Главные вкладки

    Текст- задания для оценки естественнонаучной грамотности детей
    методическая разработка по географии на тему

    Текст- задания  для оценки естественнонаучной грамотности детей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл bolota.docx15.12 КБ
    Файл ozera.docx13.7 КБ

    Предварительный просмотр:

    География, 8 класс, тема «Внутренние воды и водные ресурсы».

    Внимательно прочитайте предложенный текст. Пользуясь информацией,  полученной из текста, дайте развернутые ответы на вопросы.

    Болота

    Болота являются хранилищами чистой воды. Вопреки распространенному мнению, вода в болотах не застоялая: если в озерах вода полностью обновляется в среднем за 17, то в болотах – за пять лет. Болотный мох (сфагнум) - отличный антисептик, он  не дает развиваться даже тем бактериям, которые могут существовать без кислорода. Кроме этого, торф в толще болота связывает вредные вещества в нерастворимые соединения, благодаря этому болотная система является естественным фильтром пресной воды. На сегодняшний день в болотах всего мира сохраняется запас в 11,5 тыс км³ пресной воды — в пять раз больше, чем во всех реках мира.

    Заболоченная местность является регулятором климата. Единственная экосистема на планете, противодействующая скоплению СО2 в атмосфере и, соответственно, парниковому эффекту, – болота. Один гектар таких угодий в 10 раз эффективней забирает углекислый газ из атмосферы, чем лес такой же площади. Болота накапливают торф, который состоит в основном из углерода, и болота, изымая его из атмосферы и накапливая, являются природными «ловушками» для этого газа. Тем самым трясины предохраняют атмосферу от перегрева, уменьшают парниковый эффект и охлаждают планету.

    Болота поддерживают водный баланс. Накапливая воду, они предотвращают паводки и позволяют экономить средства на возведении дорогостоящих дамб и водохранилищ. В отличие от минеральных почв, торфяные отложения обладают большей влагоёмкостью и водоудерживающей способностью. 

    Осушение болот нарушает питание мелких рек, вытекающих из болота. В результате массового осушения болот исчезло высохло много рек. Одним из свойств трясчины является сбор дождевой и талой воды. Расходуя её постепенно в течение сухого сезона, болота не дают мелеть рекам, протекающим через них, а также через грунтовые воды питают ручьи. 

    Болотная среда замедляет рост бактерий, отчего тела органического происхождения, утонувшие в болоте, не разрушаются. За сотни миллионов лет слои торфа сохранили различных диковинных животных и растений. Не было бы болот, люди вряд ли бы узнали, что в Гренландии и на Шпицбергене когда-то очень давно росли магнолии и пальмы. За последние 300 лет в заброшенных торфяных болотах Британии, Ирландии были обнаружены хорошо сохранившиеся тела людей. Большая часть этих мумий датируется I в. до н. э. — IV в. н. э. 

    Задания: Вопрос 1 Предотвращают ли болота паводки?

    Вопрос 2 Как связаны болота с климатом?

    Вопрос  3 Как нарушится биогеоценоз, если осушить болото?

    Список использованной литературы:

    1. http://www.aif.ru/dontknows/about/1094708

    2. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA–2014 (краткий отчет). Москва, 2014



    Предварительный просмотр:

    География, 8 класс, тема «Внутренние воды и водные ресурсы».

    Внимательно прочитайте предложенный текст. Пользуясь информацией,  полученной из текста, дайте развернутые ответы на вопросы.

    Озера. На географических картах озера окрашены то в голубой, то в сиреневый цвет. Голубой цвет означает, что озеро пресное, а сиреневый, — что оно соленое.
    Соленость воды в озерах различна. Одни озера так насыщены солями, что в них невозможно утонуть, и их называют минеральными. В других вода только чуть солоноватая на вкус. Концентрация растворенных веществ зависит от того, какую воду приносят им реки. Если климат влажный и реки многоводны - озера пресные. В пустынях осадков мало, реки часто пересыхают или их нет совсем, поэтому и озера соленые.
    Среди крупных озер мира больше всего пресных. Это связано с тем, что вода в них проточная и не застаивается, а значит и соли, приносимые реками, уносятся ими же в моря и океаны.
    Самые пресные из озер планеты — это Байкал в Азии, Онежское и Ладожское в Восточной Европе, Верхнее в Северной Америке. Но самым пресным из них все же следует считать озеро Бенерн — крупнейшее из озер Западной Европы. Его вода ближе всего к дистиллированной, немного больше растворимых минеральных веществ в Байкале и Онежском озере.
    Особенно бедны солями горные ледниковые озера, воды которых питают ледники и снежники.
    Мертвое море самое глубокое и самое соленое из соленых озер. Его самая большая глубина свыше 400 метров, а расположено оно на 395 метров ниже уровня Мирового океана. В одном литре воды Мертвого моря в нем содержится 437 граммов соли.
    Некоторые из озер являются солоновато-пресными. Самое удивительное из них озеро Балхаш. Западная его часть пресная, а восточная - солоноватая. Причина такого своеобразия заключается в том, что в западную часть озера впадает река Или, а восточная лежит в окружении пустынь, где вода очень сильно испаряется. Поэтому на географических картах западная часть Балхаша показана голубой, а восточная — сиреневой.
    Огромное озеро Чад, расположенное на окраине Сахары, является пресным сверху и солоноватым у дна. Пресная речная и дождевая вода, попадая в озеро, не смешивается с солоноватой, а как бы плавает на ней. В верхнем слое живут пресноводные рыбы, а попавшие в озеро в давние времена морские рыбы держатся у дна.

    Задания: Вопрос 1 Каким цветом изображаются на картах пресные озера и соленые?

    Вопрос 2 Какие озера имеют и пресную и соленую воду одновременно?

    Вопрос 3 Связана ли соленость и пресность озер с климатическими поясами? Если связана, то как?

    Вопрос 4 Нужно ли нам создавать искусственные озера?

    Список использованной литературы:

    1. http://children.claw.ru/3_earth_universe/content/006/21.htm

    2. Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся PISA–2014 (краткий отчет). Москва, 2014


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации по работе над повышением уровня естественнонаучной грамотности

    Для успешной работы на уроках естественно-научного цикла рекомендовано применение определённых методов обучения: проблемного, индивидуально-группового, научно-исследовательского. Используя данные мето...

    Методические рекомендации по работе над повышением уровня естественнонаучной грамотности

    Для успешной работы на уроках естественно-научного цикла рекомендовано применение определённых методов обучения: проблемного, индивидуально-группового, научно-исследовательского. Используя данные мето...

    Формирование естественнонаучной грамотности учащихся в условиях модели школы полного дня

    Одним из приоритетных направлений работы в условиях школы полного дня было выбрано естественнонаучное, так как в настоящее время наблюдается существенное падение интереса учащихся ко всем предметам ес...

    Развитие естественнонаучной грамотности на уроках биологии

    В данной работе предлагается с помощью особых типов задач развивать естественно-научную грамотность на уроках биологии. Использование таких заданий помогает развить универсальные учебные действия, учи...

    задания по теме «Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии».

    В данной работе представлены задания по теме "Практика формирования естественнонаучной грамотности на уроках географии и биологии"...

    «Формирование естественнонаучной грамотности старших школьников через проектную и исследовательскую деятельность»

    В презентации представлен опыт работы по форми рованию естественно-научной грамотности старших школьников через проектную и исследовательскую деятельность....