Календарно-тематическое планирование 7 класс
календарно-тематическое планирование по географии (7 класс) на тему

Алова Олеся Владимировна

Планирование и программа к учебнику "Физическая география материков и океанов" 7 класс, Душина,Коринская

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «Средняя общеобразовательная школа  № 22 г. Новотроицка Оренбургской области»

СОГЛАСОВАНО     

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УВР    

________________________  

Директор школы

_____________    В.Е.Рудюк

«____» _________ 2015г.                                  

«____»_____________20_____г.

Приказ №_____ от «____» _____ 2015г.                                  

        

Календарно-тематическое планирование

Предмет: География

Классы  7 «А»,7 «Б»,7 «В»

Учитель Алова Олеся Владимировна

2015-2016 учебный год

Количество часов  всего 68 часов, 2 часа в неделю.

                                                                                   

                                                                                 РАССМОТРЕНО

                                                                                 на заседании ШМО учителей ________

                                                                                   

    Протокол №    от  « ______» 2015 года

                                                                                 Руководитель ШМО __________


Дата проведения

Корректировка даты

Тема урока

Количество часов

Элементы содержания

Прогнозируемые результаты

Контроль

1 четверть(18 часов)

Введение (3 часа)

1.

Что изучают в курсе географии Материков и Океанов.

1

Значение ФГМиО

Что такое страноведение. Страноведение прошлого и настоящего времени. Источники географических знаний, их разнообразие.

ФО

2.

Входящий контроль

Как люди открывали и изучали Землю.

1

Комбинированный, заполнение таблицы великие путешественники.

Этапы открытия людей новых территорий от 15 века до 20 века

ИРД

3.

Практическая работа № 1 «Карты материков и океанов».

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте.

Типы и виды карт, схо и различиедство

ИРК

Раздел 1. Современный облик планеты земля- 13 часов

Литосфера Земли – 2 часа

4.

Происхождение материков и океанов

1

Беседа древние материки, эпоха оледени, эпоха потепления.

Плиты литосферы. Платформы и складчатые пояса. Карта строения земной коры. Сейсмические пояса Земли. Практическое значение знаний о строении и развитии литосферы. Практическая работа «Определение и сравнение различий в численности. Плотности и динамике населения отдельных материков и стран мира. Практическая работа. Чтение карт. Космических и аэрокосмических снимков материков.

ИРК

5.

Рельеф Земли

1

Беседа, работа в контурной карте, комбинированный, виды рельефа.

Равнины и горы материков, закономерности их размещения в зависимости от строения литосферы

Плит. Изменения рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности. Практическая работа « Описание рельефа одного из материков»

ФО

Атмосфера и климат Земли – 3 часа

6.

Роль атмосферы в жизни Земли. Распределение температуры воздуха на Земле.

1

Беседа, строение атмосферы.

Закономерности распределения температуры воздуха атмосферного давления и осадков на материках.

ТПР

7.

Распределение осадков на Земле. Роль воздушных течений в формировании климата

1

Виды осадков

Климатические карты. Климатические пояса и области; закономерности их размещения. Особенности климатов «южных» и «северных» материков. Климат и человек. Влияние климатических условий. На размещение населения. Адаптация человека к климатическим особенностям территории, средства защиты от неблагоприятных воздействий.

ФО

8.

Практическая работа № 2 «Климатические пояса Земли»

1

Работа в контурной карте, комбинированный, виды климатических поясов.

Закономерности распределения температуры воздуха атмосферного давления и осадков на материках.

ТПР

Гидросфера (4 часа)

9.

Мировой океан - главная часть гидросферы.

1

Беседа, работа в контурной карте, комбинированный. Структура океана.

Мировой океан - главная часть гидросферы. Особенности природы. Воды суши. Общая характеристика внутренних вод континентов; зависимость их от рельефа и климата. Закономерности питания и режима вод материков. География «речных цивилизация». Водные ресурсы материков, их размещение и их качество. Изменение под влиянием хозяйственной деятельности. Природные памятники гидросферы.

ФО

10.

Практическая работа № 3 «Гидросфера»

1

Нанести на контурную карту реки,озера,заливы,проливы.

Практическая работа. Описание по карте крупных объектов гидросферы на материках (по выбору) и оценка обеспеченности водными ресурсами разных материков и их регионов.

ТПР

11.

Схема поверхностных течений. Жизнь в океане

1

Биосфера океана.

Виды течений, закономерности образований

ФО

12.

Взаимодействие океана с атмосферой и сушей

1

Беседа, работа в контурной карте, комбинированный.  Мировой круговорот воды.

Этапы взаимодействия. Экологический дисбаланс.

ИРК

Географическая оболочка – 4 часа

13.

Строение и свойства географической оболочки

1

Строение географической оболочки

Виды ГО, взаимодействие ГО.

ИКЗ

14.

Природные комплексы суши и океана

1

ПТК значение, комбинированный

Виды ПК, сходство и различия

ФО

15.

Практическая работа № 4 «Природные зоны»

1

Заполнение таблицы природные зоны.

На контурную карту нанести виды природных зон.

ТПР

16.

Освоение Земли человеком. Страны мира.

1

Виды стран.

Этапы освоения. Классификация стран мира.

ФО

17.

Контрольная работа № 1: «Атмосфера и Литосфера Земли»

1

Решение тестов.

Строение атмосферы и литосферы,значение.

ИРК

18.

Обобщающий урок по теме «Современный облик планеты Земля»

1

Диспут «Изменение Земли под влиянием человека»

Атмосфера ,гидросфера, литосфера ,биосфера.

ИРК

2 четверть (14 часов)

Океаны (4 часа)

19.

Тихий океан

1

ФГХ океана

 Особенности географического положения. Основные черты рельефа дна мирового океана. Климат, водные массы.  Особенности органического мира. Проявление зональности, природные пояса. Освоение и хозяйственное использование океана человеком. Экологические проблемы и пути их решения.

ФО

20.

Индийский океан

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте, ФГХ океана

Особенности географического положения. Основные черты рельефа дна мирового океана. Климат, водные массы.  Особенности органического мира. Проявление зональности, природные пояса. Освоение и хозяйственное использование океана человеком. Экологические проблемы и пути их решения. Освоение и хозяйственное использование человеком. Экологические проблемы и пути их решения. Практическая работа. Выявление и отражение на                   контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других функций океана (по выбору)

ФО

21.

Атлантический океан

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте, ФГХ океана

Особенности географического положения. Основные черты рельефа дна мирового океана. Климат, водные массы.  Особенности органического мира. Проявление зональности, природные пояса. Освоение и хозяйственное использование океана человеком. Экологические проблемы и пути их решения.

