Рабочая программа по географии 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс) на тему

Бекетов Фёдор Фёдорович

Рабочая программа по географии 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_klass_geografiya.odt59.77 КБ

Предварительный просмотр:


                                                                                                     Пояснительная записка

Данная рабочая программа «География.Современный мир. 10 класс» составлена на основании авторской программы курса географии для 6-11 классов (базовый уровень), авторы А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, Москва «Просвещение» 2009. Программа соответствует требованию федерального компонента Государственного стандарта общего образования.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Количество часов:  в неделю- 1 час, в год- 35 часов, резервное время -1 час; практических работ-10, из них оценочных-6.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         В условиях динамически развивающегося мира все большее значение приобретает географическое образование, обеспечивающее формирование у школьников географической культуры — одной из важнейшей составляющей общей культуры человека. Значимость географии в общей культуре человека определяется ее положением в системе образования как единственной интеграционной учебной дисциплины, изучающей природные и социально-экономические явления и процессы в их единстве и взаимосвязи.
Основная задача и побудительный мотив создания программы линии «Полярная звезда» — помочь школе обучить и воспитать географически грамотных граждан, готовых и к осознанному выбору профессии, и к будущей работе на благо своей страны. Не случайно для линии выбрано название «Полярная звезда» (как всеобщий символ верного ориентира, имеющего и географический, и общечеловеческий смысл) и девиз «Ориентируйтесь на Земле и в мире».
Можно выделить три основные особенности линии.
Во-первых, в соответствии с требованиями стандарта предлагается изучать предмет «География» как интегрированный курс без разделения на физическую и социально-экономическую, что было принято ранее. Это особенно заметно при изучении географии России.
Во-вторых, в связи с уменьшением на изучение географии в базисном учебном плане 6 класса количества часов до 35 в 7 классе расширена тема «Природа Земли». В ней гораздо подробнее, чем в классических курсах для 7 класса, раскрыты общие природные закономерности, и она существенно больше по объему. Напротив, материал по конкретным материкам меньше по объему, чем обычно. Каждый материк рассматривается под углом проявления на нем только что изученных общих природных закономерностей и места в мире расположенной на материке части света (или региона). Изучение материка завершается закреплением материала путем несколько иной формы работы с информацией. Создается образное представление о материке с учетом уже освоенных общих природных закономерностей и их проявления на конкретном материке с помощью своеобразной схемы — «как это сделать».
В-третъих, все учебники линии содержат очень разнообразный аппарат ориентировки, который в целом задуман как организатор и помощник в учебной деятельности.
Реализуя содержательно-методическую концепцию линии, авторы опирались на следующие приоритеты:
— обеспечение будущей личностной и социальной успешности сегодняшних школьников и предоставление учителю возможности более полно учитывать индивидуальные потребности своих учеников;
— системное обучение работе с различными видами и стилями информации — текстовой, графической, мультимедийной и др. — в условиях современной информационной среды;

системное обучение работе с географической картой;
— доступность для детей разных способностей и возможностей;
— единый подход к содержанию, методике и принципам конструирования курса по всей линии.
Программа предполагает изучение системы взаимосвязанных между собой курсов.

