Статья Особенности индивидуального обучения.
статья

Каждый ребенок - это личность. все дети разные в развитии, по физическим показаниям, имеют разное воспитание.

Наша задача помочь развиться ему, найти свою тропинку в жизни,показав ему все разнообразие окружающего мира.

Помочь слабому стать сильным, замкнутому- более общительным. научиться излагать свои мысли, не боясь спорить, высказывать свои мнения.

чем больше интересных личностей.тем богаче наша страна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статьи об образовании, публикации на тему образование

Особенности индивидуального обучения географии.    

 

В каждом из нас есть то, чего нет в других.

Вы можете делать то, что не может другой.

 Ищите это в себе, находите, берегите и развивайте!

 Вы никогда не потерпите фиаско,

 занимаясь тем, к чему предназначены.


Дипак Чопра

Цель обучение ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.(Э. Хаббард)

 Ученикам, чтобы преуспеть,

 надо догонять тех, кто впереди,

 и не ждать тнх, кто позади.

 (Аристотель)

Организация образовательного процесса может иметь свои особенности, в зависимости от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся:                                       во-первых, разные сроки освоения образовательных программ, которые могут быть увеличены по сравнению с общеобразовательной школой; во-вторых, вариативность организации занятий с обучающимися. Занятия могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно; в-третьих, гибкость моделирования учебного плана. Выбор учебного плана осуществляется на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций совместно с родителями.

Существует много положительных качеств у такой формы образования, главными из которых являются:

  • Адаптированная система обучения под индивидуальные особенности ребенка (время, темп, характер).
  • Возможность отслеживать продвижение в знаниях и вовремя корректировать неправильное восприятие информации.
  • Приспособление к постоянным изменениям в программе обучения.
  • Создается контакт между преподавателем и учащимся на психологическом уровне.
  • Формирование адекватной самооценки у обучающихся.
  • Учитываются недостатки в воспитании родителями и преодолеваются комплексы, а также развивается сила воли.
  • Использование современных средств в образовании (компьютер).

Технология индивидуального обучения

Основывается на выработке качеств самостоятельности у ребенка. Технология индивидуализированного образования охватывает весь спектр учебного процесса. В него входят: методы, цели, содержание и средства.

Цели такого способа- получения знаний.

Роль интернета в программе индивидуального обучения

Стремление к переходу на современный уровень в области образования выявляет необходимость обратиться к информационным технологиям, к которым относятся компьютерные коммуникации.

Сегодня большое значение придается получению образования дистанционно. Интернет может облегчить процесс обучения. Достаточно учителю и ученику иметь доступ к Сети, и индивидуальное образование на расстоянии не будет проблемным. Это удобно в тех случаях, когда преподаватель не может приезжать каждый раз на дом к ребенку.

Программа индивидуального обучения составляется и изменяется учеником согласованно с учителем. В результате этого ребенок самостоятельно конструирует для себя образовательный процесс. Основные процедуры, которые выполняются при составлении индивидуальной системы обучения:

  • Выбор учеником из перечисленных учителем целей деятельности.
  • Планирование действий на каждый урок.
  • Освоение способов получения знаний.

Каждая процедура состоит из отдельных элементов различной сложности. Это предусматривается для того, чтобы ученик осваивал образовательные принципы и формировал в себе чувство самостоятельности.

Индивидуальное обучение с преподавателем является наиболее приемлемым и эффективным способом получения необходимых знаний. Оно позволяет максимально быстро овладеть той информацией, которая по каким-либо причинам была неизвестна ребенку.

Главное достоинство индивидуального обучения – оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; следить за его продвижением от незнания к знанию, «вносить вовремя необходимые коррекции в деятельность как обучающегося, так и учителя, приспосабливать их к постоянно меняющейся, но контролируемой ситуации со стороны учителя и со стороны ученика. Все это позволяет ученику работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обучения.

