло-жения, состав и особенности приро-ды Русской (Вос-точно-Европей-ской) равнины;

объяснять зависи-мость природы объекта от геогра-фической широты и результаты влияния внешних сил на современный рельеф равнины.

Фронталь-ный индиви-дуальный

§ 27, индиви-дуальные задания,

 стр 157

47

Природные комплексы и природно-ресурсный потенциал Русской равнины.

1

Семинар, диалог, работа с учебником

Природные комп-лексы  и природно-ресурсный потен-циал Русской равнины.

Самый освоенный регион России.

Знать особенности природных комп-лексов Русской равнины.

Уметь объяснять влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяй-ственную деятель-ность населения.

Фронталь-ный, индиви-дуальный

§ 28, стр 158-165

48

Проблемы ра-ционального использования природных ре-сурсов. Памятники природы.

1

Семинар, диалог, работа с учебником

Проблемы рацио-нального исполь-зования природных ресурсов Русской равнины. Памятники природы.

Уметь объяснять проблемы рацио-нального исполь-зования природных ресурсов Русской равнины.

Фронталь-ный,  индиви-дуальный

§ 29, стр 166-169, вопрос по выбору, стр 169

49

Северный Кавказ. Геогра-фическое поло-жение. Особенности геологического строения и рельефа.

1

Виртуаль-ное путе-шествие, слайды

Северный Кавказ. Географическое положение. Особенности геологического строения и рельефа. Полезные ископаемые.

Знать географичес-кое положение, особенности геоло-гического строения и рельефа, полез-ные ископаемые Северного Кавказа.  

Уметь объяснять географическое положение, особен-ности геологичес-кого строения и рельефа, полезные ископаемые Север-ного Кавказа.

Фронталь-ный индиви-дуальный

§ 30, стр 170-178

50

Природные ком-плексы Север-ного Кавказа, их влияние на жизнь и хозяй-ственную дея-тельность чело-века.

1

Практи-ческая работа

Природные комплексы Север-ного Кавказа, их влияние на жизнь и хозяйственную дея-тельность человека.

Знать природные комплексы Север-ного Кавказа.

Уметь объяснять их влияние на жизнь и хозяйственную дея-тельность человека

Фронталь-ный

§ 31, стр

178-181, задание 3, 4 по выбору

51

Урал. Осо-бенности географичес-кого положения и его влияние на природу Урала.

1

Практи-ческая работа, сообщение учащихся

Урал. Особенности географического положения и его влияние на природу Урала. Различие природы Пред-уралья и Зауралья, Северного, Сред-него и Южного Урала.

Знать различие природы Пред-уралья и Зауралья, Северного, Сред-него и Южного Урала.

Уметь объяснять влияние географи-ческого положения на природу Урала; раскрывать своеоб-разие природы Урала.

Фронталь-ный, индиви-дуальный

§ 32, стр181-186

52

 Геологическое строение и по-лезные ископа-емые. Природные уникумы.

1

Слайды, решение проблем-ных зада-ний, работа с контурной картой

Геологическое строение и полез-ные ископаемые. Природные уни-кумы. Экологичес-кие проблемы.

Знать геологичес-кое строение и полезные ископа-емые.

Уметь отмечать на контурной карте полезные ископа-емые; объяснять экологические проблемы и назы-вать природные уникумы.

Индиви-дуальный

§ 33, 34, стр187-197

53

Западно-Сибирская равнина. Осо-бенности геогра-фического поло-жения и своеоб-разие природы

1

Практико-ориенти-рованное изложение  нового материала

Западно-Сибирская равнина. Особен-ности географичес-кого положения. Своеобразие приро-ды. Плоский рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые. Континентальность климата. Причины заболоченности территории.

Знать особенности географического положения, своеоб-разие природы, континентальность климата.

Уметь объяснять размещение полез-ных ископаемых и отметить их на контурной карте; причины заболо-ченности Западно-сибирской равни-ны; описывать природные ресурсы и условия их осво-ения.

Фронталь-ный, индиви-дуальный

§ 35, стр 197-204, задание 2, стр 204

54

Природные зоны  Западно-Сибир-ской равнины. Природные ре-сурсы и условия их освоения.

1

Практи-кум

Природные зоны Западно-Сибирской равнины. Природные ресурсы и условия их освоения.

Знать природные зоны Западно-Сибирской равни-ны.

Уметь объяснять природные ресурсы и условия их освое-ния.

Фронталь-ный,  индиви-дуальный

§ 36, стр 204-208, вопрос 5, стр 208

55

Восточная Сибирь. История освоения. Специфика  природы.

1

Слайдовая презента-ция, диалог

Восточная Сибирь. История освоения, специфика природы Средней Сибири, Северо-Востока Сибири и пояса гор Южной Сибири. Суровость природы территории. Господство конти-нентального клима-та.

Знать специфику природы Средней Сибири, Северо-Востока Сибири и пояса гор Южной Сибири, суровость природы терри-тории.

Уметь давать характеристику природным райо-нам, крупнейшим рекам,  озёрам и горам Восточной

Сибири.

Фронталь-

ный,  индиви-дуальный

§ 37, стр 208-215

56

Природные районы. Крупнейшие реки России

1

Изложе-ние нового материала на основе слайдов, работы с картами

Природные районы. Крупнейшие реки России.

Знать природные районы,  крупней-шие реки России.

Уметь описывать природные районы и крупнейшие реки России, показывать на карте и отмечать на контурной карте.

Фронталь-

ный,  индиви-дуальный

§ 38, стр 215-223, задания, стр 223

57

Жемчужина

Сибири –  Байкал

1

Изложе-ние нового материала на основе слайдов и сообще-ний уча-щихся.

Жемчужина

Сибири – Байкал.