Конструирование курсов основано на взаимодействии научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного подходов, на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.
Научный подход основан на современных достижениях географии и интеграции ее с другими науками (историей, экологией, биологией и др.). Он предполагает показ становления и развития научных идей, учет комплексности в решении проблем; знакомство с именами выдающихся ученых-географов, путешественников. Научный подход позволяет раскрывать взаимообусловленное сочетание различных факторов, основные методы географической науки, ее конструктивный характер, осознать значимость географической науки в динамично развивающемся XXI в. Реализация научного подхода позволяет раскрывать разномасштабность объектов изучения: мир, материк, океан, своя страна, свой регион, населенный пункт. Научный подход выдвигает в качестве основной дидактической единицы географическую проблему. На основе географической проблемы изучаются научные понятия, представления, закономерности, факты, связи.
Гуманистический подход ориентирует на раскрытие роли человека во взаимоотношениях человека и природы, его ответственности за будущее земной цивилизации, своей страны, своей малой родины. Гуманистические идеи курса связаны с любовью к природе, нетерпимостью к любому виду насилия, ориентированы на безопасность человеческого существования. Гуманистический подход позволяет рассматривать географические проблемы с точки зрения их влияния на жизнь людей и тем самым способствует становлению духовно-нравственных норм.
Аксиологический подход в курсе раскрывается как система норм, ценностей, идеалов и правил, необходимых для взаимоотношения человека с природой и социумом. Основными идеями аксиологического подхода являются понимание универсальной ценности природы и человека, ценности созидательного труда, осознание каждым человеком ответственности за сохранение жизни как в целом на планете, так и в своей стране, в ближайшем окружении. С позиций аксиологического подхода географическое знание, опосредованное школьником через собственный опыт, включается в систему его ценностных ориентаций. Реализация аксиологического подхода основана на формировании у школьников умений оценивать информацию, делать выбор, что, в свою очередь, способствует эстетическому, гражданскому, патриотическому и экологическому воспитанию учащихся.
Культурологический подход обеспечивает возможность представить географическую науку как часть материальной и духовной культуры человечества. Данный подход позволяет показать эволюцию географических знаний в различные эпохи, взгляды, нормы, традиции различных народов, ориентирует на творческое познание географии.
Интегративный подход обеспечивает преемственность в изучении от класса к классу географических представлений, понятий, причинно-следственных связей, закономерностей, а также установление межпредметных связей. Этот подход способствует реализации опорных параллельных, опережающих, перспективных межпредметных связей с историей, биологией, экологией, математикой, литературой, русским языком, иностранным языком, физикой, химией, изобразительным искусством, информатикой. Реализация интегративного подхода позволяет школьникам включаться в различные виды учебной деятельности, углубляя и обогащая общую и географическую культуру, формируя обобщенную картину мира.
Личностно-деятельностный подход проявляется в учете субъективного опыта учеников, в их разнообразной деятельности, обеспечивающей свободу выбора, ориентацию на самостоятельную исследовательскую работу. Он способствует развитию механизмов самореализации учащихся при решении различных задач, созидательной деятельности в своем регионе, что помогает учащимся почувствовать свою причастность к решению географических проблем. Данный подход обеспечивает связь учебного материала и повседневной жизни ученика и его семьи, помогает осознать, что география затрагивает бытовую сферу, раскрывает жизненно важное значение географии.
Историко-проблемный подход объясняется полиморфизмом географической науки. Он позволяет рассматривать эволюцию географических идей, раскрывать их сегодняшнее состояние как «миг между прошлым и будущим» и как результат длительного научного развития. Данный подход также дает возможность включить учащихся в решение географических проблем, развивает географическое мышление, внося в него комплексность, целостность, определяет приоритетность проблемно ориентированного содержания.
Взаимосвязь глобального, регионального и краеведческого подходов выступает как особый подход в учебниках линии «Полярная звезда». Он позволяет показать взаимосвязь и взаимозависимость процессов и явлений на Земле, дать целостный образ планеты, а также отдельных территорий материков, своей страны, своего города, района и т. д. Реализация данного подхода осуществляется с учетом акцентирования внимания школьников на краеведческую составляющую, обеспечивающую изучение своей местности как ближайшего географического окружения.
Все перечисленные подходы к изучению географии по линии «Полярная звезда» осуществляются в рамках следующих идеологических принципов, положенных в основу авторской концепции:
россиецентричность, рассматривающая многие темы школьного курса географии прежде всего с точки зрения их значения для России, для жизни россиян;
глобальность, изучающая любые страноведческие, отраслевые, региональные вопросы «на мировом фоне»;
антропоцентричность, предполагающая изучение большинства тем с точки зрения человека, жизни населения;
разноаспектность, рассматривающая изучаемые явления в экологическом, экономическом, социальном, культурном, политическом и практическом аспектах, что позволяет раскрыть многогранность географических проблем;
разномасштабность, предусматривающая «игру масштабами», т. е. изучение объектов в разных масштабах: мира в целом, материка или группы стран, страны, ее части, района, города и т. д.;
историзм, рассматривающий сегодняшнее состояние территории лишь как «миг между прошлым и будущим» и как результат длительного развития изучаемой территории;
комплексность, представляющая собой упор на установление всеобщих географических взаимосвязей явлений, процессов;
позитивный настрой, заключающийся в показе положительных примеров деятельности человека, эффективности его труда.
Реализация концепции подразумевает использование системы инструментов учебной деятельности. При этом выделяется базовое ядро и гибкая оболочка.
Базовое ядро включает:
— основное содержание в форме «вопрос — информация — вывод» и комплекс разнообразных материалов, предназначенных для более глубокого проникновения в тему;
— комплекс структурированных, понятных школьнику моделей деятельности с технологией самостоятельной работы, руководствами, алгоритмами действий для приобретения умений и навыков;
— комплекс иллюстраций и географических карт, несущих обучающую нагрузку;
— комплекс заданий (в том числе тестовых) — репродуктивных, практических, творческих (в том числе проектов), — материал для итогового контроля и самоконтроля;
— специальную систему повторения и подготовки — рубрику «Легкий экзамен».
Гибкая оболочка — это некое «пространство», в котором происходит развитие базового ядра: диверсификация и усложнение видов деятельности ученика, аппарата ориентировки, источников информации и форм ее подачи.
Планируемый результат обучения — овладение школьниками системой физико-географических, картографических, социально-экономических, экологических, краеведческих знаний, умений, ценностных отношений; освоение путей применения знаний в разнообразных ситуациях; формирование у школьников социальных, коммуникативных, географических компетенций.
Программа предусматривает выбор учителем способов обучения (средств, методов, форм организации учебной деятельности) географии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, развития их самостоятельности при изучении географии.                                                          Резервное время используется по мере необходимости при прохождении программы.
Усвоение географического содержания проверяется с учетом требований к уровню подготовки учащихся, заложенных в Государственном стандарте общего образования

Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих  целей:

освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде;

использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

                                                         Тематическое планирование

п/п

Раздел и темы

Кол-во

часов

Контрольные работы.

Лабораторные работы.

Тесты.

Экскурсии

Примечание

1

Тема 1. Человек и ресурсы Земли

10

Практикумы 1,2,3

2

Тема 2. география населения

5

Практикумы 4,5.6

3

Тема 3. география культуры, религий, цивилизаций

4

Практикум 7

4

Тема 4. Политическая карта мира

4

Практикум 8

5

Тема 5. География мировой экономики

11

Практикумы 9,10

6

Резервное время

1

Поурочное планирование

№ п/п

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Вид контроля, измерители

Тема 1. Человек и ресурсы Земли (10 часов)

1

Необходимость знания географии прошлого. Практикум 1.

Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды: описательный, картографический, геохимический, геофизический, генетический. Ойкумена. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человечества с природной средой на протяжении его истории. Присваивающее и производящее хозяйство. Сельскохозяйственная революция. Расширение связей «общество — природная среда» в Средневековье. Промышленная революция — качественный скачок в освоении планеты. Появление новых форм взаимодействия человека с окружающей средой. Научно-техническая революция.

Практикум. 1. Выявление изменения характера связей человека с окружающей природной средой на протяжении истории.

знать / понимать:
этапы освоения Земли человеком, изменение характера связей человека с природой;
уметь:
анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;

оценивать:

тенденции и пути развития современного мира.

Текущий, вопросы

2

Современные масштабы освоения планеты.

Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. От естественных ландшафтов к культурным. Естественный ландшафт. Антропогенный ландшафт. Поиск гармоничных основ взаимодействия общества и природы. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду.

Текущий, вопросы

3

Природные ресурсы . Практикум  2.

Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Ресурсообеспеченность стран мира. Особенности использования различных видов природных ресурсов. Истощение ресурсов. Применение ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология.

Практикум 2.                Определение ресурсообеспеченности стран (страны по выбору).

знать / понимать:
важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;
необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;

уметь:  определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов;

оценивать:
обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами;

Текущий, вопросы

4

Ископаемые природные ресурсы

Ископаемые природные ресурсы. Минеральные ресурсы. Месторождения минеральных ресурсов. Горючие ископаемые. Обеспеченность горючими ископаемыми различных стран и регионов.
Рудные и не рудные полезные ископаемые. Обеспеченность ими отдельных стран и регионов. Комплексное освоение ископаемых.

знать / понимать: важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;
необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;

уметь:
анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации; определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов;

оценивать:

влияние человеческой деятельности на окружающую среду

Текущий, вопросы

5

Земельные ресурсы

Земельные ресурсы. Земельный фонд мира. Структура земельного фонда. Сельскохозяйственные угодья. Невозможность расширения пахотных площадей планеты. Деградация почв, ее масштабы. Повышение плодородия почв. Рекультивация земель.

