Планирование внеурочной деятельности "Юный географ"
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Маслова Лада Львовна

Планирование внеурочной деятельности по географии для 5 класса  "Юный географ". ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_geograf_5_klass.docx43.16 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный географ» разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Закона РФ «Об образовании» (в действующей редакции);
  • Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрированного в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г. №986   "Об   утверждении     федеральных   требований   к   образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений", зарегистрирован в Минюсте РФ 8 февраля 2010 г., регистрационный N 16299;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", зарегистрировано в Минюсте РФ 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993;
  • Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
  • Фундаментального ядра содержания общего образования;
  • Основной образовательной программы ОУ.

В программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; программы развития и формирования универсальных учебных действий.

Цель изучения курса «Юный географ» - сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Основные задачи курса:

  • формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
  • познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях, что позволяет сформировать географическую картину мира;
  • понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития;
  • формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Психологами доказано, что в школьном возрасте происходит формирование характера, мышления, речи человека, начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к природе.

Главная особенность курса «Юный географ» - познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – географией, сформировать интерес к этому предмету, научить пятиклассников внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Характеристика курса «Юный географ».

Программа внеурочного курса «Юный географ» для учащихся 5 классов является расширением предмета «География».

Основополагающими принципами построения курса «Юный географ» являются: научность в сочетании с доступностью; практико-ориентированность, метапредметность и межпредметность.

Описание места учебного курса «Юный географ» в учебном плане.

Программа курса "Юный географ" рассчитана на 70 часов (2 раза в неделю, 1 год обучения в условиях организации внеурочной деятельности ФГОС ООО) и

 предназначена в качестве курса по выбору естественнонаучного цикла общеинтеллектуального направления для учащихся 5 классов, не начавших изучать географию в рамках школьных программ.

Возраст учащихся: 11-12 лет.

Сроки реализации дополнительной общеобразовательной программы: 1 год.

В  основе  внеурочного  курса  лежит    системно-деятельностный  подход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;
  • ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент курса, где развитие личности обучающегося на основе усвоения унивесальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и результат образования;
  • учет индивидуальных возрастных и интеллектуальных особенностей обучающихся;
  • обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
  • разнообразие видов деятельности и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
  • гарантированность достижения планируемых результатов освоения внеурочного курса «Юный географ», что и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Важными формами деятельности учащихся являются:

развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В преподавании курса природоведения используются следующие формы:

  • работа в малых группах (2-5 человек);
  • проектная работа;
  • подготовка сообщений/ рефератов;
  • исследовательская деятельность;
  • информационно-поисковая деятельность;
  • выполнение практических работ.

Содержание программы курса «Юный географ» предоставляет широкие возможности для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении, для развития творческих и интеллектуальных способностей, наблюдательности, эмоциональности и логического мышления.

Новизна программы в том, что с целью повышения эффективности образовательного процесса используются современные педагогические технологии: метод проектов, исследовательские методы, информационные технологии обучения.

Основной формой работы являются внеурочные занятия, проводимые в кабинете географии.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса «Юный географ»

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.

Личностные

Метапредметные

Предметные

результаты

результаты

Учащиеся смогут:

1.Развивать любознательность и

формировать интерес к изучению природы методами естественных наук.

2. Развивать интеллектуальные и

творческие способности.

Учащиеся получат возможность:

1. Воспитать ответственное отношение к природе

2. Осознать необходимость  защиты окружающей среды.

3. Развивать мотивацию к изучению  различных естественных наук.

Учащиеся научатся:

1. Овладевать способами самоорганизации учебной деятельности:

а) ставить цели и планировать личную учебную деятельность;

б) оценивать собственный вклад в деятельность группы;

в) проводить самооценку уровня личных учебных достижений

2. Освоивать приемы исследовательской деятельности:

а) формулировать цели учебного исследования (опыта, наблюдении);

б) составлять план, фиксировать результаты, использовать простые измерительные приборы;

в) формулировать выводы по результатам исследования.

Учащиеся получат возможность научиться:

1. Формировать приемы работы с информацией, т.е. уметь:

а) искать и отбирать источники информации в соответствии с

учебной задачей или реальной жизненной ситуацией;

б) систематизировать информацию;

в) понимать информацию в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков,

рисунков и т.д.

2. Овладевать опытом межличностной коммуникации, корректным ведением диалога и участием в дискуссии; участвовать в работе группы в соответствии с обозначенной целью.

Учащиеся должны:

1. В ценностно-ориентационной сфере – формировать представление  об одном из важнейших способов познания человеком

окружающего мира.

2. Формировать элементарные

исследовательские умения.

Учащиеся получат возможность:

применять полученные знания и умения:

а) для решения практических задач в повседневной жизни;

б) для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социальной среде.

Методы и формы оценки результатов.

Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит на трех уровнях:

• представление коллективного результата группы обучающихся;

• индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;

• качественная и количественная оценка эффективности деятельности обучающихся.

