Рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Зуева Надежда Дмитриевна

Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

- закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 года,

-  Примерной программы основного общего образования по географии и авторской программы  «География. Начальный курс» Домогацких Е.М.), 2010 г.

- в соответствии с требованиями федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, на основе примерной программы основного общего и среднего (полного) общего образования.

Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе.

Курс географии 6 класса открывает 5-летний цикл изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание» начальной и основной ступени обучения.

Материал курса сгруппирован в 7 разделов. Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор истории географических открытий. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении «Введения» реализуются межпредметные связи с историей.

Материал первого раздела «Земля как планета» не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в ее состав, но и, что особенно важно, показывает как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на ее природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.

Второй раздел «Способы изображения земной поверхности» знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности это происходит при изучении географических координат и масштаба.

Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объем новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является, в некоторой степени, пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.

Последний раздел «Почва и географическая оболочка» призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Здесь демонстрируется как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы. Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании, до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.

Место учебного предмета в учебном плане.

Согласно федеральному компоненту образовательного стандарта на изучение географии в 6 классе отводится 35 часов, 1 час в неделю.

Плановых практических работ: 17. Перечень практических работ разработан в соответствии с авторской программой Е.М.Домогацких «География. Начальный курс» и федеральным компонентом государственного образовательного стандарта по географии.

Цели изучения курса: сформировать представление о геосферах Земли, природных процессах и явлениях в них происходящих.

Задачи:

• формировать знания об основных географических понятиях, географических особенностях природы, о результатах выдающихся географических открытий и путешествий, в том числе на примерах своего края;

• развивать умение ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных

• развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитывать любовь к своей местности, своему региону, своей стране; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формировать способность и готовность к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней.

В результате изучения географии ученик должен

(предполагаемые результаты)

Знать / понимать

- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;

- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

Уметь

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

-находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли; экологических проблем;

- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов;

- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме;

        Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни   для:

- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных воздействий; оценки их последствий;

- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

- принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Учебно-методический комплекс обучающихся

  1. Учебник: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,  2012.
  2. Атлас: География: Начальный курс. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012

Учебно-методический комплекс учителя

  1. Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. – М.: «ВАКО», 2005.
  2. Воробцова Т.Н. География 6 класс. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2002.
  3. Герасимова Т.П., Крылова О.В. Методическое пособие по физической географии: 6 класс. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Цифровые образовательные ресурсы по географии (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Мультимедийные уроки географии.  6 класс. Образовательная коллекция 1С. Мультимедийные пособия по географии 6 класс [учебники, тесты, практика, справочники, слайды, фотографии, интерактивные карты, видеофрагменты и анимации]).

2.Общая характеристика учебного предмета.

Специфика географии — ее естественно-общественная сущность. География интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи и взаимодействия в географической действительности, представляющей собой целостную систему «человек — природа — хозяйство — окружающая среда».

Пространственно-временные закономерности взаимодействия природы и общества, сохранение воспроизводящей способности природных систем, прогноз эволюции природно-техногенных геосистем стали ключевыми проблемами географии в современных условиях.

Школьная география — это единственный учебный предмет, который рассматривает прямые и обратные связи между природными и социально-экономическими объектами, явлениями и процессами в условиях современной цивилизации, которые оказывают грандиозное воздействие на окружающую людей географическую действительность.

Расширение и углубление взаимодействия человека с окружающей средой, обострение экологического конфликта между обществом и природой, истощение природных ресурсов обусловливают интеграцию различных дисциплин в познании географического пространства. Практически все дисциплины, входящие в географическую науку, рассматривают те или иные аспекты целостного геопространства, взаимосвязи и взаимодействия в системе «человек — природа — хозяйство — окружающая среда».

Изучение курса географии на профильном уровне позволяет максимально использовать общеобразовательный и культурологический потенциал географии как учебного предмета, поможет выпускникам на основе системы географических знаний, умений, навыков самоопределиться в стремительно меняющемся окружающем мире, продолжить свое образование в выбранной области.

Образовательные технологии:

- развивающее обучение;

- проблемное обучение;

- разноуровневое обучение;

- проектные методы обучения;

- технология использования в обучении игровых методов;

- обучение в сотрудничестве (командная, групповая формы);

- информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).

  1. Содержание программы

Введение (1 час)

География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками.

Основные понятия: география, географическая номенклатура, географическое открытие.

