Рабочая программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс) на тему

Козлов Михаил Агафонович

Рабочая программа по географии 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_geografii_5_kl_fgos.doc324 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

Урывская основная     общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края

       Рассмотрено на заседании                            Принято                                            Утверждаю

  методического объединения                      на заседании педсовета                     Директор школы                         В.В.Калачева

  Протокол №                                                  Протокол №                                      Приказ №____ от «____»_________2015   г.                 «____»______ 2015 г.                         «____»______ 2015 г.                      

Рабочая программа по учебному предмету

«География. Начальный курс».  ФГОС

Уровень основной, класс пятый

на 2015 - 2016 учебный год

          Программа составлена на основе  программы основного общего образования по географии  5-9 классы.  Авторы: И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В.Душина, В.И.Сиротин. «Дрофа», 2012.

                                                                                      Составитель: учитель Козлов М.А.                                                                                        

                                                                                        квалификационная категория вторая                                                                          

Урывка 2015

Пояснительная записка

     Рабочая программа по учебному предмету «География. Начальный курс». 5 класс составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с  программой основного общего образования по географии ФГОС предметной линии учебников 5 – 9 классы под реакцией И.И Бариновой, В.П.Дронова, И.В.Душиной, В.И. Сиротина. – Москва. «Дрофа», 2012 г.  (программа опубликована на сайте www. drofa.ru); учебника  «География. Начальный курс. 5 класс». Авторы И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин – Москва. «Дрофа», Вертикаль, 2015 г., электронного приложения к учебнику. Москва. «Дрофа», 2012 г. (методическая поддержка на сайте www. drofa.ru. В ней также учтены основные положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования.

Общая характеристика курса географии

     Учебное содержание курса географии в данной линии сконцентрировано по блокам: с 5 по 7 класс – география планеты, с 8 по 9 класс –  география России. Данная программа по своему содержанию, структуре и методическому аппарату соответствует учебно-методическим комплексам так называемой «классической» линии, выпускаемым издательством «Дрофа». Авторы программ являются одновременно и авторами соответствующих учебников. Такой подход представляется наиболее правильным. Наличие единого авторского коллектива, разрабатывающего концепцию, а затем и программы, учебники и учебно-методические пособия, дает возможность устранить многие недостатки и сложности, связанные с несогласованностью содержания программ и школьных учебников. Учебники данной линии давно знают и любят в школе. За многие годы существования они вобрали в себя все лучшее, что наработано методикой преподавания географии. Материалы учебников обновлены в соответствии с последними тенденциями в школьной географии. Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе.

    Основными целями курса являются:

  • знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества – географической картой, с взаимодействием природы и человека;
  • пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности;
  • формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

При изучении курса решаются следующие задачи:

  • знакомство с одним из интереснейших школьных предметов – географией, формирование интереса к нему;
  • формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

     Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.

Место курса географии в базисном учебном плане

     География в основной школе изучается с 5 по 9 класс. На изучение географии отводится в 5 и 6 классах по 35 ч (1 ч в неделю), в 7, 8 и 9 классах по 68 ч (2 ч в неделю). В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курса географии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», включающий определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данный курс является пропедевтическим. В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.

    В учебном плане МКОУ Урывской основной школы на изучение географии выделено 35 часов (1 ч в неделю). 2 ч из 35 ч являются резервными. В рабочей программе эти 2 ч. определены как контрольные работы за курс 5 класса.

                 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса

Предметные результаты обучения:

• осознание роли географии в познании окружающего мира:

 - объяснять роль различных источников географической информации;

•  освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

- формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

•  использование географических умений:

- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;

• использование карт как моделей:

- определять на карте местоположение географических объектов;

•  понимание смысла собственной действительности:

- определять роль результатов выдающихся географических открытий;

Учащийся должен уметь:

- объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;

- показывать по карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты; объяснять особенности строения рельефа суши; описывать погоду своей местности.

