тематическое планирование по географии 8 класс
календарно-тематическое планирование по географии (8 класс) на тему

Тадырова Айару Алексеевна

тематическое планирование составлено по учебнику Бариновой И.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_gotovyy_tematicheskiy_plan.docx45.2 КБ

Предварительный просмотр:

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 КЛАСС

(70 ЧАСОВ)

Учебник: И.И. Баринова «География. Природа России» - М., Дрофа, 2010г.

Тема урока

Тип и форма урока

Основные требования к уровню подготовки обучающихся

Географические понятия

Формы контроля, измерителя

Практические работы

Оборудование

Домаш-нее задание

1

2

4

5

6

7

8

9

10

1

Введение. Что изучают в курсе «природа России»

Урок изучения нового материала

Уметь: использовать различные источники географической информации

Родина, родная земля, малая родина.

Фронтальный опрос

Пространство России (7 часов)

2

Географическое положение России

практикум

 Уметь показывать и называть факторы, определяющие географическое положение России; показывать на карте крайние точки России; показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; определять разницу во времени на карте часовых поясов, проводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать на карте субъекты России; обосновывать необходимость географических знаний на современном этапе

Мысы: Флигели, Дежнева, Челюскин, о. Ратманова, Балтийская коса, г. Базардюзю, Российский сектор Арктики.

Тематический контроль в разных формах: зачет, географический диктант, решение задач на поясное время

Характеристика географического положения России

На контурную карту нанести границы России и сопредельных государств, отметить крайние точки, моря, омывающие берега нашей Родины

Учебник, атлас

3

Моря, омывающие территорию России

практикум

Окраинные моря, внутренние моря, навигация, акватория, миль, Северный морской путь, Кислогубская ПЭС.

4

Как осваивали и изучали территорию России

семинар

Поморы, «каменный пояс», С.И.Дежнев, В.В. Прончишев, С.И. Челюскин, И.Д. Черский, Ермак, шибур, С.В. Обручев, П.А. Кропоткин, Н.М. Пржевальский, Мангазея, Кучум, М.В. Ломолносов, Курбат Иванов, И.Ю. Москвитин, В. Атласов, В. Беринг, Д. и Х. Лаптевы, О. Шмидт, В. Воронин

5

семинар

6

Россия на карте часовых поясов

Урок изучения нового материала

Местное время, поясное время, декретное время, летнее время, гринвичский меридиан, линия перемены дат

Определение поясного времени для различных пунктов России

Учебник, атлас, карта часовых поясов

7

Практическая работа

практикум

Карточки, карта часовых поясов

8

Итоговый урок по теме «Пространство России»

Урок систематизации и обобщения знаний

Тестирование, работа по заполнению контурных карт

Тесты

Раздел I. Особенности природы и природные ресурсы (22 часов)

Рельеф и недра России (5 часов)

9

Особенности рельефа России

Урок изучения нового материала

Уметь: читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на контурную карту;

Определять как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений; называть меры безопасности при стихийных явлениях; объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей; показывать месторождения полезных ископаемых, приводить примеры исследования полезных ископаемых; влияние разработки месторождений на природную среду; оценивать значимость полезных ископаемых на развитие хозяйства, оценивать условия добычи

«каркас природы», рельеф, Эльбрус, Прикаспийская низменность, Русская равнина, Западно – Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье

Тестовая самостоятельная работа

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождения полезных ископаемых от строения земной коры

Учебник, атлас

10

Геологическое строение территории  нашей страны

Урок изучения нового материала

Литосферные плиты, платформа, складчатые пояса, геологическая эра, геологическое летоисчисление, геология, геотектоника, палеонтология, минералогия, петрография,  геохронологическая таблица, тектоническая карта, трапы, щит, осадочный чехол

Учебник, атлас, геохронологическая таблица

11

Минеральные ресурсы России

практикум

Полезные ископаемые, месторождение, бассейны, КМА

Учебник, атлас, карта минеральных ресурсов

12

Развитие форм рельефа

практикум

Эндогенные процессы, экзогенные процессы, оледенение, эоловый рельеф, морена, овраг, балка, камы, озы, «бараньи лбы», карьер, террикон, землетрясение, извержение вулкана, обвалы, оползни, лавины, грязе – каменные потоки, сель.

