Рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс) на тему

Худокормова Ирина Юрьевна

Рабочая программа включаем модуль "Краеведение" и расчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_6_klass.docx53.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3»

         

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ  СОШ № 3

_______________И.И. Офицеров

«___»__________2015г.

                                                                                                                                         

                                                                                                                     

Рабочая программа по предмету                                                                                           «география»                                                                                                                                             для 6 класса                                                                                                                       на 2015 – 2016 уч. год                                                                                 (базовый уровень)                                                                                            
на 35 учебных недель

                                             

                                                                  Составитель: Худокормова И.Ю.,                                                                                  учитель географии высшей категории

                                                   

г. Серпухов

Пояснительная записка

       Рабочая программа по  географии в 6 классе составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по географии (Дрофа. - М.,2008) В федеральном базисном учебном плане на предмет «География» (6 класс) отводится 34 часа (1 час в неделю). Но в  «Начальный курс географии» интегрирован модуль «Краеведение» для организации изучения обучающимися содержания краеведческой направленности в составе регионального компонента государственного стандарта общего образования.                                                                                                                                                              Таким образом, согласно рабочей программе (разработанной по  Примерной программе основного общего образования), на изучение географии отводится 2 часа в неделю (70 часов в год), что соответствует учебному плану школы.  На модуль «Краеведение» приходится 40% времени (27 часов).                                                                                                                                            Актуальность введения  модуля «Краеведение» обусловлена тем, что в процессе непосредственного восприятия географических объектов и явлений в реальной действительности на примере своей местности, которая знакома с детства, взаимодействует интеллектуальное мышление и практическая деятельность. Обучающиеся в процессе этой деятельности приобретают знания о конкретном  геокомплексе на локальном уровне (как составной части земных оболочек). Одновременно формируются основные предметные понятия («река», «климат», «равнина» и т.п.), элементарные знания о причинно-следственных связях между компонентами природы, между природой и человеком. При непосредственном контакте с изучаемыми объектами и явлениями в процессе практических работ формируются умения:

  • делать описание горных пород и определять их по характеристике, собирать и оформлять коллекции;
  • характеризовать формы поверхности, обнажения;
  • вести дневник наблюдений;
  • вести наблюдения за изменениями погоды, обрабатывать материалы наблюдений за погодой, делать выводы о состоянии погоды, давать описание погоды, строить графики температуры и розы ветров, диаграммы облачности и осадков;
  • ориентироваться на местности, определять азимуты и составлять простейшие планы местности с использованием маршрутной и полярной съемки;
  • выявлять и объяснять изменения земной коры под влиянием хозяйственной деятельности человека на примере своей местности и объяснять наблюдаемые процессы и явления;
  • характеризовать различные водоемы (река, озеро, подземный источник), их использование и охрану;
  • выявлять и объяснять особенности компонентов природы в своей местности, их взаимосвязи, устанавливать связь между отдельными компонентами природы и причинно-следственные связи между наиболее распространенными растениями и животными своей местности от условий среды обитания;
  • описывать изменения природы своей местности в зависимости от численности и от хозяйственной освоенности территории.

Введение модуля «Краеведение» не противоречит целям географического образования, указанным в проекте стандарта основного общего образования. К ним относятся: овладение умениями ориентироваться на местности, освоение знаний о географических особенностях природы, населения, хозяйства различных территорий, о России во всем ее разнообразии, воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране.

