Рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс) на тему

       На прохождение программы в курсе «География  Россия» 8класс  в учебном году выделяется 68 часов, (2 часа в неделю ) и 37 практических работ.

     Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно – ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего образования в средней школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_i_pl8.docx81.01 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

      Исходными документами для составления примера рабочей программы явились:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004;
  • Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ
  • Программа  А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина  Программы  общеобразовательных учреждений; География. 6-9 классы 10-11 классы/ - М., «Просвещение», 2008 г.
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2012/2013учебный год.

УМК

1.. Академический учебник «География.8 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2011. 

2.Николина В.В. География. Поурочные разработки. 8 класс. Пособие для учителя (Полярная звезда)

3. Николина В.В. География. 8 кл. Мой тренажер. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. (Полярная звезда)  

4. Рабочая тетрадь «Мой тренажер» для 8 класса, автор В.В. Николина. Просвещение, 2011.

5. Атлас по географии для 8 класса. Издательство «Картография»

                       На прохождение программы в курсе «География. Россия.» 8класс  в учебном году выделяется 68 часов, (2 часа в неделю ) и 37 практических работ.

         Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно – ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «География материков и океанов» и завершает блок основного общего образования в средней школе.

Образ России, формируемый у школьников, должен быть,  с одной стороны, целостным, а с другой – территориально – дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний и всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в их историческом развитии. Представление о разнообразии России формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение образов мест разного масштаба (крупных районов, городов, отдельных замечательных мест России). Учащиеся должны осознать, почувствовать крайнюю условность средних по России характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие  ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство о разнообразии.

Осознание своей включенности в жизнь своей страны формируется у учащихся путем привязки содержания курса к жизни каждого из них: через личностно – ориентированные вопросы и задания, связь, казалось бы, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района или города.

          Данный курс готовит учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению ориентироваться в окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени – экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориетироваться в ней, получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по – другому организовывать свою жизнь и т.д. Поэтому , с одной стороны, курс показывает стабильные черты географии России, а с другой – подводит учащихся к пониманию необходимости перемен. Последнее достигается за счет подачи материала в историко – географическом ключе (как население России реагировало на изменение условий жизни) и характеристики современной ситуации в различных отраслях хозяйства и регионах России.

Особенностью курса является гуманизация его содержания. В центре курса находится человек. На нем замыкаются и природа, и хозяйство; они показаны глазами человека, во взаимосвязи с ним. Это позволяет учащимся по – другому взглянуть на свою страну и на свое ближайшее окружение, почувствовать себя участником многовекового процесса освоения территории России, преобразования ее природы и хозяйства.

     «География России» изучается в 8 и 9 классах, и на изучение курса отводится по 2 часа в неделю. Структуризация материала производится следующим образом: в 8 классе – изучение географического положения, особенностей природы и населения России; в 9 классе – учащиеся знакомятся с общей характеристикой хозяйства страны и характеристикой крупных регионов России.

   Программа курса «География России» построена с учетом реализации научных основ содержания географии, раскрытия методов географического познания (картографического, исторического, сравнительного, статистического и др.), широкого использования источников географической информации (картографических, графических, статистических, текстовых и др. 

В рабочую программу внесены следующие изменения:

  1. Раздел «Природа » увеличен с 17 часов до 24  часа в связи с подробным изучением России, к вопросам которой больше нигде не изучаются.
  2. Раздел «Хозяйство» расширен для изучения с 15 до 19 часов за счет резерва времени, в связи с повышенным уровнем трудности
  3. Раздел «Природно-хозяйственные зоны» увеличен на 1 час за счет резерва времени.        
  4. Изменено общее количество часов в  8а классе до 68 часов с в связи с углубленным изучением иностранного языка и сокращением периода обучения( сдают прееводные экзамены) часов

Цель и задачи курса:

    Формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства  нашей Родины, о месте  России в современном мире, воспитание гражданственности  и патриотизма учащихся, уважения  к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально – ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

 Основные задачи:

        Сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности  на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства;

        Сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

        Показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демократических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально – экономических проблем России и ее регионов;

        Вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами), так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

        Развивать представления о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

        Создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «География. Россия» в 8 классе ученик должен:

1) знать/ понимать:

географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России;

положение России на карте часовых поясов;

административно-территориальное деление России;

историю формирования и заселения территории России;

вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;

численность, плотность и воспроизводство населения России;

особенности естественного движения населения;

основные направления миграций;

состав трудовых ресурсов;

национальный и религиозный состав населения России;

особенности размещения населения;

типы поселений;

связь рельефа с тектоническим строением;

закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;

факторы, определяющие особенности климата России;

основные климатические пояса и типы климата России;

влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России;

меры по борьбе с загрязнением атмосферы;

особенности морей, омывающих берега России;

ресурсы морей и их использование человеком;

крупнейшие речные системы и озера страны;

границу распространения многолетней мерзлоты;

меры по охране и восстановлению водных ресурсов;

основные типы почв, их размещение по территории страны;

особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;

состав и структуру хозяйства России;

основные факторы размещения отраслей хозяйства;

важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию;

главные промышленные и сельскохозяйственные районы России;

главные отрасли хозяйства своей области (республики, края);

изменения в экономике России и своей области;

природные зоны России;

особенности природно-хозяйственных зон;

влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения;

пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;

что такое территориальная организация общества;

что такое Всемирное наследие;

объекты Всемирного природного и культурного наследия России;.

