программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс) на тему

Рабочая программа

по географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopiya_9_klass.docx46.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 г. Советский

Рассмотрено на                              Согласовано на                       «Утверждаю» ___________

заседании МО                                заседании  МС                         Директор МБОУ СОШ №2

учителей истории и географии   Пр.№ 1 от 07.09.12                  

протокол № 1от 05.09.12.            Зам.дир по УВР:                      08.09.12

Рук-ль МО:___________               ________________

/

        

Рабочая программа

по географии

учителя Останиной Елены Владимировны

9 А,Б,В классы

Программа по географии для общеобразовательных учреждений М.: «Вентена-Граф», 2007г.

Авторы: Душина И.В., Летягин А.А., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А.

Авторы учебника: «География России. Хозяйство.Регионы».

Изд. М «Вентана-Граф», 2012г.

Е.А,Таможняя, С.Г.Толкунова

г. Советский

2012 -2013 уч. год

Пояснительная записка.

Преподавание курса  «География России»  расчитано на 2 года (8,9 класс):  

1 год - «Природа. Население» и  2 год  «Хозяйство.Регионы».

Рабочая программа для 9 класса «Хозяйство. Регионы», составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного  стандарта общего образования  и примерной программы по географии, разработаннойЛетягиным А.А., Душинй И.В., Пятуниной В.Б., Таможней Е.А. изд. «Вентана -Граф» 2007 г.

Программа предполагает  изучение системы взаимосвязанных между собой курсов, обеспечивающих не только преемственность содержания, форм и методов организации учебной деятельности школьников, но и, прежде всего, приоритет мировоззренческих целей над традиционными научно-ознакомительными.

 Главная задача курса заключается в развитии географического мышления школьников и формировании у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма, уважения к населяющим народам, их культуре и национальным особенностям.

Образ России, формируемый у школьников, должен бать с одной стороны, целостным,  а с другой – территориально дифференцированным, разнообразным. Учащиеся должны осознать, прочувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие её регионов. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство в разнообразии.

Осознание включённости в жизнь своей страны формируется у учащихся путём привязки содержания курса к жизни каждого из них; через личносто-ориентированные вопросы и задания, связанные с жизнью семьи, родственников, района и города, в котором приживаешь.

Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На него замыкаются  и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязях с ним.

Гуманизация содержания прослеживается по следующим линиям:

  • очеловечивание раздела о природе России (рассматриваются не природные, природно-хозяйственные зоны и т.д.);
  • увеличение объёма и глубины раздела «География отраслей и межотраслевых комплексов», куда включены новые темы: ТЭК, металлургический комплекс, машиностроительный  т.д.;
  • в разделе природно-хозяйственные регионы России, рассматриваются регионы России с экономической точки зрения, специализация регионов, занятость населения.

В 9 классе изучается вторая часть курса «Хозяйство. Регионы» -  которая состоит из трёх разделов: «Хозяйство России»,  «Природно-хозяйственные регионы России», «Россия в современном мире».

Новизна данной программы состоит в последовательном развитии идей гуманизации школьного географического образования, включающем изменения целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения.

Программа рассчитана на 70 часов по 2 часа в неделю в том числе:

  • 13 практических работы;  
  • 3 контрольных работы и 1 административная контрольная работа;

Программа курса «Хозяйство. Регионы» построена с учётом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), использования источников географической (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.).

Новизна данной программы состоит в последовательном развитии идей гуманизации школьного географического образования, включающем изменения целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения.

В программу влючён региональный компонент Государственного образовательного стандарта «Экология»  Ядром содержания стандарта являются особенности региональных и местных экологических ситуаций – причины их возникновения и возможные пути решения. В структуре обязательного минимума выделено три блока: экология природных систем, социальная экология, экология человека.

В 9 классе расматриваются  вопросы социальной экологии и экологии человека:

– региональная экологическая политика, защита окружающей среды, рациональное природопользование, экологические традиции народов Югорской земли;

- сохранение здоровья, безопасное поведение в природе, экологическая безопасность в быту. В календарно-тематическом планировании уроки, на которых рассматривается данный маткриал отмечены буквами "РК".

Содержание программы включает ряд новых подходов.