ФО

22.

Северный ледовитый  океан

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте, ФГХ океана

Особенности географического положения. Основные черты рельефа дна мирового океана. Климат, водные массы.  Основные поверхностные22 течения. Особенности органического мира. Проявление зональности, природные пояса. Освоение и хозяйственное использование океана человеком.

ФО

Южные материки (29 часов)

23.

Южные материки. Общие особенности географического положения. Общие черты рельефа, внутренние воды, климат

1

Беседа, работа в тетради, Африка, Австралия, Южная Америка, Антарктида.

Географическое положение, черты рельефа, особенности климата и природных зон материка.

ИКЗ

Африка (9 часов)

24.

Географическое положение Африки. История исследования материка

1

Беседа, работа в тетради. ГП материка(крайние точки)

Географическое положение материка. История открытия и исследования материка.

ИРД

25.

Рельеф Африки

1

Беседа, на конт.карту нанести рельеф.

Основные формы рельефа материка, особенности их размещения.

ФО

26.

Климат Африки.

1

Виды климата

Особенности климата материка.

ИКЗ

27.

Внутренние воды Африки.

1

Беседа, работа в тетради, виды внутренних вод.

Разнообразие внутренних вод материка.

ФО

28.

Природа Африки

1

Беседа, работа в тетради, природные зоны и органический мир.

Особенности природы материка.

ИКЗ

29.

Народы и страны. Практическая работа № 5  по теме «Африка»

1

Страны и столицы.

Численность населения, особенности размещения населения. Политическая карта материка и ее изменения во времени. Деление континента на крупные регионы. Практическая работа. Установление особенностей географического положения, планировки и внешнего облика самых крупных городов стран Африки.

ТПР

30.

Страны Северной Африки

1

ЭГХ стран.

Особенности стран региона. Страны Северной Африки (Египет, Алжир).

ФО

31.

Контрольная работа № 2 по теме «Океаны. ФГП Африки»

1

Решение тестов.

Проверка ЗУН, приобретенные в ходе изучения тем Выявление пробелов в знаниях, и ликвидация пробелов

ИРК

32.

Страны Западной и Центральной Африки. Практическая работа № 6

1

Беседа, работа в тетради ЭГХ стран.

Особенности стран региона страны Западной и Центральной Африки (Нигерия). Практическая работа. Определение по картам природных богатств стран Центральной Африки.

ТПР

3 четверть (20 часов)

33.

Страны Восточной (Эфиопия) и

Южной Африки (ЮАР). Практическая работа № 7  по теме: «Африка»

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте ЭГХ стран.

Особенности стран региона. Страны Восточной Африки. Эфиопия. Страны Южной Африки. ЮАР. Практическая работа. Определение по картам основных видов деятельности населения стран Южной Африки.

ТПР

Австралия и Океания (4  часа)

34.

Австралия. Географическое положение, особенности природы. Климат и внутренние воды.

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте. ГП, крайние точки материка.

Особенности материка. Географическое положение, особенности природы. Рельеф и полезные ископаемые. Климат и внутренние воды

ФЩ

35.

Население и хозяйство материка Австралии.

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте ЭГХ страны.

Население Австралии – страна – материк. Виды языковых семей и рас проживающие на материке.

ИКЗ

36.

Океания

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте

Океания. Состав региона. Природа и люди.

ИКР

37.

Практическая работа № 8 по теме «Австралия и Океания»

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте.

Практическая работа. Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии по выбору.

ИКЗ

Южная Америка – 5 часов

38.

Географическое положение Южной Америки. История и исследования материка. Рельеф.

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте. ГП, крайние точки материка

Географическое положение материка. История и исследования материка. Рельеф и полезные ископаемые.

ТПР

39.

Климат и внутренние воды Южной Африки

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте. Виды климата.

Климат и внутренние воды материка. Характер климатических поясов влияющих на внутренние воды материка, географическое положение внутренних вод.

ФО

40.

Природные зоны материка.

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте нанести природные зоны.

Особенности размещения природных зон материка.

ФЩ

41.

Население и страны материка.

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте

Население континента.

ИКЗ

42.

Страны Востока материка «Бразилия».Практическая работа № 9  по теме»Южная Америка»

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте. ЭГХ страны по плану.

Страны Востока материка. Бразилия. Практическая работа. Описание природных особенностей и природных богатств, различий в составе населения, в особенностях его культуры и быта; географическое положение крупных городов Бразилии (или Аргентины)

ИРД

43.

Страны Анд. Практическая работа № 10 по теме «Южная Америка»

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте. ЭГХ страны по плану.

Страны Анд. Венесуэла. Перу. Чили. Практическая работа. Выявление основных видов хозяйственной деятельности . Население Андских стран.

ФО

44.

Обобщающий урок по теме Африка и Южная Америка

1

диспут

ФГП материков

ИРД

45.

Антарктида. Особенности материка. Практическая работа № 11  по теме «Антарктида»

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте. ГП материка.

Особенности природы. Проявление зональности в природе континента. Освоение Антарктики человеком. Международный статус материка. Влияние Антарктиды на природу земли. Достижения географической науки в изучении южной полярной области планеты. Практическая работа. Определение целей изучения южной полярной области Земли и составлении проекта использование природных богатств материка в бедующем

ФО

Северные материки (29 часов)

Северная Америка (5 часов)

46.

Географическое положение Северной Америки. История исследования материка. Рельеф.

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте.ФГП

Географическое положение материка. История открытия и исследования материка

ФО

47.

Рельеф и полезные ископаемые. Климат материка

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте типы и виды рельефа.

Особенности природы. Рельеф, виды полезных ископаемых. Климатические пояса Северной Америки.

ТПР

48.

Внутренние воды и природные зоны Северной Америки.

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте. Внутренние воды.

Особенности размещения внутренних вод, природная зональность материка, и её влияние на органический мир.

ФО

49.

Население и страны континента.

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте.

Население. Численность населения, особенности размещения населения.

ИРД

50.

Канада, США. Практическая работа № 12 по теме: Северная Америка»

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте. ЭГП страны

Канада. США. Практическая работа. Установление по картам основных видов природных богатств Канады, США, Мексики.

ТПР

.

Евразия – 20 часов

51.

Контрольная работа по итогам 3 четверти по теме: «Северная, Южная Америка. Евразия ФГП»

1

Решение теста.

Проверка ЗУН приобретенные на уроках географии. Выявление пробелов в знаниях. И пути ликвидации их.

ИРК

52.

История открытия материка. Географическое положение Евразии.

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте. Исследователи материка.