 Называть и (или) показывать:

- предмет изучения географии России;

- основные средства и методы получения географической информации:

- субъекты Российской Федерации;

-  пограничные государств;

-  особенности   географического  положения,   размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России;

-  границы часовых поясов:

- основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории;

-  климатообразующие факторы, особенности  погоды в циклонах и антициклонах;

- распределение рек страны  по бассейнам  океанов;

- основные  области  современного  оледенения  и крупные ледники:

-  зональные   типы   почв,   их   главные   свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах;

- основные виды природных ресурсов и примеры их рационального и нерационального использования;

-  важнейшие   природно-хозяйственные   объекты страны,    в   том   числе   центры:    промышленные, транспортные, научно-информационные, финансовые, торговые, рекреационные, культурно-исторические,   районы   нового  освоения,   старопромышленные и депрессивные:

—  народы, наиболее распространенные языки, религии;

— примеры рационального и нерационального размещения производства;

— объекты Всемирного культурного и природного наследия России (список ЮНЕСКО);

—  районы, подверженные воздействию стихийных природных   явлений   (засухи,   наводнения,   сели, землетрясения и т. д.);

— экологически неблагополучные районы России:

— маршруты и территории  первооткрывателей и исследователей территории России.

2. Определять (измерять):

—  географическое положение объектов;

— разницу в поясном времени территорий;

— погоду по синоптической карте;

— параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.

3. Описывать:

—  географическое  положение   страны,   отдельных регионов и географических объектов, его виды (экономико-географическое, геополитическое и т. д.);

— образы    природно-хозяйственных   объектов,    в том числе одного из районов нового промышленного, сельскохозяйственного, городского, транспортного или рекреационного строительства;

— особенности быта и религии отдельных народов.

4. Объяснять:

—  роль   географических   знаний   в   решении   социально-экономических,   экологических   проблем

страны;

— влияние географического положения на особенности природы, хозяйства и жизни населения России;

— образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых;

— образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога;

— влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека;

—• как составляют прогноз погоды;

— распространение    многолетней    мерзлоты,    ее влияние на состояние природных комплексов и освоение территории человеком;

— почвообразовательные    процессы,    особенности растительного и животного мира природных зон;

- причины возникновения опасных природных явлений, их распространение на территории страны;

- разнообразие природных комплексов на территории страны;

— различия  в  естественном  приросте  населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территории,  направления  миграций, образование и развитие разных форм  городского  и сельского расселения;

— изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства, особенности размещения основных отраслей хозяйства и основную специализацию районов,  факторы  и условия  размещения предприятий;

— особенности природы, населения, хозяйства отдельных регионов, различия в уровнях их социально-экономического развития;

— роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ;

— уникальность и общечеловеческую ценность памятников природы и культуры;

— причины изменения природных и хозяйственных комплексов регионов;

— особенности орудий труда, средств передвижения, жилищ, видов хозяйственной деятельности, возникших как результат приспособления человека к окружающей среде в разных географических условиях;

— объяснять   причины   географических   явлений на  основе   применения   понятий:   «геологическое летоисчисление»;  «циклон», «антициклон»,  «солнечная радиация», «испарение», «испаряемость»; "мелиорация ":       «агломерация»;       «мегаполис »; «трудовые ресурсы»; «концентрация»; «специализация»;     «кооперирование';     «комбинирование»; «топливно-энергетический   баланс»;    «интенсивный» и «экстенсивный» пути развития хозяйства,

Учебно-тематический план 8 класса:

раздела

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

По программе

По рабочей программе

всего

итоговые

Введение.

1

1

-

-

1.

Россия в  мире.

5

5

4

4

2.

Россияне

10

10

5

5

3

Природа

17

24

14

14

4.

Хозяйство

15

19

9

9

5

Природно-хозяйственные зоны

6

7

4

4

6

Наше наследие

2

2\2

1

1

ИТОГО

70

68\70

37

37

Содержание учебного курса «География России. Природа. Население. Хозяйство».  8  класс  (68ч)

Тема 1. Россия в мире (5 ч)

Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России.

Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат.

Ориентирование по карте России. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России.

Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, О. Крашенинников

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте государственной границы России.

2. Определение разницы во времени на карте часовых поясов.