При изучении раздела 1 «Хозяйство Росси» показывается тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматривается становление и развитие экономики страны, её особенности; при характеристике отраслей и межотраслевых комплексов даётся сравнение с мировыми показателями, другими странами и регионами.

Рассмотрение всех отраслей и межотраслевых комплексов даётся с учётом произошедших изменений в хозяйственной и социальной жизни России.

 Раздел 2 «Районы России» включается тема: «Европейская часть России» и «Азиатская часть России».

Среди новых направлений  в содержании данного раздела выделяют следующие:

  • формирование образов отдельных территорий, раскрытие их специфических территорий;
  • углубление и раскрытие знаний об отраслях хозяйства в каждом районе. Даётся более полная характеристика отраслей специализации данной территории, что позволяет широко проводить аналогии, сравнения при изучении других районов.

В заключительной части «Россия в мире» рассматриваются внешние экономические связи, особенности взаимоотношений соседних государств с Россией, раскрываются их существующие и перспективные и социальные связи.

Ставится также цель обобщить изученный материал на более высоком мировоззренческом уровне и подготовить учащихся к восприятию нового курса 10 класса «Экономическая и социальная география мира», дать логическое завершение курса «География России».

Программа курса «География России» построена с учётом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), использования источников географической информации (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.).

В курсе программы  большое внимание уделено общественной географии, усилены междисциплинарные интеграции, связи с различными областями научных знаний. В содержании программы включены сведения по истории, обществознанию.

Организация учебного процесса осуществляется через:

  • урок формирования новых знаний;
  • урок изученного материала;
  • комбинированный урок;
  • урок проверки и коррекции знаний;
  • урок обобщения и систематизации;
  • урок – зачёт;
  • урок актуализации знаний и умений;
  • практикум;
  • исследование;
  • путешествие.


Учебно – тематический план

Тема

Кол – во часов

В том числе

Компетентности учащихся

Экскурсии

Лабораторные/Контрольные работы

Практические работы

Интегрированные уроки

1.

Общая характеристика хозяйство России

3

1

Знать: Что такое хозяйство страны? Уровень развития хозяйства.

Уметь опред: деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий: условия и факторы размещения.

Оценивать: Территориальную структуру хозяйства.

2.

География отраслей и межотраслевых комплексов

22

1

5

1

Знать: понятие «район» и «районирование», особенности геогр. полож., основные этапы развития хоз-ва.

Уметь опред. геогр.полож. района. Работать с материалами периодики.

Оценивать: изменения в развитии районов России.

3.

Природно-хозяйственный районы России

40

2

7

Знать: особенности природ. условий и ресурсов районов России, особенности размещения населения, хоз-ная деят-ть, национальный состав, основные проблемы и тенденции развития природно-хоз-ых районов.

Уметь: давать харак-ку района по плану, читать топогр. планы, определять специализацию района на основе статист. данных, определять хоз-ую ценность природ. условий и ресурсов для развития района.

Оценивать:полож. и отрицат. изменения  природных объектов ВПК населения. Положительные и отрицательные изменения  природных объектов, явлений, процессов под воздействием хоз-ой деят-ти человека.  

4.

Россия в современном мире

5

1

1

Знать:эконом-ие, культурные. информационные, торговые, полит-ие связи России с другими странами.

Уметь: читать политическую карту мира.

5.

Итого

70

4

14

2


Поурочно-тематическое планирование

Тема урока

Кол –во часов

Календарный срок

Формы, методы организации урока

Раздел V Хозяйство России (25 часов)

Тема 1. Общая характеристика хозяйство России – 3 часа

1

Отраслевая структура хозяйства.

1

Изучения нового материала

2

Особенности формирования хозяйства

1

урок формирования новых знаний;

3

Виды предприятий и факторы их размещения. Территориальная структура хозяйства.

1

Урок актуализации знаний и умений

Тема 2. География отраслей и межотраслевых комплексов – 22часа

4

Состав и значение ТЭК.

1

Изучение нового материала

5

Топливная промышленность

Прак. раб. №1 Характеристика районов добычи нефти или газа (РК) « Участие предприятий и объединений нефтедобывающей отрасли в экологических проблемах округа»»

1

Практическая  работа

6

Электроэнергетика

1

урок формирования новых знаний;

7

Металлургический комплекс, факторы размещения металлургических предприятий

1

Практикум

8

Чёрная металлургия

Прак. раб.№ 2

«Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистич. матер.»

