Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме "Масштаб и его виды"
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Сидорова Раиса Николаевна

Материал представляет собой технологическую карту урока географии в 5 классе (с учетом требований ФГОС) по теме "Масштаб и его виды".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии в 5 классе с учетом требований ФГОС.

Класс: 5

Тема урока и номер урока в теме: Масштаб и его виды. (урок№ 16 в разделе №3 «Географические модели Земли.»)

Базовый учебник: «География. Землеведение.5-6 классы», авторы: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева, М. Дрофа, 2014 г.

Цель урока: сформировать представление о масштабе и его обозначении на плане; сформировать понятие  о том,  как  используется план в практической деятельности человека.

 Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. овладение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования ,

Предметные: называть масштаб глобуса и карты; решать задачи по переводу одного вида масштаба в другой; определять расстояния по глобусу и карте;

 Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

12. Тип урока: комбинированный.

13. Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, в парах.

14. Техническое оборудование: мультимедиа, атласы, линейка.

Структура и ход урока.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Личностные результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаы

1

Организация на урок

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.

Активно включаться в общение осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Формирование системы знаний о масштабе

Использовать устную речь для аргументированного ответа

2

Проверка домашнего задания

Используя знания, — ответьте на вопросы.(Слайд№ 3-8)

Взаимооценка

Демонстрируют знания по пройденному материалу.Р,П)

Развитие мотивов учебной деятельности

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий и умение их применять в различных жизненных ситуациях

Формирование умений делать умозаключения

Умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных и учебных задач

3

Актуализация темы

Демонстрация видеоурока  по теме: «Масштаб»

- что такое масштаб? (это число, которое показывает во сколько раз расстояние на

местности  уменьшено при изображении его на плане)

. Где на плане записывают масштаб? (масштаб указывают в нижнем правом углу плана)

(слайд№3)

Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока (Р)

Формирование навыков коммуникативной компетентности.

Готовность к самообразованию

Поиск и выделение необходимой информации

Осознанное построение речевого высказывания в устной форме

Ставить учебные задачи, выбирать наиболее эффективные способы их решении

Уметь работать с различными источниками информации, классифицировать и обобщать Делать выводы, умозаключения

Получать информацию в результате смыслового прочтения текста

4

Изучение нового материала

1 . Беседа с элементами самостоятельной деятельности(по группам) с использованием учебника.

Используя текст учебника на стр.26-27)

-Формулировать понятие масштаб.

-Объяснять что такое линейный, числены и именованный масштабы?

(Подводит к выводу, что такое масштаб)

-Расскажите, для чего используют масштаб?

Слайд №9,10

Работают с текстом учебника, термин «Масштаб», виды масштаба. (П),

оценивают их размеры (Р), анализируют предстоящую деятельность. (П)

Решают проблему, демонстрируя знания (К)

Обобщают и формулирую понятия (Р)

Формулируют практические навыки вывод.(Р,Л)

Решают проблему, демонстрируя знания (К)

Готовность к самообразованию и саморазвитию

Формирование умений давать аргументированный ответ

Формирование навыков коммуникативной компетентности

Умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Формирование умений самостоятельной работы.

Формирование умений работы с текстом учебника Применение умений и знаний при выполнении учебных и познавательных задач

Работать в группах по решению общей задачи

Общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности

Аргументирование своего ответа

5

Физминутка (здоровье-

сберегающий компонент)

«Игра на внимание» (Верное утверждение-руки вперёд, а в случае неверного-руки над головой+хлопок.) Слайд №12,13,14

Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания по новой теме. (К)

Формирование здорового образа жизни

Технически правильно выполнять двигательные действия

6

Практикум

1. Выполните задания (слайд №15 )

-Обсудите полученные ответы.

Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)

Обмениваются полученной информацией (П)

Саморегуляция, самооценивание

Построение речевого высказывания в устной форме

Использовать устную речь для аргументированного ответа

7

Рефлексия

  1. Самооценка работы в течение урока по методике«Светофор»:

зеленый–я работал отлично, мне всё понятно;

желтый–я работал хорошо, мне кое-что не понятно, не получилось;

красный – я работал неплохо, но мне многое не понятно, не получилось.

Учитель выставляет оценки, с комментариями.

Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р).