3. Ориентирование по физической карте России.

4. Сравнение способов районирования (природного и экономического).

 5. Подготовка доклада о русском первопроходце (по выбору).

Тема 2. Россияне (10 ч)

Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.

Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение.

Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.

«Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.

Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.

Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.

Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения.

Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду.

Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.

Практикум. 1. Анализ графиков рождаемости и смертности в России.

2. Построение графика численности населения своего района (области).

3. Анализ половозрастных пирамид России и отдельных ее регионов.

 4. Анализ карты народов России.

5. Выявление на основе опроса рейтинга профессий и их соотношения на рынке труда в своем регионе.

Тема 3. Природа (17 ч)

1.История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.

Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории.

.Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.

.Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых.

 Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.

Практикум. 1.

 Описание рельефа России по плану.

 2. Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых. 3. Изучение по различным источникам (газеты, журналы, научно-популярная литература) стихийных природных явлений, имевших место на территории России в различные исторические периоды.

Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.

 Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.

  Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.

Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат своего региона.

Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления.

Практикум. 1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России.

 2. Анализ прогноза погоды за определенный период (неделю, месяц) по материалам средств массовой информации.

3. Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения. 4. Анализ агроклиматических ресурсов своей местности для развития сельского хозяйства.

Россия — морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов — Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей.

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России.

 2. Описание одного из российских морей по типовому плану.

Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.

.Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России.

Болота. Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России.

.Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Решаем проблему: преобразование рек.

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте крупных рек России.

2. Определение падения и уклона одной из российских рек (по выбору).

3. Описание одной из российских рек с использованием тематических карт; выявление возможностей ее хозяйственного использования. 4. Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России.

16.Почва — особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение почвы. Механический состав и структура, почвы.

17.Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы своего края.

Практикум. 1. Анализ земельных и почвенных ресурсов по картам атласа.

2. Ознакомление с образцами почв своей местности.

Тема 4. Хозяйство (15 ч)

Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Тенденции развития хозяйства в рыночных условиях.

Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий. Понятия «отрасль хозяйства» и «межотраслевой комплекс».

Практикум. 1. Выделение циклов в развитии экономики своего региона. 2. Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности».

Топливно-энергетический комплекс, Состав. Особенности топливной промышленности. Топливно-энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны.

Нефтяная и газовая промышленность. Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения

Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны. Типы электростанций, энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды.

Географическая исследовательская практика. Выбор места для строительства электростанции с учетом факторов, влияющих на размещение (на примере ГЭС).

Практикум. Составление схемы « Структура ТЭК ».

Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий черной и цветной металлургии. Типы предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека.

Практикум. Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии.

Машиностроение — ключевая отрасль экономики. Состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения.

Практикум. Составление характеристики машиностроительного предприятия своей местности.

Химическая промышленность. Состав химической промышленности. Роль химической промышленности в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Связь химической промышленности с другими отраслями. Воздействие химической промышленности на окружающую среду. Пути решения экологических проблем.

Лесопромышленный комплекс. Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Целлюлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса.

Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы России. Особенности зернового хозяйства. Главные районы возделывания. Технические культуры. Районы возделывания технических культур.

Животноводство. Особенности животноводства России.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 2). Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Взаимосвязь отраслей АПК. Проблемы АПК. АПК своего района.

Пищевая промышленность. Состав пищевой промышленности. Связь пищевой промышленности с другими отраслями. Легкая промышленность. История развития легкой промышленности. Проблемы легкой промышленности.

Практикум. 1. Обозначение на контурной карте главных сельскохозяйственных районов страны. 2. Установление по материалам периодической печати проблем сельского хозяйства.

Транспорт — «кровеносная» система страны. Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия — страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные и речные пути. Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт. Смена транспортной парадигмы в России. Взаимосвязь различных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта в своей местности.

Практикум. Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).

Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг. Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания.

Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 3). Особенности развития сферы услуг своей местности.

Практикум. Оценка степени доступности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населения на примере вашей местности.

Тема 5. Природно-хозяйственные зоны (6 ч)

Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.

Практикум. 1. Анализ карт «Природные зоны России» и «Природно-хозяйственные зоны России». 2. Сопоставление карты природных зон, графика «Смена природных зон с севера на юг» и таблицы «Природно-хозяйственные зоны России» Приложения. 3. Описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в разных природных зонах.

Северные безлесные зоны. Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения.

Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава. Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.

Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон. Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны.

Южные безлесные зоны. Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис.

Субтропики. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах.

Практикум. 1. Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану. 2. Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны (природная зона по выбору). 3. Описание природно-хозяйствен-ной зоны вашей местности.

Тема 6. Наше наследие (4 ч)

Территориальная организация общества. Этапы развития территориальной организации общества.

Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Территориальный комплекс. Природно-территориальные и социально-экономические комплексы. Взаимосвязи в комплексе.

Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России. Экологическая ситуация. Виды экологических ситуаций. Понятие «качество жизни». Идеи устойчивого развития общества. Стратегия развития России и своего региона в XXI в.

Географическая исследовательская практика. Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России — наш нравственный долг»

Требования к оценке знаний, умений и навыков учащихся.

Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
  3. в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
  4. ответ самостоятельный;
  5. наличие неточностей в изложении географического материала;
  6. определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
  7. связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
  8. наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
  9. понимание основных географических взаимосвязей;
  10. знание карты и умение ей пользоваться;
  11. при решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

 

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
  2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
  3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
  4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
  5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
  6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
  7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
  8. обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
  9. слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
  10. скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
  11. знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
  12. только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
  2. не делает выводов и обобщений.
  3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
  4. или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
  5. или при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
  6. имеются грубые ошибки  в использовании карты.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. не может ответить ни на один из поставленных вопросов;
  2. полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка самостоятельных письменных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;
  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;
  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
  • или не более двух-трех негрубых ошибок;
  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;
  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
  • Время выполнения работы: 10-15 мин.
  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
  • Время выполнения работы: 30-40 мин.
  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения

практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

 Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.

Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.

Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).

Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.

Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Перечень обязательной географической номенклатуры

8 класс

Тема: «Географическое положение»России”

Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.

Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.

Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.

Озёра: Каспийское море.

Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова.

Полуострова: Таймыр, Чукотский.

Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзю.

Тема  «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»

Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.

Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ ( Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.

Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.

Районы распространения полезных ископаемых:

Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).

Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский ( Норильск ), Южно-Якутский ( Нерюнгри ).

Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино ).

Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское ), Приангарье ( Коршуновское ), Урал ( Качканар ).

Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск ), Урал ( Сулея ).

Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан )

Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск ), Урал (Верхний Уфалей ).

Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ).

Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье )

Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо ).

Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).

Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла ).

Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).

Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).

Тема «Климат и климатические ресурсы России»

Города: Оймякон, Верхоянск.

Тема «Внутренние воды и водные ресурсы России»

Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.

Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.

Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.

Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.

Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.

Тема  «Природные комплексы России»

Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Галичья Гора, Приокско-Террасный, Кандалакшский.

 


дата

Содержание программы

тип урока

словарь

практическая работа

дом. задан

Использование   ИКТ

1.

Введение.

Урок- введение

Тема 1.            Россия в мире                      5 ч

2

Россия на карте мира. Уникальность географического положения России.

Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России.

Изучение нового материала

Виды географического положения

П\р 1 Обозначение на контурной карте государственной границы России.

1стр 4-10

3

Россия на карте часовых поясов.

Часовые пояса. Мест-" ное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат.

1ч.

 Изучение и отработка нового материала

, Часовой пояс, местное и поясное время, линия перемены дат, декретное время.

 П\р 2 Определение разницы во времени на карте часовых поясов.

2стр 10-14

4

Ориентирование по карте России. Районирование.

Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России.

П\р3

Ориентирование по физической карте России.

3стр 14-19

5.

Формирование территории России. Заселение территории России..

Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, О. Крашенинников

1ч.

Изучение нового с последующей отработкой материала

. П\р 4  Сравнение способов районирования (природного и экономического).

4стр 19-26

6

Контрольная работа по теме

« Россия на карте мира»

1ч.

Повторение и систематизация знаний

б\з

Тема 2.                        Россияне                             10 часов

7

Население России. Воспроизводство населения.

Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.

1ч.

комбинированный

Прирост, убыль населения,

демографическая пирамида

Воспроизводство населения. Первый тип, второй тип воспроизводства

П\р 5 Анализ графиков рождаемости и смертности в России.

5стр 26-31

8

Численность населения. Темпы роста численности населения.

Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение.

1ч.

П\р 6 Построение графика численности населения своего района (области).

6стр 31-35

9

Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.

1ч.

комбинированный

Механический прирост, иммиграция, реэмиграция, беженцы и вынужденные переселенцы

7стр 35-38

10

«Демографический портрет» населения России.

Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.

П\р  7 Анализ половозрастных пирамид России и отдельных ее регионов.

8 стр 38-43

11

Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы.

Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.

П\р 8 Выявление на основе опроса рейтинга профессий и их соотношения на рынке труда в своем регионе.

9стр 43-47

12

Россия- многонациональное государство. Национальный состав.

Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.

1ч.

комбинированный

Многонациональность,

Депортация народов

. П\р 9  Анализ карты народов России.

10стр 47-52

13

Размещение населения. Зона очагового заселения.

Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения.

1ч.

комбинированный

11 стр 52-56

14

Расселение и урбанизация.

Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду.

комбинированный

12 стр 56-59

15

Города и сельские поселения.

Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.

1ч.

13стр 59-66

16

Обобщение знаний по теме « Население России»

б\з

Тема 3.                   Природа                                  24 часа

17

История развития земной коры. Геологическое летосчисление.

Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.

