Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе ФГОС основного общего образования, примерных программ по учебным предметам (География 5-9 классы.М.: Просвещение 2014), федерального перечня учебников, базисного учебного плана, рабочей программы по географии (М.: Дрофа, 2014).,УМП, Н.П. Петрушина, ООО "ВАКО", 2013г.

  Данная программа ориентирована на использование учебника И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина (М.: Дрофа, 2014)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska_geo_5.docx67.15 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 270 Красносельского района Санкт-Петербурга

РАССМОТРЕНО

на заседании МО  учителей _________________________

Протокол №______

от « 09 » июня 2015г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

______________________

«_____» июня 2015г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ № 270

Санкт-Петербурга

____________Е.В. Журавлева

«______» ___________ 2015г.

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

ГБОУ СОШ № 270

Санкт-Петербурга

Протокол № ____

от «____» августа 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии

класс

5 е

учитель

Малютина Татьяна

Геннадьевна

учебный год

2015-2016

Санкт-Петербург

2015

АННОТАЦИЯ

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе ФГОС основного общего образования, примерных программ по учебным предметам (География 5-9 классы.М.: Просвещение 2014), федерального перечня учебников, базисного учебного плана, рабочей программы по географии (М.: Дрофа, 2014).

  Данная программа ориентирована на использование учебника И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина (М.: Дрофа, 2014)

Рабочая программа по географии (базовый уровень) в 5 классе рассчитана на 34 часа в год (34 учебные недели) из расчета 1 ч в неделю согласно учебному плану и годовому календарному учебному графику.

Рабочая программа по географии для 5 класса включает следующие разделы:

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержание начального курса географии для 5 класса.
  3. Планируемые результаты обучения учебного предмета.
  4. Учебно-тематический план.
  5. Перечень оценочных практических работ.
  6. Учебно-методическое обеспечение по географии для 5 класса.
  7. Система оценивания
  8. Календарно-тематический план.

Информация о составителе: Учитель Малютина Татьяна Геннадьевна

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе ФГОС основного общего образования, примерных программ по учебным предметам (География 5-9 классы.М.: Просвещение 2014), федерального перечня учебников, базисного учебного плана, рабочей программы по географии (М.: Дрофа, 2014).

  Данная программа ориентирована на использование учебника И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина (М.: Дрофа, 2014)

Главная цель изучения предметной области «Общественно-научные предметы»

  • Формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям закрепленным в Конституции РФ;
  • Понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
  • Владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
  • Осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
  • Приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нем, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.

При изучении общественно-научных предметов задача развития и воспитания личности обучающихся является приоритетной.

Общая характеристика предмета

  «География. Начальный курс» - первый систематический курс новой школьной учебной дисциплины. При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследованию места проживания, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем освоении курса географии.

Цели обучения

    Курс «География. Начальный курс» призван систематизировать знания о природе и человеке, подготовить учащихся к изучению причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями.

  Целью курса является:

  • Формирование у учащихся целостных представлений о природе Земли как планеты, о неоднородности различных территорий на примере крупнейших стран и регионов Земли, своей Родины, своей местности;
  • Знакомство с географической картой;
  • Пробуждение интереса к естественным наукам;
  • Формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Задачи обучения

  • Знакомство с географией, формирование интереса к предмету;
  • Формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Содержание программы

 Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Биология. География. Химия. Физика. Экология.

География-наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география –       два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное плавание. Открытие Австралии европейцами. Открытие Антарктиды русскими.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран. Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета- Земля. Земля- планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли Ю.А. Гагарин.

Стороны горизонта. Горизонт . Стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Как возникла Земля. Гипотезы Ж.Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли.Состав и значение атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва- особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные:

  • Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознанному отношению к прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к само развитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре. Языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религиям, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  • Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  • Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;
  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать ( и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
  • Составлять (индивидуально ил в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно ( в том числе корректировать план);
  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
  • Выявлять причины и следствия простых явлений;
  • Осуществлять классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных)
  • Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и т.д);
  • Определять возможные источники необходимых сведений, проводить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом …)
  • В дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
  • Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
  • Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты (гипотезы, аксиомы, теории);
  • Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