Метапредметные результаты обучения

Регулятивные УУД:

– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;

• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

• работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;

• осуществлять сравнение  и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

• вычитывать все уровни текстовой информации;

• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Учащийся должен уметь:

- ставить учебную задачу под руководством учителя; планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей; работать в соответствии с предложенным планом; выделять главное, существенные признаки понятий;

- участвовать в совместной деятельности; высказывать суждения, подтверждая их фактами;

- искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях; составлять описания объектов; составлять простой план; работать с текстом и нетекстовыми компонентами; оценивать работу одноклассников.

Личностные результаты обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

• гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

• осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

• осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

• представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

• осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

• осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

– гармонично развитые социальные чувства и качества:

• умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

• эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

• патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

• уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

• готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего,  продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Учащийся должен обладать:

- ответственным отношением к учебе; опытом участия в социально значимом труде; осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению; коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; основами экологической культуры.

     

                                                               Содержание учебного курса

                                                                     Что изучает география (5 ч)

Мир, в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология.

География – наука о Земле. Физическая и социально-экономическая география – два основных раздела географии.

 Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод.

Предметные результаты обучения 

Учащийся должен уметь:

- приводить примеры географических объектов;

-называть отличия в изучении Земли географией по сравнению с другими науками (астрономией, биологией, физикой, химией, экологией); - объяснять, для чего изучают географию.

                                                                     Как люди открывали Землю (5 ч)

Географические открытия древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Открытия русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Практические работы № 1, 2.

Предметные результаты обучения

 Учащийся должен уметь:

- называть основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее выдающиеся результаты географических открытий и путешествий;

- показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов;

-приводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их.

                                                                     Земля во Вселенной (9 ч)

Как древние люди представляли себе Вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птоломею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты-гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

 Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета – Земля. Земля – планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С.П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли – Ю. А. Гагарин.

Предметные результаты обучения 

Учащийся должен уметь: 

- описывать представления древних людей о Вселенной;

- называть и показывать планеты Солнечной системы;

- называть планеты земной группы и планеты- гиганты;

- описывать уникальные особенности Земли как планеты.

                                                                    Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным

признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Практические работы № 3, 4.

Предметные результаты обучения 

Учащийся должен уметь:

-объяснять значение понятий: «горизонт», «линия горизонта», «стороны горизонта», «ориентирование», «план местности», «географическая карта»;

- находить и называть сходства и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;

- работать с компасом;

-  ориентироваться на местности при помощи компаса, карты, местных признаков.

                                                                          Природа Земли (10 ч)

Как возникла Земля. Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры.

 Землетрясения и вулканы. Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва – особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

 - объяснять значение понятий: «литосфера», «горные породы», «полезные ископаемые», «рельеф», «гидросфера», «океан», «море», «атмосфера», «погода», «биосфера»;

- показывать по карте основные географические объекты; наносить на контурную карту и правильно подписывать географические объекты;  - объяснять особенности строения рельефа суши; описывать погоду своей местности.

Метапредметные результаты обучения 

Учащийся должен уметь: 

-ставить учебную задачу под руководством учителя;

- планировать свою деятельность под руководством учителя;

- работать в соответствии с поставленной учебной задачей;

 - работать в соответствии с предложенным планом;

 - выделять главное, существенные признаки понятий;

 - участвовать в совместной деятельности;

 - высказывать суждения, подтверждая их фактами;

 - искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;

 -составлять описания объектов; составлять простой план;

 - работать с текстом и нетекстовыми компонентами;

- оценивать работу одноклассников.

Личностные результаты обучения 

Учащийся должен обладать:

- ответственным отношением к учебе;

- опытом участия в социально значимом труде;

-осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;

-  коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности; основами экологической культуры.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

 Ученик научится:

 - использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

- по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

- определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

- в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

- составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

 - представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач. Ученик получит возможность научиться:

 - ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

- читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

- строить простые планы местности; - создавать простейшие географические карты различного содержания;

- моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ;

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

-использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития;

 - использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально- экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

- воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно- популярной литературе и средствах массовой информации;

- создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Учебно-тематический план

№/п

Наименование разделов

Всего часов

Практические (в том числе)

Контрольные (в том числе)

1

Что изучает география                                      

5

1

2

Как люди открывали Землю  

5

2

3

Земля во Вселенной                                                      

9

4

Виды изображений поверхности Земли

4

5

 Природа Земли

10

2

6

Итоговая контрольная работа за курс 5 класса

(часы взяты из резерва)

2

2

Итого

35

4

3

                                                                                                       УМК.