1ч.

комбинированный

Геохронологическая таблица, геологические эры, платформа, щит, подвижный складчатый пояс.

.

14стр 66-71

18.

Особенности рельефа России. Тектонические структуры.

Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории.

1ч.

Изучение нового

Рельеф, формы рельефа.

15стр 71-76

19

Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России.

Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.

1ч.

комбинированный

Древнее оледенение морена,

П\р 10 Описание рельефа России по плану.

16 стр 76-80

20.

Полезные ископаемые России.

Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых.

1ч.

П\р 11 Определение по картам закономерностей размещения основных месторождений полезных ископаемых

17стр 80-85

21

Стихийные явления на территории России:

землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.

Землетрясения, извержения вулканов, обвалы, сели, оползни, лавины,

П\р 12 Изучение по различным источникам (газеты, журналы, научно-популярная литература) стихийных природных явлений, имевших место на территории России в различные исторические периоды.

Пов 17

22

Контрольная работа по теме

 « Геологическое строение и рельеф»

Обобщение и  систематизация знаний по теме.

б\з

              Климат России                                       10часов

23

Климат России. Понятие «солнечная радиация».

Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.

1ч.

Изучение нового

Суммарная солнечная радиация, атмосферный фронт, трансформация воздушных масс, циклоны, антициклоны.

П\р 13 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России.

18 стр 85-90

24.

Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России.

Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.

1ч.

19стр 90-95

25

Влияние на климат России ее географического положения.

Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.

20 стр 95-101

26.

.Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат своего региона.

1ч.

П\р 14 Анализ прогноза погоды за определенный период (неделю, месяц) по материалам средств массовой информации.

21 стр 101-105

27

Сезонность климата.

комбинированный

Климатические сезоны,

22 стр 105-110

28

Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека.

Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления.

П\р 15. Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения.

22 стр

29.

Обобщение знаний по теме

 « Климат»

1ч.

Обобщение знаний.

П\р 16 Анализ агроклиматических ресурсов своей местности для развития сельского хозяйства.

б\з

30

Контрольная работа по теме

« Климат и климатические ресурсы».

1ч.

Обобщение знаний и закрепление умений.

б\з

31

Россия — морская держава. Особенности российских морей.

Принадлежность морей к бассейнам океанов — Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого.

1 ч

П\р 17Обозначение на контурной карте морей, омывающих берега России

23 стр 110-115

32

Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей.

практикум

П\р 18 Описание одного из российских морей по типовому плану.

23

Внутренние воды  и водные ресурсы.  5часов

33

Реки России. Режим рек России.

Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.

1ч.

Изучение нового.

Источники питания рек, режим реки, падение и уклон реки, годовой сток.

П\р 19 Обозначение на контурной карте крупных рек России.

24 стр 115-121

34.

Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России

1ч.

Комбинированный

Термокарстовые, ледниковые озера, верховодка. Многолетняя мерзлота.

П\р 20 Определение падения и уклона одной из российских рек (по выбору).

25 стр 121-126

35.

Болота. Распространение болот. Подземные воды. Водные ресурсы родного края. Ледники.

Верховые и низинные болота. Значение болот. Артезианский бассейн. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России.

1ч.

комбинированный

Водные ресурсы, половодья, наводнения.

26 стр 126-131

35

Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей.

Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.

Изучение нового

П\р 21 Описание одной из российских рек с использованием тематических карт; выявление возможностей ее хозяйственного использования.

27 стр 131-134

37

Обобщение знаний по теме « Внутренние воды»

б\з

   Почвы и почвенные ресурсы.       3ч

38

Почва — особое природное тело.

Отличие почвы от горной породы. Строение почвы. Механический состав и структура, почвы.

1ч.

Изучение нового

Почвообразующие факторы, почвенный профиль

П\р 22 Анализ земельных и почвенных ресурсов по картам атласа.

28стр 134-137

39.

Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Почвы своего края.

Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Защита почвы от эрозии.

1ч.

комбинированный

Типы почв

Пр 23 Ознакомление с образцами почв своей местности.

29стр 137-142

40

Обобщение по теме « Почвы»

б\з

Тема 4             Хозяйство России.                       19 ч

41

Хозяйство России.

Понятия «экономика» и «хозяйство».

Этапы развития хозяйства России. Секторы хозяйства. Территориальное разделение труда. Тенденции развития хозяйства в рыночных условиях.

1ч.

Изучение нового

ВВП, производительность труда предприятие,

межотраслевые комплексы

П\р 24. Составление схемы «Виды предприятий по формам собственности».

30 стр 142-146

42.

Цикличность развития хозяйства.

«Циклы Кондратьева». Особенности хозяйства России. Структура хозяйства своей области, края. Типы предприятий. Понятия «отрасль хозяйства» и «межотраслевой комплекс».

1ч.

Комбинированный,

Факторы размещения,

Территориальная структура хозяйства

П\р 25 Выделение циклов в развитии экономики своего региона.

