Поурочные планы
учебно-методический материал по географии на тему

9, 10, 11 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktich._10-11_klass.doc74.5 КБ
Файл prakticheskie_dlya_9_klass.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Практические работы по географии для учащихся 10-11 классов

Кощина Елена Анатольевна

МОУ «Погореловская СОШ»

     

Пояснительная записка.

  Практическая работа учащихся на уроках географии - один из важнейших элементов приобретения знаний, умений, навыков. Она во многом зависит от мастерства учителя : найти главное, выделить его, дать анализ – составные части самостоятельной работы старшеклассников.

         Настоящее методическое пособие состоит из 12 практических работ по курсу «Экономическая и социальная география мира»  под редакцией В.П. Максаковского  для 10-11 классов. Каждая работа рассчитана  на 1 урок.

В условиях модернизации образования встает сложная проблема содержания образования по каждому учебному предмету. Не обошла эта проблема и географию. Каждый творческий учитель решает ее по  - своему.

Основываясь на дидактические принципы развития личностно - ориентированного обучения, представленный курс практических работ для 10-11 классов. Подразумевает не только передачу ученикам определенной системы знаний и умений, но и приобретение ими навыков самостоятельной добычи информации.

Целью данного методического пособия является:

  • усиление практической направленности уроков школьной географии в старшей школе
  • развитие у учащихся навыка самостоятельной работы с различными источниками знаний.

При разработке  пособия  учтен  собственный педагогический опыт.  Апробация  практических работ прошла в 2010-12 учебном году и дала положительные результаты в оценке качества знаний учащихся 10-11 классов.

Ценным считаю то, что на этих уроках ученики с большим удовольствием занимались практической исследовательской деятельностью, учились делать самостоятельно выводы, постигая  такую многогранную и увлекательную  науку как география.

Практическая работа № 1.

Тема: Оценка ресурсообеспеченности  отдельных стран мира (ТЭК).

№ п\п

Страна

Нефть, млрд. т

Газ, трлн. м3

Уголь, млрд. т

Р

З

Д

Р

З

Д

Р

З

Д

1

Россия

6,7

0,3

4,8

0,5

202

0,1

2

США

3,8

0,3

4,5

0,5

445

0,9

3

Канада

1,5

0,1

2,2

0,1

15

0,03

4

Китай

4,0

4,0

1,6

0,3

296

1

* Примечание .

З- запасы; Д- добыча; Р- ресурсообеспеченность.

1. Рассчитать Р стран мира , разделив количество  ЗАПАСОВ  на  количество ДОБЫЧИ.

2. Сделать вывод о ресурсообеспеченности  и развитии экономики страны.

Практическая работа №2.

Тема: Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира.

  1. Экономико-географическое положение страны.
  2. На основании данных атласа дай оценку минеральным ресурсам страны.
  3. На основании данных атласа дай оценку водным ресурсам страны.
  4. На основании данных атласа дай оценку лесным и земельным ресурсам страны.
  5. Сделай общий вывод о ресурсообеспеченности страны.

* Примечание.

1 вариант-США

2 вариант- Россия

3 вариант-Китай

Практическая работа № 3.

Тема: Характеристика политико- географического положения страны.

  1. Экономико- географическое положение страны.
  2. Оценка ресурсной базы экономики страны:
  • Минеральные ресурсы
  • Лесные ресурсы
  • Водные ресурсы
  • Земельные ресурсы.
  1. Дай характеристику отраслей специализации страны.
  2. Сделай анализ политической ситуации в данной стране.
  3. * На контурную карту нанеси « горячие точки» планеты (опережающее домашнее задание).

Практическая работа №4.

Тема: Составление систематизирующей таблицы «Государственный строй и основные формы административно –территориального устройства».

На основании материала учебника и данных атласа заполни следующую таблицу:

п\п

Форма правления

Форма административно- территориального правления

республика

Конституционная

монархия

Абсолютная монархия

Унитарное государство

Федеративное государство

Практическая работа №5.