Индивидуальный подход – это:

  • принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности;
  • ориентация на индивидуальные особенности ребенка в общении с ним;
  • учет индивидуальных особенностей ребенка в процессе обучения;

создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребенка в отдельности.

Основные цели индивидуализированного обучения:

• сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей (способностей);

• содействие средствами индивидуализации выполнению учебных программ каждым учащимся, предупреждение неуспеваемости учащихся;

• формирование общеучебных умений и навыков при опоре на зону ближайшего развития каждого ученика;

• улучшение учебной мотивации и развитие познавательных интересов;

• формирование личностных качеств: самостоятельности, трудолюбия, творчества.

Индивидуальный подход при обучении ребенка должен основываться на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей. Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности.

Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека.

Знание физического состояния и развития детей имеет очень большое значение. При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на уроке, занятии и общая работоспособность. Нужно знать раннее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, а также сказывается на участие в различных спортивно-массовых мероприятиях. Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении: более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.

Индивидуализация обучения - это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся; что позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика.

Проблема учёта индивидуальных особенностей учащихся относится к традиционным для психолого-педагогической науки. В практике процесс обучения в основном ориентируется на средний уровень обученности и развития способностей к учению, поэтому не каждый школьник может реализовать свои потенциальные возможности.

Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ученика. Учёт особенностей учащихся носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения: при восприятии цели, мотивации учения, решении учебных задач, определении способов действий и т. д. Происходит интеграция отдельных приёмов, способов индивидуализации обучения в единую систему, что повышает эффективность и обеспечивает единство обучения, воспитания и развития. Готовя учащихся к усвоению нового учебного материала, учитель определяет, какие знания, сведения из их личного опыта должны быть привлечены.

Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, разработку систем заданий различной трудности и объёма. Целесообразно выделять основной (для всех учащихся) и варьируемый (для работы с различными группами и отдельными учениками) учебный материал. По мере продвижения ученика на более высокие уровни учебной деятельности варьируемый материал и его функции меняются: он может быть дополнительным, вспомогательным, промежуточным.

Средствами индивидуализации обучения могут выступать индивидуальные и групповые задания. Каждое задание предполагает соответствующие способы действий, которые не всегда адекватны решаемой задаче. На этапе усвоения индивидуализация заключается в показе образца действия, развёрнутом пояснении, после чего учащийся выполняет задания частично или полностью самостоятельно. Учителю необходимо заранее предвидеть затруднения, которые могут возникнуть у школьника, и рекомендовать пути их преодоления; прочитать ранее изученный материал, обратиться к справочной или дополнительной литературе и т. д.

Часто учитель разделяет задание на отдельные небольшие задачи, этапы. При этом каждая последующая задача становится посильной для учащегося, если выполнена предыдущая. В тех случаях, когда реальные учебные возможности ученика выше объективных требований, учитель может повысить сложность индивидуального задания

Индивидуальная работа позволяет дифференцировать содержание, степень трудности учебных заданий, способы действий и пр., создаёт благоприятные условия для формирования индивидуального стиля деятельности.

Для организации индивидуальной работы учащихся применяются карточки-задания, тетради на печатной основе, которые позволяют при меньшей затрате времени увеличить объём самостоятельной работы, доклады, рефераты и т. д. Сочетание этих форм, взаимо-переходы из одной в другую способствуют продвижению учащегося на более высокие уровни учебной деятельности.

Подбор индивидуальных заданий сложен. Если слабому ученику давать лишь облегчённые задания, то это усугубит недостатки в его развитии. Таких учеников нужно сначала включить в посильную для них работу, затем постепенно усложнять задание. При подборе заданий на применение и закрепление знаний необходимо учитывать имеющиеся у учащихся пробелы и предлагать задания на ранее изученный материал.