Предметные результаты

  • Объяснять, для чего изучают географию;
  • Использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных и практико-ориентированных задач;
  • Анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
  • По результатам наблюдений ( в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;
  • Составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
  • Строить простые планы местности;
  • Моделировать простые географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;
  • Различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
  • Создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников географической информации, сопровождать выступление презентацией;
  • Описывать воздействие какого-либо процесса или явления на географические объекты;
  • Называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией) разного времени и периодов;
  • Описывать представления древних людей о Вселенной;
  • Называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;
  • Показывать по карте маршруты путешествий;
  • Называть и показывать планеты Солнечной системы;
  • Приводить примеры планет земной группы и планет-гигантов;
  • Описывать уникальные особенности Земли как планеты;
  • Находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
  • Работать с компасом;
  • Ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных признаков;
  • Называть и показывать по карте основные географические объекты;
  • Наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;
  • Приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
  • Объяснять особенности строения рельефа суши;
  • Описывать погоду своей местности;
  • Объяснять значение ключевых понятий.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения;
  • Сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;
  • Адаптации к условиям проживания на определенной территории;
  • Самостоятельному оцениванию уровня безопасности среды как сферы деятельности.

Технологии

Планируется использование следующих педагогических технологий в преподавании предмета: здоровьесберегающие, проблемного обучения, игровые, информационно-коммуникационные, развивающего обучения, проектные, дифференцированного обучения, составления алгоритма выполнения задания, развития навыков самопроверки и самоконтроля, конструирования (моделирования).

Формы контроля

Стартовый, промежуточный (2 раза в год), итоговый контроль в форме тестов, контрольных работ. Текущий контроль в форме самостоятельных, проверочных работ, тестов, опроса, работы с контурными картами.

Место предмета в учебном плане

Согласно учебному плану и годовому календарному учебному графику на изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часа в год

Учебно-тематический план

ТЕМА

Кол-во часов

Практические работы

РАЗДЕЛ 1. Что изучает география (5ч)

1

Мир, в котором мы живем

1

2

Науки о природе

1

3

География - наука о Земле

1

4

Методы географических исследований

1

5

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география»

1

РАЗДЕЛ 2. Как люди открывали Землю (5ч)

6

Географические открытия древности и Средневековья

1

№ 1.Важнейшие открытия древности и Средневековья.

7

Важнейшие географические открытия

1

№ 2. Важнейшие географические открытия.

8

Открытия русских путешественников

1

9

Открытия русских путешественников

1

10

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю»

1

РАЗДЕЛ 3. Земля во Вселенной (9ч)

11

Как древние люди представляли себе Вселенную

1

12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

1

13

Соседи Солнца

1

14

Планеты-гиганты и маленький Плутон

1

15

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

1

16

Мир звезд

1

17

Уникальная планета – Земля

1

18

Современные исследования космоса

1

19

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Земля во Вселенной»

1

РАЗДЕЛ 4. Виды изображений поверхности Земли(4ч)

20

Стороны горизонта

1

21

Ориентирование

1

№ 3.Ориентирование по компасу.

22

План местности и географическая карта

1

23

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

1

№ 4. Составление простейшего плана местности.

РАЗДЕЛ 5. Природа Земли (12ч)

24

Как возникла Земля

1

25

Внутреннее строение Земли

1

26

Землетрясения и вулканы

1

№ 5. Сейсмоактивные зоны Земли.

27

Путешествие по материкам

1

28

Вода на Земле

1

29

Вода на Земле

1

30

Воздушная одежда Земли

1

31

Живая оболочка Земли

1

32

Почва – особое природное тело

1

33

Человек и природа

1

34

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Природа Земли»

1

Всего

34

5

Перечень оценочных практических работ

РАЗДЕЛ 2. Как люди открывали Землю

Урок 6. Географические открытия древности и Средневековья

Практическая работа № 1.Важнейшие открытия древности и Средневековья.

Урок 7. Важнейшие географические открытия

Практическая работа № 2. Важнейшие географические открытия.

             РАЗДЕЛ 4. Виды изображений поверхности Земли

Урок 21. Ориентирование

Практическая работа № 3.Ориентирование по компасу.

Урок 23 Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

Практическая работа № 4. Составление простейшего плана местности.

РАЗДЕЛ 5. Природа Земли

Урок 26 Землетрясения и вулканы

Практическая работа № 5. Сейсмоактивные зоны Земли.

