Календарно-тематическое планирование для 5-6 класса. География.
календарно-тематическое планирование по географии (5, 6 класс) на тему

Вязовкин Антон Михайлович

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, рабочей программы для предметной линии учебников «Сферы», автор В.П. Дронов, Л.Е. Савельева, 5 – 9 классы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования Российской Федерации

Департамента образования Администрации городского округа Самара

муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 73 городского округа Самара

Адрес: г. Самара, ул. Майская, д. 47, тел. 933-21-58

"Утверждаю"

"Согласовано"

Рассмотрено

Директор МБОУ               СОШ № 73 г.о.Самара

________/Дрожджа Н. Б.

зам. директора по УВР

_______/Глущенко Т. А.

на заседании МО

_______/Елина С.Н.

 

протокол № ______

"_____"_______2014г.

"_____"_______2014г.

"_____"_______2014г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ГЕОГРАФИИ

5 - 9 классы

Предметная линия учебников:  География. Землеведение. 5—6 классы.

Учебник для 5-6 класса. – М.: Дрофа. 2012

Составитель: Вязовкин А.М.

ПРИНЯТА

на заседании педагогического совета

Протокол № _____от «___» ____20__



Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа по географии составлена на основе примерной программы основного общего  образования по географии (серия «Стандарты второго поколения» Примерные программы по учебным предметам.  География. 5-9 классы: проект -2 издание, переработанное - М., Просвещение, 2011год.

Цель :        
• формирование системы географических знаний как компонента научной картины         мира;
• познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину        мира;
• познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира.

Задачи:

  1. формирование представлений о единстве природы, объяснение простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
  1. формирование представление о структуре, развитии во времени и пространстве основных геосфер, об особенностей их взаимосвязи;
  2. развитие представлений о разнообразии природы.

  1. Общая характеристика учебного предмета

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому        развитию        территорий.
Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические        разделы.
В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных        природных        условиях.
Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

        Предмет география относится к сфере естественнонаучных дисциплин.

  1. Место предмета в базисном учебном (образовательном) плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 классы. Общее число учебных часов за пять лет  обучения — 272, из них 34 ч за год по 1 ч в неделю в 5 и  6 классах и по 68 ч за год 2 ч в неделю в 7, 8 и 9 классах.

  1. Личностные,        предметные        и        метапредметные результаты   обучения.

 Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:

  • Овладение  на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
  • Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
  •  Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде- среде обитания всего живого, в том числе                и        человека.
    Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством        географического        знания:
    — познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
    — гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной        деятельности;
    — способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
    — готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
    Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных        жизненных        ситуациях:
    • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые        результаты;
    • умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических        средств        и информационных        технологий;
    • организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального        взаимодействия;
    • умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки        других        людей;
    • умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
    • умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
    Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы                по        географии        являются:
    - формирование представлений о  географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте  научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;

- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места  в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;

- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах его географического  освоения, особенностях природы, жизни, культуре и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах.

-овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;

-овладение основными навыками нахождения, использования и презентации информации;

-формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня   безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдение мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акватория, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

  1. Содержание программы.

География. Землеведение. 5-6 классы

5 класс (1 ч в неделю, всего 34 ч)

Введение (1ч)

Что изучает география. География как наука. Многообразие географических объектов. Природные и антропогенные объекты, процессы и явления.

Раздел 1. Накопление знаний о Земле (5ч).

Познание Земли в древности. Древняя география и географы. География в Средние века.

Великие географические открытия. Что такое великие географические открытия. Экспедиции  Христофора Колумба. Открытие южного морского пути в Индию.

Открытие Австралии и Антарктиды.  Открытие и исследование Австралии и Антарктиды. Первооткрыватели Антарктиды. Русское кругосветное плавание.

Современная география. Развитие физической географии. Современные географические исследования.

Раздел 2. Земля во Вселенной (7ч).

Земля и космос. Земля – часть Вселенной. Как ориентироваться по звездам.

         Земля – часть Солнечной системы. Что такое Солнечная система. Похожа ли Земля на другие планеты. Земля – уникальная планета.

Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Земля и космос. Земля и Луна.

Осевое вращение Земли. Вращение Земли вокруг своей оси. Географическое следствие вращения Земли вокруг своей оси.

Обращение Земли вокруг Солнца. Движение Земли вокруг Солнца. Времена года на Земле.

Форма и размеры Земли. Как люди определили форму Земли. Размеры Земли. Как форма и размеры Земли влияют на жизнь планеты.

Раздел 3. Географические модели Земли (10ч).

        Ориентирование на земной поверхности. Как люди ориентируются. Определение направлений по компасу. Азимут.

        Изображение земной поверхности. Глобус. Чем глобус похож на Землю. Зачем нужны плоские изображения Земли. Аэрофотоснимки и космические снимки. Что такое план и карта.

        Масштаб и его виды. Масштаб. Виды записи масштаба. Измерение расстояний по планам, картам и глобусам.

        Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах. Абсолютная и относительная высота. Изображение неровностей горизонталями.

Планы местности и их чтение. План местности – крупномасштабное изображение земной поверхности. Определение направлений.

Параллели и меридианы. Параллели и меридианы. Параллели и меридианы на картах.

Градусная сетка. Географические координаты. Градусная сетка. Географическая широта. Географическая долгота. Определение географических координат. Определение расстояния по градусной сетке.

Географические карты. Географическая карта как изображение поверхности Земли. Условные знаки карт. Разнообразие карт. Использование планов и карт.

Раздел 4. Земная кора. (11ч)

        Внутренне строение Земли. Состав земной коры. Строение Земли. Из чего состоит земная кора.

        Разнообразие горных пород. Магматические горные породы. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.

        Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Земная кора и ее устройство. Литосфера.

        Разнообразие рельефа Земли. Что такое рельеф. Формы рельефа. Причины разнообразия рельефа.

        Движения земной коры. Медленные движения земной коры. Движения земной коры и залегание горных пород.

        Землетрясения. Что такое землетрясения. Где происходят землетрясения. Как и зачем изучают землетрясения.

        Вулканизм. Что такое вулканизм и вулканы. Где наблюдается вулканизм.

        Внешние силы изменяющие рельеф. Выветривание. Как внешние силы воздействуют на рельеф. Выветривание.

        Работа текучих вод, ледников и ветра. Работа текучих вод. Работа ледников. Работа ветра. Деятельность человека.

        Главные формы рельефа суши. Что такое горы и равнины. Горы суши. Равнины суши.

        Рельеф дна океанов. Неровности океанического дна.

        Человек и земная кора. Как земная кора воздействует на человека. Как человек вмешивается в жизнь земной коры.

6 КЛАСС ( 1 ч в неделю, всего 34 ч )

ВВЕДЕНИЕ (1Ч)

Повторение правил работы с учебником, рабочей тетрадью и атлосом. Закрепление знаний о метеорологических приборах и приемах метеонаблюдений. Выбор формы дневника наблюдений за погодой и способов его ведения.

Раздел 5. Атмосфера (11ч)

        Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Что такое атмосфера. Состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы.

        Нагревание воздуха и его температура. Как нагреваются земная поверхность и атмосфера. Различия в нагревании воздуха в течении  суток и года. Показатели изменений температуры.

        Зависимость температуры воздуха от географической широты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности.

        Влага в атмосфере. Что такое влажность воздуха. Во что превращается водяной пар. Как образуются облака.

        Атмосферные осадки. Что такое атмосферные осадки. Как измеряют количество осадков. Как распределяются осадки.

        Давление атмосферы. Почему атмосфера давит на земную поверхность. Как измеряют атмосферное давление. Как и почему изменяется атмосферное давление. Распределение давления на поверхности Земли.

        Ветры. Что такое ветер. Какими бывают ветры значение ветров.

        Погода. Что такое погода. Почему погода разнообразна и изменчива. Как изучают и предсказывают погоду.

        Климат.  Что такое климат. Как изображают климат на картах.

        Человек и атмосфера. Как атмосфера влияет на человека. Как человек воздействует на атмосферу.