В требованиях к уровню подготовки обучающихся, указанных в проекте стандарта, обращается внимание на то, что учащиеся должны уметь:

  • выделять, отличать, объяснять существующие признаки географических объектов и явлений;
  • составлять географическую характеристику разных территорий;
  • определять местоположение объектов на плане, карте;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
  • использовать приобретение знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Это подтверждает необходимость организации модуля «Краеведения» в рамках личностно-ориентированного и практико-ориентированного обучения через организацию практических работ и экскурсий, организационно большая часть которых может проводиться в начале (сентябрь, октябрь) и в конце (апрель, май) учебного года.                                                                                                                        Модуль «Краеведение» в учебном предмете «География» является новым видением организации деятельности обучающихся в учебном процессе, в котором раскрывается новое содержание. Практическая направленность модуля позволяет сформировать умения и вывести их на уровень компетенций.                                                                                                                                                         Цель данного курса – формирование системы знаний и умений по комплексному исследованию родного края с ориентацией на развитие духовно-нравственной культуры человека – патриота малой Родины, гражданской позиции, готовности к качественным улучшениям среды жизни.          Задачи курса:                                                                                                                                                                                       - создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы своей местности во всем её географическом разнообразии и целостности;                            - научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;                                                                                                   - воспитание любви к родному краю, бережного отношения к окружающей среде и ощущения социальной значимости в жизни родного края через реализацию географических исследований и творческих работ.

                                       Минимум содержания по разделам

Наименование разделов, тем

Количество часов    всего

Количество часов для модуля «Краеведение»

Практические работы

Контрольные работы

Введение                                                              География как наука.                                               Развитие географических знаний о Земле. Земля – планета Солнечной системы.

6

3

№ 1,2,3

Экскурсия №1

Вход. к/р №1

1.

Виды изображений земной поверхности.                                                             Тема 1. План местности.                                                 Тема 2. Географическая карта.

16

8

№ 4 - 10

к/р  №2 по теме «План местности. Географическая карта»

2.

Строение Земли. Земные оболочки.                              Тема 1. Литосфера.                                                      Тема 2. Гидросфера.                                                               Тема 3. Атмосфера.                                                                             Тема 4. Разнообразие и распространение организмов на Земле.                                                      

41

14

№11 – 17

Экскурсия №2

к/р №3 по теме «Литосфера»;

к/р №4 по теме «Гидросфера»

к/р №5 по теме «Атмосфера»

3.

 Население Земли.

7

1

№ 18

Итоговая к/р за курс 6-го класса

Содержание курса

Введение.

Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география.

Земля— планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.

Виды изображений поверхности Земли.

ПЛАН МЕСТНОСТИ

Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки.

Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.

Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.

Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка.

 ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА

Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус — модель земного шара.

Географическая карта. Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.

Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах.

Географическая широта. Географическая широта. Определение географической широты.

Географическая долгота. Географические координаты.

Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты.

Изображение на физических картах высот и глубин.

Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин.

Строение Земли. Земные оболочки.

ЛИТОСФЕРА

Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные порода. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.

Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте.

Изменение гор во времени. Человек в горах.

Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени. Человек на равнинах.

Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений

о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.

ГИДРОСФЕРА

Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.

Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.

Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.

Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.

Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.

Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.

Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.

АТМОСФЕРА

Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.

Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения

температуры воздуха в течение года.

Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.

Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.

Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.

Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа.

 БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА

Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность.      Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.

Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера.

НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ

Население Земли. Человечество — единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.

                                                         Критерии  оценки.

    Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.                                                                                                                                 Устный ответ.                                                                                                                                                               Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2.  Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3.  Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

 6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

5. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

7. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

8.  Понимание основных географических взаимосвязей;

9.  Знание карты и умение ей пользоваться;

10. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10.Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11.Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12.Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

                             Оценка самостоятельных, письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. Допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. Или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1. Не более двух грубых ошибок;

2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. Или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. Или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание. 1.Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

1. Время выполнения работы: 10-15 мин.

2. Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

1. Время выполнения работы: 30-40 мин.

2. Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

    Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

    Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

   Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

    Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

    Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

                                            Требования к уровню подготовки учащихся

 В результате изучения географии учащийся должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
  • географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
  • дату образования и площадь области в сравнении с другими регионами и странами;
  • численность и естественное движение населения;
  • границы области, соседние области, края и республики, естественные рубежи, по которым проходит граница области, ее протяженность;
  • национальности жителей Кузбасса, коренные народы Кузбасса, религии, их распространение;
  • городские округа и городские поселения, муниципальные районы и их центры, исторические и промышленные центры;
  • сельскохозяйственные районы и их специализацию, крупнейшие
  • особенности геологического и тектонического строения территории родного края;
  • основные формы рельефа (орографические структуры) и месторождения полезных ископаемых, современное изучение территории области и новые месторождения открытых ископаемых;
  • крупнейшие реки, озера, водохранилища и ледники области;
  • распространение основных типов почв;
  • природно-ландшафтные зоны, особенности широтной и вертикальной зональности, растительного и животного мира, заповедники, национальные парки,  зоологические заказники, Красную книгу Кемеровской области;
  • климатообразующие факторы, характеристику резко континентального климата и основные фенологические явления в природе по временам года;
  • экологические проблемы родного края.

уметь

  • выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
  • приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
  • составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
  • определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
  • учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
  • наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
  • проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Календарно - тематическое планирование

Количество часов: всего – 70 часов, в неделю – 2 часа (27 часов - модуль «Краеведение»)

Контрольных работ – 6; практических работ – 20 (в том числе экскурсий.).

урока

Наименования тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные

сроки прохождения

                                                   ВВЕДЕНИЕ -  6 часов (К. – 3 часа)

1.

География – как наука.

К: Родной край – часть России, частица мира.

2.

Входная контрольная работа №1

3.

Развитие географических знаний человека о Земле.                   П. р. № 1 Подписать названия материков и океанов.  Нанести маршруты путешествий  Ф. Магеллана и  Х. Колумба.

4.

Земля – планета Солнечной системы.

П. р. № 2   Измерение  высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу.

5.

К: Положение Московской области в природном пространстве.

П. р. № 3  «Определение положения относительно экватора, в климатическом поясе, природной зоне».

6.

К: Экскурсия №1. «Наблюдение сезонных изменений в природе».

                     РАЗДЕЛ 1. ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ - 16 часов (К. – 8часов)

7.

Тема1. План местности.  8часов

Понятие о плане местности.

К: План города, школы.

П. р. № 4 «Определение объектов на плане местности».

8.

Масштаб

 9.

К: П. р. № 5 «Определение расстояний на местности в масштабе».

10.

Стороны горизонта. Ориентирование.

11.

К: П. р. № 6  «Определение направлений на местности по компасу, азимуту, местным признакам».

12.

Изображение на плане неровностей земной поверхности.

13.

Составление простейших планов местности.

14.

К: П. р. № 7  «Составление плана пришкольного участка».

15.

Тема2. Географическая карта.  8 часов.

Форма и размеры Земли.

16.

Географическая карта.

К: Карты Московской области.

17.

Градусная сеть на глобусе и картах.

П. р. № 8  К:«Определение меридианов и параллелей,  проходящих через свою местность»

18.

Географические координаты.

19.

П. р. № 9 Определение географических координат, расстояний и направлений по картам

К:  координат своей местности

20.

Изображение  на картах высот и глубин земной поверхности.

21.

Значение планов местности и географических карт.   К: П. р. № 10 «Характеристика карты своей местности».

22.

Контрольная работа №2 по теме «План местности. Географическая карта».

                           

                                      РАЗДЕЛ 2.  СТРОЕНИЕ ЗЕМЛИ. ЗЕМНЫЕ ОБОЛОЧКИ  41 ч. (К – 15.)

23.

Тема 1. Литосфера - 9 часов.                                     Строение Земли. К: Природные памятники литосферы Московской  области.

24.

Горные породы и минералы.

К: П. р. № 11 «Изучение свойств горных пород и минералов своей местности. Определение горных пород по образцам».

25.

Движения земной коры.

К: Новейшие движения земной коры на территории Московской области 

26.

Вулканы, горячие источники, гейзеры.

27.

Рельеф суши. Горы.

Особенности жизни в горах и на равнина.

28.

Равнины суши. 