Географическое положение материка. История открытия и исследования материка.

ФО

53.

Рельеф и полезные ископаемые материка.

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте. Виды рельефа.

Основные формы рельефа материка, особенности их размещения.

ИКЗ

4 четверть (16 часов)

54.

Климат материка Евразии

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте. Виды климата

Особенности климата материка.

ФО

55.

Внутренние воды материка

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте. Внутренние воды.

Разнообразие внутренних вод материка.

ФО

56.

Природные зоны Евразии

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте. Виды природных зон.

Особенности природы материка.

ФО

57.

«Население Евразии» Практическая работа № 1 3

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте, этнографический состав.

Численность населения, особенность размещения населения. Политическая карта материка её изменения во времени. Деление континента на крупные регионы. Практическая работа.

ТПР

58.

Практическая работа № 14 «Страны Северной Европы»

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте ЭГП страны

Страны Северной Европы. Норвегия. Швеция. Практическая работа. Описание видов хозяйственной деятельности народов стран северной Европы, связанных с работой в океане.

ТПР

59.

Страны Западной Европы

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте ЭГП страны

Страны западной Европы. Великобритания, Ирландия, Германия, Нидерланды, Бельгия, Франция, Австрия, Швейцария.

ФО

60.

Практическая работа № 15  «Сравнительная характеристика стран Великобритании и Германии.»

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте ЭГП страны

Сравнить экономику двух стран, географическое положение, численность населения по плану.

ТПР

61.

Страны Восточной Европы, Страны Южной Европы

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте ЭГП страны

Страны Восточной Европы. Польша. Страны Балтии. Белоруссия. Украина. Молдова. Дунайские страны. Страны Южной Европы. Испания и Португалия. Италия и Балканские страны.

ФО

62.

«Страны Юго-Западной Азии»

Практическая работа № 16

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте ЭГП страны

Страны Юго-западной Азии. Турция. Грузия. Азербайджан. Армения. Практическая работа. Группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам

ТПР

63.

Страны Южной Азии

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте ЭГП страны

Страны Южной Азии. Индия.

ИРД

64.

Страны Восточной и Центральной Азии

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте ЭГП страны

Страны Восточной и Центральной Азии

ИРД

65.

Страны Средней Азии. Страны Юго-Восточной Азии

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте ЭГП страны

Казахстан. Монголия. Китай. Япония. Практическая работа. Описание географического положения крупных городов Китая, нанесения их на контурную карту.

ИКЗ

Раздел 4 Природа Земли и человек – 2 часа

66.

Географическая оболочка как среда жизни человека.

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте ЭГП страны

Природные условия и ресурсы. Виды природных ресурсов. Практическая работа. Нанесение на контурную карту основных видов природных богатств материков и океанов.

ФО

67.

Контрольная работа № 4 «Материки и океаны»

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте ЭГП страны

Проверка ЗУН приобретенные на уроках географии в течение всего года по 4 разделам.

ИСР

68.

Взаимодействие природы и человека

1

Работа со схемами в учебнике и в контурной карте. Этапы взаимодействия.

Рациональное и нерациональной природопользование. Источники загрязнения окружающей среды. Сохранения качества окружающей среды. Практическая работа. Составление описания местности.

ФО

Итого: 68 часов



Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №22 г. Новотроицка Оренбургской области»

«Согласовано»:                                                        «Утверждаю»:

Заместитель директора по УВР:                        Директор МОАУ «СОШ №22»

___________ Комароцкая Т.Я.                                    __________ В. Е. Рудюк.

«____» __________ 2015  г.                                приказ № ____  от______2015 г.

Рабочая программа

по географии

7 класс

                                                                Разработана Аловой О.В.

учителем географии первой

квалификационной категории

                                                                

2015-2016

учебный год

                   

           

            СОДЕРЖАНИЕ:

I.Титульный лист.

II.Целевой раздел

    2..Пояснительная записка

    2.1. Нормативные документы.

    2.2. Цель образовательной программы.

    2.3. Цель изучения предмета.

    2.4.. Образовательное учреждение.

    2.5. Задачи обучения по предмету.

    2.6. Общая характеристика предмета.

    2.7.. Общая характеристика учебного процесса.

    2.8. Место предмета.

    2.10. Результаты освоения предмета.

III.Содержательный раздел.

     3.1.Содержание учебного предмета.

     3.2.Перечень практических работ.

Рабочая программа по географии 5 класс по ФГОС

II Целевой раздел

2.Пояснительная записка

   В соответствии со Стандартом основного общего образования, в котором определен обязательный минимум географического содержания, и согласно новой концепции среднего географического образования курс 7 класса открывает страноведческий блок школьной географии. В Стандарте основного образования (география) этот содержательный блок представлен разделом «Материки, океаны, народы и страны». Однако при составлении программы курса 7 класса в ее содержание были включены элементы знаний и из других разделов стандарта - «Источники географической информации», «Природа Земли и человек», «Природопользование и геоэкология».  

    Разработка содержания программы опирается на лучшие традиции школьного страноведения, заложенные на рубеже ХI Х - ХХ в.в отечественными географами. Возрождение и расширение страноведческой основы школьной географии призвано служить укреплению комплексного подхода к изучению территориальных природно-общественных систем, развитию у школьников интереса к изучению географии. Усиление страноведческой основы школьной географии проверено мировой практикой и соответствует возрастным особенностям школьников. у учащихся переходного возраста психологи отмечают усиление познавательного интереса к явлениям природы и событиям общественной жизни, способности рассуждать на основе общих посылок, стремление к познанию, расширение области интересов. Посредством комплексного страноведения, которое объединяет изучение природы, населения и его хозяйственной деятельности, школьники научатся понимать людей другой культуры, осознавать свое место в жизни своей страны и планеты в целом.

   Страноведческие знания будут служить школьникам способом рассмотрения мира, позволят видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимодействия между людьми, территорией и природной средой.

2.1.Нормативные документы.

          Рабочая программа курса географии 7 класса «География Материков и океанов» составлена на основе:  

       - Федерального закона "Об образовании в    Российской Федерации"

           - Федерального государственного образовательного стандарта общего   образования;

         - Фундаментального ядра содержания общего образования;

         -Требований к результатам освоения основной образовательной   программы основного общего образования, представленных по географии как  инвариантной (обязательной) части учебного курса;

         - Программы развития и формирования знаний, умений, навыков;

          - Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.

        - Программы А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Программа среднего (полного) общего образования по географии 6-10  кл.  

 Базовый уровень. Учебник «География Материков и океанов» В.А. Коринская, И.В. Душина, издательство Дрофа,2007 год

           - Локальных актов школы.