      1.  Атлас. Физическая география, начальный курс. 5  класс,  изд. Дрофа. 2010 – 2015 гг

  1. Баринова И. И., Плешаков А. А., Сонин Н. И. География. Начальный курс. 5 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. — М., 2015;
  2. Баринова И.И.. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие, 2013.
  3. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное приложение к учебнику на  сайте www. drofa.ru.
  4. Сонин Н. И., Курчина С. В. География. Начальный курс. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику И. И. Бариновой, А. А. Плешакова, Н. И. Сонина    «География. Начальный курс. 5 кл.». — М., 2013 – 2015.
  5. Контрольно-измерительные материалы. «Вако», 2012-2015.
  6. Контурные карты. География» 5 класс. М.: Дрофа. 2014 г.                

                                                                                 Средства обучения:

1.Таблицы по разделам (как открывали землю, земля во вселенной, виды изображений поверхности земли, природа земли).

2.  Коллекции горных пород.

3. Раздаточный материал (карточки, тесты, опорные схемы муляжи, модели  вулкана, гор, реки,  глобус,.)

4. Портреты ученых

5 Карты -  физическая карта полушарий, политическая, план местности

6. ЦОРы Сети Интернет

7. Мультимедийные презентации

8.. Видеофильмы

9. Компьютер

                                                            Интернет-ресурсы

http: //www.gao.spb.ru/russian

http: //www.fmm.ru

http: //www.mchs.gov.ru

http: //www.national-geographic.ru

http: //www.nature.com

http: //www.ocean.ru

http: //www.pogoda.ru

http: //www.sgm.ru/rus

http: //www.unknowplanet.ru

                                    Применение следующих педагогических технологий обучения:

- проблемного обучения;

- технологии развития критического мышления;

- ИКТ

Формы организации учебного процесса:

Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия:

  • индивидуальные;
  • групповые;
  • индивидуально-групповые;
  • фронтальные;
  • практикум.

                                                      Формы контроля уровня достижений обучающихся

Для контроля и оценки достижения общеучебных результатов используется следующие система форм и видов контрольно-оценочных действий:

текущий контроль:

- наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий;

- самостоятельные работы;

- текущее выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;

- диагностическая экспресс-работа по изучаемой теме и др.;

промежуточный контроль:

- тестирование;

- выполнения творческих работ, включая учебные исследования и учебные проекты;

- проверочные работы;

- домашние самостоятельные работы;

итоговый контроль:

- тест

- контрольная итоговая работа;

- практическая работа. 

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Контрольно-измерительные материалы по географии за курс 5 класса составлены на основе обязательного минимума  содержания среднего и основного образования, по таким темам как: «Что изучает география», «Как люди открывали Землю», «Земля во  Вселенной», «Виды изображения Земли», «Гидросфера»,  «Природа Земли». В теме «Природа Земли» прежде всего, проверяется теоретических и фактический материал о форме, размерах и движениях планеты Земля, о составе, значении и основных характеристиках атмосферы, гидросферы, литосферы, биосферы всей географической оболочки.

                                                                           Оценка устных ответов

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое знание и понимание всего материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный ответ; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, использовать научные термины;

3. В основном правильно дает определения понятий и использованы научные термины;

4. Понимает основные географические взаимосвязи;

5. Знает карту и умеет ею пользоваться;

6. При решении географических задач допускает второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допускает ошибки и неточности в использовании научной терминологии;

5. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов;

6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки;

7. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

8. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений;

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя;

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

                                                                   

                                                           Оценка  контрольных работ

1. Оценка "5" ставится, если ученик:

• выполнил работу без ошибок и недочетов;

• допустил не более одного недочета.

2. Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

• не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

• или не более двух недочетов.

3. Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

• не более двух грубых ошибок;

• или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

• или не более двух-трех негрубых ошибок;

• или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

• или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

4. Оценка "2" ставится, если ученик:

• допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

• или если правильно выполнил менее половины работы..

Примечание. Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Оценка за тест

Оценка "5"            80-100 %

Оценка "4"            60-79%

Оценка «3»            40-59%

Оценка «2»            0-39%

 

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии

1. Оценка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки;

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

2. Оценка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно;

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.);

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы;

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

3. Оценка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся;

На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома);

Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами;

4. Оценка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью;

Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений;

Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно.

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов.

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты.

                       Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний

Оценка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Оценка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Оценка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Оценка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»);

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств (это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов);

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно);

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесения «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл, в случае добавления в работу излишней информации);

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы;

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).

Правила работы с контурной картой.

1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно;

2. Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа;

3. Все действия с контурными картами выполняются карандашом, гелевой или шариковой ручкой;

4. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами;

5. Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу. Контурная карта должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты;

6. На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты;

7. Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств. Название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более аккуратно);

8.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом;

9.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”;

10.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читаемыми;

11.Первую контурную карту необходимо заполнить простым карандашом. Последующие карты можно оформлять шариковой ручкой;

12. Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.

Примечание. При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий. Но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда. Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!

                                                                                             Тематическое планирование

N/n

Тема урока. Элементы содержания

Вид деятельности

Планируемые образовательные результаты

Вид контроля

Домаш-нее задание

Личностные

Метапредметные

Предметные

Что изучает география (5 ч)

1

Мир, в котором мы живем. (1 ч)

Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле

Знакомство с учебником. Изучение и анализ иллюстраций.

 Беседа с использованием различных источников информации: учебника, электронного приложения, атласа, рабочей тетради.

Развитие личностной рефлексии, толерантности.

Коммуникативные: продолжить обучение в эвристической беседе.

Регулятивные: уметь самостоятельно выделять познавательную цель.

Познавательные: уметь объяснять особенности планеты Земля

Научиться называть черты науки географии, показывать ее роль в освоении планеты человеком, понимать уникальность планеты Земля.

Проблем-ный вопрос. Для чего нужно изучать геогра-фию? Какая существует взаимо-связь между живой и неживой природой?

§1,

стр 4-10, задания

1-2, стр 10

2

Науки о природе. (1 ч)

 Астрономия. Физика. Химия. География. Биология. Экология

Формирование приемов работы с учебником и электронным приложением. Демонстрация физического и химического опытов, работа с текстом учебника, составление схемы «Естественные науки»

Формирование мотивации в изучении наук о природе

Коммуникативные: уметь отображать информацию в графической форме. Регулятивные: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию. Познавательные: уметь выделять сходство естественных наук.

Научиться объяснять значение понятий тело и вещество

Подумайте и приведи-те примеры: а) тел; б) веществ; в) явлений природы, стр, 17

§ 2, стр 11-17, задание 2

3

География — наука о Земле. (1 ч)

Физическая и социально-экономическая география — два основных раздела географии

Работа с учебником и электронным приложением, знакомство с презентацией.  Работа в тетради (выделение признаков двух частей географии).

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Коммуникативные: выделять главную мысль в тексте параграфа (смысловое чтение).

Регулятивные: формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ.

Познавательные: уметь выявлять различия двух частей географии

Научиться называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками; объяснять, для чего изучают географию.

Чем различаются два раздела географии? Приведите примеры географических объектов на территории вашего района, являющих-ся объектом изучения: а) физичес-кой географии; б) социально-экономической географии.

§ 3,  стр 18-21, вопрос 6, стр 21

4

Методы географических исследований.

 (1 ч)

Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно-географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод

Составление простейших географических описаний объектов и явлений живой и неживой природы.

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа. Регулятивные: применять методы информационного поиска. Познавательные: показывать ценность географической информации для человечества.

Научиться находить на иллюстрациях и описывать способы современных географических исследований и применяемые для этого приборы.

Работа с таблицей 1.

Определи-те самый большой и самый маленький материк и океан. 

Что отражают фенологи-ческие наблюде-ния?

