Конспект уроков по географии
план-конспект урока по географии (6 класс) на тему

Конспект урока по теме "Биосфера" для 6 класса можно использовать для закрепления темы, для 8 класса по теме "Дальний Восток" ,для ознакомления с краем контрастов, полезными ископаемыми Дальневосточного экономического района,проблемами и перспективами района. Для 6 и 8 класса можно использовать технологическую карту ,в данном сайте можно найти работу по изучению темы "Озера".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии в 7 классе.

Учитель Ахварова А.А.

Тема: «Особенности ГП, рельефа и полезных ископаемых Австралии. »

 Цель: Создать условия для знакомства с историей открытия материка; для выяснения особенностей ГП , рельефа, полезных ископаемых, встречающихся в Австралии. Формировать умения  сравнивать и анализировать. Развивать коммуникативные, информационные и познавательные компетенции.

Тип урока: урок-путешествие.

 Оборудование: физическая карта Австралии , ноутбук,экран с проектором, таблица «Открытие Австралии Д.Куком»

N п/п

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

 Организацион-

ный момент

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

Готовят рабочее место.

2

Установка познавательной задачи

Видеофрагмент «Австралия»

 Слайд №1

Ставит  познавательные задачи урока: используя различные источники информации, дать характеристику ГП , рельефа и полезных ископаемых. Мы вместе учимся работать по плану, отбирать главное, сравнивать и анализировать, делать выводы

    Записывают  тему урока в тетрадь,  повторяют цели и задачи  урока.

3

Изучение нового материала

Слайд №2.

 А.Рассказ учени-ка по опережа-ющему заданию  об открытии Австралии.

Б.Работа с картой.

Слайд №3.

Слайд №4.

В.Рассказ уче-ника по опе-режающему зада-нию  о Большом Барьерном Рифе.

Слайд №5.

Г.Работа с картой.

Д.Работа с учебником.

Слайд №7.

Е.Рассказ учителя

Предлагает ответить на вопрос- Кто и когда открыл Австралию?

Дает инструктаж

Предлагает ответить на вопрос- Представителям каких профессий нуж-ны знания о ГП, умения  определять его по карте?

Дает инструктаж всему классу и 1 ученику по заполнению таблицы

Африка

Австралия

Плоскогорья

Низменности

Горы

Вулканическая деятельность

Землетрясения

Современное оледенение

Предлагает проанализировать текст о полезных ископаемых

Рассказывает об уникальности минеральных богатств Австралии

Слушают рассказ, отвечают на вопрос

Характеризируют ГП мате-рика (дифференцированно) сильные---по плану,   сла-бые--- используя памятку

 

Сравнивают ГП Австралии и Африки, делают вывод.

Слушают рассказ, отвечают на вопрос

Проанализировав карту, делают  вывод о рельефе материка

Индивидуально: заполняет таблицу, сравнив рельеф  Австралии и Африки.

Самостоятельно по тексту учебника  ,устанавливают , богат ли материк полез-ными ископаемыми.

Слушают ,делают вывод

Проверка первичного восприятия.

 Слайд №8

Предлагает ответить на вопрос- -Какие утверждения верны для Австралии?

1.В рельефе преобладают равнины.

2.Самая высокая вершина материка- вулкан Килиманджаро.

3.В основании большей части материка лежит платформа.

4.На северо-западе материка расположена область новой складчатости.

5. На востоке материка протянулся разлом.

6.Материк богат полезными ископаемыми.

7.На востоке материка протянулись средневысокие горы.

8.Низменности занимают треть материка.

9.Это спокойный материк

10.Для материка характерны вулканизм и землетрясения.

Проверяет правильность выполнения работы.

Заполняют таблицу

Итог урока.

 Анализирует и оценивает работу учащихся на уроке.

Дает домашнее задание

Записывают домашнее задание



Предварительный просмотр:

МБОУ-Узякская средняя общеобразовательная школа Тюлячинского района РТ

Тема урока: «Дальний Восток – край контрастов»

Цели урока:

1. Создать географический образ Дальнего Востока, края контрастов: формировать представления и знания об особенностях природы Дальнего Востока, показать уникальность природы этого региона.