Курс географии 7 класса продолжает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «География Материков и океанов» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Начальный курс географии» начальной ступени обучения.

2.2. Цель образовательной программы.

           Ценностные ориентиры в предмете

           Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:

  • ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);

- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;

- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их. исторических судеб;

- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;

•        гармонично развитые социальные чувства и качества:

- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;

- любовь к своему Отечеству, местности, своему региону;

- гражданственность, вера в Россию, чувство личной ответственности за Родину перед современниками и будущими поколениями;

- уважение к природе, истории, культуре России, национальным особенностям, традициям и образу жизни российского и других народов, толерантность;

- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.

2.3.Цель изучения предмета.

Цель и задачи курса.

Главная цель курса - развитие у школьников целостного представления о Земле как планете людей, о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях, их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях, т.е. формирование минимума базовых знаний страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи.

Для достижения данной цели необходимо решить следующее учебно-методические задачи:

• Расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации (от планетарного до локального);

• Создать образные представления о крупных регионах материков и странах, использовании природных богатств в хозяйственной деятельности;

• Усилить гуманистическую и культурологическую направленность содержания курса посредством комплексных страноведческих характеристик регионов и стран, в центре которых - человек, люди, народы, их образ жизни, материальная и духовная культура, хозяйственная деятельность;

• Способствовать воспитанию учащихся в духе уважения к другим народам посредством развития знаний об истории, традициях и образе мышления людей другой культуры;

• На основе историко-географического подхода раскрыть изменения политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов и отдельных стран; формировать у школьников эмоционально- ценностное отношение к географической среде;

• Продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;

• Учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории.

Отбор изучаемых в курсе стран предполагается провести исходя не только из их роли в развитии мировой цивилизации, величины территории и населения, степени отражения в их природе особенностей крупных регионов материков, но и с учетом специфики этнического состава населения, образа жизни народов равнинных и региональных особенностей взаимодействия человека и природы.

В отличии от существующего курса «география материков и океанов» в новом курсе основное внимание направлено на t рассмотрение ключевых особенностей территории, а главное -отдельных стран (обеспеченность их природными ресурсами, особенность природопользования, этнокультурные особенности населения, основные виды хозяйственной деятельности, экологические проблемы).

В структурном отношении курс состоит из введения и четырех разделов «современный облик планеты Земля»,»Главные особенности природы Земли»,»Континенты и страны», «Природа Земли и человек». Треть курса составляет введение и общеземлеведческие разделы, на страноведение отведено две трети учебного времени.

2.4.Задачи обучения по предмету.

          Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География - предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у учащихся:

- целостного восприятия мира как иерархии формирующихся и развивающихся по определенным законам взаимосвязанных природно-общественных территориальных систем;

- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

- умения ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;

- умения организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;

- социально значимых качеств личности: гражданственность, патриотизм; гражданскую и социальную солидарность и партнерство; гражданскую, социальную и моральную ответственность;  адекватное восприятие ценностей гражданского общества; заботу о поддержании межэтнического мира и согласия; трудолюбие.

- предпрофильной ориентации.

В программе для основной школы в учебном курсе географии превалируют различные виды деятельности на уровне целей, требований к результатам обучения и основных видов деятельности ученика.

Общая характеристика предмета

В структурном отношении курс состоит из введения и четырех разделов» современный облик планеты Земля»,»Главные особенности природы Земли»,»Континенты и страны», «Природа Земли и человек». Треть курса составляет введение и общеземлеведческие разделы, на страноведение отведено две трети учебного времени.

Общая характеристика учебного процесса.

       Учебный процесс при изучении курса географии в 7 классе строится с учетом следующих методов обучения:

 -информационный;

 -исследовательский (организация самостоятельных и практических работ);

 -проблемный (постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций на уроке);

 -использование ИКТ;

 -алгоритмизированное обучение (алгоритмы описания и характеристики географических объектов);

 -методы развития способностей к самообучению и самообразованию;

 -руководства по улучшению понимания прочитанного;

 - методики работы с текстом «Плюс, минус, интересно»;

 - приемов графической организации текста: кластер, таблица,  таблица «Знаю, хочу узнать, узнал», прием «двойного дневника», опорные сигналы.  

Организационные формы обучения географии, используемые на уроках:

  - практическая работа,

 - самостоятельная работа,

 - внеаудиторная работа (экскурсионная)

Основные технологии обучения:

- технология проблемного обучения;

-  интерактивных технологий;

- технология развития критического мышления;

- модульная технология;

- технология проектной деятельности;

- технология дифференцированного обучения

Преемственность с другими предметами.

В примерной программе для основной школы предусмотрено развитие всех представленных в программах начального общего образования основных видов деятельности обучаемых. Однако содержание примерных программ для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.
Каждый учебный предмет или совокупность учебных предметов является отражением научного знания о соответствующей области окружающей действительности. Поэтому если в начальной школе на первое место выдвигается учебная деятельность, связанная с формированием умений учиться, адаптироваться в коллективе, читать, писать и считать, то в основной школе учащиеся овладевают элементами научного знания и учебной деятельностью, лежащими в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной, эстетической, технико-технологической, физической культуры, формируемой в процессе изучения совокупности учебных предметов.

При этом универсальные учебные действия формируются в результате взаимодействия всех учебных предметов и их циклов, в каждом из которых преобладают определенные виды деятельности и соответственно определенные учебные действия. В предметах естественно-математического цикла ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия; в предметах коммуникативного цикла — коммуникативная деятельность и соответствующие ей учебные действия и т. д.

В связи с этим в примерных программах для основной школы в разных учебных курсах превалируют различные виды деятельности на уровне целей, требований к результатам обучения и основных видов деятельности ученика.

Обоснование выбора УМК.

      В перспективе школа планирует перейти на линию учебников автора  Домогацких Е.М

1. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География  6 класс  Русское слово

2. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География  7 класс  Русское слово

3. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География  8 класс  Русское слово

4. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. География 9 класс   Русское слово

5. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География (базовый и профильный  уровни) 10 класс  Русское слово

Выбор выше названной линии учебников обосновывается тем, что созданы наиболее полные УМК.  В нём представлены :

1.Программа курса «География. 5—11 классы»

2.Учебники

3.Методические рекомендации к учебнику.

4.Рабочая тетрадь по географии к учебнику

5.Тетрадь-практикум к учебнику

6.Текущий и итоговый контроль

7.Атлас.

8.Контурные карты.

Всё это позволяет работать в соответствии требованиям ФГОС.

Место предмета.

География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них по 35 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.          