П. р. № 12 «Описание ГП и высоты гор и равнин».

29.

К: Рекорды Московской области. Развитие овражной сети, изменение рельефа человеком.

30.

Рельеф дна Мирового океана

31.

Контрольная работа № 3  по теме «Литосфера».

32.

Тема 2. Гидросфера - 14 часов.                                             Вода на Земле.

33.

Части Мирового океана.

34.

П. р. № 13

Определение ГП моря, полуострова. Обозначение на контурной карте частей океана.

35.

Свойства океанической воды.

36.

Волны в океане.

37.

Океанические течения.

38.

Изучение Мирового океана.                                                     К: П. р. № 14. «Определение по карте расстояния от своего населенного пункта до моря». 

39.

Подземные воды.

К: Минеральные воды Московской  области.

40.

Реки.

41.

Озера.

42.

К: Реки и озера Московской области. Речная система Оки.  К: П. р. № 15 «Определение ГП реки»

43.

Ледники.

44.

Искусственные водоемы. Загрязнение гидросферы. К:  Природные памятники гидросферы Московской  области.

45.

Контрольная работа № 4. по тем «Гидросфера».

46.

Тема 3. Атмосфера - 12 часов.

Атмосфера. Строение, значение, изучение.

К: Загрязнение воздуха своей местности.

47.

Температура воздуха. К: П. р. № 16

«Построение графика суточного хода температур».

48.

Годовой ход температуры воздуха.

К: Максимальные и минимальные температуры в Московской области.

49.

Атмосферное давление.

50.

Ветер.

51.

Водяной пар в атмосфере. Влажность воздуха. Туман. Облака.

52.

Атмосферные осадки.

53.

Погода. Климат. Адаптация человека к разным климатическим условиям.

54.

К: Стихийные климатические явления на территории Московской области.                                 

55.

Распределение света и тепла на Земле.

56.

Причины, влияющие на климат.

57.

Контрольная работа № 5  по теме «Атмосфера».

58.

Тема 4. Разнообразие и распространение организмов на Земле - 6 часов.

Разнообразие и распространение организмов на земле. Почвенный покров.

59.

К: Экскурсия № 2.

Ознакомление с животными и растениями своей местности

60.

Природные зоны.

61.

Организмы в Мировом океане.

62.

Воздействие организмов на земные оболочки.

К: Охраняемые территории Московской области: памятники природы, заказники.

63.

Природный комплекс.

К: П.р. №17 «Установление взаимосвязи компонентов ПК на примере своей местности».

                                          РАЗДЕЛ 3. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ   7 ЧАСА (К – 1)

64.

Человечество – единый биологический вид. Численность населения Земли. Типы населенных пунктов.

65.

Человек – часть биосферы. Повторение изученного. К: П.р. №18 «Составление описания-характеристики  своего города по плану».

66.

Итоговая контрольная работа № 6.

67.

Работа над ошибками.

68.

Подготовка к новому учебному году. Знакомство с содержанием курса 7 класса.

69.

Резервное время

70.

Резервное время

Информационно-методическое обеспечение

    -учебные пособия для учащихся:

   1. Т.П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. Начальный курс географии. 6 класс. (М: Дрофа. 2014 год)

   2. Атлас с комплектом контурных карт. Физическая география. Начальный курс. 6 класс.

    - для учителя:

   3. Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта.

   4. А.П. Кузнецов, «География. Начальный курс» 6 класс. Книга для учителя. – М., 2009.

      О.А. Бахичева, «Начальный курс географии» 6 класс. Методическое пособие. - М., 2008.

                   

Контрольно-измерительные материалы:

    1. О.В. Чичерина, «Тесты по географии» к учебнику Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой.  6   класс. – М., 2005.

    2. В.И. Сиротин, «Практические работы по географии и методика их выполнения». 6-10. – М., 2004.

    3. В.В.  Ковалёв, География. Экспресс-диагностика. 5-6 класс. 44 диагностических варианта– М., 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...