Учебное и учебно-методическое обеспечение

  • Печатные пособия:

1. Баринова И. И., Плешаков А. А., Сонин Н. И. География. Начальный курс. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2013.

2. Сонин Н. И., Курчина С. В. География. Начальный курс. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «География. Начальный курс. 5 кл.». — М., 2013.

3. Рабочие программы. География. 5—9 классы: учебно-методическое пособие / сост. С. В. Курчина. — М., 2014.

4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. — М., 2011.

5. Сиротин В. И. Изучение географии в 5—6 кл. в условиях перехода на новый стандарт // География и экология в школе XXI века. — 2012. — № 5.

6. Развитие познавательной самостоятельной деятельности учащихся при изучении географии / под ред. И. И. Бариновой, Т. П. Герасимовой. — М., 1983.

 7. Герасимова Т. П., Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии. 6 кл. — М., 1991.

8. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / под ред. Н. Е. Щурковой. — М., 1998. 9. Баринова И. И. Начальный курс географии. 5 кл.: рабочая тетрадь с комплектом контурных карт / И. И. Баринова, Т. А. Карташева, В. Г. Суслов. — М., 2012.

  • Информационно-коммуникативные средства
  • ТСО
  • Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
  • Натуральные объекты

Критерии оценки учебной деятельности по географии

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

Ответ самостоятельный;

Наличие неточностей в изложении географического материала;

Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

Понимание основных географических взаимосвязей;

Знание карты и умение ей пользоваться;

При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

Не делает выводов и обобщений.

Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

выполнил работу без ошибок и недочетов;

допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

не более двух грубых ошибок;

или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

или не более двух-трех негрубых ошибок;

или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

не приступал к выполнению работы;

или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Отметка «1» - полное неумение использовать карту и источники знаний.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.

2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.

3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.

4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко.                                                                          

 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы .

  6. Не забудьте подписать работу внизу карты!

Помните: работать в контурных картах фломастерами нельзя.


Календарно-тематическое планирование география 5 класс

№ урока

Раздел, Тема урока, Практические работы

Тип урока

Технологии

Решаемые проблемы

Виды деятельности (элементы содержания, контроль)

Планируемые результаты

Дата

Прим.

Предметные

Метапредметные

Личностные УУД

1

Что изучает география (5ч) Мир, в котором мы живем

Вводный урок

Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные

Для чего нужно изучать географию? Какая существует взаимосвязь между живой и неживой природой?

Беседа с использованием различных источников информации: учебника, электронного приложения, знакомство с учебником, атласом, рабочей тетрадью

Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля

Коммуникативные: продолжить обучение в эвристической беседе.

Регулятивные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель.

Познавательные: уметь объяснять особенности планеты Земля

Развитие личностной рефлексии, толерантности

2

Науки о природе

Урок общеметодической направленности

Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные (использование электронного приложения), проблемного обучения

Почему природу изучают различные науки?

Демонстрация физического химического опытов, работа с текстом учебника, составление схемы «Естеественныенауки»

Научиться объяснять значение понятий тело и вещество

Коммуникативные: уметь отображать информацию в графической форме

Регулятивные: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: уметь выделять сходство естественных наук

Формирование мотивации в изучении наук о природе

3

География – наука о Земле

Урок общеметодической направленности

Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные (использование электронного приложения), развитие навыков работы в парах

Чем различаются два раздела географии?

Работа в тетради (выделение признаков двух частей географии)

Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками; объяснять, для чего изучают географию

Коммуникативные: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение)

Регулятивные: формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ.

Познавательные: уметь выявлять различия двух частей географии

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

4

Методы географических исследований

Урок «открытия» нового знания

Здоровьесбережения,образовательные

Что отражают фенологические явления? Что называют «вторым языком» географии?

Работа с текстом учебника, чтение и анализ карт атласа «Методы географических исследований»

Научиться находить на иллюстрациях и описывать способы современных географических исследований и применяемые для этого приборы

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа

Регулятивные: применять методы информационного поиска

Познавательные: показывать ценность географической информации для человечества

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

5

Контрольное тестирование по разделу «Что изучает география»

Урок обобщающего контроля

Здоровьесбережения, игровые, проблемного обучения, развития навыков самопроверки и самоконтроля

Какие признаки характеризуют понятие география?