31 стр 146-150

43

Топливно-энергетический комплекс, Состав. Особенности топливной промышленности.

Топливно-энергетический баланс. Главные угольные бассейны страны. Значение комплекса в хозяйстве страны.

1ч.

комбинированный

Природные ресурсы.

32 стр 150-154

44

Нефтяная и газовая промышленность.

Особенности размещения нефтяной и газовой промышленности. Основные месторождения. Перспективы газовой промышленности. Экологические проблемы отрасли и пути их решения

1ч.

комбинированный

Национальное богатство,

33 стр 154-159

45.

Электроэнергетика. Роль электроэнергетики в хозяйстве страны.

Типы электростанций, энергосистема. Размещение электростанций по территории страны. Проблемы и перспективы электроэнергетики. Основные источники загрязнения окружающей среды.

1ч.

Изучение нового

Ресурсные базы,

П\р 26 Составление схемы « Структура ТЭК ».

34 стр 159-164

46

. Металлургия. История развития металлургического комплекса. Состав и его значение в хозяйстве страны.

1ч.

практикум

П\р 267Установление основных факторов размещения предприятий черной и цветной металлургии.

35 стр 164-170

47

Особенности размещения предприятий черной и цветной металлургии.

Типы предприятий. Основные центры черной и цветной металлургии. Влияние металлургического производства на состояние окружающей среды и здоровье человека.

комбинированный

35 стр 164-170

48

Машиностроение — ключевая отрасль экономики.

Состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы развития машиностроения. Повышение качества продукции машиностроения.

1ч.

комбинированный

П\р 28 Составление характеристики машиностроительного предприятия своей местности.

36 стр 170-176

49.

Химическая промышленность. Состав химической промышленности.

Роль химической промышленности в хозяйстве страны. Особенности размещения предприятий химической промышленности. Связь химической промышленности с другими отраслями. Воздействие химической промышленности на окружающую среду. Пути решения экологических проблем.

1ч.

комбинированный

37 стр 176-181

50

Лесопромышленный комплекс.

Состав лесопромышленного комплекса. Лесной фонд России. Главные районы лесозаготовок. Механическая обработка древесины. Целлюлозно-бумажная промышленность. Проблемы лесопромышленного комплекса.

1ч.

комбинированный

37стр 176-181

51.

Сельское хозяйство — важнейшая отрасль экономики.

Растениеводство. Сельскохозяйственные угодья: состав и назначение. Главные сельскохозяйственные районы России. Особенности зернового хозяйства.

1ч.

Комбинированный,

38 стр 181-186

52

Главные районы возделывания. Технические культуры. Районы возделывания технических культур.

комбинированный

38 стр 181-186

53

Животноводство. Особенности животноводства России.

1ч.

практикум

Природная среда,

П\р 29 Агропромышленный комплекс. Состав АПК. Взаимосвязь отраслей АПК. Проблемы АПК. АПК своего района.

39 стр 186-189

54

Пищевая промышленность. Состав пищевой промышленности. Связь пищевой промышленности с другими отраслями.

практикум

П\р 30 Обозначение на контурной карте главных сельскохозяйственных районов страны

40 стр 189-193

55

Легкая промышленность. История развития легкой промышленности. Проблемы легкой промышленности.

комбинированный

40 стр 189-190

56.

Транспорт — «кровеносная» система страны.

Значение транспорта в хозяйстве и жизни населения. Россия — страна дорог. Виды транспорта, их особенности. Уровень развития транспорта. Грузооборот и пассажирооборот. Транспортные узлы. Транспортная магистраль. Главные железнодорожные и речные пути.

комбинированный

П\р 31 Составление характеристики одного из видов транспорта (по выбору).

41 стр 193-198

57

Судоходные каналы. Главные морские порты. Внутригородской транспорт.

Смена транспортной парадигмы в России. Взаимосвязь различных видов транспорта. Транспорт и экологические проблемы. Особенности транспорта в своей местности.

комбинированный

42 стр 198-202

58

Сфера услуг. Состав и значение сферы услуг.

Виды услуг. Территориальная организация сферы обслуживания. Особенности организации обслуживания в городах и сельской местности. Территориальная система обслуживания.

практикум

П\р 32 Оценка степени доступности сферы услуг и удовлетворения потребностей различных слоев населения на примере вашей местности.

43 стр 202-206

59

Обобщение по теме

« Хозяйство России»

б\з

Тема 5.          Природно-хозяйственные зоны      7 ч

60

Зональность в природе и жизни людей.

Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства

практикум

П\р 33 Описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности людей в разных природных зонах.

45 стр 210-216

61

Северные безлесные зоны.

Зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры. Особенности географического положения. Климат. Растительный и животный мир. Занятия населения.

практикум

П\р 34 Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану.

46 стр 216-220

62

Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава.