Мотивация на обучение, саморегуляция

Использование умений и знаний при выполнении задании

Использовать разнообразные источники информации

8

Домашнее

задание

Комментирует

Д/з §14, Вопросы и задания после параграфа (Слайд № 16)

Записывают

домашнее задание

Мотивация на обучение, саморегуляция

Использование умений и знаний при выполнении задании

Использовать разнообразные источники информации

 Материалы к уроку:

Приложение № 1

1. Изобразите прямой линией расстояние в 25 метров по масштабу в 1 см -5 см и затем по масштабу в 1 см- 10 м.

2. Длина Волги составляет 3700 км, Оби - 4000 км, Енисея- 3800 км, Лены - 4300 км. Изобразите размеры этих рек прямыми линиями В масштабе 1 мм = 100 км.

3. Один сантиметр на плане соответствует расстоянию 100 м Начертите в тетради линейный масштаб и найдите соответствующий численный масштаб.

4. Переведите численные масштабы 1:500, 1:15 000 и 1:1500 000 в линейные и именованные.

5. На плане расстояние между двумя деревнями составляет 5,2 см. Чему равно расстояние в действительности, если численный масштаб плана 1: 100 000?

6. Сколько времени потребуется на переход из одного селения в другое, если расстояние между этими селениями на план масштаба 1:50 000 составляет 15 см, а скорость передвижения равна 5 км/час?

Практическая работа:

Начертите  план  учительского  стола  в  масштабе в 1 сантиметре 10 сантиметров.

Для этого:

  1. Измерьте стол линейкой и запишите в тетради длину и ширину стола

       Один ученик измеряет длину стола (110 см), другой ученик измеряет ширину стола (70 см)

  1.  Самостоятельно разделите полученные числа на 10 (вспомнить правило деления на 10);

      запишите ответы в тетради:  длина стола на плане ________________(110см : 10 =11 см),

                                                       ширина стола на плане _______________(70 см : 10 = 7 см).

  1. Начертите план в тетради: (высокомотивированные учащиеся выполняют задание по плану самостоятельно, мотивированным  оказывается пошаговая помощь, взаимопомощь)
  • положите   линейку   горизонтально   на лист тетради;
  • от 0 вправо отложите отрезок,  равный длине стола на плане;
  • от начала первого отрезка вниз отложите второй отрезок, равный ширине стола на плане;
  • достройте по линейке прямоугольник,

запишите масштаб.

Проверочные работы:

ПО ТЕМЕ «ПЛАН МЕСТНОСТИ» 5 КЛАСС

I вариант

1.Перевести численный масштаб в

именованный

А. 1: 1000

Б. 1:25000

В. 1:300000

2. Измерить расстояния:

А. Железной дороги от

железнодорожного моста до моста

через ручей.

Б. Реки Андоги от моста у деревни

до плотины.

3.Определить азимуты:

От высоты 154,4 до:

А. Домика лесника.

Б. Железнодорожной станции.

В. Школы

4. Перевести именованный масштаб в численный:

А. В 1см-250 м.

Б. В 1 см- 75м.

В. В1 см- 100 км.

 

II вариант

1 .Перевести численный масштаб в именованный

А. 1:2000

Б. 1:50000

В. 1:750000

2. Измерить расстояния:

А. Железной дороги от моста через ручей до станции.

Б. Реки Андога от железнодорожного моста до моста у деревни Михалино.

3. Определить азимуты:

От школы до:

А. До высоты 154,4

Б. Железнодорожной

станции.

В. Электростанции.

4. Перевести именованный масштаб в численный:

А. В 1 см- 500 м.

Б. В 1 см- 25 м.

В. в 1 см- 50 км.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока географии 5 класс (ФГОС)

Технологическая карта урока географии в 5 классе. Тема урока "Земля-часть Солнечной системы"...

Технологическая карта урока географии 5 класс "Живая оболочка Земли"

Технологическая карата урока герграфии "Живая оболочка Земли" 5 класс, ФГОС....

Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"

Технологическая карта урока географии 5 класс на тему "Методы географических исследований"...

Технологическая карта урока географии 6 класс по теме "Атмосферные осадки"

Данный урок разработан в соответсствии с требованиями ФГОС, материал изучается с использованием технологии критического мышления....

Технологическая карта урока географии 5 класс

ТК урока географии в 5 классе по теме "Уникальность планеты Земля"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС. ТЕМА УРОКА «РЕКИ»

1.      ФИО учителя (полностью)Кравченко Алексей Евгеньевич2.      Место работыМБОУ СОШ №2 г. Сураж, Брянской области3.      ...