Главные вкладки

    Урок из цикла " Формирование территории России" Присоединение Крымского плоуострова к территории России
    план-конспект урока по географии (8 класс) на тему

    Демещук Светлана Алексеевна

     

    Урок из цикла « Формирование территории России» ( Слайд 1)
    Присоединение Крымского полуострова к территории РФ
    Подготовила учитель географии МБОУ СОШ №11г. Невинномысска
      Демещук Светлана Алексеевна
     
    Цель: Дать оценку присоединение Крымского полуострова с общегеографической позиции ( Слайд 2)
    Задачи
    1.Образовательные:
    - оценить изменения территории России после присоединения крымского полуострова  , используя общегеографические показатели
     - продолжить работать с различными источниками информации на уроках географии
     - применять на практике знания по проблеме посредством социального опроса
    2. Развивающие:
     - развивать интерес к предмету, используя различные формы и методы работы на уроке
     - развивать умение работать с таблицами, статистическим материалом
     - развивать навыки использования интерактивных средств обучения
     3. Воспитательные:
      - повысить уровень информационной культуры
      - расширить кругозор обучающихся
      - формировать гражданскую позицию обучающихся. ( Слайд 3)
    Оборудование:   презентация, атлас, компьютер.
    Мотивация обучающихся: определение собственной гражданской позиции, возможность самостоятельно оценить геополитическую ситуацию по присоединению территории Крымского полуострова.
    Особенности урока: опора на знания по предмету география и использование математических и логических возможностей обучающихся с целью обработки статистических данных, получение дополнительных знаний по Крымскому полуострову.
    Ход урока:
    1. Организационный момент
    2. Актуализация предложенной темы
    3. Выполнение практической работы « Изменение общегеографических показателей территории России с присоединением Крымского полуострова»
    4. Анализ таблицы №2 « Изменение социальных показателей территории России с присоединением Крымского полуострова»
    5. Презентация « Природные особенности Крымского полуострова»
    6. Сообщение « Рекреационные ресурсы Крыма»
    7. Результаты социального опроса «Мнение обучающихся по присоединению территории Крымского полуострова к территории России»
    8. Подведение итогов работы.
    9. Заключение.
         В 2014 году  в  произошло  преобразование  территории  нашей страны. Почему  и как это произошло, вы   поговорите на уроках истории, а на уроке географии попробуем  первоначально оценить то, что приобрели. Эти события произошли год назад. В программе такой урок не запланирован , но время вносит свои коррективы.  Теперь в
    разделе  « Формирование территории России» будет  урок  « Присоединение Крыма к России» ( Слайд 4)
    Наш урок называется «Присоединение Крымского полуострова к территории РФ».
    После проведения референдума среди населения Крымского полуострова и города Свастополь а затем подписания договора Республики Крым и Российской Федерации, Республика Крым вошла в состав РФ. Это произошло 18 марта 2014 года. Целесообразно ли такое решение с точки зрения географической науки? Попробуем самостоятельно ответить на этот вопрос. Но сделаем это в конце урока, а сейчас постараемся изучить проблему. ( Слайд 5)
    Наша задача ответить на следующие вопросы:
    1. Изменились ли общегеографические и социальные показатели России с присоединением Крымского полуострова
    2. Каков уровень качества ресурсной базы присоединяемой территории. ( Слайд 6)
    Итак, у вас на руках практическая работа. Внимательно изучите таблицу. Прочитайте задания. Приступайте к выполнению. ( Приложение 1.) ( Слайд 7)
    Совместное обсуждение результатов работы ( Слайд 8)
    Вывод « Как изменилась территория России по общегеографическим показателям после присоединения Крымского полуострова?»
    С присоединением Крымского полуострова площадь территории России увеличилась; протяжённость  территории с востока на запад увеличилась; протяжённость границ, особенно морских, увеличилась. Сохранилось разнообразие ландшафтов- горных, равнинных. Климатические особенности: дополнились территории с субтропическим типом климата. ( Слайд 9)
    После обсуждения работы сдаются.
    Теперь рассмотрим данные по социальным показателям. Используйте таблицу №2. ( Приложение 2) ( Слайд 10).
    1. Перечислите социально-экономические показатели, представленные в таблице: численность населения, плотность населения, национальный состав населения, города-миллионеры, % городского населения, ВВП на душу населения. Уточняем значение показателей. ( ВВП на душу населения- количество средств в денежном эквиваленте ( в долларах), которые затрачиваются в год на каждого человека в стране.
    2. Каковы показатели Росси?
    3. Каковы показатели Крыма?
    4. Почему некоторые показатели выделены в столбце « итоги»? ( видно увеличение)
    5. Какие социальные показатели остались прежними?
    6. Какой показатель уменьшился по сравнению с российским? ( % городского населения)
    7. Почему в столбце ВВП написано « стабилизация»? Разберёмся вместе. Можно ли дать оценку, сколько денег затрачивает Россия на каждого жителя Крыма, если территория только присоединена? Пока нет. А сделать прогноз? Скорее всего, показатели ВВП будут ниже российских, но выше украинских.
    Проанализировав таблицу, сделаем общий вывод:
    С присоединением Крымского полуострова увеличилась численность населения России, национальный состав дополнили крымские татары, стабилизируется плотность населения.
    Социальные показатели улучшаются в первую очередь в крымской республике- повышается ВВП на душу населения, уровень урбанизации, стабилизируется плотность населения. ( Слайд 11)
    Мы дали количественную оценку по географическим и социально-экономическим показателям, а теперь оцениваем качественный состав присоединяемой территории
    Природные особенности Крымского полуострова оценены человеком со времён процветания Древней Греции, Рима, Турецкой Империи. Вам тоже представляется возможность оценить красоту и разнообразие современных природных ландшафтов. .( Слайды  12- 25) Используется музыкальное сопровождение)
    Показ презентации. Стихи читаются во время показа с музыкальным сопровождением.
    КРЫМ.
    Мне жаль оставлять твой излучистый берег,
    Красу горизонтов, ласкающих взоры,
    Лесов твоих сумрак и тени их бег
    По белым усадьбам , венчающим горы;
    И пенное море, где рокот воды
    Сливается в песней ветров беспрерывной;
    И землю, в которой остались следы
    Искусства Италии, Греции дивной!
    Мне жаль оставлять поселенья татар,
    Твои кипарисы, притоков стремнины,
    Утёсы, что волн беспокоит удар,
    Лугов ароматы и тени долины!
    И тропы крутые в скалистых горах
    Для храбрых пловцов дорогие заливы,
    И климат твой нежный, и зелень в полях,
    Твои монументы, миндальные нивы.
    Люблю, когда к вечеру клонится день
    И в Крымских равнинах неясная тень;
    И мгла измеряет пространства земные,
    Готовясь принять их в объятья ночные!
    Мне нравится вид этих скрытых атак-
    На море и землю стремящийся мрак;
    И света снопы, что рисуют узоры
    И искрами полнят морские просторы
    И чертят злачёным орнаментом лес.
    Рождают оттенки в лазури небес,
    Скользят по отрогам гористого края,
    Прощальным сияньем блистать заставляя
    Высокие звонницы и купола,
    Которых касаются крылья орла;
    Каскады и долгое в небе горенье
    Златых облаков в дерзновенном пареньи
    О Крым! Кто без грусти оставит твой брег,
    В том чувства молчанья объяты вовек!
    Лучше Адель Омер де Геля, французского поэта, не скажешь. Ведь это его строки
    украсили презентацию. Автор- Иванов Виталий.
       Кроме духовного наслаждения, природные условия имеют и экономические ценности. Попробуем выяснить, каковы особенности минеральных ресурсов крымского полуострова.
    Сообщение о полезных ископаемых в Крыму.  Приложение 3.( Слайд 26)
    Перечислите полезные ископаемые Крыма.
    А каковы рекреационные ресурсы Крыма? Прежде чем отвечать на этот вопрос, давайте уточним, что такое рекреационные ресурсы? (создающие условия для отдыха населения и восстановления здоровья любей)
    Сообщение о рекреационных ресурсах. Приложение 4. ( Слайд 27)
    Каковы виды туризма в Крыму? Назовите природные ценности Крыма?
    Основные виды ресурсов Крыма?
    Подводя итог, хочу спросить, может ли Крым, имея такие природные богатства, ресурсную базу полноценно внести свою долю участия в экономическом развитии нашей страны? Будет ли сам процветать, войдя в состав России? Ответ на поставленные вопросы- это мнение одного человека. Перед уроком был проведён  опрос учащихся 8 класса. . С результатами этого опроса вы можете познакомиться.
    (Слайды 34-36)
    Большинство учащихся считают, что Крым будет сам успешно развиваться, если войдёт в состав России, а Россия только укрепит свою экономическую силу. Присоединение Крыма- положительный шаг в развитии России.
        После этого урока изменилось ли ваше мнение о целесообразности присоединения Крымского полуострова к России? А что нового вы узнали о Крыме? Понравился ли вам урок?
    Оценка работы на уроке.
    Закончить я хочу стихами, потому что о Крыме иначе не скажешь. ( Слайды 38-41)
    Сколь раз обращусь я Тавриде душою
    И памяти кладезь богатый открою
    И тех впечатлений невидимый клад,
    Которыми странник бывает богат,
    Которые ценит он пуще, чем злато:
    Утешат они его старость когда-то!
    Сейчас перед ним наслажденья одни,
    Но смело он смотрит в грядущие дни,
    Где будут печали, и будут седины
    Но где он сумеет мечтою единой
    Те тайные радости черпать сполна,
    Что свято хранит для него старина.
    Стихотворению 167 лет, но как все знакомо- и образы, и мысли, и чувства. А последняя строфа- просто песня!  Спасибо за внимание!
     