1

Практикум

9

Цветная металлургия

1

Урок изучения нового

материала

10

Химико-лесной комплекс.

Химическая промышленность

Прак. раб.№3

Составление харак–тики одной из баз хим-ческой пром-ности по

картам и стат-ским материалам  

1

Практикум

11

Лесная промышленность комплекс

РК «Биоиндикация лесных экосистем округа»

1

Урок актуализации знаний и умений

12

География химико-лесного комплекса

1

Исследование

13

Состав и значение машиностроительный комплекс.

Прак. раб. №4 определение главных районов размещения отраслей наукоёмкого и металлоёмкого машиностроения

1

Практикум

14

ВПК

1

урок формирования новых знаний;

15

Соста изначение АПК.

Сельское хозяйство

1

Практикум

16

География растениеводства и животноводство.

1

урок формирования новых знаний;

17

География растениеводства и животноводство.

Прак. раб №5 «Определение по картам атласа основных районов выращивания  зерновых, технических культур, трав. Районов животноводства»

1

Практикум

18

Лёгкая и пищевая промышленность.

1

Исследование

19

Состав и значение инфраструктурного комплекса. Виды транспорта.

1

Урок актуализации знаний и умений

20

Сухопутный транспорт

1

Исследование

21

Водный и другие виды транспорта

РК «Экологические проблемы региона, связанные с транспортировкой полезных ископаемых и пути их решения»

1

Практикум

22

Связь

1

Исследование

23

 Отрасли социальной инфрастуктуры

1

Практикум

24

Экологическая ситуация в России

РК "Экологическое природопользование на территории округа"

1

Урок актуализации знаний и умений

25

Контрольная работа– тема«Межотраслевые комплексы»

1

урок обобщения и систематизации;

Раздел VI. Природно-хозяйственный районы РОССИИ (40 часов)

26

Принцип выделения регионов на территории страны

1

Урок изучения нового

материала

27

Общая характеристика европейской части России

Прак. раб. №6 «Составление картосхемы объектов Всемирного культурн. наследия» контр. карта.

1

Урок изучения нового

материала

Центральная Россия

28

Географическое положение   основные черты природы Центральной России

1

Урок изучения нового

материала

29

Население Центральной России

      1

Практикум

30

Хозяйство Центрального района

1

Урок изучения нового

материала

Европейский Север

31

Географическое положение и природа

1

Урок изучения нового

материала

32

Население Европейского Севера

1

Практикум

33

Хозяйство европейского Севера

1

Урок изучения нового

материала

34

Хозяйство европейского Севера

Прак. раб. №7        «Сравнение двух районов Двино-Печёрскоо и Кольско-Карельского»

1

Практикум

Северо-Западный район

35

Географическое положение и природа

1

Урок актуализации знаний  умений

36

Население Северо-Западного района

1

урок формирования новых знаний;

37

Хозяйство Северо-Запада

1

Практикум

Поволжье

38

Состав, географическое положение и особенности  природы Поволжья

1

Урок актуализации знаний и умений

39

Население Поволжья

1

Урок актуализации знаний и умений

40

Хозяйство Поволжского региона

 Прак. раб № 8

«Выявление этапов заселения  и хозяйственного освоения территории Поволжья»

1

Практикум

Юг Европейской части страны

41

Состав, географическое положение. Особенности природы Европейского Юга

1

Урок актуализации знаний и умений

42

Население Европейского Юга

1

Урок актуализации знаний и умений

43

Хозяйство Европейского Юга

Прак. раб.№ 9

«Сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья».

1

Практикум

Урал

44

 Состав, географическое положение

Особенности природы Урала

1

Урок актуализации знаний и умений

45

Население Урала

1

Урок актуализации знаний и умений

46

Хозяйство Урала

1

47

Хозяйство Урала

Практ. раб №10 «Составление характеристики одного из промышленных узлов Урала на основе нескольких источников информации»

1

Урок практикум

48

Итоговый урок раздела «Европейская

Россия»