При изложении нового учебного материала возможности индивидуального обучения на уроке ограничены. А при общении с одним ребенком учитель может чаще обращаться с вопросами к нему, просить его повторить правило, закон, теорему, привести пример. Для учеников, у которых развита зрительная память, учитель готовит дополнительный наглядный материал, школьников с развитой моторной памятью чаще вызывает к доске для записи новых терминов, выводов и т. д. Для успевающих необходимо организовать самостоятельную работу вместо подробного инструктажа (который проводится для отстающих).

Интересу к учению способствует самостоятельная поисковая, творческая работа, применение знаний в новой ситуации, использование средств наглядности, эмоционального воздействия. Целесообразно также опираться на сложившиеся у учащихся интересы к различным областям знания, технике, искусству и т. д.

В качестве компонентов индивидуализированного обучения на всех этапах учебной деятельности выступают контроль и самоконтроль. При самоконтроле предстоит осмыслить цель деятельности и тот образец, с которым он может сличить ход и результаты учебного труда. Учитель комментирует образец действия, пробное его выполнение. Элементы самоконтроля закладываются уже при первоначальном планировании учеником своей работы.

                Географии принадлежит видное место в решении задач по формированию научного мировоззрения, высокой нравственности, практической подготовки молодёжи к жизни. Один из способов, призванных решению этих задач - это внедрение в практику активной самостоятельной работы учащихся, так как она создаёт условия для развития умственных способностей и творческого подхода в учебной работе.

Специфика географии как школьного предмета заключается в том, что необходимым условием его усвоения является наличие у школьников умений пользоваться различными источниками географической информации для получения знаний: текстовыми, картографическими, статистическими и др. Овладеть этими умениями можно только в ходе выполнения практических работ.

Практические программные работы ориентированы на формирование следующих умений: называть и показывать различные географические объекты; описывать и характеризовать объекты, явления, территории, взаимосвязи между компонентами и т д.; определять направления, гeoграфические координаты и т д.; измерять расстояния, азимуты и др.; наблюдать за различными процессами, явлениями на местности; объяснять и оценивать взаимосвязи между компонентами природы, различные географические, экологические и другие ситуации; прогнозировать возможные направления развития, изменения, взаимоотношения различных явлений и процессов.
Выполнение системы практических работ, предусмотренных программой, способствует овладению школьниками картографическими, сравнительно-историческими, геоэкологическими, геосистемным подходами и методами. Фактически весь раздел программы «Планируемые результаты обучения» тесно связан с содержанием и характером программных практических работ. Практические работы по географии весьма разнообразны по содержанию, по используемым для их выполнения источникам географической информации, по уpoвню самостоятельности школьника, по форме фиксации результатов. Определяется это разнообразие прежде всего особенностями содержания изучаемого материала, используемыми источниками географической информации, уровнем предшествующей подготовки школьника.

Однако определенный уровень подготовки у некоторых учеников лучше достигается во время индивидуальных занятий.

От правильной организации учебного процесса напрямую зависит подготовленность каждого ребенка к обучению географии, а также от уровня его обучаемости. Ученики по- разному подготовлены к эффективному обучению, и к усвоению нового материала.

 Индивидуальные особенности подготовки можно чётко проследить по следующим показателям:

- учебным умениям,

- обучаемости - его умственным способностям (в том числе креативности),

- познавательным интересам,

- обученности - состоит из программных, а также внепрограммных умений и знаний.

Теория индивидуальной технологии обучения базируется на педагогической основе, согласно которой умственные особенности ученика по уровню обучаемости сводятся ко времени, которое необходимо ему для усвоения учебного материала определённого объёма. Если каждый ученик будет иметь достаточное количество времени для эффективного овладения изучаемым материалом, который будет соответствовать его личным возможностям и способностям, то можно обеспечить гарантированное усвоение базовых знаний школьной программы. Освоение школьной программы при индивидуальном обучении возможно на разных уровнях:

- первый уровень - минимальный, который соответствует минимуму содержания    образования,

- второй - базовый,

- третий - вариативный или творческий.