Текущий, вопросы

6

Водные ресурсы

Водные ресурсы. Распределение воды в гидросфере. Роль воды в жизни человека. Различие в обеспечении стран и регионов пресной водой. Водопотребление. Мировое водопотребление. Основные потребители воды в мире. Как восполнить недостаток пресных вод. Гидроресурсы. Гидроэнергетический потенциал

Текущий, вопросы

7

Лесные ресурсы

Лесные ресурсы. Роль лесов в поддержании жизни на Земле. Размещение лесных ресурсов по планете. Лесистость. Лесные пояса: северный и южный. Обеспеченность лесными ресурсами стран и регионов. Лесопользование. Деградация лесного покрова планеты. Обезлесение. Лесовосстановление.

Текущий, вопросы

8

Ресурсы Мирового океана

Ресурсы Мирового океана. Роль Океана в жизни человечества. Биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Марикультура и аквакультура. Ресурсы континентального шельфа. Железомарганцевые конкреции. Энергия приливов. Проблемы использования ресурсов Мирового океана. Пути их рационального использования.

знать / понимать: важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;
необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;

уметь:

определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов;

оценивать:

влияние человеческой деятельности на окружающую среду

Текущий, вопросы

9

Другие виды ресурсов

Другие виды ресурсов. Ресурсы для традиционной и нетрадиционной энергетики. Энергия Солнца, ветра, земных недр. Главные преимущества нетрадиционной энергетики. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы.

Текущий, вопросы

10

 Что такое природопользование. Практикум3.

Что такое природопользование. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика. Устойчивое развитие. Связь природопользования и устойчивого развития общества.

Практикум 3.  Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов из материалов периодической печати, Интернета.

знать / понимать: важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;
необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;

уметь:

определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов;

оценивать: экологические ситуации в отдельных странах и регионах

Текущий, вопросы

Тема 2. География населения (5 часов)

11

Демографическая история человечества.

Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв: его причины и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. Теория демографического перехода. Фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика. Мероприятия демографической политики.

знать / понимать: особенности динамики численности населения, воспроизводство населения и его типы, направления демографической политики в различных странах мира;
уметь:
анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации; определять общие черты и различие в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира;

Текущий, вопросы

12

Этническая и языковая мозаика.

Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства. Языковой состав. Наиболее крупные народы и языковые семьи мира. Языковая группа.

знать / понимать: этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения;
уметь:
анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;

Текущий, вопросы

13

Возратной и половой состав  населения мира.  Практикум 4.

Возрастной и половой состав населения мира. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Качество населения крупнейших стран и регионов. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Отраслевой состав занятых. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда.

Практикум. 4. Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран.

знать / понимать: занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения;

уметь:
анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;

Текущий, вопросы

14

Размещение населения по территории Земли.  Практикум 5.

Размещение населения по территории Земли. Плотность населения. Средняя плотность населения Земли. Причины неравномерности размещения населения на территории Земли. Города — главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломерация. Мегалополис. Крупнейшие агломерации и мегалополисы Земли. Классификация городов. Сельское население. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Ключевые формы расселений.

Практикум 5. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов мира.

знать / понимать: крупнейшие города и агломерации мира;
причины и виды миграций;
уметь:
анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации; определять демографические особенности и размещение населения,

оценивать:

влияние человеческой деятельности на окружающую среду

Текущий, вопросы, работа с картой

15

Миграции населения.  Практикум 6.

Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. Значение миграций населения. География международных миграций. Эмиграция и иммиграция. Маятниковая миграция. Утечка умов. Утечка талантов.

Практикум 6. Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации.

знать / понимать: причины и виды миграций;

уметь:
анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации; направления современных миграций населения;

оценивать:

влияние человеческой деятельности на окружающую среду

Текущий, вопросы

Тема 3. География культуры, религий, цивилизаций (4 часа)

16

Содержание понятия «география культуры». Практикум 7

Содержание понятия «география культуры». «Модификация» мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура — путь решения многих проблем человечества. Цивилизация — культурная общность наивысшего типа. Традиционные и техногенные цивилизации. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. Охрана Всемирного культурного и природного наследия. Конвенция ЮНЕСКО.

Практикум.7.  Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору).

знать / понимать: культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;

уметь:
составлять развернутый план доклада, сообщения;

Текущий, вопросы

17

География религий

География религий. Взаимосвязь культуры и религии. Религия — важный элемент духовности и культуры человечества. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам верующих людей.

знать / понимать: культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;
уметь:
анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации; составлять развернутый план доклада, сообщения; составлять и презентовать реферат

Текущий, вопросы

18

Цивилизации Востока

Цивилизации Востока. Китайско-конфуцианская цивилизация, ее характерные черты. Культурно-историческое наследие китайско-конфуцианской цивилизации. Индуистская цивилизация; ядро цивилизации — бассейн Инда и Ганга. Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру. Японская цивилизация: специфика, культурные ценности. Исламская цивилизация, ее географические контуры, культурные традиции и наследие. Исламские субкультуры. Негро-африканская цивилизация: специфика, культурные ценности.