Знать о Байкале – жемчужине Сибири.

Уметь раскрывать особенности уни-кального озера и значение Байкала в хозяйственной жизни человека.

Фронталь-

ный,  индиви-дуальный

§ 39, стр 225-229

58

Природные ре-сурсы Восточ-ной Сибири и проблемы их освоения. Природные уникумы.

1

Практико-ориенти-рованное изложение нового материала

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их осво-ения. История осво-ения края и откры-тия его богатства. Природные уникумы

Знать природные ресурсы Восточной Сибири и проблемы их освоения, исто-рию освоения края и открытия его богатства.

Уметь описывать природные ресурсы Восточной Сибири, рассказывать о  природных унику-мах.

Фронтальный

§ 40, стр 229-233

59

Природные ус-ловия ресурсов одного из регио-нов России.

 Практическая работа № 13

1

Практи-ческая работа

. 

Природные условия ресурсов одного из регионов России

Пр/р № 13

Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России. Прогнозирование изменений в резуль-тате хозяйственной деятельности человека

Уметь оценивать природные условия и ресурсы одного из регионов России, прогнозировать изменения в резуль-тате хозяйственной деятельности человека.

Письменный

Стр 233-235

60

Дальний Восток. Географическое положение. Осо-бенности релье-фа и геологичес-кого строения территории

1

Практико-ориенти-рованное изложение материала

Дальний Восток Географическое положение. Особен-ности рельефа и геологического строения терри-тории.

Знать географичес-кое положение, осо-бенности рельефа и геологического строения терри-тории Дальнего Востока.

Уметь давать характеристику гео-графическому по-ложению, рельефу, геологическому строению террито-рии Дальнего Востока.

Фронтальный

§ 41, стр 235-238, задание 5, стр 238

61

Горы Камчатки и Курильских островов – самые молодые горы России.

1

Практико-ориенти-рованное изложение материала

Горы Камчатки и Курильских островов – самые молодые горы России

Уметь показывать на карте и отмечать на контурной карте горы Камчатки и Курильских островов.

Фронтальный

Задание 5, стр 238

62

Муссонный климат. Реки и озёра.

 1

Практико-ориенти-рованное изложение материала

Муссонный климат. Реки и озёра.

Знать, что такое муссонный климат; реки и озера.

 Уметь объяснять муссонный климат, показывать на карте и отмечать на контурной карте реки и озера Дальнего Востока.

Фронтальный

§ 42. Индиви-дуальные задания по контурной карте

63

Причины своеобразия природных зон. Стихийные природные явления.

1

Практи-кум

Причины своеоб-разия природных зон. Стихийные природные явления

Уметь объяснять причины своеоб-разия природных зон,  стихийные природные явления.

Фронталь-ный, индиви-дуальный

Слайдовая презентация о Дальнем Востоке

64

Природный ресурсный потенциал  Дальнего Востока. Природные уникумы.

1

Исследо-вание

Природный ресурс-ный потенциал Дальнего Востока.  Природные уникумы.

Уметь раскрывать природный ресурс-ный потенциал, рассказывать природные уникумы Дальнего Востока.

Фронталь-ный, индиви-дуальный

§ 42, 43, индиви-дуальные задания.

65

Обобщение по теме «Природа регионов России».

Практическая работа № 14

1

Практи-ческая работа, тест  

Природа регионов России. Взаимодействие природы и общества в одном из регионов России.

Пр/р № 14.

Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из регионов (например, в Алтай-ском крае)

Уметь составлять характеристику взаимодействия природы и общества

Письменный

Повторить тему «Природа регионов России»

                                                               Раздел III. Человек и природа (3 часа)

№/п

Тема урока

Кол-

во ча-

сов

Вид деятель-ности

Планируемый образовательный результат

Вид контроля

Домашнее задание

Примечание

Элементы содержа-ния. Элементы обя-зательного миниму-ма образования

Требования

к уровню подготовки обучающихся

66

Влияние природ-ных условий на   жизнь и здоро-вье человека. Практическая работа № 15

1

Практи-ческая работа

Человек и природа. Влияние природных условий на   жизнь и здоровье человека. Освоение террито-рий с экстремаль-ными условиями. Стихийные природ-ные явления и их причины. Антро-погенное воздей-ствие на природу.

Пр/р № 15.

Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов двух регионов.

Знать законы об охране природы;

антропогенное воздействие на природу.

Уметь объяснять влияние природных условий на жизнь и здоровье человека, антропогенное воз-действие на приро-ду.

Письменный

§ 44, 45 стр256-267

67

Рациональное природопользо-вание. Практическая работа № 16

1

Практи-ческая работа

Рациональное при-родопользование. Роль географичес-кой науки в  опти-мизации отношений «природа и общест-во». Географический прогноз. Мониторинг.

Особо охраняемые территории, памят-ники Всемирного природного и куль-турного насле-дия в нашей стране.

Пр/р № 16 Составление карты «Природные уни-кумы России»

Знать рациональное природопользова-ние, особо охраня-емые территории, памятники Всемир-ного природного и культурного насле-дия в нашей стране.

Уметь объяснять значение природы в жизни и деятель-ности человека, роль географичес-кой науки в рацио-нальном приро-допользовании.

Письменный

§ 46, стр 267-271,

знать природные уникумы

68

Экологическая ситуация в России

Практическая работа № 17

1

Практи-ческая работа

Экологическая ситуация в России. Геоэкологический потенциал в России. Экологическая ситуация в своей области.

Пр/р № 17 

Характеристика экологического состояния одного из регионов России

Уметь составлять географические прогнозы; анализи-ровать экологичес-кие карты России; выполнять правила природоохранного поведения, участ-вовать в меро-приятиях по охране природы

Письменный

§ 47,

 стр 271-278


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...