§ 4, стр 22-26, вопросы 1-4 по выбору, стр 26.

5

Обобщение знаний по разделу «Что изучает география».  Тест. (1 ч)

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Что изучает география»

Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом 

Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. Регулятивные: уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы. Познавательные: уметь объяснять роль географии в изучении Земли.

Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических методах исследований.

Выполне-ние тестовых заданий, работа с электрон-ным приложением

Основные понятия раздела, стр 26

Как люди открывали Землю (5 ч)

6

Географические открытия древности и Средневековья.

(1 ч)

 Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья

Работа с картой: формирование умения правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника.

Формирование целостного мировоззрения.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию из карт атласа и электронного приложения.

Регулятивные: применять методы информационного поиска (правильно называть и показывать географические объекты, упомянутые в тексте учебника).

Познавательные: уметь объяснять роль Великих географических открытий для человечества.

Научиться обозначать на контурной карте маршрут путешествия Марко Поло.

Провероч-ная работа (задания электрон-ного приложе-ния)

§5, стр 27-29, задания рабочей тетради.

7

Важнейшие географические открытия. Практическая работа № 1 (1 ч).

Открытие Америки. Первое кругосветное путешествие. Открытие Австралии. Открытие Антарктиды.

Работа с текстом учебника, контурной картой. Анализ презентации.

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию в электронном приложении.

Регулятивные: самостоятельно анализировать презентацию электронного приложения.

Познавательные: выяснить вклад первооткрывателей в освоение Земли

Научиться прослеживать по картам маршруты путешествий.

Практическая работа. Проследи-те по карте (рис.  28) маршруты четырёх экспеди-ций Колумба. Во время каких из этих экспеди-ций он побывал только на островах, а во время каких — на материках Америки?

§ 6, стр 30-34, задания электрон-ного приложе-ния и рабочей тетради по выбору

8

Открытия русских путешественни-ков. (1 ч)

Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за три моря». Освоение Сибири.

Чтение и анализ карт атласа. Самостоятельная подготовка презентации по опережающему заданию «Десять великих путешественников»

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России, достижениям русских путешественников.

Коммуникативные: научиться составлять презентацию о великих русских путешественниках совместно с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности, мобилизовать себя на выполнение учебных задач.

Познавательные: объяснять вклад путешественников в открытие материков и новых земель.

Систематизировать полученные знания с помощью заполнения таблицы.

Презента-ция «Десять великих путешественников»

§7, стр 35-40, задания электрон-ного приложе-ния и рабочей тетради по выбору

9

Открытия русских путешественни-ков. Практическая работа № 2 ( 1 ч)

Чтение и анализ карт атласа. Практическая работа с электронными картами.

Формирование основ гражданской идентичности личности, чувства гордости за достижения русских путешественников.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения и эффективно сотрудничать в мини-группе.

Регулятивные: осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных задач.

Познавательные: объяснять роль русских землепроходцев в изучении Сибири.

Научиться работать с различными информацион-ными источниками

Практическая работа по индивидуальным заданиям учебника, стр 40

Подумай-те.  Какова цель экспеди-ций, совершённых русскими людьми?

10

Обобщение знаний по разделу «Как люди открывали Землю» (1 ч)

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Как люди открывали Землю»

Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом

Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе групповой работы.

Регулятивные: выбирать учебное действие, способ усвоения новых знаний.

Познавательные: уметь проводить смысловое чтение, выделять нужную информацию, объяснять подвиг первооткрывателей Северного полюса.

Находить информацию и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания.

Индивидуальные задания, тест.

Повто-рить изучен-ный материал по изученному разделу.

Земля во Вселенной (9 ч)

11

Как древние люди представляли себе Вселенную. (1 ч)

 Ч то такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.

Работа в тетради: составление опорного конспекта рассказа и презентации учителя

Осознание ценности географических открытий, как важнейшего компонента научной картины мира

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: определять последовательность в решении учебной задачи.