В 7-х классах на изучение географии отводится 34 часа, по программе А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, на изучение географии в 7 классе отводится 68 часов.

Результаты освоения предмета .

Деятельность образовательного учреждения в обучении географии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.

4)  овладение на начальном уровне географическими знаниями и умениями, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

5)  осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;

6)  формирование  поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, выявлять причинно-следственные связи, преобразовывать информацию  из одной  формы в другую  определять критерии для сравнения фактов, явлений;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к природе, здоровью своему и окружающих; ставить учебную задачу под руководством  учителя;

4) умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. выслушивать и объективно оценивать другого  уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.

Требования к учащимся

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса ученик должен:

Знать/понимать

• основные географические понятия: природный комплекс, географическая оболочка, природная зона, платформа, складчатая область, воздушная масса, пассаты, климатический пояс, режим реки, широтная зональность, вертикальная поясность, географическое положение материка, этнос, антропогенный ландшафт, природные ресурсы (богатства) • различия карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

• результаты выдающихся географических открытий и путешествий

• взаимосвязи компонентов природы, их изменения в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность

• географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий материков и акваторий океанов

• связь между географическим положением, природными условиями и хозяйством отдельных регионов и стран

• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальных уровнях

• меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных И техногенных явлений

Уметь

• выделять, описывать и объяснять по картам и другим источникам географической информации существенные признаки географических объектов и явлений на материках и в океанах

• находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для объяснения географических явлений на разных материках и в океанах; а также обеспечивать природными и человеческими ресурсами различных территорий материков, их хозяйственный потенциал и экологические проблемы

• приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды. Ее влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и стран мира

• составлять краткие географические описания и характеристики разных территорий на основе разнообразных источников географической информации использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

• для свободного чтения карт различного содержания

• для оценивания последствий антропогенных воздействий на природу отдельных территорий материков, океанов, стран

• для проведения самостоятельного поиска географической информации из различных источников

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

• для свободного чтения карт различного содержания

• для оценивания последствий антропогенных воздействий на природу отдельных территорий материков, океанов, стран

• для проведения самостоятельного поиска географической информации из различных источников

Географическая номенклатура

7 класс номенклатура по материкам.

АФРИКА.

МОРЯ

Средиземное, Красное.

ЗАЛИВЫ

Аденский, Гвинейский.

ПРОЛИВЫ

Гибралтарский, Суэцкий, Баб-эль-Мандебский, Мозамбикский.

ПОЛУОСТРОВ

Сомали.

ОСТРОВ

Мадагаскар.

ГОРЫ

Атлас, Драконовы, Капские.

НАГОРЬЯ

Ахаггар, Тибести, Дарфур, Эфиопское.

ПЛОСКОГОРЬЕ

Восточно-Африканское.

ВУЛКАНЫ

Килиманжаро, Камерун.

ПУСТЫНИ

Сахара, Калахари.

ОЗЁРА

Виктория, Танганьика, Чад, Ньяса.

РЕКИ

Нил, Конго, Нигер, Замбези.

ТЕЧЕНИЯ

Канарское, Гвинейское, Сомалийское, мыса Игольного.

МЫСЫ

Альмади, Рас-Хафун, Игольный, Эль-Абъяд.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА АФРИКИ.

Марокко (Рабат), Алжир (Алжир), Египет (Каир), Ливия (Триполи), Гвинея (Конакри ), Мали (Бамако), Нигер (Ниамей ), Чад (Нджамена ), ДРК (Киншаса ), Экваториальная Гвинея (Малабо), Ангола (Луанда), Судан (Хартум), Эфиопия (Аддис-Аббеба ), Сомали (Могадишо), Кения (Найроби), Уганда (Кампала ), Мозамбик (Мапуту ), ЮАР (Претория), Мадагаскар (Антананариву).

ЮЖНАЯ АМЕРИКА.

МОРЯ

 Карибское.

ЗАЛИВЫ

Венесуэльский, Ла-Плата, Байя-Гранде.

ПРОЛИВЫ

Магелланов, Дрейка, Панамский канал.

МЫСЫ

Гальинас, Фроуард, Париньяс, Кабу-Бранку.

ОСТРОВА

Малые Антильские, Тринидад, Фолклендские, Огненная Земля, Галапагос.

ГОРЫ

Анды.

ПЛОСКОГОРЬЯ

Бразильское, Гвианское.

ВЕРШИНЫ

Аконкагуа, Рорайма, Бандейра.

ПУСТЫНИ

Атакама.

ОЗЁРА

Маракайбо, Титикака.

РЕКИ

Амазонка, Ориноко, Парана.

ТЕЧЕНИЯ

Гвианское, Бразильское, Фолклендское, Перуанское.

НИЗМЕННОСТИ

Ла-Платская, Ориноко.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА ЮЖНОЙ АМЕРИКИ.

Колумбия (Санта-фе-де Богота), Венесуэлла (Каракас), Гайана ( Джорджтаун), Суринам (Парамарибо), Гвиана (Кайена), Эквадор (Кито), Перу (Лима), Бразилия (Бразилиа), Боливия (Ла-Пас), Парагвай (Асунсьон), Чили (Сантьяго), Уругвай ( Монтевидео), Аргентина (Буэнос-Айрес).

АВСТРАЛИЯ.

МОРЯ

 Арафурское, Коралловое, Тасманово, Тиморское, Фиджи.

ЗАЛИВЫ

Большой Австралийский, Карпентария.

ПРОЛИВЫ

Бассов, Торресов.

МЫСЫ

Стип-Пойнт, Йорк, Байрон,Саут-ист-Пойнт.

ОСТРОВА

Новая Гвинея, Новая Каледония, Новая Зеландия, Тасмания, Новые Гебриды, Соломоновы.

ПОЛУОСТРОВА

Арнемленд, Кейп-Йорк.

ХРЕБТЫ

Большой Водораздельный, Большой Барьерный риф.

ПЛОСКОГОРЬЯ

Западно-Австралийское.

ВЕРШИНЫ

Косцюшко.

ПУСТЫНИ

Большая Песчаная, Виктория.

ОЗЁРА

Эйр-Норт.

РЕКИ

Муррей, Дарлинг(приток).

ТЕЧЕНИЯ

Восточно-Австралийское, Западных ветров.

НИЗМЕННОСТИ

Центральная.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА ОКЕАНИИ.

МЕЛАНЕЗИЯ:

  • Независимые: Папуа-Новая Гвинея, Фиджи, Соломоновы о-ва,         .                       Вануату.
  • Колония: Новая Каледония, Норфолк.