2. Развивать умение самостоятельно добывать знания из различных источников информации.

3. Воспитывать патриотизм, чувство прекрасного, любовь к природе.

Форма организации урока: групповая.

Методы обучения по источникам знаний: словесный, наглядный, практический.

Методы обучения по характеру познавательной деятельности школьников: исследовательский.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: ноутбук, экран,проектор, географические атласы для 8 класса, физическая карта и карта природные зоны Дальнего Востока

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

Введение в тему:

По склонам сопок тропы вьются круто

Там, в буйных зарослях душистых трав.

Могучая, ветвистая лиана

 Деревья обвивает, как удав.

 Сверкают ильмы, ольхи жмутся и к ивам,

И там, где кедры выстроились в ряд,

Густо - зелёный, с палевым отливом

Гирляндами прижавшись к хвойным гривам,

 Нет – нет, да глянет дикий виноград.

Воркуют горлицы, их резким криком

 Безмолвная вокруг колышется тайга,

 И на заре по крутобедрым пикам

мелькнут то тигр, то рысь, то кабарга…

 Б. Глушаков

Учитель:   Какой природный район нам сегодня предстоит изучить? (Дальний Восток)

Учитель: К сегодняшнему уроку вы должны были повторить тему «Исследователи России», сейчас мы проведем викторину «Исследователи Дальнего Востока» (Презентация № 1)

Учитель: Ну что ж, мой друг, пора, дерзай. Открой ты дальний этот край!!!

Учитель: Сегодня мы на уроке поговорим об особенностях природы Дальнего Востока и попробуем доказать утверждение - край контрастов. Поэтому тема сегодняшнего урока можно назвать «Дальний Восток – край контрастов».  Запишите ее в тетради. (слайд 0)

Учитель: Дальний Восток самый удивительный край, загадочный и контрастный: здесь можно увидеть белых, бурых и гималайских медведей, тигров и снежного барса, северных и пятнистых оленей, лишайники и «вечную зелень пихтача, синь елей, овитых диким виноградом со спелыми гроздьями, карликовые дубки на угорьях и рощи громадных столетних дубов, сереброкорый бархат с перестой листвой» (Н. Задорнов «Далекий край»). Только на Дальнем Востоке действующие вулканы и гейзеры. В Уссурийской тайге с последнего оледенения сохранилось уникальное растение  женьшень-корень жизни.

Вы должны произвести исследование «Особенности природных компонентов Дальнего Востока». Цель: выяснить характерные черты и установить особенности природных компонентов.

Класс делиться на группы (по 3 или 4 человека). Для каждой группы предложен лист с заданиями и дополнительным материалом по изучаемому компоненту. В течение 10-15 минут учащиеся готовят ответы на вопросы, далее – творческие отчеты групп по 3 минуты. Результаты работы оформляют в виде таблицы. (Слайд 2). В каждой группе выбираются руководитель, который контролирует работу товарищей, и секретарь, который все заносит в таблицу. Возможна ситуация уточнения исследуемого вопроса с учащимися другой группы, а также с учителем. За компьютером выбирают необходимые слайды.

Географическое положение.

Тектоническое строение и рельеф.

Климат

Внутренние воды

Органический мир

1группа. Географическое положение, история освоения территории Дальнего Востока. 

Используя карту атласа на стр.44 -45 и учебник на стр. 250-251 , определите ГП Дальнего Востока.

Вы будете отвечать у настенной карты. Перед ответом заполните пропуски в тексте:

Дальний Восток протянулся вдоль побережья ________ океана и его морей ______,  _______ , ______  почти на _____ км с _____ на ______, от ________ моря до государственной границы с ____ , КНДР и ____. Территория состоит из ____ , _____, ______  частей. Северная часть района находится за _______ кругом, а южная часть края лежит на широте _____.

Покажите на карте острова и полуострова Дальнего Востока.

Острова: Курильские, Командорские, Сахалин, Шантарские, Ратманова, Врангеля.