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу (выполнение тестовых заданий, проведение игры «Без географии мы никак!»

Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира

Коммуникативные:организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Регулятивные:уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы

Познавательные: уметь объяснять роль географии в изучении Земли

Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности

6

Как люди открывали Землю (5ч)Географические открытия древности и Средневековья

Практическая работа №1 «Важнейшие открытия древности и Средневековья»

Урок общеметодической направленности

Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, развивающего обучения

Где проходили маршруты путешественников древности и Средневековья?

Работа с текстом учебника, контурной картой (маршруты путешествий Пифея, Васко да Гамы)

Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло

Коммуникативные: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения

Регулятивные:применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника)

Познавательные:уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества

Формирование целостного мировоззрения

7

Важнейшие географические открытия

Практическая работа № 2.«Важнейшие географические открытия».

Урок «открытия» нового знания

Здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, образовательные, составление алгоритма выполнения задания

Какое значение имели Великие географические открытия для человечества?

Работа с текстом учебника и тетрадью (заполнение таблицы «Великие географические открытия»), анализ презентации из элект. прил.

Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий

Коммуникативные: добывать недостающую информацию в эл.прил.

Регулятивные: самостоятельно анализировать презентацию в эл. прил.

Познавательные:выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

8

Открытия русских путешественников

Урок «открытия» нового знания

Здоровьесбережения, образовательные, проектные

Как открывали и осваивали Север новгородцы и поморы?

Самостоятельное составление презентации «Хождение за три моря»

Научиться составлять презентацию о великих путешественниках

Коммуникативные:систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности

Познавательные:объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России

9

Открытия русских путешественников

Урок «открытия» нового знания

Здоровьесбережения, образовательные, проектные, развития аналитических навыков

Как русские осваивали Сибирь?

Работа с эл.прил. (анализ презентации), работа с контурной картой (маршруты путешествий русских первоотрывателей)

Научиться самостоятельно составлять презентацию по опережающему заданию о великих русских путешественниках

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношению и эффективно сотрудничать

Регулятивные: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач

Познавательные: объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России

10

Обобщение по разделу «Как люди открывали Землю»

Урок рефлексии

Здоровьесбережения, образовательные, проектные

Практическая отработка знаний по разделу «Как люди открывали Землю»

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю» (анализ презентации «Десять великих путешественников», выполнение тестовых заданий)

Научиться находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы

Регулятивные: применять методы информационного поиска

Познавательные:уметь объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России

11

Земля во Вселенной  (9ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную

Урок общеметодической направленности

Здоровьесбережения, прдуктивного чтения, информационно-коммуникационные

Чем отличались представления древних людей о Вселенной?

Работа с текстом учебника

Научиться читать и понимать текст

Коммуникативные:формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

Познавательные: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной

Формирование навыков организации своей деятельности в группе

12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней

Урок общеметодической направленности

Здоровьесбережения, продуктивного чтения, информационно-коммуникационные

Чем отличались представления ученых о Вселенной?

Работа с текстом учебника

Научиться читать и понимать текст

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

Познавательные: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной

Формирование навыков организации своей деятельности в группе

13

Соседи Солнца

Урок общеметодической направленности

Здоровьесбережения, прдуктивного чтения

Какие планеты относятся к планетам земной группы?

Работа с текстом учебника и эл.прил.

Научиться составлять характеристику планет по плану

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

Познавательные: объяснять главное отличие Земли от других планет

Формирование познавательного интереса к предмету изучения

14

Планеты –гиганты и маленький Плутон

Урок «открытия» нового знания

Здоровьесбережения, творческого развития, информационно-коммуникационные

Что общего у всех планет-гигантов?

Работа в тетради (заполнение схемы «Планеты земной группы и планеты –гиганты»)

Научиться выделять признаки планет

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

Познавательные:установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя

15

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Урок «открытия» нового знания

Здоровьесбережения, продуктивного чтения, информационно-коммуникационные

Какие малые небесные тела существуют во Вселенной?

Работа с иллюстрациями учебника, с эл.прил. (составление вопросов к учебному фильму)

Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, эл.прил. «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.»