Познавательные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью информационных средств; объяснять представления древних людей о Вселенной

Научиться определять главные слова текста и составлять опорный конспект рассказа и презентации учителя

Сравните модели Вселенной Аристоте-ля и Птолемея, найдите в них черты сходства и различия

§ 8, стр 41-45, задания электрон-ного приложе-ния и рабочей тетради по выбору

12

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. (1 ч)

Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о Вселенной

Самостоятельная подготовка сообщения и презентации по теме «Ученые, перевернувшие мир»

Осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля)

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: уметь сравнивать систему мира Коперника и современную модель Вселенной.

Научиться читать и понимать текст

Сравните систему мира Коперника (см. рис. 44) и современ-ную модель Вселенной (см. рис. 51), найдите черты сходства и отличия.

§ 9, стр 46-51, вопросы по выбору, стр 51

13

Соседи Солнца. (1 ч)

 Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс

Работа с текстом и рисунками учебника. Выполнение заданий учителя

Формирование познавательного интереса к предмету изучения.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять главное отличие Земли от других планет.

Научиться составлять характеристику планет по плану

Спутники планеты Марс носят названия Фобос и Деймос, что озна- чает «страх» и «ужас». Почему именно так названы эти спутники?

§ 10, стр 52-56, вопросы, стр 56

14

Планеты - гиганты и маленький Плутон. (1 ч)

 Юпитер. Сатурн. Уран и Нептун. Плутон

Составление характеристики планет- гигантов по плану. Анализ иллюстраций учебника и диска.

Осознание причастности к успеху в учебной деятельности

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: установить, во сколько раз диаметр каждой из планет-гигантов больше диаметра Земли.

Научиться выделять признаки планет.

Составьте характеристику планет-гигантов по плану: а) удалён- ность от Солнца;

б) размеры;

в) поверх-ность;

г) атмосфера; д) спутники. Сравните планеты-гиганты по этому же плану с планетами земной группы

§ 11, стр 57-60, вопросы, стр 60

15

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. (1 ч)

Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты

Характеристика особенностей различных небесных тел по иллюстрациям учебника

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: объяснять особенности различных небесных тел.

Научиться находить особенности небесных тел по иллюстрациям учебника, электронного приложения «Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты»,

Провероч-ная работа

§12, стр 61-65, задания электрон-ного приложе-ния и рабочей тетради по выбору

16

Мир звезд Солнце. ( 1 ч)

 Многообразие звезд. Созвездия.

Наблюдения за звездным небом: какие созвездия я знаю и видел.

Формирование познавательного интереса к предмету исследования.

Коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, задавать вопросы.

Регулятивные: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: самостоятельно выделять созвездия на определённых участках неба.

Научиться находить на звёздном небе созвездия.

Проблем-ное задание, стр 69

§13, стр 66-69, задания электрон-ного приложе-ния и рабочей тетради по выбору

17

Уникальная планета — Земля. (1 ч)

 Земля — планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почвы

Сравнение особенностей планет земной группы

Формирование устойчивой мотивации к развитию познавательных интересов.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, вступать в учебный диалог, соблюдая правила речевого поведения.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять пошаговый контроль.

Познавательные: выделять условия, необходимые для возникновения жизни на Земле.

Научиться по рисункам сравнивать особенности планет земной группы.

Выполне-ние заданий по электронному приложе-нию.

§14, стр 70-72,  задания электрон-ного приложе-ния и рабочей тетради по выбору

18

Современные исследования космоса. (1 ч)

Вклад отечественных ученых К. Э. Циолковского, С. П. Королева в развитие космонавтики. Первый космонавт Земли — Ю. А. Гагарин

Подготовка сообщения о первой женщине-космонавте В. В. Терешковой, о первом выходе человека в открытый космос (А. А. Леонов)

.Воспитание патриотизма и уважения к Отечеству, к прошлому России.

Коммуникативные: определять свою роль в мини-группе.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, сохранять учебную задачу.

Познавательные: изучить важнейшие события в освоении космоса.

Научиться составлять презентацию о космонавтах. 

Проблем-ный вопрос. Значение изучения космоса в настоящее время

§ 15, стр 73-76, знать важней-шие даты в освоении космоса

19

Обобщение знаний по разделу «Земля во Вселенной».