Учебник, атлас, схема формы рельефа

13

Итоговый урок по теме «Рельеф и недра России»

Урок систематизации и обобщения знаний

Тестирование, работа по заполнению контурных карт

тесты

Климат и климатические ресурсы (5 часов)

14

От чего зависит климат нашей страны

Урок изучения нового материала

Знать: закономерности распределения суммарной солнечной радиации.

Уметь: приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения пог8оды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и переменных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей

Климатообразующие факторы, солнечная радиация, суммарная радиация, трансформация, атмосферные фронты, циклон, антициклон

Фронтальный устный опрос

Учебник, атлас, климатическая карта

15

Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны

практикум

Анализ карты, фронтальный устный опрос

Определение по картам закономерностей распределения солнечной, радиационного баланса, выявление особенностей распределения температур января и июля, годового количества осадков на территории России.

Учебник, атлас, климатическая карта

16

Типы климата России

исследование

Коэффициент увлажнения, испарение, испаряемость, арктический климат, субарктический, умеренно континентальный, континентальный, резкоконтинентальный, муссонный, инверсия

Индивидуальный устный опрос, фронтальный письменный опрос

Учебник, атлас, климатическая карта

17

Зависимость человека от климатических условий

практикум

Агроклиматические ресурсы, засухи, суховеи, заморозки, пыльные бури, ураганы

Индивидуальный, дифференцированный опрос

Учебник, атлас

18

Итоговый урок по теме «Климат и климатические ресурсы»

Урок систематизации и обобщения знаний

тестирование

Тестирование, работа по заполнению контурных карт

Тест, контурная карта

Внутренние воды и водные ресурсы (4 часа)

19

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

Урок изучения нового материала

Уметь: показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах; приводить примеры использования реки в хозяйственных целях; показывать на карте озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеческой деятельности; давать характеристику крупных озер страны и республики: показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ

Уклон реки, падение реки, межень, паводок, годовой сток, наводнение

Фронтальный устный опрос

Характеристика реки с точки зрения ее хозяйственного использования

Учебник, атлас

20

Озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота

практикум

Каспийское озеро, Байкал, Эльтон, Баскунчак, верховодка, многолетняя мерзлота

Анализ карт, фронтальный устный опрос

21

Водные ресурсы. Охрана вод

практикум

Водные ресурсы, водный кадастр, цунами, ливни, наледи, гололед

Индивидуальный устный опрос, фронтальный письменный опрос

Сравнительная оценка обеспеченности водными ресурсами двух регионов России

Учебник, атлас

22

Итоговый урок по теме «Внутренние воды и водные ресурсы»

Урок систематизации и обобщения знаний

Тестирование, дифференцированное индивидуальное задание, работа по заполнению контурных карт

Тестирование, работа по заполнению контурных карт

Тест, контурная карта

Почва и почвенные ресурсы (4 часа)

23

Образование почв и их разнообразие

Урок изучения нового материала

Уметь: объяснять понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья; называть факторы почвообразования; называть свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного использования; объяснять необходимость охраны почв, рационального использования земель

Почва, почвенный профиль, гумус

Фронтальный устный опрос

Характеристика почв по карте, анализ факторов и условий почвообразования

Учебник, атлас, почвенная карта

24

Закономерности распространения почв

практикум

Тундро-глеевая, подзолистые, дерново-подзолистые, серые лесные почвы, черноземы, каштановые, бурые, серо – бурые

Фронтальный устный опрос, анализ карт

Учебник, атлас

25

Почвенные ресурсы

Конференция

В.В. Докучаев, эрозия, мелиорация,

Индивидуальный устный опрос, фронтальный письменный опрос

Учебник, атлас

26

Практическая работа

практикум

Выявление условий почвообразования основных типов почв (количества тепла, влаги, рельеф, растительность). Оценка их плодородья.