МИКРОНЕЗИЯ:

  • Независимые: Федеративные штаты Микронезии,            .             .                       Маршалловы, Карабати, Тувалу, Науру.
  • Колония: Гуам,Северные Марианские о-ва.

ПОЛИНЕЗИЯ:

  • Независимые: Тонга, Самоа, Новая Зеландия, Карибати.
  • Колония: Гавайские о-ва, о-ва Кука, Французская Полинезия,     .              Американские Самоа.  

СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА.

МОРЯ

 Саргассово, Карибское, Баффина, Берингово, Бофорта, Чукотское.

ЗАЛИВЫ

Мексиканский, Гудзонов, Калифорнийский, Святого Лаврентия.

ПРОЛИВЫ

Берингов, Девисов, Гудзонов

МЫСЫ

Мерчисон, Марьято, Принса Уэльского, Сент-Чарльз.

ОСТРОВА

Канадский Арктический архипелаг, Большие Антильские, Ньюфаундленд, Бермудские, Алеутские,  Багамские.

ПОЛУОСТРОВА

Флорида, Калифорния, Аляска, Лабрадор.

ГОРЫ

Аппалачи, Кордильеры.

ВЕРШИНЫ

Мак-Кинли, Орисаба, Митчел.

ОЗЁРА

Виннипег, Большое Солёное, Большое Невольничье, Большое Медвежье, Верхнее, Мичиган, Гурон, Эри, Онтарио.

РЕКИ

Маккензи, Миссисипи, Мссури, Колорадо, Колумбия, Юкон.

ТЕЧЕНИЯ

Гольфстрим, Лабрадорское, Калифорнийское, Северо-Тихоокеанское.

НИЗМЕННОСТИ

Миссисипская, Центральные, Великие.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ.

США (Вашингтон), Канада (Оттава), Мексика (Мехико), Белиз (Бельмопан), Гватемала (Гватемала), Гондурас (Тегусигальпа), Сальвадор (Сан-Сальвадор), Никарагуа (Манагуа), Коста-Рика (Сан-Хосе), Панама (Панама), Куба (Гавана), Ямайка (Кингстон), Гаити (Порт-о- Пренс), Доминиканская Республика (Санто-Доминго).

ЕВРАЗИЯ.

МОРЯ

Чёрное, Средиземное, Северное, Норвежское, Балтийское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Жёлтое, Восточно-Китайское, Южно-Китайское, Аравийское, Красное, Каспийское.

ЗАЛИВЫ

Бискайский, Ботнический, Финский, Персидский, Бенгальский, Аденский.

ПРОЛИВЫ

Гибралтарский, Ла-Манш, Карские Ворота, Берингов, Малаккский, Баб-эль-Мандебский.

МЫСЫ

Челюскин, Пиай, Рока, Дежнёва.

ОСТРОВА

Ирландия, Великобритания, Новая Земля, Новосибирские, Курильские, Сахалин, Японские, Филиппинские, Шри-Ланка, Большие Зондские.

ПОЛУОСТРОВА

Пиренейский, Скандинавский, Кольский, Ямал, Таймыр, Чукотский, Камчатка, Корея, Индокитай, Малакка, Индостан, Аравийский, Малая Азия, Крымский, Балканский, Аппенинский.

ГОРЫ

Пиренеи, Альпы, Карпаты, Кавказ, Тянь-Шань, Гималаи, Урал, Алтай.

ВЕРШИНЫ

Кракатау, Ключевская Сопка.

ПЛОСКОГОРЬЯ

Средне-Сибирское, Декан.

НАГОРЬЯ

Тибет, Гоби, Иранское, Памир.

РАВНИНЫ

Восточно-Европейская, Западно-Сибирская, Туранская, Прикаспийская, Месопотамская, Великая Китайская.

ОЗЁРА

Онежское, Ладожское, Балхаш, Иссык-Куль, Лобнор, Байкал.

РЕКИ

Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур, Хуанхэ, Янцзы, Меконг, Инд, Ганг, Тигр, Амударья, Дунай, Рейн, Одра, Висла, Эльба.

ТЕЧЕНИЯ

Норвежское, Куросио,

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КАРТА ЕВРАЗИИ.

Европа

Финляндия (Хельсинки), Норвегия (Осло), Великобритания (Лондон),Франция (Париж), Германия (Берлин), Испания (Мадрид), Португалия (Лиссабон),Италия (Рим), Греция (Афины), Албания (Тирана), Украина (Киев), Исландия (Рейкьявик), Польша ( Варшава), Чехия (Прага), Словакия (Братислава), Венгрия (Будапешт), Румыния (Бухарест), Болгария (София), Литва (Вильнюс), Словения (Любляна), Хорватия (Загреб), Македония (Скопье), Белоруссия (Минск), Эстония (Таллин).

Азия

Грузия (Тбилиси), Армения (Ереван), Азербайджан (Баку), Казахстан (Астана), Киргизия (Бишкек), Туркмения (Ашхабад), Монголия (Улан-Батор), Китай (Пекин), Япония (Токио), Индонезия (Джакарта), Тайланд (Бангкок), Вьетнам (Ханой), Индия (Нью-Дели), Иран (Тегеран), Пакистан (Исламабад), Ирак (Багдад), Афганистан (Кабул), Турция                 (Анкара), Кипр (Никосия), Иордания (Амман), Израиль (Тель-Авив), Саудовская Аравия (Эр-Рияд), Объединённые Арабские Эмираты (Абу-Даби), Йемен (Сана).


Содержание учебного предмета.

Введение (2ч)

Что такое страноведение. Страноведение прошлого и настоящего времени.

Источники географических знаний, их разнообразие. Географическая карта - особый источник географических знаний. Многообразие географических карт. Способы картографического изображения. Географические описания, страноведческие характеристики.

Практическая работа

Группировка карт учебника и атласа по разным признакам.

РАЗДЕЛ 1

СОВРЕМЕННЫЙ ОБЛИК ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ.(6Ч)

Геологическая история Земли.

Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Материки и части света.

Материки Старого и Нового Света. Понятие «географическое положение»; влияние географического положения на формирование природы территории. Особенности географического положения каждого материка и океана. Географическая среда и человек.

Понятия «географическая оболочка» и «географическая среда». Основные свойства географической оболочки, пространственная неоднородность и ее причины. Разнообразие природы Земли. Зональные и азональные природные комплексы суши и океана. Понятие «при родная зона». Смена природных комплексов на равнинах суши, в горах и в океане. Природные и природно-хозяйственные территориальные комплексы. Пограничные области суши и океана и особые природные комплексы. Человечество - часть географической оболочки. Изменения географической оболочки под воздействием деятельности человека.