Коммуникативные: организовывать и планировать учебноесотрудничество с учителем и одноклассниками

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

Познавательные: объяснять особенности различия небесных тел

Формирование мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

16

Мир звезд

Урок «открытия» нового знания

Здоровьесбережения, продуктивного чтения, информационно-коммуникационные

Чем звезды отличаются от планет?

Анализ текста и иллюстраций учебника, работа с эл.прил.

Научиться находить на звездном небе созвездия

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

Познавательные:самостоятельно выделять созвездия на определенных участках звездного неба

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

17

Уникальная планета – Земля

Урок «открытия» нового знания

Здоровьесбережения, продуктивного чтения, информационно-коммуникационные, индивидуально-личностного обучения

В чем уникальность планеты Земля?

Работа с текстом учебника и прибором для демонстрации

Научиться моде движение Земли с помощью прибора теллуриялировать

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

Познавательные: выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле

Формирование устойчивой мотивации к обучению в группе

18

Современные исследования космоса

Урок общеметодической направленности

Здоровьесбережения, продуктивного чтения, информационно-коммуникационные

Какова роль России в освоении космоса?

Работа в парах (вопрос-ответ), составление презентации «Современные исследователи космоса»

Научиться составлять презентацию о космонатах

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

Познавательные: изучить важнейшие события в освоении космоса

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России

19

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной»

Урок развивающего контроля

Здоровьесбережения, продуктивного чтения, информационно-коммуникационные, обобщения и систематизации знаний

Как научиться выявлять проблемные зоны в изучении раздела «Земля во Вселенной»

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Земля во Вселенной» (выполнение тестовых заданий, географический диктант)

Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

Познавательные: устанавливать «космический адрес» и строение Солнечной системы по картам атласа

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

20

Виды изображений поверхности Земли (4ч)

Стороны горизонта

Урок «открытия» нового знания

Здоровьесбережения, продуктивного чтения, информационно-коммуникационные

Что такое стороны горизонта?

Работа с текстом учебника, групповая работа (по алгоритму определять свое местоположение), работа с тетрадью (определение сторон горизонта)

Научиться определять стороны горизонта

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затрудненй в обучении через включение в новые виды деятельности

Познавательные:находить основные и промежуточные стороны горизонта

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

21

Ориентирование

Практическая работа № 3.«Ориентирование по компасу».

Урок практикум

Здоровьесбережения, продуктивного чтения, информационно-коммуникационные, проблемного обучения

Что такое азимут?

Групповая работа с компасом (ориентирование в пространстве)

Научиться ориентироваться в пространстве по местным признакам и компасу

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность)

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Познавательные: формулировать алгоритм работы с компасом

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

22

План местности и географическая карта

Урок практических работ

Здоровьесбережения, игровые, информационно-коммуникационные, развития навыков работы в парах

Зачем нужны планы местности и географические карты?

Работа с географической картой (отработка условных знаков плана), работа в парах (ориентирование по плану и карте)

Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

Познавательные: сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков

Формирование навыков работы при консультативной помощи учителя

23

Обобщение знаний по разделу     «Виды изображений поверхности Земли»

Практическая работа № 4.«Составление простейшего плана местности».

Урок развивающего контроля

Здоровьесбережения, проектные, информационно-коммуникационные, развития навыков самопроверки и самокоррекции

Как научиться выявлять проблемные зоны в изучении раздела «Виды изображений поверхности Земли»?

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Виды изображений поверхности Земли» (самостоятельное построение плана пришкольного участка)

Научиться строить план пришкольного участка методом полярной съемки местности

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Регулятивные:осознавать себя как движущую силу своего научения, свою способность к преодолению препятствий

Познавательные: составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя

24

Природа Земли (12ч)

Как возникла Земля?

Урок «открытия» нового знания

Здоровьесбережения, продуктивного чтения, информационно-коммуникационные

Чем отличаются гипотезы средневековых и современных ученых?

Работа с текстом учебника (выделение опорных слов в тексте), самостоятельная работа при консультативной помощи учителя, составление вопросов к презентации «Как возникла Земля»

Научиться выделять главные (опорные) слова в тексте

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

Познавательные:выделять различия в гипотезах возникновения Земли

Формирование устойчивой мотивации  к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

25

Внутреннее строение Земли

Урок общеметодическойнаправленности

Здоровьесбережения, продуктивного чтения, информационно-коммуникационные, развитие исследовательских навыков

Каково внутреннее строение Земли?