Тема :Объяснение процессов воспроизводства населения в странах мира.

  1. Экономико-  географическое положение страны.
  2. Охарактеризовать процессы воспроизводства населения в данных странах.
  3. Объяснить причины различий и сходств  в процессах воспроизводствах.
  4. Сделать вывод о связи воспроизводства населения с экономическим развитием этих стран.

* Примечание.

1 вариант- Россия и Китай

2 вариант-Италия и Корея

3 вариант-Швеция и Малайзия

4 вариант-США и Вьетнам

Практическая работа №6.

Тема: Объяснение региональных и отраслевых различий в структуре занятости населения

стран мира.

  1. Указать тип воспроизводства в каждой стране, по атласу определить среднюю плотность населения.
  2. Указать различия в структуре занятости населения представленных стран , используя данные таблицы.
  3. Объяснить причины различия занятости населения.
  4. Сделать общий вывод.

* Примечание.

1 вариант-США и Индонезия

2 вариант-Китай и Нигерия

Занятость населения  (в%).

№ п\п

Страна

Аграрный сектор

Добыв. пром.

Обраб. пром.

Строитель

ство

торговля

Сфера услуг

1

США

8

4

5

17

19

47

2

Индонезия

54

3

2

5

11

25

3

Китай

7

12

56

6

11

8

4

Нигерия

42

4

6

3

26

19

Практическая работа №7.

Тема: Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран мира ( в виде таблицы)

Страна

Страна

ЭГП

ЭГП

Численность населения и районы с большей плотностью.

Численность населения и районы с большей плотностью.

Тип воспроизводства, есть ли прирост населения.

Тип воспроизводства, есть ли прирост населения.

Возрастной и половой состав населения.

Возрастной и половой состав населения.

Занятость населения, доля городского и сельского населения.

Занятость населения, доля городского и сельского населения.

Вывод об обеспеченности страны трудовыми ресурсами.

Вывод об обеспеченности страны трудовыми ресурсами.

 

* Примечание.

1 вариант- Канада и Алжир

2 вариант- Германия и ОАЭ.

Практическая работа №8.

Тема: Объяснение причин миграционных процессов .

  1. Установить направления миграционных потоков в пределах указанной территории.
  2. Показать на контурной карте стрелками направление миграционных потоков.
  3. Объяснить причины миграционных потоков.

* Примечание.

1 вариант-Европа

2 вариант -Северная Америка

3 вариант- Азиатское пространство.

Практическая работа № 9.

Тема: Характеристика центров мирового хозяйства.

  1. Проведи анализ условиям ( климатическими, географическими, природными), которые способствовали формированию этого экономического центра.
  2. Составь в виде круговой диаграммы структуру отраслей хозяйства  этого экономического центра и сделай общий вывод о преимущественном направлении.
  3. Перечисли основные статьи экспорта и импорта данного экономического центра.
  4. К каким международным группировкам относится этот экономический центр.

* Примечание.

1 вариант-Европа

2 вариант-Азия

Практическая работа №10.

Тема: Составление картосхемы « Региональные и отраслевые группировки стран мира».

  1. Нанеси на контурную карту страны данной группы, обозначив их определенным цветом.
  2. Заполни таблицу и сделай вывод о наличии одинаковых отраслей экономики:

№ п\п

Страна

Основные отрасли экономики

  1. Сформулируй основные причины формирования этих отраслей (ресурсы, население, транспорт).
  2. Сделай общий вывод о структуре экономики этой группы стран.

* Примечание.

1 вариант- страны доиндустриальной  экономики

2 вариант- страны индустриальной экономики

3 вариант- страны постидустриальной экономики

Практическая работа №11.