Особенности таежной зоны. Занятия населения. Особенности зоны смешанных и широколиственных лесов. Охрана лесных ресурсов России.

практикум

П\р 35 Описание зависимости жизни и быта населения от природных условий зоны (природная зона по выбору).

47 стр 220-226

63

Степи и лесостепи. Особенности лесостепной и степной зон.

Степи и лесостепи — главный сельскохозяйственный район страны.

комбинированный

48стр 226-230

64

Южные безлесные зоны.

Зона полупустынь и пустынь. Особенности зоны полупустынь и пустынь. Занятия жителей полупустынь. Оазис

комбинированный

49 стр 230-234

65

Субтропики

. Особенности климата. Растительный и животный мир. Степень освоенности зоны. Высотная поясность. Особенности жизни и хозяйства в горах.

комбинированный

. П\р 36 Описание природно-хозяйственной зоны вашей местности.

50 стр 234-240

66

Обобщение знаний по теме « Природно-хозяйственные зоны»

практикум

б\з

 Тема 6                 Наше наследие                          2-4  часа

67

Территориальная организация общества. Этапы развития территориальной организации общества.

Изучение нового материала

П\р 37 Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России — наш нравственный долг

51 стр 240-243

68-70

Влияние мировых процессов на жизнь россиян. Понятие «наследие». Всемирное наследие. Природное и культурное наследие России.

Территориальный комплекс. Природно-территориальные и социально-экономические комплексы. Взаимосвязи в комплексе. Экологическая ситуация. Виды экологических ситуаций. Понятие «качество жизни». Идеи устойчивого развития общества. Стратегия развития России и своего региона в XXI в.

1.3

практикум

52 стр 243-24653 стр 246-250

 

Учебно-методический комплект / Литература

Программа

 А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина  Программы  общеобразовательных учреждений; География. 6-9 классы 10-11 классы/ - М., «Просвещение», 2008 г.

Основная литература

Базовый учебник

Алексеев,В.В. Николина,С.И. Болысов,Г.Ю. Кузнецовап, Е.К. Липкина .География России. 8 класс .Москва  «Просвещение» 2011

Методическое пособие для ученика

  • Николина В. В. География. Мой тренажер. 8 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. (Полярная звезда)
  • Гусева Е.Е.
    География. "Конструктор" текущего контроля. 8 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. (Полярная звезда)

Инструмент по отслеживанию результатов

работы

  • .Николина В. В. География. Поурочные разработки. 8 класс. Пособие для учителя (Полярная звезда)
  • Баранчиков Е.В., Козаренко А.Е., Петросюк О.А. – География России: задания и упражнения – М.: Просвещение, 2008.
  •  Баринова И. И. – Сборник заданий и упражнений – 8 кл. – М.: Экзамен, 2007.
  • Баринова И.И. - Дидактические карточки-задания по географии. 8 кл.:к учебнику И.И. Бариновой  - М.: Экзамен, 2011.
  •  Баринова И.И. - Дидактические карточки-задания, 8 кл. - М.: Экзамен, 2006.
  • Волобуев Г.П. – Технология тематического тестирования, 8 кл.  – Р-на-Д.: Феникс, 2007.
  • Ермошкина А.С - Тематич. тестовый контроль: 8кл. - М.: Интеллект-центр, 2002. (2 шт.)
  • Кошевой В.А., Лобжанидзе А.А. - Тесты 8-9 кл. - М: Дрофа, 2003. (2 шт.)
  • Крылова О.В. – Тетрадь итоговых работ по географии, 8 кл. -  М.: Поматур, Новый учебник, 2004.
  • Лиознер В.Л., Митрофанова И.Б. - Дидактические карточки-задания по географии. 8 кл.:к учебнику под ред. Алексеева - М.: Экзамен, 2011.
  • Моргунова Ю.А. – Тематический контроль, 8 кл. – М.: Интеллект-Центр, 2006.
  • Николина В.В. – Мой тренажер, 8 кл. – М.: Просвещение, 2008.
  • Полякова Л.Н. – Сборник заданий и упражнений к учебнику под ред. Алексеева А.И. – М.: Экзамен, 2009.
  • Сиротин В.И. - Тетрадь для оценки качества знаний по географии - М.: Дрофа, 2002.
  • Сиротин В.И. - Тетрадь для оценки качества знаний: 8кл. - М.: Дрофа, 2002.
  • Хабибуллин Р.Х. – Дидактические карточки-задания, 8 кл. – М.: Экзамен, 2005.
  •  Чичерина О.В. – Контрольные и проверочные работы  - М.: Экзамен, 2007.
  • Чичерина О.В. – Тестовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь – М.: Эксмо, 2009.
  • Элькин Г.Н. – Тесты, 8-9 кл. – СПб.: Паритет, 2005.