Раздел 6. Гидросфера (12ч)

        Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Что такое гидросфера. Круговорот воды в природе. Значение гидросферы в жизни Земли.

        Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Как и зачем изучают Мировой океан.

        Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность. Температура воды. Соленость.

        Движение воды в океане. Волны. Что такое волны. Ветровые волны. Цунами. Приливные волны.

        Течения. Многообразие течений. Причины возникновения течений. Значение течений.

        Реки. Что такое река. Что такое речная система и речной бассейн.

        Жизнь рек. Как земная кора влияет на работу рек. Роль климата в жизни рек.

        Озера и болота. Что такое озеро. Какими бывают озерные котловины. Какой бывает озерная вода. Болота.

        Подземные воды. Как образуются подземные воды. Какими бывают подземные воды.

        Ледники. Многолетняя мерзлота. Где и как образуются ледники. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота.

        Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере. Как человек использует гидросферу. Как человек воздействует на гидросферу.

Раздел 7. Биосфера (7ч)

        Что такое биосфера и как она устроена. Что такое биосфера. Границы современной биосферы.

        Роль биосферы в природе. Биологический круговорот. Биосфера и жизнь Земли.

        Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в воде.

        Распространение жизни в океане. Распространение организмов в зависимости от глубины. Распространение организмов в зависимости от климата.

        Жизнь на поверхности суши. Леса. Особенности распространения жизни на суше. Леса.

        Жизнь в безлесных пространствах. Характеристика степей, пустынь и полупустынь, тундры.

        Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. От чего зависит плодородие почв. Строение почв.

        Человек и биосфера. Человек – часть биосферы воздействие  человека на биосферу.

Раздел 8. Географическая оболочка (3ч)

        Из чего состоит географическая оболочка. Что такое географическая оболочка. Границы географической оболочки.  

        Особенности географической оболочки. Географическая оболочка – прошлое и настоящее. Уникальность географической оболочки.

        Территориальные комплексы. Что такое территориальные комплексы. Разнообразие территориальных комплексов.

  1. Учебно-методическое обеспечение.

Стандарт основного общего образования второго поколения

 Примерные программа по географии основного общего образования

         В.П. Дронов, Л.Е  Савельева География. Землеведение. 5-6 класс, учебник для общеобразовательных учреждений , М. Дрофа 2011год.

       Душина И.В.,  Коринская В.А.,  Щенев В.А. География материков и океанов. 7 класс, учебник для общеобразовательных учебных заведений. Под редакцией Дронова В.П.. М, Дрофа 2011год.

         Дронов В.П. Баринова И.И. , Ром В.Я. География России. 8 класс. Природа. Население. Хозяйство. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Дронова В.П. в двух книгах . М. Дрофа. 2011 год.

       Дронов В.П. Баринова И.И. , Ром В.Я.География России. 9 класс. Хозяйство. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Дронова В.П. в двух книгах . М. Дрофа. 2011 год.

 География 9 класс. Поурочные разработки  по учебнику В.П.Дронова, И.И Бариновой, В.Я.Рома, А.А. Лобжанидзе. В двух частях

 



Предварительный просмотр:

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Характеристика основных видов образовательной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Введение (1 ч)

1

Что изучает география

1

Формулирование определения понятия «география». Выявление особенностей изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Характеристика природных и антропогенных географических объектов. Установление географических явлений, влияющих на географические объекты. Поиск дополнительной информации о роли географии в современном мире.

Раздел 1. Накопление знаний о Земле (5 ч)

2

Познание Земли в древности

1

Работа с картой: определение территорий древних государств Европы и Востока. Сравнение современной карты с картой, составленной Эратосфеном. Изучение по картам маршрутов путешествий арабских мореплавателей, Афанасия Никитина, Марко Поло. Обозначение маршрутов путешествий на контурной карте. Поиск информации о накоплении географических знаний учеными Древней Греции, Древнего Рима, государств древнего Востока.

3

Великие географические открытия

1

Описание по картам маршрутов путешествий в разных районах Земли. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий. Поиск информации о путешественниках и путешествиях эпохи Великих географических открытий.

4

Открытие Австралии и Антарктиды.