Тема :Составление картосхемы «Угольная промышленность мира»

  1. На контурной карте обозначить 10 стран- лидеров по добыче угля.
  2. Обозначить основные направления международных грузопотоков угля.
  3. Выделить регион мира, являющийся лидером по добыче угля.
  4. Выделить главные угледобывающие страны , не являющиеся экспортёрами угля.

Практическая работа №12.

Тема: Составление картосхемы «Металлургия мира».

  1. На контурной карте обозначить 10 стран- лидеров по добыче железной руды.
  2. Указать основные направления международных грузопотоков железной руды.
  3. Обозначить 10 стран- лидеров по производству стали.
  4. Отметить 5 стран-лидеров по производству первичного алюминия (методом кардиограммы).
  5. Выделить регион мира, являющийся лидером по добыче железной руды и производству стали.



Предварительный просмотр:

                                                       Практическая работа № 1

« Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства»( итоговая)

Цель работы: определить основные районы выращивания зерновых и технических культур, главные районы животноводства. Сделать вывод от каких причин зависит размещение основных отраслей сельского хозяйства.

Задания:

  1. Пользуясь картами атласа выделите основные районы выращивания зерновых и технических культур, основные районы животноводства.
  2. Результаты работы оформите в  виде таблицы:

Основные культуры и направления животноводства

Основные районы производства

Зерновые культуры:

- рожь

- пшеница

- кукуруза

- рис

Технические культуры:

-лен

- сахарная свекла

- подсолнечник

Оленеводство

Скотоводство:

- молочное

- молочно- мясное

- мясное

Свиноводство

Овцеводство

  1. Сделайте вывод: от каких причин зависит география основных отраслей сельского хозяйства.

Практическая работа №2

« Характеристика одного из угольных бассейнов» ( итоговая)

Цель: научиться давать характеристику угольного бассейна по картам атласа, статистическим материалам.

Оборудование: карта полезных ископаемых, таблицы учебника, текст учебника.

Бассейн        Доля подземной добычи, %        Средняя глубина добычи, м        Средняя мощность пласта, м        Калорийность

угля, тыс.кал/кг        Добыча, млн. т.        Запасы, млрд.т.

Кузнецкий        589        185        1,85        0,88        98        725

Печорский        100        298        1,53        0,8        22,7        214

Канско- Ачинский        -        -        100        0,47        32        601

1-й вариант- Печорский угольный бассейн

2-й вариант- Кузнецкий

Ход работы:

1. Географическое положение бассейна                        

 2. Способ добычи угля.

3. Глубина добычи.                                                          

  4. Мощность пластов.

5. Качество угля.                                                              

 6. Себестоимость добычи.

7. Величина добычи, запасы угля.                                  

 8. Потребители.

9. Проблемы бассейнов.                                                  

 10. Перспективы развития бассейна


Практическая работа №4

« Определение главных районов размещения отраслей  машиностроения»(обучающая)

Цель работы: определить главные районы размещения отраслей машиностроения, закрепить умения  добывать знания по картам атласа.

  Ход работы:

    На контурную карту России нанесите государственную границу России и границы её экономических районов и обозначьте:

  1. Основную зону расселения населения России  (треугольник  Санкт-Петербург - Ростов-на-Дону - Новосибирск);
  2. Главные центры электротехнической промышленности России: Александров, Биробиджан, Владикавказ, Воронеж, Казань, Москву, Нижний Новгород, Новосибирск, Кемерово, Пермь, Подольск, Самару, Санкт-Петербург, Томск, Уфу, Чебоксары;
  3. Важнейшие центры чёрной металлургии России: Волгоград, Екатеринбург, Комсомольск-на-Амуре, Липецк, Магнитогорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новотроицк, Старый Оскол, Тулу, Челябинск, Череповец, Электросталь;
  4. Крупнейшие центры тяжёлого машиностроения (Екатеринбург, Колпино, Комсомольск-на-Амуре, Новокузнецк, Орск, Черемхово, Электросталь);
  5. Сделайте вывод о размещении трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения.