1. выявление по картам географической зональности природы на Земле.

2. Характеристика природной зоны своей местности и ее изменений под влиянием деятельности людей.

Освоение Земли человеком.

Территории наиболее древнего освоения человеком Земли. Прилагаемые пути расселения людей по материкам. Численность населения Земли. Современное размещение людей по материкам, климатическим областям, природным зонам, по удаленности от океанов. Карта плотности населения земли. Главные области расселения.

Человеческие расы и этносы. Крупнейшие этносы. Малые народы. Карта народов мира. Миграции этносов.

Современные религии и их география. Материальная и духовная культура как результат жизнедеятельности человека, его взаимодействия с человеческой средой. Культурно-исторические регионы мира. Памятники всемирного культурного наследия.

Практическая работа

1. определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения отдельных материков и стран мира.

2. моделирование на контурной карте размещения крупнейших этносов и малых народов, а также путей расселения индоевропейских народов.

РАЗДЕЛ 2

ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ(16Ч)

Рельеф.

Планетарные формы рельефа. Плиты литосферы. Платформы и складчатые пояса. Карта строения земной коры.

Сейсмические пояса Земли. Практическое значение знаний о строении и развитии литосферы.

Равнины и горы материков, закономерности их размещения в зависимости от строения литосферы и движения литосферных плит. Общие черты в строении рельефа «южных» и «северных» материков, различия и их причины.

Изменения рельефа под влиянием Внутренних и внешних процессов. Преобразование рельефа в результате хозяйственной деятельности.

Закономерности размещения на материках месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. Различия в рельефе и минеральных ресурсах отдельных материков. Природные памятники литосферы материков.

Практическая работа

1. Чтение карт, космических и аэрокосмических СНимков материков.

2. описание по карте рельефа одного из материков.

3. сравнение рельефа двух материков с выявлением прнчин сходства и различий (по выбору)

Климат и воды.

Закономерности распределения температуры воздуха, атмосферного давления и осадков на материках.

Климатообразующие факторы. Воздушные массы, их типы, циркуляция. Климатические карты. Климатические пояса области; закономерности их размещения. Особенности климатов «южных» и «северных « материков. Климат и человек. Влияние климатических условий на размещение населения. Адаптация человека к климатическим особенностям территории, средства защиты от неблагоприятных воздействий.

Мировой океан - главная часть гидросферы. Особенности природы. Воды суши. Обшая характеристика Внутренних вод континентов; зависимость их от рельефа и климата. Закономерности питания и режима вод суши. Черты сходства и различия вод материков. Геоrpафия  «речных цивилизаций». Водные ресурсы материков, их размещения и качество. Изменения вод под влиянием хозяйственной деятельности. Природные памятники гидросферы.

Практическая работа

1.Чтение климатических карт для характеристики климата. Описание различий в климате одного из материков и оценивание климатических условий материка для жизни населения.

2. Описание по карте крупных объектов гидросферы на материках (по выбору) и оценка обеспеченности водными ресурсами разных материков и их регионов.

Природные зоны.

Проявление закона географической зональности в размещении живых организмов на Земле. Типы почв материков.

Особенности растительности, почв и животного мира основных природных зон материков. Своеобразие органического мира каждого материка. Культурные растения и домашние животные. Сохранение человеком растительного и животного мира Земли. Наиболее благоприятные для жизни человека природные зоны.

Практическая работа

1.Описание растительного и животного мира материков по картам.

Самые крупные природные комплексы Земли - материки и океаны.

Особенности природы и населения «южных» материков. Особенности природы населения «северных» материков.

Число океанов на Земле. Особенности географического положения каждого из океанов. Основные черты рельефа дна океанов климат, водные массы, основные поверхностные течения. Особенности органического мира каждого из океанов. Проявление зональности, природные пояса. Освоение и хозяйственное использование океана человеком. Экологические проблемы и пути их решения.

Практическая работа

1.Выявление и отражение на контурной карте транспортной, промысловой, сырьевой, рекреационной и других функций океана (по выбору).

РАЗДЕЛ 3 КОНТИНЕНТЫ И СТРАНЫ (36Ч).

СПОСОБЫ НАКОПЛЕНИЯ СТРАНОВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.

Типовая структура географической характеристики территории. Краткое описание истории открытия и исследования континента, главные особенности его природы и населения. Деление континента на крупные природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы. Состав территории и страны региона. Географическое положение отдельных стран. Влияние географического положения отдельных стран. Влияние географического положения на природу стран и жизнь населения.

Основные черты природы и природных богатств стран региона. Сочетание типичного и особенного в природных условиях И природных богатствах стран региона. Влияние на природу и хозяйственную деятельность населения прилегающих частей океанов. Отражение природных условий в образе жизни людей.

Исторические особенности заселения территории. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры народов региона. Главные особенности населения: язык, религия, быт (тип жилищ, национальная одежда, пища, традиции народов, обряды, обычаи).

Исторически сложившиеся виды хозяйственной деятельности по использованию природных богатств суши и прилегающих акваторий. Современные виды хозяйственной деятельности. Культурные растения и домашние животные. Антропогенные и культурные ландшафты в странах региона. Экологические проблемы, связанныприродопользованием, стилем жизни и уровнем экологической культуры населения. Катастрофические явления природного и техногенного характера. Охрана природы.

Крупные города, их географическое положение, планировка, внешний облик. Основные объекты природного и культурного наследия человечества в регионах и странах материка.

Африка (6ч)

Особенности природы. Население. Политическая карта материка и ее изменения во времени. Деление континента на крупные регионы. Страны Северной Африки. Египет, страны западной и Центральной Африки. Нигерия. Страны Восточной Африки. Эфиопия. Страны Южной Африки. ЮАР.

Практическая работа

1. определение по картам природных богатств стран Центральной Африки.

2. Определение по картам основных видов деятельности населения стран Южной Африки.

3. установление особенностей географического положения, планировки и внешнего облика самых крупных городов стран Африки.

Австралия и Океания (3ч)

Особенности природы. Население Австралия - страна-материк. Океания. Состав региона. Природа и люди.

Практическая работа

Сравнительная характеристика природы, населения и его хозяйственной деятельности двух регионов Австралии (по выбору)

Южная Америка (5ч)

Особенности природы. Население континента. Страны востока материка. Бразилия. Страны Анд. Венесуэла. Перу.

Чили.

Практическая работа

1.0писание природных особенностей и природных богатств, различий в составе населения, в особенностях его культуры и быта; географическое положение крупных городов Бразилии (или Аргентины).

2. Выявление основных видов хозяйственной деятельности населения Андийских стран.