1

Описание по картам маршрутов путешествий Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева. Обозначение на контурной карте маршрутов путешествий.

5

Современная география

1

Поиск на иллюстрациях и описание способов современных географических исследований, применяемых приборов и инструментов.

6

Итоговый урок по разделу «Накопление знаний о Земле»

1

Выполнение тестовых заданий. Работа с учебником, атласом.

Раздел 2. Земля во Вселенной (7 ч)

7

Земля и космос.

1

Поиск на картах звездного неба важнейших навигационных звезд и созвездий. Определение сторон горизонта по Полярной звезде.

8

Земля - часть Солнечной системы

1

Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы по разным параметрам. Составление «космического адреса» планеты Земля. Вычисление площадей материков и океанов. Описание уникальных особенностей Земли как планеты.

9

Влияние космоса на Землю и жизнь людей

1

Составление описания очевидных проявлений воздействия на Землю Солнца и ближнего космоса в целом. Описание воздействия на Землю единственного естественного спутника – Луны.

10

Осевое вращение Земли

1

Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движения Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг своей оси. Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.

11

Обращение Земли вокруг Солнца.

1

Наблюдение действующей модели (теллурия, электронной модели) движения Земли и описание особенностей вращения Земли вокруг Солнца. Анализ положения Земли в определенных точках орбиты на действующей модели ее движений и объяснение смены времен года.

12

Форма и размеры Земли.

1

Поиск информации и подготовка сообщений на тему «представление о форме и размерах Земли в древности». Составление и анализ схемы «Географические следствия размеров и формы Земли».

13

Итоговый урок по разделу «Земля во Вселенной»

Работа с итоговыми вопросами по разделу «Земля во Вселенной» в учебнике. Подготовка на основе дополнительных источников информации и обсуждение проблемы современных космических исследований Земли или других планет Солнечной системы.

Раздел 3. Географические модели Земли (10 ч)

14

Ориентирование на Земной поверхности

1

Определение по компасу направлений на стороны горизонта. Определение азимутов направлений на предметы (объекты) с помощью компаса

15

Изображение земной поверхности

1

Изучение различных видов изображения земной поверхности: карт, планов, глобуса, атласа, аэрофотоснимков. Сравнение плана и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности

16

Масштаб и его виды

1

Определение по топографической карте ( или плану местности) расстояний между географическими объектами с помощью линейного и именованного масштаба. Решение практических задач по переводу масштаба из численного в именованный и обратно

17

Изображение неровностей земной поверхности на планах и картах

1

Работа с картой и планом местности: анализ выпуклых и вогнутых форм рельефа, способов их изображения. Определение по физическим картам высот (глубин) с помощью шкалы высот и глубин. Поиск на физических картах глубоких морских впадин, равнин суши, гор и их вершин. Обозначение на контурной карте самых высоких точек материков и самой глубокой впадины Мирового океана.

18

Планы местности и их чтение

1

Поиск на плане местности и топографической карте условных знаков разных видов, пояснительных подписей. Описание маршрута по топографической карте с помощью условных знаков и определение направления по сторонам горизонта. Определение на плане азимутов направлений на объект.

19

Составление плана местности  

1

Ориентирование на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов. Составление простейшего плана небольшого участка местности

20

Параллели и меридианы

1

Сравнение глобуса и карт, выполненных в разных проекциях, для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Поиск на глобусе и картах экватора, параллелей , меридианов, начального меридиана, географических полюсов. Определение по картам сторон горизонта и направлений движения.

21

Градусная сетка. Географические координаты

1

Определение по картам географической широты и географической долготы объектов. Поиск объектов на карте и глобусе по географическим координатам. Сравнение местоположения объектов с разными географическими координатами.

22

Географические карты

1

Чтение карт различных видов. Определение зависимости подробности карты от ее масштаба. Сопоставление карт разного содержания, поиск на них географических объектов, определение абсолютной высоты территории. Сравнение глобуса и карты полушарий для выявления искажения в изображении крупных географических объектов.

23

Итоговый урок по разделу «Географические модели Земли»

1

Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Географические модели Земли» в учебнике

Раздел 4. Земная кора (11 ч)

24

Внутреннее строение Земли. Состав земной коры.