     
     
     
     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 10.pptx1.15 МБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок географии в 8-9 классах "Формирование территории России"

    Данная презентация предназначениа для изучения географии в 8-9 классах...

    Урок по теме «Закономерности распределения основных элементов климата на территории России»

    Успешность освоения курса «Географии России» для 8-9 класса невозможна без качественного усвоения темы «Климат и климатические ресурсы». Поэтому значимость этого урока очевидна и бесспорна. Начиная...

    План конспект урока в 6 классе на тему «Кочевые племена на территории России в IV-V веках»

    План конспкт поможет узнать о кочевых племенах их местонахождении, занятиях, уровне развития, религии на территории России IV – V веках....

    Урок по теме "Распределение температуры воздуха и осадков на территории России"

    Данный материал  представляет  собой разработку  урока географии для 8 класса по теме "Распределение температуры воздуха и осадков на территории России"  с  использованием...

    урок по теме " Закономерности распределения основных элементов климата на территории России"

    Задачи: систематизировать и углубить знания о закономерностях распределения тепла и влаги по сезонам года на территории России; сформировать понятие «коэффициент увлажнения», используя раннее усвоенны...

    9 класс. Проверочная работа "ЭГП России", Формирование территории России, Социальная и экономическая география

    9 класс. Проверочная работа "ЭГП России", Формирование территории России, Социальная и экономическая география...