В процессе обучения уровень содержания может меняться. Перед педагогом стоит задача организовать обучение так, чтобы каждый ученик на каждом конкретном этапе мог максимально реализовать свои интеллектуальные способности и возможности. При этом учитель должен чётко сохранять принцип доступности. В качестве основных принципов данной педагогической технологии можно выделить следующие:

превосходство (например, если что-то получается хуже, значит, что-то получиться лучше, и это лучшее нужно найти в ученике);

талантливость (нет детей без талантов, а есть те, которые занимаются не своим делом);

неизбежность перемен (ни одно суждение о человеке нельзя считать окончательным).

Таким образом, преподаватель географии выявляет умение ученика различать и запоминать содержание учебного материала и умение воспроизвести его в объёме стандартных требований к его усвоению, владение начальными (простейшими) навыками анализа, может ли строить схему рассуждений. Поставленная задача должна быть доступна. Доступность рассматривается педагогом как один из основополагающих принципов, но она должна опираться на максимально высокий уровень, который заставляет включать в поиск решения поставленной познавательной задачи весь запас знаний, все интеллектуальные возможности и способности.

 Второй уровень -  ученик с репродуктивным характером мышления и действий при решении той или иной задачи. Он должен запоминать учебный материал, понимать его и уметь использовать в знакомой учебной ситуации. Главный метод его работы - опора на прошлый опыт, где ясно просматривается желание перенести этот опыт в качестве шаблона на новую ситуацию. На этом уровне ученика отличают целенаправленность и организованность интеллектуальной деятельности, более развитые умения проводить синтез и анализ, но сравнительно слабое владение методами географии.

В третий уровень - ученик, подходит к решению данной поставленной задачи творчески. Он должен понимать учебный материал, уметь его воспроизводить, использовать в изменённой и знакомой учебной ситуации и выполнять самостоятельные работы творческого характера. На этом уровне ученик обладает высокой степенью активности и многогранностью вариантов воспроизведения и усвоения, поиском наиболее рациональных приёмов решения для задачи различного типа. Важное место занимает углубленный анализ содержания задачи, а также её внутренней логики.

Ученик способен воспринимать материал глубже и шире по сравнению с первым и вторым уровнем.

Если ученик во время самостоятельной работы испытывает затруднения, то со стороны учителя правомерно применение наводящих вопросов, ответы на которые толкнут учащегося на выбор верного способа решения. Наводящие вопросы учитель соответствующим образом учитывает при оценке работы ученика. Теряя бал, ученик выигрывает в другом - он постепенно приобретает умение логически мыслить, сравнить, находить взаимосвязи между фактами и явлениями, обобщать, исследовать и т.п.

Анализируя образовательные, воспитательные аспекты учебной деятельности, можно определить следующие цели индивидуального обучения географии:

- выявить временные технологические группы ученика для раскрытия географической картины мира, включающей природу, население и хозяйство;

- дать понятие территориальных различий окружающего мира, их объективного характера и значения для жизни людей,

-  выработать у ученика научные взгляды на взаимосвязь природы и общества;

- способствовать нравственному воспитанию ученика, формировать любовь к Родине, с широким взглядом на мир;

- помочь средствами географии удовлетворить интересы и потребности развивающейся   личности: любознательность, самостоятельность, активность, взаимопомощь.

В зависимости от характера познавательной деятельности ученика: работа с картой, аудиовизуальными пособиями, картинами, цифровым материалом использую задание трех уровней:

первый уровень - объяснительно-иллюстрированный. Ученик воспроизводит изучаемый материал в том виде, в каком он изложен в учебниках.

второй уровень - репродуктивный. Ученик применяет знания и умения по образцу.

третий уровень - частично-поисковый и исследовательский. Ученик творчески применяет знания и умения в новой учебной ситуации.

Эти уровни и соответствующие им методы использую на всех этапах обучения: при объяснении и изучении нового материала, проверке, обобщении и закреплении знаний. При объяснении нового материала используют работу с учебником. Ребенок получает задания, инструкцию по их выполнению с указанием параграфа, страницы, абзаца.