1

Описание модели строения Земли. Выявление особенностей внутренних оболочек Земли на основе анализ иллюстраций, сравнение оболочек между собой

25

Разнообразие горных пород

1

Сравнение свойств горных пород различного происхождения. Определение горных пород по их свойствам. Анализ схемы преобразования горных пород

26

Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли

1

Сравнение типов земной коры. Анализ схем строения земной коры и литосферы. Установление по иллюстрациям и картам границ столкновения и расхождения литосферных плит, выявление процессов, сопровождающих взаимодействие литосферных плит

27

Разнообразие рельефа Земли.

1

Распознавание на физических картах в атласе различных форм рельефа. Определение на картах средней и максимальной абсолютной высоты форм рельефа.

28

Движения земной коры

1

Установление с помощью географических карт крупнейших горных областей. Выявление закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит. Описание изменения в залегании горных пород под воздействием движения земной коры        

29

Землетрясения. Вулканизм

1

Выявление при сопоставлении географических карт закономерностей распространения землетрясений и вулканизма

30

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Работа текучих вод, ледников и ветра.

1

Описание облика создаваемых внешними силами форм рельефа. Сопоставление и анализ схемы, демонстрирующей соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа

31

Главные формы рельефа суши

1

Распознавание на физической карте гор и равнин с разной абсолютной высотой. Выполнение практических заданий по определению средней и максимальной абсолютной высоты горных стран и крупных равнин, их географического положения.

32

Рельеф дна океанов

1

Выявление особенностей изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставление расположения крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных плит

33

Человек и земная кора

1

Описание по иллюстрациям способов добычи полезных ископаемых. Поиск дополнительной информации о ценных полезных ископаемых и их значении в хозяйстве

34

Итоговый урок по разделу «Земная кора»

1

Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Земная кора» в учебнике. Подготовка на основе дополнительных источников информации обсуждения проблемы воздействия хозяйственной деятельности людей на земную кору

 



Предварительный просмотр:

№ урока

Название тем и уроков

Кол-во часов

Характеристика основных видов образовательной деятельности обучающихся (на уровне учебных действий)

Введение (1 ч)

1

Введение  

1

Знакомство с устройством барометра, гигрометра, флюгера, осадкомера. Измерение количественных характеристик состояния атмосферы с помощью приборов и инструментов. Заполнение дневника наблюдений за погодой

Раздел 5. Атмосфера (11 ч)  

2

Из чего состоит атмосфера и как она устроена

1

Составление и анализ схемы «Значение атмосферы для Земли». Объяснение значения атмосферы для природы Земли. Поиск дополнительной информации о роли содержащихся в атмосфере газов для природных процессов  

3

Нагревание воздуха и его температура

1

Составление и анализ графика изменения температуры в течении суток на основе данных дневника наблюдений за погодой. Вычисление средних суточных температур и суточной амплитуды температур. Решение задач на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой  

4

Зависимость температуры воздуха от географической широты

1

Выявление на основе анализа карт закономерности уменьшения средних температур в зависимости от географической широты. Сравнение средних температур воздуха на разных географических широтах  

5

Влага в атмосфере  

1

Измерение относительной влажности воздуха с помощью гигрометра. Решение задач по расчету абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдение за облаками, составление описания их облика, определение степени облачности, анализ данных показателей облачности в дневниках наблюдений за погодой  

6

Атмосферные осадки

1

Построение и анализ по имеющимся данным диаграммы распределения годовых осадков по месяцам. Решение задач по расчету годового количества осадков на основе имеющихся данных

7

Давление атмосферы

1

Измерение атмосферного давления с помощью барометра. Решение задач по расчету величины атмосферного давления на разной высоте в тропосфере

8

Ветры

1

Определения направления и скорости ветра с помощью флюгера. Определение направления ветров по картам. Построение розы ветров по картам

9

Погода

1

Характеристика погоды. Описание погоды своей местности за день, неделю, месяц и в разные сезоны года. Установление взаимосвязи между элементами погоды

10

Климат

1

Чтение климатических карт, характеристика климатических показателей по климатической карте