(1 ч)

Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Земля во Вселенной»

Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, уметь вступать в учебный диалог.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию, адекватно воспринимать оценку учителя оценке выполненных действий.

Познавательные: устанавливать «космический адрес» Солнечной системы по картам атласа.

Научиться извлекать информацию из карт атласа, выделять признаки понятий.

Анализ итогового материала по разделу, стр 77

Индивидуальные задания

Виды изображений поверхности Земли (4 ч)

20

Стороны горизонта. (1 ч)

Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.

Отработка знания основных и промежуточных сторон горизонта

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, уметь задавать вопросы.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

Познавательные: находить основные и промежуточные стороны горизонта.

Научиться определять стороны горизонта.

Почему нельзя дойти до линии горизонта?

§16, задания рабочей тетради.

21

Ориентирование. Практическая работа № 3

(1 ч).

Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

Ориентирование по компасу и местным признакам.

Формирование познавательного интереса к предмету исследования

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе помощью компьютерных средств.

Познавательные: формулировать алгоритм работы с компасом.

Научиться ориентировать-ся в пространстве по местным признакам и компасу.

Практическая работа.

Как можно без компаса найти дорогу в лесу в пасмурный день?

§ 17, стр 80-82, вопросы, стр 82

22

План местности и географическая карта. Практическая работа № 4 (1 ч)

 Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Отработка знания условных знаков плана. Ориентирование по плану и географической карте

Формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: сравнивать план местности и географическую карту, делать описание местности с помощью условных знаков.

Научиться читать план местности и географическую карту с помощью условных знаков

Практичес-кое занятие на местности.

§ 18, стр 83-87, вопросы учебника и рабочей тетради по выбору.

23

Обобщение знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли». (1 ч)

 Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Виды изображений поверхности Земли»

Ориентирование по плану и карте. Чтение легенды карты. Самостоятельное построение простейшего плана местности. Просмотр и анализ аэросъемки местности села Урывки.

Формирование интереса к изучению видов изображений поверхности Земли.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: составлять план местности, определять азимуты и расстояния на местности.

Научиться строить план пришкольного участка методом полярной съёмки местности.

Просмотр и анализ аэросъемки местности села Урывки. Чем географическая карта отличается от плана местности?

Знать основные понятия и термины раздела, вопросы учебника.

Природа Земли (12 ч)

24

Как возникла Земля (1 ч)

Гипотезы Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет

Анализ рисунков учебника, самостоятельное выполнение заданий учителя

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные:  уметь мобилизовать себя и свои способности к преодолению препятствий в решении проблемных задач 

Познавательные: выделять различия в гипотезах возникновения Земли.

Научиться выделять главное в тексте.

Самостоя-тельная работа. Задания рабочей тетради и электрон-

ного приложе-ния.

§ 19, стр 88-93, вопросы учебника по выбору

25

Внутреннее строение Земли. (1 ч)

Что у Земли внутри? Горные породы и минералы. Движение земной коры

Анализ текста и рисунков учебника, определение ключевых понятий урока, самостоятельное выполнение заданий учителя.

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности, конструированию.

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

Познавательные: уметь характеризовать внутреннее строение Земли, особенности её оболочек.

Научиться устанавливать связь между строением Земли и горными породами.

Задания электронного приложе-ния.

§ 20, стр 94-98, вопросы учебника по выбору

26

Землетрясения и вулканы. (1 ч)

 Землетрясения. Вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих.

Работа с атласом и контурной картой: обозначение районов землетрясений и крупнейших вулканов

Формирование устойчивого интереса к изучению природных явлений

Коммуникативные: полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: устанавливать с помощью географических карт районы землетрясений и вулканизма

Научиться обозначать объекты на контурной карте.

Задания электронного приложе-ния.. Почему землетрясения опасны в горах и городах?

§ 21, стр 99-104

27

Путешествие по материкам. (1 ч)

Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова

Подготовка по опережающему заданию образного рассказа и презентации о природе разных материков Земли. Работа с учебником, атласом

Формирование целостного образа картины мира.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: уметь характеризовать природу шести материков Земли.

Научиться различать материки по контурам и особенностям природы.

Задания электронного приложе-ния. Читаем физичес-кую карту мира.