Особенностями системы оценки достижения результатов внеурочной деятельности являются:

  • комплексный подход к оценке результатов учебной и внеурочной деятельности в рамках общего образования (метапредметных, личностных  и предметных результатов);
  • использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
  • оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
  • сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
  • использование персонифицированных процедур  оценки достижений обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций организации системы внеурочной деятельности;
  • уровневый подход к разработке планируемых результатов и инструментария их представления.

В основном используются такие фомы оценки результатов как:

  • проект;
  • творческий отчет;
  • презентация;
  • анкетирование;
  • портфолио.

Содержание курса «Юный географ»

  1. Введение (4 час). География -  наука  о  Земле. Развитие  представлений  человека  о  мире. Выдающиеся  географические открытия.

Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы (5 часа).

Земля         среди  других  планет. Форма , размеры  Земли. Движение Земли.

Географические следствия движения Земли вокруг своей оси. Географические следствия движения Земли вокруг Солнца. Неравномерное распределение солнечного тепла и света на поверхности Земли.

Раздел 2. Геосферы Земли (28 часа.)

Внутреннее строение Земли (8ч)

Внутреннее строение Земли. Из чего состоит Земная кора. Рельеф Земной поверхности. Вулканы. Землетрясения Движение земной коры. Человек и литосфера. Особенности рельефа своей местности.

  1. Атмосфера (8ч)

Воздушная оболочка Земли - атмосфера. Погода и метеорологические наблюдения. Человек и атмосфера. Опасные явления в атмосфере. Особенности погоды своей местности

  1. Водная оболочка Земли (8ч)

Вода на Земле. Мировой океан – главная часть гидросферы. Воды  суши.

Реки. Озера. Вода в «земных кладовых». Человек и гидросфера

  1. Биосфера –оболочка жизни (8ч)

Оболочка жизни. Появление и развитие жизни на Земле. Растительный и животный мир умеренных поясов. Степи. Жизнь в полярных поясах и океанах.

Природная среда. Охрана природы.

  1. Подведение итогов работы за год.(1ч).

Тематическое планирование

занятия

Тема

Основные виды

внеурочной деятельности

1

2

3

Введение – 4 часа

1

География - одна из наук о планете Земля.

Познавательная деятельность: знать понятие «география», «географические объекты»;

формирование представлений человека о Земле на разных этапах жизни;

иметь представления о путешественниках, их открытиях;

отбирать источники географической  информации для объяснения происхождения географических названий;

уметь отбирать источники  географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом.

Практическая деятельность: формировать способности к монологическому высказыванию на заданную тему;

развивать мотивацию к изучению географии;

нанесение на к/к маршрутов путешественников;

работать с Интернет-ресурсами;

работать    в    группе,    оценка    и самооценка.

2

Зарождение географии

3

Выдающиеся географические открытия.

4

Наблюдение – метод географической науки

Раздел  № 1. «Земля как планета Солнечной системы» - 5 часов.

1-2

Земля среди других планет

Познавательная деятельность:

иметь представления о Солнечной системе и о Земле среди других планет;

иметь представления о формах и размерах Земли;

формировать представление о Солнечной системе, уметь описывать особенности вращения Земли;

формировать представлеия и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли.

Практическая деятельность:

уметь ставить   цель и планировать личную учебную деятельность;

формировать пиемы работы с  информацией;

работать с Интернет-ресурсами;

работать    в    группе,    оценка    и самооценка.

3

Форма, размеры Земли.

4

Движение Земли по околосолнечной орбите

5

Суточное вращение Земли

Раздел  № 2. «Геосферы Земли» - 28 часов.

Внутреннее строение земли (8 часов)

1

Слои «твердой» Земли.

Познавательная деятельность:

уметь выявлять особенности внутренних оболочек Земли и сравнивать их между собой;

развить умение распознавать на физических картах разные формы рельефа;

умение определять закономерности распространения землятрясений и вулканизма;

устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними, внутренними географическими процессами;

использовать приобретённые знания и умения для чтения физических карт;

проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Практическая деятельность:

 уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации;

работа в группе, оценка и самооценка;

формировать умение систематизировать информацию и понимать ее;

 развивать мотивацию к изучению географии;

формирование интерес к научному познанию мира;

нанесение на к/к основных форм рельефа.

2

Вулканы Земли.

3

Из чего состоит земная кора

4

Строение земной коры

5

Землетрясения

6-7

Рельеф земной поверхности.

8

Человек и литосфера

Атмосфера (8 часов)

1-2

Воздушная оболочка Земли - атмосфера.

Познавательная деятельность:

знать и объяснять существенные признаки понятий: «атмосфера»;

использовать приобретённые знания и умения для чтения карт погоды;

отбирать источники географической информации для составления описаний погоды, для объяснения причин разнообразия климата на Земле;

проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников

Практическая деятельность:

уметь ставить цель и планировать личную учебную деятельность;

формировать приемы работы с информацией;

осознавать ценность географического знания как важнейшей картины мира

формировать умение систематизировать информацию и понимать ее;

формирование интерес к научному познанию мира;

составление календаря погоды.

3

Погода и метеорологические наблюдения.