Полуострова: Чукотский, Камчатка.

2 группа. Тектоника, рельеф, полезные ископаемые Дальнего Востока.

Используя §44 учебника стр.252 Э.М. Раковская, физическую и тектоническую карты России стр. 10, 44-45, ответьте на вопросы:

  • По тектонической карте определите, на каких участках земной коры расположен Дальний Восток и как соответствует рельеф тектоническому строению?
  • Какую закономерность вы увидели в размещении горных хребтов? (горные хребты и нагорья протянулись параллельно _______ линии). Покажите хребты и нагорья на карте. Хребты: Срединный, Джугджур, Буреинский, Сихотэ-Алинь. Нагорья: Чукотское, Корякское.
  • Какую площадь занимают равнины, к чему они приурочены? (либо к ________, либо к ________ ) Покажите равнины на карте.  Равнины:  Зейско-Буреинская, Среднеамурская, Анадырская, Центрально-Камчатская; Северо-Сахалинская, Западно-Камчатская)
  • На дальнем Востоке происходят современные тектонические процессы, с чем это связано? Назовите эти процессы?
  • Назовите полезные ископаемые Д.В.: на Сахалине: 1)_____2) ____3)___; Приморье богато ____; на Колыме, на Чукотке добывают ____; Камчатка____ . С чем связаны,  происхождения  данных видов месторождений?

3 группа. Климат Дальнего Востока.

Используя §44 стр. 254  учебника, физическую и климатическую карты России на стр. 14, 44-45, ответьте на вопросы:

  • В каких климатических поясах расположен этот регион?
  • Под влиянием, каких воздушных масс формируется климат Дальнего Востока? Каковы последствия такого влияния? (В зимнее время _________________; в летнее время ____).
  • Существует ли разница между северными и южными районами, прибрежными и внутренними?
  • Охарактеризуйте климат юга Д.В., юго-востока Камчатки.

4 группа. Внутренние воды.

Используя §44стр.255 учебника Э.М. Раковская и §41 стр.228 И.И. Баринова, физическую карту атласа стр. 44-45и карты внутренних вод России стр. 16-17; 28 -29 , ответьте на вопросы:

  • К бассейнам, каких океанов относятся реки Дальнего Востока?
  • Большинство рек Д.В. имеют небольшую протяженность, чем обусловлена такая особенность? Найдите и перечислите крупные реки Д.В.
  • В чем выражается влияние климата на реки. Режим рек, питание и ледостав.
  • Какие проблемы возникают с таким режимом питания?  Как решить проблему наводнений на реке Амур.
  • Перечислите крупные озера, какие типы озерных котловин могут встречаться на Д.В.?

5.1  группа. Органический мир.

Используя §44 учебника Э.М. Раковская,  §41 стр.229 И.И. Баринова и дополнительный материал, дайте краткую характеристику растительному миру южной  части Дальнего Востока и ответьте на вопрос: растительный и животный мир Дальнего Востока гораздо богаче, чем в соответствующих по зональным условиям районах Сибири и европейской части России. Здесь много реликтовых растений и редких животных, чем это можно объяснить?

  • группа. Органический мир.

Используя §44 учебника Э.М. Раковская,  §41 стр.229 И.И. Баринова и дополнительный материал, дайте краткую характеристику животному миру южной  части Дальнего Востока.

Назовите особенности органического мира. 

III этап. Рефлексия.

Заслушиваем результаты исследований в группах и делаем записи в сводную таблицу. (Слайд 3, 6, 8, 12, 22)

Закрепление:

 Учитель:

Проанализировав сводную таблицу, докажите утверждение «Дальний Восток – край  контрастов».

Выводы по сводной таблице делают учащиеся: (Слайд 23 )

  • ГП – огромная протяженность территории Дальнего Востока с севера на юг: северные районы лежат за Полярным кругом, а южные – на широте Средиземноморья.

  • Рельеф и полезные ископаемые – горные массивы и нагорья, низменные равнины, вулканы, землетрясения, горячие источники  определили особенности природы этого края.