Анализ текста и иллюстраций учебника (по алгоритму определять горные породы и минералы), самостоятельное определение ключевых понятий урока

Научиться устанавливать связь между строением Земли  и горными породами

Коммуникативные:устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные: уметь характеризовать внутренне строение Земли, особенности ее оболочек

Формирование устойчивой мотивации  к исследовательской деятельности, конструированию

26

Землетрясения и вулканы

Практическая работа № 5.«Сейсмоактивные зоны Земли»

Урок общеметодической направленности

Здоровьесбережения, продуктивного чтения, информационно-коммуникационные

Где и почему возникают землетрясения и вулканы?

Работа с текстом учебника (выделение признаков вулканов), индивидуальная работа с контурной картой

Научиться обозначать объекты на контурной карте

Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

Познавательные: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности

27

Путешествие по материкам

Урок общеметодической направленности

Здоровьесбережения, продуктивного чтения, информационно-коммуникационные

Сколько континентов на Земле?

Составление образного рассказа о природе материков, самостоятельное проектирование способов подготовки презентации

Научиться различать материки по контурам и особенностям природы

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

Познавательные: уметь характеризовать природу шести материков Земли

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помои учителя

28

Вода на Земле

Урок общеметодической направленности

Здоровьесбережения, продуктивного чтения, информационно-коммуникационные

Что такое гидросфера?

индивидуальная работа с контурной картой при консультативной помощи учителя, работа в парах (составление схемы «Воды Земли» с использованием эл.прил.)

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов

Формирование устойчивой мотивации  к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

29

Вода на Земле

Урок «открытия» нового знания

Здоровьесбережения, продуктивного чтения, информационно-коммуникационные, игровые, развития творческих способностей

Какое значение имеют воды суши для жизни на Земле?

индивидуальная работа с контурной картой при консультативной помощи учителя, работа в парах (составление схемы «Воды суши» с использованием эл.прил.)

Научиться называть признаки изучаемых понятий

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

Познавательные:

Формирование устойчивой мотивации  к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

30

Воздушная одежда Земли

Урок «открытия» нового знания

Здоровьесбережения, продуктивного чтения, информационно-коммуникационные

Какова роль атмосферы на нашей планете?

Работа с текстом учебника (определение ключевых понятий урока), работа с эл.прил.

Научиться извлекать информацию из эл.прил. «Воздушная одежда Земли»

Коммуникативные:

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

Познавательные: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды»

Формирование устойчивой мотивации  к исследовательской деятельности

31

Живая оболочка Земли

Урок «открытия» нового знания

Здоровьесбережения, продуктивного чтения, информационно-коммуникационные, индивидуальноличностного обучения

В чем отличие биосферы от других оболочек?

Анализ текста учебника (определение ключевых понятий урока), работа в тетради

Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

Познавательные:

Уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере

Формирование устойчивой мотивации  к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

32

Почва – особое природное тело

Урок «открытия» нового знания

Здоровьесбережения, продуктивного чтения, информационно-коммуникационные, развития аналитических навыков

Каково основное свойство почвы?

Работа с образцами почв (анализ образцов почв, сравнение профиля подзолистой почвы и чернозема)

Научиться определять тип почв по натуральным образцам

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию

Познавательные: уметь объяснять, что почва – особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных

Формирование устойчивой мотивации  к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

33

Человек и природа

Урок развивающего контроля

Здоровьесбережения, продуктивного чтения, информационно-коммуникационные

Как сохранить природу?

Анализ текста учебника, работа с эл.прил. и тетрадью (заполнение таблицы «Влияние человека на природу»)

Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной групповой работы

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества

Познавательные:уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности

34

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли»

Урок обобщающего контроля

Здоровьесбережения, продуктивного чтения, информационно-коммуникационные, игровые

Как научиться определять проблемные зоны в изучении раздела «Природа Земли»?

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Природа Земли» (выполнение тестовых заданий, или географический диктант)

Научиться самодиагностике

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры

Регулятивные: применять методы информационного поиска

Познавательные:

Определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности

Формирование навыков самоанализа и самокоррекции учебной деятельности в индивидуальной и коллективной учебной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...