Учебно-методические пособия

для учителя

  • Антушева О.В. – Поурочные планы по уч И.И. Бариновой – Волгоград: Учитель, 2005.
  • Баринова И. И. - Рекомендации к планированию уроков, 8кл.-М.: Дрофа, 2003.
  • Баринова И.И, Ром В.Я. - География России: Методическое пособие - М.: Дрофа,
  • Баринова И.И. – Поурочные разработки к учебнику И.И. Бариновой «География России. Природа. 8 кл.» - М.: Экзамен, 2008.
  • Баринова И.И. - Рабочая тетрадь для учителя: 8кл. -М.: Дрофа, 10
  • Баринова И.И. - Современный урок географии: 4.5, 8 кл. - М.: Школьная пресса, 2003.
  • Баринова И.И., Суслов В.Г. – Рабочая тетрадь с комплектом к/к, 8 кл. - М.: Экзамен, 2009.
  • Жижина Е.А. - Поурочные разработки,8 кл.-М: ВАКО, 2004.
  • Клюшникова М.В. – Внеклассная работа, 8 кл. – Волгоград: Корифей, 2006.
  • Курашева Е.М. -  География России в схемах и таблицах – М.: Экзамен, 2009. Малиновская С.А. – Поурочные планы  -  8 кл. – Волгоград: Учитель-Аст, 2004.
  • Лазаревич К.С. - Я иду на урок геогр.: 8 кл.-М.: Первое сентября, 2000.
  • Малиновская С.А. – Поурочные планы (8 кл.) – Волгоград: Учитель, 2004.
  • Николина В.В. География. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2009.
  • Новенко Д.В. - Тематич. и поурочное планирование: 8 кл.- М.: Астрель, 2002.
  • Перепечеева Н.Н. – Нестандартные уроки, 8 кл. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2004..
  • школы - М: Экзамен, 2006.
  • Тарасова Н.В. – Поурочное тематическое планирование. 8 класс: пособие для  учителей ОУ – М.: Просвещение, 2009 (Сфера)
  • Элькин Г.Н. - Поурочное планирование: 8кл. -СПб.: Паритет, 2001. (2шт.)
  • Элькин Г.Н. – Природа России – Твой справочник, 8 кл. – СПб.: Паритет, 2005.

Дополнительная

литература

  • Арефьев И.П. – Экономика России в опорных схемах и таблицах – М.: НЦ  ЭНАС, 2005.
  • Вагнер Б.Б. -  Реки и озера Подмосковья (исторический путеводитель) – М.: Вече, 2007.
  • Вагнер Б.Б. – Семь островов и архипелагов России – М.: Московский Лицей, 2004.
  • Вагнер Б.Б. Семь озер России. - М.: Московский Лицей, 2003.
  • Вагнер Б.Б. Семь рек России. - М.: Московский Лицей, 2003.
  • Лобченкова Т.Ю. Самые знаменитые путешественники России. – М.: Вече, 2001.
  • Шинкарчук С.А. – Доклады, рефераты, сообщения (8, 9 кл.) – СПб.: Литера, 2007.

Электронные издания

  • География: 8 класс, «1С».
  • Природа России (Новый диск), 2008
  • Уроки географии (Кирилла и Мефодия) – 8  класс

Оборудование и приборы

Карты России

Агроклиматические ресурсы

Агропромышленный комплекс

Административная

Водные ресурсы

Восточная Сибирь (комплексная карта)

Восточная Сибирь (физическая карта)

Геологическая

Дальний Восток (комплексная карта)

Дальний Восток (физическая карта)

Европейский Север России (комплексная карта)

Европейский Север России (физическая карта)

Европейский Юг России (комплексная карта)

Европейский Юг России (Физическая карта)

Западная Сибирь (комплексная карта)

Западная Сибирь (физическая карта)

Земельные ресурсы

Климатическая

Легкая и пищевая промышленность

Лесная и целлюлозно-бумажная промышленность

Машиностроение и металлообработка

Народы

Плотность населения

Поволжье (комплексная карта)

Поволжье (физическая карта)

Почвенная

Природные зоны и биологические ресурсы

Растительности

Северо-Запад России (комплексная карта)

Северо-Запад России (физическая карта)

Социально-экономическая

Тектоника и минеральные ресурсы

Топливная промышленность

Транспорт

Урал (комплексная карта)

Урал (физическая карта)

Физическая

Химическая промышленность

Центральная Россия (комплексная карта)

Центральная Россия (физическая карта)

Черная и цветная металлургия

Экологические проблемы

Электроэнергетика

 Учебное пособие. Рельеф. 

  1. Восточно-Европейская равнина.
  2. Кавказ
  3. Уральские горы
  4. Западно-Сибирская равнина.
  5. Средне-Сибирское плоскогорье
  6. Северо-Восток Сибири
  7. Горы Южной Сибири
  8. Дальний Восток
  9. Рельеф дна океана
  10. Формирование современного рельефа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...