  • Климат – от арктического до умеренного климата. Велики контрасты температур и осадков между приморскими и внутренними районами.

  • Воды – на севере распространена многолетняя мерзлота.

  • Ландшафты – переход от арктических тундр на севере, с бродящими белыми медведями к широколиственным лесам с бархатным деревом  и лианами, сквозь чащи которых пробирается уссурийский тигр на юге.

Учитель:

Какой можно сделать вывод?

Ученики:

Север – суровый край.

Юг – теплые лазурные берега Японского моря, лежащие на широте сказочной Италии.

IV этап (оценочный). Подведение итога урока.

Учащиеся получают лист с заданиями.

        Учащиеся заполняют пропуски. Время выполнения – 5 минут.

        По истечении времени учащиеся обмениваются результатами, проверяют друг у друга, сверяя  с ответами на интерактивной доске Слайд 26,  и сдают учителю.

Географический диктант.

Дополнить предложения, подобрав необходимые слова.

  • В состав Дальнего Востока входят полуострова-….
  • В состав Дальнего Востока входят острова-….
  • Дальний Восток омывают моря Тихого океана-…..
  • Расположение Дальнего Востока на контакте литосферных плит является причиной частых землетрясений, которые вызывают волны-…..
  • Горообразование на Дальнем Востоке не завершилось, об этом свидетельствуют-…..
  • Дальний Восток - единственный район России, где встречаются фонтанирующие горячие источники -…. Они находятся на востоке … .... .
  • Климат юга Дальнего Востока- ….
  • Муссоны зимой дуют с... на.., а летом – с…на ….
  • Осадки здесь выпадают чаще в виде ….
  • Самая крупная река Дальнего Востока …. . Она имеет крупные притоки… .
  • Реки разливаются во время …
  • Большую часть территории Приморья занимают хвойно-широколиственные леса - …

Учитель:

В результате особенностей строения поверхности и характера растительности, какие можно выделить физико-географические  районы Дальнего Востока? (Чукотское тундровое нагорье, Камчатские молодые тундрово-лесистые горы, остров Сахалин с хвойно-широколиственными лесами, Уссурийская тайга).

Эти районы мы будем изучать следующий урок, так же по группам подготовьте интересную информацию для рекламного проекта: 

о Сахалине – 1 группа

о Чукотке – 2 группа

о Камчатке – 3 группа

о Командорских островах -4 группа

о Приморье -5 группа

О Курильских островах – 6 группа

Домашнее задание: § 45,

Для создания художественного образа физико-географических  районов Дальнего Востока подготовьте к следующему уроку отрывки с описанием природы в произведениях В.К. Арсеньева «По Уссурийскому краю», «Дерсу Узала», «В горах Сихотэ-Алиня», «Сквозь тайгу», очерки и рассказы, Н. Задорнова «Далекий край», «Первое открытие», Н. Шундик «На земле Чукотской», камчатских поэтов и писателей.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по географии в 7 классе "Путешествие по Европе. Урок -фестиваль слайд фильмов".

Данная разработка содержит технологическую карту урока, слайдовую презентацию, рабочие листы учащихся. Урок был проведен в рамках работы творческой группы учителей географии по теме "Методика проведен...

Конспект урока по географии в 6 классе:"География современных религий"

В конспекте урока рассматривается использование интерактивной доски Aktivstudio на разных этапах урока"....

Конспект урока по географии для 10 класса по теме «География мирового транспорта»

Разработка урока по географии для 10 класса по теме «География мирового транспорта» с использованием электронной формы учебника...

Конспект урока по географии 9 класс. Тема «География растениеводства и животноводства»

Познакомить  с  особенностями  агропромышленного  комплекса.  Изучить  особенности сельского хозяйства России. Изучить растениеводство и животноводство, и их зональную сп...

Конспект урока по географии в 9 классе «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона» Учитель географии: Табунова Т. Ю.

Урок  «Географическое положение и природные ресурсы Северо-Западного региона».Цели урока:Образовательные: определить  особенности ГП, природы региона; создать знаковую модель при...