Конт-ная работа№2 тема №3

1

Урок повторения

Азиатская часть России

49

Общая характеристика азиатской части России

1

Урок изучения нового

материала

50

Общие черты природы Сибири

1

Урок изучения нового материала

51

Особенности заселения и хозяйственного освоения Сибири

1

Исследование

Западная Сибирь

52

Состав, географическое положение Западной Сибири

1

Урок изучения нового материала

53

Особенности природы Западной Сибири

Урок изучения нового материала

54

Население Западной Сибири

РК «Адаптация человека к жизни в природных условиях Севера»

1

Практикум

55

Хозяйство Западной Сибири

РК «Прогнозирование рационального природопользования для сбалансированного развития региона»

1

Урок изучения нового материала

56

Хозяйство Западной Сибири

Прак. раб.№11

«Составление харк-ки нефтяного или газового комплекса региона»

1

Практикум

Восточная Сибирь

57

Состав, географическое положение и особенности природы Восточной Сибири

1

Урок актуализации знаний

и умений

58

Население  и хозяйство Восточной  Сибири

1

Урок изучения нового материала

59

Хозяйство Восточной  Сибири

Прак. раб №12Составление хар-тики Норильского промышленного

узла ГП, природные условия и

ресурсы, набор производств и

их взаим-связь»

1

Практикум

Южная Сибирь

60

Состав, географическое положение и особенности природы  Южной

Сибири

1

Урок актуализации знаний и умений

61

Хозяйственное освоение и население Южной Сибири

1

Практикум

62

Хозяйство Южной Сибири

1

Исследование

Дальний Восток

63

Состав, географическое положение и особенности природы Дальнего Востока

1

Урок изучения нового

материала

64

Хозяйственное освоение и население Дальнего Востока

1

Практикум

65

Хозяйство

Дальнего Востока

1

Урок актуализации знаний и умений

66

Итоговый урок  раздела «Азиатская Россия»

Контрольная работа №3

1

Исследование

РАЗДЕЛ 3. РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (5 часа)

67

Место России в мире

Прак. раб. № 13

Определение основных статей экспорта и импорта России, основных внешнеэкономических партнёров России»

1

Практикум

68

Повторение и обобщение

1

Урок обобщающего повторения

69

Повторение и обобщение

1

Урок обобщающего повторения

70

Итоговый урок по теме «Регионы

России»  

1

Урок обобщающего повторения

Итого:

70


Изменения в поурочно-тематическом планировании

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Требования  к уровню усвоения предмета:

Знать и показать:

 - предмет изучения географии Росси;

 - субъекты Российской Федерации;

 - пограничные государства;

 - особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;.

 - важнейшие природно-хозяйственные объекты страны, в том числе центры: промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические, районы нового освоения, старо-промышленные и депрессивные;

 - основные виды природных ресурсов и примеры их рационального т нерационального использования.

Определять:

 - параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

Объяснять:

 - роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны;

 - изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов, факторы и условия размещения предприятий;

 - особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;

 - объяснять причины географических явлений на основе применения понятий: «агломерация», «мегаполис», трудовые ресурсы», «топливно – энергетический баланс» и т.д.

Оценивать и прогнозировать:

- природно-ресурсный потенциал страны, региона;

 - экологическую ситуацию в стране;

 - изменение природных и социально-экономических объектов под воздействием природных и антропогенных факторов;

 - развитие и проблемы хозяйства районов страны, своего региона и своей местности

 Список литературы

Программы для общеобразовательных учреждений. Составители: Летягин А.А., Душина И.В., Пятунин В.Б., Таможняя Е.А. изд. «Вентана –Граф» 2007 г.

  1. Учебник «География России»  - 2 часть  «Хозяйство. Регионы»

автор Пятунин В.Б. и Таможняя Е.А. . Издательство «Вентана – Граф» - 2011 г.

  1. Сборник практических работ для 8-9 класса автор В.И.Сиротин издательство «Аркти».
  2. Рабочая тетрадь «Природа и население россии» автор И.В. Колесник. Издательство «Лицей» - 2006 г.
  3. Атлас «География России» издательство «Просвещение» 2008 г.
  4. Виртуальная школа «Кирилла и Мефодия» - «Уроки географии для 9 класса».  
  5. Тесты по географии к учеб. Пятунин В.Б. «Хозяйство. Регионы» изд. «Экзамен» - 2011г.
  6. Сборник заданий и упражнений по географии 8-9 класс изд. «Экзамен» 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....