Учебник, атлас

Растительность и животный мир (4 часа)

27

Растительный и животный мир

Урок изучения нового материала

Уметь: приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использование безлесных пространств человеком; перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; прогнозировать последствия уничтожения болот; объяснять значение животного мира в жизни человека

Флора, фауна

Индивидуальный устный опрос

Составление прогноза изменений растительного и животного мира при изменении других компонентов природного комплекса

Учебник, атлас

28

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира

исследование

Заповедники, заказник, национальный парк, ЮНЕСКО, Красная Книга

Фронтальный устный опрос

Определение роли особоохраняемых природных территорий в сохранении природы России.

Учебник, атлас, зоогеографическая карта

29

Природно – ресурсный потенциал России

практикум

Природные условия, природные ресурсы, рекреационные ресурсы,  

анализ карт

Учебник, атлас

30

Итоговый урок по теме «Растительный и животный мир»

Урок систематизации и обобщения знаний

Раздел II. Природные комплексы России (25 часов)

Природное районирование (7 часов)

31

Разнообразие ПК России. Природное районирование

Урок изучения нового материала

Уметь: описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах

Ландшафтоведение, фация, региональный природный комплекс, природная зона, область, географическая оболочка, природно – территориальный комплекс

Индивидуальный устный опрос

Выявление зависимости между компонентом природы на примере одной из природных зон

Учебник, атлас

32

Моря, как крупные ПК

практикум

Л.С. Берг

Фронтальный устный опрос

Учебник, атлас

33

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра

Урок актуализации знаний и умений

Природная зональность, А. Гумбольт, арктическая пустыня, тундра, тундро-глеевая почва, песец

Фронтальный устный опрос, анализ карт

Учебник, атлас, карта природных зон

34

Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса

Урок актуализации знаний и умений

Тайга, подзолистая почва, дерново – подзолистая почва

Индивидуальный устный опрос, фронтальный письменный опрос

Учебник, атлас, карта природных зон

35

Безлесные зоны на юге России: степи, пустыни и полупустыни

Урок актуализации знаний и умений

Степь, пустыня, чернозем

Фронтальный устный опрос, анализ карт

Учебник, атлас, карта природных зон

36

Высотная поясность

исследование

Высотная поясность, эфемеры, солончаки, солонцы

Индивидуальный устный опрос

Учебник, атлас

37

Практическая работа

практикум

Объяснение принципов выделения крупных природных регионов на территории нашей страны.

Учебник, атлас

Природа регионов России (18 часов)

38

Русская (Восточно – Европейская) равнина. Географическое положение и особенности природы

Урок изучения нового материала

Уметь: определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов, объектов; объяснять зависимость природы объекта от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека

 Карелия, Соловецкие острова, Нева, Свирь, Ладожское озеро

Фронтальный устный опрос

Учебник, атлас, карта Русской равнины

39

ПК Русской равнины

семинар

Фронтальный устный опрос, анализ карт

Учебник, атлас

40

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины

практикум

КМА, Печорский бассейн, Хибины, Ферсман, рекреация, Золотое кольцо России

Учебник, атлас

41

Кавказ

путешествие

Лакколиты: Машук, Бештау, Эльбрус, Предкавказье

Фронтальный устный опрос, анализ карт

Учебник, атлас, карта Кавказа

42

ПК Северного Кавказа

практикум

Фен, бора, Терек, Кубань, города-курорты

Индивидуальный устный опрос

Учебник, атлас

43

Урал

Каменный пояс, Магнитогорск, Ильмень, Северный Урал, Южный, Средний, Полярный, Приполярный Урал, Предуралье, Зауралье

Индивидуальный устный опрос

Учебник, атлас, карта Урала

44

Своеобразие природы Урала

практикум

Фронтальный устный опрос

Учебник, атлас

45

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала

семинар

Фронтальный устный опрос, анализ карт

Учебник, атлас

46

Особенности природы Западно – Сибирской равнины

Урок изучения нового материала

Васюганье, Сибирские увалы, Обская губа, Обь

Индивидуальный устный опрос, фронтальный письменный опрос

Учебник, атлас, карта Западно – Сибирской равнины

47

 Природные ресурсы Задано – Сибирской равнины и условия их освоения

практикум

Уренгой, Ямбург, Кулунда

Фронтальный устный опрос, анализ карт

Учебник, атлас

48

Восточная Сибирь

Урок актуализации знаний и умений

Алтай, Саяны, Бырранга, котловины: Минуссинская, Кузнецкая, Тувинская, Прибайкалье, Забайкалье