Персоналии: Эратосфен, Пифей, Генрих Мореплаватель, Васко да Гамма, Ф. Магеллан, Эль Кано,  И.Ф. Крузенштерн, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев.

Тема 1. Земля как планета (5 часов)

Солнечная система. Планеты Солнечной системы.  Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.

Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус,  экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.

Персоналии: Клайд Томбо.

Практическая работа:  1. Определение по карте географических координат различных географических объектов.

Тема 2. Способы изображения земной поверхности (4 часа)

Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.

Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.

Практические работы: 1. Определение направлений и расстояний по карте. 2. Определение географических координат. 3. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.

Тема 3. Литосфера (7 часов)

Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические.  Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.

Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод,  ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.

Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.

Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические,  метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.

Практические работы: 1. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей. 2. Составление схемы различий гор и равнин по высоте 3. Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности).

Тема 4. Атмосфера (7 часов)

Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.

 Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к  климатическим условиям.

Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.

Практические работы: 1. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов. 2. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды.

Тема 5. Гидросфера (4 часа)

Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей.

Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования.  Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады.  Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота,  ледники (горные и покровные).

Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.

Практические работы: 1. Описание «путешествия капельки» из своего населенного пункта по большому круговороту воды. 2. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы. 3. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей. 4. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком.

Тема 6. Биосфера (2 часа)

Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.

Основные понятия: биосфера, Красная книга.

Персоналии: В.П.Вернадский 

Практическая работа: 1. Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности.

Тема 7. Почва и геосфера (3 часа)

Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками.

Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.

Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.

Персоналии: В.В. Докучаев, В.П. Вернадский.

Практические работы: 1. Изучение строения почвы на местности. 2. Описание природных зон Земли по географическим картам. 3. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

Обобщающее повторение. (1 час)

Тестирование по всему начальному курсу географии в 6 классе 

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала остаётся отметка. 

При оценке знаний обучающихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных способностей обучающихся, дифференцированный подход к организации работы.

 

Устный ответ:

Отметка «5» - ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей,

                            географических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование карты и других источников знаний;

                            ответ самостоятельный с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения о важнейших географических  

                            событиях  современности.

 

Отметка «4»- ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного материала

                           или  выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.

 

Отметка «3»- ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечётко определяет понятия и закономерности; затрудняется в

                             самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при

                             ответе.

 

Отметка «2» - ответ неправильный, не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы

                            учителя, рубые ошибки в определении понятий, неумение работать с картой.

 

Отметка «1»   -  ответ отсутствует.

 

Примечание.  По окончании устного ответа обучающегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная отметка. 

                             Возможны привлечение других обучающихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки. 

 

Оценка качества выполнения самостоятельных письменных работ.

 

Отметка «5» ставится, если обучающийся: - выполнил работа без ошибок и недочётов; - допустил не более одного недочёта.

Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: - не более одной негрубой ошибки и одного недочёта; - или не более двух недочётов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: - не более двух грубых ошибок;

- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта; - или одной негрубой ошибки и трёх недочётов;

- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырёх-пяти недочётов.

Отметка «2» ставится, если ученик: - допустил число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена отметка «3»; - или если правильно выполнил менее половины работы.

Отметка «1» ставится, если ученик: - не приступал к выполнению работы; - правильно выполнил не более 10% всех заданий.

Примечание:  учитель имеет право поставить оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если обучающимся оригинально выполнена работа; - оценки с анализом доводятся до сведения обучающихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.      

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

 

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов:

--  время выполнения работы – 10-15 мин.

--  оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5.

2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов:

-- время выполнения работы – 30-40 мин.

-- оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ.

 

     Отметка «5».       Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности.. Обучающиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

     Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.      Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими обучающимися.

 

    Отметка «4».       Практическая или самостоятельная  работа выполнена обучающимися в полном  объёме и самостоятельно.

     Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата.

     Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.       Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

 

    Отметка «3».       Практическая работа выполнена и оформлена обучающимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу обучающихся. На выполнение работы потрачено много времени (можно дать возможность закончить работу дома).      Обучающиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

 

    Отметка «2».       Выставляется в том случае, когда обучающиеся оказались неподготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать верных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

 Учебно- тематический план, 35 часов, 6 класс.

Темы

Введение.

1

1

Земля как планета.

4

1

5

Способы изображения земной поверхности

2

2

4

Литосфера.

3

3

1

7

Атмосфера.

5

2

7

Гидросфера.

4

4

Биосфера.

1

1

2

Почва и геосфера.