знать / понимать: культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;
уметь:
составлять развернутый план доклада, сообщения; составлять и презентовать реферат

Текущий, вопросы

19

Цивилизации Запада

Цивилизации Запада: западноевропейская, латиноамериканская, православная. Особенности историко-географического распространения, сравнительная молодость, культурное наследие. Понятие о европоцентризме. Россия — мост между западным и восточным миром. Равноценность национальных культур и цивилизаций.

Текущий, вопросы

Тема 4. Политическая карта мира (4 часа)

20

 Понятие «политическая карта мира».

Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира.

знать / понимать: этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира;

уметь:
работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию (художественный, научно-популярный, учебный, газетный);

Оценивать: современное геополитическое положение стран и регионов;
положение России в современном мире;

Текущий, вопросы

21

Государство – главный объект политической карты.  Практикум  8.

Государство — главный объект политической карты. Территория и границы государства. Формы правления. Государственный строй. Формы государственного устройства.

Практикум. 8. Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления».

Текущий, вопросы

22

Типы государств

Типы государств. Главные критерии типологии. Основные типы стран на политической карте мира.

Текущий, вопросы

23

Политическая география и геополитика

Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН — массовая и авторитетная международная организация. Россия в зеркале геополитики.

Текущий, вопросы

Тема 5. География мировой экономики (11 часов)

24

Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств.

Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики: первичный, вторичный, третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике.

знать / понимать: секторы экономики, основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике; особенности научно-технической революции;

уметь:
анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;

Текущий, вопросы

25

Основное содержание научно-технической революции (НТР) на современном этапе.

Основное содержание научно-технической революции (НТР) на современном этапе.

Текущий, вопросы

26

Международное разделение труда— высшая форма географического разделения труда.

Международное разделение труда — высшая форма географического разделения труда. Международная специализация государств и роль в этом географических факторов. Факторы, определяющие размещение экономики, изменение их роли в условиях НТР: технико-экономические, организационно-экономические, специфические условия, тяготение производств к научным базам и высококвалифицированным трудовым ресурсам, экологические, природные и социальные факторы.

знать / понимать: понятие «международное разделение труда»

уметь: характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;
определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности;

оценивать:

влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
экологические ситуации в отдельных странах и регионах;

Текущий, вопросы

27

Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность.   Практикум 9.

Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность. Электроэнергетика. Топливно-энергетический баланс мира. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Страны ОПЕК — основные экспортеры нефти.

Практикум. 9.. Характеристика отрасли промышленности мира (по выбору) по плану.

знать / понимать: важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;
необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;

уметь:
анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации; определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов; определять страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;

оценивать:

влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
экологические ситуации в отдельных странах и регионах;

Текущий, вопросы

28

Обрабатывающая промышленность. Практикум 10.

Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая промышленность, другие отрасли обрабатывающей промышленности: структура, особенности развития и размещения. Новейшие отрасли. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности.

Практикум 10. Подготовка сообщения «Развитие промышленности и экологические проблемы».

Текущий, вопросы

29

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике.

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Потребительское сельское хозяйство. Аграрные отношения в странах разного типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зеленая революция».

знать / понимать: важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;
необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;

уметь:
анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации; определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов; определять страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции; характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;
определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности;

оценивать:

влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
экологические ситуации в отдельных странах и регионах;

Текущий, вопросы

30

Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Практикум 11.

Животноводство. Интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Главные сельскохозяйственные районы мира.

Практикум 11. Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей продукции промышленности (по выбору).

Текущий, вопросы

31

Транспорт и сфера услуг

 

Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР.  транспортная система. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные виды транспорта: сухопутный, морской, воздушный.

Текущий, вопросы

32

Сфера услуг.

Сфера услуг — совокупность отраслей, направленных на удовлетворение определенных потребностей человека. Структура сферы услуг: общехозяйственные  (торговля, транспорт, прокат и др.), личные  (туризм, гостиничное дело, общественное питание и др.), деловые, социальные.

Текущий, вопросы

33

Мировые экономические связи.

Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира.