Индивидуальный устный опрос

Учебник, атлас, карта Восточной Сибири

49

ПК Восточной Сибири

Урок актуализации знаний и умений

Таймыр, Якутия

Индивидуальный устный опрос

Учебник, атлас

50

Жемчужина Сибири – Байкал

Урок актуализации знаний и умений

Ольхон, Ангара, Селенга, нерпа, Сарма, Баргузин

Фронтальный устный опрос

Учебник, атлас

51

Природные ресурсы Восточной Сибири и проблема их освоения

Урок актуализации знаний и умений

Кимберлитовая трубка, наледи, молевой сплав, Ленский, Якутский, Тунгусский, Канско – Ачинский

Фронтальный устный опрос, анализ карт

Учебник, атлас

52

Дальний Восток

Урок актуализации знаний и умений

Берингово, Шелихово, Сахалин, Шантарские, Ключевская Сопка, Джугджур

Индивидуальный устный опрос, фронтальный письменный опрос

Учебник, атлас, карта Дальнего Востока

53

ПК Дальнего Востока

Урок актуализации знаний и умений

Вулканизм, Уссурийская тайга, Атласов, Крашенинников, гейзеры

Фронтальный устный опрос, анализ карт

Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России

Учебник, атлас

54

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

Исследование

Оз. Ханка, лотос, женьшень, соя

Индивидуальный устный опрос

Учебник, атлас

55

Итоговый урок по теме «Природа регионов России»

Урок систематизации и обобщения знаний

Тестирование, работа по заполнению контурных карт

Составление карты «Природные уникумы России»

Республика Алтай (9 часов)

56

Территория, граница, географическое положение Республики Алтай

Урок изучения нового материала

Знать: где встречаются допалеозойские, палеозойские, мезозойские и четвертичные отложения на территории РА

умет: по физико – географической, геологической, тектонической картам, устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых

Ойротская а.о., Улалу, Горно – Алтайская а.о.

Индивидуальный устный опрос, фронтальный письменный опрос

Учебник, атлас, карта Республики Алтай

57

Рельеф, геологическое строение, полезные ископаемые РА

Алтай, Белуха, горные степи, палеозойская складчатость, мрамор, Ороктой

Индивидуальный устный опрос

Учебник, атлас

58

Климатические особенности РА

Знать: понятия: суммарная радиация, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения, факторы, определяющие особенности климата РА; климатические ресурсы республики и их влияние на жизнь и хозяйственную деятельность людей

Уметь: пользоваться климатической картой для оценки условий жизни населения; определить климатические условия и агроклиматические ресурсы территории; определить суммарную радиацию; среднюю, максимальную, минимальную температуру; годовое количество осадков и испаряемость

Яйлю, Бертек, Уландрыц, Чуйская степь

Фронтальный устный опрос

Сравнение погоды Западной Сибири и Республики Алтай по плану

Учебник, атлас

59

Внутренние воды РА

Знать: гидрологические характеристики Катуни, Чулышмана, Бии; озер: Телецкого, Джулукуль, Кучерлинских, Аккемского, Манжерокского; водные ресурсы территории ремпублики, охрана и восстановление

Уметь: оценивать водные ресурсы республики и составлять развернутую характеристику реки, используя различные источники информации

Катунь, Бия, Чуя, Чоя, Аргут, Лебедь

Учебник, атлас

60

Природные зоны РА

Знать: понятие «природный комплекс» и сущность физико – географического (природного) районирования; распределение многолетней мерзлоты, основных типов почв, растительного и животного мира; экологическую обстановку в республике и своей местности.