3

3

Обобщающее повторение

1

1

итого

16

16

2

34

резерв

1

итого

35

Требования к уровню подготовки учащихся

1. Называть и показывать:

- форму и размеры Земли;

- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

- части внутреннего строения Земли;

- основные формы рельефа;

- части Мирового океана;

- виды вод суши;

- причины изменения погоды;

- типы климатов;

- виды ветров, причины их образования;

- виды движения воды в океане;

- пояса освещенности Земли;

- географические объекты, предусмотренные программой.

2. Приводить примеры:

- различных видов карт;

- горных пород и минералов;

- типов погод;

- взаимовлияния всех компонентов природы.

3. Определять:

- стороны горизонта на местности (ориентироваться);

- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;

- расстояния и направления по плану и карте;

- осадочные и магматические горные породы;

- направление ветра.

4.Описывать:

- географические объекты.

5. Объяснять:

- особенности компонентов природы своей местности.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование

Физическая география 6 класс

Тема урока

Кол
-во
ча-
сов

Тип урока

Элементы
обязательного
минимума
образования

Требования к уровню подготовки обучающихся  (результат)

Дополни-
тельный
материал

Формы контроля

Практические работы

Дата

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Введение (1 час)

1

Что такое география

Из истории географиче-ских открытий

1

Урок актуа-лизации знаний и умений

Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства.

Знать: основные географические  понятия и термины

Представле-ние о мире в древности

Вводная беседа

Работа с картой, ин-дивидуаль-ный, фрон-тальный опрос

Земля как планета (5 часов)

2

Планеты Солнечной системы

1

Изучения нового материала

Солнце — источник жизни на Земле. Земля — одна из девяти планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. Луна — спутник Земли, их взаимодействие.

Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Знать: основные географические  понятия и термины.
Уметь: сопоставлять географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах,
выявлять взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

Сравнение Земли с об-ликом других планет Солнечной системы.

Объяснение географиче-
ских следст-вий движе-
ния Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси
.

Вводная беседа

Определение по карте географи-ческих координат различных географичес-ких объектов

3

Форма, размеры и движение Земли.

1

Урок актуа-лизации знаний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

4

Система географии-ческих координат

1

Практикум Практ. работа №1. Опреде-ление по карте географических  координат различных географических объектов.

Работа с картой, ин-дивидуаль-ный, фрон-тальный оп-рос

5

Времена года

1

Практикум 

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

6

Пояса ос-вещености

1

Урок актуа-лизации знаний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

Способы изображения земной поверхности. Географическая карта (4 часа)

7

Масштаб карты

1

Практикум

Изображение поверхности Земли на глобусе и карте. План местности. Географическая карта. Масштаб; Градусная сеть на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности.

Знать: основные географические понятия и термины, различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

Работа с картой, ин-дивидуаль-ный, фрон-тальный оп-рос

1. Опреде-ление направлений и расстояний по карте.

2. Определе-ние географии-ческих координат.

3. Определе-ние сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.

8

Виды условных знаков

1

Практикум

Работа с картой, ин-дивидуаль-ный, фрон-тальный оп-рос

9

Стороны горизонта

1

Практикум Практ. работа №2. Определе-ние направ-лений и расстояний по карте.

Работа с картой, ин-дивидуаль-ный, фрон-тальный оп-рос

10

Изображение рельефа на карте.

1

Практикум Практ. работа №3. Определе-ние сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту. Составление простейшего плана местности.

Работа с картой, ин-дивидуаль-ный, фрон-тальный оп-рос

Литосфера (7 часов)

11

Строение земного шара.

1

Практикум Практ. работа №4. Определе-ние по карте географическо-го положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

Литосфера: строение земной коры. Геология. Внутреннее строение Земли. Состав земной коры. Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли

Разнообразие форм рельефа

Движения земной коры

Главные формы рельефа

Рельеф дна океанов

Человек и земная кора

Знать: основные географические понятия и термины географические явления и процессы в литосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека

Возникнове-ние и геоло-гическая ис-тория Земли. Развитие гео-графических знаний чело-века о Земле.

Изучение свойств ми-нералов, гор-ных пород, полезных ис-копаемых.

Наблюдение за объектами литосферы, описание на местности и по карте

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

1. Определе-ние по карте географичес-кого положе-ния островов, полуостровов, гор, равнин, низменнос-тей.

2. Составле-ние схемы различий гор и равнин по высоте.

3. Определе-ние и объяснение изменений земной коры под воздей-ствием хозяйствен-ной деятельности человека (на примере своей местности).