Антарктида (1ч)

Особенности природы. Проявления зональности в природе континента. Освоение Антарктики человеком.

Международный статус материка. Влияние Антарктиды на природу Земли. Достижения географической науки в изучении южной полярной области планеты.

Практическая работа

Определение целей изучения южной полярной области Земли и составление проекта использования природных богатств материка в будущем.

Северная Америка(4ч)

Особенности природы. Население. Канада. Соединенные Штаты Америки. Страны Средней Америки. Мексика.

Практическая работа

1. установление по картам основных видов природных богатств Канады, США, Мексики.

2. выявление особенностей размещения населения в пределах каждой страны и географического положения, планировки и внешнего облика самых больших городов этих стран.

Евразия (17ч)

Особенности природы. Население. Страны Северной Европы. Норвегия. Швеция. Страны Западной Европы. Великобритания и Ирландия. Германия. Нидерланды. Бельгия. Франция. Австрия. Швейцария. Страны Восточной Европы. Польша. Страны Балтии. Белоруссия. Украина. Молдова. Дунайские страны. Страны Южной Европы. Испания и Португалия. Италия и балканские страны. Страны юго-западной Азии. Турция. Грузия. Азербайджан. Армения. Страны Южной Азии. Индия. Страны Центральной и Восточной Азии. Казахстан и страны Средней Азии. Монголия. Китай. Япония. Страны юго-восточной Азии. Индонезия.

Практическая работа

1. составление «каталога» народов Евразии по языковым группам.

2. описание видов хозяйственной деятельности народов стран Северной Европы, связанных с работой в океане.

3. сравнительная характеристика Великобритании, Франции и Германии.

4. группировка стран Юго-Западной Азии по различным признакам.

5. описание географического положения крупных городов Китая, нанесение их на контурную карту.

6. отражение на контурной карте размещения природных богатств индии.

РАЗДЕЛ 4

ПРИРОДА ЗЕМЛИ И ЧЕЛОВЕК (3Ч)

ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА КАК СРЕДА ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ И РЕСУРСЫ. IJИДЫ ПИРОДНЫХ РЕСУРСОВ.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА

Рациональное и нерациональное природопользование. Изменение природы ив планетарном, региональном и локальном масштабах. Источники загрязнения окружающей среды. Сохранение качества окружающей среды. Необходимость международного сотрудничества в использовании и охране природы Земли.

Роль географической науки в рациональном использовании природы. Методы географической науки: географические описания, картографические модели в географических исследованиях, сравнительно-географический метод, статистический, исторический и полевой методы. Аэрокосмические и другие дистанционные методы. Применение новейших методов исследования. Изучение природы на Земле и за ее пределами.

Практическая работа

1. моделирование на карте основных видов природных богатств материков и океанов.

2. составление описания местности, в которой школьник провел летние каникулы, выявление ее геоэкологических проблем и путей сохранения и улучшения качества окружающей среды; памятники природы и культуры.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса ученик должен:

Знать/понимать

• основные географические понятия: природный комплекс, географическая оболочка, природная зона, платформа, складчатая область, воздушная масса, пассаты, климатический пояс, режим реки, широтная зональность, вертикальная поясность, географическое положение материка, этнос, антропогенный ландшафт, природные ресурсы (богатства) • различия карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;

• результаты выдающихся географических открытий и путешествий

• взаимосвязи компонентов природы, их изменения в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность

• географические особенности природы материков и океанов, географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий материков и акваторий океанов

• связь между географическим положением, природными условиями и хозяйством отдельных регионов и стран

• природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на глобальном, региональном и локальных уровнях

• меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных И техногенных явлений

Уметь

• выделять, описывать и объяснять по картам и другим источникам географической информации существенные признаки географических объектов и явлений на материках и в океанах

• находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для объяснения географических явлений на разных материках и в океанах; а также обеспечивать природными и человеческими ресурсами различных территорий материков, их хозяйственный потенциал и экологические проблемы

• приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды. Ее влияния на особенности культуры народов; районов разной специализации хозяйственной деятельности крупнейших регионов и стран мира

• составлять краткие географические описания и характеристики разных территорий на основе разнообразных источников географической информации использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

• для свободного чтения карт различного содержания

• для оценивания последствий антропогенных воздействий на природу отдельных территорий материков, океанов, стран

• для проведения самостоятельного поиска географической информации из различных источников

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

• для свободного чтения карт различного содержания

• для оценивания последствий антропогенных воздействий на природу отдельных территорий материков, океанов, стран

• для проведения самостоятельного поиска географической информации из различных источников

Перечень практических и контрольных работ.

Перечень практических работ 7 «А», «Б», «В» класса

  1. Практическая работа № 1 по теме «Карты материков и океанов»
  2. Практическая работа № 2 «Климатические пояса Земли»
  3. Практическая работа № 3 «Гидросфера»
  4. Практическая работа № 4 «Природные зоны»
  5. Практическая работа № 5 «Народы и страны Африки»
  6. Практическая работа № 6 «Страны Западной и Центральной и Африки»
  7. Практическая работа № 7 «Страны Восточной (Эфиопия) и Южной Африки (ЮАР)»
  8. Практическая работа № 8 «Австралия и Океания»
  9. Практическая работа № 9 «Страны Южной Америки (Бразилия)»
  10. Практическая работа № 10  «Страны Анд»
  11. Практическая работа № 11 « Антарктида. Особенности материка»
  12. Практическая работа № 12 «Канада. США»
  13. Практическая работа № 13  «Население Евразии»
  14. Практическая работа № 14 «Страны Северной Европы»
  15. Практическая работа № 15 «Сравнительная характеристика стран Великобритании и Германии»
  16. Практическая работа № 16 «Страны Юго-Западной Азии

Перечень контрольных работ 7 «А», «Б», «В» класса

  1. Контрольная работа № 1 «Атмосфера, литосфера Земли»
  2. Контрольная работа № 2 «Океаны. ФГП Африки»
  3. Контрольная работа № 3 «Северная и Южная Америка .ФГП Евразии»
  4. Контрольная работа № 4 «Материки и океаны»

    Список используемой литературы

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011 – 000 с.
  2. Фундаментальное ядро содержания общего образования (Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с. (Стандарты второго поколения)
  3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России /А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков/. – М.: Просвещение, 2009
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 декабря 2011 года «ОБ утверждении федеральных перечней учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013 учебный год.
  5. Примерные программы по учебным предметам. География 5-9 классы: проект. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 75 с.
  6. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. – М.: Просвещение, 2011. – 144 с.
  7. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.

Интернет-ресурсы

  1. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
  2. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
  3. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...