§ 22, стр 105-112, проверьте свои знания, стр 112.

28

Вода на Земле.

(1 ч)  

Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в атмосфере

Работа с контурной картой: обозначение на контурной карте материков и океанов Земли

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: уметь показывать на карте и определять географическое положение океанов.

Научиться работать с контурной картой, обозначать реки.

Задания электронного приложе-ния по теме «Вода на Земле». Проблем-ные вопросы, стр 118.

§ 23, стр 113-118, задания рабочей тетради

29

Воздушная одежда Земли.

 (1 ч)

 Состав атмосферы. Движение воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера

Анализ текста учебника с целью определения ключевых понятий урока

Формирование устойчивой мотивации к исследовательской деятельности.

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: делать выводы о значении атмосферы для жизни на Земле, понимать смысл выражения «тропосфера – кухня погоды».

Научиться извлекать информацию из электронного приложения «Воздушная одежда Земли».

Анализ электронного приложе-ния «Воздуш-ная одежда Земли»

§ 24, стр 119-124, задания учебника , стр 124

30

Живая оболочка Земли. (1 ч)

 Понятие о биосфере. Жизнь на Земле

Работа с учебником и электронным приложением

Формирование устойчивой мотивации к обучению на основе алгоритма выполнения задачи.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: уметь характеризовать распределение живого вещества в биосфере.

Научиться сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек.

Подумайте Решение проблем-ных заданий учебника, стр 126

§ 25, стр 125-127. Составьте рассказ о растениях и животных своей местности

31

Почва — особое природное тело. (1 ч)

 Почва, ее состав и свойства. Образование почвы. Значение почвы

Анализ текста учебника, работа с электронным приложением

Формирование интереса к изучению картины природы, значению почвы для человека.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, правильно формулировать вопросы.

Регулятивные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию из разных источников.

Познавательные: уметь объяснять, что почва – особое природное тело, продукт взаимодействия горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных.

Научиться определять тип почв по натуральным образцам.

Решение проблем-ных заданий учебника, стр 130

§ 26, стр 128-130, задания рабочей тетради

32

Человек и природа. (1 ч)

 Воздействие человека на природу. Как сберечь природу

Выполнение тестовых заданий. Работа с картами. Повторение географической номенклатуры и основных понятий и терминов (географический диктант)

Формирование желания беречь природу, воспитание чувства гордости за красоту и богатство природы

Коммуникативные: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы.

Регулятивные: проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности.

Познавательные: уметь объяснять взаимосвязи в природном комплексе.

Научиться высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности.

Какие мероприя-тия по охране почв проводят в вашей местности?

Рассказ «Как человек использу-ет почву».

33

Обобщение знаний по разделу «Природа Земли». (1 ч)

 Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу «Природа Земли»

Выполнение заданий учителя. Работа с учебником, атласом

Формирование чувства гордости за красоту и богатство природы, желание внести свой вклад для ее сохранения.

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов в ходе игры.

Регулятивные: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Познавательные: определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.

Научиться работать с картой, атласом, делать выводы и осознавать значение природы для человека.

Провероч-ная работа. Интеллек-туальная игра.

Готовить-ся к контроль-ной работе за курс 5 класса

34, 35

Контрольная работа за курс 5 класса. (2 ч)

Контроль знаний за курса 5 класса в форме теста, дискуссии, фронтального и индивидуального опроса

Положительное отношение к учению, познавательной деятельности, желание приобретать и совершенствовать новые знания, умения, навыки. Осознание причастности к успеху в учебной деятельности, формирование моральной самооценки.

Коммуникативные уметь выдвинуть аргументы, корректировать свой ответ; с полнотой и точностью в форме устного, письменного ответов выражать свои мысли. 

Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных вариантов правильный ответ,  искать самостоятельно  средства достижения цели.

Познавательные: осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций.

Уметь контролировать свои ответы, аргументиро-вать свою точку зрения, объяснять географические термины и понятия.

Тестирова-ние. Решение проблем-ных вопросов. Устный и письмен-ный опрос.

Вести дневник наблюде-ний за погодой в летнее время


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...