12

Виды горных пород.

1

Практикум

Тестирова-ние

13

Полезные ископаемые

1

Урок актуа-лизации знаний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

14

Движения земной коры

1

Урок актуа-лизации знаний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

15

Выветрива-ние горных пород

1

Практикум Практ. работа №5. Составле-ние схемы различий гор и равнин по высоте.

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

16

Рельеф суши и дна океана

1

Практикум Практ. Работа №6. Определе-ние и объясне-ние изменений земной коры под воздейст-вием хозяй-ственной деятельности человека (на примере своей местности)

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

17

Контрольная работа за 1 полугодие

1

Урок актуа-лизации знаний и умений

Тестирование

Атмосфера (7 часов)

18

Строение атмосферы

1

Урок актуа-лизации знаний и умений

Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределения тепла и влаги на поверхности Земли.

Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в атмосфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

1. Наблюде-ние за обла-ками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов.

2. Построение розы ветров, диаграммы облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление причин изменения погоды. 

19

Температура воздуха

1

Практикум

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

20

Атмосфер-ное давление

1

Урок актуа-лизации знаний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

21

Движение воздуха

1

Практикум

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

22

Вода в атмосфере

1

Урок актуа-лизации знаний и умений

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

23

Погода

1

Практикум Практ. работа №7. Наблюде-ние за облаками и облачностью, зарисовки облаков, описание наблюдаемой погоды, обработка результатов.

Тестирова-ние

24

Климат

1

Практикум Практ. работа №8. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным. Выявление    причин  изменения погоды.

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

Гидросфера (4 часа)

25

Единство гидросферы

1

Практикум Практ. работа №9. Описание «путешествия капельки» из своего населён-ного пункта по большому круговороту воды.

Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его

роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли.

Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в гидросфере, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

Наблюдение за объектами гидросферы, их описание на местности и по карте. Оценка обес-печенности водными ресурсами разных регионов Земли

Природные памятники гидросферы

Вводная беседа

1. Описание «путешест-вия капель-ки» из своего населённого пункта по большому круговороту воды.

2. Нанесение на контур-ную карту объектов гидросферы.

3. Определе-ние по карте окраинных, внутренних и межостров-ных морей.

4. Описание по карте географии-ческого положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер её течения, использова-ние человеком.

26

Мировой океан

1

Практикум Практ. работа №10. Нанесение на к/к объектов гидросферы.

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

27

Воды суши: реки и озера

1

Практикум Практ. работа №11. Определе-ние по карте окраинных, внутренних и межостровных морей.

Тестирова-ние

28

Воды суши: подземные воды и при-родные льды

1

Практикум Практ. работа №12. Описание по карте географическо-го положения одной  из крупнейших рек Земли.

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

Биосфера (2 часа)

29

Царства живой природы

1

Урок актуа-лизации знаний и умений

Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки и способы адаптации растений и животных к среде обитания.

Знать: географические явления и процессы в биосфере, изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность

Наблюдения за раститель-ным и живот-ным миром  для определе-ния качества окружающей среды. Описа-ние расти-тельного и животного мира на мест-ности и по карте.

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

Ознакомле-ние с наиболее распростра-ненными растениями и животными своей местности.

30

Биосфера и охрана природы

1

Практикум Практ. работа №13. Ознаком-ление с наибо-лее распрост-раненными растениями и животными своей мест-ности.

Тестирова-ние

Почва и геосфера (3 часа)

31

Почва

1

Практикум Практ. работа №14. Изучение строения почвы на местности.

Почва как особое природное образование и услвия формирования почв различного типа. Природный комплекс (ландшафт), природная зона, широтная и высотная зональность, роль климата и рельефа в формировании природных комплексов, изменение природных комп-лексов в результате хозяйственной деятельности человека

Знать: основные географические понятия и термины, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность.

Наблюдение за изменени-ем почвенно-го покрова

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

1. Изучение строения почв на местности.

2. Описание природных зон Земли по
географическим картам.

3. Описание изменений природы в результате хозяйствен-ной деятельности человека на примере своей местности.

32

Природный комплекс

1

Практикум Практ. работа №15. Описание природных зон Земли по географическим картам.

Индивиду-альный, фронталь-ный опрос

33

Природные зоны

1

Практикум

Практ. работа №16. Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека на примере своей местности.

Тестирова-ние

Обобщающее повторение (1 час)

34

Итоговая контрольная работа

1

Урок повторения и обобщения

тестирование

35

Резерв

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...