знать / понимать: формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции;

уметь:
анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;

оценивать:

тенденции и пути развития современного мира.

Текущий, вопросы

34

Формы мирохозяйственных связей.

Формы мирохозяйственных связей. Экономическая интеграция и Россия.

Текущий, вопросы

Резервное время – 1 час

                                                                Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «География. Современный мир» ученик должен:
1) знать / понимать:
этапы освоения Земли человеком, изменение характера связей человека с природой;
важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования;
необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду;
особенности научно-технической революции;
понятие «природопользование», виды природопользования;
идеи устойчивого развития общества;
особенности динамики численности населения, воспроизводство населения и его типы, направления демографической политики в различных странах мира;
этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения;
занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью населения;
крупнейшие города и агломерации мира;
причины и виды миграций;
культурно-исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности;
этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира;
секторы экономики, основные отрасли мирового хозяйства, технико-экономические и организационно-экономические факторы размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике;
понятие «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции;
крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности развития и размещения отраслей экономики;
географическую номенклатуру, указанную в учебнике;
2) уметь:
анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации;
определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов;
определять страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной продукции;
определять демографические особенности и размещение населения, направления современных миграций населения;
определять общие черты и различие в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира;
характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства;
определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности;
составлять экономико-географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран;
уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире;
выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества;
устанавливать причинно-следственные связи для объяснения географических явлений и процессов;
составлять развернутый план доклада, сообщения;
составлять картосхемы связей географических процессов и явлений;
строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы;
составлять и презентовать реферат;
участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию;
работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию (художественный, научно-популярный, учебный, газетный);
3) оценивать:
обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами;
рекреационные ресурсы мира;
современное геополитическое положение стран и регионов;
положение России в современном мире;
влияние человеческой деятельности на окружающую среду;
экологические ситуации в отдельных странах и регионах;
тенденции и пути развития современного мира.

                                                              Критерии и нормы устного ответа по  географии

          Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

 Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну не грубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.
  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает не грубые нарушения правил оформления письменных работ.

 Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Показывает недостаточную  сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  2. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает не систематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.
  3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.
  4. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.
  5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.
  6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.

 Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.
  2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.
  3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.
  5. Полностью не усвоил материал.

Оценка умений проводить наблюдения по географии

Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Правильно по заданию учителя провел наблюдение.
  2. Выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса).
  3. Логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Правильно по заданию учителя провел наблюдение.
  2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенное.
  3. Допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
  2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые.
  3. Допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
    Оценка «2» ставится, если ученик:
  1. Допустил 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
  2. Неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса).
  3. Допустил 3-4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.
  4.  Не владеет умением проводить наблюдение

                                                             Материально-техническое обеспечение

УМК: 1. Академический школьный учебник серии «Полярная звезда»: География. Современный мир. 10-11 классы./Под. Ред. А.И. Алексеева. – М.: «Просвещение», 2011г    

Карты, атласы.

                                                               Список литературы

    Интернет — ресурсы.  Сайты по биологии и географии

http://www.sci.aha.ru - по вопросам естествознания
http:///www.apus.ru - жизнь животных
http://www.bioword.narod.ru - универсальный энциклопедический словарь по биологии
http://www.geo.ru - клуб географии, журнал Geo
http://www.geografia.ru - страноведческая журналистика
http://www.ecoross.ru - сайт кафедра экономической и социальной географии МГУ

http://novgorod.fio.ru/projects/Project544/index.htm – общая характеристика природы России.

http://www.catalog.zaochnik.com/ – каталог образовательных сайтов.
http://alleng.ru/edu/school.htm – каталог образовательных сайтов для школьников и студентов.

                                                                Контрольно-оценочные средства

Практикум. 1. Выявление изменения характера связей человека с окружающей природной средой на протяжении истории.

Практикум 2.Определение ресурсообеспеченности стран (страны по выбору).

Практикум 3. Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов из материалов периодической печати, Интернета.

Практикум. 4.Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран.

Практикум 5. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов мира.

Практикум 6. Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации.

Практикум.7.  Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору).

Практикум. 8. Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления»

Практикум. 9.. Характеристика отрасли промышленности мира (по выбору) по плану.

Практикум 10. Подготовка сообщения «Развитие промышленности и экологические проблемы».

                                                                                  Лист внесения изменений

Дата внесения

изменений

Содержание изменения

Реквизиты

Подпись лица, внёсшего изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...