4

Человек и атмосфера

5-6

Опасные явления в атмосфере

7-8

Особенности погоды своей местности

Водная оболочка Земли (8 часов)

1

Вода на Земле

Познавательная деятельность:

знать и объяснять существенные признаки понятий: «гидросфера»;

 использовать понятия «гидросфера», «океан», «море», «река», «озеро» для решения учебных задач по созданию модели глобального океанического конвейера;

устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и характером реки, составом горных пород и скоростью просачивания воды;

устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и видами озер;

проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Практическая деятельность:

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации;

развивать познавательный интерес, способности к самостоятельному приобретению знаний;

развивать мотивацию к изучению географии;

нанесение на к/к основных гидрообъектов;

формирование интерес к научному познанию мира.

2

Мировой океан – главная часть гидросферы

3

Воды суши. Реки.

4

Озера. Вода в «земных кладовых»

5-6

Человек и гидросфера

7-8

Воды своей местности

Биосфера (8 часов)

1

Оболочка жизни

Познавательная деятельность:

знать и объяснять существенные признаки понятий: «географическая оболочка», «биосфера»;

устанавливать взаимосвязи между

первыми организмами и окаменелостями;

 приводить примеры почвенных организмов, типичных растений и животных различных районов Земли;

отбирать источники географической информации для составления описаний погоды, для объяснения причин разнообразия климата на Земле.

Практическая деятельность:

уметь вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации;

формировать интерес к научному познанию мира;

развивать мотивацию к изучению географии;

описывать природные комплексы.

2

Жизнь в тропическом поясе

3

Растительный и животный мир умеренных поясов. Степи

4

Растительный и животный мир умеренных поясов. Тайга

5

Жизнь в полярных поясах и океанах

6-7

Природная среда. Охрана природы

8

Живая природа своей местности. Охрана природы

1

Подведение итогов за год.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения

образовательного процесса

Технические средства обучения:

  • персональный компьютер;
  • интерактивная доска;
  • мультимедийный проектор;
  • колонки;
  • DVD – комплекс.

Наглядные пособия по курсу:

  • видеоуроки по темам курса;
  • ЭОРы по темам курса;
  • инструкционные карты для выполнения всех практических заданий курса;
  • раздаточный материал для освоения разделов курса.

Тематические карты.

Коллекция горных пород.

Глобус физический.

Глобус практический

Список литературы

для учителя:

Акимушкин, И. И. Мир животных. - М.: Мысль, 1998.

Белавина, И., Найденская, Н. Планета – наш дом. – М.: Просвещение,1977.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001.

Благосклонов, К. Н. Охрана природы. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Колос, 1984.

Дронов В.П. География. Начальный курс: 5 класс. - М.: изд. « Вентана- Граф», 2012 г.

Касаткина, Н. А. Природоведение. Материалы к уро¬кам. - Волгоград: Учитель, 2003.

Сборник загадок: пособие для учителей / сост. М. Т. Карпенко. – М.: 1988.

для учащихся:

Акимушкин, И. И. Мир животных. - М.: Мысль, 1998.

Балбышев, И. Н. Родная природа. – Л.: 1975.

Белавина, И., Найденская, Н. Планета – наш дом. – М.: 1977.

Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2001

Брем, А. Э. Жизнь животных: в 3 т. – М.: Терра, 1992.

Благосклонов, К. Н. Охрана природы. - М.: Колос, 1984.

Благосклонов, К. Н. Охрана природы. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Колос, 1984.

Все обо всем. Энциклопедия для детей. - М.: Слово АСТ, 1998.-т. 5.

Пашканга, К. В. Охрана природы (для учащихся).- М.: Просвещение, 1990.

Стрижев, А. Н. Профиль года. – Человек и природа. – М.: 1978.

Что такое? Кто такой? – М.: Педагогика-Пресс, 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СПУТНИК КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ: ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

СПУТНИК КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ:ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ.Автор-составитель: Тихонова Н.А. Классный руководитель Рекомендации будут интересы не только для классных р...

Календарно-тематическое планирование внеурочного занятия в 1 классе "Занимательный английский" ФГОС второго поколения.

Данное тематическое планирование рассчитано на 1ч. в неделю. Содержит основные виды деятельности обучающихся....

СПУТНИК КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В данных рекомендациях классным руководителям предлагаются различные технологические приемы, которые можно использовать на стадии планирования воспитательной деятельности с детьми.   ...

Рабочая программа и календарно- тематическое планирование кружка по географии "Готовимся к олимпиаде по географии ".

Данная рабочая программа поможет более результативно подготовить учащихся к олимпиаде по географии....

Рабочая программа по географии в 5 кл.Курс внеурочной деятельности "География в экспериментах"

Курс внеурочной деятельности "География в экспериментах".35 час....

Разработка методических рекомендаций и поурочного планирования к курсу географии в профильном классе по теме: «МЕДИЦИНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ»

Разработка методических рекомендаций и поурочного планирования к курсу географии в профильном классе по теме: «МЕДИЦИНСКАЯ ГЕОГРАФИЯ»...

Дополнительный материал к урокам географии России или к внеурочным мероприятиям "География с юмором"

Список смешных географических названий из разных регионов России (населенные пункты, реки), собранных учащимися во время декады географии. Возможно применить на уроках, внеклассных мероприятиях для ми...