 В 7 классе при изучении тем: «Природные зоны» предлагаю задания разного уровня сложности:

1) выделить главные мысли изученного;

2) дать характеристику явлением, процессам.

3) сравнить карту природные зоны с климатической. Ученик имеет возможность выбрать задания для себя посильные, чтобы успешно с ними справляться.

 Домашнее задание можно предложить также на выбор по усмотрению ученика.

1. Составить сложный план рассказа (1 уровень);

2. В каждом абзаце выделить главную мысль (2 уровень);

3. Сделать ЛОК (лист опорного конспекта) по тексту параграфа (3 уровень).

В заключение сформулируем основные условия эффективного осуществления индивидуального обучения.

1. Требования к учащимся не должны быть занижены. Задания важно составлять так, чтобы даже для самых слабоуспевающих учеников они соответствовали минимуму содержания образования, а для более подготовленных учеников углубляли бы программные знания.

2. Обязательное условие организации индивидуального обучения - знание учителем уровня обученности и развития познавательных умений учеников, их индивидуальных особенностей.

3. Условия реализации индивидуального обучения:

достаточный набор дидактических материалов (задания, инструкции и т.п.);

систематический контроль учителя и оценка им учебного труда ученика;

Каждый ученик - это личность. А мы должны помочь раскрыться этой личности, поверить в себя и добиться больших успехов.

Литература:

1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для вузов - М.: Народное образование, 1998 - 225 с.

2. Е. А. Юнина "Педагогическая психология: социально-личностное образование". Пермь: ПРИПИТ, 2004. - 92 с.

3. И.М. Осмоловская. Каждый школьник талантлив по-своему. Директор школы - 2000 - № 2 с.67 - 72.

4. Крылова Н. А., Александрова Е. Как обеспечить индивидуальное образование? Народное образование. 2002. № 9. с.23-28.

5. Рабунский Е.С. Индивидуализация домашних заданий - необходимое условие успешного обучения, - Калининград, 1962.

6. Анастасова Л.П. и др. Способы и приемы контроля знаний, умений и навыков по курсу географии - М, 1986.

7. Л.И. Новикова. Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения. Начальная школа - 2002 - № 1 с.73-74.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности индивидуального обучения

Я не открываю Америку. Кто-то уже знаком с подобной работой, кто-то только начинает. Но всегда необходимо помнить, что детям, находящимся на индивидуальном обучении,  требуется больше внима...

Статья "Особенности дистанционного обучения в общеобразовательной школе"

В статье "Особенности дистанционного обучения в общеобразовательной школе" рассматриваются вопросы сущности дистанционного образования в современной школе, анализируются преимущества и недостатки...

Статья: «Особенности дистанционного обучения на примере реализации ДООП «Искусство компьютерной графики»

Всего пару десятилетий назад для того, чтобы получать новые знания, человек был вынужден регулярно посещать учебные заведения или библиотеки. Но все резко поменялось... Сегодня для обучения нам ...

Статья "Особенности коммуникативного обучения грамматике иностранного языка"

В данной статье затрагивается вопрос о месте грамматического материала на занятиях по иностранному языку, проводимых по коммуникативной методике. Автором рассматриваются особенности коммуникативного о...

Статья «Особенности дистанционного обучения химии в средней школе»

Дистанционное обучение – это способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на ...

Статья "Особенности трудового обучения в коррекционной школе."

Главной задачей обучения ручному труду является формирование прикладных умений и навыков, необходимых в бытовой и профессиональной деятельности. Важно использовать ручной труд для исправления недостат...

Статья «Особенности трудового обучения в коррекционной школе VIII вида на уроках технологии»

Проблема трудового воспитания и обучения детей с недостатками интеллектуального развития это одна из значимых областей знаний, разрабатываемой педагогикой и психологией. Это неотъемлимая часть програм...