Уметь: на конкретных примерах показать взаимосвязь между природными компонентами в природной зоне; сопряжено анализировать почвенную карту и карту растительности в целях возможного направления их использования; оценивать почвенные (земельные) ресурсы территории  

Тайга, тундра, субальпийские луга

Фронтальный устный опрос, анализ карты

Учебник, атлас

61

Проблема охраны и преобразования природы

Знать: роль географической науки в организации рационального природопользования, охраны и преобразования окружающей среды

Уметь: выполнять правила природоохранного поведения и обучать учащихся младших классов; анализировать картографический и статистический материал о природных ресурсах и делать выводы

Алтайский, Катунский заповедники, заказник, Красная книга РА

Индивидуальный устный опрос

Учебник, атлас

 62

По замечательным местам Горного Алтая

Укок, Пазырык, Калбак-Таш, Алтын Кол, Белуха, Уч – Эмнек

Составление туристического маршрута

Учебник, атлас

63

Исследователи Алтая

Ядринцев, Потанин, Троновы, Геблер, Шишков

Индивидуальный устный опрос

Учебник, атлас

64

Итоговый урок по теме «Республика Алтай»

Урок систематизации и обобщения знаний

Раздел III. Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы (7 часов)

65

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

Урок изучения нового материала

Знать: законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране.

Уметь: объяснять значение природы в жизни и деятельности человека; роль географической науки в рациональном природопользовании; составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России; уметь выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы

Экстремальные условия, стихийные природные явления, медицинская география,  благоприятные условия,  

Индивидуальный устный опрос

Характеристика взаимодействия природы и общества на примере одного из регионов

Учебник, атлас

66

Воздействие человека на природу

семинар

Парки, поля, огороды, карьеры, водохранилища

Фронтальный устный опрос, анализ карт

Учебник, атлас

67

Рациональное природопользование

практикум

Рациональное природопользование, охрана природы, прогноз, рекультивация

Фронтальный устный опрос, анализ карт

Учебник, атлас

68

Экологическая ситуация в России

исследование

Мониторинг, смог, радиоактивность, окись углерода, озоновые дыры

Фронтальный устный опрос, анализ карт, фронтальный письменный опрос

Характеристика экологического состояния одного из регионов России.

Учебник, атлас

69

Итоговый урок по теме «Рациональное природопользование»

практикум

Групповая работа, исследования по картам, работа по заполнению контурных карт, составление таблицы по результатам сравнения карт

70

Повторительно – обощительный урок по курсу

Урок систематизации и обобщения знаний

тестирование

Учебник, атлас

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.

Календарно-тематическое планирование составлено Украйченко Александром Анатольевичем по географии России (9 класс). Учебник "География России: хозяйство и географические районы" под редакцией А.И. Але...

Календарно-тематическое планирование по географии 5 класс. Автор - учитель географии МБОУ лицея №57 Украйченко А.А.

Предлагаю Вашему вниманию календарно-тематическое планирование по географии для 5 класса (ФГОС) - 1 час в неделю. Учебник О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким. "Дрофа" 2012 г. В этом году будет про...

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Курс "География.Россия"

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс. Курс "География.Россия". УМК "Полярная звезда"...

календарно-тематическое планирование по географии в коррекционной школе 8 вида по географии в 6 классе

Календарно-тематическое планирование по географии на 1 полугодие в коррекционной школе 8 вида 6 класс...

Календарно-тематический планирование по географии в 6 классе по учебнику Дронова В.П., Савельевой Л.Е. География. Землеведение. (52 часа)

Календарно-тематический планирование по географии в 6 классе по учебнику Дронова В.П., Савельевой Л.Е. География. Землеведение. (52 часа) Программа по географии для 6-11 классов для общеобразов...

Календарно-тематическое планирование по географии 9 класс к учебнику "География:население и хозяйство России". А.И.Алексеев,В.В.Николина

Календарно-тематическое планирование 9 класс.Учебник: География:население и хозяйство России.9классс.А.И.Алексеев,В.В.Николина;Изд.»Просвещение»,2006Количество часов 68, 2 часа в неделю.Практических р...

ЭКОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКОВ ГЕОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ. 8 КЛАСС»)

Стремительное и нарастающее вмешательство человека в природные процессы обусловило реальную угрозу существованию окружающей нас среды. Для решения экологической проблемы использование только достижени...