11

Человек и атмосфера

Поиск дополнительной информации о неблагоприятных атмосферных явлениях, правилах поведения, обеспечивающих личную безопасность человеку

12

Итоговый урок по разделу «Атмосфера»

1

Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Атмосфера» в учебнике

Раздел 6. Гидросфера (12 ч)

13

Вода на Земле. Круговорот воды в природе

1

Сравнение соотношения отдельных частей гидросферы по диаграмме. Выявление взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе»  

14

Мировой океан – основная часть гидросферы

1

Определение и описание по карте географического положения, глубины, размеров океанов, морей, заливов, проливов, островов. Определение черт сходства и различия океанов Земли

15

Свойства океанических вод

1

Выявление с помощью карт географических закономерностей  в изменении температур и солености поверхностных вод Мирового океана

16

Движение воды в океане. Волны  

1

Определение по картам высоты приливов на побережьях морей и океанов

17

Течения

1

Определение по картам крупнейших теплых и холодных течений Мирового океана  

18

Реки

1

Определение по карте истока и устья, притоков реки, ее водосборного бассейна

19

Жизнь рек  

1

Составление характеристики равнинной (горной) реки по плану на основе анализа карт  

20

Озера и болота

1

Определение по карте географического положения  и размеров крупнейших озер, заболоченных территорий мира. Обозначение на карте крупнейших озер мира

21

Подземные воды

1

Анализ моделей (иллюстраций) «Подземные воды». Поиск дополнительной информации

22

Ледники. Многолетняя мерзлота.

Выявление причин образования и закономерностей распространения ледников и многолетней мерзлоты. Обозначение на контурной карте областей распространения х покровных ледников

23

Человек и гидросфера

1

Определение по карте географического положения и размеров крупнейших водохранилищ мира, обозначение их на контурной карте

24

Итоговый урок по разделу «Гидросфера»

1

Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Гидросфера» в учебнике

Раздел 7. Биосфера (7 ч)

14

Ориентирование на Земной поверхности

1

Определение по компасу направлений на стороны горизонта. Определение азимутов направлений на предметы (объекты) с помощью компаса

15

Изображение земной поверхности

1

Изучение различных видов изображения земной поверхности: карт, планов, глобуса, атласа, аэрофотоснимков. Сравнение плана и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности

25

Что такое биосфера и как она устроена. Роль биосферы в природе  

1

Сопоставление границ биосферы с границами других оболочек Земли. Обоснование проведения границ биосферы

26

Особенности жизни в океане. Распространение жизни в океане

1

Сравнение приспособительных особенностей отдельных групп морских организмов к среде обитания. Определение по картам районов распространения отдельных представителей органического мира океана  

27

Жизнь на поверхности суши. Леса  

1

Выявление причин изменения животного мира суши от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций моделей.

28

Жизнь в безлесных пространствах  

1

Определение по картам географического положения безлесных равнин на разных материках                                                                        

29

Почва

1

Выявление причин разной степени плодородности используемых человеком почв. Сравнение по иллюстрациям строения профиля подзолистой почвы и чернозема

30

Человек и биосфера  

1

Наблюдение за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды  

31

Итоговый урок по разделу «Биосфера»

1

Работа с итоговыми вопросами и заданиями по разделу «Биосфера»

Раздел 7. Географическая оболочка (3 ч)

32

Из чего состоит географическая оболочка. Особенности географической оболочки

1

Объяснение взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки.  

33

Территориальные комплексы

1

Анализ схем для выявления причинно-следственных взаимодействий между компонентами в природном комплексе

34

Итоговый урок по разделу «Географическая оболочка»

1

Сравнение свойств горных пород различного происхождения. Определение горных пород по их свойствам. Анализ схемы преобразования горных пород


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...

Календарно-тематическое планирование для 10-11 класса. География.

Рабочая программа составлена на основе  государственного образовательного стандарта общего образования, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образ...

Календарно-тематический поурочное планирование География 5 -6 класс

Календарно-тематический поурочный план ирование География 5 -6 класс УМК "Сферы".Характеристика основных видов деятельности ученика Количество часов текущего контроля...