Практическая работа №5

Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности.

Цель работы:составить схемы межотраслевых связей химической промышленности

Ход работы:

На основании текста учебника составьте  схему межотраслевых связей химической промышленности

Практическая работа №6

« Характеристика одной из транспортных магистралей России»

( итоговая)

Цель: научиться давать характеристику транспортной магистрали по картам атласа, статистическим материалам.

Оборудование: карта транспорта России.

1-й вариант- Транссибирская магистраль

2-й вариант- Байкало- Амурская магистраль

Ход работы:

1. Протяженность магистрали.

2. Направление магистрали.

3. Природные условия, в которых функционирует магистраль, влияние этих условий на эффективность работы магистрали.

4. Крупные транспортные узлы магистрали.

5. Состав и направление грузопотоков.

6.Перспективы развития магистрали.

Практическая работа № 7

« Внешние территориально- производственные связи Центральной России и Центрального района» ( оценочная)

Цель: научиться составлять на контурной карте внешние территориально- производственные связи Центральной России или Центрального района.

Оборудование: карта, текст учебника.

Вариант1- Центральная Россия

Вариант2- Центральный район

Ход работы:

1. Обозначить на контурной карте границы Центральной России или Центрального района.

2. Показать стрелками разного цвета, что получает Центральная Россия  или Центральный район  из других регионов страны и стран СНГ и что вывозит.

3. Сделайте вывод об особенностях внешних территориально- производственных связей Центральной России или Центрального района.

Практическая работа № 8

« Сравнение географического положения 2-х столиц: Москвы и Санкт- Петербурга ( итоговая).

Цель работы: сравнить географическое положение Москвы и Санкт- Петербурга, закрепить умения работать с картами атласа.

Выполнение практической работы:

  1. Сравнение ЭГП:
  1. положение окраинное, центральное;
  2. положение приморское, сухопутное;
  3. транспортное положение;
  4. положение на реке.
  1. Планировка города:
  1. радиально-кольцевая, прямоугольная;
  2. явный центр города;
  3. год основания;
  4. другое.

оитомршгншиогдтншп7иршПрактическая работа №  9

« Определение  проблем Северного Кавказа» ( оценочная)

Цель работы: определить проблемы Северного Кавказа на основе текста учебника, карт атласа.

  1. Заполнить таблицу:

Проблема

Причины

Пути решения

Водная

Экологическая

Азовского моря

Политическая

Терроризма

Портовых

 точек и морского

 транспорта

. Практическая работа № 10

Итоги программы социально-экономического развития Удмуртии

Цель работы:проанализировать брошюры «Итоги программы социально-экономического развития Удмуртии»

Проанализировать все направления программы социально-экономического развития Удмуртии по плану:

1.Отрасль

2.Общий прирост за рассматриваемый период в единицах

3.Общий прирост за рассматриваемый период в %

4.Вывод:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

поурочные планы по ОБЖ

подборка конспектов...

Поурочные планы по технологии (девочки) 6 класс

Планы составлены по программе СимоненкоВ.Д....

Поурочные планы по технологии (девочки) 7класс

Планы составлены по программе В.Д.Симоненко...

Поурочные планы по технологии (девочки) 8 класс

Планы составлены по программе В.Д.Симоненко...

Поурочные планы по технологии (девочки) 9класс

Планы составлены по программе В.Д.Симоненко...

поурочные планы

поурочное тематическое планирование 6 класс...

ПОУРОЧНЫЕ ПЛАНЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 10 КЛАССЕ К УЧЕБНИКУ А.И. Власенкова и Л.М. Рыбченковой

ПОУРОЧНЫЕ  ПЛАНЫ ПО  РУССКОМУ  ЯЗЫКУ В  10  КЛАССЕ К УЧЕБНИКУ А.И. Власенкова и Л.М.    Рыбченковой   ...